Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России
ТУРИЗМ / TOURISM
УДК 388.486.1.025
ОС!: 10.24411/2413-693Х-2018-10302
Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России
СУСЛОВА Ирина Александровна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, [email protected] ЛУСТИНА Татьяна Николаевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, [email protected] ПАНОВА Александра Георгиевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
Аннотация. Гастрономический туризм является динамично развивающимся видом мирового и отечественного туризма. Он позволяет раскрыть истоки культуры разных народов, стран и регионов. Россия отличается многообразием гастрономических туристских ресурсов, которые используются в недостаточной степени для превращения этого вида туризма в источник стабильного притока путешественников на её территорию.
Целью данного исследования явился анализ сложившихся подходов к разработке элементов и продуктов гастрономического туризма в РФ, позволивший выявить ряд характерных особенностей и не полностью реализуемых возможностей.
Результаты проведенного исследования способствовали: 1) выявлению следующих особенностей развития гастрономического развития туризма в стране: в настоящее время делаются только первые шаги на пути разработки специализированных туров, формирование которых ограничивается несколькими регионами. Однако повсеместно расширяется состав их элементов (предложения кафе, ресторанов, гастрономических музеев, фестивалей, праздников, выставок-ярмарок, агрокомплексов, ферм и других объектов), определяющих возможность построения полноценных туристских маршрутов; 2) определению тенденций более полного раскрытия потенциала данного вида туризма на основе соединения его элементов с продуктами других видов (этнографического, сельского, событийного, религиозного, детского, образовательного) и составления комбинированных туров, повышающих синергетический эффект и способствующих активизации развития внутреннего и въездного туризма в регионах страны.
Сделано заключение о том, что выявленные особенности и тенденции развития гастрономического туризма в России имеют позитивную направленность и при консолидации совместных усилий всех заинтересованных сторон обеспечат ему достижение достойного места на внутреннем и мировом рынках.
Ключевые слова: гастрономический туризм, Россия, регионы, потенциал, развитие, особенности
Для цитирования: Суслова И.А., Лустина Т.Н., Панова А.Г. Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России // Сервис Plus. 2018. Т.12. №3. С. 13-25. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10302.
Статья поступила в редакцию: 24.07.2018.
Статья принята к публикации: 24.08.2018.
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
State and formation trends of gastronomic tourism
elements in Russia
State and formation trends of gastronomic tourism
elements in Russia
Irina A. SUSLOVA
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Economics), Associate Prof., [email protected] Tat'yana N. LUSTINA
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Cand. Sc. (Economics), Associate Prof., [email protected] Aleksandra G. PANOVA
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation Cand. Sc. (Economics), Associate Prof., [email protected]
Abstract. Gastronomic tourism is a dynamically developing type of world and domestic tourism. It allows revealing the origins of the culture of different peoples, countries and regions. Russia is characterized with a variety of gastronomic tourist resources, which are used insufficiently to turn this type of tourism into a source of stable inflow of travelers to its territory. The purpose of this study was to analyze the existing approaches to the development of elements and products of gastronomic tourism in the Russian Federation, which revealed a number of characteristic features and not fully realized opportunities. The results of the study contributed to: 1) the identification of the following features of gastronomic tourism development in the country: today the development of specialized tours has just begun; the formation of these tours is limited to several regions. However, the number of tour elements (offers of cafes, restaurants, gastronomic museums, festivals, festivals, exhibitions, fairs, agricultural complexes, farms and other objects) increases, and this fact determines the possibility of making full-fledged tourist routes; 2) the determination of the trends which can show the potential of this type of tourism on the basis of combining its elements with products of other types (ethnographic, rural, event, religious, children, educational) and the preparation of combined tours that increase the synergetic effect and promote the development of domestic and inbound tourism in the regions of the country. It is concluded that the identified features and trends in the development of gastronomic tourism in Russia have a positive orientation and the consolidation of joint efforts of all stakeholders will ensure its achievement of a worthy place in the domestic and global markets.
Keywords: gastronomic tourism, Russia, regions, potential, development, features
For citation: Suslova, I. A., Lustina, T. N., & Panova, A. G. (2018). State and formation trends of gastronomic tourism elements in Russia. Servis plus, 12(3), 13-25. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10302. (In Russ.).
Submitted: 2018/07/24.
Accepted: 2018/08/27.
Введение. Современный туризм является одной из основных сфер, влияющих на развитие и восстановление физических и интеллектуальных сил человека. Он содействует национальной идентификации личности, патриотическому воспитанию, выступает в качестве средства сохранения культурного и природного наследия. Одновременно туризм представляет собой мощную мировую индустрию, заняв лидирующее
место в сфере услуг и обеспечив трудоустройство более 250 млн. чел1.
Повышение темпов роста туристских потоков выступает важнейшим источником доходов и фактором конкурентоспособности экономики многих стран. Россия обладает всеми необходимыми ресурсами для успешного развития внутреннего туризма. При этом страна располагает уникальными возможностями для
1 О развитии туризма в Российской Федерации: Доклад к заседанию Государственного совета Российской Федерации. 2015, с. 3. URL: http://www.c-inform.info/dossier/id/72 (Дата обращения: 01.02.2018).
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России
функционирования различных его видов, включая гастрономический.
Гастрономический туризм предполагает поездки туристов по странам и регионам с целью знакомства с особенностями продуктов, кухни, блюд, рецептов, традиций, определяющих их уникальность, с талантом местных производителей и мастеров кулинарии [15, с. 174]. Интерес к подобным путешествиям ежегодно повышается. Туристов привлекает не только процесс изготовления пищи, но и ее потребление, поскольку еда является как средством утоления голода, так и элементом культуры человека. Процедура питания тесно связана с социально-культурными формами поведения людей. Она сопровождает как радостные события жизни человека (дни рождения, свадьбы, праздники и др.), так и печальные (поминальные ритуалы). Совместное застолье в таких ситуациях - это прежде всего общение людей, а состав пищи - лишь отражение определённых символов и знаков [6, с.95].
В связи с ростом интереса к культурным обычаям и традициям разных народов, гастрономический туризм приобретает широкие перспективы развития. В России этот вид туризма пока только зарождается. В чистом виде гастро-туров по стране очень мало. Обычно их элементы включают в основные программы других видов туризма. Вместе с тем они могут привлечь туристов самых разных сегментных групп : представителей регионов нашей страны и иностранных государств, молодых людей, только познающих традиции и быт народов нашей страны и лиц более старших возрастных групп, уже много повидавших, но не утративших желания расширить свои познания в этом направлении, и ряда других. Гастрономический туризм как специализированный вид стал формироваться сравнительно недавно не только в России, но и во многих странах мира [3,12,19].
