Научная статья на тему 'СОБЫТИЙНО-РЕСУРСНОЕ КАРТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОБЫТИЙНО-РЕСУРСНОЕ КАРТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / СОБЫТИЙНО-РЕСУРСНОЕ КАРТИРОВАНИЕ / КАРТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL EVENT / EVENT-RESOURCE MAPPING / MAPPING / TUTORING / RESEARCH ACTIVITIES / TRAINING FOR UNDERGRADUATES / TECHNOLOGIES AND METHODS OF TUTORING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватулина Л.Р.

Введение. В статье обозначена актуальность подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности, поиска новых подходов и средств организации сопровождения данного процесса. В качестве решения предложена открытая образовательная технология «Событийно-ресурсное картирование». Обозначено понимание данной технологии, ее цели, специфики, описаны этапы и роль в образовательном пространстве вуза. Материалы и методы. В ходе исследования использован теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме исследования, а также обобщение собственного педагогического опыта применения событийно-ресурсного картирования в сопровождении индивидуально-образовательного маршрута магистранта при выполнении научно-исследовательской работы. Результаты. Выявлена необходимость использования событийно-ресурсного картирования в профессиональной подготовке магистрантов. Разработано содержание этапов данной технологии в сопровождении научно-исследовательской деятельности и формировании индивидуальной готовности к реализации исследовательского потенциала. Обсуждение. Подчеркивается, что событийно-ресурсное картирование может стать автономным педагогическим средством научного руководителя, который позволит магистранту проанализировать личный исследовательский опыт, сформулировать цели научно-исследовательской деятельности, оценить ресурсы к их достижению, осуществить выбор индивидуального движения в образовательном пространстве вуза в рамках выполнения научно-исследовательской работы. Заключение. Делается вывод, что применение данной технологии направлено на поддержку индивидуальных образовательных траекторий магистранта, способствует формированию ориентационного поля самостоятельного и осознанного выполнения различных видов научно-исследовательской деятельности, становления субъектности и обретения культуры и традиций научного сообщества. Основные положения: - определено понятие и характеристики событийно-ресурсного картирования; - сформулированы задачи и предложены этапы событийно-ресурсного картирования как открытой образовательной технологии подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности; - обозначена роль данной технологии при проектировании личностно-профессионального становления магистранта в научно-исследовательском пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT AND RESOURCE MAPPING IN THE PREPARATION OF MAGISTIANS FOR SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY

Introduction. The article outlines the relevance of training undergraduates for research activities, the search for new approaches and means of organizing the support of this process. An open educational technology «event-resource mapping» is proposed as a solution. The understanding of this technology, its goals, specifics is indicated, the stages and role in the educational space of the university are described. Materials and methods. In the course of the study, a theoretical and methodological analysis of the scientific literature on the research problem was used, as well as a generalization of their own pedagogical experience in the application of event-resource mapping, accompanied by the individual educational route of the undergraduate when performing research work. Results. The need for the use of event-resource mapping in the training of undergraduates is revealed. The content of the stages of this technology was developed, accompanied by research activities and the formation of individual readiness for the realization of research potential. Discussion. It is emphasized that event-resource mapping can become an autonomous pedagogical tool of a supervisor, which will allow the undergraduate to analyze personal research experience, formulate the goals of research activities, evaluate the resources to achieve them, make the choice of individual movement in the educational space of the university as part of the research work. Conclusion. It is concluded that the application of this technology is aimed at supporting the individual educational trajectories of the undergraduate, contributes to the formation of the orientation field of independent and informed performance of various types of research activities, the formation of subjectivity and the acquisition of culture and traditions of the scientific community. Highlights: The concept and characteristics of event-resource mapping are defined; Tasks are formulated and stages of event-resource mapping are proposed, as an open educational technology for the preparation of undergraduates for research activities; The role of this technology in designing the personal and professional formation of a graduate student in the research space of the university is indicated.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЙНО-РЕСУРСНОЕ КАРТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DO110.25588/CSPU.2020.154.1.011

УДК 378 ББК 74.48

Л. Р. Салаватулина

ORCID № 0000-0002-9004-7827 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: salavatulinalr@cspu. ru

СОБЫТИЙНО-РЕСУРСНОЕ КАРТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Введение. В статье обозначена актуальность подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности, поиска новых подходов и средств организации сопровождения данного процесса. В качестве решения предложена открытая образовательная технология «Событийно-ресурсное картирование». Обозначено понимание данной технологии, ее цели, специфики, описаны этапы и роль в образовательном пространстве вуза.

