УДК 388.486.1.025 DOI: 10.12737/19172
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ: ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Суслова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, [email protected],
Морозова Любовь Семеновна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления, [email protected]
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена событийному туризму как перспективному направлению туристской деятельности, получившему широкую популярность в мире и находящемуся на стадии становления в регионах России. Раскрытие его потенциала связано с пониманием особенностей организации и проведения событийных мероприятий разной функциональной направленности (деловой, спортивной, культурно-исторической, праздничной и др.), а также необходимости консолидации совместных усилий всех структур, задействованных в сфере туризма, и заинтересованных стран.
В основу методики исследования положен сравнительно-аналитический метод, заключающийся в выявлении, анализе и оценке сложившихся подходов к повышению престижа и роли событийного туризма в регионах страны, придания ему государственной значимости, определения новых направлений развития, привлечения внимания туристов и общественности. В статье проведен краткий анализ итогов Национальной премии в области событийного туризма «Russia Event Awards» за 20122015 гг., отмечен рост числа заявленных организаторами номинаций, количества регионов-участников, разнообразие проектов, представленных отдельными регионами, а также дана оценка направлений использования потенциала событийного туризма Московской области.
Результаты проведенного исследования позволили выделить следующие характерные для современного этапа тенденции регионального развития событийного туризма в стране: рост интереса к его становлению и популяризации со стороны органов власти, бизнес-структур туриндустрии, общественности; стремление к более полному раскрытию имеющегося потенциала; использование межрегионального партнерства при разработке и реализации событийных проектов; создание необходимой материальной базы; активное продвижение событийных продуктов на рынке. Авторами сделан вывод о том, что выявленные тенденции развития регионального событийного туризма в Российской Федерации имеют позитивную направленность и дают основания для прогнозирования роста конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Ключевые слова: регионы России, событийный туризм, развитие
Кризисные явления в экономике отразились на рынке российского туризма -снижении объемов выездного туризма и повышении спроса на туристские продукты внутреннего туризма. Однако туроператоры и многие регионы оказались к этому не готовы. В течение длительного времени турфирмы ориентировали свою деятельность в
основном на выездной туризм, и сейчас они обладают ограниченной информацией о возможностях отдельных территорий страны. В результате высокий туристский потенциал Российской Федерации и её субъектов используется не в полной мере. Требуется активизация совместных усилий всех структур, задействованных в сфере туризма, для создания благоприятных условий его эффективного развития. Особую роль в процессе становления внутреннего туризма может занять событийный туризм.
Событийный туризм представляет собой туристскую деятельность, связанную с предложением разнообразных общественных мероприятий и редких природных явлений, привлекающих туристов своей уникальностью и неповторимостью [5, с. 7]. Он ежегодно пополняется новыми турами, которые из случайных постепенно переходят в категорию регулярных. Эксперты многих стран прогнозируют, что достаточно скоро количество участников событийных туров обгонит количество желающих приобретать экскурсионные туры. Особенностью событийного туризма является то, что, помимо традиционного отдыха, он включает ряд мероприятий различной функциональной направленности: деловой, спортивной, культурно-исторической, праздничной и др. [1, 4, 5, 9, 11].
К числу событийных мероприятий в России следует отнести крупные международные спортивные мероприятия - Зимнюю Олимпиаду и Паралимпиаду в Сочи, Кубок Кремля по теннису, хоккейные и футбольные матчи, соревнования фигуристов; культурные события - Московский международный кинофестиваль, Музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского, этнические праздники народов России, недели культуры и искусства разных стран; религиозные - русская Масленица, международный авиакосмический салон в г. Жуковском, Экономический форум в г. Санкт-Петербурге.
