конкурентные преимущества участия производителей сложной техники в международных авиационных выставках
И. И. РОДИОНОВ,
доктор экономических наук, профессор
Г. н. гафурова,
преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Российский государственный гуманитарный университет
Выставочные мероприятия всегда играли и продолжают играть важную роль в ознакомлении общества с достижениями науки и техники, а в современных условиях они приобретают особую значимость и как важнейший элемент установления прямых деловых и информационных контактов с широким кругом возможных партнеров. На выставках обсуждаются конкретные вопросы будущих соглашений по проведению совместных работ с заинтересованными организациями, возможными инвесторами, внедрению новейших технологий, поставок предлагаемой продукции и др.
Каждая выставка, особенно международная, является своеобразным срезом конкретной рыночной ситуации, она дает возможность не только осуществлять поиск соответствующих рынков, но и способствует прямому выходу на эти рынки.
Актуальность темы исследования определяется его направленностью на решение проблемы конкурентных преимуществ участия производителей сложной техники в международных авиационных выставках с целью достижения поставленных целей.
Технически сложный товар, а именно промышленного назначения требует более эффективных средств донесения информации о нем до потребителя, а также стимулирования его к покупке. Зачастую традиционные методы продвижения товара на рынок (реклама, стимулирование сбыта и др.) не приносят того результата, который от них ожидают. Практика деятельности ведущих мировых и российских компаний свидетельствует в пользу все большего участия производителей сложной техники в различного рода выставках.
32 -
Этапы развития и правовое регулирование выставочной деятельности. Как любая система в экономике, выставочный рынок развивался и проходил определенные фазы. С учетом истории формирования рынка выставочных услуг можно выделить следующие этапы его развития и проследить процесс формирования международного рынка выставочных услуг:
1. До начала XIX века. Зарождение выставки как публичного мероприятия.
2. Начало XIX века — середина XIX века. Популяризация национальных выставок как способа демонстрации достижений страны.
3. Середина XIX века. Зарождение международной выставочной деятельности в форме всемирных выставок.
4. Начало XX века — середина XX века. Формирование и развитие коммерческой выставочной деятельности (в том числе и международной).
5. Современный этап. Этап зрелости международной выставочной деятельности1.
В ряде иностранных государств, таких, как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др. правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется на основе базового закона, в котором прописаны основные правовые аспекты деятельности в данной сфере отношений. Регулированием выставочно-ярмарочной деятельности занимаются как международные, так и государственные, общественно-профессиональные
1 Стровский Л. Е., Фролова Е. Д., Стровский Д. Л. и др. Основы вы-ставочно-ярморочной деятельности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 6. — 288 с.
учреждения стран, на территории которых они проводятся. Так, для этой цели в 1925 г. создан Союз международных ярмарок, а в 1931 г. — Международное бюро выставок. В 1955 г. была сформирована рабочая группа по международным ярмаркам Комиссии по развитию внешней торговли при Европейской комиссии ООН. Кроме того, по мере необходимости создаются временные объединения международных выставок и ярмарок2.
Международные выставки и конкурентные преимущества участия в подобных выставках. Понятие «международные выставки» определяется числом иностранных участников выставок или ярмарок, которых должно быть не менее 10 % (в Европе — 10 — 15 %, а в США — около 20 %) от общего количества экспонентов, а выставочное оборудование и сервисные услуги должны соответствовать международным стандартам. Предпосылкой проведения международных ярмарок и выставок, которые организуются как внутри страны, так и за рубежом, является участие в них экспонентов и посетителей из различных стран. Согласно западной классификации международный характер они приобретают лишь в том случае, если в них участвуют по крайней мере 10 — 15 % зарубежных экспонентов3.
Так какие же современные конкурентные преимущества предлагают своим участникам международные выставки? Безусловно, ответ зависит от выбора целей участия организации в той или иной международной выставке. Ведь основные цели, ради которых фирмы участвуют в выставках, практически можно свести к нескольким важным направлениям:
1) демонстрация своих достижений;
2) позиционирование на рынке;
3) изучение современных тенденций развития отрасли;
4) формирование или поддержание имиджа;
5) поиск новых партнеров и клиентов;
6) изучение конкурентов4.
На наш взгляд, основными конкурентными преимуществами участия предприятия в международной выставке являются: • профессиональное и широкое освещение
выставочного мероприятия (привлекаются
центральные и специализированные газеты и
журналы, информационные агентства, рейтин-
2 Шарков Ф. И. Выставочный коммуникационый менеджмент (управление выставочными коммуникациями). — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. С. 134, 138. — 256 с.
