Научная статья на тему 'Педагогические основы Царскосельского лицея'

Педагогические основы Царскосельского лицея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2952
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович

День 19 октября традиционно празднуется в лицеях и гимназиях нашей страны как знак особого уровня образования, как символ неувядаемости лучших традиций лицейской дружбы и товарищества, возникших на плодотворной почве творческого сотрудничества и поэтического вдохновения лицейского юношества. Именно в этот день в 1811 году Царскосельский лицей открыл двери для своих воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы Царскосельского лицея»

История лицейского образования Et России

В этом номере публикуются некоторые материалы конференции, организованной при участии нашего журнала Общероссийским общественным Движением творческих педагогов «Исследователь» и Департаментом образования города Москвы к 200-летию лицейского образования в России 19-20 октября 2011 года.

Педагогические основы Царскосельского лицея

Богуславский

Михаил Викторович,

член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом истории педагогики и образования УРАО «Институт теории и истории педагогики», Председатель Научного совета по истории образования и педагогической науки РАО

Вы помните, когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог царицин, И мы пришли, и встретил нас Куницын, Приветствием меж царственных гостей.

А.С. Пушкин

День 19 октября традиционно празднуется в лицеях и гимназиях нашей страны как знак особого уровня образования, как символ неувядаемо-сти лучших традиций лицейской дружбы и товарищества, возникших на плодотворной почве творческого сотрудничества и поэтического вдохновения лицейского юношества. Именно в этот день в 1811 году Царскосельский лицей открыл двери для своих воспитанников.

В своей замечательной книге «Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.)», которая послужила основой для подготовки статьи, мой учитель академик РАО Захар Ильич Равкин так описывал это знаменательное событие: «Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 г. в чрезвычайно торжественной и пышной обстановке, в присутствии самого императора, прочих членов царской семьи, высоких государственных сановников и других знатных гостей. Это подчеркивало то особое значение, какое придавалось этому учебному заведению».

Наиболее ярким моментом, завершившим собой акт открытия Лицея и явившимся первым заметным событием в его идейной жизни, стала речь молодого адъюнкт-профессора А.П. Куницына, только что возвратившегося из-за границы, куда он был послан по окончании курса в Педагогическом институте для усовершенствования в науках.

Своим «Наставлением воспитанникам», проникнутым смелыми для того времени идеями и чувствами подлинной гражданственности и патриотизма, А.П. Куницын настраивал мальчиков

Богуславский Михаил Викторович

на возвышенное историческое восприятие окружающей Лицей природы и среды и воодушевлял их. И в самом деле, как могли не подействовать на романтически настроенных юношей такие слова молодого наставника: «Вы будете иметь непосредственное влияние на благо целого общества. Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оные, ибо закон, нарушенный блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». «Единственное мерило человека, - убеждал будущих лицеистов Куницын, - гражданская доблесть и высокая нравственность».

Как известно, поводом к учреждению Лицея послужило намерение Александра I создать учебное заведение, в котором могли бы совместно с несколькими сверстниками пройти курс наук малолетние великие князья, братья императора Николай и Михаил. Однако близкий к императору выдающийся государственный деятель М.М. Сперанский постепенно смог убедить самодержца изменить свое решение и создать Лицей с целью подготовки всесторонне развитых и образованных деятелей для государственной службы.

Все в этом судьбоносном замысле было не случайным и символичным. Начиная, разумеется, от названия. Называя новое, невиданное для России образовательное учреждение «лицеем» его отцы-основатели явно стремились опереться на мощную культурно-историческую традицию и четко обозначить уровень Царскосельского лицея как высшего учебного заведения гуманитарной направленности.

Напомним, что лицеем называлась одна из трех гимназий повышенного типа, расположенная у берегов реки Илиса, возле храма Аполлона Ликейского, откуда и пошло название. Лицей был основан в IV веке до н.э. Аристотелем. В нем преподавали известные люди, например, историк Эвдем Родосский и музыкант Аристок-сен.

