Научная статья на тему 'Особенности развития событийного туризма в Подмосковье'

Особенности развития событийного туризма в Подмосковье Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1594
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДМОСКОВЬЕ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ / ОСОБЕННОСТИ / РЕСУРСЫ / ПОТЕНЦИАЛ / MOSCOW REGION / EVENT TOURISM / DEVELOPMENT / FEATURES / RESOURCES / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Суслова Ирина Александровна

В последние годы наблюдается устойчивый рост популяризации Подмосковья на рынке туристских услуг. Успешно развиваются все виды туризма, включая событийный. Его состояние, наряду с привлечением дополнительных инвестиций, определяет перспективные возможности региона в культурной, просветительской, деловой, воспитательной и социальной сферах. Целью исследования явился анализ подходов к использованию потенциалу событийных ресурсов в Подмосковье, позволивший выявить ряд характерных для его развития особенностей, а также не полностью реализуемых возможностей. В статье проведён краткий обзор основных составляющих ресурсного потенциала событийного туризма Московской области. Отмечен рост внимания районов области к участию в самых престижных событийных российских конкурсах туризма, проведена характеристика функциональной направленности предоставляемых проектов, дана оценка степени активности в этом процессе отдельных муниципальных образований. Результаты проведённого исследования способствовали: 1) выявлению ряда особенностей развития событийного туризма в Подмосковье: использование потенциала всех имеющихся туристских ресурсов; ориентация на доминанту туристской привлекательности муниципалитета; повышение синергетического эффекта популяризации объекта туристского интереса и территории в целом; привлечение к формированию событийного мероприятия региональных и межрегиональных партнёров; географическая близость Москвы; 2) определению резервов более полного использования потенциала как уже реализуемых событий, так и недостаточно используемых в настоящее время ресурсов гастрономических, мифологических, научно-технических. Сделано заключение о том, что выявленные особенности событийного туризма в Подмосковье имеют позитивную направленность, и при интенсификации использования всех имеющихся резервов регион повысит рейтинг туристской привлекательности и конкурентоспособности на внутреннем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Суслова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moscow region get increase popularity in the tourist services market in recent years. All kinds of tourism are successfully developing, including the event tourism. Its status, along with attracting additional investments, determines the region's future potential in the cultural, educational, business, educational and social spheres. An analysis of approaches to the use of the potential of eventual resources in the Moscow suburbs, which made it possible to identify a number of characteristics for its development, as well as incompletely realized opportunities is the aim of the study. The article provides a brief overview of the main components of the resource potential of event tourism in the Moscow region. The authors note the growing attention of the districts of the region to participation in the most prestigious event-based Russian tourism competitions, describe the functional orientation of the projects being provided, and make assessment of the degree of activity in this process of individual municipalities. The results of the research contributed to the identification of a number of development features of event tourism in Moscow region, such as the use of the potential of all available tourist resources; orientation on the dominant of the municipality tourist attractiveness; increase of the synergetic effect of popularization of the object of tourist interest and the territory as a whole; involvement of regional and interregional partners in the event; geographical proximity of Moscow. This study also contributed to revealing the reserves for the fuller use of the potential of both already realized events, and currently under-utilized resources gastronomic, mythological, scientific and technical. It is concluded that the identified features of event tourism in Moscow region are positive oriented, and with the intensification of the use of all available reserves, the region will increase the rating of tourist attractiveness and competitiveness in the domestic market.

Текст научной работы на тему «Особенности развития событийного туризма в Подмосковье»

МАРКЕТИНГ

УСЛУГ И ТЕРРИТОРИЙ

УДК 338.486.1.025 Р01:10.22412/1995-042Х-11-2-4

СУСЛОВА Ирина Александровна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент;

[email protected]

Особенности развития событийного туризма в Подмосковье

В последние годы наблюдается устойчивый рост популяризации Подмосковья на рынке туристских услуг. Успешно развиваются все виды туризма, включая событийный. Его состояние, наряду с привлечением дополнительных инвестиций, определяет перспективные возможности региона в культурной, просветительской, деловой, воспитательной и социальной сферах.

Целью исследования явился анализ подходов к использованию потенциалу событийных ресурсов в Подмосковье, позволивший выявить ряд характерных для его развития особенностей, а также не полностью реализуемых возможностей. В статье проведён краткий обзор основных составляющих ресурсного потенциала событийного туризма Московской области. Отмечен рост внимания районов области к участию в самых престижных событийных российских конкурсах туризма, проведена характеристика функциональной направленности предоставляемых проектов, дана оценка степени активности в этом процессе отдельных муниципальных образований. Результаты проведённого исследования способствовали: 1) выявлению ряда особенностей развития событийного туризма в Подмосковье: использование потенциала всех имеющихся туристских ресурсов; ориентация на доминанту туристской привлекательности муниципалитета; повышение синергетического эффекта популяризации объекта туристского интереса и территории в целом; привлечение к формированию событийного мероприятия региональных и межрегиональных партнёров; географическая близость Москвы; 2) определению резервов более полного использования потенциала как уже реализуемых событий, так и недостаточно используемых в настоящее время ресурсов - гастрономических, мифологических, научно-технических. Сделано заключение о том, что выявленные особенности событийного туризма в Подмосковье имеют позитивную направленность, и при интенсификации использования всех имеющихся резервов регион повысит рейтинг туристской привлекательности и конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Ключевые слова:

Подмосковье, событийный туризм, развитие, особенности, ресурсы, потенциал

Введение. В современном обществе туризм является одной из важных составляющих жизни человека, связанной с восстановлением его физического состояния, духовного и интеллектуального уровня развития, активным проведением свободного времени. Одновременно туризм является основой социально-экономического развития отдельных регионов и стран. Темпы ежегодного его роста в мире достигают 5%, в то время как общие темпы роста мировой экономики не превышают 2-3%. В отдельных странах доходы от туризма в 6-7 раз превышают затраты. При этом отрасль является чрезвычайно эффективной с позиции трудовой занятости населения, поскольку в мире каждый одиннадцатый работающий человек каким-то образом связан с туристской индустрией. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), кумулятивный эффект туризма охватывает 53 отрасли экономики страны. В отдельных государствах Европы (Италия, Франция, Испания, Греция), Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия), Ближнего и Среднего Востока (Египет, ОАЭ), туризм является основой национального бюджета. В России доля отрасли в ВВП составляет только 1,4%1.

Основные причины сложившейся ситуации с развитием туризма в РФ связаны с влиянием внешних и внутренних факторов. В период СССР осуществлялась его активная ориентация на внутреннюю составляющую по территории страны. В постсоветское время произошло резкое смещение направленности путешествий на выездной аспект предложений. Долгое время туризм вообще воспринимался как отдых за пределами России. Переломным моментом явился конец 2014 г. и начало 2015 г., когда по политическим и экономическим причинам произошла переоценка туристского потенциала страны. Снижение курса рубля по отношению к иностранной ва-

1 О развитии туризма в Российской Федерации: Доклад к заседанию Государственного совета Российской Федерации. 2015, с. 3. URL: http://www.c-inform.info/ dossier/id/72 (Дата обращения: 01.11.2016).

