Научная статья на тему 'Содержание и организация обучения в Царскосельском лицее'

Содержание и организация обучения в Царскосельском лицее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7387
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савенков Александр Ильич

Царскосельский Императорский лицей был открыт 19 октября 1811 года. Задумывался как элитное учебное заведение. В Петербурге в пору его создания ходили слухи о том, что император Александр I решил воспитывать своих братьев четырнадцатилетнего Николая и двенадцатилетнего Михаила общественно, вместе с отпрысками знатнейших фамилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и организация обучения в Царскосельском лицее»

Савенков Александр Ильич

Содержание и организация обучения в Царскосельском лицее

Царскосельский Императорский лицей был открыт 19 октября 1811 года. Задумывался как элитное учебное заведение. В Петербурге в пору его создания ходили слухи о том, что император Александр I решил воспитывать своих братьев - четырнадцатилетнего Николая и двенадцатилетнего Михаила - общественно, вместе с отпрысками знатнейших фамилий.

Отбор воспитанников. Подростки, поступавшие в Лицей, сдавали экзамены, но определяющим при зачислении были все же не их результаты. Задача воспитания «столпов отечества», государственных служащих высокого ранга, поставленная перед лицеем, в те времена не предполагала отбора претендентов по умственным, творческим способностям или даже по уровню обученности. Главный критерий - происхождение.

В условиях того времени и не могло быть иначе, но не будем слишком строги. И отметим, что, наверное, есть смысл и в этом подходе. Может быть, желание учесть при приеме ребенка в элитное учебное заведение то, как служили отечеству его прадед, дед, отец выглядит не современно, но и не лишено смысла.

Поступление Александра Пушкина в Царскосельский лицей следует рассматривать скорее как случайность: все же он не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями. Вместе с Пушкиным в Лицей было принято 30 подростков. Царских братьев среди них не числилось. Назревала война с Наполеоном, и Александру I, как считали многие, было не до братьев. К тому же не понравился императорской фамилии состав принятых воспитанников. Были они в большинстве своем дети небогатых, незнатных, нечиновных родителей - для великих князей компания неподходящая.

Различной была и подготовка воспитанников. Одни пришли в Лицей из Московского университетского пансиона, другие - из Санкт-Петербургской гимназии, третьи - из частных пансионов, а четвертые прежде обучались дома.

Распорядок. Современные обсуждения проблем обучения одаренных детей постоянно сопровождаются разговорами о перегрузке. Последняя, как многократно отмечали специалисты, возникает вследствие неверно выстроенного режима учебной работы и отдыха. Поучителен в этом смысле для современных организаторов образовательной деятельности режим дня вос-

Савенков

Александр Ильич,

доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор,директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

История лицейского образования в России

питанников лицея. Он был утвержден раз и навсегда и практически не менялся:

1. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти - занятия.

2.

3.

4.

5.

6. 7.

9.

В девять - чай. До десяти - прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». С двенадцати до часа - прогулка. В час - обед.

С двух до трех - чистописание или рисование. С трех до пяти - другие уроки.

А.П. Куницын С лицейской карикатуры Алексея Илличевского, 1816

10. В пять - чай.

11. До шести - прогулка, потом повторение уроков - «вспомогательный класс».

12. В половине девятого - ужин.

13. После ужина до десяти - отдых (рекреация).

14. В десять - вечерняя молитва и сон.

Царскосельский лицей был закрытым учебным заведением и не только в смысле жесткого сословного ограничения принимаемых в него воспитанников. Уже в первый месяц обучения директор лицея В.Ф. Малиновский объявил своим подопечным, что принято решение не отпускать их домой до окончания ими полного курса обучения. Этим распоряжением воспитанники Лицея на шесть долгих лет были фактически изолированы от внешнего мира. Даже приезжавших в гости родителей ограничивали в возможностях общаться с мальчиками.

Идея изоляции воспитанников в те времена рассматривалась как важное условие их нравственного воспитания и обучения. В наше время такое решение было бы признано скорее вредным, чем полезным. Ребенок лишается в этом случае многих возможностей развития, но, может быть, именно это ограничение сыграло роль того важного, «неблагоприятного» условия. Условия, которое послужило не только решению задачи нравственного воспитания и углубленного обучения, как это предполагали руководители Министерства просвещения и Лицея, но и стало средством закалки характера, развития самостоятельности.

В значительной мере благодаря этому ограничению в жизни воспитанников не было той мирской суеты, которая, как позже отметит поэт, крайне неблагоприятна для творчества.

Воспитание. Воспитание будущих государственных деятелей было поручено большому, по нашим современным представлениям, штату руководителей, профессоров, гувернеров, надзирателей и других сотрудников.

