Научная статья на тему 'Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации'

Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2032
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНИЦИАТИВА / TUTOR’S ATTITUDE / EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK / SELF-DIRECTED LEARNING / TUTOR / TECHNOLOGY OF TUTOR GUIDANCE / INDIVIDUALIZATION / INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровкова Тамара Ивановна

В статье описаны концептуальные основы построения технологии тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработанной и реализуемой автором статьи в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета. Тьюторское сопровождение характеризуется как инновационная практика – практика индивидуализации, все более востребованная в контексте открытого образования в высшей школе, позволяющая реализовывать принцип индивидуализации в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF TUTOR GUIDANCE AS INDIVIDUALIZATION IN TEACHING

The article describes the conceptual basis for the technology of tutor guidance of student extracurricular independent work. The author developed the instructional tool and implemented it in the School of Pedagogy, Far Eastern Federal University. Tutor’s guidance is evaluated in terms of innovative personalized learning being in increasingly high demand for the purposes of open distance education which makes it possible to objectify the principle of individualization in higher school.

Текст научной работы на тему «Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации»

УДК 378.14

Боровкова Тамара Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Дальневосточного федерального университета тел.: (4232) 51-74-12

ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ПРАКТИКА ИНДИВ ИДУАЛИЗАЦИИ

В статье описаны концептуальные основы построения технологии тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, разработанной и реализуемой автором статьи в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета. Тьюторское сопровождение характеризуется как инновационная практика - практика индивидуализации, все более востребованная в контексте открытого образования в высшей школе, позволяющая реализовывать принцип индивидуализации в образовательном процессе.

Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа, самообразовательная деятельность, тьютор, тьютор-ская позиция, технология тьюторского сопровождения, индивидуализация, инициатива.

Borovkova Tamara Ivanovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Vocational Education of Far Eastern Federal University tel.: (4232) 51-74-12

TECHNOLOGY OF TUTOR GUIDANCE AS INDIVIDUALIZATION IN TEACHING

The article describes the conceptual basis for the technology of tutor guidance of student extracurricular independent work. The author developed the instructional tool and implemented it in the School of Pedagogy, Far Eastern Federal University. Tutor’s guidance is evaluated in terms of innovative personalized learning being in increasingly high demand for the purposes of open distance education which makes it possible to objectify the principle of individualization in higher school.

Key words: extracurricular independent work, selfdirected learning, tutor, tutor’s attitude, technology of tutor guidance, individualization, initiative.

Сущность образования определяется поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним. Подлинное образование, по мнению С.И. Гессена, заключается не в передаче новому поколению готового культурного содержания, а лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры. Развитие в человеке свободы, индивидуальности - задача образования [1]. Наращивание потенциала человека в условиях, когда индивидуализация, как стратегия, становится ценностью и целью в обществе, возможно только в открытом образовательном пространстве, когда многообразие становится его неотъемлемым атрибутом, а основополагающим принципом деятельности является приоритет свободного развития индивидуальности через обретение смыслов, самовыражение, социальное творчество [2].

Концептуальные положения авторской технологии тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности «Социальная педагогика» определяют ее как один из видов практик индивидуализации (статус авторской присвоен решением правления Межрегиональной тьюторской ассоциации в июле этого года на Первом Черноморском университете тьюторства в Геленджике).

Тьютор - это такая культурная позиция, в которой специалист работает с процессом индивидуализации. Процесс индивидуализации - процесс поиска индивидуального пути к качественному для конкретного человека образованию, процесс фиксации и развитие «самости». Прохождение этого пути требует сопровождения (Т.М. Ковалева).

Результаты проведенного в течение двух лет эксперимента показали, что разработанная автором технология способствует выбору студентом средств для построения своей образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей и индивидуальной образовательной истории. Усиление индивидуального ресурса внешними ресурсами происходит через актуализацию личностных смыслов студента на пути «образовывания» себя как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях по предмету «Управление социальными системами» (8-9 семестры).

Внеаудиторную самостоятельную работу студента мы понимаем как вид самообразовательной деятельности, активно развивающей его мышление [3], как процесс самосовершенствования и самопознания студента, в котором «формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя на основе выработанной им самим программы усвоения какого-либо материала» [4, с. 250].

Технология тьюторского сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы студентов направлена на разрешение сложившегося противоречия между становлением ее содержательным основанием образовательного процесса в соответствии с требованиями новых государственных стандартов и неготовностью преподавателей высшей школы управлять организацией самостоятельной работой студентов с учетом принципа индивидуализации по установленному учебным планом регламенту - часами, отведенными на этот вид образовательной деятельности. На наш взгляд, технология тьюторского сопровождения, как гуманитарная технология, может стать для преподавателя ресурсом инновационного преобразования сложившейся вузовской практики. В рамках выполнения самостоятельной работы студент свободен в выборе предмета изучения, времени освоения того или иного нового знания, выполнения творческого, исследовательского или любого другого проекта. Вместе с тем, внеаудиторная работа должна быть управляемой, научно и методически обеспеченной, как и учебная деятельность.

Тьюторское сопровождение - элемент открытого образования, в рамках которого абсолютно каждый студент группы может выступать средством познания, значимым Другим. Важной особенностью технологии тьюторского сопровождения как гуманитарной является диалогичность. Диалог (сущность которого - раскрытие личностно значимых смыслов) способствует развитию личности, возрастанию информации и идей в сознании обеих участвующих в диалоговом взаимодействии сторон, усилению энергии на основе синергии коллективного и индивидуального.

