Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТОВ / ОБУЧЕНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ / MASTER'S DEGREE / DIDACTIC STRATEGIES / MASTER'S DEGREE TRAINING / MASTER'S PROGRAM OF STUDY / ACCOMPANIMENT OF MASTER'S STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватулина Л.Р., Шабалина А.А.

Введение. В статье обозначена актуальность профессионально-педагогической подготовки студентов педагогической магистратуры, поиска новых подходов и средств сопровождения данного процесса. Рассмотрены ведущие положения проектирования дидактического инструментария и моделирования образовательного пространства вуза. Материалы и методы. В ходе исследования использован теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме исследования, а также обобщение собственного педагогического опыта. Качество подготовки магистрантов рассматривается с позиций трех основных подходов: компетентностного, процессно-технологического и инструментального. Результаты . Выявлена необходимость определения дидактической стратегии подготовки студентов педагогической магистратуры. В основу проектирования методических положений положены педагогические принципы вариативности, открытости, практической направленности образовательных программ. Разработано содержание основных этапов образовательного процесса в магистратуре, результатом которого является формирование готовности магистранта к реализации своего индивидуального профессионального потенциала. Обсуждение . Методический инструментарий и поэтапная его реализация предоставляет возможность модификации содержания учебных дисциплин и методов организации занятий на основе гибкой трансформации в зависимости от профессиональных и научных интересов магистрантов. Реализуемые в магистратуре образовательные технологии должны учитывать ее специфику, предполагающую субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов и реализацию активной индивидуальной познавательной и исследовательской деятельности. Заключение . Делается вывод, что разработка дидактической стратегии представляет собой системное и последовательное создание субъектно-образовательной среды, поиск и определение образовательных ресурсов для индивидуальной траектории развития, позволяющей каждому магистранту реализовать свой личностно-профессиональный потенциал. Основные положения: - сформулированы основные принципы дидактической стратегии подготовки магистрантов; - предложены этапы организации образовательного процесса в магистратуре; - рассмотрены основные методические инструменты, обеспечивающие интерактивное образовательное взаимодействие во всех видах деятельности и учитывающие субъектность студента магистратуры; - определены значимые направления реализуемых в магистратуре образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салаватулина Л.Р., Шабалина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC STRATEGY FOR EDUCATING STUDENTS OF PEDAGOGICAL MAGISTRACY

Introduction. The article indicates the relevance of the professional and pedagogical training of students of the pedagogical magistracy, the search for new approaches and means of supporting this process. The leading provisions of the design of didactic tools and modeling of the educational space of the university are considered. Materials and methods. In the course of the study, a theoretical and methodological analysis of scientific literature on the research problem was used, as well as a generalization of their own pedagogical experience. The quality of training undergraduates is considered from the standpoint of three main approaches: competence-based, process-technological and instrumental. Results. The necessity of defining the didactic strategy of training students of the pedagogical magistracy is revealed. The design of methodological provisions is based on the pedagogical principles of variability, openness, practical orientation of educational programs. The content of the main stages of the educational process in the magistracy has been developed, the result of which is the formation of everyone's readiness to realize their individual professional potential. Discussion. The methodological toolkit and its step-by-step implementation provide an opportunity to modify the content of academic disciplines and methods of organizing classes based on flexible transformation, depending on the professional and scientific interests of undergraduates. Educational technologies implemented in the master's program should take into account its specificity, which implies subject-subject interaction between the teacher and students and the implementation of active individual cognitive and research activities. Conclusion. It is concluded that the development of a didactic strategy is a systematic and consistent creation of a subject-educational environment, the search and determination of educational resources for an individual development trajectory that allows each master's student to realize his personal and professional potential. Highlights: Formulated the basic principles of the didactic strategy for the preparation of undergraduates; The Proposed stages of organizing the educational process in the magistracy; Considered the main methodological tools that provide interactive educational interaction in all types of activities and take into account the subjectivity of the master's student: The Significant areas of educational technologies implemented in the master's program have been identified.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.156.3.011

УДК 378 ББК 74.480

Л. Р. Салаватулина1, А. А. Шабалина2

^RCID № 0000-0002-9004-7827 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: salavatulinalr@cspu. ru

2ORCID № 0000-0001-5883-0320 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: shabalinaaa@cspu.ru

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ ^

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ J

Аннотация

Введение. В статье обозначена актуальность профессионально-педагогической подготовки студентов педагогической магистратуры, поиска новых подходов и средств сопровождения данного процесса. Рассмотрены ведущие положения проектирования дидактического инструментария и моделирования образовательного пространства вуза.