Определяя главную идею содержания образования, директор Лицея Василий Федорович Малиновский, подчеркивал, что старается делать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие», чтобы воспитанник чувствовал в педагогах не начальников, а друзей. Он сам никогда не кричал и никого начальственно не

Савенков Александр Ильич

распекал. Лицей в ту пору был единственным учебным заведением в России, где детей не секли. В.Ф. Малиновский гордился этим.

В наше время многие педагоги, работающие с одаренными детьми, часто очень боятся какого бы то ни было «ранжирования» детей, даже по явным заслугам. Например, таким как успехи в учении, победы на конкурсах и т. п. Главный их аргумент, если говорить кратко: это негативно влияет на процесс формирования Я-концепции воспитанника.

Иначе считали лицейские педагоги. Важным средством воспитания, по их мнению, являлось ранжирование воспитанников в зависимости от их успехов. Так, лучшие места за столом (в столовой), ближе к гувернеру, раздающему еду, занимали отличившиеся по поведению и успехам.

Надзиратель и гувернеры внушали воспитанникам, что вести себя в столовой надлежит «благопристойно», как если бы они находились в большом светском обществе, разговаривать следует тихо и «благоприлично». Но дети есть дети и потому завтраки, обеды и ужины часто проходили шумно и весело.

Обучение. Концепция содержания лицейского образования, как и должно быть, вытекала из целей деятельности этого образовательного учреждения. В правах и преимуществах Царскосельский лицей был приравнен к российским университетам. Но вместе с тем, на университет он не походил.

В университетах науки преподавались во всей их полноте и обширности людям взрослым (юношам). Чтобы они в своей области «дошли до совершенства». В Лицее обучали подростков - детей «благородных родителей». Готовили их к особенной цели - государственному управлению. Потому и преподавали им «главные основания» многих наук.

Будущие государственные деятели должны были приобрести различные сведения, которые могли им понадобиться в дальнейшем, поэтому программа Лицея была обширной и пестрой, включала множество предметов. В особом почете было изучение языков: русский, латинский, французский, немецкий. Изучались также риторика, словесность, русская и мировая история, в большом количестве «нравственные науки», география, статистика, науки математические и физические, «изящные искусства и гимнастические упражнения», т. е. чистописание, рисование, пение, танцевание, фехтование, верховая езда и даже плавание.

Важно, что в «Постановлении» о Лицее подчеркивалось, что в основе лицейского «способа учения» должно лежать правило «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать его собственное действие». И многие педагоги стремились учить воспитанников думать самостоятельно, независимо и свободно, что вполне соответствует современным представлениям о содержании образования.

Учились в классах по семь часов в день с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тот же профессор

История лицейского образования в России

занимался с воспитанниками по два часа подряд. Фехтованию и танцам обучали два раза в неделю - в среду и в пятницу по вечерам. Расписание в течение года почти не менялось. Каникулы - только июль!

Все обучение в Лицее делилось на два курса: первый назывался начальным, второй - окончательным. На каждом учились в течение трех лет. При переходе с курса на курс проводился публичный экзамен.

В классах воспитанников рассаживали, так же как и в столовой, - по поведению и успехам. Все шесть лет первым сидел Владимир Вольховский. Уже тогда в обязанности педагогов входила не только оценка учебных успехов воспитанников, но и оценка их способностей. По этим оценкам (а также оценкам Пушкина и других лицеистов) Вольховский, Пущин, Матюшкин, Кюхельбекер считались способными и трудолюбивыми.

Но были среди воспитанников и менее одаренные и при этом очень честолюбивые. Например, князь Горчаков, Корф, Ломоносов готовы были буквально на все, чтобы занять место Вольховского. С детских лет мечтали они о карьере и высоких чинах.

Последние места в классе занимали традиционно Бролью и Данзас. Пушкин сидел обычно ближе к последним и был более дружен с «неспособным и ленивым», по отзывам тех же педагогов, Антоном Дельвигом, чем со старательным, блестящим Александром Горчаковым.

Тяготевшему к творчеству Пушкину ортодоксальное обучение, направленное на усвоение добытых кем-то истин, казалось делом мало привлекательным, этим всегда отличались, и продолжают «отличаться» одаренные дети. И в наше время они редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками в «традиционной» системе обучения, по данным многих исследований, одаренные дети чаще - «троечники».

В этой связи любопытно, что в Лицее первое время действовал «запрет на сочинительство». В наше время в специальном учебном заведении для одаренных, наверное, и в голову никому бы не пришло официально запретить детям творчество. Можем ли мы представить себе современное учебное заведение с гуманитарным уклоном, где детям было бы запрещено писать стихи, выпускать журналы или газеты?

