Научная статья на тему 'Quest как форма проведения практико-ориентированного занятия со слушателями'

Quest как форма проведения практико-ориентированного занятия со слушателями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
QUEST-ЗАНЯТИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНИКОВ / БИБЛИОКВЕСТ / ЛЕГО-МОДЕ-ЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тележинская Елена Леонидовна

Современные условия организации образовательной деятельности требуют творческих, активных форм занятий на курсовой подготовке учителей. Эффективность современного педагогического процесса определяется не только уровнем профессиональной и дидактической подготовкой, а также осознанием себя полноправным субъектом совместной деятельности с учащимися. Деятельность учителя это сложный механизм психологических, профессиональных, педагогических и личностных аспектов взаимодействия с учащимися в образовательном процессе. Современные формы организации занятия на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО позволяют раскрыть перед учителем такие формы организации совместной работы, как групповая, нестандартная и самостоятельная деятельность. Quest-технология современного занятия показывает формы организации процесса обучения. Quest-занятие ориентировано на командообразующий эффект, на развитие коммуникации. Quest-практикум сочетает поисковую, логическую и командную активность слушателей курсовой подготовки и модульных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тележинская Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quest as a form of practice-oriented lessons with students

Modern conditions for organizing educational activities require creative, active forms of lessons on the teachers’ courses. The efficiency of modern educational process is determined not only by the level of professional and didactic preparation, but also by comprehension oneself as equal subject of joint activities with students. Teachers’ activities are the complex mechanism of psychological, professional, educational and personal aspects of the interaction with the students in the educational process. Modern forms of organizing lessons in the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators allow the teacher to reveal such forms of collaboration, as group, non-standard and independent activities. Quest-technology of modern studies shows the forms of organizing the learning process. Quest-lesson is focused on team building effect and on the communication development. Quest-practicum combines search, logical and command activities of modular courses students.

Текст научной работы на тему «Quest как форма проведения практико-ориентированного занятия со слушателями»

Е. Л. Шележинская

Quest какформа проведения практико-ориентированного занятия со слушателями

Исследования молодыхученых

УДК 378.091.398

Quest как форма проведения практико-ориентированного занятия со слушателями

Е. Л. Тележинская

Quest as a form of practice-oriented lessons with students

E. L. Telezhinskaya

Аннотация. Современные условия организации образовательной деятельности требуют творческих, активных форм занятий на курсовой подготовке учителей.

Эффективность современного педагогического процесса определяется не только уровнем профессиональной и дидактической подготовкой, а также осознанием себя полноправным субъектом совместной деятельности с учащимися. Деятельность учителя - это сложный механизм психологических, профессиональных, педагогических и личностных аспектов взаимодействия с учащимися в образовательном процессе. Современные формы организации занятия на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО позволяют раскрыть перед учителем такие формы организации совместной работы, как групповая, нестандартная и самостоятельная деятельность. Quest-технология современного занятия показывает формы организации процесса обучения. Quest-занятие ориентировано на командообразующий эффект, на развитие коммуникации. Quest-практикум сочетает поисковую, логическую и командную активность слушателей курсовой подготовки и модульных курсов.

Abstract. Modern conditions for organizing educational activities require creative, active forms of lessons on the teachers' courses.

The efficiency of modern educational process is determined not only by the level of professional and didactic preparation, but also by comprehension oneself as equal subject of joint activities with stu-

dents. Teachers' activities are the complex mechanism of psychological, professional, educational and personal aspects of the interaction with the students in the educational process. Modern forms of organizing lessons in the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators allow the teacher to reveal such forms of collaboration, as group, non-standard and independent activities. Quest-technology of modern studies shows the forms of organizing the learning process. Quest-lesson is focused on team building effect and on the communication development. Quest-practicum combines search, logical and command activities of modular courses students.

Ключевые слова: quest-занятие, электронные формы учебников, библиоквест, лего-моде-лирование.

Keywords: quest-lessons, electronic forms of books, biblioquest, lego-modeling.

Особенности развития современного общества и образования требуют новых подходов к организации учебной деятельности при освоении педагогами программ повышения квалификации и переподготовки. В портрет современного учителя, который должен прийти в мир своих учеников подготовленным к нестандартным формам современного урока, должны войти новые формы организации образовательной деятельности. Современный учитель должен уметь находить оптимальные варианты развития ситуаций на уроке и генерировать идеи и предлагать проекты.

