DOI: 10.25588/CSPU.2019.13.60.012
УДК 378.1 ББК 74.480.268
Л. Р. Салаватулина
ORCID № 0000-0002-9004-7827 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: salavatulinalr@cspu. ru
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты тью-торского сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов. Обоснована актуальность, задачи тьюторского сопровождения, р этапы и формы работы в образовательном пространстве вуза. Цель статьи - обосновать авторскую идею сопровождения научно-исследователь- н ской деятельности студентов с позиции преподавателя-тьютора.
Материалы и методы. В ходе исследования использован теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме исследования, применены методы педагогического моделирования, наблюдения и диагностики полученных результатов, которые позволили выявить необходимость и возможность тьюторского сопровождения, выделить трудности, с которыми сталкиваются студенты при организации научно-исследовательской деятельности, а также определить важность тьюторской по- | зиции преподавателя в сопровождении индивидуально-образовательного пространства студента в рамках выполнения научно-исследовательской работы.
Результаты. Автором представлена сущностная характеристика н тьюторского сопровождения. Разработаны этапы тьюторского сопровож-
ж к № ж
ч
л ж
о к
о £
№ д
о № а
ж
дения научно-исследовательской деятельности студента, являющиеся условием его индивидуального развития и образования, а также формирования индивидуальной готовности к реализации исследовательского потенциала.
Обсуждение. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные и методические аспекты тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов. Акцентируется внимание на содержании образовательных событий и действий в научно-исследовательском пространстве вуза.
Заключение. Делается вывод, что тьюторское сопровождение направлено на поддержку индивидуальных образовательных траекторий студента в рамках выполнения научно-исследовательской работы, способствует формированию ориентационного поля самостоятельного и осознанного выполнения различных видов научно-исследовательской деятельности, становления субъектности и обретения культуры и традиций научного сообщества.
Ключевые слова: тьютор, тьюторская позиция, тьюторское сопровождение, научно-исследовательская деятельность, студенты, тьюторс-кие технологии, тьюторское действие. Основные положения:
- выделены сущностные характеристики тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности;
- сформулированы задачи и предложены этапы тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов;
- обозначены тьюторские образовательные события и действия в научно-исследовательском пространстве вуза.
§ 1 Введение (Introduction) дентоцентрированная ориентация
^ С введением образовательных образовательных программ, усили-
стандартов нового поколения, осо- вается принцип вариативности, отк-
бенностью которых является ком- рытости, практической направлен-
Ч петентностная направленность, сту- ности обучения в вузе. Организует-
а
«о
а
U
ся образовательная среда, рассчитанная на построение индивидуальных траекторий обучения для каждого студента [1]. Одной из задач высшего образования является достижение нового качества подготовки специалистов, владеющих не только фундаментальными и специальными знаниями и умениями, но и навыками исследования, как универсального способа освоения действительности. Научно-исследовательская деятельность позволяет активизировать личностную позицию студента, реализовывать его познавательную потребность, стимулировать самообразование и саморазвитие [2, 3]. Студент высшей школы должен ясно представлять свои образовательные потребности в рамках реализации научно-исследовательской деятельности, осознавать познавательные и профессиональные интересы и образовательные возможности. В ситуации выбора актуализируется тьюторское сопровождение этого вида деятельности, поддержка и оказание помощи в решении самообразовательных задач.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
С целью изучения не только возможности, но и необходимости тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности проведено анкетирование студентов первого - третьего курсов факультета инклюзивного и кор-рекционного образования ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). Исследованием охвачено 320 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (коррекционное) образование». Анализ результатов, полученных в ходе диагностики, показал, что все студенты, принявшие участие в анкетировании, указывают на то, что наука позволяет реализовать свои познавательные потребности и заниматься ею актуально. Причинами участия в научно-исследовательской работе (НИР) являются: возможность расширить знания по дисциплине (38 %), возможность общения в профессиональном сообществе (32 %), получить повышенную стипендию (30 %), успешно сдать экзамен (24 %). Именно с преподавателями студенты свя-
§ s
S
о
о *
о
л о
о 3
о № о
д
№ ж к № ж
ч
л ж
о к
о £
№ д
о
№ а
о
о
Й д
№
So
S §
о-ж
о
о
№ №
ж
s о
№
связывают возможности организации НИР в университете (84%) и получении информации о научных мероприятиях. Причем 54 % основной формой участия в НИР определяют написание курсовой и квалификационной работы; 23 % — участие в студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах; 7 % студентов основной формой НИР считают совместную деятельность с преподавателем. Несмотря на положительное отношение, 92 % студентов испытывают значительные трудности при организации и осуществлении научно-исследовательской деятельности. Ранжированный список затруднений включает: выбор темы, формулировку основных научных положений (объект, предмет, цель), определение методологической базы исследования, организация эксперимента, оформление результатов исследования, подготовка доклада, написание статьи. 69 % респондентов неизвестно о существовании студенческих науч-| ных сообществ и лабораторий, чет-I верть студентов не знает о возмож-| ности получения грантов, стажи-^ ровки или обучения. Даже при неко-Ч тором умении осуществлять иссле-
довательскую деятельность по плану преподавателя 73 % студентов необходима систематическая поддержка, указания, рекомендации и консультации. Обобщенный анализ результатов исследования позволил выделить основные трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе организации научно-исследовательской деятельности:
- отсутствие мотивации и времени;
- недостаточное количество консультаций преподавателя, его рекомендаций;
- непонятны разъяснения преподавателя во время консультации;
- отсутствие информации о проводимых мероприятиях, неосведомленность;
- отсутствие единой организационной системы.
