Научная статья на тему 'Событие как уникальный инструмент развития туристской отрасли (на примере Белгородской области)*'

Событие как уникальный инструмент развития туристской отрасли (на примере Белгородской области)* Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1948
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / EVENT TOURISM / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURISTIC POTENTIAL / РЕГИОН / REGION / ИМИДЖ РЕГИОНА / IMAGE OF THE REGION / БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / BELGOROD REGION / EVENT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Климова Татьяна Брониславовна, Вишневская Екатерина Владимировна, Стенюшкина Светлана Геннадьевна

Рассматривается значение событий в развитии туристской отрасли и формировании имиджа регионов. Отмечается, что региональные органы управления туризмом в поисках новых форм PR-активности начинают использовать возможности развития событийного туризма. Не ис-ключением является и Белгородская область. Событийный туризм в Белгородской области на-ходится в стадии зарождения.В статье выделены наиболее важные события, проходящие на территории Белгородской об-ласти. Несмотря на явную активность в данном направлении, многие мероприятия, которые проходят в регионах страны, с трудом можно отнести к сфере событийного туризма. Пока в большинстве своем это точечные локальные мероприятия, не имеющие грамотной политики их продвижения, с зачастую отсутствующим фактором цикличности и регулярности их про-ведения, не всегда речь идет о получении дохода и эффективности их проведения. Многие собы-тия не генерируют турпоток, т. е. ориентированы на жителей территории, а не на туристов. Чтобы эти мероприятия перешли в разряд событийных и могли привлечь туристов в регионы, необходимо консолидировать усилия специалистов различных сфер, включая представителей сфер общественных коммуникаций, культуры, туризма, органов региональной власти, для ре-шения актуальных задач развития событийного туризма и формирования положительного имиджа российских регионов. Результатом этого взаимодействия должны стать не просто фестивальные мероприятия, а новые событийные турпродукты, которые создадут эффект погружения туристов в атмосферу праздника и будут точками притяжения туристов.При правильном подходе к организации событийных турпродуктов успешно решаются соци-ально-культурные задачи формирования имиджа региона не только внутри страны, но и за ее пределами, и, как следствие, увеличивается туристский поток и финансовый приток субъектов туристского рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Климова Татьяна Брониславовна, Вишневская Екатерина Владимировна, Стенюшкина Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT AS A UNIQUE TOOL OF TOURISM DEVELOPMENT (ExPERIENCE OF BELGOROD REGION)

The article discusses the significance of the events in the development of the tourism industry and in the formation of the image of the regions. It is noted that the regional tourism authorities in the search for new forms of PR-activity are beginning to use the possibility of the development of event tourism. The Belgorod region is no exception. Event tourism in the Belgorod region is in its infancy. The article highlights the most important events taking place in the territory of the Belgorod region. Despite the apparent activity in this area, a lot of the activities that take place in the regions of our country can hardly be attributed to the field of event tourism. For the most part, it this local events that do not have good policies to promote them, often missing factor of the cyclicity and regularity of their carrying out, not always takes place getting revenue and efficiency of their organization. A lot of events are not generating the tourist flow, because focused on the inhabitants of the territory, rather than tourists. In order to these activities moved into the category of event and would attract tourists to the region, it is necessary to consolidate the efforts of specialists in various spheres, including the sphere of public communication, culture, tourism, regional authorities to solution the urgent tasks of development of event tourism and creating a positive image of Russian regions. The result of this interaction must be not just the festival events but new event tourism products, which will create effect of immersion of tourists in the atmosphere of celebration and will be the points of tourist attraction. With the right approach to the organization of event tourism products successfully solves the problem of socio-cultural formation of the image of the region, not only domestically, but also abroad, and as a consequence, increases the tourist flow and the financial inflow of participants of the tourist market.

