Научная статья на тему 'Cтимулирование позитивного самоотношения будущих специалистов сферы обслуживания как условие формирования профессионально значимых коммуникативных умений'

Cтимулирование позитивного самоотношения будущих специалистов сферы обслуживания как условие формирования профессионально значимых коммуникативных умений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
329
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE SKILLS / PROFESSIONALLY-IMPORTANT / SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ангеловская Марина Анатольевна, Боровикова Жанна Николаевна

В статье предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогический аспект стимулирования позитивного самоотношения будущих специалистов сферы обслуживания как условия формирования профессионально значимых коммуникативных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cтимулирование позитивного самоотношения будущих специалистов сферы обслуживания как условие формирования профессионально значимых коммуникативных умений»

лицейскую годовщину. Связь питомцев с воспитавшим их заведением поддерживалась и укреплялась А.Е. Энгельгардтом.

Особенную воспитанность и широкую образованность выпускников Лицея, и прежде всего первого выпуска, отмечали все современники, называвшие этот выпуск «блистательным». Вскоре он стал называться «пушкинским». Лицей, получивший в первые годы существования свободу творческой, воспитательной и учебной деятельности, демократической по идейным позициям, ярко и впечатляюще показал силу прогрессивной русской педагогики.

Комментарий. Итак, подводя итог анализа особенностей конструирования в Царскосельском Лицее жизни воспитанников юношеского возраста можно утверждать, что Лицей - это не только образовательное учреждение определённого вида, но и особый тип организации жизнедеятельности. Сопоставляя характеристики жизнедеятельности Царскосельского Лицея с установленных нами современными признаками образовательной событийности такими, как открытие, порождение, новый опыт, мы можем полагать, что организация жизнедеятельности в Лицее имела событийный характер. Воспитанники «открывали» «себя», друг друга; свои способности; «порождали» творческие, гуманистически одухотворённые отношения друг с другом и с наставниками; порождали традиции; воспитанники приобрели опыт новой жизни «для общей пользы». В целом, вся жизнедеятельность в Царскосельском Лицее двадцати девяти юношей в течение шести лет стала для них событием, образовательным событием, изменившим всю их дальнейшую жизнь.

Библиографический список

1. Кобеко, Е. Ф. Императорский Царскосельский Лицей. Наставники и питомцы (1811-1843) [Текст] / Е. Ф. Кобеко. — СПб. : [Б.и.], 1911. — 553 с.

2. Постановление о Лицее [Текст]. - СПб. : [Б.и.], 1810. — 55 с.

3. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники [Текст]: статьи и материалы Я. Грота / под ред. проф. К.Я. Грота. - СПб. : тип. Глазунова, 1899. -315с.

4. Пущин, И. И. Записки о Пушкине [Текст] : письма / И. И. Пущин. - М. : Худ. л-ра, 1956. - 495 с.

5. Руденская, М. П. «Наставникам... за благо воздадим» [Текст] : очерки / М. П. Руденская, С. Д. Руденская - Л. : Лениздат, 1986. -319 с.

6. Руденская, М. П. С лицейского порога [Текст] / М. П. Руденская, С. Д. Руденская. - Л. : Лениздат, 1984. - 319 с.

7. Руденская, М. П. Пушкинский лицей [Текст] : очерк-путеводитель / М. П. Руденская, С. Д. Руденская. - Л. : Лениздат, 1980 - 240 с.

Актуальные вопросы профессиональной педагогики

Ангеловская Марина Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск, Россия Боровикова Жанна Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии, начальник учебного отдела НОУ ВПО «Университет Российской академии образования» (Челябинский филиал)

УДК 37.013.42 ББК 88.4:74.58

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

В статье предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогический аспект стимулирования позитивного самоотношения будущих специалистов сферы обслуживания как условия формирования профессионально значимых коммуникативных умений.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные умения, профессионально значимые коммуникативные умения, самоотношение.

POSITIVE SELF-ATTITUDE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SERVICE AS A CONDITION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT COMMUNICATIVE SKILLS

The author tries to examine psychological and pedagogical aspect to stimulate a positive self-attitude of future specialists in the sphere of service as a condition to form professionally important communicative skills.