Таким образом, в связи с проведенным исследованием приобретает актуальность тьюторское сопровождение студентов в научно-исследовательской деятельности. На наш взгляд, тьюторская позиция преподавателя позволит сопровождать студента в его индивидуально-образовательном пространстве в рамках выполнения НИР и оказы-
вать помощь в определении ресурсов собственного образовательного движения.
3 Результаты (Results)
В педагогических исследованиях нет однозначного определения понятия «тьюторское сопровождение». Т. М. Ковалева определяет его как метод, обеспечивающий создание комплекса условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях выбора [4].
Опираясь на данное исследование, под тьюторским сопровождением научно-исследовательской деятельности студента понимаем процесс сопровождения в его индивидуальном движении по проектированию, построению и реализации индивидуальной образовательной программы, осуществляемой на основе ситуаций выбора и принятия решения. Несомненным является тот факт, что обучающийся выполняет индивидуальное образовательное действие на основе осознанной самооценки учебных возможностей и профессионально-ориентированных потребностей [5; 6]. Педагог-тьютор создает условия для совместной аналитической деятельнос-
ти по разработке индивидуальной образовательной траектории, которая позволяет студентам реализовать личностный потенциал в научно-исследовательской деятельности. Отсюда следуют основные задачи тюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов:
- инициировать проявление индивидуальных интересов и потребностей студентов;
- создавать и проявлять ресурсное поле для исследовательской деятельности;
- содействовать проектированию и реализации индивидуальных маршрутов в образовательном пространстве университета;
- побуждать студентов к содержательной и продуктивной коммуникации, направленной на постижение смысла научного исследования;
- сопровождать создание индивидуальных проектов в исследовательской деятельности;
- способствовать развитию рефлексивной позиции в отношении приобретаемого исследовательского опыта.
Сформулированные задачи реализованы нами в этапах тьюторско-
§ s
S
о
о *
о
л о
о 3
о № о
д
е н и е н
ач
ч н
-и
с
сл е
д о
№ а
о
о
Й д
е So
S §
он
о
о
Уе е
н
S о
№
го сопровождения, которые выстраиваются в логике становления субъектных смыслов, являющихся для студента основой саморазвития в научно-образовательном пространстве [7].
Целью мотивационно-целевого этапа является определение интереса и познавательных потребностей студента, формулирование первичного запроса, выявление перспектив взаимодействия, построение плана индивидуального движения (краткосрочного и долгосрочного). Работа на этом этапе является основой предварительного прогнозирования и анализа текущей ситуации.
Основным содержанием организационно-сопроводительного этапа является организация сбора информации относительно сформулированного познавательного запроса, разработка индивидуального маршрута исследовательской деятельности, поиск ресурсов, которые могут нести ответы на вопросы. Мы считаем, что важным является и состав-| ление группового маршрута, поиск I единомышленников, научные инте-| ресы которых пересекаются (общая ^ проблематика, деятельность, науч-Ч ный руководитель). Результатом дан-
ного этапа является разработка плана образовательных действий для сбора информации, поиска способов анализа, обработки, итогом которых станет создание студенческого индивидуального образовательного портфолио.
Этапом самостоятельных действий студента по плану исследования является обучающе-направляющий этап. Несомненно, организуются индивидуальные встречи с тьютором, на которых обсуждаются итоги образовательных экспедиций, осуществляются консультации по вопросам, проводится тренинг самоопределения и самопрезентации.
На рефлексивном этапе в ходе тьюторских встреч анализируются результаты проведенного исследования, условия их коррекции, определяются образовательные перспективы и план дальнейшего индивидуального движения в научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, реализация этапов тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов — это организация профессиональной педагогической поддержки индивидуального обра-
зования и развития студента, формирования индивидуальной готовности каждого к реализации своего исследовательского потенциала.