В настоящее время лидером по проведению ярких и конкурентоспособных событийных мероприятий в стране являются Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи и Екатеринбург. Вместе с тем важность развития событийного туризма во всех регионах подчеркивается федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы»15, Постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 г16 по внесению изменений в ФЦП, согласно которым она была обновлена, Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2014 г. «Стратегия развития
15Федеральная целевая программа от 19.07.2010 № 1230-р « Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за 2011-2018 годы» . URL: http:/www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok .html/ (дата обращения: 15.11.2015).
16Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018годы»». URL: http:/www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok .html/ (дата обращения: 15.11.2015).
туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» и множеством проведенных по этой проблематике конференций.
В целях повышения его статуса в 2012 году учреждена Национальная премия в области событийного туризма «Russian Event Awards», а с 2013 года в рамках открытия ярмарки событийного туризма «Russian open Event Expo» проводится ежегодный Всероссийский конкурс в области событийного туризма. Организационная структура премии предусматривает проведение региональных конкурсов событийных проектов разной направленности, реализованных в текущем году, и финал. Состав заявленных премией номинаций в 2012-2015 годы представлен в табл. 1 [12]. Программа Всероссийского конкурса включает три тематических направления: «Выбор года» (11 номинаций), «Столица событийного туризма» (для муниципальных образований) и «Лидер событийного туризма» (для субъектов РФ) [7, 15].
Таблица 1 - Состав номинаций Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» в 2012-2015 гг.
Номинация 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Лучший проект в области культуры + + + +
Лучший проект в области спорта + + + +
Лучший проект исторической направленности + + + +
Лучший проект по популяризации народных традиций + + + +
и промыслов
Лучший проект в экологической сфере + + + +
Лучший проект деловой направленности + + + +
Лучший проект по популяризации событийного туризма + + + +
Персона года + + + +
Лучшая идея для развития событийного туризма + + +
Лучшая площадка для развития событийного туризма: + +
- музейно-выставочного комплекса +
- природно-рекреационной зоны +
- средства размещения +
Лучший проект в области гастрономического туризма + + +
Лучшее молодежное событие + + +
Лучшее детское событие +
Лучший туристский информационный центр: +
- региональный ТИЦ +
- муниципальный ТИЦ +
Лучшая идея события, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне +
Лучшее событие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне +
Всего номинаций, ед. 8 12 14 18
"Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 № 2246-р «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http:/www.rg.ru/2014/07/03strategia-dok.html (дата обращения: 05.11.2015).
Основными задачами как премии, так и конкурса является выявление наиболее успешных и оригинальных событийных проектов на уровне регионов, а также их продвижение на рынке, формирование особого внимания к ним органов власти, общественности, российских и иностранных туристов. Информация в таблице 1 свидетельствует о постепенном улучшении ситуации в данном направлении и повышении влияния регионов на развитие данного вида туризма. Подтверждением тому является ежегодный рост количества заявленных премией номинаций. В год учреждения их было 8, в 2013 году -12, в 2014 - 14, в 2015 - 18.
За четыре года её существования в результате популяризации внутреннего событийного туризма, включения в его развитие заинтересованных сторон в лице представителей турбизнеса и территориальных органов власти появилась возможность проведения региональных и федеральных конкурсов по номинациям, общее число которых возросло в 2 раза. Так, если в 2012 году учредителями была заявлена номинация «Лучший проект по популяризации событийного туризма», то, начиная с 2013 года, появились ещё две близкие ей номинации - «Лучшая идея для развития событийного туризма» и «Лучшая площадка для развития событийного туризма». При этом уже в 2015 году в связи с разнообразием проектов возникла необходимость разделения последней номинации по трем направлениям: «Лучшая площадка для развития событийного туризма (музейно-выставочные комплексы), (природно-рекреационные зоны), (средства размещения)». Аналогичная ситуация сложилась и с номинацией «Лучший туристский информационный центр», появившейся в 2014 году. Процесс активного формирования ТИЦ привёл к выявлению двух конкурсных номинаций -«Лучший региональный туристский информационный центр» и «Лучший муниципальный туристский информационный центр».