Key words: communication, communicative skills, professionally-important, self-attitude.

В условиях изменения социально-экономической ситуации в стране, демократизации общества, трансформации российского образования в контексте Болонского соглашения, обеспечение подготовки конкурентоспособных специалистов, и, соответственно, создание условий для формирования профессионально значимых умений приобретает особое значение. Неслучайно в Концепции модернизации российского образования подчеркивается: «Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [1].

Научно-теоретическая база для исследования проблемы формирования профессионально значимых коммуникативных умений будущих специали-

стов сферы социального обслуживания заложена в исследованиях по философии, психологии, педагогике, социологии и ряда других наук, посвященных проблемам общения (Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.Д. Ширшов и др.)

Принимая во внимание фундаментальное положение психологии, согласно которому внешние факторы всегда действуют лишь опосредованно, через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн), преломляясь через жизненный опыт человека, его личность, выделим среди всех объективных факторов, влияющих на формирование профессионально значимых коммуникативных умений только те, которые могут быть восприняты обучающимися, воздействовать на них через складывающиеся субъективные факторы.

Одним из наиболее сложных социальных объектов, которые человек может воспринимать и на которые он способен реагировать, является он сам. При этом человек воспринимает самого себя примерно так же, как он воспринимает других людей, и видит себя таким, каким (как он считает) другие видят его.

Изучение эмоционально-ценностного отношения личности к себе является традиционной психологической проблемой. Тем не менее она сохраняет свою актуальность в связи с широким кругом проблем, связанных с формированием зрелой, адаптированной личности. Ведущую роль самоотношения в нормальном функционировании личности отмечают многие отечественные и зарубежные психологи: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Н. Мяси-щев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.И. Чесно-кова, Е.В. Шорохова и др. Следуя взглядам К. Роджерса, отметим, что само-отношение отражает устремление человека стать «полностью функционирующей личностью» [6].

Теоретические проблемы изучения самоотношения нашли наиболее полное развитие в трудах И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина, И.И. Чесно-ковой, Е.Т. Соколовой, С.Р. Пантелеева и др. Авторы рассматривают вопросы онтогенеза самоотношения, основные механизмы формирования устойчивого позитивного самоотношения и значимые факторы нарушения нормального развития личности.

Следует отметить, что охватить даже на уровне теоретического анализа все аспекты самоотношения необычайно сложно, и состояние проблемы на сегодняшний день не позволяет ясно и однозначно определить данное понятие. Во-первых, отсутствует общепринятая и устоявшаяся терминологическая традиция. Для обозначения компонента самосознания, связанного с отношением к себе, авторы используют различные термины: самооценка, самоуважение, самопринятие, самоотношение и эмоционально-ценностное отношение к себе. Во-вторых, в понятие самоотношение в зависимости от исследовательских ориентаций вкладывается различное психологическое содержание и, собственно, в литературе отсутствует термин, который способен наиболее полно отразить всё психологическое содержание этого понятия.

Связь процессов самоотношения, самопознания и мотивационно-потребностной сферы привлекала внимание многих исследователей. Однако изучались прежде всего факторы, ведущие к нарушению формирования позитивного самоотношения: степень удовлетворения ведущих потребностей и мотивов, конфликты мотивационных ориентаций, неустойчивость иерархии мотивов и др. Авторы особо подчеркивают значимость зрелой, осознанной мотивации для формирования и поддержания позитивного самоотношения личности. Между тем самоотношение связано с образом жизни субъекта так, что своеобразие мотивационно-потребностнй сферы будет влиять на процесс его формирования. Косвенным подтверждением этому служат результаты исследований О.В. Николаевой, С.Р. Пантелеева, В.В. Столина, Е.Т. Соколовой, выявивших особенности самоотношения, обусловленные образом жизни субъекта. Теоретический фундамент, позволяющий вести научные исследования в русле этой проблемы, заложен в трудах А.Н. Леонтьева, В.Н. Мяси-щева, С.Л. Рубинштейна и др. Актуальность изучения личностно-смыслового аспекта самоотношения связана ещё и с тем, что это позволяет судить о собственно личностном развитии человека. Одно из ведущих направлений в исследовании самоотношения появилось в связи с тем, что ряд авторов, в частности, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, Е.Т. Соколова преодолевают традиционные представления о самоотношении личности как одномерном образовании и рассматривают его макроструктуру, представленную различными «измерениями», отличающимися друг от друга как психологическим содержанием, так и источниками формирования.

