Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты формирования у студентов позитивного самоотношения'

Психолого-педагогические аспекты формирования у студентов позитивного самоотношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2112
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ПОЗИТИВНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / НЕГАТИВНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООЦЕНКА / SELF-RELATION / POSITIVE SELF-RELATION / NEGATIVE SELF-RELATION / SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-RATING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимов Павел Евгеньевич

Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Позитивное отношение к самому себе (самоотношение) создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития личности. Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для педагогической и психологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the major relations of social life of person is attitude to itself. Any demonstration of person as a social subject is accompanied by inclusion of selfrelation in current process. And positive relation to itself (self-relation) creates the main premises for formation of self-control, self-actualization and selfdevelopment of a person. The self-relation problem and its role in the person structure are extremely topical at present for pedagogical and psychological sciences.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты формирования у студентов позитивного самоотношения»

ботодателя влияют на те или иные компетенции специалиста. С другой стороны, имеет право на существование и восприятие модели как личностного образца профессионала, что акцентирует при ее изучении культурную обусловленность идеального специалиста.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// slovari.299.ru.

2. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

3. Снопко Н.М. Формирование социально открытой системы среднего профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2008. - 40 с.

4. Фролова С.Л. Технология разработки модели специалиста как образа профессионального идеала // Человек и образование. - 2009. - №»4. -С. 113-118.

УДК 37.013.77

Герасимов Павел Евгеньевич

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г Чернышевского

sam28031985@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ

Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Позитивное отношение к самому себе (самоотношение) создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития личности. Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для педагогической и психологической науки.

Ключевые слова: самоотношение, позитивное самоотношение, негативное самоотношение, самосознание, самооценка.

В связи с глубинными социально-экономическими изменениями, происходящими в российском обществе, востребованность в творческой личности на всех ступенях его развития становится все более актуальной [1, с. 129]. В этих условиях образовательное учреждение должно не только создать благоприятные условия для освоения профессиональных знаний, умений и навыков, но и сформировать у будущего специалиста ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств. Поэтому одной из важнейших проблем образования становится проблема формирования активной, конкурентоспособной личности, обладающей такими качествами, как: толерантность, гибкость мышления, организаторские и лидерские качества и главное стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Однако в реальной жизни у студентов крайне редко происходит осознание необходимости саморазвития. Кроме того, современная система образования ориентирована главным образом на реализацию образовательной функции процесса обучения в ущерб воспитательной и развивающей функциям.

Вместе с тем следует отметить, что именно отношение к самому себе (самоотношение) создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Проблема самоотношения и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для педагогической науки.

Проблеме отношения к себе - самоотноше-нию студентов - уделялось значительное внимание в работах разных авторов. Ей посвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований отечественных педагогов и психологов (С.Н. Амбурцев, Б.Г. Ананьев, Б.А. Ашмарин, Б.М. Бахмудов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, Е.Г. Еделёва, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Сто-лин, Н.Е. Харламенкова, Ж.К. Холодов и др.), которые рассматривали ее в контексте более общей проблемы - проблемы развития личности. В зарубежной психологической литературе также имеются многочисленные исследования по психологии самосознания и самоотношения. Это работы У Джеймса, С. Куперсмит, Дж. Маккарти, Г. Марвелла, М. Розенберга, Р Уайли, Л. Уэллса,

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Герасимов П.Е., 2010

Л. Фестингера, Д. Ходжа и др. Однако анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке отсутствует систематизация отдельных проявлений отношения к себе и их представление в виде структуры самоотноше-ния [5, с. 99].

Большинство авторов отмечают, что позитивное отношение к себе в основном формируется в связи с когнитивной составляющей самосознания - образом Я. Лишь отдельные ученые напрямую затрагивают взаимосвязь эмоционально-оценочной и поведенческой составляющей самосознания (О.Р. Бондаренко, Р.П. Мильруд, Л.М. Митина, С.Р. Пантилеев и др.) [2, с. 134].