люте способствовала повышению внимания туристов, включая иностранных, к предложениям на территории РФ. Таким образом, практически все регионы пересмотрели своё отношение к возможностям развития туризма.

В результате резко понизился спрос на выездной туризм, а по внутренним направлениям наблюдается его существенный рост. В 2014 г. объем платных туристских услуг в РФ достиг уровня 147,5 млрд. руб.2, в 2015 г. 157,2 млрд. руб3. При этом возросло число иностранных туристов. По данным UNWTO Россия заняла 10-е место в рейтинге наиболее посещаемых туристами стран мира. По данным этой организации, с туристскими целями въехали 31,6 млн. чел., что больше чем в 2014 г. на 6,2%. Самый большой интерес к нашей стране проявили граждане Китая, Республики Корея, Ирана, Франции и Испании4. Указанные тенденции сохраняются и в 2016 г. Наибольшей популярностью у зарубежных гостей пользуется Москва. Количество их прибытий в столицу России летом 2016 г. в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. повысилось на 39%. Далее следует Санкт-Петербург (+11%), Новосибирск (+25%), Краснодар (+28%), Омск (+44%)5.

Стимулом роста внутреннего и выездного туризма явились меры государственной поддержки отрасли, повышение патриотизма и интереса к стране, формирование современной инфраструктуры, улучшение качества

2 Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ. Сводные статистические данные за 6 лет (с 2009 по 2014 годы) по субъектам Российской Федерации. URL: http://www.russiatourism.ru/content/8/section/81/ detail/4124/ (Дата обращения: 15.11.2016).

3 Там же. Статистические данные по субъектам РФ за 2015 г. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/ statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/ (Дата обращения: 15.11.2016).

4 Там же. URL: http://www.russiatourism.ru (Дата обращения: 15.11.2016).

5 По данным официального сайта туристического сервиса «momondo». URL: http://www.momondo.ru/ (Дата обращения: 28.08.2016).

сервисного обслуживания, активное продвижение туристских предложений регионов на отечественном и зарубежном рынках.

Особую и постоянно растущую привлекательность для туристов демонстрирует событийный туризм. В последние годы в поисках новых форм туристской активности практически каждый регион страны изыскивает и начинает использовать имеющиеся возможности его развития. Результатом подобной деятельности является расширение индивидуализации подходов к туристским предложениям событий на административной территории [1, 7, 9, 10].

Методологические составляющие. Объектом данного исследования являются продукты событийного туризма в регионах Подмосковья. Предметом исследования -проблематика вовлечения событийных ресурсов Подмосковья в индустрию регионального туризма. Целью исследования является анализ подходов к использованию потенциала событийных ресурсов

Подмосковья. При проведении исследования использовались описательный и

аналитический методы.

Изложение основного материала

Влияние событийного туризма на развитие административной территории вполне очевидно. Наряду с привлечением дополнительных финансовых средств, его состояние определяет перспективные направления новых региональных возможностей в культурной, познавательной, деловой, воспитательной и социальной сферах. Событийный туризм формирует предложение мероприятий, ориентированных как на развлечение, так и на просвещение посетителей и участников. Состав событий включает праздники, фестивали, карнавалы, концерты, ярмарки, спортивные соревнования, природные явления, деловые встречи. Их основные характеристики: массовость, зрелищность, использование открытых и закрытых пространств [8, ^ 5]. Важной особенностью подобных мероприятий является самобытность и неисчерпае-

мость ресурсного потенциала. На этой основе любая территория, используя творческий подход всех заинтересованных сторон (администрации, деловых и общественных представителей), способна организовать яркое мероприятие событийного туризма определённого уровня [16]. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы»6, а также Распоряжение Правительства РФ «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»7 активизировали этот процесс. Его следствием явилось учреждение в 2012 г. Национальной премии «Russian Event Awards», в 2013 г. -Ежегодного Всероссийского конкурса в области событийного туризма, а также создание «Национального событийного календаря России».

Таким образом осуществляется решение задач выявления наиболее оригинальных и успешных событий на региональном уровне, их продвижения на внутреннем и мировом рынках, формирования особого внимания органов власти, отечественных и иностранных туристов, общественности, инвесторов. Многие регионы страны не только постоянно выдвигают событийные проекты на различные номинации, но и неоднократно становятся их дипломантами и призёрами, что свидетельствует как о стремлении к более полному использованию имеющегося туристского потенциала, так и о приобретении опыта разработки конкурентоспособных продуктов [10, с. 98].

В состав подобных регионов входит и Подмосковье, обладающее мощным турист-

6 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (утв. 28.11.2011). URL: http://www.russiatourism.ru/upload/iblock/f3b/fcp_vnu t_vezd.doc (Дата обращения: 01.11.2016).

7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentst vo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332 (Дата обращения: 01.11.2016).

ским потенциалом, составляющим около 20% всех его ресурсов в России. Основу этого потенциала формируют расположенные в области культурно-исторические, природные, этнические, мифологические, спортивно-оздоровительные, научные ресурсы. На её территории под охраной государства находятся 5860 объектов культурно-исторического наследия, в том числе федерального значения -1347 объектов, регионального значения -2073 объекта. Среди них археологические объекты составляют 1647 ед., памятники архитектуры - 1917 ед., объекты религиозного назначения - 1594 ед., скульптуры и монументы - 381 ед., усадьбы - 320 ед. Особо следует выделить архитектурный ансамбль Трои-це-Сергиевой Лавры в г. Сергиев-Посад, включённый решением ЮНЕСКО в 1993 г. в Список всемирного наследия 8.

Московская область богата природными ресурсами: лесными, водными, ботаническими, зоологическими. По территории её районов протекает более 2000 рек, включая Волгу, Москву-реку, Оку, Клязьму. Здесь расположено 13 водохранилищ, в том числе Иваньковское (Московское море) площадью 327 км2. Объектами национального достояния являются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сейчас в Подмосковье насчитывается 5 ООПТ федерального значения с общей территорией 140 тыс. га, крупнейший - расположенный в 12 км от г. Серпухов Приокско-Террасный природный заповедник, 232 областного значения (178 тыс. га.), и около 28 местного значения (10 тыс. га.)9.

Этническое туристское пространство представляют традиционные ремесла, народные художественные промыслы, этнокультурные центры. Всемирную известность имеют художественные изделия Жёстовской фабрики декоративной росписи, Федоскинского предприятия лаковой миниатюрной живописи

8 Отчёт о развитии туристской индустрии Московской области за 2014 г. М.: Мин-во культуры МО, 2015, с. 3.

9 Энциклопедия Подмосковья WikiMo. URL:

http://wikimo.ru/wiki (Дата обращения: 10.11.2016).

(ГО Мытищи), Богородской фабрики художественной резьбы по дереву (Сергиево-Посадский район) и др.

Мифологические ресурсы области определяют географические места, отличающиеся особой силой энергетического воздействия (например, Дорога смерти около д. Пехорка на трассе Люберцы-Лыпарино), или необычных явлений (объекты НЛО над п. Софрино Пушкинского района), исторические объекты, связанные с интерпретацией в устном народном творчестве реальных событий прошлого (Смердячье озеро рядом с г. Шатура), ритуальными и сакральными действиями (местечко Белые Боги в Сергиево-Посадском районе), топологические объекты дают возможность обоснования названий поселения, рек, озёр и т.д., религиозные объекты позволяют описывать события, связанные с земной жизнью святых.