Методологические составляющие. Объектом данного исследования являются элементы и продукты гастрономического туризма в России. Предметом исследования - проблематика вовлечения региональных объектов, элементов и продуктов гастрономии в индустрию туризма страны. Целью исследования является выявление тенденций формирования элементов и продуктов гастрономического туризма в России, привлечение внимания заинтересованных сторон к данному вопросу. Основными методами исследования выступили: геоинформационный, сравнительный, моделирования, абстрагирования и др. Основными подходами исследования стали: системный, комплексный, процессный, географический, ситуативный.
Изложение основного материала. Первопроходцами в разработке и продвижении гастрономических программ считаются итальянцы. Это им в 1990-х годах пришла идея под знаком вкусной и здоровой пищи сформировать маршруты, совмещающие посещение торговых и технологических предприятий. В 2004 г. была основана Международная ассоциация кулинарного туризма (The International Culinary Tourism Association - ICTA). Ее Манифест утверждает, что человек способен понять культурные особенности страны через национальную кухню, поскольку еда является квинтэссенцией нации, её характера и истории [15, с. 181]. В авангарде развития гастрономического туризма на мировом рынке находится некоммерческая и неправительственная организация World Food Travel Association (WFTA). Она обладает самыми современными ресурсами необходимыми для продвижения еды, напитков и связанных с ними путешествий. Во многих странах в сфере этого вида туризма активно работают организации, представляющие интересы его профессионалов на внутренних и мировых рынках.
Наибольшей популярностью на гастро-карте мира пользуются страны Европы. Среди них лидирует Франция. Гастрономия занимает особое место не только в культуре, традициях, образе жизни населения, но и в территориальном бренде государства, представленного фуагрой, улитками, устрицами и другими морепродуктами, сырами, луковым супом, винами и шампанским. Второе место у гурманов занимает Италия. Как и Франция она имеет разнообразный спектр гастро-брендов - от страны в целом, до таких блюд, как паста, пицца, лазанья, винная продукция. По данным Национального управления Италии по туризму около 10% путешественников приезжает в страну для участия в различных гастрономических программах2. Испания занимает тройку мировых лидеров гастрономических туров. Тысячи туристов направляются сюда, чтобы попробовать национальные предложения: паэлью, хамон, гаспаччо, блюда из рыбы и знаменитые вина. Популярны сырные туры в Голландию и Швейцарию. Пивные туры по Германии, Бельгии, Австрии, Чехии привлекают ценителей напитка как его разнообразием, так и посещением пивоварен, баров и знаменитых фестивалей. Экзотические государства - Индия, Китай, Япония, Мексика, Израиль, страны Ближнего Востока и др. интересны туристам своими гастрономическими традициями [20].
Исследователями данного вида туризма предлагаются различные классификации гастрономических туров. На наш взгляд, наиболее приемлемыми для
2 Официальный сайт Национального управления Италии по туризму и^: http://www.enit.it (Дата обращения: 10.02.2018).
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
State and formation trends of gastronomic tourism
elements in Russia
характеристики состояния его развития на определённой территории являются две [5, с.63, 15, с.174]. Одна из них отражает лежащий в основе разработки тура продукт потребления: винные туры (Франция, Испания, Италия, Венгрия и т.д.), пивные туры (Бельгия, Чехия, Австрия, Германия и др.), сырные туры (Швейцария, Голландия, Италия, Франция и др.). Эта классификация не имеет предела, поскольку может включать новые продуктовые цели поездок. Вторая классификация раскрывает процесс формирования у туриста гастрономического восприятия территории во время путешествия:
- городские туры. Включают посещение производственных предприятий по изготовлению продуктов питания с дегустацией их продукции и ресторанов с предложением блюд местной кухни или известных поваров;
- сельские туры. Направлены на знакомство с экологически чистыми продуктами и процессами их получения, которыми известна определённая местность: испанский хамон, пармская ветчина, шведская икра уклейки, брюссельское прамине и др. Могут быть ориентированы на участие туристов в сборе винограда на виноградниках, ягод и грибов в лесу, овощей и фруктов на фермах;
- посещение гастрономических фестивалей, праздников, ярмарок, посвящённых одному продукту или блюду.
- образовательные туры. Предусматривают обучение в кулинарных школах или посещение мастер-классов по приготовлению блюд и напитков в сопровождении повара;
- региональные туры. Раскрывают особенности кухни, кулинарных рецептов, продуктов питания, обычаев и традиций на территории региона.
В России гастрономический туризм проходит первые шаги на пути самостоятельного развития и формирования полноценных туров, соответствующих приведенным классификационным признакам. Вместе с тем страна обладает огромным потенциалом его становление и популяризации, основанном на многонаци-ональности и обширности территории [3,10].
РФ представляет собой целый калейдоскоп культур, традиций и климатических зон, который нашел отражение в гастрономии: ее составе, разнообразии, контрастности вкусовых предпочтений, особенностях процедуры приёма пищи и др. Большинство регионов имеет свои кухонные шедевры. Чтобы донести эту информации до туристов в 2017 г. появилась «Гастрономическая карта России». Из неё можно узнать о кулинарных особенностях каждого федерального округа
страны и гурмо-брендах входящих в них субъектов. Фрагменты, размещенной на карте информации по Северо-Западному, Приволжскому, Южному федеральным округам, приведена в табл. 1. Она отражает наличие хотя бы одной кулинарной «изюминки» практически на территории каждого субъекта РФ, которую при желании можно превратить в элемент продукта гастрономического туризма.
Самым простым решением является включение такого блюда, напитка, продукта питания в меню кафе и ресторанов. По такому пути пошли, например, в г. Сергиев Посад (Московская область), где большинство ресторанов предлагают разнообразные блюда русской национальной кухни: блины, медовуху, сбитень, пельмени и другие подобные яства, в г. Суздаль (Владимирская область) помимо предложения широкого ассортимента блюд русской кухни в 2016 г. открылись рестораны «Огурец» и бар, специализированный на напитках и закусках на основе хрена [13, с.47].
Однако далеко не всегда предприятие общественного питания предлагает туристу возможность заказать и оценить особенности местной кухни. Обычно это можно сделать только в самых дорогих ресторанах, расположенных в центре города. Причём такая тенденция характерна не только для районных и областных, но так же для краевых и республиканских центров страны, что подтверждается исследованиями, проведенными в г. Казань [6, с. 98]. Вместе с тем для гурманов привлекательным является не только дегустация местных блюд, но и посещение мастер-классов известных шеф поваров. В городской и пригородной среде ежегодно увеличивается чисто ресторанов, предлагающих подобные программы. Особенно приятно, что довольно часто они ориентированы не на взрослых, а на детей разного возраста.