Материалы и методы. В ходе исследования использован теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме исследования, а также обобщение собственного педагогического опыта. Качество подготовки магистрантов рассматривается с

Результаты. Выявлена необходимость определения дидак-

стратуры. В основу проектирования методических положений положены педагогические принципы вариативности, открытости, практической направленности образовательных программ. Разработано содержание основных этапов образовательного процесса в

s

к л

е

0

1

3 J

к

So а

о д

г о

т

о в

к

о

д

д

е

н

о

позиций трех основных подходов: компетентностного, процессно- д

а

технологического и инструментального. а

и л е

о «

тической стратегии подготовки студентов педагогической маги- §,

а г к

о т

3 J

3 3

магистратуре, результатом которого является формирование готовности магистранта к реализации своего индивидуального профессионального потенциала.

Обсуждение. Методический инструментарий и поэтапная его реализация предоставляет возможность модификации содержания учебных дисциплин и методов организации занятий на основе гибкой трансформации в зависимости от профессиональных и научных интересов магистрантов. Реализуемые в магистратуре образовательные технологии должны учитывать ее специфику, предполагающую субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов и реализацию активной индивидуальной познавательной и исследовательской деятельности.

Заключение. Делается вывод, что разработка дидактической стратегии представляет собой системное и последовательное создание субъектно-образовательной среды, поиск и определение образовательных ресурсов для индивидуальной траектории развития, позволяющей каждому магистранту реализовать свой личностно-профессиональный потенциал.

Ключевые слова: магистратура; дидактические стратегии; подготовка магистрантов; обучение в магистратуре; магистерская программа обучения; сопровождение студентов магистратуры. Основные положения:

- сформулированы основные принципы дидактической

стратегии подготовки магистрантов;

§ - предложены этапы организации образовательного процес-

са

^ са в магистратуре; Eg - рассмотрены основные методические инструменты, обес-

печивающие интерактивное образовательное взаимодействие во « всех видах деятельности и учитывающие субъектность студента

S

?Л магистратуры;

S

| - определены значимые направления реализуемых в маги-

q стратуре образовательных технологий.

Ч 1 Ведение (Introduction)

Модернизация российского образования приводит нас к обсуждению ряда педагогических задач, стоящих перед отечественной высшей школой, требующих выхода на новый концептуальный уровень обеспечения профессионально-педагогической подготовки студентов [1-2]. Не вызывает сомнений, что проблема повышения качества образования и совершенствования моделей подготовки студентов магистратуры остается актуальной для российских вузов. Важной научно-педагогической задачей является разработка дидактической модели обучения магистрантов, обеспечивающей внедрение инноваций в образование, развитие индивидуально-образовательного потенциала каждого обучающегося, учет закономерностей формирования компетенций, познавательных потребностей и запросов [3].

Проблема развития магистерских образовательных программ ^

а

рассматривается с разных точек зрения: ведется рассмотрение магистратуры как уровня профессиональной подготовки; предложены типы программ и их функции; обобщен опыт реализации в зарубежной и отечественной практике [4-7]. Многочисленны исследования, посвященные проектированию магистерских программ; организации научно-исследовательской деятельности, самостоятельной работы, практик; формированию компетенций магистрантов [8-12].

В настоящей статье мы предлагаем к обсуждению моделирование образовательного процесса и определение дидактических стратегий подготовки студентов педагогической магистратуры, ре-

уд

ализующих процессный и инструментальный подходы к качеству н образовательных услуг.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Исследованием установлено, что качество подготовки магист-

к

ч

е с

I

р

а

и

So п

о д г о т о в

ки с

о № а

л ^

а а о

а

рантов можно рассматривать с позиций трех основных подходов: ком- £

§

Й

петентностного, процессно-технологического и инструментального.

Использование компетентностного подхода позволяет соот- а нести цели и результаты обучения по магистерской программе, обеспечить концептуальную и структурно-содержательную преемственность программ бакалавриата и магистратуры, согласовывать и

конкретизировать компетенции разного уровня образования при оптимизации содержания программы [13]. Кроме того, содержание компетенций, предусмотренных ФГОС, раскрывается через матрицы компетенций и фонды оценочных средств, что позволяет обеспечить взаимосвязь между требованиями и результатами обучения.