Спортивно-оздоровительные ресурсы охватывают дворцы спорта, стадионы, спортивные комплексы, базы, арены, поля, трассы. По их общему количеству и строительству новых Подмосковье лидирует в стране. Одновременно оно является центром научно-технических ресурсов России. Здесь расположено 8 наукоградов (г. Дубна, г. Жуковский, г. Королёв и др.), 10 государственных научных центров, международная организация «Объединённый институт ядерных исследований» (г. Дубна). В г. Пущино и г. Черноголовка работают региональные научные центры РАН. Почти 50 организаций связывают свою деятельность со сферой нанотехноло-гий10.

Обладание Московской областью массивом туристских ресурсов, стремление к их более полному использованию способствует предложению оригинальных событийных проектов и их включению в состав заявок на участие в самых престижных отечественных конкурсах внутреннего туризма. Ежегодно представленные областью событийные меро-

10 Там же.

приятия, являющиеся визитной карточкой муниципальных образований, проходят все предварительные отборочные этапы и участвуют в финале, становясь победителями зачастую в нескольких номинациях одновременно. Так, по итогам Всероссийского конкурса в области событийного туризма «Russian Open Event Expo», проводимого по 9 номинациям, проекты из районов Подмосковья в 2013 г. стали призёрами семи, а по номинации «Лидер событийного туризма» область заняла 1-е место, в 2014 г. - по четырём номинациям, в 2015 г. - по трём. В 2016 г. Московская область, выдвинув 14 муниципальных проектов по 7 номинациям, заняла 1-е место в двух: «Экотуризм», презентовав «Фестиваль Журавля» (Талдомский район), и «Исторические реконструкции», представив «Фестиваль военно-исторический реконструкции» «Душо-новские манёвры» (Щёлковский район). Одновременно ей присуждено 2-е место по номинации «Лидер событийного туризма». Всего на конкурс было направлено 350 заявок из 52 регионов РФ, из которых 224 прошли отбор в заключительный заочный тур11.

«Фестиваль Журавля» проводится в Талдомском районе в д. Дмитровка и на полях заказника «Журавлиная родина» более 20 лет. Традиционно он проходит в сентябре, когда в Центральной части России журавли образуют скопления и формируют стаи для перелёта в страны Северной Африки на зимовку. Это яркое, насыщенное эколого-просветительское мероприятие для детей и взрослых, программа которого интересно и увлекательно знакомит участников с особенностями природы Северного Подмосковья и проблемами её сохранения. Его продолжительность составляет 2-3 недели. Каждый день научные сотрудники МГУ и РАН проводят несколько автомобильных экскурсий к месту сбора журавлей, во время которых с помощью биноклей можно наблюдать за их поведени-

11 По данным официального сайта Russian Open Event Expo. URL: http://sobtur.com/ (Дата обращения: 27.11.2016).

ем. Гостям фестиваля предоставляется возможность посещения:

- Музея болот, где имеется постоянная экспозиция, посвящённая журавлям и болотам, их охране, формируются фотовыставки, выставки картин, детских рисунков и поделок. После их осмотра посетителей проводят на настоящее болото с клюквой и багульником, на которое по вечерам с полей прилетают журавли;

- Визит-центра, где в «Журавлином кинозале» демонстрируются документальные фильмы о болотах и журавлях, а на открытой веранде организуются чаепития из дровяного самовара с экологически чистыми травами, собранными на территории заказника, мёдом и вареньем известных фермерских хозяйств.

Программа праздника разрабатывается совместно администрацией Талдомского муниципального района и заказника «Журавлиная родина». Благодаря фестивалю журавлиный бренд Талдомского района стал узнаваемым и привлекательным на областном и российском туристском рынке12.

Военно-исторический фестиваль «Душо-новские манёвры» является первым в России и одним из старейших в Европе. Местом его ежегодного проведения является поле близ села Душоново Щёлковского района. В 2016 г. мероприятие проходило в 18-й раз. В форме реконструкций на фестивале представляются основные исторические этапы 1000-летнего прошлого Российского государства, повседневный быт и особенности каждого из них: Средневековье (IX-XI вв.), Смутные времена (XVII в.), Отечественная война 1812 г., Первая Мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная война.

На площади в несколько гектаров возводятся соответствующие историческим эпохам поселения с домами, площадями, торговыми рядами, мастерскими ремесленников. Интерактивность является отличительной особенно-

12 По данным официального сайта заказника «Журав-

линая родина». URL: http://www.craneland.ru/ (Дата обращения: 20.11.2016).

стью данного событийного проекта. Каждый присутствующий видит бои разных эпох и погружается в бытовую атмосферу, характерную для конкретного исторического времени.

Основными темами 18-го фестиваля «Душоновские манёвры» стали Гражданская война 1918-1923 гг. и 75-летие начала Великой Отечественной войны. Им были посвящены батальные реконструкции, турнир по рубке шашкой в пешем строю (Гражданская война) и турнир по фехтованию на карабинах (Великая Отечественная война). В мероприятии 2016 г. было задействовано 50 клубов военно-исторических реконструкций, число зрителей составило 8 тыс. чел. Всего, начиная с первого проведения в 1999 г., в фестивале приняли участие более 7 тыс. реконструкторов, а количество посетителей, включая гостей из Финляндии, Польши, Франции, Латвии и других стран, превысило 60 тыс. чел.13.

Особую активность в развитии и продвижении событийного туризма демонстрирует Серпуховской район, представивший на конкурс «Russian Open Event Expo» 2016 г. 5 проектов. Три из них связаны с проведением мероприятий для молодёжи, молодых семей и детей, два - со спортом. Поскольку все они ориентированы на самые востребованные в настоящее время направления событий, рассмотрим каждый из них подробнее.

Фестиваль «Свадьба мечты» проводится ежегодно с 2014 г. на территории Парка Дра-кино - современного парка-отеля, расположенного в лесной зоне Приокского Подмосковья. Он считается одним из самых стильных событий свадебной индустрии в области. Согласно идеи разработчиков, фестиваль является площадкой, на которой профессиональные участники - представители услуг свадебных торжеств (организаторы, декораторы, флористы, видео- и фотомастера, визажисты и стилисты, повара и кондитеры, преподаватели танцев и др.) демонстрируют свои возможно-

13 По данным официального сайта Душоново: Военно-исторический фестиваль. URL: http://www.festival. duchonovo.ru/ (Дата обращения: 20.11.2016).

сти, проводят репетицию выездной регистрации, выставку свадебных платьев и аксессуаров, мастер-классы, фото биеннале, показы мод, дегустации блюд, вин, свадебного торта, фаер- и световые шоу, консультации по церемонии бракосочетания, меню и программы банкета, «мальчишника» и «девичника». В 2016 г. состав его участников увеличился вдвое, а число гостей превысило 1000 чел.14.