Текст научной работы на тему «Событие как уникальный инструмент развития туристской отрасли (на примере Белгородской области)*»

УДК 338.48 DOI: 10.12737/12889

Климова Татьяна Брониславовна1, Вишневская Екатерина Владимировна2, Стенюшкина Светлана Геннадьевна3

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(г. Белгород, Российская Федерация);

*канд. экон. наук, доц.; е-таН: [email protected];

2канд. экон. наук, доц.; е-таН: [email protected];

3ассистент; е-таН: [email protected]

событие как уникальный инструмент

развития туристской отрасли

(на примере белгородской области)*

Рассматривается значение событий в развитии туристской отрасли и формировании имиджа регионов. Отмечается, что региональные органы управления туризмом в поисках новых форм PR-активности начинают использовать возможности развития событийного туризма. Не исключением является и Белгородская область. Событийный туризм в Белгородской области находится в стадии зарождения.

В статье выделены наиболее важные события, проходящие на территории Белгородской области. Несмотря на явную активность в данном направлении, многие мероприятия, которые проходят в регионах страны, с трудом можно отнести к сфере событийного туризма. Пока в большинстве своем это точечные локальные мероприятия, не имеющие грамотной политики их продвижения, с зачастую отсутствующим фактором цикличности и регулярности их проведения, не всегда речь идет о получении дохода и эффективности их проведения. Многие события не генерируют турпоток, т. е. ориентированы на жителей территории, а не на туристов. Чтобы эти мероприятия перешли в разряд событийных и могли привлечь туристов в регионы, необходимо консолидировать усилия специалистов различных сфер, включая представителей сфер общественных коммуникаций, культуры, туризма, органов региональной власти, для решения актуальных задач развития событийного туризма и формирования положительного имиджа российских регионов. Результатом этого взаимодействия должны стать не просто фестивальные мероприятия, а новые событийные турпродукты, которые создадут эффект погружения туристов в атмосферу праздника и будут точками притяжения туристов. При правильном подходе к организации событийных турпродуктов успешно решаются социально-культурные задачи формирования имиджа региона не только внутри страны, но и за ее пределами, и, как следствие, увеличивается туристский поток и финансовый приток субъектов туристского рынка.

Ключевые слова: событийные мероприятия, событийный туризм, туристский потенциал, регион, имидж региона, Белгородская область.

Развитию туристкой отрасли способствуют меняющиеся потребительские предпочтения со стороны туристов, в ответ на которые представители туриндустрии и другие субъекты рынка должны разработать способы их удовлетворения. Сегодняшний турист - уже далеко не тот турист, который был несколько лет назад, удовлетворенный посещением музея, картинной

галереи или просто посетивший паломнические места. Современному туристу нужны вовлеченность, яркие впечатления, возможность окунуться и прочувствовать реальность той эпохи, того времени, о котором он хотел бы узнать во время путешествия и посещения экскурсионных мест. Удовлетворение туристского спроса и дальнейшее развитие туристкой сферы переме-

* Работа выполнена в рамках реализации гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям социально-экономического развития Белгородской области (тема проекта «Развитие событийного туризма как ресурса продвижения регионального турпродукта и популяризации культурно-исторического наследия» № 24-ГВН).

щаются в плоскость формирования новых современных турпродуктов, насыщенных интерактивностью, что позволяет выйти за границы традиционных туристических объектов и расширить их туристский образ.

Эволюционным прорывом в развитии туристской отрасли и реальным инструментом реализации туристских предпочтений конкретной целевой аудитории являются события, которые выступают катализаторами процесса интеграции, популяризации ценностей, важным инструментом достижения взаимопонимания и сотрудничества, обогащения культур разных народов. Специалисты отмечают, что событийные мероприятия являются драйверами развития туристского рынка территорий. Они могут создать тот информационный повод, который повысит узнаваемость регионов России и привлечет туристский поток [7].

