АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧБСКОИ ПОДГОТОВКИ у СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF THE ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIR OF RUSSIA ON TRANSPORT AND WAYS OF ITS PERFECTION
УДК 796:351.74
Б.А. КЛИМЕНКО,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) kba-4444@ mail.ru
B.A. KLIMENKO,
candidate of pedagogical science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,
кандидат юридических наук,
доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) alex.us31@mail.ru
A.N. ALEXANDROV,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.Н. ВОРОТНИК
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722)52-55-35
A.N. VOROTNIK
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
О
v — J
w
А.Н. КУЛИНИЧЕВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) kulinichev.andrei@yandex.ru A.N. KULINICHEV (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.Н. КАНДАБАр
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) (4722)52-55-35 A.N. KANDABAR
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в данной статье проводится анализ организации физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте, анализ применения физической силы и боевых приемов борьбы сотрудниками органов МВД России на транспорте. Определяется актуальность теоретической разработки методики профессионально-прикладной физической подготовки курсантов факультета обеспечения безопасности на транспорте с учетом специфики применения боевых приемов борьбы.
Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, боевые приемы борьбы, транспортная безопасность, сотрудники органов МВД России на транспорте, курсанты факультета обеспечения безопасности на транспорте.
Abstract: this article analyzes the organization of physical training of the territorial bodies of the Russian Ministry of Internal Affairs on transport, the analysis of the use of physical strength and fighting methods of struggle employees of the Russian Interior Ministry officials on transport. Determines the relevance of the theoretical development of methods of professional-applied physical preparation of students of faculty of transport security, taking into account the specifics of the application of fighting techniques struggle.
Keywords: physical training, physical qualities, combat fighting techniques, transport security, MVD Russian authorities on transport, the students of the Faculty of Security in transport.
Уровень развития транспортной инфраструктуры в стране определяет уровень её цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение качества и уровня жизни населения страны, способствует сокращению времени доставки грузов и значительному повышению производительности труда. Транспортные коммуникации должны объединять все районы страны, что является необходимым условием единства ее экономического пространства и территориальной целостности государства.
Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации обусловлена увеличением требований к мобильности Вооруженных Сил. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу подразделений гражданской обороны, специальных и аварийно-спасательных служб, соответствие транспортной системы тем задачам, которые обеспечивают военную безопасность страны. Таким образом, определяются условия повышения общенациональной безопасности государства и снижение террористических рисков.
В целях реализации положений Закона «О транспортной безопасности» 9 октября 2007 г. в структуре Министерства транспорта был создан Департамент транспортной безопасности и специальных программ. На него возложены функции по разработке государственной политики и регулированию вопросов обеспечения транспортной безопасности. Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности. Она представляет
собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач, которые обеспечивают формирование, развертывание, функционирование и развитие комплексной системы [10].
Главным управлением на транспорте МВД России в качестве координатора от МВД России в 2010-2013 годах реализованы мероприятия Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р. По линии МВД России в полном объеме исполнено пять мероприятий, направленных на защиту населения на транспорте от угрозы совершения актов незаконного вмешательства [1].
В рамках Комплексной программы разработана система контроля передвижения транспортных средств по территории Российской Федерации. Для этого установлены аппаратно-программные комплексы распознавания государственных регистрационных знаков, а в Новосибирском, Екатеринбургском, Самарском, Волгоградском, Казанском и Нижегородском метрополитенах созданы системы радиосвязи и доступа в базы данных для нарядов полиции, обеспечивающих там правопорядок.
Значительное внимание в программе было уделено техническому укреплению транспортной полиции. За период ее действия для оснащения органов внутренних дел на транспорте закуплено более 11 тыс. специальных технических средств, которые используются подразделениями по досмотру, дежурными частями, патрульно-постовой и другими службами территориальных органов МВД России. Результаты работы показывают, что в 2013 году по сравнению с предыдущим годом число выявленных с помощью нового оборудования граждан, находившихся в розыске, выросло
на 30%, в 3 раза больше обнаружено наркотиков, в 6 раз - оружия.