Отмеченная особенность детализации и расширения номинаций ещё раз определяет, с одной стороны, многогранность мероприятий событийного туризма, с другой - наличие неиспользованного потенциала его регионального развития. Об этом свидетельствует присутствие в составе номинантов премии разных лет одних и тех же административно-территориальных образований.
Ежегодно в состав дипломантов или даже лауреатов премии на финальном этапе входят событийные продукты Самарской, Свердловской, Саратовской, Липецкой, Кировской, Ярославской областей, Республики Татарстан, Приморского края. При этом мероприятия этих регионов иногда становятся лидерами не одной, а нескольких номинаций. Например, события, представленные Самарской областью, в 2013 году
получили призовые места по 3 номинациям, в 2014 - по 5, в 2015 - по 6; Ярославской областью в 2013 году - по 3, в 2014 - по 4, в 2015 - по 2 номинациям; Республикой Татарстан в 2014 году - по 3, в 2015 - по 2 номинациям.
Информация о том, что некоторые регионы страны ежегодно становятся призёрами номинаций Национальной премии «Russian Event Awards», Всероссийского конкурса в области событийного туризма или премии телеканала «Моя планета» свидетельствуют о том, что они всё активнее привлекают имеющиеся туристские ресурсы и приобретают опыт разработки конкурентоспособного событийного продукта конкретной направленности.
Подобная тенденция характерна для развития этого вида туризма и в Московской области. По оценке экспертов на Подмосковье приходится 20% туристских ресурсов страны. Они представлены культурно-историческими, природными, региональными, спортивными, рекреационными объектами [2, 3]. Опираясь на их уникальность, муниципальные образования Подмосковья формируют разноплановые предложения событий. Они регулярно принимают участие в конкурсах, направленных на развитие данного вида туризма, становятся номинантами и призерами (табл. 2) [15].
По результатам рейтинга субъектов Центрального федерального округа по индексу туристско-рекреационного развития регион занимает первое место по возможностям культурно-исторического потенциала [6, с. 3]. Часто именно благодаря наличию культурно-исторического объекта появляется возможность разработки комплексной программы событийных мероприятий. Так, в 2014 году в рамках празднования в г. Сергиевом Посаде 700-летия преподобного Сергия Радонежского, в котором приняли участие более 100 тыс. человек, помимо основных религиозных, в течение недели проводились разные культурные мероприятий: выставка «И свеча не угасла», фестиваль художественных коллективов, ансамблей, оркестров «От Сергия до наших дней», широкомасштабный уличный праздник, молодежный фестиваль «Живые эмоции», фестиваль колокольной музыки, 11-й фестиваль тепловых аэростатов специальных форм «Небо Святого Сергия», театральная площадка, Московский областной фестиваль клубов исторической реконструкции [6, с. 22].
ГАУК МО «Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева», расположенный в Пушкинском муниципальном районе, ежегодно включает в календарь событийных мероприятий разноплановые выставки, традиционные «Мурановские чтения», фестиваль искусств «Майские встречи в Муранове», семейный праздник «День варенья», летнюю программу «Субботний крокет в Муранове», кулинарный марафон,
театрализованную программу «Обед в усадьбе», акцию «Ночь искусств» [8; 10, с. 122-123].
Таблица 2 - Проекты муниципальных образований Московской области - призеры Всероссийского конкурса в области событийного туризма в 2013 - 2015 гг.