Материалы и методы. В ходе исследования использован теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме исследования, а также обобщение собственного педагогического опыта применения событийно-ресурсного картирования в сопровождении индивидуально-образовательного маршрута магистранта при выполнении научно-исследовательской работы.

Результаты. Выявлена необходимость использования собы-§ тийно-ресурсного картирования в профессиональной подготовке

S

^ магистрантов. Разработано содержание этапов данной технологии в

а

§ сопровождении научно-исследовательской деятельности и форми-

^ ровании индивидуальной готовности к реализации исследователь-

t^ ского потенциала.

Обсуждение. Подчеркивается, что событийно-ресурсное картирование может стать автономным педагогическим средством научного руководителя, который позволит магистранту проанализировать личный исследовательский опыт, сформулировать цели ^

о

б

научно-исследовательской деятельности, оценить ресурсы к их до- £ стижению, осуществить выбор индивидуального движения в обра- н

о

зовательном пространстве вуза в рамках выполнения научно- е

у

исследовательской работы. с

н

0 №

1

1

Заключение. Делается вывод, что применение данной технологии направлено на поддержку индивидуальных образовательных траекторий магистранта, способствует формированию ориентацион-

личностно-профессионального становления магистранта в научно -исследовательском пространстве вуза.

Происходящие в современных реалиях изменения в области содержания высшего образования побуждают педагогическое сообщество к поиску путей и способов модернизации процесса обу-

1

о

а н

и №

к №

ектности и обретения культуры и традиций научного сообщества. е

д

с

ного поля самостоятельного и осознанного выполнения различных и видов научно-исследовательской деятельности, становления субъ-

Ключевые слова: образовательное событие; событийно

о

ресурсное картирование; картирование; образовательная техноло- о

д

гия; тьюторское сопровождение; научно-исследовательская дея- О

О

тельность; подготовка магистрантов; технологии и методики тью- К

и

торского сопровождения.

Основные положения:

- определено понятие и характеристики событийно- Н

а

г и

с

ресурсного картирования;

?!

- сформулированы задачи и предложены этапы событийно- а

ресурсного картирования как открытой образовательной технологии но подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности;

8 с

ее

- обозначена роль данной технологии при проектировании о

о

№ а

о ко Й

1 Ведение (1п1то^с1:1оп) е

а

о* н

о

с

чения. Возникает необходимость в разработке и использовании интерактивных, исследовательских, проектных, тьюторских технологий для оптимизации образовательного процесса. При этом расширяется и углубляется понимание индивидуализации: от учета индивидуальности студента, осознания личного пространства до самоопределения в профессиональной деятельности, построения индивидуальной траектории развития [1-4].

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что в соответствии с требованиями стандартизации высшего образования реализация учебного процесса в магистратуре должна учитывать ее технологизацию [5]. Это требование ФГОС к построению и реализации образовательной программы, разработке образовательных программ учебных дисциплин, подготовке магистрантов к научно-исследовательской деятельности.