Комплекс принятых транспортной полицией в 2010-2013 годах оперативно-профилактических мер, в том числе внедрение в ее деятельность современной техники, позволил сократить за этот период количество преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта на 29,2%, а результаты изучения общественного мнения показывают, что за три года уровень удовлетворенности населения мерами, которые предпринимаются органами власти в рамках этой программы, вырос с 43% в 2011 году до 65% в 2013 году [11].
Необходимо обратиться и к еще недавно произошедшим трагическим событиям, которые определяют так или иначе условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков. Так, 24.01.2011 года в зале международных перелетов аэропорта Домодедово террорист-смертник привел в действие взрывное устройство, в результате чего погибли 37 человек, еще 180 получили ранения различной тяжести. 29.12.2013 года в здании железнодорожного вокзала в Волгограде прогремел мощный взрыв, где погибли 16 человек, более 30 получили ранения. При этом путь террористке-смертнице преградил старший сержант полиции Дмитрий Маковкин. 22.04.2013 года «белгородский стрелок», ранее судимый местный житель 1981 г.р. Сергей Помазун около двух часов дня хладнокровно расстрелял троих сотрудников магазина «Охота» г. Белгорода, после чего вышел на улицу и начал беспорядочную стрельбу по прохожим, в результате еще два человека погибли на месте. Позднее девушка, которую ранил преступник, скончалась в больнице. Сутки с лишним понадобились полицейским, чтобы схватить «белгородского стрелка». Сергея Помазуна поймали на городской железнодорожной станции в тот самый момент, когда он попытался спрятаться в товарном вагоне. В грузовом составе подозреваемый планировал выехать из зоны оцепления, но встретил патруль. При задержании преступник оказал вооруженное сопротивление, в результате которого один сотрудник полиции получил несколько проникающих ножевых ранений.
Необходимо отметить, что довольно часто после совершения тяжких и особо тяжких преступлений лица, совершившие данные деяния, пытаются скрыться с места преступления, используя различные объекты транспортной инфраструктуры. Преступники стремятся не только покинуть место совершения преступления, но и сменить регион пребывания, что затрудняет их поиск и задержание. Лица, совершившие подобного рода преступления, наиболее опасны, так как
они готовы оказать сопротивление сотрудникам правоохранительных органов, а зачастую оказываются и вооружены.
В 2012 году МВД России был разработан проект Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел, в рамках которого к основным направлениям развития и совершенствования данного направления деятельности ведомства следует отнести формирование профессионального состава кадров, сохранение, воспроизводство, укрепление, развитие, рациональное и эффективное использование кадрового потенциала; воспитание и всестороннее развитие личности сотрудника органов внутренних дел как гражданина Российской Федерации, защитника жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства, патриота своего Отечества; формирование профессиональной культуры органов внутренних дел на базе осмысления трехсотлетнего опыта служебной деятельности на благо российского государства, исторической славы, служебных и боевых традиций предшествующих поколений защитников правопорядка; обеспечение социальных потребностей и сбережение кадрового потенциала органов внутренних дел и формирование системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников, направленной на укрепление служебной дисциплины и законности в служебных коллективах, искоренение причин и условий, порождающих правонарушения и чрезвычайные происшествия в органах внутренних дел [3].
Подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации имеет свои особенности, обусловленные спецификой деятельности различных служб и подразделений МВД России. Она осуществляется в основном в ведомственных образовательных организациях, комплектующихся по федеральному и региональному принципам. По федеральному принципу комплектуются специализированные образовательные организации, готовящие кадры для конкретных служб МВД России, работа в которых требует специальных знаний, навыков и умений, соответственно, для подготовки которых требует привлечения квалифицированных специалистов узкого профиля, использования специализированных технологий обучения и своеобразной учебно-материальной базы [9].
В современных условиях предъявляются высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников ОВД, и особое внимание необходимо уделять физической подготовке сотрудников полиции, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта, в том числе связанной с применением физической силы и боевых приемов борьбы [4].
В сложной обстановке реформирования системы МВД России, понимая, что необходима специальная система подготовки сотрудников полиции, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта, руководством МВД России принято решение о закреплении за Белгородским юридическим институтом МВД России имени И.Д. Путилина приоритетного профиля подготовки специалистов «Деятельность подразделений по обеспечению безопасности на транспорте» [2].