Событийный туризм набирает обороты, события встраиваются в существующий социально-культурный ландшафт территории, при этом, отличаются своей многогранностью, множеством ярких неповторимых моментов. Событие рассматривается как уникальный инструмент развития туристской отрасли, создания и продвижения положительного имиджа регионов, поэтому развитие событийного туризма на региональном уровне становится актуальной проблемой. Во многих регионах ведется поиск новых решений относительно туристских предложений. Однако, мало говорить об уникальности того или иного места, доказывать значимость культурно-исторического потенциала территории и его превосходство относительно соседних территорий, нужны новые более эффективные формы привлечения к территории как туристской дестинации, которые позволят повысить ее узнаваемость в турпространстве нашей страны и сформировать положительный имидж. Региональные органы управления туризмом в поисках новых форм PR-активности начинают использовать возможности развития событийного туризма. Включение тех или иных событий в стратегии экономического развития территорий позволяет решить сразу несколько задач, включая модернизацию инфраструктуры,

продвижение на межрегиональном, национальном уровне и, как следствие, привлечение туристов и инвесторов. Следует отметить, что с административной точки зрения намного проще и эффективнее, когда масштабные инвестиции в развитие территории приурочены к какому-либо важному событию. И это общемировая практика [3].

Важность и актуальность событийного туризма подчеркивается множеством проводимых конференций по его проблематике. Так, в апреле 2015 г. на конференции в г. Ярославль и г. Ростов обсуждались проблемы событийного туризма как инструмента развития территории. В мае в рамках Воронежского туристского форума «Перспективное развитие туристских дестина-ций» на дискуссионной площадке «Событийный туризм как инструмент развития туристских дестинаций» обсуждались вопросы формирования туристско-событий-ных кластеров в регионах, возможности некоммерческого партнерства для объединения организаторов ивент-меропри-ятий и их эффективного взаимодействия с исполнительной властью. В июле в г. Белгород на Всероссийской конференции по межрегиональному сотрудничеству в сфере туризма, участники поделились опытом организации проведения событийных мероприятий, особенностями формирования событийного календаря. Главный вывод, который отмечается специалистами в данной сфере, заключается в том, что ни одна территория не будет привлекательной для туристов и инвесторов без событий, которые сделают ее узнаваемой.

Событийный туризм неразрывно связан с брендированием территорий. Зачастую событийный бренд рассматривается как бренд территории, яркие события встраиваются в бренд территории, происходит интеграция брендов.

Интерес к событийному туризму неуклонно растет. Это обусловливается рядом причин. Во-первых, событие - это отличный информационный повод для продвижения территории в целом. Город может быть самым лучшим, с необычной архитектурой, самым чистым и благоустроенным и т.д., но никто не узнает

о нем, пока не посетит его. А чтобы его посетили, необходимо, чтобы потенциальный турист знал, что такой объект существует, и что его целесообразно посетить. В этом отношении именно события способны привлечь внимание к территории. Но не стоит забывать, что являясь одним из эффективных инструментов продвижения территории, само событие также нуждается в организации и в продвижении. Во-вторых, событие помогает популяризировать ключевую тему позиционирования территории. Здесь важно определить, что будет являться ключевой темой. Если мы будем популяризировать множество праздников, проходящих на той или иной территории, то идентичность ее потеряется. Поэтому таких тем не должно быть множество. Вопрос идентификации территории посредством проведения мероприятия нуждается в необходимости активной популяризации, осмысленном и эффективном информационном продвижении, в укреплении положительной репутации территории. В-третьих, событие - это платформа для знакомства с регионом в целом. Здесь есть реальная возможность познакомиться с территорией не только как туристской дестинацией, но и получить информацию о местных компаниях-производителях продукции, которые, как правило, являются спонсорами мероприятий. События выступают как катализатор развития смежных отраслей и направлений деятельности. В-четвертых, события рассматриваются как способ сглаживания сезонных колебаний и географического распространения спроса за пределы региона.