За основу построения этапов технологии мы взяли типологию группы ценностей по В. Франклу и модель блочно-модульного обучения как наиболее технологичного (С.Я. Батышев, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, А.Н. Пичугин, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.), обеспечивающего гибкость, вариативность, возможность создания условий для реализации принципа индивидуализации. Мы, опираясь на данную типологию, первый, второй и третий этапы своей технологии строим, исходя из ценностносмыслового наполнения соответствующих каждому этапу базовых (предметных) модулей с включением блоков, дающих возможность организовать проживание студентами на первом этапе ценности отношения, на втором - ценности переживания, на третьем - ценности творчества.

1 этап - Договорно-целевой. Модуль «Встреча» включает в себя блок «Самоменеджмент».

2 этап - Поисково-корректировочный.Модуль «Диалог» включает в себя блок «Диалогические коммуникации».

3 этап - Пробно-рефлексивный.Модуль «Проба» включает в себя блок «Социальное проектирование».

В каждом модуле реализуется последовательность одних и тех же тьюторских действий: 1) создание избыточной среды и ситуаций самоопределения в соответствии с личными интересами, потребностями студентов; 2) навигация в избыточной среде в ходе тьюториалов; 3) построение студентом проектного шага дальнейших собственных действий на основе индивидуальной и групповой рефлексий.

Создание избыточной среды обеспечивает возможность образовательного выбора через отбор содержания внеаудиторной самостоятельной работы на основании ресурсных культуроформирующих возможностей действующих образовательных стандартов высшего педагогического образования с позиции компетентностного подхода; привлечение ресурсов библиотеки Дальневосточного федерального университета, специалистов управления разных структур и др.

Навигация организуется как диалоговое взаимодействие студентов и преподавателя в ходе тьюториалов на учебных занятиях, консультирование студента с преподавателем-тьютором по выбору своего маршрута, ресурсов и средств самостоятельной деятельности, действий образовательного характера, что формирует осознанность и культуру выбора.

Осуществление проб становится способом проектирования студентом собственной концептуально выстроенной самостоятельной деятельности, в том числе, проектной, своего масштаба действий.

Тьюториал- рефлексивная среда дискуссий для корректировки процесса внеаудиторной самостоятельной работы студентов, освоения методов коллективной работы и обмена опытом через последовательность групповых упражнений и дискуссий, деловых и ролевых игр, презентаций продуктов образовательной деятельности, кейс-стади, направленных на применение изучаемого материала в собственной предполагаемой или реальной профессиональной деятельности. Преподаватель-тьютор обеспечивает обучающихся необходимыми методическими материалами и информационными ресурсами для самостоятельного изучения по каждой дидактической единице (теме) курса с целью превращения самостоятельной работы в творческий процесс.

Основные результаты, полученные в ходе реализации технологии: 1) образовательная рефлек-

B2

сия (осмысление студентом своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем); 2) повышение уровня самостоятельности; 3) проявление инициатив; 4)определение жизненной стратегии.

Определены средства фиксации результатов: рефлексивное эссе, карты самоконтроля и самооценивания, взаимооценивание, внутренняя и внешняя экспертиза, рейтинг, индивидуальная карта учета достижений, сертификат, отражающий индивидуальные успехи студента; анализ продуктов деятельности: эссе, личностно-профессиональное портфолио, схемы, проекты (проектные идеи), кейсы, подборки упражнений, авторские пособия, электронные библиотечки, презентации, программа само-менеджмента, тренинга, карта жизненных стратегий и др.

Важно отметить, что индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором. Образовательные процессы понимаются «как пробное поле и пробное отношение». Субъектное отношение к культурной форме как основное новообразование участника образовательных процессов (Б.Д. Эльконин) предполагает инициативу и самостоятельность в опробовании культурных форм. Инициатива, самостоятельность, самодеятельность определяются как опорные характеристики поведения личности, являются основанием при отнесении какого-либо человека к творческому или нетворческому типу [5]. Поэтому проявление инициатив и повышения уровня самостоятельности в условиях тьюторского сопровождения являются показателями индивидуального прогресса студента и в целом показателем эффективности технологии: постиндустриальному обществу необходим целостный человек, который способен преобразовывать самого себя, свободно мыслящий, инициативный, способный к выбору в ситуации неопределенности. Человеческий капитал проявляется в умении человека выйти за нормативный способ поведения, деятельности, решения задачи, способности человека к самостоятельным действиям, инициативе, «без которой невозможно личностное развитие» [6, с. 28].

Как сделать учебный процесс по настоящему образовательным, удовлетворяющим, прежде всего, таким универсальным человеческим потребностям (по Э. Фромму) как потребность в общении, в связи с другими; в творчестве, в преодолении; в идентичности, в познании?

На этот вопрос можно искать ответы, исходя из того, что образовать (в отличие от обучить и воспитать) человек может себя только сам. Если образование человека в этом смысле не осуществляется, то наступает «антропологическая катастрофа» [7], влекущая за собой и все остальные кризисы - экологический, демографический, экономический и прочие. Идея человека, предназначения и смысла его бытия становится стержнем конструирования, главным смыслом содержания образования [8]. Тьюторское сопровождение реализует эту идею, положительно влияя на качество образования каждого студента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гэссен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

2. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра педагог. наук. М., 2009.

3. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя: материалы XVI науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М., 2006.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М., 1999.

5. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учеб.-метод. пособие. Тамбов, 2009.

6. Гладковский В.И. Управленческие аспекты проблемы качества образования. Мн., 2007.

7. Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994. № 5.

8. Степашко Л.А. Философия образования: онтологический аспект. Хабаровск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.