Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ'

СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / MAGISTRACY / PROFESSIONAL TRAINING / INDUSTRIAL PRACTICE EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Грязнов Игорь Юрьевич, Аникин Евгений Германович

В статье рассматривается проблема профессионально-практической подготовки обучающихся в магистратуре в рамках прохождения производственной практики. Представлено содержание и критерии оценки производственной (педагогической) практики для магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры», реализуемой в Мининском университете, имеющих и не имеющих базовое педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Грязнов Игорь Юрьевич, Аникин Евгений Германович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS AND CRITERIA FOR EVALUATING THE ACTIVITIES OF MAGISTRANTS OF PEDAGOGICAL DIRECTION OF TRAINING DURING PRODUCTION PRACTICE

The article deals with the problem of professional and practical training of students in the magistracy in the framework of practical training. The article presents the content and evaluation criteria of industrial (pedagogical) practice for undergraduates studying in the direction of 44.04.01 Pedagogical education, profile "Educational technologies in the field of physical culture", implemented in Mininsk University, with and without basic pedagogical education.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Грязнов Игорь Юрьевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); заведующий кафедрой физической культуры и спорта Аникин Евгений Германович

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (г. Нижний Новгород)

СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионально-практической подготовки обучающихся в магистратуре в рамках прохождения производственной практики. Представлено содержание и критерии оценки производственной (педагогической) практики для магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры», реализуемой в Мининском университете, имеющих и не имеющих базовое педагогическое образование.

Ключевые слова: педагогическое образование, магистратура, профессиональная подготовка, производственная практика критерии оценки.

Annotation. The article deals with the problem of professional and practical training of students in the magistracy in the framework of practical training. The article presents the content and evaluation criteria of industrial (pedagogical) practice for undergraduates studying in the direction of 44.04.01 Pedagogical education, profile "Educational technologies in the field of physical culture", implemented in Mininsk University, with and without basic pedagogical education.

Keyword: pedagogical education, magistracy, professional training, industrial practice evaluation criteria.

Введение. Магистерская подготовка в Российской Федерации является одной из ступеней реализации основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Интеграция российской высшей школы в европейское пространство также оказывает влияние на требования, предъявляемые к выпускникам магистратуры [1; 2]. Магистр должен уметь осознанно применять полученные знания при решении новых нестандартных проблем, обладать способностями к решению задач с неполной или ограниченной информацией, коммуникативными и организационно-управленческими навыками, быть готовым к систематическому самостоятельному повышению своего уровня образования. Для успешной реализации поставленных задач необходимо построить гибкую и динамичную систему подготовки магистров, способную к трансформации, в основу которой положены принципы, способствующие развитию конкурентоспособных высококвалифицированных кадров [8].

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся и формирования у них профессиональных компетенций. Кроме того, в процессе практики магистранты знакомятся с научно-профессиональной работой преподавателей, тренеров, методистов и научных сотрудников, отрабатывают умения организовать самостоятельный трудовой процесс, работать в коллективе, принимать организационные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

В настоящее время имеются разработки, раскрывающие вопросы содержания и структуры практики бакалавров и магистров педагогических направлений. Однако, ФГОС 3++ требует от руководителя практикой новых подходов не только к содержанию, но и оценке образовательных результатов, формируемых в процессе прохождения производственной практики. Таким образом, разработка содержания и критерии оценки степени сформированности компетенций у магистрантов в процессе прохождения производственной практики весьма актуально.

Цель исследования. Теоретически обосновать и разработать содержание, критерии оценки образовательных результатов и степени сформированности компетенций у магистрантов педагогического направления подготовки в процессе прохождения производственной (педагогической) практики.

Изложение основного материала статьи. При реализации магистерской программы по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры» предусматриваются следующие виды практик: педагогическая, научно-исследовательская, управленческая, преддипломная. Целями производственной (педагогической) практики являются: приобретение обучающимися в магистратуре навыков педагога - исследователя, владеющим современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.

