Научная статья на тему 'Тьюторская позиция преподавателя в сопровождении самостоятельной работы студентов'

Тьюторская позиция преподавателя в сопровождении самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ТЬЮТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / TUTOR / TUTOR POSITION / TUTOR SUPPORT / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION / TUTOR TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватулина Л.Р.

Введение. В статье обоснована актуальность организации и сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, представлен обзор основных взглядов на сущностную характеристику тьюторской позиции преподавателя высшей школы. Цель статьи обосновать авторскую идею сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов с позиции преподавателя-тьютора. Материалы и методы. В статье обобщен опыт сопровождения проектирования образовательного пространства при самостоятельной работе студентов на основе моделирования будущей профессиональной деятельности. В ходе исследования использован теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме исследования, применены методы педагогического моделирования, наблюдения и диагностики полученных результатов, представлены возможности подходов различных уровней, обеспечивающие методологическую многоуровневость и иерархический характер сопровождения самостоятельной работы. Результаты. Автором представлена сущностная характеристика тьюторской позиции преподавателя высшей школы. Разработаны этапы тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Обсуждение. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные и методические аспекты тьюторской позиции преподавателя высшей школы при сопровождении самостоятельной работы студентов. Акцентируется внимание на содержании и характеристике тьюторского действия. Заключение. Делается вывод, что тьюторская позиция преподавателя, направленная на сопровождение индивидуального образовательного маршрута студента в рамках выполнения самостоятельной работы, способствует развитию образовательных потребностей обучающихся на основе осознанных познавательных профессиональных интересов и образовательных возможностей. Основные положения: выделены сущностные характеристики тьюторской позиции преподавателя высшей школы; предложены этапы тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов; обозначены организационные и методические аспекты тьюторской позиции преподавателя высшей школы во внеаудиторной самостоятельной работе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салаватулина Л.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR'S POSITION OF THE TEACHER IN SUPPORTING THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Introduction. The article substantiates the relevance of the organization and maintenance of extracurricular independent work of students, provides an overview of the main ideas on the essential characteristics of the tutor position of a higher school teacher. The purpose of the article is to substantiate the author's idea of accompanying extracurricular independent work of students from the position of a tutor. Materials and methods. The article summarizes the experience of supporting the design of educational space for independent work of students on the basis of modeling future professional activity. The study used a theoretical and methodological analysis of the scientific literature on the research problem, applied methods of pedagogical modeling, monitoring and diagnostics of the results, presented the possibilities of different levels of approaches, providing methodological multilevel and iherachichesky nature of the maintenance of independent work. Results. The author presents the essential characteristics of the tutor position of a higher school teacher. Developed stages tutor support extracurricular independent work of students. Discussion. On the basis of the conducted research, the organizational and methodological aspects of the tutor position of a high school teacher, accompanied by students' independent work, are discussed. Attention is focused on the content and characteristics of tutorial action. Сonclusion. It is concluded that the tutor position of the teacher, aimed at accompanying the student's individual educational route as part of independent work, contributes to the development of the educational needs of students based on conscious cognitive professional interests and educational opportunities. Highlights: The essential characteristics of the tutor position of a higher school teacher are highlighted; Proposed stages of tutor support of extracurricular independent work of students; The organizational and methodological aspects of the tutor position of a higher school teacher in the extracurricular independent work of students are outlined.

Текст научной работы на тему «Тьюторская позиция преподавателя в сопровождении самостоятельной работы студентов»

DOI 10.25588/CSPU.2019.33.68.008

УДК 378.18 ББК 74.480.26

Л. Р. Салаватулина

ORCID № 0000-0002-9004-7827 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: salavatulinalr@cspu. ru

ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность организации и сопро-ождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, представлен обзор основных взглядов на сущностную характеристику ьюторской позиции преподавателя высшей школы. Цель статьи — обос-овать авторскую идею сопровождения внеаудиторной самостоятельной аботы студентов с позиции преподавателя-тьютора.

Материалы и методы. В статье обобщен опыт сопровождения проектирования образовательного пространства при самостоятельной аботе студентов на основе моделирования будущей профессиональной деятельности. В ходе исследования использован теоретико-методологи-еский анализ научной литературы по проблеме исследования, приме-ены методы педагогического моделирования, наблюдения и диагностики полученных результатов, представлены возможности под-

р

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

ходов различных уровней, обеспечивающие методологическую много-уровневость и иерархический характер сопровождения самостоятельной работы.