Несмотря на существование многочисленных теоретических исследований и практических разработок в области развития самосознания, на наш взгляд, недостаточно изучены и реализуются пути формирования позитивного самоотношения студентов в процессе обучения и воспитания. В настоящее время эта проблема решается в процессе деятельности психолога с использованием активных социально-психологических методов обучения (тренинг). При этом практически не используются возможности учебного взаимодействия преподавателя со студентом с целью формирования позитивного самоотношения. Более того, педагоги в своей работе не уделяют этому вопросу большого внимания по различным причинам, в том числе и из-за недостаточной компетентности в области психологического воздействия.

Все это дает основание говорить о необходимости подготовки преподавателей к овладению системой средств и методов психологического воздействия, повышающего эффективность учебно-воспитательного процесса, а также способствующих формированию позитивного самоот-ношения, развитию самосознания студентов.

Многие авторы, а именно А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др., наряду с самоотношением выделяют и другие аспекты самосознания: самопознание, самоконтроль. Кроме того, самоотно-шение рассматривается в качестве одного из видов отношений наряду с субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями (В.А. Петровский, В.Н. Мясищев А.Ф. Лазурский, С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин и др.).

Эмоционально-ценностный характер самоот-ношения подчеркивают И.И. Чеснокова, В.В. Сто-лин, Т.В. Архиреева. Показано, что природа самоотношения не замыкается внутренним про-

странством личности и ее самосознания, а через мотивы связывается с реальной жизнедеятельностью субъекта, выполняя одну из своих основных функций - интеграцию отдельных эмоциональных оценок личности и их выражение в виде общего смысла Я.

Известные отечественные и зарубежные ученые (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон, Д. Мида, М. Розенберг и X. Каплан и др.) выделяют четыре значимых для понимания природы самоотношения момента:

1) ведущую роль в развитии самоотношения имеет степень соответствие образов реального и идеального Я, именно это соответствие и служит показателем уровня развития самоотноше-ния личности. Данная точка зрения отражена в работах К. Роджерса, К. Хорни и др.;

2) основным механизмом формирования са-моотношения является интериоризация отношений значимых других. Наиболее подробно данное положение отражено в работах по символическому интеракционизму Д. Мида и его последователей. По мнению авторов данного направления, в процессе социального взаимодействия индивид «применяет» к себе отношение окружающих, усваивает его, и в результате этого процесса у него формируется отношение к себе;

3) индивид формирует отношение к себе через призму своей идентичности. Данное положение разработано в эпигенетическом подходе

Э. Эриксона;

4) устойчивость самоотношения поддерживает Р. Бернс, объясняя это самонаправленностью эмоций, связанных с образом Я. Сходных взглядов придерживаются М. Розенберг и X. Каплан, которые полагают, что устойчивость самоотно-шения личности обеспечивают два основных внутренних мотива: мотив самоуважения, обеспечивающий поддержание самоуважения личности на относительно высоком уровне, и потребность в устойчивости образа Я [2, с. 135].

В связи с этим важно перечислить следующие функции самоотношения:

- функция «зеркала» (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это «зеркало» переносится вовнутрь, отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенети-

ческом развитии человека. Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального средства изучения генеза самосознания;

- функция самовыражения и самореализации. Система самоотношения выполняет главную роль в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию;

- функция сохранения внутренней стабильности Я. Эта функция самоотношения осуществляется по мере и в силу той тенденции к внутренней согласованности к конгруэнтности, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе;

- функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность;

- функция психологической защиты. При получении информации, представляющих угрозу сложившимся представлениям о собственном Я, и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа «фальшивого я» и т.д.;

- функция интракоммуникации. Социальная природа личности включена в процесс постоянного взаимодействия с социальным миром, но и для себя самой личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и «разыгрывая» коммуникационные процессы на «сцене» внутренней жизни. Базой для таких интраком-муникационных процессов является система са-моотношений [4, с. 147].

В общем виде Р. Бернс определяет самоотно-шение или интегральную самооценку, как аффективную составляющую установки на себя, имеющую устойчивый характер и обладающую различной интенсивностью в зависимости от контекста и когнитивного содержания образа Я.

Несмотря на общее сходство структурных компонентов самосознания, представленных в работах разных психологических школ, зачастую их смысловое содержание отличается. Под структурой самосознания личности понимается совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. Российские исследова-

тели (В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.) выделяют трехуровневую структуру самосознания. Так, И.И. Чеснокова считает, что в структурном отношении самосознание представляет собой единство трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностностной (самоотноше-ние) и действенно-волевой, регулятивной (саморегуляция) [1, с. 130].