Безусловно, событийный туризм рассматривается как специализированный туристский рынок, имеющий свою структуру и характерные черты развития. Мотивация выбора привлекательного для туриста вида события зависит от многих критериев, в числе которых: возраст, характер, образ жизни, хобби, профессия, уровень доходов, семейное положение, здоровье и другие. Событийные мероприятия должны быть ориентированы на конкретную целевую группу, поэтому важным является правильный выбор целевой аудитории.

Только в этом случае обеспечено выполнение такой функции туристского события, как успешность.

Существует четыре основных элемента организации хорошего мероприятия: материальная база, наличие крупных площадок; наличие event-агентств, выставочных организаций; качественный сервис, т.е. возможность обеспечить питание и проживание гостей мероприятия; медиа-сопровождение [4]. Событие должно быть ожидаемым, к нему должны готовиться. При этом новости должны сопровождать каждый этап работы над событием.

Сегодня есть ряд положительных примеров организации ярких событийных мероприятий на региональном и муниципальном уровнях. Однако имеющиеся событийные мероприятия далеко не всегда являются конкурентоспособными на национальном, и тем более мировом, уровнях.

Событийный туризм в Белгородской области находится в стадии зарождения. Как и во многих регионах, для того, чтобы событийные мероприятия получили наибольшую популярность, издается «Календарь культурно-массовых мероприятий Белгородчины». Данный проект реализует Белгородский государственный центр народного творчества по инициативе Управления культуры области в рамках реализации областной стратегии развития сферы культуры Белгородской области1.

С каждым годом Белгородская область пополняется уникальными и интересными мероприятиями, что, в свою очередь, является положительной тенденцией для развития внутреннего и въездного туризма в регионе. Фестивальные мероприятия охватывают всю область. Фестивальный календарь 2014 г. «Открой для себя Белгородчину!» попал в шорт-лист регионального конкурса Национальной премии в области событийного туризма на территории ЦФО в номинацию «Лучший проект по популяризации событийного туризма».

1 Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы / Утв. постановлением Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 г. № 563-пп. URL: http://docs. cntd.ru/document/412303814 (Дата обращения: 10.07.2015).

Фестивальный календарь Белгородской области стал продолжением идеи продвижения культурных брендов региона. В календаре собрано около 50 интересных событий, которые раскрывают уникальные особенности сел, поселков, городов края. Количество мероприятий, представленных в календаре, ежегодно увеличивается (рис. 1).

О 20 40

Кол-во событийных мероприятий

Рис. 1 - Динамика событийных мероприятий Белгородской области

На территории Белгородской области проводятся уникальные и интересные культурные события. Знаковыми, имиджевыми событиями культурной жизни Белгородской области являются: Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России - Михаилу Щепкину»; Международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава»; Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень»; Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето красное»; Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Казачий круг»; Литературно-педагогические Лихановские чтения; Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Белогорья», Открытый белгородский фестиваль изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С. С. Косенкова, театрализованный праздник «Третье ратное поле России».

В августе 2013 г. впервые состоялся Межрегиональный фестиваль фейерверков «Звездная ночь» в Белгороде. Традиционным стало проведение Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Казачий круг» в пос. Волоконовка в июне. В Белгородской

государственной филармонии в апреле проводится Всероссийский фестиваль классического музыкального искусства «Шереметьевские музыкальные ассамблеи».

На Белгородчине наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества. В регионе разработка культурных брендов, а также их продвижение, определено как приоритетное направление развития.

Однако подчеркнем, что событийный календарь предполагает регулярность проведения того или иного события. Анализируя мероприятия 2013 г., можно отметить (не принимая во внимания те мероприятия, проведение которых запланировано один раз в два года, например фестиваль «Хотмыжская осень»), что не все мероприятия повторялись в 2014 г., тогда как именно регулярное проведение событий будет привлекать внимание к ним, что позволит увеличивать с каждым годом масштабность мероприятия. И тогда местные локальные праздники станут региональными, а при эффективной маркетинговой политике они смогут выйти на национальный уровень.