Фестиваль «Парад колясок» на протяжении многих лет проходит во многих странах мира. В России он появился в 2008 г. и уже в третий раз организуется на территории Серпуховского района в парке Дракино. Это яркий праздник с карнавальным шествием родителей и малышей, сидящих в оригинально украшенных колясках, конкурсном дефиле в таких номинациях как «В гостях у сказки», «Кукольная коляска», «Флора и фауна» и др. Участники дефиле предварительно подают заявки, а члены жюри из состава организаторов выбирают победителей. Программой фестиваля предусматривается проведение показа мод детской одежды, причёсок, SPA-услуг, различных мастер-классов, розыгрыша подарков, музыкально-развлекательной программой. В празднике 2016 г. приняли участие 150 семей и свыше 30 бизнес-структур детского сегмента потребителей (одежды, обуви, питания, книжек, игрушек, развлечений и т.д.) 15.

Детский развлекательный фестиваль «BABY BOOM FEST» является новым событийным проектом, реализуемым в Серпуховском районе по инициативе его организаторов -Прованс-отеля «4 Сезона» и рекламного агентства «NIRJLLINI STUDIO». Он проводится на территории отеля, расположенного в д. Васильевское и специализирующегося на предоставлении услуг загородного семейного отдыха, развлечений, работе с детьми в возрасте от 2 до 12 лет. Согласно программе 2016 г.,

14 По данным официального сайта Парка Дракино: фестиваль «Свадьба мечты». URL: http://wedding. drakino.com/visitor.html (Дата обращения: 20.11.2016).

15 Там же: фестиваль «Парад колясок». URL: http://parad.drakino.com/ (Дата обращения: 20.11.2016).

участники фестиваля знакомили детей и их родителей с представителями детских центров развлечений, летних лагерей, площадок для проведения праздников и выпускных вечеров, проводили интерактивные игры для разных возрастных групп, мастер-классы росписи. Работала детская площадка, аттракционы, организовывался конкурс семейной самодеятельности, проходило выступление детских коллективов, предоставлялась возможность посещения мини-зоопарка и конного шоу детского спортивного клуба при Прованс-отеле «4 сезона»16.

Международный день веллнеса «Global Welness Day» проводится более чем в ста странах. В России знакомство с ним впервые состоялось в 2015 г. на базе парка Дракино. Целью его программы является приобщение людей всех возрастов к спортивным занятиям и ведению здорового образа жизни. Гостям мероприятия предлагается бесплатно апробировать новинки фитнеса, пройти разнообразные оздоровительные процедуры, принять участие в велосипедном пробеге, ознакомиться с секретами приготовления полезных и вкусных блюд от шеф-повара, посмотреть турниры, соревнования и показательные выступления по различным видам спорта17.

Региональный туристский фестиваль здорового отдыха и общения «Прилуки» проходит в д. Прилуки Серпуховского района с 2005 г. Традиционно мероприятие организуется в середине июня. Его продолжительность - 3 дня (с пятницы по воскресенье). Каждый год фестиваль имеет разную тематическую направленность: «Год окружающей среды», «Наша Олимпиада», «ГТО», «Готовят Туристы на Оке», «Год Российского кино». Его про-

16 По данным официального сайта «BABY BOOM FEST» в Прованс-отеле «4 сезона». URL: http://chehovchanka-info.ru/nashi-partnery/2332-baby-boom-fest-v-provans-otele-4-sezona.html (Дата обращения: 20.11.2016).

17 По данным официального сайта Парка Дракино: фестиваль «Global Wellness Day 2016». URL: http://drakino-park-hotel.ru/programm/festivalj-Global-

Wellness-Day-2016 (Дата обращения: 20.11.2016).

грамма включает спортивные соревнования по 6-8 видам спорта, конкурсы «Лучший повар», «Лучший рыбак», «Лучший туристский городок» и др., культурно-развлекательные вечерние представления, песни под гитару у костра. Участниками фестиваля являются команды-делегации от поселений, организаций, предприятий Серпуховского района, соседних муниципальных образований и регионов. Мероприятие ежегодно собирает около 3000 чел. от 18 лет и старше18.

Помимо описанных событийных мероприятий, к наиболее известным и привлекательным предложениям Серпуховского района в этом направлении следует отнести организацию ежегодного автопробега по местам Боевой Славы, посвящённого Дню Памяти и Скорби, предоставление возможности молодожёнам зарегистрировать свой брак не в помещении ГУ ЗАГС муниципального района, а оригинально провести это важное и памятное торжество в местечке «Карпова Поляна», уже несколько десятилетий привлекающем пары в день свадьбы, и целый ряд других, представленных в Календаре мероприятий интернет-ресурса «Афиша Подмосковья».

Представленная информация о наиболее ярких событийных мероприятиях отдельных муниципальных районов позволяет выделить ряд особенностей, характерных для развития этого вида туризма в Московской области.

1. Использование потенциала всех имеющихся туристских ресурсов. Специфика событийного туризма состоит в том, что помимо традиционного отдыха, он включает общественные мероприятия различного функционального направления. Обобщённые предложения по группировке объектов событийных мероприятий по направлениям представлены в табл. 1.) [3, 5, 8, 13, 14].

18 По данным официального сайта «Новости Подмосковья». URL: http://mo.9955599.ru/news_mo/v_prilukakh_ proshjol_8-j_regionalnyj_turisticheskij_festival.html (Дата обращения: 20.11.2016).

Таблица 1. - Функциональные направления мероприятий событийного туризма Московской области

Функциональные направления Объекты мероприятий

мероприятий

Конгрессные мероприятия Конгрессы, форумы, съезды, симпозиумы, конференции, дискуссионные клубы, саммиты, круглые столы, семинары

Фестивальные мероприятия Фестивали, карнавалы, парады, конкурсы, театральные сезоны

Спортивные мероприятия Чемпионаты, универсиады, спартакиады, слёты

Выставочные и ярмарочные мероприятия Международные, российские, региональные, национальные, отраслевые, межотраслевые и другие выставки и ярмарки

Праздничные мероприятия Международные, национальные, местные праздники, дни города, юбилейные даты, дни памяти известных людей, народные гуляния

Природные ,,

Необычные состояния природы

явления

Для их проведения на административной территории требуется определённая концентрация различных ресурсов: природные достопримечательности, архитектурные и исторические памятники, религиозные объекты, литература, изобразительное искусство, музыка, народные промыслы, традиции, легенды, агрокультура, национальная кухня, центры деловой активности, образования, науки, спорта и шопинга [5, с. 112]. Всеми перечисленными ресурсами обладает Подмосковье и формирует на этой основе по каждому функциональному направлению широкий спектр событийных предложений.

2. Ориентация на доминанту туристской привлекательности муниципального образования. Богатая ресурсная составляющая позволяет практически каждому административному образованию области организовывать события разных направлений. Однако их успешность и популярность в значительной мере определяется идентификацией предло-

жений со сложившимся восприятием туристского образа региона [12].

Так, Клинский район привлекает туристов прежде всего расположенными на его территории домами-музеями П.И. Чайковского, Д.И. Менделеева, А.П. Гайдара, выставочным комплексом «Клинское подворье», клин-ским стеклодувным искусством и традиционным производством ёлочных игрушек, национальным природным парком «Государственный комплекс «Завидово»», Клинским ледовым дворцом им. В. Харламова.