Именно отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, является одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры, и создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Каждый акт самосознания - это взаимодействие самопознания и самоотношения. С одной стороны, отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях, с другой - самоотношение существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок. Сформировавшееся самоотноше-ние играет большую роль в восприятии человеком других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценке. И именно эмоционально-ценностное отношение к себе детерминирует развитие регулятивного компонента самосознания, а также обуславливает индивидуальный стиль поведения личности [4, с. 143].

Анализ литературы по проблемам формирования позитивного самоотношения студентов показал, что остаются неизученными механизмы психологического воздействия на самоотноше-ние студента в условиях учебно-воспитательной деятельности, а также другие актуальные вопросы, требующие дальнейшего изучения.

Изучение проблем формирования позитивного самоотношения студентов позволило выявить следующие противоречия:

- между необходимостью формирования личностно-профессиональных качеств студентов вузов, успешно продвигающихся на рынке труда, оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных условиях развития общества и недостаточностью использования в образовательном процессе системы средств и методов, психологического воздействия на личность с целью развития этих качеств;

- между имеющимся образовательным потенциалом вуза и отсутствием научно обоснован-

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

ных подходов к процессу формирования позитивного самоотношения студентов.

Важное значение в формировании отношения к себе придается позитивному самоотношению, которое интегрирует в себе самопринятие, самоценность, отраженное самоотношение, интерес, самоуверенность и др. В системе позитивного самоотношения выделяется две подсистемы: система самооценок, основанная на сравнении себя с другими (самоуважение) и система эмоционально-ценностного отношения к себе, основанная на сравнении себя с самим собой (аутосимпатия). При неблагоприятном стечении обстоятельств возможно развитие противоположных характеристик - неприятия себя, неуважения, отсутствия интереса к себе, нарастания внутренних конфликтов и чувства вины, которые в целом интегрируются в негативное самоотношение [1, с. 135].

На основе изучения литературы по исследуемой проблеме, было сформулировано следующее определение самоотношения: отношение к себе - самоотношение - это эмоциональный компонент самосознания, в котором выражается общий интегрированный смысл Я субъекта. Оно рассматривается как многомерное динамическое образование, в структуру которого входят такие компоненты как «позитивное отношение к себе» (самоуважение и аутосимпатия) и «негативное отношение к себе» (самоуничижение).

Следовательно, самоотношение студентов можно рассматривать как многомерное динамическое образование, которое понимается как выражение смысла Я для субъекта, устойчивое позитивное или негативное чувство по отношению к своему Я. При этом под позитивным самоот-ношением студентов понимается принятие субъектом собственной личности в целом, переживание чувства уверенности в себе, ощущение

ценности своего Я. Негативное самоотношение сопровождается стремлением индивида поставить себе в вину свои промахи и неудачи, выраженной внутренней конфликтностью, неадекватной самооценкой, интенсивным использованием защитных механизмов.

Итак, теоретический анализ позволил нам систематизировать сведения о формирование у студентов позитивного самоотношения, накопленные зарубежной и отечественной психологической наукой. Стало очевидным, что процесс формирования позитивного самоотношения у студентов нуждается в дальнейшей разработке и конкретизации, и особенно важно его изучить и описать в период интенсивного формирования самосознания в старшем юношеском возрасте.

Библиографический список

1. Давиденко Л.В. Формирование самоотношения личности учителя в ВУЗе // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». - 2006. - .№2. - С. 129-136.

2. Давиденко Л.В., Цедринский А.Д. Психологические проблемы субъектного самоотношения студентов педагогического ВУЗа // Студент как субъект образовательного процесса: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. -Краснодар: «Экоинвест», 2005. - С. 132-136.

3. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система. - М.: МГУ, 1991. - 110 с.

4. Портнова Ю.М. Индивидуальные особенности самоотношения студентов вузов // Приволжский научный журнал. - 2008. - .№3. - С. 142-149.

5. Рубченко А.К. Самоотношение как фактор формирования отношения к родителям в период поздней юности // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: сб. матер. между-нар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2004. - С. 98-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.