Результаты. Автором представлена сущностная характеристика тьюторской позиции преподавателя высшей школы. Разработаны этапы тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Обсуждение. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные и методические аспекты тьюторской позиции преподавателя высшей школы при сопровождении самостоятельной работы студентов. Акцентируется внимание на содержании и характеристике тьюторского действия.

Заключение. Делается вывод, что тьюторская позиция преподавателя, направленная на сопровождение индивидуального образовательного маршрута студента в рамках выполнения самостоятельной работы, способствует развитию образовательных потребностей обучающихся на основе осознанных познавательных профессиональных интересов и образовательных возможностей.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская позиция, тьюторское сопровождение, самостоятельная работа студентов, принцип индивидуализации, тьюторские технологии.

Основные положения:

- выделены сущностные характеристики тьюторской позиции преподавателя высшей школы;

- предложены этапы тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

- обозначены организационные и методические аспекты тьюторской позиции преподавателя высшей школы во внеаудиторной самостоятельной работе студентов.

1 Введение (Introduction)

Модернизация российского образования приводит нас к обсуждению различных вопросов, связанных с пониманием качества образования. Дискуссионные вопросы ориентированы на изучение результатов современного образования: определенного уровня академических знаний, ключевых и профессиональных компетенций, понятийного мышления, опыта деятельности и т. д. [1; 2]. Несомненно, важным является определение ведущих принципов, на которые опирается система образования. Современные многочисленные исследования и личный опыт убеждают нас выделить принцип индивидуализации образовательного процесса [3; 4]. Он позволяет ориентироваться на индивидуальные образовательные цели, определять для каждого студента траекторию движения в образовательном пространстве, способствуя развитию индивидуально-образовательного потенциала, самоопределению и саморазвитию. Мы определяем главную цель педагога при реализации данного принципа: помочь

студенту осознать заказ на собственный процесс образования, совершить выбор и организовать свою деятельность, исходя из образовательных предложений, выстраивая собственную образовательную программу. Непосредственно такой тип педагогического сопровождения индивидуальной образовательной программы называется тьютор-ским сопровождением. Как известно, предметом тьюторского сопровождения является деятельность, направленная на решение образовательных задач [5]. Это позволяет рассматривать тьютор-ское сопровождение как ресурс достижения качества образования, как педагогическую технологию индивидуализации образовательного процесса.

Чтобы принцип индивидуализации реализовывался на уровне каждого студента, мы полагаем, что необходима целенаправленная, специально организованная деятельность педагога, обладающего специальными технологиями сопровождения индивидуальной образовательной программы. В связи

с этим особую актуальность приобретает проблема определения и формирования тьюторской позиции преподавателя высшей школы.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Значимым методом исследования является теоретико-методологический анализ литературы, который позволил прийти к научному осмыслению категории тью-торства, выявить зарубежный и отечественный опыт тьюторского сопровождения. Так, существенный вклад в разработку данной проблемы внесли зарубежные ученые: В. Б. Вуд, А. Доджер, О. Ко-зар, А. Рашид, а также отечественные исследователи: Т. М. Ковалева, Е. А. Суханова, А. Н. Тубельский, Г. П. Щедровицкий, С. А. Щенников, А. Г. Чернявская и др. Изучив теоретические исследования и существующую практику, мы пришли к выводу, что тьютор-ское сопровождение внеаудиторной самостоятельной работы студентов требует специальной и целенаправленной организации. Безусловно, для разработки общей исследовательской стратегии и

тактики необходимо обозначить принципиальную ориентацию исследования, выражающуюся в совокупности методологических подходов.

С позиции системно-деятель-ностного подхода (В. Г. Афанасьев, В. Д. Шадриков, Г. П. Щедровицкий и др.) тьюторское сопровождение внеаудиторной самостоятельной работы характеризуется тем, что:

- является компонентом системы профессиональной подготовки будущих педагогов и предусматривает влияние на ее результат;

- реализуется в открытой системе, реагирующей на изменения внешней среды;

- существует и функционирует под влиянием социального заказа и запроса;

- представляет собой непрерывно развивающуюся динамическую систему;

- включает взаимосвязанные действия субъектов (преподавателя и студента);

- внешним системообразующим фактором выступает цель, а

внутренним — мотивационная направленность.

