и. В. градулева
250 лет со дня рождения в. ф. малиновского, первого директора
царскосельского лицея
УДК 371.113.1 (092)(091) ББК 74.03(2)5-8
Первый директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский не только проделал большую работу по организации лицейского образования, но оказал заметное влияние на воспитание лицеистов. Его педагогический талант сыграл важную роль в судьбе воспитанников.
Ключевые слова: педагогика; лицей; личность; ученик; директор; наставник; воспитание; обучение.
I. V. Graduleva
Ey THE 250 BIRTHDAY ANNIVERSARY OF THE FIRST DIRECTOR OF TSARSKOYE SELO LYCEUM
MALINOVSKY
V. Malinovsky, who was the first director of the Tsarskoye Selo Lyceum, did the great work on organization of education in this lyceum. He has affected on the formation of the personalities of the students. His pedagogical talent played an important role in the lives of the students.
Key words: pedagogy; lyceum; personality; student; director; mentor; nurturing; education.
В своей статье «Мильон терзаний» русский писатель И. А. Гончаров, рассуждая о прогрессивной роли Чацкого, спорил с пословицей: «Один в поле не воин». «Нет, воин, если он Чацкий, — настаивал Гончаров, — и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».
Да, первым всегда трудно: двигаться вперед, отстаивать свое мнение, утверждать новое... Но от того, насколько убежденно они, эти «пер-
вые», будут действовать, зависит не только результат их деятельности, зависит успешность последователей этих «застрельщиков».
В 2015 году исполнилось 250 лет со дня рождения Василия Федоровича Малиновского. Именно ему, прежде всего, могли быть адресованы пушкинские строки: «Наставникам, хранившим юность нашу, ...за благо воздадим». В. Ф. Малиновский был директором Царскосельского ли-
цея самой незабвенной пушкинской поры.
В справочной литературе о Малиновском — скупые строки: «Сын московского протоиерея. Окончил московский университет. Служил в разных должностях в коллегии иностранных дел. С основанием Царскосельского лицея в 1811г. был назначен его директором». Краткая справка завершается еще более лаконично: «Директорствовал неполных 1
три года» .
И только немногие посвященные знали, что за словами «неполные три года» скрывался титанический труд, который проделал В. Ф. Малиновский, встав во главе нового для России вида учебного заведения — лицея.
Известные государственные деятели по инициативе Александра I разрабатывали проект реформы отечественной системы образования. Учитывая западноевропейский педагогический опыт, они предложили открыть привилегированные учебные заведения закрытого типа, где дворянские дети должны были получить достойное образование, чтобы потом участвовать в управлении государством.
Россия не знала подобных школ: дворянские дети чаще всего обучались дома либо в частных пансионах или гимназиях. Открыть школу с воспитательной системой, в рамках которой ученики не просто получали бы глубокие знания, но и развивались бы нравственно, было делом трудным. Эта миссия была возложена на плечи В. Ф. Малиновского.
В «Программе записок» — набросках автобиографии — А. С. Пушкин неоднократно упоминает имя первого директора. Этот умный, высокообразованный человек горячо любил Россию, мечтал о существенных переменах в стране, и самое деятельное участие в этих переменах, по его мнению, было уготовано лицеистам. Именно поэтому при составлении учебной программы особое внимание директор уделил не только образовательным дисциплинам, но и вопросам воспитания истинного человека и гражданина. Преподавание в лицее было пронизано идеей утверждения «гражданских свобод», критического отношения к любым проявлениям деспотизма.
Особенно настаивал Малиновский на отмене телесных наказаний, тогда как в большинстве учебных заведений били. Даже карцера поначалу в лицее не заводили, он появился позже. Директор не принимал насилия ни в какой форме, с лицеистами всегда был вежлив и тактичен, за что снискал искреннее уважение своих подопечных.
Будучи человеком чутким и эмоционально тонким, В. Ф. Малиновский понимал ситуацию психологического дискомфорта, который ощущали «оторванные» от родного дома подростки. Поэтому атмосфера домашнего тепла и уюта по возможности всячески создавалась и поддерживалась в лицее.
Еще до зачисления в лицей ребята побывали на квартире директора. «Туда нас неоднократно собирали
1 Вересаев В. В. Спутники Пушкина. М. : Захаров, 2001. С. 37.
сначала для снятия мерки, потом для примеривания платья, белья, ботфорт, сапог, шляп и пр. Сын директора Иван тут уже был для нас чем-то вроде хозяина», — вспоминал И. Пущин1. Малиновский старался по-отечески относиться к воспитанникам, не забывал поздравлять их с днем рождения. Чтоб лицеисты не скучали, директор устраивал шумные праздники, балы с иллюминацией.
Много сил прикладывал директор к тому, чтобы занять, просветить, развить своих воспитанников. Он настоял на оригинальной организации учебного процесса, когда занятия чередовались с отдыхом: подвижными играми, прогулками на свежем воздухе. Директор был инициатором многих внеурочных форм деятельности: литературных состязаний, в которых один начинал историю, а другие должны были спонтанно придумать продолжение; соревнований по иностранному языку: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют. Малиновский поощрял издание рукописных журналов, где сами ребята были и авторами, и редакторами, и оформителями.