На новом историческом витке интерес к лицейскому образованию проявился в эпоху Возрождения, когда западноевропейские гуманисты XVI века возродили лицей как среднее учебное заведение, которое впоследствии стало доступным во Франции и Германии и юношам, и девушкам. Отметим, что немецкие лицеи давали высшее образование.

Вновь античный термин «ликейон» возродился во Франции в конце XVIII в. для обозначения нового типа высших общественных школ. Лицеем был назван основанный в 1781 г. в Париже первый университет «для светских людей». Дальнейшее развитие лицеев во Франции связано с именем Наполеона I, по указу которого с 1802 года стали открываться лицеи как закрытые учебные заведения. Содержание образования в них было практически идентичным содержанию гимназического образования: древние и новые языки, история, география, математика, естественные науки, рисование.

Царскосельский лицея учреждался в предгрозовые дни 1812 г. в тесной связи с государственными и политическими преобразованиями. Их ожидали передовые слои русского обще-

Михаил Михайлович

Сперанский

(1772-1839)

I

вг -Л

п

т \

Император Александр I (1777-1825)

ства. Прогрессивные русские политические деятели (М.М. Сперанский, И.И. Мартынов), выступившие с инициативой основания Лицея, питая великую веру в Россию, в ее судьбу, в доблесть славного народа русского, хорошо сознавали, что послевоенная эпоха потребует еще больше образованных и культурных людей для проведения долгожданных реформ. Они стремились внушить Александру I, что Лицей может быть одним из доказательств намерений императора «в числе первых упражнений, промыслом ему предназначенных, совершить и нравственное образование юношества благородного».

22 сентября 1811 г. Александром I была подписана «Грамота Царскосельскому лицею», которая была изготовлена со всей роскошью и изяществом и являлась знаком монаршего благоволения.

Надежды на отличное воспитание в Лицее и те привилегии и права, которые были даны императором новому учебному заведению, вызвали у дворян желание определить своих сыновей в Лицей.

К приемным испытаниям, которые проходили в три срока (8 августа, 12 августа и 14 сентября), были допущены 36 человек из 50 пожелавших. В результате приемных испытаний 30 человек, лучше других выдержавших все экзамены, были зачислены в Лицей. Небезынтересно отметить, что приемные экзамены проходили на квартире министра народного просвещения, графа А.К. Разумовского, что также должно было подчеркнуть особое, привилегированное положение Царскосельского лицея.

Поступившие различались и по возрасту (барону Корфу было 11 лет, а Малиновскому - 16), и по степени общеобразовательной подготовки: одни успели несколько лет поучиться в пансионе при Московском университете, другие имели за плечами только домашнее образование.

Две линии русского национального воспитания сошлись у истоков Лицея и определили его самобытность. Это характерные черты древнерусской педагогики (стремление утвердить школу у домашнего очага и включить ее задачи в число забот и обязанностей семьи) и передовые русские общественно-педагогические идеи второй половины XVIII - начала XIX в. (идеи воспитания граждан, сынов Отечества, общечеловеческие идеалы, сочетаемые с глубоким национальным самосознанием).

Первая линия русского национального воспитания проявилась достаточно заметно в том, что с первых дней основания Лицея его руководители позаботились, чтобы дети, попавшие в новые условия, не ощутили резкой перемены в своей жизни, чтобы их повсюду окружали домашний уют и спокойная семейная атмосфера. Ни в чем не должен был проявиться казенный или казарменный дух.

Вторая линия лицейского воспитания идет от педагогических идей XVIII в., одним из ярких выразителей которых был И.И.

Богуславский Михаил Викторович

Бецкой - решительный сторонник принципа общечеловеческого формирования юной личности, которое должно предшествовать ее специальной профессиональной подготовке. Путь к созданию «новой породы» людей лежал, по убеждению Бецкого, не через простые школы, а через воспитательные училища, и принимать в них надо было в таком возрасте, когда только начинает пробуждаться сознание ребенка.

Царскосельский лицей по заложенным в его основу принципам воспитания и обучения представлял для своего времени совершенно необычное учебное заведение, где воплощались в жизнь многие прогрессивные педагогические идеи.