Номинация 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Культурные события Мелиховский Week-end (Чеховский район)
Народные традиции Фестиваль «Павлово-Посадская шаль» (г. Павловский Посад)
Патриотическое и гражданское воспитание Военно -исторический фестиваль Душоновские маневры (Щелковский район), Военный фестиваль «Поле боя» (Ногинский район)
Инновационные событийные проекты Ежегодный морковный фестиваль (г. Дмитров) Празднование 700-летия рождения Сергия Радонежского «Дорога к храму» (г. Сергиев Посад)
Исторические реконструкции Битва при Молодях (Чеховский район) Бой при р. Вохна 1812 г. (Павлово-Посадский район)
Молодежные события Фестиваль «Свадебный парад» (г. Орехово-Зуево) Молодежный фестиваль -конференция по уличному жонглированию (г. Королёв) Свадебное кольцо Подмосковья (районы области)
Экологические проекты Фестиваль «Журавли» (Талдомский район) Фестиваль - конкурс авторской песни и поэзии «Есенинские струны Луховицкой земли»
Спортивные мероприятия Соревнования «Кантри Кросс» (Дмитровский район)
Гастрономические проекты Праздник «Русский холодец» (г. Павловский Посад)
В Московской области разрабатываются современные инновационные проекты, направленные на расширение культурно-исторического пространства и обогащающие его потенциала новыми возможностями.
В Истринском муниципальном районе создаётся туристско-рекреационный кластер «Русская Палестина». Его ядром являются два объекта: Воскресенский НовоИерусалимский мужской монастырь и ГБУК МО «Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Цель проекта - создание единой паломнической, туристской и социальной инфраструктуры, на основе которой планируется проведение масштабных тематических событийных мероприятий [6, с. 54].
На территории двух муниципальных районов области - Серпуховского и Чеховского - идет строительство этнокультурного комплекса «Берендеево Царство. Заповедник сказок». Этот межрегиональный проект является одним из самых приоритетных не только в Подмосковье, но и в Центральном федеральном округе. Он предусматривает создание тематического парка развлечений и возведение спортивно-гостиничного комплекса с горнолыжным спуском [6, с.71].
Успешному продвижению продуктов событийного туризма на внутреннем рынке способствует деятельность 15 туристско-информационных центров «Подмосковье», 12 из которых расположены в государственных музеях муниципальных районов области. Благодаря ним туристы получают более полное представление и максимальный объём информации об объектах культуры, истории, событиях региона, предлагаемых маршрутах и характеристиках туристской инфраструктуры. Подобные задачи, но на уровне современных информационных технологий, с февраля 2015 года решает интернет-ресурс «Афиша Подмосковья - Туристический портал». Его назначение состоит в предоставлении жителям и гостям исчерпывающих сведений о событиях и достопримечательностях на территории области. Портал имеет четко структурированную навигацию, удобные опции, понятный интерфейс, включает 5 разделов: «События», «Места», «Маршрут», «Активный отдых», «Парки». Он позволяет пользователям вносить свою информацию, делиться впечатлениями и комментариями [13].
Проведённое исследование особенностей регионального развития событийного туризма в стране позволяет выделить ряд характерных для данного этапа тенденций.
1. Неуклонный рост интереса к его становлению и популяризации со стороны органов власти, бизнес-структур туриндустрии, общественности объясняется тем, что событийные мероприятия являются информационной основой продвижения территорий, способствуют ознакомлению со спецификой туристского потенциала региона, содействуют формированию туристского имиджа региона, выступают катализатором развития экономической деятельности в регионе.
2. Стремление к более полному раскрытию его потенциала основано на выявлении неиспользованных объектов событий и разработке проектов мероприятий разной направленности.
3. Использование межрегионального партнерства при разработке и реализации событийных проектов направлено на формирование тематически событийных туров, охватывающих территории соседствующих регионов, что позволяет расширить программы туров, увеличить их продолжительность.
4. Создание необходимой материальной базы и площадок для организации событийных мероприятий обеспечивает повышение качества и безопасности их проведения, гарантирует требуемый уровень сервисного обслуживания.
5. Активное продвижение событийных продуктов на рынке состоит в проведении комплекса всероссийских и региональных мероприятий выставочно-ярмарочного, конкурсного, форумно-фестивального формата, организации инфомационно-ознакомительных и рекламно-информационных туров, распространении рекламно-информационной продукции, функционировании региональных и межрегиональных туристско-информационных центров, интернет-сайтов.