Задачами производственной (педагогической) практики являются:

- интеграция теоретических и практических подходов к овладению содержанием высоко профессиональной педагогической деятельности;

- применение инновационных форм организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающих включение учащихся в учебную деятельность в соответствии с целями, содержанием, формами, методами и средствами обучения в контексте требований ФГОС.

Проведение практики, предусмотренной ОПОП ВО, осуществляется в НГПУ им. Козьмы Минина на основе индивидуальных и/или коллективных договоров о проведении практики с профильными Организациями (структурными подразделениями профильных Организаций). Допускается прохождение обучающимися практики по индивидуальному договору с профильной организацией [6].

Практика непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку магистрантов, формирует систему практико-ориентированных знаний в решении научно-прикладных проблем, имеющих педагогические источники, и способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Практика осуществляется в 1 семестре (6 недель) и 2

семестре (4 недели) в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса ОПОП ВО магистратуры.

В результате прохождения производственной практики у обучающегося формируются компетенции и по итогам практики обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты:

Производственная (педагогическая) практика осуществляется стационарно в образовательных организациях г. Нижнего Новгорода и области, структурных подразделениях университета. Базами прохождения производственной практики являются: детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, техникумы, вузы образовательные учреждения и организации, НГПУ имени К. Минина, кафедра теоретических основ физической культуры, кафедра физического воспитания и спорта.

Причем, для магистрантов, не имеющих базового физкультурного образования (бакалавриата или специалитета) обязательным является прохождение педагогической практики в 1 семестре в общеобразовательном учреждении (школы, лицеи).

Для магистрантов, имеющих базовое образование возможно прохождение практики в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования, других учебных заведениях и организациях среднего специального и высшего образования, а также в других сторонних организациях (фитнес-клубах, домах Спорта и т.п.) обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Производственная (педагогическая) практика реализуется в двух семестрах. В I семестре (6 недель) целью практики является реализация педагогического процесса в образовательных организациях и выявление современных проблем при решении образовательных и профессиональных задач. Во втором семестре (4 недели) целью практики явилось изучение и анализ эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях.

В связи с тем, что среди абитуриентов имеются магистранты, не имеющие базового физкультурного образования, в содержании педагогической практики имеются различия в заданиях для магистрантов. Также, для магистрантов, не имеющих базового образования в рамках педагогической практики, предусмотрено изучение теоретико-методических и медико-биологических основ физической культуры и спорта в рамках прохождения курса в ИОЭС НГПУ им. К.Минина (https://edu.mininuniver.ru).

В результате прохождения практики магистранты, не имеющих базового физкультурного образования, должны ознакомиться с работой общеобразовательной школы, совместно в учителем, а затем самостоятельно провести в общеобразовательном учреждении не менее 18 уроков по физической культуре, предварительно разработав на основе программы и рабочего плана, планы-конспекты или технологические карты для этих уроков. Варианты оформления рабочего (тематического плана), планов-конспектов и технологических карт представлены в электронной среде moodle НГПУ им. К.Минина на курсе «Программа магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в физической культуры». (https://edu.mininuniver.ru).

Для магистрантов, имеющих базовое физкультурное образование необходимо на основе программы и рабочего плана разработать и провести 18 занятий в рамках внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении или учреждениях дополнительного образования, (ДЮСШ, ФОК, ДЮК, Федерации и др).

Следующим заданием предусматривается разработка магистрантом конспекта (программы, сценария и пр.), проведение и самоанализ физкультурно-оздоровительного мероприятия с реализацией инновационных физкультурно-оздоровительных технологий. Магистранту необходимо представить технологию, проект, программу, сценарий и пр. физкультурно-оздоровительного, рекреационного, оздоровительно-реабилитационного, профессионально-прикладного и пр.мероприятия, проведенного в рамках школы или учреждения доп.образования, имеющих физкультурную направленность). Образец оформления физкультурно-оздоровительного мероприятия представлен в электронной среде moodle НГПУ имени К. Минина на курсе «Программа магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в физической культуры». (https://edu.mininuniver.ru).

