Научная статья на тему 'Событийный характер организации жизнедеятельности Лицеев 19 века (на примере Царскосельского Лицея)'

Событийный характер организации жизнедеятельности Лицеев 19 века (на примере Царскосельского Лицея) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
560
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОБЫТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / TSARKOSELSKY LYCEUM / LIFE ACTIVITY / EVENT / EDUCATIONAL EVENTUALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

В статье представлен анализ организации жизнедеятельности воспитанников Царскосельского Лицея с точки зрения образовательной событийности. Проведён краткий сравнительный анализ характеристик жизнедеятельности Лицея 19 века и современных признаков образовательной событийности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событийный характер организации жизнедеятельности Лицеев 19 века (на примере Царскосельского Лицея)»

6. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1902 - 1924 гг. [Текст] / Н. С. Романов.- Иркутск : Вост. - Сиб. кн. изд. - во, 1994. - 560 с., ил.

Волкова Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «АГАО им. В.М. Шукшина», г. Бийск, Россия

УДК 371.5 ББК 74.2(2Р-4Ле)г

СОБЫТИЙНЫЙ ХАРАКТЕР ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЕВ 19 ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ)

В статье представлен анализ организации жизнедеятельности воспитанников Царскосельского Лицея с точки зрения образовательной событийности. Проведён краткий сравнительный анализ характеристик жизнедеятельности Лицея 19 века и современных признаков образовательной событийности.

Ключевые слова: Царскосельский Лицей, жизнедеятельность, событие, образовательное событие.

EVENTUAL CHARACTER OF THE LIFE ACTIVITY IN THE 19th CENTURY LYCEUMS (FROM THE MODEL OF TSARSKOSELSKY

LYCEUM)

The article presents the analysis of pupils’ life activity in Tsarskoselsky Lyceum in terms of educational eventuality. The brief comparative analysis of the characteristics of the life activity in the 19th century Lyceum and modern signs of educational eventuality have been conducted.

Key words: Tsarkoselsky Lyceum, life activity, event, educational eventuality.

Интерес к событиям, событийности в современной жизни невероятно высок. Вопрос в том, что мы называем событием? По каким характеристикам мы его опознаём? Можем ли мы найти примеры событийности в образовании? На эти вопросы мы попытаемся ответить в статье.

Наш исследовательский интерес составляет изучение образовательной событийности. Категория события исследуется в разных научных направлениях (философия, языкознание, социология, психология). Однако при всей многогранности событийной практики в образовании, концептуальные основания образовательного события, образовательной событийности не разработаны. Учитывая отдельные педагогические работы, опираясь на результаты проведённого нами эмпирического исследования, мы определяем понятие образовательное событие как такую форму образования, организацию взаимодействия, коммуникацию субъектов в образовании, которая открывает и порождает личные смыслы и ценности образования, является условием становления нового опыта.

Отечественная педагогика имеет богатый практический опыт образовательных событий, начиная с коммунарского движения начала ХХ в. и заканчивая современными антропопрактиками. Нам представляется интересным обратиться к школе более раннего периода, в частности к историческим материалам русской школы XIX века. Попытаться рассмотреть жизнедеятельность Лицеев XIX века с точки зрения событийного характера их организации. При этом особое внимание обратим на такую характеристику образовательной событийности как организация взаимодействия, коммуникацию субъектов. Для анализа мы обратимся к истории Царскосельского Лицея, поскольку его жизнедеятельность описана не только в литературных исследованиях, но и представлена достаточным количеством источников (исторические записки, очерки, документы, письма, воспоминания воспитанников и наставников).

В 20-30 годах XIX столетия в системе народного образования России установился тип учебных заведений средних между университетами и гимназиями, однако ближе к первым, чем к последним - Лицеи. Лицеи в России XIX века - сословное привилегированное учебное заведение для детей дворянской знати, готовившее чиновников всех ведомств. Очевидно, что общей причиной появления такого рода учебных заведений был недостаток, с одной стороны, университетов, а с другой — гимназий, стремление соединить в одном учреждении достоинства высшего и среднего образования. Всего в России существовало шесть Лицеев: Императорский Царскосельский Лицей в Царском селе; Александровский Лицей в Санкт-Петербурге; Ришельев-ский Лицей в г. Одессе; Юридический Лицей князя Безбородко в г. Нежине; Демидовский Лицей в г. Ярославле; Лицей в память Цесаревича Николая в Москве. Лицеи просуществовали в России до 1917 г., некоторые из них были сохранены как высшие учебные заведения.

