Научная статья на тему 'Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации как условие обеспечения личностно ориентированного и деятельностного подхода в обучении слушателей'

Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации как условие обеспечения личностно ориентированного и деятельностного подхода в обучении слушателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1218
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ОБРАЗОВАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических работников, сочетание форм повышения квалификации и форм учебных занятий на курсах повышения квалификации, условия повышения эффективности учебных занятий. В статье описано содержание некоторых компонентов образовательной системы, опираясь на которые можно реализовать важнейшие задачи повышения квалификации педагогических работников, обеспечить личностно ориентированный и деятельностный подход к процессу повышения квалификации. Особенностями данной системы является сочетание различных форм повышения квалификации педагогов, выбор оптимальной формы учебных занятий, грамотное сочетание разных форм учебных занятий, проведение мониторинга эффективности учебных занятий с помощью мини-исследований (регламент их проведения также описан в статье).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The combination of educational forms at professional development courses as a condition of providing personality-oriented and activity approaches in teaching students

The article considers the questions of the organization of educational process in the system of educators’ professional development, a combination of professional development forms and educational forms at professional development courses, the conditions of increasing the effectiveness of studies. The article describes the contents of some components of the educational system, on the basis of which it is possible to realize the most important tasks of educators’ professional development, to provide personality-oriented and activity approaches to professional development process. The features of this system are the combination of various forms of teachers’ professional development, the choice of the optimal educational form, the right combination of different educational forms, the monitoring of the effectiveness of studies by means of mini-researches (the procedure for conducting classes is also described in article).

Текст научной работы на тему «Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации как условие обеспечения личностно ориентированного и деятельностного подхода в обучении слушателей»

УДК 378.091.398

Сочетание форм учебных занятий на курсах повышения квалификации как условие обеспечения личностно ориентированного и деятельностного подхода в обучении слушателей

Т. В. Соловьева

The combination of educational forms at professional development courses as a condition of providing personality-oriented and activity approaches in teaching students

T. V. Solov'eva

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических работников, сочетание форм повышения квалификации и форм учебных занятий на курсах повышения квалификации, условия повышения эффективности учебных занятий.

В статье описано содержание некоторых компонентов образовательной системы, опираясь на которые можно реализовать важнейшие задачи повышения квалификации педагогических работников, обеспечить личностно ориентированный и деятельностный подход к процессу повышения квалификации.

Особенностями данной системы является сочетание различных форм повышения квалификации педагогов, выбор оптимальной формы учебных занятий, грамотное сочетание разных форм учебных занятий, проведение мониторинга эффективности учебных занятий с помощью мини-исследований (регламент их проведения также описан в статье).

Abstract. The article considers the questions of the organization of educational process in the system of educators' professional development, a combination of professional development forms and educational forms at professional development courses, the conditions of increasing the effectiveness of studies. The article describes the contents of some components of the educational system, on the basis of which it is possible to realize the most important tasks of educators' professional development, to provide personality-oriented and activity approaches to

professional development process. The features of this system are the combination of various forms of teachers' professional development, the choice of the optimal educational form, the right combination of different educational forms, the monitoring of the effectiveness of studies by means of mini-researches (the procedure for conducting classes is also described in article).

Ключевые слова: повышение квалификации педагогических работников, образование слушателей, личностно ориентированный подход, деятельностный подход, лекция, семинар, практическое занятие, мотивация, приемы активизации слушателей.

Keywords: professional development of educators, education of students, personality-oriented approach, activity approach, lecture, seminar, practical lesson, motivation, methods of activating students.

Перед институтами повышения квалификации работников образования поставлена задача формирования и развития вариативной и многоуровневой системы повышения квалификации учителей, обеспечивающей работу образовательных учреждений в процессе освоения нового содержания образования в связи с введением ФГОС основного общего образования и новых образовательных технологий, технологического обеспечения личностно ориентированного подхода в системе повышения профессиональной квалификации учителей на основе моделирования образовательного пространства как условия непрерыв-

Научно-теоретический журнал

81

Выпуск1 (22) • 2015

ности процесса ПК учителя; деятельностного подхода к процессу ПК; освоения коммуникативных технологий; внедрения модульной технологии; разработки и внедрения элементов диагностики профессионального мастерства.

Многие исследователи (Н. Г. Абрамова, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) в качестве методологической основы образовательного процесса выдвигают положения о целостности педагогического процесса, проявляющегося в последовательности и взаимосвязанности этапов, о системном подходе к организации процесса обучения в контексте его целостности, о лично-стно ориентированном образовании, сутью которого является инициирование субъектных свойств и потенциала обучающихся, о необходимости перевода обучающихся из режима отражения в режим творческого производства личностных смыслов и опыта.