Партисипативный подход (О. Ю. Афанасьева, Е. В. Грош, Е. Ю. Никитина и др.) ориентирует нас на становление, развитие субъектного опыта человека в процессе его активного соучастия и самореализации. Его основу составляют положения о субъект-субъектном взаимодействии педагога и обучающегося для выработки и реализации совместного решения проблемы [6]. Мы считаем, что процесс тьюторского сопровождения подразумевает субъектную позицию личности студента, признание его ценностей, развитие способностей на основе индивидуальных возможностей и потребностей, включение субъекта в партисипативное взаимодействие. Такой подход позволяет создать среду и условия для формирования субъектной позиции студента при прохождении индивидуальной образовательной траектории.

С позиции технологического подхода (В. П. Беспалько, В. М. Монахов, Г. К. Селевко и др.) опре-

деляется алгоритмизация образовательного процесса и направленность на достижение диагностически поставленной цели. Данный подход позволяет определить такие процедуры, которые обеспечат технологичность педагогического действия в сопровождении самостоятельной работы: получение информации о характере познавательной деятельности студентов; об их образовательном запросе; выявление содержания взаимодействия преподавателя и студента в ходе реализации индивидуальной образовательной программы; эффективное насыщение студентов индивидуально востребованной информацией; использование тью-торских технологий в аспекте тех-нологизации педагогического процесса.

3 Результаты (Results)

С введением профессиональных стандартов педагогов значение самостоятельной работы в вузе существенно возрастает: развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой

самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т. д. Субъектная позиция студента в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.

С целью выявления потребности в тьюторском сопровождении самостоятельной работы проведено анкетирование студентов 1-2 курсов факультетов иностранных языков, инклюзивного и коррекци-онного образования Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). В анкетировании приняли участие 213 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» и «Специальное (коррекционное) образование». Была осуществлена серия диагностических опросов по выявлению умения студентов са-

мостоятельно работать. Как показали наши исследования, почти половина из них (47,8 %) признают, что не умеют организовывать самостоятельную работу и не видят ее значимости; 65,8 % опрошенных не умеют распределять свое время. Даже при некотором умении самостоятельно работать студенты отмечают (85 %), что медленно воспринимают учебный материал на слух, а также при чтении и конспектировании учебных текстов. Причем осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывают у них существенные затруднения (76 %). При подготовке к практическим занятиям студенты теряются в объеме заданий и учебной информации (38 %). Таким образом, наше исследование показывает, что далеко не каждый студент понимает значение и необходимость самостоятельного учебного труда, можно констатировать не-сформированность у студентов 12 курсов психологической готовности к самостоятельной работе,

незнание общих правил ее организации, неумение реализовать предполагаемые действия, невладение способами определения необходимых образовательных ресурсов. В связи с этим приобретает актуальность сопровождение студентов в этом виде деятельности. В обозначенной ситуации тьюторская позиция преподавателя высшей школы позволяет студенту увидеть свое образовательное пространство как открытое и приступить к его эффективному использованию для построения своей собственной образовательной программы.

На наш взгляд, тьюторская позиция является той мировоззренческой основой, ценностно-смысловым образованием, цель которой — сопровождение студента в его индивидуально-образовательном пространстве, помощь в определении ресурсов в собственном образовательном движении.

Представим поэтапно тьютор-скую позицию преподавателя высшей школы при сопровождении внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Мотивационно-целевой этап

предполагает систему мотивов и стимулов, которые активизируют студентов на интенсивную, рационально построенную самостоятельную работу, постановку разноуровневой системы целей (оперативные, тактические, стратегические) и организацию на этой основе личностно ориентированной самостоятельной работы студентов по дисциплинам учебного плана.

Цели этапа: 1. Активизация потребности в активном самостоятельном получении знаний и приобретении умений учебной деятельности, т. е. создание мотивации учения. 2. Стимулирование научной организации труда, овладение различными видами учебной деятельности. 3. Создание условий для развития личности каждого студента (произвольность, креативность, рефлексивность, ответственность и др.). 4. Определение объема самостоятельной работы по учебной дисциплине с указанием сроков исполнения отдельных ее видов (график самостоятельной работы).

5. Обеспечение пространства развития личности студента при самостоятельной работе с определением места, поведения и роли преподавателя и студента в этом пространстве. 6. Согласование графика самостоятельной работы по учебной дисциплине с графиками самостоятельной работы по дисциплинам, сопутствующим ей, а также преподаваемым параллельно (во избежание повторов и перегрузок).