В 1808 году видный государственный деятель М.М. Сперанский, «стараясь о пользе государственной», создал Проект нового учебного заведения для детей дворянских сословий. Проект Лицея в России возник неслучайно, его появление отвечало нуждам времени. В обществе была вера в возможность серьезных социальных преобразований законодательным путём. Прогрессивные общественные деятели А.К. Разумовский, М.М. Сперанский, В.Ф. Малиновский и другие стремились к созданию новых людей, которые могли бы впоследствии осуществлять преобразование России.

Сознавая, что действенность каждого учебно-воспитательного заведения выражается деятельностью окончивших его лиц, что история таких заведений должна излагаться параллельно с описанием жизни наиболее выдающихся его питомцев, мы попытаемся показать по запискам воспитанников и по другим документам того времени внутреннюю жизнь этой школы и попытаемся увидеть событийный характер её организации.

Царскосельский Лицей учреждался исключительно для юношества благородного происхождения, не удивительна и оговорка о цели его, заключавшаяся, по словам первого его Устава, «в образовании юношества, особенно

предназначенного к важным частям службы государственной» [2]. Объём статьи не позволяет проследить более чем 100-летнюю историю Лицея, поэтому мы остановимся на первых шести годах процветания Царскосельского Лицея.

Во главе учреждаемого Царскосельского Лицея поставлен был «со знанием главноначальствующего» граф А.К. Разумовский, до этого бывший попечителем Московского университета. Граф А.К. Разумовский, первый директор Лицея В.Ф. Малиновский, старались пригласить в Лицей лучшие педагогические силы того времени. Н.Ф. Кошанский (доктор философии, профессор российской и латинской словесности) пользовался репутацией опытного преподавателя и составителя многих учебных пособий. Трое его коллег -А.П. Куницин (нравственные науки), Я.И. Карцов (математические и физические), И.К. Кайданов (исторические и физические) - питомцы Петербургского педагогического института. Первый директор Лицея В.Ф. Малиновский возлагал на своих будущих воспитанников большие надежды. Он верил в Лицей, в его назначение - лицейские питомцы должны были зажечься высокой идеей преобразования России. В.Ф. Малиновский создал в Лицее атмосферу свободомыслия, которую впоследствии называли «лицейским духом». После раннего ухода из жизни В.Ф. Малиновского директором Лицея стал А.Е. Энгельгардт. Он поддержал основные идеи лицейского воспитания.

Уже первые дни пребывания в Лицее коренным образом изменили жизнь воспитанников, наполнив её радостной, приподнятой атмосферой. Не только новизна непривычной обстановки, но и ощущение значимости их бытия, ставившего перед мальчиками, как перед взрослыми задачи выработки в себе критического мышления, творческого отношения к жизни определяли их настроение. Патриотическая речь Куницина на открытии Лицея пробудила чувство самосознания и ответственности за возложенные на них обязанности, предначертание будущей незаурядной роли в обществе окрыляло одних, будоражило честолюбивые помыслы других. И всё же возникает вопрос, каким образом, с самых первых месяцев существования, проявилась в Лицее та самостоятельность, то творчество, тот «дух», которые позволяли умам развиваться полнокровно, широко. Было ли это следствием присутствия одного необыкновенного таланта или соединения нескольких даровитых юношей, или благородных устремлений наставников. Позволим предположить, что всё в деле обучения и воспитания в Лицее было направлено на то, чтобы развить индивидуальность каждого и выявить лучшие душевные качества воспитанника.

Лицей был предназначен для «приготовления молодых людей к важным частям государственной службы», но обстоятельства сложились так, что первым «блестящим» плодом его воспитания был юноша совсем не годившийся для службы и, однако же, более всех прославивший это заведение. Многие воспитанники развили литературные способности в Лицее необыкновенно. Свободное от классных уроков время юноши посвящали литературным занятиям, образовав вскоре после поступления в Лицей литературный кружок.