Другим подходом к привлечению туристов является открытие гастрономических музеев, совмещающих традиционную классическую экскурсию с элементами интерактива. В зависимости от особенностей экскурсионных программ это позволяет не только ознакомить посетителей с историей появления, особенностями, разновидностями, прошлым и настоящим объектов показа, но и предложить посещение действующего предприятия с дегустацией его продукции, участие в мастер-классах по приготовлению определённых продуктов питания, напитков или блюд, в игровых программах по традиционным формам их потребления. Варианты экскурсионных программ, предлагаемых гастрономическими музеями г. Москвы представлены в табл. 2.
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России
Таблица 1. - Примеры объектов кулинарии, представленных "Гастрономической картой России" по СевероЗападному, Приволжскому и Южному федеральным округам страны.3
Table 1. - Examples of culinary objects presented by the "Gastronomic map of Russia" in the North-Western district, the Volga district and the Southern Federal district of the country._
Федеральный округ Субъект федерального округа Объект кулинарии Характеристика объекта
СевероЗападный Вологодская область Вологодское масло Обладает "ореховым" вкусом, создаваемым нагреванием сливок до высокой температуры. Производится с 1871г.
Серые щи Основу рецепта составляют зеленые листья капусты, которые рубят в конце августа и квасят в бочках с солью, ржаной мукой или манкой.
Республика Карелия Уха каларуока Уха с добавлением исландского моха. Перед окончание варки рыбий бульон фильтруют через слой древесного угля.
Щи с сущиком Сущиком называют любую мелкую рыбу, высушенную в печи на противне. Для приготовления вкусного блюда необходимы навыки специальной обработки рыбы, выбора дров, топки печи.
Калитки (карельские пирожки) Их пекут из ржаной муки, а в качестве начинки, кладут размятый картофель, рис или рыбу.
Ланттулаатакко (десерт) Разваренную брюкву, доводят молоком до состояния пюре, добавляют яйца, сахар и запекают в высокой форме.
Приволжский г.Саратов Саратовский калач Употребляется в пищу не с напитками (кофе, чай и др.), а с супом.
Республика Марий Эл Уяча Выпечка из теста и меда в форме "колобка".
Команмелна Трёхслойные блины из пшеничной муки.
Сокта Отварная домашняя колбаса с кровью.
Подкогыльо Пельмени с начинкой из мяса, творога, смеси творога и картофеля.
Республика Татарстан Кияу пельмэне Крошечные пельмешки с начинкой из говядины.
Эчпочмак Треугольный пирожок с картофельной или мясной начинкой.
Чак-Чак Сладкое изделие из теста с мёдом.
Южный Краснодарский край Игристые и шампанские вина "Абрау-Дюрсо" Производятся из шампанских сортов винограда по французской технологии с 1870г. Является самым известным брендом российского шампанского.
Краснодарский чай До 2012г. плантации чая в Краснодарском крае являлись самыми северными в мире.
Республика Калмыкия Хурсын-махан-чуйртяган Лапша с мясом и луком.
Дотур Суп из бараньих потрохов с молоком, кровью, внутренним салом.
Чай джамба Чай с молоком, солью, лавровым листом, маслом, мускатным орехом
Чай хурдынгця Чай с добавлением поджаренной муки.
Главной целью разнообразия программ музеев на основе доступности и интерактивности является стирание грани времени между содержанием их экспозиции и сегодняшним днём. Демонстрируемые музеями предметы, культурно бытовые и духовные практики (обычаи, традиции, ритуалы) осуществляются в настоящем времени, но одновременно погружают посетителей в прошлое. В таких музеях нет стеклянных витрин, а многие «экспонаты» доступны как для визуального восприятия и фотографирования, так и для дегустации или приобретения. Предметы экспозиций функциональны, посетителям не только показывают, как их
использовать по назначению, но и предоставляют возможность осуществить это самостоятельно. В результате подобной активности привлекательность гастрономических музеев возрастает среди разных сегментов туристов.
Ярким мероприятием, направленным на привлечение большого количества туристов, рассматривается организация проведения гастрономических фестивалей. Создается впечатление, что в последние годы почти каждый регион страны стремится предложить свой проект подобного фестиваля. При этом разработчиков не волнует, что они посвящают проект продукту уже
3 Составлено автором на основе материалов сайта URL: https://rusunion.com/gastronomicheskiy-turizm-top-10-gastronomicheskih-regionov-na-karte-rossii/ (Дата обращения: 10.02.2018).
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
State and formation trends of gastronomic tourism
elements in Russia
используемому в основе проведения аналогичных фестивалей в других регионах. Наоборот, их наличие способствует использованию креативного подхода к определению целей, состава участников, содержанию программы вновь предлагаемых праздников [11,13].
Наибольшее количество гастрономических фестивалей сегодня связано с рыбой. Самым известным и посещаемым является "Праздник корюшки" в Санкт-Петербурге. Аналогичный праздник проходит в Калининградской области, а так же "День селедки" и четырехдневный фестиваль рыбной гастрономии "Fish
Food Festival". В Татарстане на древнем острове Сви-яжске с 2011 г. проходит фестиваль "Свияжская уха", а в Казани в 2017 г. состоялась первая гастрономическая неделя "FISHka". В Самарской области в Тольятти с 2016 г. организуется фестиваль "Рыба моя ТЛТ", в Сызране с 2017 г. - «Рыба-Раки". Ряд интересных фестивалей посвящено огурцу. В Суздале (Владимирская область) с 2000 г. - ежегодный Международный праздник огурца, собирающий тысячи садоводов-любителей, поваров и зрителей. В 2017 г. подобный праздник стартовал в Луховицком районе Московской области.
Таблица 2. - Экскурсионные программы ряда гастрономических музеев г. Москвы.4 Table 2. - Excursions of a number of gastronomic museums in Moscow_
Название музея Экспозиция музея Содержание экскурсионных программ
Музей меда Демонстрационная пасека из 50 ульев, улья различной конструкции, диорама "Бортничество на Руси", инвентарь пчеловода, продукты пчеловодства, литература о пчеловодстве. Предлагается несколько обзорных и образовательных экскурсионных программ ("История пчеловодства на Руси", "Трудолюбивая пчела" и др.). Желающие могут посетить мастер-классы, узнать о пользе и лечении медом. Для детей демонстрируется видеофильм "Сказ про медовый запас". Взрослые и дети могут поиграть в "пчелиные" и "цветочные" народные игры, попить чай из самовара со свежим медом, приобрести мед и продукты пчеловодства в медовой лавке.