Исследовательская часть практики представлена анализом по выявлению современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач. Формой для оценки является SWOT анализа образовательной деятельности.

SWOT-анализ представляет собой метод стратегического планирования, используемый для оценки влияния факторов внешней и внутренней среды на ситуацию/процесс/объект. Так как SWOT-анализ не содержит экономических категорий его применяют как инструмент стратегического анализа в различных областях деятельности. Основной целью SWOT-анализа является углубление теоретических знаний по направлению подготовки; формирование умения анализировать результаты выполненной работы; формулировать выводы и рекомендации.

Результатом проведения SWOT-анализа также должен стать выход на проблему будущего диссертационного исследования. Магистранту необходимо представить методологический аппарат диссертационного исследования. Методологической аппарат исследования содержит актуальность исследования 2-3 страницы, с выделением противоречий и ссылками на современные источники; объект и предмет исследования, рабочую гипотезу, цель и задачи исследования, научная новизна, теоретическую и практическую значимость, исследования, положения, выносимые на защиту.

Выполнение исследовательской части производственной практики предполагает сотрудничество с руководителем магистерской диссертации. В помощь магистрантам и руководителям разработаны методические рекомендации и указания к выполнению магистерской диссертации [2]. С содержанием методических рекомендаций можно ознакомиться в ИОЭС Мининского университета на курсе «Программа магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Образовательные технологии в сфере физической культуры».

Итогом прохождения производственной практики является оформление отчетной документации в дневнике магистранта, а также подготовка творческой мультимедиа презентации по итогам практики.

Итоговая оценка производственной (педагогической) практики определяется путем осуществления рейтинг-плана деятельности магистранта в период практики.

В таблице 1 представлен рейтинг- план оценки деятельности магистранта в период производственной (педагогической) практики в I семестре.

Рейтинг план оценки деятельности магистрантов в период практики в I семестре

Виды работ на практике Что оценивается Баллы

Разработка 18 занятий (планы-конспекты занятий) в рамках физкультурно-оздоровительной и (или) спортивной деятельности. Оценивается качество написания и соответствие современным методическим требованиям. 10-20 баллов

Разработка магистрантом конспекта (программы, сценария и пр.), проведение и самоанализ физкультурно-оздоровительного мероприятия с реализацией инновационных физкультурно-оздоровительных технологий. Оценивается уровень и качество (программы, технологии, сценария и пр.) проведения мероприятия. 20-30 баллов

SWOT-анализ. Оценивается полнота и обоснованность выполненного SWOT-анализа. 10-20 баллов

Методологический аппарат исследования. Оценивается полнота, корректность и обоснованность научно-методологического аппарата. 10-20 баллов

Подготовка творческой мультимедиа презентации по итогам практики. Оценивается информативность и качество представленных материалов. 5-10 баллов

Неудовлетворительно. менее 55 баллов

Удовлетворительно. 55-70

Хорошо. 71-85

Отлично. 86-100

В результате прохождения практики во II семестре магистранты должны провести анализ, систематизацию и обобщение результатов научных исследований в рамках своего направления диссертационного исследования путем применения комплекса исследовательских методов (анализа научно-методических источников, педагогическое наблюдение, медико-биологические методы исследования и др.). Таким образом, магистранту необходимо представить описание методов по заявленной теме исследования для решения поставленных задач. Общими критериями отбора методов исследования являются:

- адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

- соответствие современным принципам научного исследования;

- прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;

- соответствие логическому этапу исследования;

- комплексная взаимосвязь с другими методами.

С сущностью и особенностями использования методов исследования по научному направлению 13.00.08 Теория и методика профессионального образования можно ознакомиться в методических рекомендациях и указания к выполнению магистерской [2].

Следующим заданием в рамках практики является разработка программы и проведение констатирующего этапа экспериментального исследования. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления исходного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

В рамках заданий производственной (педагогической) практики в II семестре, магистрант, после определения методов исследования, составляет программу констатирующего эксперимента, в которой описывает его цель и задачи, контингент участвующих в эксперименте, краткое содержание и сроки проведения.