С этой целью нами был проведен опрос сотрудников полиции, включенных в кадровый резерв на должности начальников линейных подразделений территориальных органов МВД России на транспорте. Данная категория сотрудников проходила профессиональную переподготовку на факультете дополнительного профессионального образования Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина в 2015 году. Разработанный опросник состоял из трех блоков, каждый из которых имел свои задачи.
В таблицу 1 были включены вопросы, отражающие общие представления сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте по организации физической подготовки. Более 90 % респондентов имеют стаж службы в ОВД более 10 лет, а также более 85% имеют практику силового задержания правонарушителей и применения боевых приемов борьбы, что, на наш взгляд, позволяет им объективно оценить все положительные и негативные стороны организации физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте и помочь нам определить направления по совершенствованию организации физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России, обеспечивающих безопасность на объектах транспорта.
При ответе на общие вопросы по эффективности организации физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте большинство респондентов отмечают, что физическая подготовка курсантов и сотрудников ОВД достаточна и практически в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.
Таблица 1
Комплекс вопросов, касающихся организации физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте
№ п/п Вопросы организации физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте Варианты ответов Кол-во человек (П=22) %
1. Ваш стаж работы в органах внутренних дел Российской Федерации? а) до 5-ти лет - -
б) от 5-ти до 10 лет 2 9%
в) 10 лет и выше 20 91%
2. Как Вы считаете, обеспечивает ли физическое воспитание, осуществляемое в нашем вузе, надежность и готовность курсантов и слушателей к будущей работе на объектах транспорта? а) не обеспечивает - -
б) обеспечивает только частично 5 23%
в) обеспечивает в полной мере 16 73%
г) затрудняюсь ответить 1 4%
3. Как Вы считаете, необходимо ли повысить требования к нормативам по физической подготовке для курсантов образовательных организаций системы МВД России и сотрудников ОВД на объектах транспорта? а) да 10 45%
б) нет 12 55%
4. Как вы считаете, отвечают ли в полном объеме требования по организации физической подготовки для сотрудников ОВД на объектах транспорта? а) да 17 77%
б) нет 5 23%
5. Имеется ли у Вас практика силового задержания правонарушителей? а) да 19 86%
б) нет 3 14%
6. Насколько часто во время службы у вас возникала необходимость в применении физической силы? а)часто 2 9%
б) редко 15 68%
в) очень редко 5 23%
Таблица 2
Комплекс вопросов, касающихся развития физических качеств сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте
№ п/п Вопросы развития физических качеств сотрудников МВД России на транспорте Варианты ответов Кол-во человек (П=22) %
1. Выделите уровень значимости физических качеств сотрудников ОВД на объектах транспорта, необходимых при задержании правонарушителя в случае его активного сопротивления? а) сила 9 41%
б) выносливость 1 4%
в) быстрота движений и быстрая реакция 7 32%
г) гибкость - -
д) ловкость 5 23%
2. Какой характер (по интенсивности работы организма), по Вашему мнению, носят операции по задержанию правонарушителя на объектах транспорта (выберите конкретный ответ)? а) скоростной - -
б)силовой 3 14%
в) на выносливость - -
г) скоростно-силовой 19 86%
3. С какой дистанции чаще всего приходилось сотрудникам ОВД на объектах транспорта начинать задержание правонарушителя? а) с ближней - до 1 м 8 36%
б) со средней - от 1 м до 5 м 14 64%
в) с дальней - свыше 5 м - -
4. Укажите,сколько времени чаще всего длилось задержание правонарушителя? а) до 10 сек 3 14%
б) до 20 сек 8 36%
в) до 40 сек 3 14%
г) до 1 мин 4 18%
д) свыше 1 мин 4 18%
Однако при ответах на вопросы, касающиеся развития физических качеств сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте, возникли определенные разногласия и противоречия. Из таблицы 2 мы видим, что опрошенные нами сотрудники отмечают приоритет различных физических качеств, однако большинство из них сходятся во мнении, что задержание правонарушителей на объектах транспорта носит ско-ростно-силовой характер. Что касается времени и длительности задержания, то опрошенные респонденты также не смогли единогласно ответить на этот вопрос. Однако более 80 % отмечают, что задержание правонарушителя проходит во временных параметрах до 1 минуты. Эти данные согласовываются с ранее проведенными исследованиями и позволяют заключить, что время задержания правонарушителя необходимо сводить к минимуму [4,5,6,7].