Солнечногорский район ассоциируется с туристскими объектами литературного наследия А.А. Блока (усадьба «Шахматово»), М.Ю. Лермонтова (усадьба «Середниково»), научно-познавательного - имение историка и географа В.Н. Татищева, Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений, известный как хранитель государственного эталона времени и частоты.

Талдомский район воспринимается более разносторонне: как экологически чистая территория Подмосковья, благодаря расположенным лесным массивам, уникальным природным заказникам «Журавлиная родина», «Серая цапля», «Сизых чаек», Иваньковскому водохранилищу - крупнейшему водоёму на территории области, как центр башмачного мастерства, как родина фарфорового производства в Подмосковье («Мануфактура Гарднеръ», основанная в 1756 г., сейчас это предприятие народных художественных промыслов «Фарфор Вербилок»), как место жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина (усадьба в с. Спас-Угол) и М.М. Пришвина [1].

Совершенствуя старые и разрабатывая новые событийные мероприятия, их организаторы опираются на уже известные туристам доминанты, предлагая интересные подходы к раскрытию ранее неиспользованных их граней и характеристик.

3. Повышение синергетического эффекта популяризации объекта туристского интереса и территории в целом. Событий-

ные мероприятия чаще всего привязаны к тому или иному туристскому объекту. Для того, чтобы составить собственное мнение об этом объекте, турист должен его посетить. Событие является прекрасным поводом как для ознакомления с объектом, так и для привлечения внимания к территории его нахождения [11, 17]. Мотивация выбора туристом конкретного события зависит от многих критериев: его возраста, интересов, образа жизни, доходов, личностных характеристик и др., поэтому важными условиями успешности любого событийного проекта является правильный выбор целевой аудитории, площадки и особенностей организации его проведения. Ярким примером учёта всех указанных условий, привлекательности и массовости событийного мероприятия является ежегодный международный фестиваль исторической реконструкции «Зарайский ратный сбор», проводимый у стен Зарайского Кремля с 2011 г. Основными целями его проведения определены:

- развитие г. Зарайска - древнейшего на Руси, путём привлечения туристов из Москвы, Подмосковья, других регионов страны и зарубежья;

- изучение воинских традиций Руси и Европы через историческое погружение в конкурсы и сражения;

- приобщение молодёжи к возрождению национальных ремёсел;

- знакомство современного человека с атмосферой русского средневекового быта.

К участию в мероприятии приглашаются реконструкторы исторических событий Руси, Золотой Орды, Западной Европы трёх временных периодов: IX—XI вв., XШ-XIV вв. и XV— XVI вв. Представленная ими реконструкция должна являться копией исторического предмета, материальной или духовной жизни людей определённой эпохи: воинских доспехов оружия, изображения и др. Применение современных технологий допускается в исключительных случаях. Ежегодно участниками фестиваля становятся более 500 клубов исторической реконструкции. Они принимают уча-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стие в тематических поединках рыцарского и богатырского боя, метания топоров, стрельбы из лука, конкурсах исторического костюма. На территории Зарайского Кремля открывается средневековая ярмарка ремесленников: ткачей, кузнецов, оружейников, плотников, ювелиров и др. Её посетители могут ознакомится с тонкостями старинного мастерства и попробовать что-то сделать своими руками. По данным Администрации, в течение трёх дней фестиваля в г. Зарайск приезжает 25 тыс. туристов, увеличивая посещаемость музеев города в 2 раза19.

4. Привлечение к формированию событийного мероприятия региональных и межрегиональных партнёров. Важным условием успешного проведения любого события является состав участников - разработчиков, организаторов, инвесторов, органов власти. Основой любого партнёрства является согласование и достижение взаимовыгодных интересов [15, с. 211]. В Подмосковье подход к его реализации базируется на Подпрограмме «Развитие туризма в Московской области» государственной программы «Культура Подмосковья на 2014-2018 гг.», направленной на более полное удовлетворение потребностей области, России и зарубежных стран в качественных туристских продуктах и повышение привлекательности её муниципальных образований20.

С учётом выдвинутых целей разработан механизм объединения, кооперации и эффективного взаимодействия органов исполнительной власти региона и муниципалитетов, предприятий и организаций индустрии туризма, смежных направлений деятельности, а

19 По данным официального сайта «Зарайский ратный сбор». URL: http://ратныйсбор.рф/ (Дата обращения: 25.11.2016).

20 По данным официального сайта Правительства Московской области. Подпрограмма VII «Развитие туризма в Московской области». URL: http://mosreg.ru/ seychas-v-rabote/gosudarstvennye-programmy/

gosudarstvennaya-programma-moskovskoy-oblasti-kultura-podmoskovya-na-2014-2018-gody (Дата обращения: 02.11.2016).

также различных общественных структур. Состав участников событийного мероприятия определяется его уровнем и масштабностью.

Важное для всех православных людей событие 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского отмечалось тематическими мероприятиями в разных регионах страны в течение всей первой половины 2014 г. и кульминационно завершилось в Подмосковье в г. Сергиев-Посад. В торжествах на территории города и района в течение недели приняли участие более 100 тыс. чел., включая Святейшего Патриарха Московской и всея Руси Кирилла и Президента РФ В.В. Путина. Успеху проведения памятного события способствовала большая предварительная работа, выполненная совместными усилиями Русской Православной Церкви и Организационного комитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, сформированного распоряжением Губернатора Московской области в соответствии со специальным Указом Президента РФ от 14.09.2011 г. Её результатом явилось формирование и обеспечение условий реализации праздничной программы, включающей кроме религиозных, множество культурных мероприятий, в том числе выставку «И свеча не угасла», фестиваль творческих художественных коллективов «От Сергия до наших дней», в котором приняли участие представителей регионов Подмосковья, субъектов России и православных стран, фестиваль колокольной музыки с выступлениями звонарей из городов России и Украины, а также хора Сретенского монастыря, XI фестиваль тепловых аэростатов специальных форм и др. Завершилось празднование концертом, на котором выступили участники Открытого православного фестиваля «Сердце России» и Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого21.

В отличие от рассмотренного грандиозного празднования, аналогичные подходы к

21 Отчёт о развитии туристской индустрии Московской области за 2014 г. М.: Мин-во культуры МО, 2015, с. 22.

партнёрству применяются и при организации событий камерного характера на территории региона. В настоящее время все больше молодых пар стремятся осуществить регистрацию брака и отметить это торжество нетрадиционным образом - в помещении ЗАГС, потом в ресторане, а более изыскано и памятно - в интерьерах старинных усадеб, дворцов и парков. В целях предоставления подобных услуг Министерство культуры и Главное управление ЗАГС Московской области в 2014 г. подписали соглашение о формировании нового событийного проекта - «Свадебное кольцо Подмосковья», представляющего возможность осуществления церемонии бракосочетания на территории кремлей, усадеб, музеев. В рамках проекта молодожёны могут оформить регистрацию брака более чем на 10 объектах культурно-исторического наследия, включая ансамбли Кремля в г. Дмитрове и в г. Зарайске, Звенигородского историко-архитектур-ного и художественного музея, Военно-технического музея в г. Черноголовка, Государственного музея-заповедника П.И. Чайковского в г. Клин и др. Во время проведения торжества молодым парам предлагаются различные интерактивные программы с элементами старинных русских обрядов, боярских и дворянских свадеб22.