Средства достижения: 1. Введение на начальной ступени обучения в вузе (1-11 курс) элективных курсов по научно-методическим основам организации самостоятельной работы студентов в вузе и научной организации труда, а также по техническим приемам тайм-менеджмента. 2. Обеспечение условий, позволяющих студентам эффективно и продуктивно работать самостоятельно. 3. График самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине с указанием контрольных недель и форм контроля (разрабатывается на основании общего графика самостоятельной работы по учебной

дисциплине). 4. Методическая и учебная литература по предмету.

Тъюторские технологии и практики: 1. Технология консультирования. 2. Технология модерации. 3. Тренинговая технология. 4. Построение ресурсной карты. 5. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий.

Тъюторская позиция преподавателя: мотивация студентов; конкретизация цели и задач самостоятельной работы; помощь в анализе; формирование необходимых умений; наблюдение; контроль; тьюторская поддержка становления субъектной позиции, ориентированной на самостоятельный поиск знания и рефлексию способов обучения.

Организационно-сопроводительный этап предполагает непосредственное выполнение самостоятельной работы, конструирование, проектирование действий студентов в соответствии с их образовательным запросом.

Цели: 1. Знакомство с содержанием индивидуального образовательного запроса. 2. Создание

условий для качественного выполнения самостоятельной работы. 3. Творческая реализация способностей через вариативность содержания учебной дисциплины и комплекс разнообразных заданий для самостоятельной работы, внедрение в учебный процесс развивающих, активных образовательных технологий.

Средства достижения: 1. Индивидуальный план аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента. 2. Использование принципа вариативности при отборе учебного содержания согласно индивидуальному плану самостоятельной работы студентов. 3. Методическая, учебная, научная и дополнительная литература. 4. Компьютер с пакетом обучающих программ. 5. Внедрение в учебный процесс развивающих, активных образовательных технологий.

Тъюторские технологии и практики: 1. Вопросно-ответная технология. 2. Тьюторское консультирование. 3. Тьюториал. 4. Инфографика. 5. Картирование.

6. Образовательное событие. 7. Таймлайн.

Тъюторская позиция преподавателя: консультирование; создание образовательной среды, ориентированной на успешное выполнение самостоятельной работы; обобщение нового содержания образования; наблюдение, организация и стимулирование разных видов деятельности.

Обучающе-направляющий этап предполагает формирование практических умений различных видов самостоятельной учебной деятельности студентов.

Цель: формирование профессиональных компетенций и развитие приемов самостоятельной познавательной деятельности по дисциплине с целью саморазвития и самореализации каждого студента.

Средства достижения: 1. Пакет учебных заданий для самостоятельной работы студентов различного уровня сложности и степени творчества. 2. Методическая, учебная и научная литература.

Тъюторские технологии и практики: 1.Технология консультирования. 2. Тренинговая технология. 3. Проектирование. 4. Таймлайн. 5. Тьюториал. 6. Модерация. 7. Порт-фолио.

Тъюторская позиция преподавателя: формирование необходимых для выполнения самостоятельной работы умений; наблюдение и контроль за процессом; создание условий для выполнения индивидуальной программы.

Контрольно-рефлексивный этап обеспечивает контроль и коррекцию результатов самостоятельной работы студентов.

Цель: Проектирование (совместно со студентом) индивидуального маршрута его профессионального развития и профессионального совершенствования.

Средства достижения: 1. Пакет контрольных заданий для самостоятельной работы (личностно развивающие ситуации, тесты, вопросы по учебному материалу и т. д.), различных по степени трудности и уровню предъявления. 2.

Компьютер с пакетом контролирующих программ.

Тъюторские технологии и практики: 1. Тьюторские тренинги. 2.Технологии рефлексии. 3. Индивидуальные и коллективные тью-торские консультации.

Тъюторская позиция преподавателя: участие в коллективном анализе и оценке результатов; поддержка развития учащихся; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, мотивация на продолжение реализации задуманных идей; консультирование по вопросам образовательного движения.

Таким образом, тьюторское сопровождение внеаудиторной самостоятельной работы студентов может включать мотивационно-це-левой, организационно-сопроводительный, обучающе-направляющий, контрольно-рефлексивный этапы. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные под-

ходы к решению вопросов самообразования и формирования профессиональных компетенций.