Следовательно, приоритет развития скорост-но-силовых качеств на занятиях по физической подготовке с данной категорией сотрудников полиции очевиден. При подготовке курсантов, обучающихся на факультете обеспечения безопасности на транспорте, необходима такая
программа, которая бы отвечала требованиям, предъявляемым практической действительностью [8]. Необходима разработка новой методики проведения практических занятий с курсантами и сотрудниками территориальных органов МВД России на транспорте, которая бы отвечала предъявляемым требованиям и реалиям объективной действительности.
В таблице 3 мы представили ряд вопросов, касающихся совершенствования боевых приемов борьбы МВД России на транспорте. Более 85% опрошенных отмечают достаточное количество боевых приемов борьбы для сотрудников МВД России на транспорте. Однако на взгляд большинства из наших респондентов, необходимо разрабатывать и применять новые методики в обучении курсантов и сотрудников МВД России на транспорте, которые бы отражали особенности и специфику задержания правонарушителей на объектах транспорта. Зачастую преследование, задержание и сопровождение правонарушителей выполняется в условиях массового скопления людей или в ограниченном пространстве, где сложно применить большинство общепринятых боевых приемов.
Таблица 3
Комплекс вопросов, касающихся совершенствования и применения боевых приемов борьбы сотрудниками территориальных органов МВД России на транспорте
№ п/п Вопросы совершенствования и применения боевых приемов борьбы Варианты ответов Кол-во человек (П=22) %
1. Как Вы считаете, достаточно ли боевых приемов борьбы, регламентированных нормативными правовыми актами, для силового задержания правонарушителя? а) да 19 86%
б) нет 3 14%
2. На Ваш взгляд, необходима ли разработка специальной методики задержания правонарушителя для сотрудников ОВД на объектах транспорта (задержание в ограниченном пространстве, в местах скопления людей и т.п.)? а) да 14 64%
б) нет 8 36%
3. Как Вы считаете, есть ли необходимость в разработке типовых ситуаций задержания правонарушителей на объектах транспорта? а) да 21 95%
б) нет 1 5%
4. Используется ли такая форма организации физической подготовки для сотрудников ОВД на объектах транспорта, как тренажи перед заступлением на службу? а) да 12 50%
б) нет 12 50%
5. Как Вы считаете, необходимо ли проведение тренажей перед заступлением на службу в таких формах, как отработка боевых приемов борьбы в различных комбинациях, в игровой форме, в форме моделирования типовых ситуаций и т.п.? а) да 18 82%
б) нет 4 18%
6. На Ваш взгляд, какие из предложенных боевых приемов борьбы наиболее эффективны при задержании правонарушителя на объектах транспорта? (выбрать один из предложенных ответов) а) удары руками и ногами - -
б) броски - -
в) удушающие приемы - -
г) болевые приемы 4 18%
д) комбинации боевых приемов борьбы 18 82%
Таким образом, несмотря на то, что физическая подготовка курсантов и сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте по данным нашего опроса является достаточной и практически в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, при применении физической силы и боевых приемов борьбы имеется приоритет скоростно-си-ловых физических качеств, что должно найти свое отражение при подготовке курсантов факультета обеспечения безопасности на транспорте.
Успешное решение проблемы физической подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте целесообразно связывать с внедрением новых методик и технологий обучения, имеющих исключительно профессиональную направленность. При проведении занятий по физической подготовке необходима разработка и внедрение новых методик обучения
курсантов боевым приемам борьбы с учетом тех особенностей, которые встречаются при задержании преступников на объектах транспортной инфраструктуры [5].
Белгородскому юридическому институту МВД России имени И.Д. Путилина при поддержке Главного управления на транспорте МВД России были переданы пассажирский купейный вагон и макет самолета ЯК-40 в качестве полигонов в образовательной деятельности, что даст возможность сотрудникам кафедры физической подготовки разработать принципиально новые методики по преследованию, задержанию и сопровождению правонарушителей, а также технико-тактических действий по применению физической силы и специальных средств сотрудниками полиции в условиях массового скопления людей или в ограниченном пространстве.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации то 30 июля 2010 г. № 1285-р г. Москва.