5. Географическая близость Москвы -столицы и крупнейшего мегаполиса страны. Не смотря на значительные размеры площади территории Московской области, многие муниципальные районы расположены на расстоянии не превышающем 50-80 км от центра Москвы. По меркам других субъектов РФ, это достаточно близко. Данное преимущество позволяет расширить состав участников и гостей событийных мероприятий, организуемых силами одного или нескольких регионов, за счёт привлечения внимания не только местного населения, но и москвичей и приезжающих в Москву туристов. Важнейшая роль в его ис-

22 По данным интернет-ресурса «Афиша Подмосковья -Туристический портал». URL: http://afisha.mosreg.ru /place/svadebnoe-kolco (Дата обращения: 18.11.2016).

пользовании отводится продвижению событийных продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках. С этой целью Подмосковье расширяет участие в отраслевых и межотраслевых выставках, ярмарках, фестивалях, форумах, на которых его муниципальные районы представляют лучшие проекты, заключают договора о сотрудничестве, раскрывают намерения о партнёрстве, обсуждают проблемные вопросы, обмениваются опытом. Широко используется практика проведения информационных туров для туроператоров, представителей региональных и федеральных средств массовой информации по разработанным на территории отдельных муниципалитетов маршрутам. Активно расширяется сеть туристско-информационных центров под общим брендом ТИЦ «Подмосковье». Первые 12 были открыты в 2014 г. в так называемых «туристских магнитах» области, ежегодно принимающих свыше 1 млн. туристов: 3 в музеях-кремлях (г. Зарайск, г. Коломна, г. Дмитров), 3 в музеях при монастырях (г. Сергиев-Посад, г. Истра, г. Звенигород), 6 в музеях-заповедниках (А.С. Пушкина в Одинцовском районе, П.И. Чайковского в г. Клин, А.П. Чехова в Чеховском районе и др.). Сейчас их более 20. Усилиями ТИЦ осуществляется распространение более подробной информации о маршрутах, объектах, событиях, услугах туринду-стрии на территории региона среди экскурсантов, туристов и тех, кто хотел бы ими стать.

Прорывом в области формирования единой информационной базы, размещающей все сведения о событийных мероприятиях на территориях муниципалитетов области, является интернет-ресурс «Афиша Подмосковья — Туристический портал» с главными разделами «События», «Места», «Маршруты», «Парки», «Активный отдых», введённый в работу в 2015 г. Пользователям портала предоставляется возможность оставлять свои комментарии, фотографии, добавлять или уточнять размещённую информацию23.

23 Отчёт о развитии туристской индустрии Московской

50 I-

Рассмотренные особенности развития событийного туризма в Московской области оказывают благоприятное воздействие на рост популярности её административных образований среди отечественных и иностранных туристов. За последние 5 лет объем платных туристских услуг в Подмосковье увеличился в 2,3 раза (с 3047,0 млн. руб. в 2012 г. до 7158,2 млн. руб. в 2015 г.), в то время как в Москве эта цифра составила 1,2 раза, в целом по РФ — 1,3 раза, а в Санкт-Петербурге произошло её снижение на 20% (соответственно, с 8307,6 млн. руб. до 6641,5 млн. руб.). Следствием такого резкого скачка явилось повышение доли области на рынке туристских услуг страны с 2,5% до 4,5%, на фоне падения доли Москвы с 17,1% до 15,5%, Санкт-Петербурга с 6,8% до 4,2%24.

Достигнутые Московской областью результаты в развитии туризма являются очевидными, но не исчерпывающими её возможности по наращиванию данного процесса. В полной мере это относится и к наличию резервов, связанных с событийными предложениями. По мнению автора, недоиспользован потенциал как уже реализуемых событий, так и заложенный в разработку и организацию новых. К первым следует отнести попавшие в Календарь мероприятий Подмосковья, но, по разным причинам не привлёкшие внимания достойного их уровня и количества туристов, ко вторым — задействование при формировании событийных проектов малоиспользуемых в настоящее время ресурсов.

области за 2014 г. М.: Мин-во культуры МО, 2015, с. 44-48.

24 По данным Официального сайта Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ: 1. Сводные статистические данные за 6 лет (с 2009 по 2014 годы) по субъектам Российской Федерации. URL: http://www.russiatourism.ru/content/8/section/81/deta il/4124/ (Дата обращения: 15.11.2016). 2. Статистические данные по субъектам РФ за 2015 год. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statistic heskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam

-rf-za-2015-god/ (Дата обращения: 15.11.2016).

Информационный интернет-ресурс «Афиша Подмосковья - Туристический портал. Календарь событий Подмосковья» знакомит пользователей с составом и содержанием событий, организуемых на территории каждого района по месяцам текущего года25. Систематизированность, точность, доступность предоставляемой информации позволяют своевременно её использовать как жителями Москвы и области, так и их гостями при планировании вариантов проведения свободного времени. Представляется, что кроме указанной аудитории она может более широко встраиваться в деятельность туроператоров при разработке программ пребывания туристов в Московском регионе. Возможна даже практика формирования на её основе индивидуальных или групповых предложений, включающих не только посещение, но и, в определённой форме, участие туристов в комплексе событийных проектов одного или разных тематических направлений.

В состав недостаточно используемых в событийном туризме ресурсов Подмосковья можно включить возможности гастрономического, мифологического, научно-технического направлений. Следует отметить, что работа по включению гастрономических мероприятий в перечень событий в отдельных районах уже проводится, и довольно успешно. Так, в Клин-ском районе в конце сентября проходит районный фестиваль «Золотой кабачок», включающий массу конкурсов, в том числе на самое вкусное и красивое изделие из этого овоща.

Павлово-Посадский район третий год в конце января организует Праздник «Русский холодец». Помимо конкурсов, посвящённых этому традиционному блюду русской кухни, он включает знакомство гостей с зимними забавами и обычаями жителей Московской губернии. В 2015 г. он занял второе место в но-

25 По данным интернет-ресурса «Афиша Подмосковья -Туристический портал. Календарь событий Подмосковья». URL: http://afisha.mosreg.ru/event/kalendar-sobytiy-podmoskovya (Дата обращения: 20.11.2016).

минации «Гастрономические проекты» в финале Национальной премии «Russian Event Awards». Впервые в мае 2016 г. в районе стартовал новый гастрономический фестиваль, тематически связанный с яйцом - «Основа жизни». Программа фестиваля приглашает гостей на мастер-классы по приготовлению блюд с использованием этого продукта, дегустации, философский диспут «Что первично?»26.