Размышляя над этими идеями, З.И. Равкин определил «четыре кита педагогики Царскосельского лицея»:

1. Все взрослые, работающие с детьми, должны искренне и глубоко уважать личность воспитанников. Отличительными чертами, характеризующими Лицей как новаторское учебное заведение своего времени, в нравственно-воспитательном отношении были гуманистические основы взаимоотношений: уважение к личности другого и воспитание чувства собственного достоинства. Они определяли весь уклад жизни Лицея.

Обращение с учениками было исключительно вежливое и тактичное. Учителя и гувернеры называли их по фамилии, с прибавлением слова «господин». Лицей стал первым учебным заведением в России, где были запрещены телесные наказания. Здесь сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся.

Вместе с тем воспитанникам постоянно внушалась мысль, что «все они равны и потому никто не может презирать другого или гордиться перед прочими чем бы то ни было». Запрещалось кричать на дядек (низших служителей), бранить их и требовать от них непредписанных услуг, хотя бы дядьки были собственными крепостными воспитанников.

Принципу индивидуального подхода соответствовала и та система учета знаний и оценки способностей учащихся, которая установилась в Лицее. До 1816 г. отметки по успеваемости и по поведению выражались подробнейшим изложением мнения профессора о каждом ученике. Ежегодно составлялись развернутые характеристики мальчиков, поражающие своей психологической корректностью. Эти мнения профессоров представляли собой развернутые педагогические характеристики и являлись ценнейшими документами о Лицее и его воспитанниках. Ведомости «об успехах, прилежании и дарованиях» показывают вместе с тем, что педагоги весьма тщательно относились к оценке вверенных им «питомцев» и на деле осуществляли принцип внимательного индивидуального подхода к каждому учащемуся. Описание сильных и слабых сторон воспитанника, причины его проступков и отставания в учебе служили основой для последующей индивидуальной работы с лицеи-

Василий Федорович Малиновский

(1765-1814) - 1-й директор Царскосельского Лицея

Егор Антонович Энгельгардт (1775-1862) - 2-й директор Царскосельского Лицея

В 1816 г. в Лицее были введены новые правила оценки поведения и успехов. Принята была более краткая форма ведомостей, где успехи и поведение стали обозначаться цифрами; отличные - 1, очень хорошие - 2, хорошие - 3, посредственные - 4 и худые - 0. Но при этом сохранялся и описательный способ оценки учащихся, только мнение о каждом из них составлялось преподавателями и воспитателями не индивидуальным порядком, а совместно на итоговых заседаниях конференции.

Проверка знаний учащихся проводилась в Лицее, помимо каждодневного текущего учета, довольно часто и всегда в торжественной обстановке. Испытания были трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные (выпускные или переводные из начального на старший курс). На испытаниях, особенно на последних, почти всегда присутствовали министр народного просвещения, члены Академии наук, профессора Педагогического института и другие лица, приглашенные министром, а также родители и родственники воспитанников.

2. Необходима разносторонняя деятельность лицеистов, обращенная к различным сторонам их психики - интеллектуальной, физической, сенсорной, художественно-эстетической. Есть все основания утверждать, что Царскосельский лицей пушкинской поры был передовым, во многом даже новаторским учебно-воспитательным учреждением. Обучение в Лицее разделялось на два курса - начальный и «окончательный», каждый из которых был рассчитан на три года. Начальные курсы, представляя собой одно целое, были направлены на общее развитие, и только в два последних года, когда определялись «господствующие стремления» воспитанников, курс становился специальным и расходился по двум направлениям: одни готовились к гражданской деятельности, другие - к военной.

В программу начального курса входили все гимназические науки, кроме политэкономии, статистики, коммерческих наук и технологии. Но вместе с тем сюда был введен особый курс «изящных наук и гимнастических упражнений».

«Окончательный» курс охватывал основное содержание трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного. Программа включала в себя не только традиционные учебные предметы, но и верховую езду, гимнастику, прогулки и танцы.

Таким образом, Лицей представлял собой высшее учебное заведение как образовательный комплекс, соединяющий в единое целое приоритетные элементы университетского и гимназического курсов.

