Научная статья на тему '\ событие \ деловой макс'

\ событие \ деловой макс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ событие \ деловой макс»

\ событие\

Несмотря на кризис и столкновение на генеральной репетиции двух истребителей Су-27, Международный авиационно-космический салон — 2009 прошел вполне жизнеутверждающе и по-деловому. Суммарный объем сделок, заключенных на нем, вдвое превысил показатель предыдущего года — $10 млрд.

ОЛЕГ ВЛАСОВ

МАКС-2009 по сравнению с мероприятием двухлетней давности отличался меньшей эйфорией и спокойной деловитостью. Выделялся павильон компании «Оборон-пром», объединяющей холдинги «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация» и «Оборонительные системы». В нем одно из центральных мест занимал огромный экран, на котором в режиме нон-стоп транслировали ролик о выдающихся моделях российской оборонной отрасли, напоминавший заставку к блокбастеру. Неподалеку сверкала черно-зелеными боками одна из новинок — первый российский легкий вертолет с газотурбинным двигателем. На выставочной площадке у входа красовался долгожданный Ми-28Н «Ночной охотник», поступивший в этом году на вооружение в российскую армию. Одной из громких премьер МАКСа этого года стал показательный полет боевого вертолета последнего поколения Ка-52 «Аллигатор», чьи государственные испытания завершатся в 2010 году.

По словам представителей холдинга «Вертолеты России», в этом году российские предприятия построят около 220 вертолетов различного назначения, в прошлом году объем производства достиг 169 машин. Соседствующая с «Вертолетами России» Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), вернее входящая в нее компания «Авиадвигатель», планирует завершить до конца нынешнего года сертификацию двигателя ПС-90А2 для модернизированной версии Ту-204 — Ту-204СМ. Первый прототип этого самолета поднимется в воздух в 2010 году.

Взмыли в небо над Жуковским принципиально новые, переходные к пятому поколению истребители Су-35С и МиГ-35С. Соглашение о поставках 48 истребителей Су-35 российскими ВВС было заключено в первый день авиасалона. По словам пресс-секретаря РСК «МиГ» Елены Федоровой, объем заказа на истребители МиГ-35 пока обсуждается, но самолет включен в Государственную программу вооружений до 2020 года.

Российская публика могла увидеть на авиасалоне и новый региональный самолет Sukhoi Superjet 100, международная премьера которого состоялась в июне на выставке Paris Air Show в Ле-Бурже. На МАКСе-2009 окончательно определились сроки начала поставок — 2010 год — 18 новых самолетов компаниям «Армавиа» и «Аэрофлот».

Одно из центральных мест в экспозиции гражданской авиационной техники Объединенной авиастроительной

Деловой МАКС

Участники МАКСа — о заключенных контрактах

Подписан контракт между Минобороны РФ и компанией «Сухой» о поставках истребителей на общую сумму свыше 80 млрд. руб. ВВС РФ получат 48 истребителей Су-35, 12 — Су-27 и четыре самолета Су-30.

К 2010 году Россия выполнит контракт на поставку во Вьетнам восьми самолетов Су-30МК2.

Входящая в ОАК лизинговая компания «Ильюшин Финанс» (ИФК) в течение двух лет приобретет до 70 самолетов для последующей передачи их в лизинг. Так, перевозчик правительства Москвы «Атлант-Союз» подписал с ИФК контракт о приобретении в лизинг 30 новых

пассажирских региональных самолетов Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ. Сумма контракта составляет около $1,2 млрд.

ИФК и авиакомпания ОАО «Владивосток Авиа» подписали предконтрактное соглашение о поставке в лизинг четырех самолетов Ан-148-100/200 на десять лет с опционом еще на два таких же самолета.

Министерства обороны России и Украины договорились продолжить сотрудничество по совместному производству транспортного самолета Ан-70, ранее прерванное по инициативе РФ. Оборонные ведомства двух государств подписали договор на завершение испытаний этой модели.

Улан-Удэнский авиационный завод холдинга «Вертолеты России» и компания Airfreight Aviation Ltd. (ОАЭ) подписали контракт на поставку 20 вертолетов Ми-171. Транспортный вариант вертолетов будет передан заказчику в 2010 году.

«Вертолеты России» подписали меморандум с компанией Turbomeca (Франция) о поставках двигателей для легкого вертолета «Сапсан» (Ми-34С2). Пермский край и Роскосмос подписали соглашение о создании производственной базы для выпуска основных агрегатов ракетных двигателей РД-191 для перспективных экологически чистых ракет-носителей семейства «Ангара» НПЦ им. Хруничева.

Ирина ВОРОБЬЕВА

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \ прямые инвестиции / № 9 (89) 2009 43

\ событие \

Первый российский ближне-магистральный самолет Ан-148 можно эксплуатировать в глубинке, на аэродромах с несовершенным покрытием.

Комплекс бортового оборудования нового боевого вертолета Ми-28Н, вертолета массовой поддержки на поле боя, позволяет летать ночью на предельно малых высотах.

Легкий вертолет Ми-34С2 «Сапсан» будет летать с газотурбинным двигателем французской компании ТигЬотеса.

Легкий

многоцелевой

двухместный

самолет

Сигма-4.