Мы считаем, что, конкретизируя содержание компетенций, целесообразно соотнести их с методами и инструментами, которые магистрант будет применять в своей практической деятельности. В связи с этим, инструментальный и процессно-технологический подходы могут обеспечить конкретизацию требований к качеству образовательных услуг, влияя на выбор методов и инструментов, а также технологий обучения для развития творческих умений и навыков поведения в типичных и нетипичных ситуациях профессиональной деятельности магистранта.

Для определения дидактических стратегий в подготовке студентов педагогической магистратуры нами изучены и выявлены образовательные планы студентов-выпускников бакалавриата в условиях компетентностной многоступенчатой системы высшего образования. В социологическом исследовании образовательных стратегий приняли участие 160 студентов-выпускников направления «Специальное (коррекционное) образование» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. На вопрос о планах поступления в магистратуру 54,8 % респондентов планируют следующий этап образования; 27,6 % не планируют поступать в магистратуру; остальные не определились в своих образо-| вательных планах. Мотивом поступления в магистратуру у 28 % сту-Цз дентов является получение глубоких дополнительных знаний в

Э

^ выбранной профессиональной области; а также получение образо-^ вания по другой специальности (20 %), опасения относительно про-

§ блем при трудоустройстве (15,7 %); планы поступления в аспирантуру (10 %) и др. Выбор программ магистратуры осуществляется с

учетом выбора вуза и направлений профессиональной подготовки у 52 % студентов; около 30 % рассматривают возможность сменить

и

Ч профиль подготовки. Причины поступления в магистратуру опреде-

ляются внутренними и внешними детерминантами. В основном бакалавры ожидают от магистратуры повышения конкурентоспособности на рынке труда (62 %) и получения новых профессиональных знаний и опыта деятельности (70 %); в то же время для 14 % студентов — это возможность проживания в общежитии; 10 % мотивировали поступление в магистратуру решением заняться наукой. Обучение в магистратуре рассматривается как возможность углубить теоретические знания в профессиональной сфере (32 %), расширить практические умения по выбранному направлению (30 %), получить конкурентоспособный документ об образовании (18 %), заниматься научной работой (15 %), возможность личностного и профессионального роста (15 %), иметь возможность общаться с ведущими учеными и перенимать их опыт (10 %).

По результатам проведенного исследования можно заклю- ^ чить, что интерес к программам магистратуры имеют бакалавры, * планирующие заниматься исследовательской, преподавательской, управленческой деятельностью, чьи образовательные запросы и потребности отличаются стратегической мобильностью. Учитывая расширенные целевые образовательные запросы бакалавров, необ- а

а а ¡0 а

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

к

ч

е с

I

ходимы оптимально выстроенные образовательные программы магистратуры, ориентированные на адресное формирование профессиональных и универсальных компетенций с учетом комплекса т методологических подходов, описанных выше.

3 Результаты (Results)

Исходя из принципов вариативности, открытости, практической направленности образовательных программ, считаем необходимым высказать предположение об основных этапах образовательного процесса в магистратуре. На наш взгляд, логика этапов не противоречит общей логике проектирования и включает следующие позиции.

I этап. Определение индивидуальной образовательной тра- | ектории в системе общепрофессиональной подготовки. Целью данного этапа является выявление познавательных потребностей и мотивов студента, формулирование образовательного запроса, поиск

о в

ки с

туд д

е н т о в п е д а г о г и ч е с

ко Й

ресурсов, разработка индивидуального образовательного маршрута. Системообразующим компонентом данного этапа являются дисциплины общепрофессионального блока.

II этап. Проектирование действий и реализация индивидуального образовательного маршрута. Цель данного этапа — создание субъектно-ориентированной образовательной среды, определение ключевых направлений маршрута, разработка системы действий и взаимодействий участников процесса. Этот этап включает освоение знаний и приобретение умений в области основных предметов и курсов; осознание профессиональных мотивов в условиях прохождения педагогических практик; развитие мыслительных, креативных, профессиональных способностей; реализацию индивидуальных проектов; и в целом, профессионально-педагогическую подготовку Большое внимание уделяется решению учебно-профессиональных задач.

III этап. Рефлексия профессионального самоопределения, обобщение результатов индивидуальной образовательной траектории. Здесь значимым является развитие профессиональных мотивов во взаимосвязи с познавательными и исследовательскими, их осмысление и самооценка; оценка достижений, готовность к защите магистерской диссертации. На этом этапе сформированность профессиональных компетенций магистранта определяется через портфолио достижений.