Музей истории шоколада и какао Дерево какао, цивилизация Майя, Америка в период ее завоевания Испанией, путь шоколада из Америки по странам Европы и в Россию, особенности производства шоколада, история фабрик "Бабаевский" и "Красный Октябрь" 1.Обзорная экскурсия с посещением производства. Включает ознакомление с экспозицией музея, посещение действующего кондитерского производства с дегустацией конфет и шоколада прямо с конвейера, получение шоколадного подарка в конце экскурсии. 2. Обзорная экскурсия с творческой мастерской. Предусматривает ознакомление с экспозицией музея, проведение творческой мастерской, где взрослые и дети как настоящие кондитеры из шоколада, орехов и вафли изготавливают конфеты по собственной рецептуре. 3. Шоколадная лаборатория и робот "Аленка". Экскурсия предназначена для детей 6-8 лет. Ее первая часть знакомит детей с информацией, связанной с какао и шоколадом. Во второй части дети превращаются в кондитеров и с помощью робота "Аленка" разбираются в технологии производства шоколада. При этом каждый ребенок делает свой сладкий сувенир, а потом все вместе в игровой форме дегустируют шоколадную продукцию. В конце экскурсии "Аленка" проводит с детьми веселую конфетную викторину. 4. Шоколадная лаборатория и одна линия производства. Экскурсия предназначается для детей от 8 лет. Включает всю программу "Шоколадная лаборатория", а вместо интерактивной части с роботом "Аленка" экскурсантам демонстрируется одна из линий производства.
Музей хлеба История появление хлеба, виды хлеба разных эпох, традиции хлебопечения, приспособление для выпечки хлеба Предлагается обзорная экскурсия с элементами интерактива, а также различные экскурсионно-образовательные программы: экскурсии-уроки, урок в музее, уроки-путешествия, тематические занятия и мероприятия для взрослых, молодежи и детей. В мастерской музея можно принять участие в мастер-классе по выпечки и росписи пряников глазурью, в "Бабушкином буфете" - купить пряники и другую выпечку, выпить чай из самовара, заказать чаепитие в русской избе.
4 Составлено автором на основе материалов сайтов URL: http:// www.kudago.com/msk/place/muzej2-meda/, http: //www.chokomuseum.ru/about/; http://www.kremlin-izmailovo.com/muzey-hleba (Дата обращения: 15.02.2018).
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России
Героем фестивалей стал и помидор. В Астрахани традиционно организуется фестиваль "Синьор-помидор", демонстрирующий все гастрономические возможности этого овоща, выращенного на теплой земле южного региона страны. На ее севере в Минусинске (Красноярский край) праздник "День минусинского помидора" давно стал визитной карточкой города, удивляющей географией проведения не только иностранных гостей, но и соотечественников.
Перечень фестивалей, ориентированных на один продукт питания становится все более разнообразным. В регионах страны проводятся фестивали и праздники, тематически связанные с яблоком, арбузом, луком, хреном, малиной, морковью, молоком, сыром, яйцом, пивом, квасом, медовухой и т.д. Помимо моно гастрономических в стране увеличивается количество фестивалей широкого кулинарного содержания. К ним можно отнести такие, как "Раненбургское застолье" (г. Чаплыгин, Липецкая область), "У Пожарского в Торжке» (г. Торжок, Тверская область), "Ложка и кружка" (г. Смоленск), "Петербургский ресторанный фестиваль" (г. Санкт-Петербург), "Вкусная Казань" (г. Казань),"Кухня без границ" (г. Санкт-Петербург), "Прикамская кухня"(г. Пермь) и многие другие.5
Как во всех странах мира гостями фестивалей в России являются как представители региона его проведения, так и других территорий, а турфирмы с удовольствием включают их посещение в программу внутреннего и въездного туризма[11,16, 17, 18, 19]. Подтверждением является получение проектами гастрономических фестивалей, организуемых субъектами РФ, всех призовых мест Национальной премии в области событийного туризма "Russian Event Awards 2017" в номинации «За наиболее успешное взаимодействие с туристическим бизнесом» 6:
-Гран-При проекту "Масленичные гуляния в Суздале 2017"(г. Суздаль, Владимирская область); -1-е место проекту "III гастрономический фестиваль "Вкусная Казань" (г. Казань, республика Татарстан);
-2-е место проекту "II гастрономический фестиваль "Рыба моя ТЛТ"(г.Тольятти, Самарская область); -3-е место проекту "Фестиваль национальных традиций "Буузын Баяр-Праздник Буузы" ( г. Улан-Удэ, Республика Бурятия).
Положительная тенденция в стране наметилась и в направлении разработки внутренних гастрономиче-
ских туров. Их маршруты чаще всего охватывают территорию одного региона. Одним из лидеров подобного предложения является Владимирская область, представители турбизнеса которой сформировали 15 программ гастрономической направленности продолжительности 2-3 дня. Они охватывают более 30 наиболее привлекательных для путешественников объектов «Гастрономической карты Владимирской области» и содействуют обновлению туристского имиджа области, более 50 лет ориентированному на реализацию комплексного маршрута «Золотое кольцо России».
В состав предлагаемых для посещения туристами объектов включены7:
- фабрика «Покровский пряник» (г. Покров) с экскурсией в музей истории пряника и на предприятие, мастер-классом по росписи пряника глазурью, чаепитием с дегустацией разных сортов свежих пряников;
- ресторан «»Улей» (г. Суздаль) с «деревенским обедом» и мастер-классом от бренд-шефа;
- кафе «Фаворит» (г. Юрьев-Польский) с дегустацией молочной продукции местного производителя, чаепитием с травами и пирожками;
- агротуристский комплекс «Богдарня» (д. Кру-тово, Петушинский район) с прогулкой по контактной ферме, фермерским бранчем, экскурсией на сыроварню Джона Кописки и дегустацией сыров;
- фермерский ресторан «Огурец» (г. Суздаль) с обедом, мастер-классом в кулинарной студии и дегустационным сетом «Огурец» от шеф-повара и агрохо-зяйства «Суздальский сад»;
- агроусадьба Петрушено (г. Петрушино, Собин-ский район) с фермерским завтраком, обедом, дегустацией молочной продукции и овощей, прогулкой по пасеке;
- ряд других объектов, представляющих интерес для гурманов.
Подобные туры, объединяющие рестораны и фермерские хозяйства с аттрактивным потенциалом, предлагаются и в Подмосковье. Так, в Коломенском районе программа тура включает посещение Луховин-ского агрокомплекса, специализирующегося на выращивании огурцов, кроличьей фермы, эко-фермы, улиточной фермы. В Можайском районе тур построен на ознакомлении с продукцией эко-фермы «Ваньково» и дегустации приготовленных из неё блюд, меню которых ежедневно меняется.8
5 Официальный сайт туристического агентства ТурСтат URL: http://turstat.com/bestgastronomictoursrussia2017 (Дата обращения: 18.02.2018).