Активно формирует набор гастрономических событий Дмитровский район. Организуемый с 2012 г. «Морковный фестиваль» стал одной из его визитных карточек, отражающей роль района в снабжении Московского региона этим овощем и статус «морковной столицы». Фестиваль направлен на прославление моркови как необходимого продукта как на кухне, так и как носителя яркого красно-оранжевого цвета, поднимающего настроение. Всем присутствующим предлагается попробовать разные блюда, приготовленные из этого овоща (пирожки, торты, варенье, напитки), а также ознакомиться с возможностями его использования в качестве строительного материала при посещении улиц и площадей «Морковного города». В конце декабря 2016 г. в течение недели на территории музея-заповедника «Дмитровский Кремль» прошёл фестиваль «Дмитровский пряник». Его цель - возрождение и продвижение местных кулинарных традиций. Программа проведения включала выставку-ярмарку и дегустацию пряников, проведение мастер-классов, всеобщее голосование присутствующих за лучший пряник по 6 номинациям («Самый вкусный пряник», «Самый новогодний пряник», «Самый лучший пряник с Дмитровской символикой и др.)27.

26 Официальный сайт Администрации Павлово-Посадского муниципального района. URL: http://povpos.ru (Дата обращения: 10.11.2016).

27 По данным интернет-ресурса DMITROV.RU. URL: http: //d m itrov.ru/news/cu ltu re/v_d m itrove_proydyot_p ryanichniy_festival/ (Дата обращения: 05.11.2016).

Представленные муниципалитеты являются лидерами в предложении ярких гастрономических событий. Их пример и творческий подход подталкивают к поиску своих альтернатив и насыщению «Гастрономической карты Подмосковья» новыми привлекательными проектами.

Мифологические ресурсы территории представляют большую ценность для туризма. Они позволяют разрабатывать уникальные продукты, привлекающие туристов своей неповторимостью. Чем больше таких продуктов может предложить регион, тем дольше в памяти гостей сохранятся и другие его отличия, способствующие вызвать желание приехать сюда повторно. В составе мифологических ресурсов выделяют: топологические, исторические, религиозные, литературные, фольклорные, о призраках, об НЛО, о жизни «гениев места» [9, с. 67].

Не только Подмосковье в целом, но и многие муниципальные образования обладают большинством из них. Однако исследования ряда учёных свидетельствуют о низком уровне их использования [2, 4, 7, 14]. Они сходятся в мнении, что обширная мифологическая информация лишь частично нашла отражение в событийных продуктах и основная работа в этом направлении ещё впереди. В настоящее время её потенциал чаще всего используется в массовых мероприятиях, тематически связанных с территорией:

- программах, посвящённых основанию поселения (день города, села, муниципального образования);

- фестивалях, конкурсах, соревнованиях, ориентированных на этапы жизни и творчества «гения места» (музыкальный фестиваль «Весна в Клину», посвящённый дню рождения П.И. Чайковского, Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна» в Чеховском районе и т.д.);

- исторических реконструкциях прошедших событий (Военно-исторические фестивали «Душоновские маневры» в Щелковском районе, «Битва при Молодях» в Чеховском

районе и др.).

На основе мифологических ресурсов разрабатываются паломнические туры и экскурсионные программы. Особо ценным является опыт Дмитровского района, пытающегося закрепить за собой бренд «Дмитров — родина Царевны Лягушки». Он свидетельствует о возможности комплексного подхода к работе с мифологическим наследием при формировании пакетного туристского предложения.

Как было отмечено выше, Московская область является научно-техническим центром страны, институты, организации и производственные комплексы которого имеют деловые контакты с российскими и иностранными партнёрами, организуют профессиональные конференции, семинары, выставки, ярмарки. Благодаря их усилиям, территории области регулярно проводят крупномасштабные мероприятия, демонстрирующие на международном уровне технические достижения России. В дни свободного посещения подобных мероприятий всеми желающими, их число насчитывает тысячи человек.

Почти каждое крупное научно-исследовательское учреждение или научно-производственный комплекс имеют музей, экспозиции которого знакомят с этапами его развития, наиболее важными разработками и практическими достижениями. Посетители могут познакомиться с ними только при наличии специального допуска. Закрытый характер работы подобных учреждений не позволяет использовать имеющийся потенциал в туристских целях. Вместе с тем, в рамках партнёрства возможно проведение тематических событийных мероприятий, ориентированных на детскую или молодёжную аудиторию, в доступной форме знакомящих её представителей с различными направлениями деятельности.

Заключение. В настоящее время Подмосковье находится на этапе активного развития внутреннего и выездного туризма. При этом оно обладает всеми необходимыми ресурсами для формирования и продвижения на рынке оригинальных региональных собы-

тийных продуктов. Ряд муниципальных образований области уже включились в этот процесс и имеют целый пакет интересных предложений разной функциональной привлекательности, другие только приступают к его разработке. Приоритетными видами ресурсов, используемых в событийном туризме территории, являются: культурно-исторические, природные, спортивно-оздоровительные. Перспективными - этнические, научные, мифологические.

Проведённое исследование особенностей событийного туризма в Подмосковье свидетельствует о том, что в целом ему при-

сущи такие же тенденции развития, как и муниципалитетам других крупных городов РФ. Рынок событий становится все более динамичным и масштабным, но не сбалансирован по причине неравномерности использования его потенциала различными регионами. Интенсификация использования имеющихся резервов и разработка событийных предложений каждым субъектом области, активное их продвижение, а также поддержание стабильности объёма финансирования уже известных и успешных проектов позволит значительно повысить количество привлекаемых туристов и событийную привлекательность Подмосковья.

Список источников:

1. Афанасьев О.Е. Туристский комплекс Северного Подмосковья: ресурсная составляющая Клинского, Дмитровского, Талдомского и Солнечногорского районов // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 2. С. 32-39. DOI: 10.12737/11393.

2. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств дестинаций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 1. С. 52 - 60. DOI: 10.12737/7943.

3. Бушуева И.В., Черникова Л.И., Бокарева Е.В., Егорова Е.Н. и др. Паспортизация туристских ресурсов Подмосковья: отчет о НИР. М.: РГУТИС, 2012. 350 с.

4. Дручевская Л.Г., Троценко А.В. Биосоциальные туристские ресурсы Клинского, Дмитровского и Талдомского районов // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 2. С. 54-64. DOI: 10.12737/11396.

5. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2005. 320 с.

6. Климова Т.Б., Вишневская Е.В., Стенюшкина С.Г. Событие как уникальный инструмент развития туристской отрасли (на примере Белгородской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 3. С. 105-112. DOI: 10.12737/12889.

7. Кривошеева Т.М., Вапнярская О.И. Легенды Клинского муниципального района как нематериальные туристские ресурсы дестинации // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 2. С. 48-53. DOI: 10.12737/11395.

8. Ломаков Е.А. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму: Автореф. дисс. ... канд-та эконом. наук. 2013. 24 с.

9. Соломина И.Ю. Мифологическое туристское пространство Самарского края: реальность и возможности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 3. С. 64 -72. DOI: 10.12737/21102.

10. Суслова И.А., Морозова Л.С. Событийный туризм: тенденции регионального развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. №1(62). С. 94-104. DOI: 10.12737/19172.

11. Chen C.-F, Chen P.-C. Another look at the heritage tourism experience // Annals of Tourism Research. 2013. №41. Pp. 215-243. DOI: 10.1016/j.annals.2012.12.007.