Здесь было признано и осуществлено на деле педагогическое правило о том, что изучение родного и иностранного языков проходит особенно успешно в раннем возрасте. В результате умелой постановки преподавания словесности почти все воспитанники Лицея к моменту выпуска были доведены до свободного понима-

Богуславский Михаил Викторович

ния иностранных классиков. Многие с легкостью изъяснялись как на немецком, так и на французском языках и великолепно владели устной и письменной русской речью. Главной целью обучения словесности в Лицее считалось развитие и «направление вкуса воспитанников к изящному слову». Эта цель, по мнению лицейских педагогов, лучше всего могла быть осуществлена посредством чтения литературных образцов.

Следует решительно отвергнуть распространенное мнение о господстве в Лицее лени, праздности и скуки. Пушкин и его товарищи, даже «ленивый» Дельвиг, были необычайно живыми, энергичными и предприимчивыми юношами. Они совершали увеселительные прогулки, организовывали военные игры, выпускали литературные журналы, вступали в серьезные и глубокомысленные споры, проводили интереснейшие творческие собеседования и, наконец, писали, с полным сознанием трудностей и особенностей этого дела, замечательные стихи. И самое главное, что во всех этих занятиях лицеистов неизменно царил дух свободы и самодеятельности.

В лицее всемерно поощрялось литературное и художественное творчество, работали группы по интересам, литературные объединения. Издавались несколько литературных журналов. «Возбуждать собственное действие ума детей», «дети не должны быть праздными» - было записано в Положении о Лицее.

Для этого преподаватели широко пользовались различными методами, стимулирующими творческую деятельность: дискуссиями, творческими сочинениями, поисковыми проектами. Центром творчества была библиотека, насчитывавшая восемь тысяч томов и снабжавшая лицеистов разнообразной литературой и информацией.

Занятия лицеистов распределились таким образом, что устранялась всякая возможность утомления. Час учения сменялся отдыхом в комнатах или на открытом воздухе «с приличной возрасту свободой». Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах и ежедневно проводились гимнастические игры как «средство к поддержанию бодрости телесной и духовной».

«Вставали мы, - рассказывал Пущин, - по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. От 7 до 9 часов - класс; от 12 до часу - прогулка, в час - обед; от 2 до 3 - или чистописание или рисование; от 3 до 5 - класс; в 5 часов - чай; до 6 прогулка, потом - повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам - танцеванье или фехтованье. Каждую субботу - баня. В половине 9 часа - звонок к ужину, после ужина до 10 часов - рекреация. В 10 часов - вечерняя молитва, сон».

Лицей выделялся не только замечательной постановкой дела обучения и воспитания, но и своим прекрасным учебным оборудованием. Он был тогда единственным учебным заведением среди других ему подобных школ, где имелись кабинеты математических, физических и естественных наук с богатым для того времени обо-

Александр Пушкин

рудованием. В этих кабинетах лицеисты производили различные опыты.

3. Следует осуществлять управление целенаправленным процессом формирования гражданской зрелости воспитанников.

Первостепенное значение придавалось в Лицее нравственному воспитанию, «облагораживанию сердца». Характерно, что одно и то же преподавание истории Отечества, русской словесности и литературы определяли совершенно различные жизненные стратегии лицеистов: одних - на путях самоотверженной службы самодержавию; других - в противостоянии ей, в борьбе против рабства, несвободы, тирании. Однако безграничная любовь к России, вера в ее предназначение объединяли тех и других.

В воспитательной деятельности большое внимание уделялось дисциплине: применялись поощрения и наказания. Имена отличников писались золотыми буквами на доске, помещенной в классе; лицеистам дарились книги с подписью директора и профессоров, практиковалось награждение золотыми медалями.

Наказания были достаточно строгими, вплоть до лишения общего стола и заключения в карцер; имена проштрафившихся учеников записывались на черной доске, а доска вывешивалась в классе; особо провинившиеся «сажались на хлеб и воду» (на два дня).