6 Официальный сайт "Russian Event Awards 2017" URL: http: /rea-awards.ru (Дата обращения: 26.02.2018).
7 Официальный туристический сайт Владимирской области. URL: http//www.vladivirtravel1.ru/ (Дата обращения: 1.03.2018)
8 Официальный туристический сайт Московской обл. URL: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=freg=216 (Дата обращения: 5.03.2018)
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
State and formation trends of gastronomic tourism
elements in Russia
Гастротур по Алтайскому краю даст туристам возможность попробовать массу эксклюзивных блюд : в Павловском районе - зразы с вареным яйцом и котлеты «по-павловски»; в Красногорском районе - вареники с сырным зерном, продегустировать разные сорта сыра на местном предприятии, вкусный мед прямо на пасеках, в «Каракольской долине» - национальную кухню кочевых народов, экологически чистую рыбу хариус и форель; в Смоленском районе - свиные рёбрышки в пропаренной тыкве; в Тальменском районе -блины из кедровой муки, грибное ассорти, пельмени с мясом морала, таежный чай 9.
Перечень регионов страны, сформировавших гастрономические маршруты, пока довольно ограничен, но работа в этом направлении активно продолжается. По данным Ассоциации гастрономического туризма России (АГТР) в 2017 г. выделены 15 субъектов страны, лидирующих в этом направлении: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Владимирская область, Казань, Тверская область, Тульская область, Алтайский край и другие.10
Говоря о перспективах развития гастрономического туризма, можно выделить направления более полного раскрытия его потенциала, основанные на использовании объектов других видов туризма - этнографического, сельского, событийного, религиозного, образовательного, детского.
Этнический туризм исходит из интереса ко всем аспектам жизни разных народов, включая кулинарный. Углубленное знакомство с этой стороной культуры и быта помогает формированию у отечественных и иностранных туристов более целостного представления о многогранности России с населяющими ее народностями, уникальными в своей индивидуальности[9,с.24]. Оно осуществляется при определении в качестве цели гастрономического путешествия возможности:
- посещения этнических поселений, сохранивших традиции культуры питания определённых народов;
- знакомства с музеями национальной кухни. Особый интерес вызывают музеи, использующие интерактивные программы показа: театрализованные представления, мастер-классы, ролевые игры и т.д.;
- погружения в атмосферу нематериального национального культурного наследия при наблюдении или участии в культурных ритуалах, праздниках, фестивалях.
Основным условием формирования различных гастрономических продуктов является наличие на территории региона объектов этнографической инфраструктуры: этнодеревень, этнопарков, этнокультурных центов, межнациональных комплексов и др. В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»11, «Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»12 на уровне субъектов РФ проводится успешная работа по разработке и реализации проектов, направленных на их создание и развитие. По мере ее осуществления у представителей турбизнеса расширяются возможности предложения гастрономических туров, знакомящих туристов с особенностями кухни народов, проживающих на территории разных регионов страны.
Уставшие от шумных городов, стремящиеся к гармонии с окружающим миром люди, становятся приверженцами сельского туризма. Их привлекают чистая окружающая среда и экология продуктов питанья. Туристы желающие отдохнуть в сельской местности с удовольствием останавливаются для проживания в деревянных домах с сеновалом на веранде или мини-гостиницах и участвуют в мероприятиях гастрономической направленности [2,с.120]:
- знакомятся с агротехникой производства сельскохозяйственной продукции и особенностями ее переработки;
-принимают участие в процессе ее производства (например, в сборе урожая);
-дегустируют традиционные местные блюда;
-посещают мастер-классы по их приготовлению;
-присутствуют на народных праздниках, связанных с продуктами питания («Медовый спас», «Яблочный спас» и др.).
Перечень подобных мероприятий может быть расширен, а на его основе разработаны программы гастрономических туров, которые могут превратить этот
9 Официальный туристический сайт Алтайского края URL: http://www.altairegion22.ru/info/tour/ (Дата обращения: 05.03.2018).
10 Официальный сайт Ассоциации гастрономического туризма России. URL: https^n^^. (Дата обращения: 5.03.2018).
11 О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 №644 (изм. и доп.). URL: http/base.garant.ru/55171986 (Дата обращения: 05.03.2018).
12 Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от
31.05.2014 №941 -р. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda/ (Дата обращения: 05.03.2018).
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России
вид туризма в перспективное направление его развития в регионе и смягчить социальные проблемы в сельской местности.
Тесно связан гастрономический туризм и с событийным. Подтверждением является выделение в составе номинаций самых престижных конкурсов событийного туризма в стране, таких как Национальная премия в области событийного туризма «Russian Event Awards»13, Всероссийский конкурс в области событийного туризма в рамках ежегодной ярмарки «Russian Open Event Expo»14 и других отдельной номинации за лучший гастрономический проект.
Тот факт, что число претендентов на получение призовых мест по номинации ежегодно увеличивается, свидетельствует о тенденции активного привлечения
имеющихся в регионах гастрономических ресурсов и приобретении опыта формирования конкурентоспособных продуктов, вызывающих все возрастающее внимание как со стороны российских, так и иностранных туристов.
Как уже было отмечено, эти продукты чаще всего реализуются в форме фестивалей, праздников, выставок-ярмарок. Среди них можно выделить, как хорошо известные туристам, так и только завоевавшие популярность. Даты их проведения ежегодно включаются в календарь событийных мероприятий административно-территориальных образований, и они достойно представляют эти субъекты на туристском рынке страны. Информация о пяти наиболее оригинальных фестивалях представлена в табл. 3.
Таблица 3. - Топ 5 лучших гастрономических фестивалей России15 Table 3. - Top 5 best gastronomic festivals in Russia_
Название фестиваля Место и время проведения Мероприятия фестиваля
"Раненбургское застолье" или "Пир на весь мир" г. Чаплыгин, Липецкая обл., конец июля Сельские жители накрывают столы с блюдами традиционной русской кухни. На кострах готовятся фирменные угощения по старинным рецептам. Проводятся дегустации блюд русской кухни, конкурсы поваров, выставки домашних заготовок. Развлекательная программа включает "Богатырские забавы", конкурсы, театрализованное шествие в традиционных костюмах уезда, фольклорные выступления.
"Всемирный день пельменя" г. Ижевск, Республика Удмуртия, февраль Конкурсы: на скорость лепки пельменей, на оценку вкусовых качеств пельменей, на знание национальных традиций. Народные гуляния. Ярмарка пельменей и других блюд удмуртской национальной кухни. Игры и состязания с главным призом-50кг пельменей.