—Исследования молодъхученых ЧИППКРО

Таким образом, современные образовательные технологии - это не дань моде, это необходимый инструмент современного урока. Поэтому совершенно логично организовывать образовательную деятельность самих педагогов в рамках освоения ими программ повышения квалификации и переподготовки, используя такие инструменты. Одним из них может стать технология quest.

Quest, или приключенческая игра (англ. adventure game) - один из основных жанров современных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

Важнейшими элементами игры в жанре quest являются собственно повествование и исследование вопроса-задания, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Характерными особенностями quest являются интеллектуальные бои, экономическое планирование, а задачи, требующие от игрока скорости реакции и быстрых ответных действий, в квестах сведены к минимуму или вовсе отсутствуют [1].

Quest-занятие выстраивается по принципу групповой работы с элементами перемещения по зданию или аудитории.

Это удобная форма знакомства слушателей с видами организации образовательной деятельности в целом.

Главной задачей современного общества является создание информационного пространст-

ва, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

С внедрением новых требований в образовательных организациях в скором времени появятся электронные формы учебников (ЭФУ), которые уже сейчас проходят период апробации и доступны всем слушателям, осваивающих программы переподготовки, курсов повышения квалификации, модульных курсов в ГБУ ДПО ЧИППКРО.

Рассмотрим в качестве примера библиок-вест - quest в библиотеке.

Это активная форма работы, в которой заложена модель навыков информационной деятельности, а также формирование положительного эмоционального отношения к чтению.

Электронные формы учебников (ЭФУ) современных издательских центров оказываются помощниками для подобных занятий.

Таким образом, современный учитель погружается в реальный мир гаджетов и знакомится с активными формами поиска информации на будущем своем уроке [2, с. 6].

Quest-карта для подобного занятия со слушателями должна быть составлена преподавателем курса, таким образом, чтобы слушатели, выполняя задания, имели возможность дополнить карту собственными идеями будущих quest-уроков.

Например, слушателям предлагается заполнить таблицу:

Таблица 1

Уважаемые коллеги, найдите в ЭФУ задания на развитие коммуникативных УУД Уважаемые коллеги, предложите темы исследовательских проектов для развития коммуникативных УУД, перечисленных в первом столбце Уважаемые коллеги, опишите элемент урока или элемент технологической карты урока, где имела бы место ваша тема исследовательских проектов Уважаемые коллеги, предложите ваш вариант задания на развитие коммуникативных УУД с использованием ЭФУ по теме, описанной вами в 3 столбце

1 2 3 4

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Е. Л. Шележинская

Quest к&кформа проведения практико-ориентированного занятия...

Как видно из предложенной формы организации занятия, слушателям предлагается ознакомиться с современными электронными формами учебников (ЭФУ), а также попытаться включить работу с ними образовательную деятельность. Возможные формы для quest-занятий:

- Создание базы данных по проблеме, все-разделы которой готовят сами слушатели.

- Создание микромира отдельного занятия, в котором слушатели могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.

- Написание интерактивной истории, технологической карты урока.

- Создание документа, который содержит анализ какой-либо сложной проблемы.

- Интервью онлайн с виртуальным персонажем. Вопросы и ответы разрабатываются самими слушателями, глубоко изучившими данную проблему (это может быть конкретная тема урока, проекта и т. д.). Данный вариант является групповым и подвижным, предлагает передвижение слушателей по аудитории. Оценивает задание и ответ в этом случае команда-заказчик данного квеста.

- Продвижение по маршруту (слушатели отвечают на вопросы, получают ключи, баллы, фрагменты фраз, пазла или части слова и др.).

Можно рассматривать следующие виды заданий в рамках quest-занятия:

- Пересказ как демонстрация темы на основе представления материалов из разных источников в ином формате задания: презентация, буклет, страница в блоге.

- Планирование и проектирование как разработка проекта или плана на основе предложенных условий.

- Самопознание как любой аспект исследования предложенного проекта.

- Компиляция как трансформация информации в любой другой формат: создание виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

- Творческое задание как творческая работа: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

- Аналитическая задача как поиск и систематизация информации.