Многие авторы справедливо подчеркивают связь самоотношения с развитием личности (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов). Также ряд авторов отмечают его субъектную природу, в основе которой лежит готовность рефлексировать свою деятельность (Е.И. Исаев, В.А. Петровский, В.Н. Слобод-чиков). Исследование профессионального самоотношения специалистов в разных профессиях постепенно становится актуальной темой многих исследователей (В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистякова). Важными для нашего исследования стали работы, посвященные изучению особенностей вузовской подготовки специалистов (Е.П. Белозерцев, А.А. Деркач, Е.А. Леванова, А.В. Мудрик, Е.И. Мыч-ко, П.Н. Новиков, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, Г.С. Сухобская, Л.Ф. Спирин, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.).

В.Н Мясищев особо важное место отводил системе «самоотношение». Чтобы внести терминологическую ясность, отметим, что понятие «самоот-ношение» (установка индивида по отношение к самому себе) шире понятий «самосознание» и «самооценка», т.к. круг явлений, охватываемых термином «самоотношение», включает также неосознаваемые моменты психической жизни индивида [5]. Самоотношение выступает базовой предпосылкой для формирования самосознания. По мнению В.В. Столина, регулятивная функция самосознания проявляется в нескольких направлениях влияния на деятельность. Самосознание может мотивировать (на основе представлений об

«идеальном Я»), воспринимать те или иные поступки, определять отношение к окружающим, влиять на развитие личностных качеств, служить формой самоконтроля.

Р. Бернс, Л.М. Митина в своих работах отмечают, что знание личностных особенностей ребенка зависит от знания учителем самого себя [2; 4]. Данное положение можно перенести и на сферу обслуживания, так как знание и понимание индивидуальных особенностей потребителей работником так же возможно только в том случае, если им хорошо изучена собственная личность.

Для установления и поддержания продуктивных контактов с потребителем необходимо принимать его. Под принятием имеется в виду положительное отношение одного человека к другому при адекватном восприятии его достоинств и недостатков [4]. Принятие работником сферы обслуживания клиента зависит в первую очередь от того, какова у работника степень принятия себя, определяемая самоотношением.

В результате проведенного нами исследования самоотношения у обучающихся с помощью методики С.Р. Пантелеева выявлены некоторые факторы.

Первый фактор «самоуважение» по содержанию определяется следующими шкалами: саморуководство, самоуверенность, закрытость, отраженное самоотношение. Это обобщенное измерение самоотношения близко по содержанию к тому аспекту глобальной самооценки, которую в литературе принято обозначать как чувство компетентности, инструментальности «Я». Самоуважение предполагает процесс оценки себя в соответствии с некоторыми социально-значимыми критериями, нормами, эталонами — представлениями о благополучном и эффективном индивиде, заложенном в идеальный образ «Я» субъекта.

У 38,5% обучающихся отмечается завышенное отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому человеку, средние показатели по данной шкале у 59%, низкие показатели у 2,5% человек.

Второй обобщенный фактор «аутосимпатия» составляет такие шкалы, как самопринятие, самопривязанность, самоценность. В данном факторе фиксируется то содержание, которое ряд авторов называют самоотношением на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе.

По шкале «самоценность» для 44,7% обучающихся характерно ощущение завышенной ценности собственной личности и одновременно, предполагаемую ценность своего «Я» для других. У 52,1% — средние показатели, у 3,2%

— низкие показатели по данной шкале.

Третий обобщенный фактор «самоуничтожение» представлен двумя шкалами: «самообвинение», «внутренняя конфликтность», которые отражают негативное отношение к себе. У 35,2% обучающихся имеются внутренние конфликты, чрезмерное самокопание, протекающее на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе.