4 Обсуждение (Discussion)
Важнейшим положением тью-торского сопровождения мы считаем реализацию образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализацию через удовлетворение потребностей субъекта деятельности [8]. Это обеспечивается тьюторской навигацией и консультированием по проблемам научно-исследовательской деятельности, обсуждением альтернативных сценариев исследования, информационно-аналитическим сопровождением отдельных
нием индивидуального маршрута, тренингами самоуправления и др. При этом индивидуализация образовательного процесса осуществляется за счет организации самостоятельного выбора студентом направления исследования, экспедиций, самостоятельного определения тем, форм и методов работы. Этот выбор оформляется как индивидуальная исследовательская образовательная программа, которая создается на основе ресурсного поля образовательной организации.
В педагогическом процессе высшей школы педагог-тьютор организует различные образовательные события, включающие студента в исследовательскую деятельность (Таблица 1).
этапов деятельности, проектирова
Таблица 1 — Образовательные события и действия
в научно-исследовательском пространстве
Table 1 — Educational events and activities in the research space
Образовательное событие Образовательное действие
Лаборатория исследовательского текста Знакомство с различными формами письменных работ (реферирование, анализ, понятийный анализ, тезирование, аргументирование, составление библиографии, проект курсовой работы)
Семинар — погружение по проектированию образовательной траектории в рамках исследования Создание студенческого индивидуального образовательного профиля
§
s s
о
о «
о л о о
о № о
g
е н и е н
ач
ч н
-и
с
л е
g о
№ а
о
о
Ki
g
е
So
s §
он
о
о
s
и о
е
е
н s о
№
Образовательное событие Образовательное действие
Тренинг по постановке целей и планированию Построение краткосрочного и долгосрочного плана индивидуального движения в рамках темы исследования
Консультация по вопросам Создание карты исследовательского маршрута
Форсайт-сессии Определение стратегического направления исследования. Групповое проектирование карты умений и образовательного пространства
Профессиональная проба Составление ресурсной карты
Технологическая проба Реализация образовательной экспедиции с последующей презентацией результатов исследования
Тренинг самоопределения Освоение навыков самопрезентации в пространстве университета
Встреча по итогам выполненной работы Информирование о результатах и условиях коррекции. Управление собственной образовательной системой
Таким образом, образовательное пространство для студента создается в каждый определенный момент его научно-исследовательской деятельности и позволяет вырабатывать качества ориентации и самоопределения к различным направ-жа лениям исследования, тем самым | значительно расширяя его образо-| вательные ресурсы. ^ 5 Заключение (Conclusion)
Ч Научно-исследовательская дея-
тельность представляется одним из ключевых видов познавательной деятельности студентов в рамках современного педагогического образования университетского типа. Формирование активной позиции исследователя в процессе профессионально-педагогической подготовки возможно при создании открытой образовательной среды кафедры и университета в целом, создании условий, реализующих возмож-
ности индивидуализации образовательного маршрута. Индивидуальные образовательные траектории ориентированы на познавательный интерес и потребности студента. Тьюторское сопровождение этого вида деятельности координирует все этапы работы студента, моделирует этапы его самообразования, способствует расширению когнитивных, психологических, практических образовательных возможностей. Мы полагаем, что в рамках реализации новой образовательной парадигмы педагог-тьютор организует процесс взаимодействия студента с образовательной средой, в результате которого формируется ориентационное поле самостоятельного и осознанного выполнения различных видов научно-исследовательской деятельности, становления субъектности и обретения культуры и традиций научного сообщества.
6 Благодарности (Acknowledgments)
Автор выражает признательность преподавателям и студентам факультета инклюзивного и кор-рекционного образования за предоставленную возможность организации исследования, направленного на разработку идеи тьюторс-кого сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов. Статья выполнена в рамках научного проекта «Теоретико-методологические и содержательные компоненты продуктивных технологий подготовки будущих педагогов к инновационной педагогической деятельности в России и Западной Европе» Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности научного центра Российской академии образования на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 гг.
Библиографический список
1. Ворожейкина А. В., Семченко А. А., Богачев А. Н. Инновационные формы обучения как средство формирования и развития личности обучающихся всех уровней образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. № 1. С. 116-123.
2. Самерханова Э. К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Минского университета. 2017. № 2. С.5-13.
§ s
S
о
о *
о л о о
о № о
д
№ ж к № ж
ч
Л ж
о к
о £
№ д
о
№ а
о
о
Й д
№
So
S §
о-ж
о
о
№
№
ж
s о
№
а к
а а
3. Яковлева Е. В., Бурова Л. И. Преемственность формирования исследовательской компетентности учителя начальных классов в условиях многоуровневой подготовки // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 4. С. 140-145.
4. Ковалева Т. М., Суханова Н. С. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6 (112). С. 101-113.