- Достижение консенсуса как разработка решения острой проблемы.

- Оценка как обоснование точки зрения, обоснованной на иных источниках знания.

- Научно-исследовательский проект как изучение явлений, открытий, фактов на основе альтернативных онлайн-источников.

Методический потенциал quest можно рассматривать как:

- Развитие коммуникативных навыков и умений.

- Развитие творческого потенциала слушателей курсовой подготовки.

- Тренировка и развитие навыков информационной деятельности.

- Развитие читательской компетенции.

- Способ формирования мотивации.

- Междисциплинарность.

В качестве примеров заданий в рамках quest-занятия можно привести следующие формы работы со слушателями на занятиях по лего-моделированию:

Таблица 2

Типология заданий Содержание задания Описание деятельности

Управление партнером Проверяет уровень взаимопонимания между участниками группы, когда члены команды могут помочь только наводящими вопросами Капитан команды получает от лектора задание смоделировать «транспортное средство». Без названия конкретных деталей капитан команды должен объяснить, какие детали ему нужны для конструирования

Невидимая загадка Задача команды - ответить на вопрос, части которого скрыты от очевидного ответа. Подсказки могут находиться на конкретных страницах журналов, документов, веб-сайтах. Только собрав Участники команды получают ссылки на подсказки в виде гиперссылок на конкретные документы и файлы. Только проанализировав все полученные факты, команда собирает объект. Это может быть робот-помощник, модель исторического события,

—Исследования молодыхученых ЧИППКРО

Типология заданий Содержание задания Описание деятельности

все элементы загадки, команда может сопоставить их и ответить на вопрос задания программа для дальнейшего программирования

Кейс профессора Задание связано с исследовательскими навыками слушателей, с умением анализировать ложные предположения и формулировать верные выводы При формировании и разработке исследовательского задания необходимо определиться с дополнительными исследовательскими инструментами, например, исследовательский набор датчиков лаборатории Vernier

Загадка последовательностей Задача команды - расставить очередность верных ответов, сохраняя последовательность возникновения тех или иных событий Алгоритмические задания, например, смоделировать робота, который забьет мяч в ворота; для этого необходимо обсудить последовательность действий робота и написать программу для выполнения этой последовательности

Связанная команда Участники команды, как будто связаны нитью событий и предположений, и только ответ или действие предшественника может продолжить его последователь Каждый участник команды может взять только 10-15 деталей лего одно цвета, и модель задания формируется «по очереди», т. е. каждый участник команды выкладывает свою деталь только после детали своего коллеги

Загадка артефакта Слушателям предлагаются детали события, действия, которые на первый взгляд не связанны друг с другом, но при логическом рассмотрении выстраиваются в одну линию событий Перед слушателями появляются различные устройства с электромагнитными свойствами, среди которых есть ноутбук и датчик электромагнитного измерения. После анализа полученных объектов слушатели должны спроектировать модель технологической карты урока по физике, естествознанию или окружающему миру

Задания цифрового аборигена Команда получает готовые ответ ученика с искаженными фактами, цифрами и т. д., а слушателям необходимо найти ошибки и обосновать их Участники занятия получают роботов на базе конструкторов EV3 или Wedo с ошибками в программе, необходимо найти ошибки в программе и перепрограммировать; а также создать собственный перечень вопросов по устранению найденных ошибок

Данные модели заданий легко адаптируются под теоретический лекционный материал программ переподготовки, курсов повышения квалификации, модульных курсов [3].

Так, например, на лекции, посвященной современным образовательным технологиям, слушателям выдаются кейсы с описаниями технологий для заполнения quest-карты:

Таблица 3

Исследовательская компетентность слушателя Знания 1 Основы терминологии представленной технологии

2 Этапы работы по данной технологии

3 Виды представления результата при успешном применении данной технологии

4 Критерии оценивания согласно предложенной технологии

Умения, навыки, способность к исследованиям 5 Выделение проблемы технологии

6 Определить объект и предмет технологии

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Е. Л. Шележинская

Quest каКфформа проведения практико-ориентированного занятия...