корпорации (ОАК) стал проект среднемагистрального самолета МС-21. По словам главы корпорации «Иркут» Олега Демченко, сегодня проект выходит на важный этап — утверждение технического облика самолета и состава участников программы.

Премьер на салоне оказалось множество. ФГУП НИИ «Экран» (входит в ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии») представил на авиасалоне новейшую разработку по электронной защите современных боевых летательных аппаратов от средств ПВО — оптико-электронную систему «Президент-С». «С — означает «супер», — пояснил Александр Кислецов, заместитель директора института, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, член-корреспондент международной и российской инженерных академий. — Система конкурентоспособна на мировом рынке, мы единственные производители подобной продукции в России».

Центр научно-технических услуг (ЦНТУ) «Динамика» (разработка и модернизация полного комплекса авиационных технических средств обучения летного и инженерно-технического состава) в день открытия авиасалона подписал контракт с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» на создание учебного тренажера для экипажа самолета Sukhoi Superjet 100.

Интересно, что, по словам представителей многих компаний-участников МАКСа, несмотря на кризис и подорожавшие кредитные ресурсы, фирмы развиваются,

ЦНТУ «Динамика» даже набирает новых сотрудников благодаря возросшему госзаказу. Правда, некоторые из наших собеседников посетовали, что в этом году МАКС больше чем прежде походил на выставку достижений, целевая аудитория которой — сами россияне. «Я не припомню международных салонов, где преобладали бы надписи на французском, китайском или хинди, то есть родном языке принимающей стороны, — пояснил один из участников авиасалона. — На МАКСе же за некоторым исключением даже названия компаний в основном представлены на русском». Впрочем, эти трудности большинство иноземных гостей все же не отпугнули. Выставочная площадка авиатехники была полна делегациями иностранных военных, особенно из Китая, Индии, ОАО, Юго-Восточной Азии, встречались представители вооруженных сил Ирана, и даже Ирака.

Из иностранных значимых новинок в показательных полетах участвовал французский многоцелевой истребитель Rafale. Французских производителей к визиту на авиасалон, без сомнения, сподвигли грандиозные планы по модернизации российских Военно-воздушных сил. По словам главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина, к 2020 году в авиационной группировке ВВС доля новой и модернизированной техники составит не менее 70%. Американские производители от участия в МАКСе отказались по причине кризиса, хотя, как показывает авиасалон, именно в такое время продажа того же оружия интенсивно растет.

ОЛЕГ ВЛАСОВ

Сегодня в портфеле заказов на новый региональный самолет Sukhoi Superjet 100 — заявки на 122 воздушных судна.

Благодаря двигателям с управляемым вектором тяги истребители Су-35 и МиГ-35 обладают сверхманевренностью. Радиолокационные станции истребителей способны отслеживать передвижение 30 целей, а могут атаковать одновременно — сразу восемь.

Новый средне-магистральный лайнер МС-21 (проект корпорации «Иркут») может летать во всех климатических зонах, а также стартовать

с высокогорных аэродромов. Началоэксплуа-тации намечено на 2016 год.

РИА-НОВОСТИ ИТАР-ТАСС

В этом году в демонстрационных полетах на авиасалоне участвовали две российские пилотажные группы — «Стрижи» на МиГ-29 и «Соколы России» на Су-27. По традиции со своим воздушным шоу выступили пилотажные группы «Фречче Триколори» (Италия) и «Патруль де Франс» (Франция). Пилотажная группа «Русские витязи» на истребителях Су-27 совершила круг почета в день закрытия авиасалона. В воздушной эквилибристике в этот раз они не участвовали из-за гибели их командира Игоря Ткаченко в результате столкновения двух истребителей на генеральной репетиции авиашоу. Позже в больнице от полученных ожогов скончалась 51-летняя Ольга Елизарова, на чей дом в садовом

товариществе «Сосны-2» упал самолет. К началу авиасалона эксперты определили предварительную причину катастрофы: «трагическое стечение различных обстоятельств». Cамолеты были исправны, техническое оборудование сработало в штатном порядке. «Только две страны — Россия и США — обладают пилотажными группами, летающими на серийных боевых самолетах по столь сложной программе. Это риск, а те, кто идет на экстремальные позиции, рискуют в разы больше», — добавил на одной из пресс-конференций АНАТОЛИй НОГОВИЦыН, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Когда именно закончит расследование причин аварии комиссия Министерства обороны и ВВС России, на момент

подготовки журнала к печати данных не было. «Произошла большая, трудная катастрофа, — ответил на вопрос журнала АНАТОЛИй КВОчУР, герой России, заслуженный летчик-испытатель, начальник летно-испытательного центра ЛИИ им. Громова. — Комиссия работает. Спешить нам уже некуда». По словам АНАТОЛИя НОГОВИЦыНА, эта авария заставляет поднять такие вопросы, как недостаток подготовки на тренажерах пилотажных групп, поскольку тренажеров, позволяющих отрабатывать экстремальные режимы (в частности, групповую слетанность), на которые у летчиков уходит до 70% реального времени, пока нет, и вопрос о пожарной безопасности парашютных систем.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

прямые инвестиции / № 9 (89) 2009 45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.