Но нам стоит подумать над тем, что, может быть, это в некоторых ситуациях оправдано и, как видим по Пушкину, способно дать положительные результаты. В эту пору «сочинительство» видимо было, для воспитанников чем-то вроде «запретного плода». Естественно, что лицеисты все равно сочиняли украдкой. В этом были замечены Дельвиг, Илличевский и, конечно, Пушкин. И только позже по специальному разрешению профессора Н.Ф. Кошанского запрет был снят.

Многие педагоги отмечали способности Пушкина, но не возлагали на него больших надежд. Эта ситуация очень типична в

Савенков Александр Ильич

школах для одаренных детей. Педагоги и психологи, работающие в них, чаще всего наибольшие надежды возлагают не тех, кто впоследствии достигает выдающихся результатов. Один из любимых педагогов лицеистов профессор Александр Петрович Куницын -записал в ведомостях об успехах Пушкина по логике: «Хорошие успехи. Не прилежен. Весьма понятен». Кстати, среди лицейских стихотворцев Пушкин не сразу был признан первым. Пальму первенства успешно держал Илличевский.

Внеучебная деятельность. Жизнь лицеистов состояла не только из одних занятий в «классах». Летом много времени проводили «в прогулке», зимой за чтением книг. Лицей имел прекрасную библиотеку. Особенно много времени в ней проводили Пушкин и Кюхельбекер. Потому-то среди воспитанников Пушкин считался самым начитанным, соперничать в этом с ним мог только Кюхельбекер.

Творчество воспитанников Лицея, так же как и современных школьников, во внеурочных занятиях было представлено значительно шире, чем в «основном обучении». Широко известны многочисленные литературные журналы, выпускаемые лицеистами: «Сарско-сельские лицейские газеты», «Императорского Лицея Вестник», «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец» и многие другие, где они по очереди выступали то авторами, то редакторами-издателями.

Пушкин помещал в этих журналах и собственные литературные опыты и рисунки, которые были также замечены и отмечены педагогами и воспитанниками. Как издатель Пушкин выступал в журналах «Юные пловцы» и «Неопытное перо».

Педагоги. Многие современные исследователи отмечают, что в деле развития творческих способностей ребенка важно не столько содержание образования, сколько методы его усвоения. Поэтому для обучения одаренных детей очень важны «образцы творческой деятельности». Демонстрировать их могут родители, учителя, педагоги системы дополнительного образования.

Безусловным залогом успеха деятельности Лицея стало то, что там в подобных «образцах» не было недостатка. Среди профессоров, адъюнктов (помощников профессоров) и учителей было много не только прекрасно образованных, но творческих педагогов.

Важным новшеством, отличившим Лицей от других учебных заведений того времени, было то, что «главные науки» преподавали русские педагоги, а не иностранцы. Творческие, прекрасно образованные специалисты, они были для воспитанников живыми примерами творческого поведения и служения отечеству.

Примечательно, что все профессора Лицея, кроме Давида Ивановича де Будри, были людьми молодыми, не достигшими тридцатилетнего возраста. По оценкам современников, в частности, первого биографа А.С. Пушкина Павла Васильевича Анненкова, лицейские профессора А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Я.И. Карцев, Н.Ф. Кошанский «должны были считаться передовыми людьми эпохи на учебном поприще».

Рисунок А. Пушкина

Любимым педагогом Пушкина был профессор А.П. Куни-цын. Он, а также И.К. Кайданов и Я.И. Карцев окончили Петербургский педагогический институт и, как особо отличившиеся, были отправлены для продолжения образования за границу. Их «усовершенствование» проходило в Геттингене, Иене, Париже - в крупнейших культурных и образовательных центрах того времени. По прибытии в Россию все трое были назначены профессорами в новое образовательное учреждение.

В наше время одним из условий успешного обучения одаренных детей считается не только творчество их педагогов, в какой-либо сфере науки или виде деятельности, но и педагогическое творчество. То есть важно, чтобы педагоги, работающие с одаренными, сами создавали программы, учебники, пособия. Этот принцип соблюдался в Царскосельском лицее.

Например, профессор Н.Ф. Кошанский, до Лицея преподававший в Московском университетском Благородном пансионе и имевший степень доктора философии и свободных искусств, активно сотрудничал с журналами, публиковал статьи, переводы, собственные стихи. Издал несколько учебников и хрестоматию «Цветы греческой поэзии». Служа в Лицее, написал латинскую грамматику, перевел и напечатал огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота, всем этим пользовались лицеисты. и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.