Результатом указанных выше этапов является профессиональное становление студента педагогической магистратуры, фора мирование готовности каждого к реализации своего индивидуаль-^ ного профессионального потенциала, потенциала саморазвития

а личности через удовлетворение образовательных потребностей ^ субъекта деятельности. Следует отметить, что процесс формирования профессиональных компетенций может быть с достаточной до-

а ж

^ стоверностью описан представленными этапами, однако он является ся индивидуальным для каждого студента. 4 Обсуждение (Discussion)

О

Современные многочисленные исследования и личный опыт Ч убеждают нас определить достаточную самостоятельность магист-

ратуры как ступени системы высшего профессионального образования, позволяющей удовлетворять потребности общества в сочетании с индивидуальными потребностями личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений и специальностей [14; 15]. Поэтому магистерские программы должны быть одновременно и фундаментальными по содержанию и качеству подготовки, и в то же время гибкими, реагирующими на актуальные образовательные запросы.

В своем исследовании мы определили, что в качестве основных принципов, на которых может строиться дидактическая стратегия подготовки магистрантов, можно выделить следующие:

- компетентностная основа определения целей, задач, действий, результатов;

- мотивационное обеспечение процесса, предполагающее ^ создание условий для выстраивания индивидуальной траектории а профессионального развития; 5

- преемственность и непрерывность этапов подготовки, * предполагающая проектирование образовательного маршрута про- § фессионального становления; Ц

- вариативность содержания и инструментального обеспе

чения как необходимая составляющая индивидуализации профес

о

сиональной подготовки; а

о

- рефлексивность с точки зрения самоанализа и самооценки

значимыми в подготовке студентов магистратуры. Наряду с ними должны быть реализованы и другие: открытости, целенаправленности, практической направленности, индивидуально-

В процессе профессиональной подготовки компетентность студентов магистратуры формируется в различных видах деятельности. Методический инструментарий, направленный на формирование профессиональных компетенций, требует поиска и внедрения

о

*

образовательной среды и определения целесообразности использу- 5

§

емых технологий. у

Л

Указанные принципы, на наш взгляд, являются наиболее |

о

№ а

_ л

должны быть реализованы и другие: открытости, целенаправлен- а

а

о а 5

л

ориентированного контроля. *

о

й

а а

5 § 3

а

з з

новых подходов к организации образовательного процесса, обеспечивающий интерактивное образовательное взаимодействие во всех видах деятельности и учитывающий высокий уровень субъектно-сти студента магистратуры (Таблица 1).

Таблица 1 — Методический инструментарий подготовки студентов педагогической магистратуры Table 1 — Methodical toolkit for training students of pedagogical magistracy

vo

I

^

a ж s

I

a

50

a

U

4

Методический инструментарий Описание и особенность использования в образовательном пространстве

Создание избыточной образовательной среды Многообразие мероприятий, воркшопов, мастер-классов, практических и проектных мастерских, создающих систему профессиональных ориентиров магистрантов и демонстрирующих общую карту профессиональных компетенций

Индивидуализация научно- исследовательской траектории Организуется в формате индивидуальных консультаций по запросу студента, на которых осуществляется работа с проявлением личного интереса, навигации в ресурсах для развития научной темы, поиске ресурсов вне университета; используются инструменты и механизмы, способствующие выстраиванию индивидуального маршрута магистранта.

Составление образовательного портфолио Предполагает набор рефлексивных работ магистрантов (мотивационное письмо, научное эссе, карта компетенций, карта ресурсов и др.).

Выстраивание индивидуальных траекторий магистрантов Индивидуальное сопровождение по составлению образовательного маршрута (актуализация цели обучения в магистратуре, выбор ресурсов для ее достижения, рефлексия движения в программе)

Продолжен5е табл5цы 1 СопИппаИвп о/ 1аЫв 1

Методический инструментарий Описание и особенность использования в образовательном пространстве

Создание и сопровождение научных (образовательных) тандемов Является основой реализации магистерских проектов. В специально созданном образовательном пространстве благодаря ресурсной коммуникации возникают идеи совместной деятельности, научных проектов, комплексных исследований.