3 Геннадий Захаренко. Выставка: техника и технология успеха — Москва: Вершина, 2006. С. 18. — 232 с.
4 Там же. С. 32 — 33.
говые радиостанции, специализированные ТВ-программы, то есть СМИ, имеющие обширную географию распространения, большой тираж, создающие наибольший общественный резонанс, привлекающие внимание широкой общественности);
• обширные формы взаимодействия со СМИ (рекламно-информационные материалы выставочного проекта могут быть представлены в виде: модульной рекламы, статей, репортажей, интервью, аналитических обзоров, социологических опросов, информационных анонсов и др.);
• участие заинтересованных министерств и ведомств, общественных структур в организационном комитете по подготовке и проведению выставки, что обеспечивает общественно-политическую значимость, уровень и масштаб выставки, ее мероприятия становятся основой для решения большого комплекса задач, одним из путей лоббирования, местом обсуждения корпоративных проблем, которые способствуют выработке государственной политики, направленной на поддержку и стимулирование представленной на выставке индустрии;
• общественно-значимые мероприятия, наполняющие выставочный процесс: презентационная программа, протокольные мероприятия, деловые встречи, семинары, конференции, симпозиумы, форумы, заседания профессиональных клубов, съезды, пресс-конференции, презентации, фестивали и конкурсы по тематике выставки и по смежным темам, тематические экскурсии и многое др.;
• жесткие требования к правилам и формам регистрации посетителей, что обеспечивает достаточную безопасность мероприятию, а также позволяет собрать необходимую информацию об аудитории проводимого мероприятия. Каждая выставка представляет собой многообразие всевозможных маркетинговых инструментов, сосредоточенных в одном месте. Успех любой выставки может быть продиктован прежде всего ежегодным приростом количества участников, посетителей, заключенных договоров, подписанных контрактов.
Для международных выставок промышленного оборудования прямые продажи менее характерны. Основные средства производства — достаточно сложная группа товаров. Обычно производитель подобной техники заблаговременно информирует своих потенциальных клиентов о намерении участвовать в выставке и об образцах той техники,
- 33
которая будет демонстрироваться. В этих товарных группах заключению договора, как правило, предшествуют продолжительные переговоры, которые проводятся по окончании выставки. Поэтому заключенные договоры принято считать косвенным результатом участия в выставке. Однако зачастую договоры на поставку основных средств производства бывают настолько глубоко проработаны, что соответствующий документ может быть подписан и во время выставки5.
Отличительные особенности международных авиационных выставок и результаты участия в них российских производителей сложной техники. Сегодня международные авиационные выставки являются достаточно масштабными мероприятиями, с большим организаторским заделом, которые проводятся зачастую раз в два года и на всех континентах Земли. Рассмотрим примеры и отличительные особенности некоторых международных авиационных выставок, участием в которых отличились и российские производители сложной техники.
Международный аэрокосмический салон «AERO INDIA» проводится на базе Елаханка близ индийского города Бангалор раз в два года. В 2007 г. на площади в 48 тыс. кв. м показали свою продукцию более 270 иностранных и около 200 индийских компаний. Наиболее представительными были стенды России, США и Израиля. На площади в 1375 кв. м разместились стенды 44 отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса, представивших продукцию в виде макетов, моделей, постеров, презентационных материалов по авиационной технике, авиационному вооружению, оборудованию и радиоэлектронным системам. В этой масштабной выставке, проводимой раз в два года, приняли участие такие гиганты, как ОКБ «Сухой», НПО «Иркут», РСК «МиГ».
Целью участия Компании «Сухой» в международном авиасалоне стало полномасштабное представление всех направлений деятельности холдинга, включая продукцию военного и гражданского назначения, модернизацию и послепродажное обслуживание. Отличительным же событием форума стала демонстрация моделей самолетов, которые предполагается выставить для участия в тендере на закупку 126 истребителей для ВВС Индии. Среди главных претендентов были российский МиГ-35, американские F-16 и F-18, шведский JAS-39 Gripen. Основная борьба за победу в тендере развернулась между американцами и россиянами. Оба произво-
5 Стровский Л. Е., Фролова Е. Д., Стровский Д. Л. и др. Основы вы-ставочно-ярморочной деятельности: Учеб. пособие для вузов. — М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 81. — 288 с.