Его участники были связаны между собой любовью к родной словесности. Первой пробой пера были рукописные журналы. Юноши все вместе сочиняли песни, где в шутливых куплетах высмеивали свои недостатки и слабости своих наставников. Душой литературного кружка был юный А. Пушкин. Около него группировались лицейские поэты: Дельвиг, Илличевский, Корсаков. Кюхельбекер, Пущин, Яковлев. Сначала они помещали свои произведения в рукописных журналах: «Вестник», «Неопытное перо», «Пловцы» и «Лицейский мудрец». А вскоре лицеисты стали печататься в московских журналах.

Воспитанники, обладавшие красивым почерком, переписывали сочинённое товарищами. Иллюстрировался журнал в основном Илличевским, способным карикатуристом и рисовальщиком. Надо заметить, что кроме иллюстрирования рукописных журналов лицейские рисовали много и с натуры, иногда и приезжающих в Лицей друзей и знакомых. Уроки С.Г. Чиркова не прошли бесследно - всех своих питомцев он научил рисовать. Известно, что Матюш-кин свои записки во время путешествий сопровождал рисунками. Делали зарисовки Пушкин и Вольховский.

Уже после прославившего себя на литературном поприще первого выпуска, в 1821 году А.Е. Энгельгардт для содействия литературному образованию молодых людей задумал основать «Общество лицейских друзей полезного». На первом собрании А.Е. Энгельгардт говорил: «Предвижу, что это соединение, чисто литературное, приведёт к другому союзу - нравственному, столь же полезному ... ещё более интересному. Эта литературная связь ещё более укрепит узы доверия, откровенности и дружбы, которые уже соединяют нас и которые - скажу с гордостью - ни в каком другом заведении не существуют в такой степени между воспитателями и воспитанниками. На этих вечерах мы сблизимся, мы соединимся ещё теснее, и союз, образовавшийся в этом убежище мира и дружбы продлится, надеюсь, и за пределами Лицея» [1, а 168]. Литераторствование неразрывно было связано у воспитанников с музыкой. Вначале преподавание музыки не было предусмотрено Уставом. Юношам разрешили брать частные уроки. В Лицее было много музыкально одарённых юношей. Музыкальностью, прекрасным голосом отличались, прежде всего, Николай Корсаков и Михаил Яковлев. Антон Дельвиг играл на фортепьяно, Вильгельм Кюхельбекер - на скрипке. О музыкальной одарённости Пушкина говорит музыкальная выразительность его стихов: «Мараю два иль три куплета и их вполголоса пою». Лицейские композиторы Корсаков и Яковлев писали музыку на стихи своих лицейских друзей. И впоследствии М. Яковлев, которого можно назвать одним из гениев русского романса, создал ещё целый ряд произведений на слова Пушкина и Дельвига. Устраивались в Лицее и театральные представления. Всё это, безусловно, способствовало раскрытию способностей воспитанников.

В течение шести лет двадцать девять юношей составляли своеобразную семью. И.И. Пущин в своих воспоминаниях писал: «Образовалась товарищеская семья; в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться,

больше или меньше, личности каждого; близко узнали мы друг друга, никогда не разлучались; тут образовались связи на всю жизнь» [4, а 53]. Среди воспитанников возникли понятия «лицейская республика», «лицейское братство». Они были рождены юношеским энтузиазмом и свободным духом учебного заведения.

Царскосельский Лицей, давший России многих замечательных людей на разных поприщах, более всего привлекает тем, что в нём проходило становление гениального русского поэта. Известно, какое большое место в его творчестве занимает лицейский период. Дружное соединение стольких молодых талантов в Лицее представляет явление необыкновенное. Однако двигателем литературной жизни, душой "лицейского братства" был Пушкин. Какое значение он имел для своих товарищей можно видеть из следующего свидетельства. Лицей был открыт в 1811 г., а уже в марте 1812 г. один из воспитанников, Илличевский, писал своему бывшему соученику в петербургской гимназии Фуссу: «Что касается до моих стихотворных занятий, я в них успел чрезвычайно, имея товарищем одного молодого человека, который живши между лучшими стихотворениями, приобрёл много в поэзии знаний и вкуса» [3, а 5]. Этим учителем своих товарищей был Пушкин, младший из них по годам, но на которого они смотрели, как на старшего. «Всё те же мы. Всё тот же ты» - в эти слова Пушкин вкладывал особый смысл, они были определением верности юношеским клятвам, союзу свободолюбивых, честных друзей, готовых прийти друг другу на помощь, служащих «общей пользе» в широком смысле. Прежде всего, к своим друзьям, преданным братству и свободе, обращался Пушкин: Друзья мои, прекрасен наш Союз

Он как душа неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз.