Первая и вторая тенденция характерна для людей компенсирующих низкую самооценку комплексом превосходства.

В то же время 29,4% обучающихся отмечают возможность и повышенное желание развития собственного «Я» (шкала «самопривязанность»), у 69,7%

— средние показатели и для 1,2% характерна ригидность «Я-концепция», консервативная самодостаточность.

Влияние самоотношения на успешность в профессиональном общении (по результатам методики «МИС» и наблюдений в период производственной практики) проявляется в следующем:

1. У тех испытуемых, которые имеют высокие или средние показатели по фактору самоуважения и низкие или средние показатели по фактору самоуничтожения, потребность в общении высокая. Обучающиеся, испытывающие чувство компетентности, эффективности своего «Я» свободно общаются с другими людьми и на производственной практике не испытывают проблем в установлении контакта с клиентами и в общении с ними.

2. У испытуемых, имеющих высокие показатели по фактору самоуничтожение, потребность в общении низкая. При прохождении производственной практики эти обучающиеся отмечают, что они очень трудно устанавливают контакт с потребителями и не испытывают трудности в общении только с близкими.

Таким образом, признать индивидуальность потребителя, воспринимать его таким, какой он есть, может тот специалист сферы обслуживания, который осознает себя как значительную личность в своих глазах. Поэтому мы считаем необходимым осуществление стимулирования позитивного самоот-ношения будущих работников сферы обслуживания как условия формирования исследуемых умений.

Данное условие реализуется через коррекцию собственной активности обучающихся в сторону самоуважения и принятия на основе получения позитивной обратной связи, создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, стимулирования осознания собственного успеха или неуспеха в моделирующих педагогических ситуациях, снятия страха ошибок, коррекции самооценки в соответствии с оценкой группы.

Ценностно-ориентационная функция в процессе общения проявляется в рамках проблемы «отношение-поведение», эффективное решение которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров. Проведение нами исследования направленности на межличностные отношения учащихся с помощью теста Т. Лири выявило следующие тенденции:

1. для 34,9% обучающихся характерна способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, стремление заботиться о других, а также терпимость к недостаткам других, умение прощать (7-я шкала — «дружелюбность»);

2. для 17,4% обучающихся характерны доминантность, властность, стремление к превосходству, что отражает деспотичный характер, тип сильной личности (1 -я шкала — «авторитарность»);

3. для 55,9% обучающихся характерна раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера, склонность во всем обвинять окружаю-

щих, замкнутость, свой негативизм они проявляют в вербальной и невербальной агрессии.

Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной работы над осознанием установок позитивного восприятия другого будущими работниками сферы обслуживания в профессиональном общении.

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что признать и принять индивидуальность каждого потребителя, контролировать свое поведение может тот специалист, который осознает себя как значимую личность.

Поэтому мы считаем необходимым осуществление стимулирования позитивного самоотношения будущих работников сферы обслуживания как условие формирования профессионально значимых коммуникативных умений.

Библиографический список

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Текст] // Директор шк. - 2002. - № 1. - С. 97-126.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н Леонтьев. - М. : Просвещение, 1975. - 304 с.

4. Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога [Текст] / Л. М. Митина. - М. : Сентябрь, 1999. - 192 с.

5. Мясищев, В. Н. Социальная психология и психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. - М. : Наука, 1965 - 426 с.

6. Роджерс, К. К. Могу ли я быть фасилитатором в группе? [Текст] / К. К. Роджерс // Хрестоматия по гуманистической психотерапии / сост. М. Папуш.

- М., 1995. - 310 с.

Веретенникова Анна Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГКОУ ВПО "Омская академия МВД России", г. Омск, Россия

УДК 37.013 ББК 74.58:87.7 ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

В статье обосновывается необходимость деонтологического элемента в структуре коммуникативной личности курсанта образовательного учреждения МВД России.

Ключевые слова: коммуникативная культура, теория коммуникации, коммуникативная личность, курсант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.