"Русский холодец" пос. Большие Дворы, Павлово-Посадский район, Московская обл., конец января Конкурсы по нескольким номинациям на лучшее приготовление холодца, студня, заливной рыбы, ягод, фруктов. Различные мастер-классы, веселая интерактивная анимационная программа, выставка "История холодца и студня", викторины, выступления фольклорных коллективов, традиционные зимние русские забавы.
"Русская закваска" г. Елец, Липецкая обл., конец мая Парад мукомолов, пивоваров, купцов, ремесленников. Дегустация блюд традиционной русской кухни в "Обжорных рядах", пиво на площадке "Елецкого пивовара". Мастер-классы по приготовлению блюд и напитков на основе "закваски" (брожения), выставка русских ремесел, концерт, специальные развлекательные программы для детей.
"Праздник Огурца" г. Сызрань, Владимирская обл., середина июля Ярмарки и базары, где любители сажать, выращивать, готовить огурцы демонстрируют свое мастерство, опыт, знания, готовую продукцию для дегустации и покупки. На площадках города организуются концерты известных музыкальных и танцевальных групп, проводятся конкурсы, состязания, игры.
Особое место в разработке новых гастрономических проектов занимают музеи. Оно связано с трансформацией музейного пространства и социально-культурных функций музея. В современном обществе он выходит за пределы консервации и просвещения, активно включаясь в осуществление проектов, расширя-
ющих возможности интеграции в окружающую социальную среду. Историко-архитектурные музейные комплексы, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи с прилегающей территорией, этнографические комплексы все чаще инициируют разработку новых фестивалей и праздников, в том числе гастрономических.
13 Официальный сайт "Russian Event Awards ". URL: http: /rea-awards.ru (Дата обращения: 26.02.2018).
14 Официальный сайт «Russian Open Event Expo. URL: http: soptur.com/ (Дата обращения: 26.02.2018).
15 Сост. авт. на основе материалов сайта URL: http://turstat.com/bestgastrofestivalrussiawinter201718. (Дата обращения: 20.03.2018).
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
State and formation trends of gastronomic tourism
elements in Russia
Подобных проектов много в Московской области. Так, в Павлово-Посадском районе музейно-выста-вочным комплексом "Княжий Двор" разработаны программы проведения нескольких тематических гастрономических мероприятий: праздник "Русский холодец" (конец января), "Масленица" (конец масленичной недели), весенний фестиваль "Яйце - Фест" (дни празднования Пасхи), фестиваль "Дачные хлопоты" (начало августа), праздник "Урожайный вересень" (середина сентября). Их гостям предлагаются выставки-конкурсы приготовления различных блюд, ярмарочная торговля, конкурсы и забавы для взрослых и детей, фольклорные концертные выступления.16 В Пушкинском районе музей-заповедник "Усадьба Мураново" с 2012 г. каждый август организует семейный праздник "День варенья". Музей предлагает гостям посмотреть процесс его приготовления по старинным и самым неожиданным рецептам, попробовать и приобрести самое вкусное , получить консультации у ведущих джем-мейкеров России17.
Формирует свой набор гастрономических мероприятий и Дмитровский район. Предложенный музеем-заповедником "Дмитровский Кремль" в 2012 г. проект "Морковный фестиваль" стал частью его бренда, отражающего статус района в снабжении овощами всего Подмосковья. Фестивальные мероприятия славят морковь как важный кулинарный продукт и как носителя яркого оранжевого цвета. Гости дегустируют множество блюд из моркови, включая торты, напитки, варенье и гуляют по "Морковному городу", в котором все здания возведены из этого овоща. С 2016 г. на территории музея-заповедника с целью возрождения и продвижения местных гастрономических традиций проводится фестиваль "Дмитровский пряник". Его программа включает выставку-ярмарку, мастер-классы, дегустацию пряников, голосование гостей за лучший пряник по разным номинациям.18
Перечень гастрономических фестивалей и праздников, реализуемых муниципальными образованиями Московской области по инициативе представителей музейного сообщества, может быть продолжен. Аналогичная практика, характерная и для других регионов страны, имеет большие перспективы развития, способствующие формированию привлекательных гастрономических туров.
Нельзя не отметить возможность разработки га-стропроектов, взаимосвязанных с религиозным (сакральным) туризмом. Россия является многоконфесси-онной страной. Приверженность конкретным духовным убеждения требует соблюдения определенных кулинарных ограничений, ритуалов, обрядов. Туристам могут быть предложены разные варианты знакомства с их особенностями.
В республике Марий Эл часть населения до сих пор сохранила культуру язычества. Её отличительной чертой является почитание окружающего мира (солнца, ветра, огня, прочих стихий) и природы (животных, растений). Им в жертву марийцы, как в древности, в священных рощах "кюсото" приносят еду и животных. Присутствие на церемонии обряда позволит туристам лучше понять марийские национальные традиции отношения к продуктам питания. [7, с.74]
В Турбагатайском районе Республики Бурятия и в наши дни можно посетить села, основанные старообрядцами переселёнными в Забайкалье в XVIII в. Екатериной II с западных территорий России. Их потомки бережно хранят свою культуру и быт, включая особенности кухни, характерные для древлеправославной веры. Российские и иностранные туристы приезжают в эти поселения благодаря операторской деятельности ООО "Центр Старообрядцев", сформировавшему 8 маршрутов, включающих элементы гастрономического характера (обед или ужин из блюд старорусской кухни, мастер-классы по приготовлению пищи в русской печи и др.) [1, с. 13].
Рождество, Масленица, Пасха, прочие православные праздники, как и праздники других конфессий, помимо духовной имеют и гастрономическую составляющую. Раскрытие ее тонкостей способствует расширению разнообразных предложений в области гастроту-ризма, разработчиками которых могут стать рестораны, музейные сообщества, организаторы праздничных мероприятий, представители турбизнеса, все заинтересованные лица.
Возможность успешного соединения элементов гастрономического туризма с другими его видами определяет целесообразность составления комбинированных туров, в которых его приверженцы могут сочетать получение кулинарных впечатлений с дополнительно раскрывающимися перед ними возможностями. Разра-
16 Официальный сайт Администрации Павлово-Посадского муниципального района. URL: http://www.pavpos.ru. (Дата обращения: 10.03.2018).
17 Официальный сайт Музея-заповедника "Усадьба Мураново" им. Ф.И. Тютчева". URL: http://www. muranovo-museum.ru. (Дата обращения 10.03.2018).
18 По данным Интернет-ресурса DMITROV.RU URL: http://www.dmitroviu/news/culture/v dmitrove proydyot pryanichniy festival/. (Дата обращения 10.03.2018).
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России
ботка комбинированных туров обеспечивает синерге-тический эффект, расширяющий целевую аудиторию и способствующий ускорению темпов развития внутреннего и въездного туризма в регионах страны.