дителя заявили, что готовы предоставить Индии право лицензионной сборки.
Итогом авиационной выставки стало заявление индийской стороны о том, что у России будет закуплено 40 истребителей Су-30МКИ в дополнение к ранее подписанному контракту о лицензионной сборке 140 таких машин. Как известно, Индия — единственная страна в мире, с которой Россия реализует долгосрочную программу военно-технического сотрудничества, рассчитанную до 2010 года и охватывающую практически все сферы взаимодействия оборонно-промышленных комплексов двух стран6.
Показать свои возможности, сравнить их с успехами конкурентов, найти надежного партнера и покупателя — вот задачи, которые стремятся решить участники салона в Ле Бурже. Салон в Ле-Бурже всегда считался Меккой авиастроения, он сам по себе является грандиозным PR-меропри-ятием, имидж которого особенно ценится среди авиакомпаний, которые могут представить и удивить общество своими новинками. Именно здесь можно не только увидеть то, что уже придумано человечеством в области авиации и космоса, но и заглянуть в будущее. В Ле-Бурже можно увидеть все: от самого большого пассажирского авиалайнера до миниатюрных беспилотных летательных аппаратов — летающих роботов, за которыми будущее военной и не только военной авиации. За время работы 47-го парижского аэрокосмического салона Paris Air Show — Le Bourget 2007 количество сделок, которые заключили во время проведения салона представители почти 2000 компаний из 41 страны, стало новым рекордом в истории выставки. Число профессионалов среди гостей салона выросло на 15 %. В течение нескольких дней 150000 специалистов провели 6000 деловых встреч — как для заключения контрактов, так и для обмена опытом. Экспозиция российских предприятий по своим масштабам заняла 7-е место — после Франции, США, Германии, Великобритании, Италии и Израиля.
Российский национальный павильон расположился на площади 3 тыс. 400 кв. м, что на 20 % больше, чем в 2005 г. Рособоронэкспорт представил более 400 наименований продукции военного назначения. Всего в выставке приняли участие свыше 50 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса, в том числе НПК «Иркут», РСК «МиГ», АХК «Сухой», Казанский вертолетный завод, НПО «Сатурн», «Внешавиакосмос» и др.
http://www. expoclub. ru, http://www. electrosignal. ru
Российская делегация подписала во Франции ряд новых контрактов. Пожалуй, самый серьезный контракт — по российско-европейской программе «Союз» на Куру».
Эта программа находится в стадии реализации. Другим соглашением, которое Россия привезла из Франции, стала окончательная договоренность по покупке 25 % плюс 1 акция разработчика регионального лайнера Sukhoi Superjet-100 «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) итальянской Alenia. Таким образом, для российской стороны участие в этом салоне стало не только демонстрацией новейших достижений отечественной авиатехники, но и развитием отношений в области самолетостроения с другими странами7.
Выставка Aviation Expo China проходит с 1984 г. каждые два года в сентябре. Экспозиции участников охватывают самолеты, оборудование, технологии, системы и услуги гражданской, военной авиации, аэропортов и управление воздушным движением. Aviation Expo China 2007 зарекомендовала себя как значимое событие в области авиастроения. На выставочной площади более 3500 кв. м 12-й Международной авиационной выставки Aviation Expo China — 2007 были представлены экспозиции из 22 стран мира, всего посетили выставку 17178 человек. Среди иностранных участников выставки были Боинг, EADS, Эрбас, Эмбраер, Роллс-Ройс, Дженерал Электрик, Снекма, Пратт-Уитни, Гудрич Аэроспейс и др. Китай был представлен корпорациями АВИК 1 и АВИК 2.
Российская экспозиция, организованная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2006 г. № 1354-р, отличалась масштабностью и зрелищностью. Организатором единой российской экспозиции являлось Федеральное агентство по промышленности, устроителем экспозиции выступило ЗАО «Внешавиакосмос». В соответствии с концепцией единой российской экспозиции были представлены следующие тематические направления: самолетостроение, вертолетостроение, двигате-лестроение, авиационные материалы и услуги в области авиации. Площадь, занимаемая российскими участниками, возросла по сравнению с предшествующей выставкой почти в четыре раза. В итоге Россия стала крупнейшим иностранным участником 12-ой Международной авиационной выставки Aviation Expo China — 2007 (площадь российской экспозиции составила около 20 % всей выставочной площади).
http://www. expoclub. ru, www. rosbalt. ru
Особым интересом у посетителей российской экспозиции пользовался стенд ФГУП ММПП «Салют», где были представлены макеты двигателя АЛ-31ФН с САУ и РС с УВТ для легкого китайского истребителя J-10, макет двигателя МД-120 для малоразмерных беспилотных самолетов-мишеней комплекса «Дань» многоразового использования, а также разработки гражданского сектора, такие как газификатор твердого топлива, ПГУ-60, ПГУ-20С, опреснительная установка «Каскад» и т. д.