Значение поэта для последующих поколений воспитанников заключалось не в одном блеске его имени, которым это учреждение гордилось, не в одной любви, с какою он прославлял Лицей в своих стихах; воспоминание о Пушкине дало основной тон и «цвет» всей внутренней жизни Лицея. Исследователи-пушкинисты Руденские, в своих работах отмечают, что «дух» Лицея Царскосельского, продолжал «витать» и в стенах Александровского Лицея [5, 6, 7]. Неслучайно, именно Александровский Лицей оказался инициатором и основоположником Пушкинского музея.

Наставники и воспитанники первого выпуска заложили традиции Лицея, которые впоследствии и определяли тот «дух» Лицея, что позволяет судить о его своеобразном облике. Девиз Лицея «Общая польза», выдвинутый наставниками, с воодушевлением был принят воспитанниками, возвысившими идеалы дружбы и товарищества выше собственных интересов. Это стало характерной чертой и лучших воспитанников последующих поколений.

Велика сила традиции Лицейского «святого братства», выразившаяся в ежегодных встречах (собраниях) 19 октября. Вдохновителем, душой лицейских сходок первого выпуска был Пушкин. Немало стихов им написано на

лицейскую годовщину. Связь питомцев с воспитавшим их заведением поддерживалась и укреплялась А.Е. Энгельгардтом.

Особенную воспитанность и широкую образованность выпускников Лицея, и прежде всего первого выпуска, отмечали все современники, называвшие этот выпуск «блистательным». Вскоре он стал называться «пушкинским». Лицей, получивший в первые годы существования свободу творческой, воспитательной и учебной деятельности, демократической по идейным позициям, ярко и впечатляюще показал силу прогрессивной русской педагогики.

Комментарий. Итак, подводя итог анализа особенностей конструирования в Царскосельском Лицее жизни воспитанников юношеского возраста можно утверждать, что Лицей - это не только образовательное учреждение определённого вида, но и особый тип организации жизнедеятельности. Сопоставляя характеристики жизнедеятельности Царскосельского Лицея с установленных нами современными признаками образовательной событийности такими, как открытие, порождение, новый опыт, мы можем полагать, что организация жизнедеятельности в Лицее имела событийный характер. Воспитанники «открывали» «себя», друг друга; свои способности; «порождали» творческие, гуманистически одухотворённые отношения друг с другом и с наставниками; порождали традиции; воспитанники приобрели опыт новой жизни «для общей пользы». В целом, вся жизнедеятельность в Царскосельском Лицее двадцати девяти юношей в течение шести лет стала для них событием, образовательным событием, изменившим всю их дальнейшую жизнь.

Библиографический список

1. Кобеко, Е. Ф. Императорский Царскосельский Лицей. Наставники и питомцы (1811-1843) [Текст] / Е. Ф. Кобеко. — СПб. : [Б.и.], 1911. — 553 с.

2. Постановление о Лицее [Текст]. - СПб. : [Б.и.], 1810. — 55 с.

3. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники [Текст]: статьи и материалы Я. Грота / под ред. проф. К.Я. Грота. - СПб. : тип. Глазунова, 1899. -315с.

4. Пущин, И. И. Записки о Пушкине [Текст] : письма / И. И. Пущин. - М. : Худ. л-ра, 1956. - 495 с.

5. Руденская, М. П. «Наставникам. за благо воздадим» [Текст] : очерки / М. П. Руденская, С. Д. Руденская - Л. : Лениздат, 1986. -319 с.

6. Руденская, М. П. С лицейского порога [Текст] / М. П. Руденская, С. Д. Руденская. - Л. : Лениздат, 1984. - 319 с.

7. Руденская, М. П. Пушкинский лицей [Текст] : очерк-путеводитель / М. П. Руденская, С. Д. Руденская. - Л. : Лениздат, 1980 - 240 с.

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

Ангеловская Марина Анатольевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.