5. Гладкая Е. С., Тюмасева З. И. Технологии тьюторского сопровождения: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 93 с.
6. Цилицкий В. С. Модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 163-170
7. Салаватулина Л. Р. Тьюторская позиция преподавателя в сопровождении самостоятельной работы студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 90-104
8. Калугина Е. В. Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 44-49
L. R. Salavatulina
ORCID No. 0000-0002-9004-7827 Associate professor, candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the chair of pedagogy and psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: salavatulinalr@cspu. ru
TUTOR SUPPORT OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS
Abstract
Introduction. The article discusses the theoretical aspects of tutor support for research activities of students. The relevance, tasks of tutor support, stages and forms of work in the educational space of the university are substantiated. The purpose of the article is to substantiate the author's idea of accompanying the research activity of students from the position of a tutor.
Materials and methods. The study used a theoretical and methodological analysis of the scientific literature on the research
problem, applied methods of pedagogical modeling, observation and diagnostics of the results, which revealed the need and possibility of tutoring support, highlight the difficulties faced by students in organizing research activities, and to determine the importance of the tutor's position of a teacher accompanied by the student's individual educational space in aka research work.
Results. The author presents the essential characteristics of the tutor accompaniment. The stages of the tutor support of the student's research activities, which are a condition for his individual development and education, as well as the formation of individual readiness for the realization of the research potential, have been developed.
Discussion. On the basis of the conducted research, the organizational and methodological aspects of supporting the teaching activities of students are discussed. Attention is focused on the content of educational activities and actions in the research space o f t h e u n i v e r s i t y.
Conclusion. It is concluded that the tutor support, aimed at supporting individual educational trajectories of the student as part of the research work, contributes to the formation of the orientation field of independent and conscious performance of various
R &
f
types of research activities, the formation of subjectivity and the &
£
s
acquisition of culture and traditions of the scientific community.
Keywords: tutor, tutor position, tutor escort, research activities, students, tutor technologies, tutor action. C Highlights:
Highlighted the essential characteristics of tutor support research activities; c
The tasks were formulated and the stages of the tutor support of the students' research activities were proposed;
Marked tutor educational events and activities in the research s p ac e o f t h e u n i v e r s i t y.
£
e
n
References
1. Vorozheykina A.V., Semchenko A., Bogachev A. N. (2018) Innovatsionnyye formy obucheniya kak sredstvo formirovaniya i razvitiya lichnosti obuchayushchikhsya vsekh urovney obrazovaniya [Innovative forms of education as a means of forming and developing the personality of students of all levels of educationy. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. 1, 116-123. (In Russian).
2. Samerkhanova E.K. (2017) T'yutorskoye soprovozhdeniye studentov pervogo kursa v protsesse proyektirovaniya individual'nykh obrazovatel'nykh trayektoriy [Tyu-torskoe escort of first-year students in the process of designing individual educational trajectories]. VestnikMinskogo universiteta. 2, 5-13. (In Russian).
3. Yakovleva E.V. (2016) Preyemstvennost' formirovaniya issledovatel'skoy kom-petentnosti uchitelya nachal'nykh klassov v usloviyakh mnogourovnevoy podgotovki [Continuity of the formation of research competence of primary school teachers in a multilevel training]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 4, 140-145. (In Russian).
4. Kovaleva T.M., Suhanova E.A. (2017) Perehod k t 'yutorskoj modeli sovremen-nogo universiteta: predposylki, precedenty, zadachi upravleniya [Transition to the tutor model of a modern university: preconditions, precedents, management problems]. Uni-versitetskoe upravlenie:praktika i analiz.. 6, 112, 101-113. (In Russian).
5. Gladkaya E.S., Tyumaseva Z.I. (2017) Tekhnologii t'yutorskogo soprovozhde-niya (Uchebnoye posobiye) [Technologies of Tutorial Support (Tutorial)]. Chelyabinsk, Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 93 p. (In Russian).
6. Tsilitskiy V.S. (2018) Model'formirovaniya gotovnosti budushchikhpedagogov k t'yutorskoy deyatel'nosti [Model of the formation of readiness of future teachers to tutor activities]. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta.. 3. 163-170. (In Russian).
7. Salavatulina L. R. (2019) T'yutorskayapozitsiya prepodavatelya v soprovozhde-nii samostoyatel'noy raboty studentov [Tyutor position of a teacher accompanied by independent work of students]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogiches-kogo universiteta. 1, 90-104. (In Russian).
8. Kalugina Ye.V. (2016) Modelirovaniye protsessa formirovaniya t'yutorskoy J kompetentsii u budushchikh pedagogov [Modeling the process of forming tutor compelí tence among future teachers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog-"1 icheskogo universiteta. 7, 44-49. (In Russian).