Содержание выявленных тенденций развития регионального событийного туризма в Российской Федерации имеет позитивную направленность. Это дает основания для прогнозирования роста его конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Литература
1. Алексеева О.В. Событийный туризм и инвент-менеджмент // Российское предпринимательство. - 2011. - № 6. - Вып. 2 (186). - С. 167-172.
2. Афанасьев О.Е. Важнейшие дестинации Московской области как приоритетные точки привлечения туристов // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2014. - Т.8, № 4. - С. 4 - 11. - Б01: 10.12737/6482.
3. Паспортизация туристских ресурсов Подмосковья: отчет о НИР (ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса») / И.В. Бушуева, Л.И. Черникова, Е.В. Бокарева, Е.Н. Егорова, А.А. Данилов, В.А. Данилова, Ш.С. Зикирова, Н.А. Чхиквадзе, И.А. Суслова, Т.М. Кривошеева, Т.В. Харитонова, О.В. Савкина. - М., 2012.
4. Джанджугазова Е.А. Живая карта России. - М.: КНОРУС, 2011. - 112 с.
5. Ломаков Е.А. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. -М., 2013. - 24 с.
6. Отчет о развитии туристской индустрии Московской области за 2014 год. - М.: Министерство культуры Московской области, 2015. - 85 с.
7. Суслова И.А., Поворина Е.В. Характеристика туристского потенциала региона (на примере г. Пушкино Московской области) // Сервис в России и за рубежом. - 2014. -№9(56). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_9 (дата обращения: 10.11.2015).
8. Суслова И.А. Подходы к формированию туристского имиджа региона // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - №6 (33). [Электронный ресурс]: URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2012_6 (дата обращения: 10.11.2015).
9. Шапарина Е.В. Современная жизнь музея: программа и праздники в усадьбе «Мураново» // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т.9, №2. - С. 119-124. (D0I:10.12737/11405).
10. Larionova A. A., Vinogradova M.V. Modeling the Development of the Regional Tourist Complex Infrastructure: General Methods // World Applied Sciences Journal 2014. T.30.№ 1. С. 210-213.
11. Silaeva A.A., Atamanova M.A., Chkhikvadze N.A. DEVELOPMENT OF RESORT AND TOURIST POTENTIAL AS A PROMISING AVENUE OF SOCIO-ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA. Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 12s. С. 126-130.
12. URL: http://www.2r.ru/lnews/12767 (дата обращения: 15.11.2015).
13. URL: http://mosoblculture.ru (дата обращения: 15.11.2015).
14. URL: http://www.marshruty.ru/Meetings/MeetingsCalendar.aspx?region=c112664a-8ffb-48c8-a604-94a498ec2c34&Year=2016 (дата обращения: 15.11.2015).
15. URL: http://www.sobtur.com (дата обращения 20.11.2015).
EVENT TOURISM: TRENDS IN REGIONAL DEVELOPMENT
Irina Suslova, PhD in Economic sciences, Associate Professor, [email protected], Lyubov Morozova, PhD (Dr.Sc.) in Economic sciences, Professor, [email protected]
Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation
The article is devoted to event tourism as a promising area of tourist activity. Event tourism gained wide popularity in the world and is under development in Russia's regions. Disclosure of its capacity is associated with understanding of the organization and carrying out of events of different functional orientation (business, sports, cultural, historical, holiday, etc.), and also with comprehension of the need to consolidate the joint efforts of all entities involved in the tourism sector and the countries concerned.
The methodology of research is based on the comparative analytical method that lies in identifying, analysis and assessment of existing approaches to enhance the prestige and the role of event tourism in the regions of the country, give it national importance, identify new areas for development and attract the attention of tourists and the public. The article gives a brief analysis of outcomes of National Award in the field of event tourism «Russia Event Awards» in 20122015, particularly, increasing the number of nominations, claimed by organizers, the number of participating regions, the diversity of the projects submitted by individual regions, are observed. As well as the assessment of directions of use the potential of event tourism Moscow region is given.