В педагогическом проектировании курсов повышения квалификации, как утверждают В. В. Обухов [1], А. В. Кисляков, А. В. Щербаков [2], нужно учитывать, что достижение современного качества образования обусловлено «поиском новых моделей, технологий и методик повышения квалификации» необходимо продумывать модель образовательной системы, ее структурные компоненты.

Целью данной статьи является описание содержания некоторых компонентов образовательной системы, опираясь на которые можно реализовать важнейшие задачи повышения квалификации педагогических работников - обеспечение личностно ориентированного подхода в системе повышения профессиональной квалификации учителей на основе моделирования образовательного пространства как условия непрерывности процесса ПК учителя, деятельностный подход к процессу повышения квалификации.

Наиболее эффективным способом достижения указанных задач является сочетание различных форм повышения квалификации педагогов: очной, очно-заочной, дистанционной, модульно-накопительной, стажировки.

Каждая из них реализуется с помощью определенных технологий, имеет свой набор форм, методов и способов обучения слушателей.

Разнообразие форм повышения квалификации расширяет спектр образовательных услуг, дает возможность учителям разработать индивидуальную образовательную траекторию.

Не менее важным является выбор формы учебных занятий в системе повышения квалификации, их грамотное сочетание, так как целостность, системность, как указывает Л. Г. Логинова [3], является важнейшей характеристикой повышения квалификации и одним из условий достижения качества подготовки специалистов.

Традиционной формой обучения на курсах повышения квалификации является лекция. Приверженность преподавателей курсов к этой форме объясняется тем, что существует определенный дефицит учебного времени при необходимости изложить достаточно высокий объем материала.

Несмотря на довольно широкое распространение в практике дополнительного профессионального образования лекционных занятий, на которых реализуются объяснительно-иллюстративные технологии, общеизвестно, что в современной педагогической литературе они подвергаются довольно серьезной критике, так как на лекциях преподаватели транслируют готовое содержание, что приводит к пассивности слушателей.

Освоение теоретических знаний зачастую не подкрепляется самостоятельной учебно-познавательной деятельностью слушателей, что приводит к снижению мотивации и неглубокому усвоению учебного материала.

Тем не менее мы не можем отказаться от лекции как формы обучения. Перед преподавателем стоит задача повысить эффективность такого учебного занятия.

Можно выделить условия, влияющие на успешную организацию лекции.

Во-первых, необходимо создать мотивацию, настроить слушателей на восприятие материала. Это можно сделать, обращаясь к таким приемам, как краткий обзор содержания, опора на имеющиеся у слушателей знания, постановка проблемы, ее актуализация и др.

Во-вторых, необходимо выявить область профессиональных затруднений обучающихся, явных и скрытых профессиональных потребностей обучающихся [4]. Это достигается за счет оперативной педагогической диагностики, для которой в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации создан валидный инструментарий.

В-третьих, необходимо определить круг базовых теоретических понятий, необходимых для восприятия и усвоения материала. Эффектив-

Научно-теоретический журнал

82

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

ность лекционного занятия зависит от того, насколько грамотно и четко преподаватель структурирует теоретический материал, сочетая его с фактическим, какую форму изложения выберет для того, чтобы материал легче усваивался. Так, лектор может представить лекционный материал с помощью презентации, в которой могут быть показаны ключевые вопросы темы, подборка терминов, цитат, видеороликов и др. Главное в презентации - это тезисность и наглядность. Типичной ошибкой презентаций является помещение в них всего объема лекционного материала, который лектор зачитывает слушателям. Цель презентации - привлечение внимания слушателей к главному, подкрепление словесной информации зрительными образами, ее расширение.

В ряде случаев презентация помогает вызвать эмоциональное сопереживание, что можно считать критерием успешности лекции. Целесообразно использовать различный раздаточный материал, который способствует эффективному усвоению.

Восприятие слушателей стимулируют проблемные вопросы и задания, а также ситуации, которые вызывают необходимость разобраться в неизвестном.

Поддержанию интереса способствует постановка вопросов, дающих слушателям возможность проявить свою информированность, соотнести новые теоретические сведения с индивидуальным опытом работы.

Преподаватель должен учитывать законы восприятия информации, о которых более подробно говорится в нашей статье «Способы повышения эффективности лекционного занятия» [5].

Наблюдения показывают, что самой яркой частью лекции является время, отведенное на вопросы слушателей лектору. Реакция слушателей, проявляющаяся в их вопросах, репликах, суждениях, позволяет лектору судить об успешности занятия. Лектор должен быть готов к ответу на эти вопросы, и опытный преподаватель заранее обозначает их круг. Возможно целенаправленно так отбирать лекционный материал, чтобы у слушателей была возможность задать эти вопросы.