Рефлексивные обсуждения Магистрантам предложено многообразие ситуаций выбора, которые требуют обоснования и сопровождаются рефлексивным обсуждением его реализации (выбор темы исследования, места прохождения практики, индивидуальной траектории участия в конференциях и семинарах). Среди коллективных обсуждений группой -выбор темы проблемного семинара, приглашение специалистов в качестве визит-профессоров, выпускников с рассказом об их профессиональном пути и реализуемой практике. Следует отметить индивидуальные собеседования студента с руководителем магистерской программы по итогу каждого семестра на предмет его индивидуальной образовательной и профессиональной ситуации, а перед выпуском - обсуждение дальнейших профессиональных перспектив.

Технологии открытого образования В образовательное пространство магистрантов включены технологии: личностно-ресурсное картирование, событийно-ресурсное картирование, технология открытого пространства и др.

к

ч

е §

I

р

а

а 5

¡о а

о д а о

3

о

*5 §

д д

е н

о

№ а

е д а а о а 5 ч е §

*о Й

а а

5 §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■а

а

р

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

Методический инструментарий Описание и особенность использования в образовательном пространстве

Смешанное обучение Магистранты изучают возможности цифровой образовательной среды: проведение ве-бинаров, технологии «дополненной реальности», «перевернутый класс» и др.

Сопровождение исследовательской деятельности магистрантов Предполагает индивидуальную работу с научным руководителем, событийное рефлективное обсуждение хода работы над магистерским исследованием, работа над ресурсной картой магистерского исследования, замыслом экспериментальной части.

Важным условием, на наш взгляд, является возможность модификации содержания учебных дисциплин и методов организации занятий на основе гибкой трансформации в зависимости от профессиональных и научных интересов магистрантов. Учебная деятельность студентов магистратуры должна быть организована в рамках форм, предполагающих субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов (дискуссии, образовательные события, индивидуальные научные консультации, событийное рефлективное обсуждение магистерского исследования и др.) и реализацию активной индивидуальной познавательной и исследовательской деятельности обучающегося.

Безусловно, реализуемые в магистратуре образовательные технологии должны учитывать ее специфику как особой образовательной ступени, уделяя значительное внимание, на наш взгляд, наиболее значимым направлениям:

- индивидуализации образовательного маршрута магистранта, развитию его субъектности;

- навигации в образовательном пространстве; развитию ресурсного видения образования;

- опыту системного управления собственной образовательной траекторией;

- видению взаимосвязи и взаиморесурсности основных составляющих образовательной программы: исследовательской, учебной и практической деятельности;

- развитию мотивационно-смысловой позиции магистранта (усиление смыслов учения посредством сотворчества и сотрудничества; обогащение мотивов учения и познания, продуктивных взаимодействий, самоактуализации);

- решению рефлексивных задач, позволяя магистранту перейти от установки на освоение предметного знания (характерной для бакалавра) к установке на выявление способов собственной мыслительной деятельности, осмыслению субъектного опыта для разработки индивидуальной образовательной траектории.

5 Заключение (Conclusion)

Анализ современных тенденций и глобальных преобразова- ^ ний убеждает констатировать необходимость актуализации суще- et ствующей системы подготовки обучающихся в магистратуре. Разра- | ботка дидактической стратегии в этом направлении представляет § собой системное и последовательное внедрение средств индивидуа- § лизации и демократизации для создания субъектно-образовательной t среды и требует переосмысления методики организации профессио нальной подготовки. Открытость и вариативность содержания образовательных программ и дидактического инструментария позволяют г создать современное образовательное пространство, обеспечивающее вхождение студентов в научно-исследовательскую культуру (написание магистерской диссертации — исследовательская линия), д, овладение профессиональными компетенциями при освоении со- |

о № S

опыта практической деятельности (линия практики). Смоделирован- f

а о

а |

Л

S §

§ Kl

держания программы магистратуры (учебная линия), получение

ная и представленная нами дидактическая стратегия организации образовательного пространства магистратуры направлена на индивидуализацию образования, прояснение образовательных мотивов и интересов, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной траектории, позволяющей каждому магистранту осознать и реализовать свой познавательный интерес, образовательную цель и проявить исследовательскую инициативу.

а

а |

§ |

а

3

vo

I

«

Ä s

I

a

50

a

О ^

4

Библиографический список

1. Ворожейкина А. В. Актуальные проблемы формирования готовности студентов педагогических вузов к социально-педагогической деятельности: монография. Челябинск: Изд-во Библиотека А. Миллера, 2018. - 193 с.

2. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & Reznikova E. (2019), "Social and cultural transformation of teacher training tools under digitalization conditions", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. LXXVI, pp. 1088-1093.

3. Рацимор А. Е., Поташова И. И., Замолоцких Е. Г. К вопросу о разработке дидактической модели обучения студентов магистратуры // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С.127-135.

4. Бедный Б. И., Кузенков О. А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 637-650.

5. Белкина В. В., Харисова И. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 85-89.

6. Мотовилов О. В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 38-45.

7. Сухова Е. Е. Особенности становления магистратуры в Германии // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2019. № 3 (17). С. 75-85.

8. Дорошенко В. А., Москаленко М. Р. К оптимизации подготовки магистров на базе индивидуальных образовательных траекторий // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 2. С. 69-73.

9. Корчалова Н. Д., Полонников А. А. К вопросу об инновационно-образовательной компетентности педагога-магистранта // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (200). С. 69-76.

10. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Обучение в магистратуре в образовательных стратегиях студентов-бакалавров // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 2. С. 1886-1895.

11. Смоляр А. И., Зоголь С. Г. Проектирование научно-исследовательской работы магистрантов как фактор профессионализации подготовки педагогов // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 262-263.

12. Хайрутдинов Р. Р. Субъектно-ориентированный подход в магистерском образовании // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 97-105.

13. Сербиновская Н. В., Сербиновский Ю. Б., Сербиновская А. А. Подготовка магистров: модель и технология формирования компетенций (часть 1) // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2016. Т. 2. № 1. URL: http://vestnik-nauki.ru/ (дата обращения: 18.05.2020).

14. Власова О. И. Актуальные проблемы современных магистрантов: опыт социологического исследования // Инновационная научная исследовательская траектория (Инсайт). 2020. № 1 (1). С. 124-132.

15. Гнатышина Е. В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 3. С. 46-54.

L. R. SalavatulinH1, А. А. Shabalina2

^RCID No 0000-0002-9004-7827 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate professor at the Department of pedagogy and psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: salavatulinalr@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0001-5883-0320 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate professor at the Department of pedagogy and psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: molchanov_chel@mail.ru

DIDACTIC STRATEGY FOR EDUCATING

STUDENTS OF PEDAGOGICAL MAGISTRACY

Abstract

Introduction. The article indicates the relevance of the professional and pedagogical training of students of the pedagogical magistracy, the search for new approaches and means of supporting this process. The leading provisions of the design of didactic tools and modeling of the educational space of the university are considered.

Materials and methods. In the course of the study, a theoretical and methodological analysis of scientific literature on the research problem was used, as well as a generalization of their own pedagogical experience. The quality of training undergraduates is considered from the standpoint of three main approaches: f competence-based, process-technological and instrumental. ^

Results. The necessity of defining the didactic strategy of | training students of the pedagogical magistracy is revealed. The ^ design of methodological provisions is based on the pedagogical Ц principles of variability, openness, practical orientation of educa-

tional programs. The content of the main stages of the educational process in the magistracy has been developed, the result of which is the formation of everyone's readiness to realize their individual professional potential.

л

S

о a

0

1 a

i

S 3

a

R

Is

-Q

a

R

a a

Discussion. The methodological toolkit and its step-by-step implementation provide an opportunity to modify the content of academic disciplines and methods of organizing classes based on flexible transformation, depending on the professional and scientific interests of undergraduates. Educational technologies implemented in the master's program should take into account its specificity, which implies subject-subject interaction between the teacher and students and the implementation of active individual cognitive and research activities.

Conclusion. It is concluded that the development of a didactic strategy is a systematic and consistent creation of a subject - educational environment, the search and determination of educational resources for an individual development trajectory that allows each master's student to realize his personal and professional potential.

Keywords: Master's degree; Didactic strategies; Master's degree training; Master's degree training; Master's program of study; Accompaniment of master's students.

Highlights:

Formulated the basic principles of the didactic strategy for the preparation of undergraduates;

The Proposed stages of organizing the educational process in the magistracy;

Considered the main methodological tools that provide interactive educational interaction in all types of activities and take into account the subjectivity of the master's student:

The Significant areas of educational technologies implemented in the master's program have been identified.