Особенно такой подход актуален для малых исторических городов с численностью населения до 50 тыс.чел., являющихся настоящей "аутентичной" Россией. Многие из них находятся в сложной экономической и социальной ситуации, испытывают отток молодого трудоспособного населения, уровень и качество жизни которого не достигает средних показателей по стране. В тоже время эти города обладают огромным туристским потенциалом, основанном на совмещении и синергетическом эффекте разных видов туризма, включая гастрономический. Уже сейчас многие из них располагают транспортной доступностью и инфраструктурой необходимой для приема и размещения туристов.
Опыт успешных малых туристических городов -Коломны, Дмитрова, Мышкина, Кунгура и других показывает, что нет поселений, в которых невозможно развивать внутренний туризм. При этом довольно часто основу привлечения туристов могут составлять не уникальные объекты показа, а новая креативная идея по продвижению города на туристском рынке. Так, в свое время произошло с г.Мышкин, а несколько лет назад с г.Венёв после реализации проекта "Венёвка"- маленькой булочки, представленной на выставке "Интурмакет" как новый кулинарный бренд Тульской области. Появление "венёвки" легло в основу разработки новых маршрутов у нескольких операторов, что резко повысило поток туристов в этот исторический русский город [14, с.129].
Одним из старейших городов Республики Башкортостан является Бирск. До сих пор идут споры, какой город основан первым - Бирск или Уфа. В наши дни Бирск прекрасно соединяет старинные памятники архитектуры и современные здания. Его можно посещать как музей под открытым небом. Однако брендом Бир-ска являются яблоки. Именно они составляют предмет гордости горожан. В их честь проводится ежегодный популярный фестиваль "Бирское яблоко", создается "Музей Бирского яблока", все экспонаты которого посвящаются яблочной тематике [4, с.81].
Елабуга, как один из малых исторических городов Республики Татарстан, также использует синерге-тический подход к повышению туристской привлекательности. Только на территории Елабужского государ-
ственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, включающей всю историческую часть города, расположено 184 объекта.19 Возрастающий поток туристов способствует экономическому развитию города и появлению новых, интересных для них объектов. Среди них особое место занимает музей-театр "Трактир", воссоздающий атмосферу подобного заведенья Закамья и возрожденная "Спасская ярмарка". Ярмарка проводилась в городе с конца Х!Хв. и до Октябрьской Революции. Она пользовалась известностью по всей России. Современная программа ярмарки кроме торговли предметами декоративно-прикладного искусства, включает работу сельских национальных дворов, представляющих уклад быта, традиций, кухню проживающих в окрестностях города народов - татар, русских, марийцев, чувашей, удмуртов, кряшен, "Город мастеров", выступления творческих коллективов и многое другое. С 2015 г. в ее работе принимают участие не менее 1000 мастеров из разных регионов России, Белоруссии, Литвы, Узбекистана и прочих стран, а число посетителей составляет около 25-30 тыс.чел.20 Именно возрождение ярмарки стало основой развития в Ела-буге не только культурно-познавательного, но и событийного, этнографического, делового, гастрономического туризма, а также маркетинга и брендинга города на туристском рынке[8, с.11]. Представляется, что креативный подход к использованию потенциала и разработке комбинированных туристских программ, может помочь не только историческим, но и всем малым городам страны в развитии въездного туризма.
Заключение. Проведенное исследование показывает, что регионы России не только обладают ресурсами, необходимыми для успешного развития гастрономического туризма, но и приступают к процессу формирования его продуктов. Следуя мировой тенденции, жители крупных городов и региональных центров помимо новых впечатлений ищут и новые вкусы. В ожидании их получения, они посещают рестораны, гастрономические музеи, выставки-ярмарки, фестивали, праздники как на территории близлежащей к их местожительству, так и отправляясь по туристским маршрутам, чаще всего комбинированным с другими видами туризма.
Рост спроса сопровождается расширением вариантов его предложения. С каждым годом все больше ресторанов и кафе включают в меню блюда, отражающие особенности местной кухни, проводят мастер-классы, встречи гостей с шеф-поварами, знакомящие с
19 Официальный сайт Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. URL: http://www.ela-buga.com/ (Дата обращения 06.03.2018).
20 Туристско-информационный центр "ЕЛАБУГА". URL: http://www.elabuga.com/ (Дата обращения 10.03.2018).
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
State and formation trends of gastronomic tourism
elements in Russia
технологиями их приготовления, новыми методами кулинарии.
Представители музейного сообщества составляют экспозиции и разрабатывают экскурсионные программы гастрономической направленности, включающие интерактивные элементы, значительно расширяющие сегменты целевой аудитории. При их участии, а часто и непосредственно на территории музеев инициируются проекты проведения тематических фестивалей и праздников, привлекающих участников-мастеров кулинарного искусства и гостей-любителей дегустации продуктов питания и приготовленных из них блюд. Количество организуемых в регионах страны гастрономических фестивалей и ярмарок ежегодно растет, а наиболее успешные превращаются в туристские
бренды территорий их проведения.
Несмотря на достаточную редкость предложения гастротуров, условия для их разработки имеют практически все регионы России. Уже в настоящее время туроператоры включают их элементы в программы других видов туризма, формируя комбинированные туры, повышая таким образом их привлекательность и синергетический эффект. При этом многие из них, учитывая тенденции поддержки гастрономического туризма на всех уровнях административного управления, расширения возможностей государственно-частного партнерства, продвижения специализированных продуктов на внутреннем и мировом рынках, разрабатывают стратегии дальнейшего развития, основанные на реализации его потенциала.
Литература
1. Афанасьев О.Е. Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества: роль и функ-
ции в туризме // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №3. С.7-17. Ос 10.12737/21095.
2. Королева И.С. Потенциал развития сельского туризма в Центрально-Черноземном районе // Проблемы региональной экологии. 2012. №2. С.119-122.
3. Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России // Современные исследования социальных проблем. 2014. Т.44. №12. С. 207-217.
4. Матвеева Л.Д., Котова Т.П., Лебедев А.И. Исторические города Башкортостана как важный туристический ресурс // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №2. С.81-89. ОО!: 10.22412/19950411-2017-11-2-81-91.
5. Морозов М.А. Экономика туризма. М.: Фед. агентство по туризму, 2014. 320 с.
6. Мударисов Р.Г., Кобитев А.Д. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне города Казани // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №4, С.95-103. ОС 10.12737/14537.
7. Охотина Н.М. Развитие этнографического туризма в Республике Марий Эл // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №3. С.73-77. ОС 10.12737/21103.