В настоящее время на территории области доминируют точечные турпродукты, однако, можно выделить наиболее значимые, которые могут стать ключевыми в продвижении территории и формировании положительного имиджа. При этом весьма важным является ориентация не просто на военно-исторический или сельский туризм, а формирование комбинированных туров, включающих совокупность элементов, присущих тому или иному виду туризма. Только в этом случае может быть достигнут си-нергетический эффект, который даст новый виток развитию внутреннего въездного туризма в регионах нашей страны.

Так, на территории Прохоровского района ежегодно 11-12 июля проходит театрализованный праздник «Третье ратное поле России», посвященный Курской битве и Прохоровскому танковому сражению. Самый масштабный праздник был организован в год 70-ой годовщины Про-хоровского танкового сражения в 2013 г. В праздничном мероприятии приняли участие Президент Российской Федерации; руководители федеральных министерств

и ведомств, субъектов РФ, представители Правительства Белгородской области и областной Думы; представители областного Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов и муниципальных районов и городских округов области; делегация Белгородской митрополии Русской православной церкви; делегация Совета ветеранов 95-й гвардейской стрелковой дивизии; представители общероссийской общественной организации «Союз казаков» белгородского регионального отделения «Белгородский казачий отдел» и белгородского казачьего отдела ВКО «ЦКВ»; представители отрасли молодежной политики, общественных организаций. У мемориала «Звонница» было совершено богослужение, которое возглавил митрополит Белгородский и Старо-оскольский Иоанн.

В 2012 г. на территории Третьего ратного поля России была воссоздана первая военно-историческая реконструкция Курской битвы - «Прохоровское сражение». Сейчас это ежегодно проводимые реконструкции. В 2012 г. в показательном мероприятия участвовали представители ООО «Лейбштандарт» (крупнейшая компания в России в сфере оборота военного антиквариата и уникальных предметов коллекционирования, участник всевозможных военных фестивалей, г. Москва), военно-патриотического объединения «Поиск» (г. Старый Оскол), реконструкторы из Казани, Смоленска, Орла, Москвы. В воссоздании танкового боя на Прохоровском поле участвовало более 100 человек в военной аутентичной форме, была задействована военная техника времен Второй Мировой войны - артиллерийские орудия, автомобили и мотоциклы. В 2013 и 2014 гг. в инсценировке принимали участие военно-исторические клубы различных регионов России. Также в 2014 г. на территории «Звонницы» работал интерактивный аутентичный военно-полевой лагерь, состоящий из палаточного городка, показывающий быт военнослужащих РККА образца 1943 г. и взводного опорного пункта обороны с траншеями, наблюдательным пунктом, укрытиями,артиллерийскими и минометными позициями.

Целесообразность проведения военно-исторических реконструкций обусловлена их потенциально крайне высокой социально-экономической эффективностью, может являться инструментом патриотического воспитания граждан. Подобные мероприятия становятся существенным фактором формирования исторических представлений. Кроме того, историческая реконструкция является формой реализации определенной «политики памяти».

Прохоровское поле с его величием и заслугами является наиболее значимым элементом и может выступать основным детерминантом развития событийного туризма в регионе. Маршруты по пути военно-исторических событий могут быть интересны как иностранцам, так и российским туристам. Эффективно организованная военно-историческая реконструкция -зрелищное мероприятие, которое само по себе может быть событием, способным оказать существенное позитивное влияние на развитие туристического сектора региона.