Одним из ресурсов успешной подготовки магистрантов к организации научного исследования могла бы стать технология тьюторского сопровождения — событийно-ресурсное картирование, которая позволяет увидеть во взаимосвязи феномен «событие» и картирование, обобщенно изобразить направления индивидуального образовательного маршрута магистранта, пространства самоопределения и целей, образовательных ресурсов и среды в рамках выполнения научно-исследовательской работы.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Картирование в педагогической практике используется с 2008 г., когда в научное поле педагогических исследований были введены технологии тьюторского сопровождения. По мнению Т. М. Ковалевой, картирование — современная образовательная технология сова местной работы педагога и учащегося, отражающая возможные ни

ул направления индивидуального образовательного движения школь-

т

ваа ника, пространство его самоопределения и целей, образовательные О ресурсы среды [6]. В настоящее время в тьюторском сопровождении ^ используются личностно-ресурсное картирование (Т. М. Ковалева и

др.), событийно-ресурсное картирование (М. Алатов, С. Е. Довбыш, Е. Б. Колосова и др.), образовательная картография (Т. М. Митроши-на, С. В. Дудчик и др.) [6-8].

Несомненно, картирование может выступать в качестве дидактического средства в открытом и вариативном образовании, при расширении границ процесса обучения объединяющее в себе «ору-

утверждений обратимся к описанию событийно-ресурсного карти-

3 Результаты (Results)

Проблема подготовки магистрантов многопланова и много-

8

Й н

о

дийную» и «знаковую» функцию. Любой вид картирования помогает е

су

увидеть свой личный познавательный интерес, вывести его из скры- с

того состояния, придать личностный смысл, структурировать и №

ка

обобщить мысли, знания, действия, выявить свой опыт и построить 1

собственное образовательное пространство. Для обоснования этих "О

№ а

н и

рования в подготовке магистрантов к организации научного иссле- ка

дования. I

е

д с

№ О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

аспектна. ФГОС высшей школы указывает на приоритет включения г

о

обучающихся в магистратуре в научно-исследовательскую деятельность, обеспечение условий для развития его индивидуальной научной позиции и сопровождение магистранта в его индивидуально-образовательном пространстве в рамках выполнения научно- а исследовательской работы [9]. Нам видится, что достижение этих целей возможно, если осуществить переход магистра из объектной в субъектную позицию, реализовать сопровождение каждого обучающегося магистратуры, развивать мотивацию и положительную ориентацию на личностное формирование компетенций и понимание индивидуального образовательного маршрута.

Событийно-ресурсное картирование, как показали проведенные нами исследования, является средством, которое позволяет

магистранту анализировать личный опыт, формулировать научные де

а

цели, определять и оценивать ресурсы к их достижению, осуществлять выбор индивидуального маршрута в организации и проведении научного исследования.

а ж S

О

ж

Л

Л

ж о

к

о £

№ д

О № а

о* ж

О

о

С. Е. Довбыш рассматривает открытую образовательную технологию «Событийно-ресурсное картирование» как вариант реализации биографического метода в образовании [7]. Технология оперирует данными об объективных фактах биографии и субъективных переживаниях личности в разных социокультурных обстоятельствах и средах. В результате происходит переосмысление жизненного опыта и его значения, что приводит к расширению персональных ресурсов и создает предпосылки для осознанного построения индивидуальной программы развития.

Рассмотрим этапы реализации данной технологии при подготовке магистрантов к организации научного исследования.

I этап. Автобиографический экскурс. Его цель — ретроспективная рефлексия, т. е выделение значимых фактов автобиографии, осмысление личностных эффектов, создание событийности и афиширование личной истории.

На занятии магистранты обращаются к личному прошлому, связанному с исследовательской деятельностью; выясняют, какие факты и эпизоды оставили значительный след в их жизни. Это может быть встреча с известным ученым, участие в научно-практической конференции, публичная защита исследовательского проекта и т.д. Все данные фиксируются в «ленте времени» участия в научной деятельности. Затем, работая в парах, с помощью специально подобранных вопросов, обогащающих восприятие, магистранты восстанавливают личностно-значимые детали и подробности, какие личностные эффекты произвело на них то или иное событие. Происходит так называемое самоисследование, где анализируются опыт, умения и личностные смыслы. Связный рассказ о

§ превращении факта в событие, о взаимосвязи внешнего эпизода и

а

^ внутреннего личностного эффекта позволяет сформулировать лич-

§

а

§ ную историю о научной деятельности.

О Таким образом, данный этап позволяет вспомнить, что вы-

ы звало интерес, обобщить и оценить факты, исходя из субъектной

значимости, развить навыки рефлексии, являющейся основой пространства самоопределения.