The research results allowed identifying the following inherent to the present stage trend of regional development of event tourism in the country: growth of interest in its formation and promotion from the authorities, business structures of the tourism industry and the public; the desire for a more complete disclosure of existing capacity; the use of inter-regional partnerships in the development and implementation of the event-related projects; creation of the necessary material base; active promotion of event products on the market. The authors concluded that the identified trends in the development of regional event tourism in the Russian Federation have a positive orientation and provide a basis for predicting the growth of competitiveness in the domestic market.
Keywords: Russian regions, event tourism, development
References
1. Alekseeva O.V. Sobytijnyj turizm i invent-menedzhment [Event Tourism and Event Management] // Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship]. 2011. No. 6. Iss. 2 (186). Pp. 167-172.
2. Afanasiev O.E. Vazhnejshie destinacii Moskovskoj oblasti kak prioritetnye tochki privlechenija turistov [Major destinations of Moscow region as priority points of tourist attraction] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. Vol. 8, No. 4. Pp. 4-11. (DOI: 10.12737/6482).
3. Pasportizatsiia turistskikh resursov Podmoskov'ia [Certification of tourist resources in Moscow region]: Research report / I.V. Bushueva, L.I. Chernikova, E.V. Bokareva, E.N. Egorova, A.A. Danilov, V.A. Danilova, Sh.S. Zikirova, N.A. Chhikvadze, I.A. Suslova, T.M. Krivosheeva, T V. Haritonova, O.V. Savkina. Moscow: RSUTS, 2012.
4. Dzhandzhugazova E.A. Zhivaia karta Rossii [Live Map of Russia]. Moscow: KNORUS, 2011. 112 p.
5. Lomakov E.A. Povyshenie konkurentosposobnosti regionov Rossii na osnove razvitija uslug po sobytijnomu turizmu [Improving the competitiveness of the regions of Russia on the basis of the development of services for event tourism]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow, 2013. 24 p.
6. Otchet o razvitii turistskoj industrii Moskovskoj oblasti za 2014 god [Report about the development of tourism industry of the Moscow region in 2014]. Moscow: The Ministry of Culture of Moscow Region, 2015. 85 p.
7. Suslova I.A., Povorina E.V. Harakteristika turistskogo potenciala regiona (na primere g. Pushkino Moskovskoj oblasti) [Characteristics of tourist potential of the region (by the example of Pushkino, Moscow region)] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2014. No. 9(56). Pp. 112-127.
8. Suslova I.A. Podhody k formirovaniju turistskogo imidzha regiona [Approaches to forming a region's tourist image] // Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad]. 2012. No. 6 (33). Pp. 101-107.
9. Shaparina E.V. Sovremennaja zhizn' muzeja: programma i prazdniki v usad'be «Muranovo» [Modern life of the museum. Programmes and festivals in the Memorial Estate «Mouranovo»] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, No. 2. Pp. 119-124 (DOI: 10.12737/11405).
10. Larionova A. A., Vinogradova M.V. Modeling the Development of the Regional Tourist Complex Infrastructure: General Methods // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. No. 1. Pp. 210-213.
11. Silaeva A.A., Atamanova M.A., Chkhikvadze N.A. Development of resort and tourist potential as a promising avenue of socio-economic growth in Russia // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No. 12s. Pp. 126-130.
12. URL: http://www.2r.ru/lnews/12767 (Accessed on November 15, 2015).
13. URL: http://mosoblculture.ru (Accessed on November 15, 2015).
14. URL: http://www.marshruty.ru/Meetings/MeetingsCalendar.aspx?region=c112664a-8ffb-48c8-a604-94a498ec2c34&Year=2016 (Accessed on November 15, 2015).
15. URL: http://www.sobtur.com (Accessed on November 20, 2015).