Масштабным событием является празднование Дня города. В 2014 г. праздник отмечался с особым размахом - с 1 по 6 августа. В рамках празднования прошел Фестиваль воздухоплавания «Небосвод Белогорья» - это был второй Межрегиональный патриотический аэрофестиваль, на который собрались дельтапланеристы, пилоты малой авиации и вертолетов, а также пилоты аэростатов. В программе было представлено красочное проекционное шоу и презентация гербового аэростата Белгородской области. Аэростаты поднимались в небо над мемориальным комплексом «Звонница» в Прохоровке, здесь же проходили полеты малой авиации. Зародившийся в 2013 г. патриотический аэрофестиваль «Небосвод Белогорья» стал одним из самых ожидаемых событий. В 2014 г., по данным пресс-службы Губернатора Белгородской области, количество зрителей, посетивших мероприятия Фестиваля, составило более 40 тыс. чел. Для участников фестиваля организуются экскурсии по объектам военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», посещение парка регионального значения

«Ключи», музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление».

Еще одним ярким событием является областной фестиваль русской усадебной культуры «Юсуповские собрания». На территории дворцового комплекса Юсуповых, одной из исторических достопримечательностей, построенном в XIX в. в стиле классицизма с элементами барокко и формами русского зодчества проходит театрализованный бал. Зрелищно-событийная программа посвящена герою Полтавской битвы генерал-лейтенанту князю Юсупову. В 2014 г. фестиваль признан лучшим проектом в области культуры Регионального конкурса Национальной премии в области событийного туризма «RussianEventAwards» на территории Центрального федерального округа [6].

Одним из самых зрелищных мероприятий Белгородчины является фестиваль «Узорный хоровод». Узорный хоровод -одно из интересных событий в календаре событийного туризма региона. На фестиваль, проходивший в мае 2015 г., в г. Грайворон приехало более 8 тыс. чел. Хоровод длился 84 минуты и объединил 2511 танцоров.

Фестивали относятся к категории «special event» и производят сильное впечатление на аудиторию благодаря эмоциональной вовлеченности участников, порождают аналогичные события, и в результате правильного развития становятся традиционными культурными мероприятиями, освещая деятельность региона с положительной стороны.

Стоит отметить, что каждому из территориальных образований присущи свои культурные праздники и традиции с учетом исторических и этнокультурных особенностей. Но на сегодняшний день многие мероприятия, которые проходят в регионах нашей страны, с трудом можно отнести к сфере событийного туризма; пока в большинстве своем это точечные локальные мероприятия, не имеющие грамотной политики их продвижения. Зачастую отсутствует фактор цикличности и регулярности их проведения, естественно, не всегда речь идет о получении дохода и эффективности их проведения. Многие события не генерируют турпоток, т.е. ориентированы на

жителей территории, а не на туристов. Не всегда актуальной является содержательная составляющая мероприятий.

Конечно, все мероприятия имеют право на существование, тем более, что за их организацией всегда стоит труд работников культуры и их энтузиазм. Но чтобы эти мероприятия перешли в разряд событийных и могли привлечь туристов в регион, необходимо консолидировать усилия специалистов различных сфер, включая сферу общественных коммуникаций, культуры, туризма, органы региональной власти для решения актуальных задач развития событийного туризма и формирования положительного имиджа региона. Результатом этого взаимодействия должны стать не просто фестивальные мероприятия, а событийные турпродукты, которые и будут новыми точками притяжения туристов.

Е. А. Лакомов [5] среди причин, затрудняющих развитие событийного туризма в России, определяет следующие: несовершенство федерального и регионального законодательства; разобщенность усилий по развитию внутреннего и въездного туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления; плохое состояние российских дорог; неудовлетворительное использование муниципальными органами своей управляющей функции, определяющей политику муниципальных образований в сфере туризма, а также роли координатора и организатора туристского развития территорий; непродуманность системы финансового обеспечения развития туризма (системы льготного кредитования, субсидирования и налоговых льгот и т.д.).