Чаще всего, задачами констатирующего эксперимента в рамках диссертационных работ магистрантов профиля «Образовательные технологии в сфере физической культуры», является выявление исходных показателей физического состояния, физической подготовленности, оценке сформированности двигательных навыков, мотивации к занятиям физической культурой и спортом, контингента, участвующего в дальнейшем в формирующем эксперименте. Если направление исследования связано с изучением тренировочного процесса, то это может быть выявление исходных показателей физической, технической и других видов подготовленности спортсменов. Если направление исследования связано с изучением деятельности образовательной организации в аспекте управления, то задачами исследования в констатирующем эксперименте может быть проведение SWOT-анализа деятельности образовательной организации по основным аккредитационным и лицензионным показателям.

Итоговая оценка производственной (педагогической) практики определяется путем осуществления рейтинг-плана деятельности магистранта в период практики. В таблице 2 представлен рейтинг-план оценки деятельности магистранта в период производственной (педагогической) практики в II семестре.

Рейтинг план оценки деятельности магистрантов в период практики II семестре

Виды работ на практике Что оценивается Баллы

Описание методов исследования для решения поставленных задач в диссертационном исследовании. Оценивается адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу; соответствие современным принципам научного исследования. 30-50 баллов

Представление программы констатирующего эксперимента. Оценивается полнота и качество представления программы формирующего эксперимента. 20-40 баллов

Подготовка отчета по итогам практики. Оценивается информативность и качество представленных материалов. 5-10 баллов

Неудовлетворительно. менее 55 баллов

Удовлетворительно. 55-70

Хорошо. 71-85

Отлично. 86-100

Выводы. Таким образом, представленное содержание и критерии оценки производственной (педагогической) практики способствует формированию у магистрантов применять полученные в ходе изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов подготовки, знания, умения и компетенции в практической деятельности, развивать и углублять практические навыки проведения педагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности и проявления творческих способностей в этих областях. Разработанные критерии оценки, представленные в рейтинг плане, позволяют объективно оценить степень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов процессе прохождения производственной практики и служит действенным средством управления учебно-воспитательным процессом в НГПУ.

Литература:

1. Гришина А.В., Волкова Е.В. Структура субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 7.11.2018)

2. Киселева Э.М. Особенности производственной практики магистров в условиях уровневой системы высшего образования // Молодой ученый. — 2014. №1. С. 534-536. URL https://moluch.ru/archive/60/8869/ (дата обращения: 21.01.2019).

3. Методические рекомендации и указания к выполнению магистерской диссертации / сост. А.В. Стафеева. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. 70 с.

4. Родионова Д.Д. Основы научно-исследовательской работы: учебное пособие / Д.Д. Родионова, Е.Ф. Сергеева Издатель: КемГУКИ, Кемерово. 2010.

5. Положение №8 о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования. НГПУ им. К. Минина.16.02.18 г.

6. Чистова Я.С. Роль научно-исследовательской практики студентов магистратуры в формировании исследовательских компетенций / Л.И. Назарова, Я.С. Чистова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. Серия Теория и методика профессионального образования. 2015. № 4(68). С. 29-34.

7. Электронная информационно-образовательная среда НГПУ им. К. Минина (https://edu.mininuniver.ru).

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Людмила Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

магистрант «Проектный менеджмент в образовании» (М-ПМО-18) Жолдошбек кызы Жаннат

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ MOODLE В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрена образовательная технология дистанционного обучения Moodle и ее структура. Дано описание принципов разработки данной технологии основателем Moodle и возможностей ее применения. Представлены причины систематического использования образовательной технологии преподавателями и студентами вуза в учебном процессе. Дана характеристика основных доступных действий актуальных для современного процесса обучения в вузе, таких как чат, база данных, форум, глоссарий, опросный лист, график работы, урок и назначения. Представлены результаты опроса по применению системы дистанционного обучения Moodle, проведенного в инженерно-техническом, педагогическом, медицинском институтах Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.