II этап. Инвентаризация ресурсов. Цель данного этапа — анализ и соотнесение личностных эффектов с типами ресурсов, выявление альтернативных и преобладающих ресурсов. На этом этапе обращается внимание на анализируемые схемы: факт - эффект - ресурс, т. е. что именно оказало влияние, инициировало конструктивные изменения. В результате составляется матрица ресурсов, где указываются внутренние и внешние факторы, сильные стороны для достижения целей. С учетом проделанного анализа составляется перечень компетенций, которые необходимы для выполнения научной работы. Выясняются, какие виды и формы образовательной деятельности следует выбрать для определения оптимальной субъектной траектории развития и ресурсного обеспечения работы по достижению цели научно-исследовательской деятельности.

III этап. Авторский замысел. Цель этапа — перспективная рефлексия, определяющая ожидаемые факты, замыслы, цели; проявление ценности и значимости целей и связанных с ними личностных эффектов, обозначение и детализация ресурсов; выбор значимого события; составление индивидуального маршрута в выполнении научно-исследовательской работы.

На этом этапе магистранты фиксируют в «ленте времени» предстоящие события, связанные с научно-исследовательской деятельностью, оформляется замысел научного исследования, разрабатываются основные идеи его реализации, анализируются основные ресурсы, обсуждаются возможные трудности, что приводит к построению ценностно значимых ориентиров и маршрутов в рамках выполнения научного проекта.

В числе наиболее значимых персональных результатов магистрантов, выполненных в рамках реализации данной технологии, являются следующие образовательные «продукты»: построение схемы «Дерево важных научных целей»; составление перспектив-

о б

8

Й н

0

1

е

I 1

с н о

I

1

и 1 о № а н и

как

№ с

1

е д с № о

а

о

д г о

3 о

№ ки

а

г

и с 3 1 а н 3 о №

№ н

ауч ч

н

оо и

с

л е

д о № а

О

ко

Й

д

е ¡О

о* н

о с

ного и стратегического плана выполнения научной работы и организации исследования; оформление ресурсной карты и карты референтных лиц, способствующих достижению личностных целей; персональная программа развития как главного ресурсного обеспечения научно-исследовательской деятельности. 4 Обсуждение (Discussion)

В целом деятельность по реализации событийно-ресурсного картирования направлена на работу с личностными смыслами и интересами магистранта, его мотивацией, новигацией и образовательными ресурсами. Технология способствует актуализации объектов картирования (мыслей и знаний, образовательного опыта, целей, задач, ресурсов для их реализации и т. п.), выработке навыков рефлексии, структурированию объектов, оформлению личностных смыслов и целей.

Движение магистрантов в составлении своего образа научного исследования мы предлагаем рассматривать с фокусировкой на значимые события как сложившиеся и ставшие наиболее запоминающимися, так и запланированными, являющимися элементом смыслового конструирования действительности. На этом этапе важным является расширение ресурсного видения, обогащение события ресурсами из разных пространств: антропологического, социального и культурно-предметного. У магистрантов появляется возможность взглянуть на научные события в рамках университета или открытом образовательном пространстве как на ресурс собственного личностного движения и движения в профессиональном научном плане.

Данная технология рассматривается как совместная дея-

§ тельность преподавателя и магистранта по осмыслению прошлого s

^ образовательного пути, имеющего сложившуюся траекторию, и

s

§ возможного программного движения в образовательном будущем

О при выполнении научного исследования. Составление событийной

^ карты научного исследования может стать и личностно-значимым

психологическим средством, позволяющим магистранту увидеть свои действия в более широком контексте, понимать специфику личного действия при реализации научных целей.

Применение этой технологии опирается на анализ уже сло- о жившейся образовательной траектории магистранта, а также связа- т

но с выявлением образовательных событий будущей научной дея- |<

о-

тельности. В процессе такой работы происходит осмысление ре

су

собственной образовательной программы в рамках выполнения рс

н

о е кар р

научно-исследовательской работы, а затем разработки конкретного образовательного маршрута с привлечением различных ресурсов для осуществления программы научного исследования.