Одна из важных функций - это оценка экономической эффективности событийного мероприятия и его воздействия на территорию. Оценить экономический эффект от проведения событий пытаются в течение последних двух десятилетий. Отечественные и зарубежные исследователи систематизируют основные подходы к оценке, рассматривают их преимущества и недостатки [1, 8, 9]. Основные цели проведения мероприятий в сфере событийного туризма носят нематериальный характер, событие - это инструмент формирования имид-

жа, не отвечающий за увеличение объемов продаж, а обеспечивающий в большей степени коммуникационные эффекты, узнаваемость территории, лояльность. Однако последствия достижения цели проведения мероприятия для экономики в ряде случаев могут быть количественно оценены. Ключевым методом является оценка количества туристов и, как следствие, совокупности денежных средств, потраченных ими на территории, где проводится событийное мероприятие. Время пребывания туриста, доход с одного туриста, средняя стоимость чека туристов - посетителей событийного мероприятия, будут отражать влияние события на экономику региона. Растягивание программы событийных мероприятий на несколько дней будет способствовать переходу от экскурсанта к туристу, стимулируя тем самым туристов дополнительно воспользоваться услугами размещения и питания в месте проведения события.

Несмотря на множество нерешенных вопросов в сфере событийного туризма, положительные факторы его развития очевидны: стимулирование туристического потока; создание комфортной среды жизнедеятельности; репозиционирование территории и формирование положитель-

ного имиджа; накопление нового культурного наследия и реабилитация старых мест культурного наследия; развитие бизнеса, в том числе в сфере организации событийных мероприятий; привлечение внешних инвестиций, чему будет способствовать привлекательность региона; привлечение инвестиций из федерального бюджета, что будет способствовать модернизации инфраструктуры.

Каждое событие требует эффективной организации и проведения, где оригинальность творческого решения должна обеспечивать точное попадание в целевую аудиторию, создавать эффект ее погружения, согласовываться с общим направлением развития регионального бренда. Важной задачей является поиск эффективных форм взаимодействия различных субъектов рынка с целью создания привлекательных турпродуктов с учетом специфических особенностей и потенциала территории. При правильном подходе к организации успешно решаются социально-культурные задачи формирования имиджа региона не только внутри страны, но и за рубежом, и, как следствие, увеличивается турпоток и финансовый приток участников туристского рынка.

Список источников:

1. Алексеева О. В. Подход к оценке влияния событийных мероприятий на экономику региона // Региональная экономика. 2011. № 9. С. 53-68.

2. Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Богомазова И. В. К вопросу развития событийного туризма на уровне региональных экономик // Современные проблемы науки и образования. 2014 № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16106 (Дата обращения: 21.03.2015).

3. Кондратьев А. Событийная экономика как современный фактор развития городских территорий // Бизнес России: электронный журнал. URL: http://businessofrussia.com/sept-2014/item/821-kondratyev.html (Дата обращения: 15.10.2014).

4. Конференция «Событийный маркетинг как инструмент развития региона». URL: http://www. mice.ru/ru/mice-news/1427-euras-forum.html (Дата обращения: 21.03.2015).

5. ЛакомовЕ.А. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму. Автореф. ... канд.экон.наук. 2013. 24 с.

6. Определен список финалистов регионального конкурса Национальной премии «RussianEvent-Awards» ЦФО. URL: http://vrn.vestipk.ru/archives/87721 (Дата обращения: 21.03.2015).

7. Развитие событийного туризма в России. URL: http://carbofood.ru/obzory-rynkov/razvitie-sobytiinogo-tyrizma-v-rossii (Дата обращения: 11.07.2015).

8. Craig R. Lefebvre Fostering the social utility of events: an integrative framework for the strategic use of events in community development // Current Issues in Tourism. 2001. Vol. 1. Iss. 1. Р. 1-22.

9. EmeryP. Evaluating economic impacts of major sports events // Current Issues in Tourism. 2013. Vol. 16. Iss. 6. Р. 591-611.