7 Сформулировать тему будущего урока по предложенной технологии

8 Сформулировать цели и задачи урока по данной технологии

9 Составить план занятия

Опыт 10 Работа с различными источниками знаний, ИКТ

11 Подборка методов для проведения конкретного исследования

12 Подобрать задания на сформированность УУД в ходе урока по данной технологии

13 Нахождение практического значения данной технологии

14 Оформление результатов исследования кейса и представление их к защите

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что командообразующий эффект quest на занятиях со слушателями привносит дополнительный элемент неформального общения, повышает принятие друг друга, развивает доверие и чувство «мы», формирует установки на достижение общей цели. Quest-деятельность тренирует поведение в условиях нестандартных, изменчивых, требующих креативности, а зачастую и стрессоустойчивости [4]. Во время quest слушателям приходится работать в команде, развивать свои навыки коммуникации, анализировать и презентовать дальнейшие формы работы с участниками образовательного процесса. Активная смена деятельности позволяет «отдохнуть», но не расслабляться чрезмерно и сохранить тонус и установку на совместную работу [5]. Как уже было отмечено, программа quest-занятия со слушателями всегда адаптируется под лекционный материал и особенности участников. В quest-практикумах всегда сочетается поисковая, логическая и командная активность.

Библиографический список:

1. Веб-квест как педагогическая технология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://32ruo56.blogspot.ru/2012/05/blog-post_26. html (дата обращения: 29.10.2015).

2. Ильясов Д. Ф., Ильясова О. А. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2011. - Выпуск 2 (7). - Челябинск. - С. 5

3. Баранова Ю. Ю., Ильина А. В. Научно-прикладной проект как форма взаимодействия учреждения дополнительного профессиональ-

ного образования и школы / Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2011. - Выпуск 3 (8). -Челябинск. - С. 126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Данельченко Т. А. О методологических подходах к построению модели активизации учебно-исследовательской деятельности / Т. А. Данельченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2011. - Выпуск 2 (7). - Челябинск. - С. 97.

5. Ильина А. В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта / А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2011. -Выпуск 2 (7). - Челябинск. - С. 127.

6. Маковецкая Ю. Г. Особенности представления эффективного опыта педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС ОО / Ю. Г. Маковецкая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2014. - Выпуск 3 (20). - Челябинск. - С. 71.

References:

1. Veb-kvest kak pedagogicheskaya tekhnolo-giya [Web Quest as a Pedagogical Technology]. [Electronic resource]. Access mode: http:// 32ruo56.blogspot.ru/2012/05/blog-post_26.html (Accessed: 29.10.2015).

2. Il'yasov D. F., Il'yasova O. A. Technology of Designing Educational Programs of Teachers' Professional Development [Tekhnologiya proektiro-vaniya obrazovatel'nykh programm povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvali-

—MccAedoeanux MojodbixyweHbix HMIMKPO

fikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal], 2011, N 2, pp. 5-12.

3. Baranova Yu. Yu., Il'ina A. V. The Applied Science Project as a Form of Interaction between Institution of Additional Professional Education and School [Nauchno-prikladnoy proekt kak forma vzaimodeystviya uchrezhdeniya dopolnitel'nogo professional-nogo obrazovaniya i shkoly]. Nauch-noe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal], 2011, N 3 (8), Chelyabinsk, 126 p.

4. Danel'chenko T. A. On the Methodological Approaches to the Construction of Models of Educational and Research Activities Activation [O metodo-logicheskikh podkhodakh k postroeniyu modeli akti-vizatsii uchebno-issledovatel'skoy deyatel'nosti]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifi-katsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal], 2011 g. N 2 (7), Chelyabinsk, 97 p.

5. Il'ina A. V. Organization of Design and Research Activities of Students under the Conditions of Implementing the New Educational Standard [Organizatsiya proektnoy i issledova-tel'skoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya v us-loviyakh vvedeniya novogo obrazovatel'nogo standarta]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal], 2011, N 2 (7), Chelyabinsk, 127 p.

6. Makovetskaya Yu. G. Features of Representing Effective Teaching Experience under the Conditions of Implementing the Federal State Educational Standards of the General Education [Osobennosti predstavleniya effektivnogo opyta pedagogicheskoy deyatel'nosti v usloviyakh reali-zatsii FGOS OO]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal], 2014, N 3 (20), Chelyabinsk, p. 71.

ffayHHo-meopemmecKuü .xypnaA

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.