Опираясь на рассмотренные положения, можно сделать сле-

номным педагогическим средством подготовки магистрантов к ор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отражает направления индивидуального образовательного

Таким образом, событийно-ресурсное картирование способ-

леполагания, планирования и ориентации в научно-исследовательской деятельности. Технология направлена на реализацию принципа индивидуализации: выявление образовательного запроса магистранта, сопровождение в постановке целей, организацию проектирования научно-исследовательской деятельности, анализ и поиск образовательных ресурсов, содействие организации научного исследования в образо-

3

о

§

5 Заключение (Conclusion) g

л §

л

дующие выводы: событийно-ресурсное картирование является авто-

л д

с

т

в о

ганизации научного исследования, если: о

g

г о

движения магистранта; вк

и

создает пространство для самоопределения в научном по-

ги

знании, постановки замысла и целей научного исследования; с

р

- организует проектирование действий по реализации обра- н

зовательного запроса магистранта на выполнение научной работы;

к

развивает мотивацию и положительную ориентацию на на

уч

личностное формирование научно-исследовательских компетенций. но

и

с сле

ствует развитию у магистрантов навыков рефлексии, мотивации, це- до

в

а

о

о

Kl

д So

о*

Ж о

с

вательной среде, организацию рефлексии и проектирования последующего этапа научной работы.

а к

а >

а

л;

Библиографический список

1. Никитина Е. Ю., Чалина К. Н. Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 78-96.

2. Ворожейкина А. В., Семченко А. А., Богачев А. Н. Инновационные формы обучения как средство формирования и развития личности обучающихся всех уровней образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. № 1. С. 116-123.

3. Самерханова Э. К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Минского университета. 2017. № 2. С. 5-13.

4. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антро-попрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуально-образовательной программой // Человек. RU. 2017. № 12. С. 85-94.

5. Рацимор А. Е., Поташова И. И., Замолоцких Е. Г. К вопросу о разработке дидактической модели обучения студентов в магистратуре // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 127-135.

6. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только ... / Ковалева Т. М. [и др.] : монография. М. : Ресурс, 2018. - 108 с.

7. Довбыш С. Е. Событийный подход в работе преподавателя: открытая образовательная технология «Событийно-ресурсное картирование» // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 4 (28). С. 54-66.

8. Дудчик С. В. Картирование как педагогическое средство в работе классного руководителя (на примере профессионального самоопределения подростков) // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 437-443.

9. Салаватулина Л. Р. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С.167-178.

L. R. Salavatulina

ORCID No. 0000-0002-9004-7827 Docent, Candidate of Pedagogic sciences, Associate professor at the Department of pedagogy and psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: salavatulinalr@cspu.ru

EVENT AND RESOURCE MAPPING IN THE PREPARATION OF MAGISTIANS FOR SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY

ft n

a

Abstract

Introduction. The article outlines the relevance of training undergraduates for research activities, the search for new approaches and means of organizing the support of this process. An open educational technology «event-resource mapping» is proposed as a solution. The understanding of this technology, its goals, specifics is indicated, the stages and role in the educational space of the university are described.

Materials and methods. In the course of the study, a theoretical and methodological analysis of the scientific literature on the research problem was used, as well as a generalization of their own pedagogical experience in the application of event-resource mapping, accompanied by the individual educational route of the undergraduate when performing research work. d

Results. The need for the use of event-resource mapping in the training of undergraduates is revealed. The content of the stages of this technology was developed, accompanied by re- a search activities and the formation of individual readiness for the 2

s

g

realization of research potential.