Tatiana Klimova1, Ekaterina Vishnevskaya2, Svetlana Stenyushkina3

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia); 1-2PhD in Economics, Associate Professor;3Assistant

event as a unique tool of tourism development (experience of belgorod region)

The article discusses the significance of the events in the development of the tourism industry and in the formation of the image of the regions. It is noted that the regional tourism authorities in the search for new forms of PR-activity are beginning to use the possibility of the development of event tourism. The Belgorod region is no exception. Event tourism in the Belgorod region is in its infancy.

The article highlights the most important events taking place in the territory of the Belgorod region. Despite the apparent activity in this area, a lot of the activities that take place in the regions of our country can hardly be attributed to the field of event tourism. For the most part, it this local events that do not have good policies to promote them, often missing factor of the cyclicity and regularity of their carrying out, not always takes place getting revenue and efficiency of their organization. A lot of events are not generating the tourist flow, because focused on the inhabitants of the territory, rather than tourists. In order to these activities moved into the category of event and would attract tourists to the region, it is necessary to consolidate the efforts of specialists in various spheres, including the sphere of public communication, culture, tourism, regional authorities to solution the urgent tasks of development of event tourism and creating a positive image of Russian regions. The result of this interaction must be not just the festival events but new event tourism products, which will create effect of immersion of tourists in the atmosphere of celebration and will be the points of tourist attraction.

With the right approach to the organization of event tourism products successfully solves the problem of socio-cultural formation of the image of the region, not only domestically, but also abroad, and as a consequence, increases the tourist flow and the financial inflow of participants of the tourist market.

Keywords: event management, event tourism, touristic potential, the region, the image of the region, Belgorod region.

References:

1. Alekseeva O. V. Podhod k ocenke vlijanija sobytijnyh meroprijatij na ekonomiku regiona [Approach to assessing the impact of event management on the regional economy] // Regional'naja ekonomika [Regional Economy]. 2011. № 9. P. 53-68.

2. Klimova T. B., Vishnevskaya E. V., Bogomazova I. V. K voprosu razvitija sobytijnogo turizma na urovne regional'nyh ekonomik [On the development of event tourism at regional economies] // Sovremennye problemy nauki i ob-razovanija [Science and Education: Current Challenges]. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16106 (Accessed on March 21, 2015).

3. KondratyevA. Sobytijnaja ekonomika kak sovremennyj faktor razvitija gorodskih territorij [An event economy as a modern factor of the urban areas development] // Biznes Rossii: elektronnyj zhurnal [Business in Russia: electronic journal]. URL: http://businessofrussia.com/sept-2014/item/821-kondratyev.html (Accessed on October 15, 2014).

4. Konferencija «Sobytijnyj marketing kak instrument razvitija regiona» [The Conference «Event marketing as a tool for development of the region»] URL: http://www.mice.ru/ru/mice-news/1427-euras-forum.html (Accessed on March 21, 2015).

5. LakomovE.A. Povyshenie konkurentosposobnosti regionov Rossii na osnove razvitija uslug po sobytijnomu tur-izmu [Improving the competitiveness of Russian regions through the development of services for event tourism] // Candidate of Economics' dissertation: author's abstract. 2013. 24 p.

6. Opredelen spisok finalistov regional'nogo konkursa Nacional'noj premii «RussianEventAwards» CFO [The list of finalists of the regional competition of the National Award «RussianEventAwards»]. URL: http://vrn.vestipk.ru/ archives/87721 (Accessed on March 21, 2015).

7. Razvitie sobytijnogo turizma v Rossii [Development of event tourism in Russia]. URL: http://carbofood.ru/obzory-rynkov/razvitie-sobytiinogo-tyrizma-v-rossii (Accessed on July 11, 2015).

8. Craig R. Lefebvre Fostering the social utility of events: an integrative framework for the strategic use of events in community development // Current Issues in Tourism. 2001. Vol. 1. Iss. 1. P. 1-22.

9. Emery P. Evaluating economic impacts of major sports events // Current Issues in Tourism. 2013. Vol. 16. Iss. 6. P. 591-611.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.