Кроме активизации восприятия, это дает еще один эффект - формирует у слушателей понимание того, что по завершении обучения на курсах им предстоит расширять и пополнять свои знания в самостоятельной познавательной

деятельности, используя для этого возможности, которые преподаватель продемонстрировал в процессе лекции.

Преподаватель может провести мини -исследование, которое поможет глубже понять механизм и возможности использования методических приемов и профессионально включать их в свои лекционные занятия, чтобы повысить их эффективность. Для этого исследования необходимо привлечь свои наблюдения за лекциями коллег, которые накапливаются во время взаимопосещения учебных занятий.

Предлагаем вариант регламента мини-исследования.

1. Выберите для наблюдения 2 ситуации:

- традиционная лекция коллеги,

- нестандартная лекция коллеги.

2. Разработайте программу наблюдений (что будете наблюдать?).

3. После лекции по возможности расспросите коллег, какова была реакция аудитории, какие приемы воздействия на аудиторию они использовали, насколько эффективны они были.

4. Во время своей лекции обращайте внимание на реакцию аудитории в различные моменты («обратная связь»).

5. Корректируйте ведение лекции, основываясь на результатах «обратной связи».

6. Подведите итоги, обобщите наблюдения, выделив наиболее эффективные приемы лекционной деятельности.

7. Используйте выводы при планировании дальнейших лекционных занятий.

Эффективность лекций будет выше, если освоение теоретического материала будет продолжено на практических занятиях, так как информация, полученная слушателями во время лекции, еще не есть знание. Предметом передачи знаний слушателю должны быть не сами идеи, факты, суждения, а способы работы с теоретическим материалом.

Для этого необходимо использование дея-тельностных технологий обучения во время курсов, применение которых продуктивно во время практических занятий. Эта форма организации учебных занятий предполагает, прежде всего, традиционную работу с различными источниками информации в виде печатных материалов и, где есть возможность, мультимедийных информационных источников (в большин-

Научно-теоретическийжурнал 83 выпуск,1 (22)*2015

стве институтов повышения квалификации последнее стало возможным).

На практическом занятии преподаватель выступает в качестве координатора деятельности слушателей. Оно отличается от лекции тем, что монолог преподавателя практически отсутствует, слушатели активно включаются в поисковую деятельность, которая усиливает их внутреннюю мотивацию.

Совместная учебная работа (преподаватель -слушатель, слушатель - слушатель) создает ситуацию партнерства, что обеспечивает доступ к педагогическому ресурсу коллег и, следовательно, взаимное обучение.

Практическое занятие требует серьезной подготовки как преподавателя, так и слушателей.

1. Слушатели знакомятся с целью занятия, ожидаемыми результатами, регламентом работы. Необходимо подключать слушателей, где это возможно, к определению целей и результатов занятия, что усилит их внутреннюю мотивацию и активность.

2. Слушатели делятся на группы в зависимости от уровня их квалификации (это определяется на основе анализа входной диагностики).

3. Преподаватель заранее готовит задания, рабочие листы, раздаточные материалы. Это наиболее сложная часть подготовки.

Преподаватель может использовать различные варианты: подготовить одинаковые задания для всех групп или дать различные задания, ориентированные на какую-либо часть теоретического материала, которую нужно освоить в практической деятельности. В первом случае слушатель осваивает все предложенные материалы, его знания приобретают системный характер. Это требует от него умения оперативно ориентироваться в предложенном материале или быстро находить его с помощью мультимедийных средств.

При этом преподаватель четко продумывает способ публичного представления этого материала семи группами, чтобы аудитория могла активно его воспринимать. Например, можно дать задание обосновать выбор конкретного содержания, отказ от какой-то информации. Может быть также дано задание проанализировать работу других групп.

Во втором случае слушатели могут более детально и глубоко освоить определенную часть теоретических сведений, предложенных в

раздаточном материале или в указанных интернет-источниках.

При этом участники должны быть предельно внимательными к выступлениям представителей других групп, быть готовыми отвечать на вопросы преподавателя, дискутировать с коллегами. Целесообразно при этом включать задания на составление схем, таблиц, чтобы подкреплять словесную информацию.

Одной из групп может быть дано задание просмотреть какой-либо или подобрать видеоряд в соответствии с планом занятия. Во время обсуждения проблемы подобранные и проанализированные видеоматериалы будут дополнять выступления других участников практического занятия. По окончании слушатели проанализируют уместность и убедительность подобранных материалов.

4. По окончании подготовки слушатели из каждой группы выбирают одного или нескольких выступающих, которые представят исследованную проблему.