Несомненный интерес китайской стороны был проявлен к стенду ОАО «Климов», где, в частности, был представлен новейший двигатель ВК-800, который будет сертифицирован в 2009 году и может использоваться в силовой установке для китайского перспективного многоцелевого вертолета. Кроме того, на выставке ОАО «Климов» заключил договоры на поставку силовых установок для вертолетов, запасных частей, сервисное обслуживание на сумму более 12 млн долл. Большой интерес у посетителей российской экспозиции вызвали разработки и продукция в области самолето-и вертолетостроения, представленные на стендах ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Росвертол», ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля», материалы для авиастроения, представленные на стенде ОАО Корпорация «ВСМО-Ависма», а также услуги в области авиации, которые были представлены на стендах ОАО «ААК «Прогресс», ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», ОАО «Авиазапчасть», ОАО «Фондсервисбанк». Значительное место в официальной программе выставки отводилось презентации российских предприятий, что существенно расширяло возможности для российских участников выставки представить свои разработки, продукцию и проекты.
Повышенное внимание к российской экспозиции определялось ее содержательностью, масштабностью, единством и целостностью. Впервые специально для российского участия на выставке Aviation Expo China — 2007 был разработан фирменный стиль. Успешному российскому участию на выставке способствовала значительная рекламная компания, проведенная организаторами российской экспозиции и направленная на укрепление имиджа России как надежного партнера в сфере авиастроения. Единая российская экспозиция на выставке Aviation Expo China — 2007 получила самые высокие отзывы как со стороны китайских политических и деловых кругов, так и со стороны профессиональных посетителей выставки из разных стран мира. Высокую оценку российской
- 35
экспозиции дал принимавший участие в ее работе чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в КНР С. С. Разов8.
LAVEXуже зарекомендовала себя крупным и престижным мероприятием гражданской и военной авиации Северной Африки. В оргкомитет выставки и конференции LAVEX 2009 входят ВВС Ливии, Управление гражданской авиации Ливии, Арабский союз авиаперевозчиков и компания Waha Expo. LAVEX состоит из собственно выставки, статического показа авиатехники, авиашоу, бизнес-шале, конференции и семинаров. В выставке LAVEX 2007 участвовало более 65 компаний из 25 стран, включая: Бельгию, Канаду, Чехию, Францию, Германию, Индию, Италию, Мальту, Норвегию, Польшу, Португалию, Испанию, Швейцарию, ОАЭ, Тунис, США, Великобританию и Россию. Ежедневно выставку посещает около 30000 человек.
ФГУП Рособоронэкспорт выступило организатором единой российской экспозиции и объединило под своей эгидой такие ведущие предприятия, как ФГУП «РСК «МиГ», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Роствертол», ФГУП «ММПП «Салют», ОАО «УМПО», ФГУП «ГНПП «Сплав». На российском стенде выставочной площадью 250 кв. м была выставлена широкая номенклатура современной авиационной техники и вооружения по более 300 наименованиям. МиГ-29М принял участие в полетах в небе над Триполи. Транспортно-боевой вертолет Ми-35М также показал в небе Ливии свои летные возможности. Помимо этого были представлены вертолеты Ми-28НЭ «Ночной охотник», Ми-35П, Ми-171Ш, Ми-17В-5, Ми-26Т, а также семейство вертолетов марки «Ка». Была продемонстрирована широкая номенклатура авиационных ракет различных классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Главная цель LAVEX 2007 — привлечение зарубежных компаний, которые имеют возможность содействовать Ливии и другим африканским странам в развитии авиационного сервиса путем предложения технологий, оборудования для обеспечения безопасности авиаперевозок и эксплуатации. Сегодня Ливия планирует инвестировать в развитие аэропортов около 2 млрд долл. Иностранным компаниям, занятым в области авиационной промышленности, в сфере сервисных услуг, организации авиахозяйства предоставляется возможность продемонстрировать свои наработки, предложить продукцию и технологии потенциальным заказ-
чикам из арабских стран, в том числе Ливии, где в настоящее время осуществляется программа модернизации и переоснащения парка гражданской авиации, баз технического обслуживания инфраструктуры аэропортов. Аэропорт Триполи Mitiga известен тем, что это был первый в мире аэродром, используемый для военных целей еще в 1911 г. 9
Международный авиасалон в Дубае Dubai Airshow является ведущим мировым событием в гражданской и военной авиапромышленности, который постоянно привлекает внимание правительственных кругов различных стран мира, военных высокого ранга и бизнесменов. Выставка обеспечивает участникам высокоэффективный способ встретиться с ответственными лицами и экспертами. Dubai Airshow — одно из крупнейших аэрошоу в мире, проходившее до 2009 г. в Airport Expo в г. Дубае. С 1989 г. выставка проводится один раз в два года. Организатор — компания Fairs & Exhibitions (F&E), выставку поддерживают Правительство Дубая, Департамент гражданской авиации и Ду-байский международный аэропорт при содействии Вооруженных сил ОАЕ.