12. Cros D. H., McKercher B. Cultural tourism. London: Routledge, 2015. 290 p.

13. Getz D. Event Tourism: Definition, evolution, and research // Tourism Management. 2008. Vol. 29. №3. Pp. 403-428.

14. Larionova A.A., Suslova I.A., Povorina E.V., Vinogradova M.V. Formation of Tourist Image of the Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol.6. № 3. Pp. 261-266. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s5p261.

15. Larionova A.A., Vinogradova M.V. Modeling the Development of the Regional Tourist Complex Infrastructure: General Methods // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol.30. №1. Pp. 210-213.

16. Ritchie J., Hudson S. Understanding and meeting the challenges of consumer/tourist experience research // International Journal of Tourism Research. 2009. №11(2). Pp. 111 -126. DOI: 10.1002/jtr.721.

17. Russo A. P., Borg J. V. Planning considerations for cultural tourism: a case study of four European cities // Tourism Management. 2002. Vol.23. №6. Pp. 631-637. DOI: 10.1016/s0261-5177(02)00027-4.

Irina A. SUSLOVA

EVENT TOURISM IN MOSCOW REGION: DEVELOPMENT FEATURES

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); PhD in Economics, Associate Professor;

e-mail: [email protected]

Keywords:

Moscow region, event tourism, development, features, resources, potential

Moscow region get increase popularity in the tourist services market in recent years. All kinds of tourism are successfully developing, including the event tourism. Its status, along with attracting additional investments, determines the region's future potential in the cultural, educational, business, educational and social spheres.

An analysis of approaches to the use of the potential of eventual resources in the Moscow suburbs, which made it possible to identify a number of characteristics for its development, as well as incompletely realized opportunities is the aim of the study. The article provides a brief overview of the main components of the resource potential of event tourism in the Moscow region. The authors note the growing attention of the districts of the region to participation in the most prestigious event-based Russian tourism competitions, describe the functional orientation of the projects being provided, and make assessment of the degree of activity in this process of individual municipalities. The results of the research contributed to the identification of a number of development features of event tourism in Moscow region, such as the use of the potential of all available tourist resources; orientation on the dominant of the municipality tourist attractiveness; increase of the synergetic effect of popularization of the object of tourist interest and the territory as a whole; involvement of regional and interregional partners in the event; geographical proximity of Moscow. This study also contributed to revealing the reserves for the fuller use of the potential of both already realized events, and currently under-utilized resources - gastronomic, mythological, scientific and technical. It is concluded that the identified features of event tourism in Moscow region are positive oriented, and with the intensification of the use of all available reserves, the region will increase the rating of tourist attractiveness and competitiveness in the domestic market.

References

1. Afanasiev, О. Е. (2015). Turistskij kompleks Severnogo Podmoskov'ja: resursnaja sostavljajush-haja Klinskogo, Dmitrovskogo, Taldomskogo i Solnechnogorskogo rajonov [The tourist complex of Northern Moscow region: the resource component of Klinskiy, Dmitrovskiy, Taldomskiy and Solnechnogorskiy districts]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(2), 32-39. doi: 10.12737/11393. (In Russ.).

2. Afanasiev, О. Е., & Afanasieva, A. V. (2015). Funkcional'noe znachenie i mesto turistskih legend v formirovanii privlekatel'nych svojstv destinacij [The functional significance and place of tourist legends in creating attractive destination properties]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 9(1), 52-60. doi: 10.12737/7943. (In Russ.).

3. Bushueva, I. V., Chernikova, L. I., Bokareva, E. V., Egorova, E. N., & other. Pasportizacija turistskih resursov Podmoskov'ja [Passportization of tourist resources of Moscow region]: Research report. Moscow: RSUTS. (In Russ.).

4. Druchevskaya L. E., & Trotsenko, A. V. (2015). Biosocial'nye turistskie resursy Klinskogo, Dmitrovskogo i Taldomskogo rajonov [Biosocial tourist resources of Klinskiy, Dmitrovskiy and Taldomskiy districts]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(2), 54-64. doi: 10.12737/11396. (In Russ.).

5. Kvartal'nov, V. A. (2005). Turizm [Tourism]. Moscow: Finance and Statistics. (In Russ.).

6. Klimova, T. B., Vishnevskaya, E. V., & Stenyushkina, S. G. (2015) Sobytie kak unikal'nyj instrument razvitija turistskoj otrasli (na primere Belgorodskoj oblasti) [Event as a unique tool of tourism development (experience of Belgorod region)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(3), 105-112. doi: 10.12737/12889. (In Russ.).

7. Krivosheeva, T. M., & Vapnyarskaya, O. I. (2015). Legendy Klinskogo municipal'nogo rajona kak nematerial'nye turistskie resursy destinacii [Legends of Klinskiy municipal district as intangible tourist resources of the destination]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(2), 48-53. doi: 10.12737/11395. (In Russ.).

8. Lomakov, E. A. (2013). Povyshenie konkurentosposobnosti regionov Rossii na osnove razvitija uslug po sobytijnomu turizmu [Increase of competitiveness of Russian regions on the basis of development of services in event tourism]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. (In Russ.).

9. Solomina, I. Yu. (2016). Mifologicheskoe turistskoe prostranstvo Samarskogo kraja: real'nost' i vozmozhnosti [Mythological tourism space of Samara land: realities and opportunities]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(3), 64-72. doi: 10.12737/21102. (In Russ.).

10. Suslova, I. A., & Morozova, L. S. (2016). Sobytijnyj turizm: tendencii regional'nogo razvitija [Event tourism: trends in regional development]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 10(1), 94-104. doi: 10.12737/19172. (In Russ.).

11. Chen, C.-F, & Chen, P.-C. (2013). Another look at the heritage tourism experience. Annals of Tourism Research, 41, 215-243. doi: 10.1016/j.annals.2012.12.007.

12. Cros, D. H., & McKercher, B. (2015). Cultural tourism. London: Routledge.

13. Getz, D. (2008). Event Tourism: Definition, evolution, and research. Tourism Management, 29(3), 403-428. doi: 10.1016/j.tourman.2007.07.017.

14. Larionova, A. A., Suslova, I. A., Povorina, E. V., & Vinogradova, M. V. (2015). Formation of Tourist Image of the Region. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3), 261-266. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n3s5p261.

15. Larionova, A. A., & Vinogradova, M. V. (2014). Modeling the Development of the Regional Tourist Complex Infrastructure: General Methods. World Applied Sciences Journal, 30(1), 210213.

16. Ritchie, J. R., & Hudson, S. (2009). Understanding and meeting the challenges of consumer/tourist experience research. International Journal of Tourism Research, 11(2), 111-126. doi: 10.1002/jtr.721.

17. Russo, A. P., & Borg, J. V. (2002). Planning considerations for cultural tourism: a case study of four European cities. Tourism Management, 23(6), 631-637. doi: 10.1016/s0261-5177(02)00027-4.

Суслова И.А. Особенности развития событийного туризма в Подмосковье // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 2. С. 40-56. DOI: 10.22412/1995-042X^1-2-4.

Suslova, I. A. (2017). Event tourism in Moscow region: Development features. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(2), 40-56. doi: 10.22412/1995-042X-11-2-4. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.