Discussion. It is emphasized that event-resource mapping can become an autonomous pedagogical tool of a supervisor, which will allow the undergraduate to analyze personal research experience, formulate the goals of research activities, evaluate the resources to achieve them, make the choice of individual movement in the educational space of the university as part of the research work. .3

Conclusion. It is concluded that the application of this technology is aimed at supporting the individual educational tra- § jectories of the undergraduate, contributes to the formation of the orientation field of independent and informed performance of various types of research activities, the formation of subjectivity and the acquisition of culture and traditions of the scientific

s

>1

o

R e

ft ft

P

a

3

S' ft

ft

a

ft

ft

2

ft

R

s

e a

3 ft

X

3

community. ft

Keywords: Educational event; Event-resource mapping; mapping, Educational technology; Tutoring; Research activities; Training for undergraduates; Technologies and methods of tutoring. Highlights:

The concept and characteristics of event-resource mapping are defined;

Tasks are formulated and stages of event-resource mapping are proposed, as an open educational technology for the preparation of undergraduates for research activities;

The role of this technology in designing the personal and professional formation of a graduate student in the research space of the university is indicated.

References

1. Nikitina Ye.Yu. Chalina K.N. (2019), Sushchnost' i osobennosti proyektnoy deyatel'nosti v professional'nom obuchenii [The essence and features of project activities in vocational training]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3, 163-170 (In Russian).

2. Vorozheykina A.V., Semchenko A.A. & Bogachev A.N. (2018), In-novatsionnyye formy obucheniya kak sredstvo formirovaniya i razvitiya lich-nosti obuchayushchikhsya vsekh urovney obrazovaniya [Innovative forms of education as a means of forming and developing the personality of students of all levels of education]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt, 1, 116-123. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Samerkhanova Ye.K. (2017), T'yutorskoye soprovozhdeniye stu-dentov pervogo kursa v protsesse proyektirovaniya individual'nykh obra-zovatel'nykh trayektoriy [Tyutorskoe escort of first -year students in the process of designing individual educational trajectories]. Vestnik Minskogo universiteta, 2, 5-13. (In Russian).

4. Kovaleva T.M., Yakubovskaya T.V. (2017), T'yutorskaya deyatel'nost' kak antropopraktika: mezhdu individual'noy obrazovatel'noy trayektoriyey i individual'no-obrazovatel'noy programmoy [Tutoring as an-thropopractic: between an individual educational path and an individual edu-

« cational program]. Chelovek. RU, 12, 85-94. (In Russian).

5. Ratsimor A.Ye., Potashova I.I., Zamolotskikh Ye.G. (2019) K vo-prosu o razrabotke didakticheskoy modeli obucheniya studentov v magistra-

ls

a >

a

^ ture [To the question of developing a didactic model for teaching students in

qj the magistracy]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 1, 127-135. (In

L. Russian).

6. Kovaleva T.M., Klimova T.A., Lazareva L.I. & Mitroshina T.M. (2018), Lichnostno-resursnoye kartirovaniye kak sredstvo raboty t'yutora. I ne tol'ko ... [Personality-resource mapping as a means of work of a tutor. And not only ...]. Monografiya, Izdatel'stvo "Resurs", Moscow, 108 p. (In Russian).

7. Dovbysh S.Ye. (2017), Sobytiynyy podkhod v rabote prepo-davatelya: otkrytaya obrazovatel'naya tekhnologiya "Sobytiyno-resursnoye kartirovaniye " [Event approach in the work of the teacher: open educational technology "Event-resource mapping"]. Upravleniye obrazovaniyem: teoriya i praktika, 4 (28), 54-66 (In Russian).

8. Dudchik S.V. (2019), Kartirovaniye kak pedagogicheskoye sredstvo v rabote klassnogo rukovoditelya (na primere professional'nogo sa-moopredeleniya podrostkov) [Mapping as a pedagogical tool in the work of the class teacher (on the example of professional self-determination of adolescents)]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo, 1 (46), 437-443. (In Russian).

9. Salavatulina L.R. (2019), T'yutorskoye soprovozhdeniye nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov [Tutoring support of students' re- ^

search activities]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog- ft

s

icheskogo universiteta, 2, 167-178. (In Russian). a

s

d ^

K

co

0

R

ft ^

a g)

ft

ft

P

a

3

1

S' s

ft g

s'

a' s

K

r

r

Cc ft

ft' s

i

ft ^

K

Co ft

a

3 ft

X

3 i ft

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.