В 2007 г. Dubai Airshow установила новый рекорд посещаемости — выставку посетил 45421 специалист из 131 страны, а общая сумма заключенных контрактов превысила 100 млрд долл. Участвовали 32 гражданские делегации из 30 стран и 82 военные делегации из 48 стран, 850 компаний из 50 стран мира. Было продемонстрировано 11 национальных экспозиций, более 140 самолетов и вертолетов, а также беспилотных летательных аппаратов — также новый рекорд. Особенностью выставки 2007 г. стал специальный раздел, посвященный интерьерам салонов самолетов. Более того, еще до закрытия выставки свыше 5000 кв. м было уже зарезервировано на следующую Dubai Airshow 2009. Бешеный спрос на выставочные площади привел к тому, что в 2009 году выставка будет проходить в совершенно новом гигантском «Джебел Али Аэропорт Сити», который включает в себя как международный аэропорт, так и жилой комплекс.
Для «Сухого» пробой сил стала первая выставка в Dubai Airshow 2007, в которой компания успешно участвовала в составе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Компания «Сухой» представляла истребитель «Су-35», представляющий собой глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель. В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие характеристики, дающие превос-
8 http://www. expoclub. ru, http://ts. vpk. ru/cooperation/exhibits/
expo_int/e_i_07_2007.htm
9 http://www. expoclub. ru
ходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями Су-35, в частности, являются сниженная радиолокационная замет-ность, новый комплекс авионики, в основе которого — информационно-управляющая система, интегрирующая системы бортового оборудования, новая РЛС с фазированной антенной решеткой с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей при большой дальности их обнаружения, новые двигатели с повышенной тягой и поворотным вектором тяги. Также компания «Сухой» представила и надежду российского авиапрома — новый пассажирский лайнер «Superjet-100», который входит в новое семейство российских региональных самолетов холдинга «Сухой». Проект осуществляет его дочерняя компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) в широкой кооперации с лидерами мирового авиастроения и использованием новейших технологий10.
Российские производители сложной авиатехники не обходят своим вниманием и другие зарубежные международные авиационные выставки и салоны, такие как: Международный авиационно-космический салон ФИДАЕ (под Сантьяго (Чили), Корейская авиакосмическая и оборонная выставка Seoul Airshow и многие другие. Но главным остается участие российских производителей сложной техники в собственном Международном Авиационно-Космическом Салоне (МАКС).
МАКС 2007 превзошел все предыдущие выставки МАКС и утвердился в позиции одного из мировых лидеров. В работе МАКС 2007 приняли участие более 787 предприятий и фирм, в том числе 540 из России и 247 зарубежных из 39 стран, которые представили на своих экспозициях самые передовые технологии и изделия, определяющие облик и направления развития авиационной и космической техники XXI века. В демонстрационных полетах участвовали 62 воздушных судна различных модификаций. Экспозиция авиационно-космической техники разместилась в павильонах общей площадью более 32000 кв. м. Число бизнес-шале для переговоров достигло 76 единиц. В период открытого посещения выставки 24 — 26 августа на МАКС — по данным МВД России побывало более полумиллиона человек. Работа 8-го Международного авиационно-космического салона вызвала небывалый интерес представителей средств массовой информации. На авиасалоне было аккредитовано 3644 журналиста из 713 средств массовой информации. Летная демонстрация авиационной
10 http://vpk. name/news/11387_na_dubai_airshow2007_kompaniya_
suhoi_predstavlyaet. html
техники на МАКС традиционно превосходит летную демонстрацию других международных авиационно-космических выставок. В летной программе, кроме самолетов ведущих авиационных компаний и фирм, участвуют широко известные в мире пилотажные группы: «Русские витязи», «Стрижи», «Патруль де Франс».