4. Необходим высокий профессионализм преподавателей. В Лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но и были творческими людьми: писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Обширные знания и увлеченность предметом передавались лицеистам, стимулируя их интерес, любознательность, личностные поиски.

Учебный процесс в Лицее был направлен на неразрывное единство обучения и нравственного воспитания, поэтому в «Постановлении» указывалось, что первейшую ответственность за нравственность воспитанников несут, помимо директора, профессора и педагоги.

В одном из пунктов «Постановления» было сказано: «Дело наставника не в том только состоит, чтоб дать урок, но чтоб насадить, так сказать, и воспитать его в уме слушателей». Считалось, что в атмосфере душевной близости, симпатии, сочувствия, уважения, в тесном единстве с требовательностью воспитатели смогут передать свои мысли, идеи, жизненные ценности так, чтобы воспитанники не только их заучили, но приняли и сделали «регулятором своего поведения».

Какие же исторические уроки можем мы извлечь, отмечая с высоты нашего времени 200-летний юбилей. По своему типу Лицей был

Богуславский Михаил Викторович

классическим закрытым заведением с присущими ему достоинствами и недостатками. В качестве сильных сторон таких учебных заведений, как правило, выступает высокий уровень образования, общей культуры воспитанников. В качестве недостатков всегда отмечалась оторванность от жизни, искусственный характер воспитательного процесса и всей среды жизни питомцев. Подчеркивалось и то, что идеализм и гуманизм, привитые выпускникам, очень затрудняли для них последующую социализацию в реальной жизни, которая зачастую строилась по жестким правилам, диаметрально противоположным высоким идеалам.

Вот и заложенные в основу педагогики Царскосельского лицея дух свободы и самодеятельности, индивидуальный подход к воспитанникам, учет их умственной зрелости сыграли свою роль в подготовке из лицеистов людей независимых, самобытных, творческих и жизнедеятельных. Лицей выпустил целую плеяду передовых, всесторонне развитых и образованных людей своей эпохи, и это бесспорно.

Вместе с тем воспитанникам внушались мысли о «чистейшей нравственности», «превосходных познаниях», «благороднейшем движении отечественной любви», и все это противопоставлялось профессиональным сведениям, необходимым для чиновника, низменным мечтам об обычной служебной карьере.

Основная воспитательная цель обучения в Лицее - будить самостоятельную мысль питомцев, развивать у них независимость мнений, критическое отношение к действительности. Эта цель, если судить по Пушкину и его ближайшим лицейским друзьям, была с успехом реализована. К семнадцати годам, т.е. к окончанию Лицея, они стали сложившимися, идейно зрелыми людьми с твердыми убеждениями.

Известны нам и последствия такого успешного воспитания нонконформистов. Это тайные общества декабристов, Сенатская площадь 14 декабря 1825 года, каторга и ссылка - крестный путь части лицеистов пушкинского выпуска.

Верный слуга самодержавия Ф. Булгарин, вскоре после поражения декабрьского восстания направивший в III отделение записку «О лицейском духе», так едко охарактеризовал продукт лицейского воспитания: «Молодой человек должен порицать насмешливо все поступки лиц, занимающих значительные места, все меры правительства; знать наизусть или быть сочинителем эпиграмм, пасквилей песен предосудительных; знать все самые дерзкие и возмутительные стихи и места самые сильные из революционных сочинений. Сверх того, он должен толковать о конституции, палатах, выборах, парламентах, казаться не верующим христианским догматам. Верноподданный - значит укоризну на их языке, европеец, либерал - почетные названия».

Естественно, что главная ответственность за такие опасные результаты воспитания в духе вольнодумства и свободомыслия возлагались на педагогов. В данной связи закономерно, что декабрь

1825 года сослужил печальную службу и для Царскосельского лицея. В январе 1829 года Николай I закрыл пансион. Лицеисты лишились права поступать на военную службу и должны были довольствоваться только уделом чиновника.

А в 1843 году Царскосельский лицей получил название Императорский Александровский лицей. Меняется и его местоположение: он разместился в Александровском сиротском доме в Санкт-Петербурге. Его попечителем становится принц Ольден-бургский.

Но это уже совсем другая история... и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.