8. Рубцов В.А., Байбаков Э.И. Развитие туристского комплекса малых городов России (на примере г.Ела-буга) // Экологический консалтинг. 2015. №3. С.7-12.
9. Саенко Н.Р. Современные трансформации идеи музея под открытым небом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №4. С.23-30. ОС 10.12737/14528.
10. Сильчева Л.В., Балынин К.А. Гастрономическая идентичность региона. Сущность и практическое значение // Электронный сборник статей по материалам XXXII Междунар. науч.-практ. конф. "Естественные и математические науки в современном мире". Новосибирск : Сиб АК, 2015. С.86-93.
11. Суслова И.А., Морозова Л.С. Событийный туризм : тенденции регионального развития // Сервис в России и за рубежом (электронный журнал). 2016. Т.10.№1(62). С.94-104. ОС 10.12737/19172.
12. Христов Т.Т., Драчева Е.Л. Гастрономический туризм : современные тенденции и перспективы // Российские регионы : взгляд в будущее. 2015. №3(4). С.36-50.
13. Шерешева М.Ю. Событийный туризм и нематериальное культурное наследие (на примере Владимирской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №3. С.41-48. ОС 10.12737/21099.
14. Щегольков Ю.Ю., Пронина А., Метелкина П. Последний шанс ... или может ли туризм спасти малые исторические города России? // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №2. С.125-130.
15. Энциклопедия туризма : монография // Под общей редакцией А.А. Федулина, научная редакция Н.А. Платоновой. М.: НП "Кит", ФГБОУ ВО "РГУТИС", 2017. 496 с.
2018 Vol. 12 Iss. 3
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России
16. Chen C.-F, Chen P. - C. Another look at the heritage tourism experience// Annals of Tourism Research. 2013. № 41. Pp. 215-243. DOI: 10.1016/j.annals.2012.12.007.
17. Carlsen J., Charters S. Global Wine Tourism. Gabi Publishing, 2006.
18. Getz D. Event Tourism: Definition, evolution, and research // Tourism Management. 2008. Vol. 29. №3 Pp. 403-428.
19. Larionova A.A., Suslova I.A., Povorina E.v., Vinogradova M.V. Formation of Tourist Image of the Region. // Mediterranean Journal of Social Sciences . 2015. T.6 №3. C. 261-266.
20. What Is Food Tourism? World Food Travel Association, 2010 URL: http://www.worldfoodtravel.org/what-is-food-tourism (Дата обращения: 20.03.2018).
References
1. Afanasiev O.E., Masterpieces of the oral and intangible heritage of humanity: the role and function in tourism.
Sovremennye problemy servisa i turizma, vol. 10, no. 3, 2016, pp.7-17. DOI: 10.12737/21095. (In Russ.)
2. Koroleva I.S., Development potential of rural tourism in the Central Black Earth Economic Region. Problemy' regionainoj e'kologii, no. 12, 2012, pp.119-122. (In Russ.)
3. Kushheva N.B., Bedyaeva T.V., Gastronomic tourism as a perspective type of regional development in Russia.
Sovremennye problemy servisa i turizma, no. 2014. Т.44. №12. С. 207-217. (In Russ.)
4. Matveeva L.D., Kotova T.P., Lebedev A.I., Historical cities of Bashkortostan as an important tourism resource. Sovremennye problemy servisa i turizma, no. 2017. Т.11. №2. С.81-89. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-281-91. (In Russ.)
5. Morozov M.A., Economics of tourism. Moscow: Fed. agentstvo po turizmu, 2014, 320 p. (In Russ.)
6. Mudarisov R.G., Kobitev A.D., The Tatar national cuisine in Kazan: gastronomic tourism. Sovremennye problemy
servisa i turizma, vol. 9, no. 4, 2015, pp. 95-103. DOI: 10.12737/14537. (In Russ.)
7. Ohotina N.M., Development of ethnographic tourism in the Republic of Mari El. Sovremennye problemy servisa i turizma, no. 10 (3), 2016, pp. 73-77. doi: 10.12737 / 21103. (In Russ.)
8. Rubczov V.A., Bajbakov E'.I., Development of tourist complex in small Russian towns (on the example of Ela-buga). E'kologicheskij konsalting, no. 3, 2015, pp.7-12. (In Russ.)
9. Saenko N.R., Modern transformations of an idea of an open-air museum. Sovremennye problemy servisa i turizma, vol. 9, no. 4, 2015, pp. 23-30. DOI: 10.12737/14528. (In Russ.)
10. Silcheva L.V., Balynin K.A., Gastronomic identity of the region. Summary and practical implications. Electronic proceedings of the XXXII International scientific-practical conference "Natural and mathematical Sciences in the modern world". Novosibirsk: Sib AK, 2015, pp.86-93. (In Russ.)
11. Suslova I.A., Morozova L.S., Event tourism: trends in regional development. Servis v Rossii i za rubezhom (electronic journal), vol. 10, no. 1 (62), 2016, pp. 94-104. DOI: 10.12737/19172. (In Russ.)
12. Xristov T.T., Dracheva E.L., Gastronomic tourism: current trends and prospects. Rossijskie regiony': vzglyad v budushhee, no. 3(4), 2015, pp.36-50. (In Russ.)
13. Sheresheva M.Yu., Event tourism and intangible cultural heritage (the case of Vladimir region). Sovremennye problemy servisa i turizma, no. 2016. Т.10. №3. С.41-48. DOI: 10.12737/21099. (In Russ.)
14. Shhegol'kov Yu.Yu., Pronina A., Metelkina P., Last chance ... or can tourism save small Russian historical towns? Sovremennye problemy servisa i turizma, vol. 11, no. 2, 2017, pp. 125-130. (In Russ.)
15. Fedulin A.A., Platonova N.A., Encyclopedia of tourism: monograph. Moscow: NP "Kit", FGBOU VO "RGUTIS", 2017, 496 p. (In Russ.)
16.Chen C.-F, Chen P.- C. Another look at the heritage tourism experience. Annals of Tourism Research, no. 41, 2013, pp. 215-243. DOI: 10.1016/j.annals.2012.12.007.
17. Carlsen J., Charters S., Global Wine Tourism. Gabi Publishing, 2006.
18. Getz D., Event Tourism: Definition, evolution, and research. Tourism Management, vol. 29, no. 3, 2008, pp. 403-428.
19. Larionova A.A., Suslova I.A., Povorina E.v., Vinogradova M.V., Formation of Tourist Image of the Region. Mediterranean Journal of Social Sciences, vol. 6, no. 3, 2015, pp. 261-266.
20. What Is Food Tourism? World Food Travel Association, 2010. Available at: http://www.worldfood-travel.org/what-is-food-tourism (Accessed on March 20, 2018).
СЕРВИС plus
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