При этом руководитель организует межгрупповое взаимодействие (провоцирование дискуссий, обобщение материала, определение закономерностей, анализ выступлений и др.).

Обобщающими занятиями на курсах повышения квалификации могут стать семинары, которые отличаются от практических занятий тем, что слушатели самостоятельно осваивают большой теоретический материал по заранее предложенным вопросам и заданиям с использованием широкого круга источников, как рекомендованных преподавателем, так и самостоятельно подобранных.

В системе курсов повышения квалификации возможно проведение различных типов семинаров.

Семинар - развернутое собеседование. Все участники самостоятельно готовятся по предложенным вопросам и заданиям, участвуют в их групповом обсуждении. Задача преподавателя - направлять обсуждение, максимально активизируя всех слушателей. Возможно организовать подготовительную работу по группам Семинар - обсуждение докладов и рефератов. Заранее назначаются докладчики и оппоненты, остальные слушатели изучают предложенную литературу, чтобы принять участие в обсуждении. Семинар-диспут. Каждый участник семинара готовится по заранее данным вопросам,

Научно-теоретический журнал

84

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

вырабатывая свою точку зрения, и готовит свои аргументы в ее защиту.

Выбор формы учебного занятия определяется целями и содержанием учебного материала. Чтобы определить востребованность слушателями той или иной формы, можно провести мини-исследование.

Регламент мини-исследования:

1. Выберите для наблюдения две группы слушателей.

2. Определите компоненты содержания, которое слушатели должны изучить.

3. Разработайте методику проведения фрагментов учебных занятий в разных формах по изучению данного компонента содержания.

4. Проведите в обеих группах фрагменты занятий.

5. Разработайте анкету для слушателей с целью выяснения их потребности в определенных формах занятий и удовлетворенностью слушателей.

6. Проанализируйте результаты анкетирования.

7. Реализуйте содержание курсовой подготовки в тех формах, которые наиболее востребованы слушателями.

Мы рассмотрели в рамках данной статьи далеко не все формы учебных занятий. Главная наша цель - показать, что для достижения эффективности курсовой подготовки необходим глубоко продуманный дидактический подход к организации обучения, использование наиболее результативных форм, методов, приемов, средств обучения. Это способствует всесторонней методической подготовке учителя к педагогической деятельности в постоянно развивающейся системе образования.

Библиографический список:

1. Обухов В. В. и др. Модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования: постановка задач исследования / В. В. Обухов // Вестник ТГПУ - Томск. - 2013. - Выпуск 13 (141). - С. 76-81.

2. Кисляков А. В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредством проектирования инновационных продуктов / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. -Челябинск. - 2014. - Выпуск 1 (18). - С. 82-92.

3. Логинова Л. Г. Качество дополнительного образования. Менеджмент / Л. Г. Логинова. -М. : Агентство «Мегаполис», 2008. - 320 с.

4. Сметанина М. Ю. Особенности использования инновационных технологий обучения в системе повышения квалификации работников образования / М. Ю. Сметанина. // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск. -2010. - Выпуск 10. - С. 166-172.

5. Соловьева Т. В. Способы повышения эффективности лекционного занятия / Т. В. Соловьева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - Челябинск. - 2010. -Выпуск 3 (5). - С. 40-43.

References:

1. Obukhov V. V. Models of Personalized and Individualized Professional Development of Educators: Setting Objectives of the Study [Modeli personifitsirovannogo i individualizirovannogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya: postanovka zadach issledovaniya]. Vestnik TGPU [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], Tomsk, 2013, N 13 (141), pp. 76-81.

2. Kislyakov A. V., Shcherbakov A. V. Informal Teachers' Professional Development by means of Innovative Products Designing [Neformal'noe povyshenie kvalifikatsii pedagogicheskikh rabot-nikov posredstvom proektirovaniya innovatsion-nykh produktov]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2014, N 1 (18), pp. 82-92.

3. Loginova L. G. Kachestvo dopolnitel'nogo obrazovaniya. Menedzhment [The Quality of Additional Education. Management], M., 2008, 320 p.

4. Smetanina M. Yu. Features of Using Innovative Learning Technologies in the System of the Teachers' Professional Development [Osobennosti ispol'zovaniya innovatsionnykh tekhnologiy obu-cheniya v sisteme povysheniya kvalifikatsii rabot-nikov obrazovaniya]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], Novosibirsk, 2010, N 10, pp. 166-172.

5. Solov'eva T. V. Ways to Improve the Efficiency of Lectures [Sposoby povysheniya effektivnosti lektsionnogo zanyatiya]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2010, N 3 (5), pp. 40-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-теоретический журнал 85 (Выпуск1 (22) •2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.