4 Обсуждение (Discussion)

Разделяя точку зрения Т. М. Ковалевой [7], мы признаем, что осуществлять тьюторское сопровождение возможно в открытом образовательном пространстве. Охарактеризовать его можно в соответствии с отражением содержания и характеристики тью-торского действия.

Социальный вектор предполагает деятельность по определению образовательного потенциала и выявлению возможностей социальной среды с точки зрения их ре-урности. Педагог помогает тудентам спроектировать ресурс-ую карту для раскрытия образо-ательного потенциала

ниверситета и других учрежде-ий, событий при выполнении самостоятельной работы и еализации индивидуальной обра-овательной программы.

Культурно-предметный вектор аскрывает образовательный потенциал среды, способствующей освоению культурной традиции.

I

Следует отметить, что педагог объясняет образовательные возможности учебного предмета, конкретных модулей для осуществления выбора содержания самостоятельной работы и построения индивидуального образовательного маршрута. Изменение, расширение границ предметного знания становится направлением тьюторских консультаций.

Антропологический вектор предполагает осуществление деятельности с учетом принципа индивидуализации и развития личностного потенциала обучающихся. Преподаватель организует тьюторские практики по овладению техниками и приемами развития личностных качеств студентов, способствующих самообразованию, саморазвитию и самореализации: составление карты учебно-профессионального интереса, работа над тематическим портфолио, разработка маршрута самостоятельной учебной деятельности, индивидуально организованная работа с вопросом студента и др.

5 Заключение (Conclusion)

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

Анализ современных тенденций в высшем образовании позволяет констатировать перестройку позиций преподавателя высшей школы и студента при выполнении самостоятельной работы. Выполнение самостоятельного задания требует от студента субъектной позиции, достаточно высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины, понимания индивидуального образовательного запроса, желания постоянного самосовершенствования и самообразования. Но самостоятельная работа студентов, безусловно, требует опосредованного управления ею со стороны преподавателя, которое должно быть гибким, учитывающим принцип индивидуализации, раскрывающим образовательное пространство благоприятного взаимодействия субъектов и создающим ориентационное поле развития. Тьюторская позиция преподавателя в сопровождении самостоятельной работы позволяет студентам активизировать личный познавательный потен-

циал для решения конкретных задач; сформировать ценностные ориентации и профессиональную мотивацию; рационально и творчески подходить к выполнению внеаудиторных заданий; уметь планировать, организовывать свою деятельность с учетом возможностей образовательной среды.

6. Благодарности (Acknowledgments)

Автор выражает признательность преподавателям и студентам факультетов иностранных языков, инклюзивного и коррекционного образования за предоставленную возможность организации исследования, направленного на разработку идеи тьюторского сопровождения самостоятельной работы. Статья выполнена в рамках научного проекта «Теоретико-методологические и содержательные компоненты продуктивных технологий подготовки будущих педагогов к инновационной педагогической деятельности в России и Западной Европе» Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-деятельности научного центра

Российской академии образования ственного гуманитарно-педагоги-на базе Южно-Уральского государ- ческого университета на 20182020 гг.

Библиографический список

1. Ворожейкина А. В. Актуальные проблемы формирования готовности студентов педагогических вузов к социально-педагогической деятельности : монография. Челябинск : Изд-во Библиотека А. Миллера, 2018. - 193 с.

2. Gnatyshina E. V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n25/17382502.html. (Accessed 12th June 2018)

3. Цилицкий В. С. Модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. - № 3. - С. 163-170

4. Салаватулина Л. Р. Короткая И. Б. Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. - № 11. - С. 451-455 URL: http://e-koncept.ru/2016/86100.htm. (дата обращения: 5.02.2019).

5. Гладкая Е. С., Тюмасева З. И. Технологии тьюторского сопровождения : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 93 с.

6. Никитина Е.Ю. Партисипативный подход как методологический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. - №1. -С.163-170

7. Ковалева Т. М., Суханова Н. С. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления // Университетское у правление: практика и анализ. 2017. - № 6 (112). - С. 101-113.

L. R. Salavatulina

ORCID № 0000-0002-9004-7827 Associate professor, candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the chair of pedagogy and psychology,

South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: salavatulinalr@cspu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TUTOR'S POSITION OF THE TEACHER IN SUPPORTING THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the organization and maintenance of extracurricular independent work of students, provides an overview of the main ideas on the essential characteristics of the tutor position of a higher school teacher. The purpose of the article is to substantiate the author's idea of accompanying extracurricular independent work of students from the position of a tutor.