В настоящее время Международный авиационно-космический салон МАКС заслуженно занимает ведущее место в ряду крупнейших мировых авиафорумов. Главная цель проведения МАКС — демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнерами. МАКС традиционно открывает Президент России, а сама выставка проводится под патронажем Председателя Правительства Российской Федерации, что является гарантией высокого уровня организации и представительности. На МАКС первые лица государства доступны для делового общения. Всем, кто связан с авиационной и космической отраслями промышленности, МАКС предоставляет редкую возможность ознакомиться с мнением лиц, принимающих решения по ключевым вопросам разработки, производства и продажи авиационной техники и вооружения. МАКС дает исчерпывающее представление о приоритетах и достижениях предприятий авиационно-космического комплекса России. Только на МАКС можно увидеть опытные образцы летательных аппаратов и боевых комплексов, экспериментальные установки, которые по ряду причин не могут демонстрироваться за рубежом. Значительное место в программе МАКС занимают научные конференции и симпозиумы, проводимые под эгидой государственного научного центра России — ЦАГИ. Они позволяют ученым и специалистам обменяться мнениями по поводу наиболее острых проблем развития авиации и космонавтики в настоящем и будущем11.
В заключение на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Выставка представляет собой не только источник информации, но и эффективный маркетинговый инструмент, который позволяет через личный контакт донести до потенциального клиента, покупателя значительный объем полезной информации, обеспечивая тем самым гарантию получения прибыли в будущем.
Международные авиационные выставки — это специализированные масштабные мероприятия с участием не менее 10 % иностранных участни-
11 http://www. expoclub. ru
37
ков-экспонентов. Участие в подобных выставках предоставляет большие возможности своим экспонентам, и в первую очередь — это эффективное средство сбыта своей продукции, а также важнейшее средство обмена информацией, коммуникаций. При этом особенность коммуникаций здесь заключается в их планировании, разработке, анализе и оценке.
2. Выставочная деятельность предприятия — это целенаправленная, заранее планируемая деятельность, конечная цель которой, как правило — нахождение новых покупателей, закрепление отношений со старыми клиентами, заключение договоров на реализацию продукции конкретному потребителю, в данном случае — потребителю сложной техники авиационной промышленности.
3. Производитель сложной техники, имеющей ограниченный круг покупателей, ориентированный как на внутренний, так и на зарубежный рынок своей продукции, как никто другой должен понимать важность и ответственность участия в подобных мероприятиях, так как выставка является лучшим способом встретить в одном месте и в одно и то же время потребителей продукции, инвесторов и деловых партнеров.
4. Недостаточная степень разработанности проблемы именно конкурентных преимуществ участия производителей сложной техники в меж-
дународных авиационных выставках, незначительное количество комплексных междисциплинарных работ по изложенной тематике определили выбор темы данного исследования. Проведенный анализ подтверждает актуальность темы как в практическом, так и в научно-методическом плане.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стровский Л. Е., Фролова Е. Д., Стровский Д. Л. и др. Основы выставочно-ярморочной деятельности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2005. — 288 с.
2. Шарков Ф. И. Выставочный коммуника-ционый менеджмент (управление выставочными коммуникациями). — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. — 256 с.
3. Геннадий Захаренко. Выставка: техника и технология успеха — Москва: Вершина, 2006. — 232 с.
4. http://www. expoclub. ru, http://www. electrosignal. ru
5. http://www. expoclub. ru, www. rosbalt. ru
6.http://www. expoclub. ru, http://ts. vpk. ru/ cooperation/exhibits/expo_int/e_i_07_2007.htm
7. http://www. expoclub. ru
8. http://vpk. name/news/11387_na_dubai_ airshow2007_kompaniya_suhoi_ predstavlyaet. html
9. http://www. expoclub.ru
Не успели оформить
подписку на 2009 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru
(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]