2. Приказ МВД России от 02.08.2013 № 591 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О про-филизации образовательных учреждений МВД России» [Электронный документ]. Доступ из СПС КонсультантПлюс (ведомственное приложение).
3. Кубышко В.Л. О ходе реализации системы мер по модернизации и совершенствованию работы с личным составом // Вестник кадровой политики МВД России. 2010. № 3. С. 4-12.
4. Дружинин А.В. Особенности специальной физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России / Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXXI Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. 202 с.
5. Насонов А.Е., Горшков Ю.В., Тютин С.С. Меры безопасности сотрудника ОВД при угрозе холодным оружием // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов. - Орел, 2016. С. 96-98.
6. Пастухов Е.В. Обучение применению боевых приемов борьбы / Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11-14 ноября 2013 г. Том I. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2013. С. 198-200.
7. Старков М.А. Факторы, снижающие надежность выполнения боевых приемов борьбы при задержании правонарушителей / Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания». - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015. С. 237-239.
8. Халфина Р.Р., КислицинМ.Н., Минуллин А.З. Актуальность поиска новых методик отбора курсантов в служебно-приклад-ные виды спорта // Вестник Новосибирского государственного университета. 2014. № 5 (21). С. 112-118.
9. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (проект). -М.: ДГСК МВД России, 2012.
10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103547/frame-3
11. www.wciom.ru
12. Герасимов И.В. Формирование у сотрудников полиции практических навыков правомерного применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» . 2014. № 4 (60). С. 232-235.
13. Баркалов С.Н. Профессиографический подход к физической подготовке сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2015. № 4 (32). С. 121-129.
= References =
1. The government of the Russian Federation of 30 July 2010 № 1285-R Moscow.
2. The Ministry of internal Affairs order dated 02.08.2013 № 591 «On amendments to order of Ministry of internal Affairs of Russia from August 29, 2012 № 820 «On of profile educational institutions of the MIA of Russia» [Electronic document]. Access from ATP ConsultantPlus (departmental application).
3. Kubyshko V.L. On the implementation of system measures on modernization and improvement of work with personnel // Vestnik of the personnel policy of the interior Ministry of Russia. 2010. № 3. P. 4-12.
4. Druzhinin A.V. Peculiarities of special physical preparation of cadets of educational institutions of Ministry of internal Affairs of Russia / The Problems and prospects of education development in Russia: materials of the XXXI all-Russian scientific-practical conference / ed. by S.S. Chernov. - Novosibirsk: Publishing house CRNS, 2014. 202 p.
5. Nasonov A.E., Gorshkov Yu.V., Tyutin S.S. Security Measures officers with the threat of a cold weapon // Actual problems of physical culture and sports, cadets, trainees and students. - Orel, 2016. P. 96-98.
6. PastuhovE.V. Training in the application of fighting techniques of struggle / Innovative processes in education: strategy, theory and practice of development: materials of VI all-Russian scientific-practical conference, Ekaterinburg, 11-14 November 2013, Volume I. - Ekaterinburg: publishing house of rgppu, 2013. P. 198-200.
7. Starkov M.A. Factors reducing the reliability of the combat fighting techniques in the apprehension of offenders / Collection of scientific works on materials of all-Russian scientific-practical conference «Physical culture and sport in system of professional education: experience and innovative technologies of physical education». - Yekaterinburg: the Ural law Institute of MIA of Russia, 2015. P. 237-239.
8. Halfina R.R., Kislitsyn M.N., Minullin A.Z. The Relevance of search of new methods of selection of students in the applied sports activities // Vestnik of Novosibirsk state University. 2014. № 5 (21). P. 112-118.
9. The concept of personnel policy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in the bodies of internal Affairs (draft). - M.: DGSC of the interior Ministry of Russia, 2012.
10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103547/frame-3
11. www.wciom.ru
12. Gerasimov I.V. The Formation of the police practical skills of lawful use of combat fighting techniques in the classroom for fizicheskoi training // Scientific notes of Orel state University. Series «Humanitarian and social Sciences» . 2014. № 4 (60). P. 232-235.
13. Barkalov S.N. Professional graphic approach to physical training of employees of internal Affairs bodies // Scientific portal of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2015. № 4 (32). Р. 121-129.
(статья сдана в редакцию 11.04.2016)