Materials and methods. The article summarizes the experience of supporting the design of educational space for independent work of students on the basis of modeling future professional activity. The study used a theoretical and methodological analysis of the scientific literature on the research problem, applied methods of pedagogical modeling, monitoring and diagnostics of the results, presented the possibilities of different levels of approaches, providing methodological multilevel and iherachichesky nature of the maintenance of independent work.

Results. The author presents the essential characteristics of the tutor position of a higher school teacher. Developed stages tutor support extracurricular independent work of students.

Discussion. On the basis of the conducted research, the organizational and methodological aspects of the tutor position of a high school teacher, accompanied by students' independent work, are discussed. Attention is focused on the content and characteristics of tutorial action.

Conclusion. It is concluded that the tutor position of the teacher, aimed at accompanying the student's individual educational route as part of independent work, contributes to the development of the educational needs of students based on conscious cognitive professional interests and educational opportunities.

Keywords: tutor, tutor position, tutor support, independent work of students, the principle of individualization, tutor technologies.

Highlights:

The essential characteristics of the tutor position of a higher school teacher are highlighted;

Proposed stages of tutor support of extracurricular independent work of students;

The organizational and methodological aspects of the tutor position of a higher school teacher in the extracurricular independent work of students are outlined.

References

1. Vorozheykina A.V. (2018) Aktual'nyye problemy formirovaniya gotovnosti stu-dentov pedagogicheskikh vuzov k sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti [Actual problems of the formation of readiness of students of pedagogical universities for social and educational activities] Chelyabinsk, Izd-vo "BibliotekaA.Millera". 193 p. (In Russian).

2. Gnatyshina E.V. (2017) Metody otsenki potentsiala oblastnykh pedagogicheskikh niversitetov na osnove benchmarkinga [Methods of the Evaluation of the Potential of the egion Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking]. Espacios. 38 (25). Available at: http://www.revistaespacios. com/a17v38n25/17382502.html (Accessed:

2.01.2018) (In Russian).

3. Tsilitskiy V.S. (2018) Model' formirovaniya gotovnosti budushchikh pedagogov t'yutorskoy deyatel'nosti pedagogov [Model of the formation of readiness of future teach-rs to tutor activities of teachers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog-heskogo universiteta. 3, 163-170 (In Russian).

4. Salavatulina L.R. Korotkaya I. B. (2016) Model' t'yutorskogo soprovozhdeniya em'i, vospityvayushchey rebenka mladshego shkol'nogo vozrasta s detskim tserebral'nym

fralichom [Model tutor support family raising a child of primary school age with cerebral

___lsy]. "Kontsept". 11, 451-455 Available at: http://e-koncept.ru/2016/86100.htm. (Ac-

ssed 5.02.2019) (In Russian).

5. Gladkaya E.S., Tyumaseva Z. I. (2017) Tekhnologii t'yutorskogo so-rovozhdeniya [Technologies of Tutorial Support]. Chelyabinsk, Izd-vo Yuzh.-Ural. gos. uman.-ped. un-ta. 93 p. (Russian).

R

k

i

i

?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_

6. Nikitina E.Yu. (2010) Partisipativnyy podkhod kak metodologicheskiy regulyativ pedagogicheskoy kontseptsii razvitiya grazhdanskoy pozitsii budushchego uchitelya [Participatory approach as a methodological regulation of the pedagogical concept of the development of the future teacher's civil position]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 1, 163-170 (In Russian).

7. Kovaleva T.M., Suhanova E.A. (2017) Perehod к t'yutorskoj modeli sovremen-nogo universiteta: predposylki, precedenty, zadachi upravleniya [Transition to the tutor model of a modern university: preconditions, precedents, management problems]. Univer-sitetskoe upravlenie:praktika i analiz. 6, 112, 101-113. (In Russian).

DOI 10.25588/CSPU.2019.49.71.009

УДК 81-139 ББК 74.489

А. В. Свиридова1, Г. А. Шиганова2, Л. П. Юздова3

1ORCID № 0000-0002-9421-5170 Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: sviridovaav2@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-7128-6435 Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: shiganovaga@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-5309-3835 Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: uzdovalp@cspu.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.