References

1. Vorozheykina A.V. (2018), Aktual'nyye problemy formirovaniya gotovnosti studentov pedagogicheskikh vuzov k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti [Actual problems of the formation of readiness of students of pedagogical universities for social and educational activities]. Izdatel'stvo "Biblioteka A.Millera", Chelyabinsk, 193 p. (In Russian).

2. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & Reznikova E. (2019), "Social and cultural transformation of teacher training tools under digitalization conditions", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. LXXVI, pp. 1088-1093.

3. Ratsimor A.Ye., Potashova I.I. & Zamolotskikh Ye.G. (2019), K voprosu o razrabotke didakticheskoy modeli obucheniya studentov magistra-tury [On the development of a didactic model of teaching graduate students]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 1, 127-135. (In Russian).

4. Bednyy B.I. & Kuzenkov O.A. (2017), Integrirovannyye pro-grammy podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov vysshey kvalifikatsii [Integrated programs for training highly qualified scientific and pedagogical personnel]. Integratsiya obrazovaniya, 21, 4, 637-650. (In Russian).

5. Belkina V.V. & Kharisova I.G. (2016), Individual'nyy obra-zovatel'nyy marshrut kak sredstvo demokratizatsii obrazovatel'nogo protsessa studentov magistratury [Individual educational route as a means of democratizing the educational process of graduate students]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 1, 85-89. (In Russian).

6. Motovilov O.V. (2016), Problemy podgotovki kadrov v magistrature [Problems of personnel training in the magistracy]. Vyssheye obra-zovaniye v Rossii, 2, 38-45. (In Russian).

7. Sukhova Ye.Ye. (2019), Osobennosti stanovleniya magistratury v Germanii [Features of the formation of magistracy in Germany]. Vestnik Ros-siyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, 3 (17), 75-85. (In Russian).

8. Doroshenko V.A. & Moskalenko M. R. (2017), K optimizatsii podgotovki magistrov na baze individual'nykh obrazovatel'nykh trayektoriy [To c

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

optimize the training of masters on the basis of individual educational trajec- o

§

tories]. Vestnik vysshey shkoly "Alma mater", 2, pp. 69-73. (In Russian). g-

9. Korchalova N.D. & Polonnikov A.A. (2019), K voprosu ob inno-vatsionno-obrazovatel'noy kompetentnosti pedagoga-magistranta [On the Oo issue of innovative and educational competence of a teacher-master student].

pp. 69-76. (In Russian).

o1 №

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3 (200), C

a i n

10. Mikidenko N.L. & Storozheva S.P. (2018), Obucheniye v magis- g

§

trature v obrazovatel'nykh strategiyakh studentov-bakalavrov [Teaching in №

magistracy in educational strategies of bachelor students]. Professional'noye § obrazovaniye v sovremennom mire, 8, 2, 1886-1895. (In Russian). 0

11. Smolyar A. I., Zogol' S. G. (2018), Proyektirovaniye nauchno - 3 issledovatel'skoy raboty magistrantov kak faktor professionalizatsii podgo- jg tovki pedagogov [Designing the research work of undergraduates as a factor eg of professionalization of teacher training]. Samarskiy nauchnyy vestnik, 7, 2 g

a

(23), 262-263. (In Russian).

12. Khayrutdinov R.R. (2019), Sub"yektno-oriyentirovannyy podkhod S v magisterskom obrazovanii [Subject-oriented approach in master's educa- g

Ci

tion]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 1, 97-105. (In Russian). ^

13. Serbinovskaya N.V., Serbinovskiy Yu.B. & Serbinovskaya A.A. (2016), Podgotovka magistrov: model' i tekhnologiya formirovaniya kompe-tentsiy (chast' 1) [Training of masters: model and technology for the formation of competencies (part 1)]. Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii, 2, 1. Available at: http://vestnik-nauki.ru/ (Accessed: 18.05.2020). (In Russian).

14. Vlasova O.I. (2020), Aktual'nyye problemy sovremennykh magis-trantov: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya [Actual problems of modern undergraduates: The experience of sociological research]. Innovatsionnaya nauchnaya issledovatel'skaya trayektoriya (Insayt), 1 (1), 124-132. (In Russian).

15. Gnatyshina Ye. V. (2018), Pedagogicheskiy instrumentariy formirovaniya tsifrovoy kul'tury budushchego pedagoga [Pedagogical tools for the formation of digital culture of a future teacher]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 3, 46-54. (In Russian).

a in

la

-Q

a

ahS

a" n

a v la

laS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.