Директор пристально следил за успехами воспитанников. О том, насколько внимателен он был к их духовному росту, свидетельствуют письма, которые Малиновский отправлял родителям ребят. Например, в послании матери одного из лицеистов Владимира Вольховского директор не просто констатировал высокие ре-
зультаты ее сына в учебе, но и подчеркивал, что Владимир всего достигал исключительно своими силами, не имея знатного имени или особенного богатства.
Важно отметить, что лицейская педагогика мыслилась устроителями лицеев как элитарная педагогика для дворянских детей. Но внутренняя политика В. Ф. Малиновского строилась по принципу, что «воспитывающие и воспитываемые составляли всегда одно сословие»2. Не дворянский статус ребят оказывался важным для директора, а их способности и наклонности, трудолюбие, творческая активность. Поэтому станут лицеистами и достойно будут нести это звание не только потомственные дворяне, но и В. Вольховский, сын бедного гусара из Полтавской губернии, поступивший в лицей как первый ученик Московского университетского пансиона; и А. Тырков, сын скромного капитана из новгородской глуши. Все они в равной мере будут заслуживать внимания и заботы директора, который в каждом воспитаннике видел личность.
Один из лицеистов А. Илли-чевский говорил в своем письме: «Благодаря Бога, у нас, по крайней мере, царствует свобода (а свобода — дело золотое)...С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся»3. Такое непринужденное общение преподавателей и учеников за рамками уроков: во время прогулок,
1 Эйдельман Н. Я. Прекрасен наш союз. М. : Мысль, 1991. С. 178.
2 Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. М. : Современник, 1984. С. 92.
3 ЭйдельманН. Я. Прекрасен наш союз.... С. 80.
совместного обеда, вечернего чтения книг — поощрялось директором.
Безусловно, чтоб повлиять на другого человека, педагог сам должен состояться как личность. В. Ф. Малиновский был разносторонним человеком: имел широкие общественные взгляды, владел европейскими и восточными языками, древнегреческим и латынью. О его общественно-политической позиции говорят названия работ, которые опубликовал директор: «Записка об освобождении рабов», «Размышления о преобразовании государственного устройства России», он был одним из первых, кто разработал проект отмены крепостного права в России (1802). Малиновский и своих коллег стимулировал глубоко заниматься наукой и печататься. Многие из педагогов издавали собственные учебные пособия, по которым проводили занятия с лицеистами.
Именно первый директор положил начало организации библиотеки, которую по количеству и разнообразию журналов и книг можно считать гордостью лицея. Воспитанникам были доступны издания: «Русский вестник», «Вестник Европы», «Сын Отечества», а также иностранные журналы. Библиотечный зал часто становился своеобразным дискуссионным клубом, где лицеисты живо обсуждали общественные новости, а преподаватели становились полноправными участниками этих обсуждений.
Обозревая организационную и наставническую деятельность
Малиновского, отмечая бесспорные успехи и достижения на этом поприще, не следует забывать, какой объем подготовительных работ проделал директор, прежде чем учебное заведение, которое он возглавлял, приобрело настоящий авторитет в образовательной среде. Вся работа по обустройству лицея, набору преподавателей, составлению правил и инструкций легла на него. В полной мере оценить трудности, с которыми столкнулся первый лицейский директор, позволяют слова известного исследователя Н. Я. Эйдельмана: «Ни ученики, ни даже родной сын Иван в ту пору не могли понять, как с первых дней обступили прогрессивного, мыслящего директора аракчеевские надзиратели; как опасно и трудно было Малиновскому воспитывать в детях то, чего он желал, и, по всей вероятности, эта нервная, трагическая ситуация немало ускорила его 1
конец» .
Смерть Малиновского 23 марта 1814 г. была внезапной. Он ушел на 49-ом году жизни. В последнее время ему пришлось особенно нелегко. Уже сложилось общественное мнение о лицее как об учебном заведении, где педагоги проповедовали вольнодумные взгляды, где приветствовались проявление чувства собственного достоинства, независимость суждений. В этой ситуации директору трудно было отстаивать свои позиции. Его положение было близко положению Чацкого:
Служить бы рад —
Прислуживаться тошно.
1 ЭйдельманН. Я. Прекрасен наш союз... С. 203.
Лицеисты с болью восприняли весть о кончине Малиновского. Проводить директора в последний путь пришел не только министр народного просвещения А. К. Разумовский, не только все служащие лицея, но и пятеро воспитанников, в числе которых был и А.Пушкин.
Насколько значимый след в судьбе юного Пушкина оставил первый директор лицея, свидетельствуют наброски поэта к своей автобиографии. Трижды будет упомянуто имя Малиновского. Он сумел сплотить
вокруг себя настоящих единомышленников: преподавателя естественного права А. П. Куницына, словесника Н. Ф. Кошанского, историка И. К. Кайданова, преподавателя французской словесности Д. И. де Будри. Именно наставники во главе с директором, выражаясь словами Пушкина, поставили «краеугольный камень» в основание личностей, готовых бескорыстно служить Отечеству, и зажгли «чистую лампаду» беззаветной веры в торжество свободы и справедливости.
с
писок литературы
1 Анненков, П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина / П. В. Анненков. — М. : Современник,
1984. - 476 с.
2. Вересаев, В. В. Спутники Пушкина / В. В. Вересаев. - М. : Захаров, 2001. — 655 с.
3. Эйдельман, Н. Я. Прекрасен наш союз / Н. Я. Эйдельман. — М. : Мысль, 1991.— 397 с.