Научная статья на тему '\ событие \ авиа премьера'

\ событие \ авиа премьера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ событие \ авиа премьера»

Авиа

премьера

Анна

ТИХОМИРОВА

Полет истребителя пятого поколения Т-50.

Сумма контрактов на XМеждународном авиационно-космическом салоне МАКС-2011, который состоялся 16-21 августа в подмосковном Жуковском, превзошла ожидания экспертов, составив более $10 млрд.

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS

МАКС-2011 может считаться одним изсамыхуспешныхза последние годы. Общая сумма сделок превысила $10 млрд —

за счет контрактов по продажам гражданской авиатехники российского производства. Предыдущая выставка принесла те же $10 млрд, но сделки заключались в основном на поставки военной авиатехники.

«МАКС всегда был скорее шоу, нежели деловой торговой площадкой. Но сейчас он идет последовательно и неуклонно к тому, чтобы становиться именно торговой площадкой», — отметил аналитик агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Кроме заключенных контрактов нынешний МАКС стал рекордным и по количеству участников: 842 компании из 40 стран мира. Вниманию специалистов и посетителей был представлен 241 летательный аппарат, 91 из которых принял участие в программе демонстрационных полетов.

Яркой новинкой авиасалона, представленной экспозицией «Вертолеты России», стал новый вертолет Ми-34С1, предназначенный для обучения гражданских и военных пилотов. Серийное производство нового вертолета начнется в 2012 году. Другая яркая новинка компании — легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т с медицинским модулем американского производства, что существенно расширяет его применение в спасательных службах.

Самая ожидаемая премьера авиасалона: российский истребитель пятого поколения Т-50, который разрабатывает компания «Сухой» в рамках программы ПАК ФА, взмыл в небо во второй день проведения МАКСа. Полюбоваться на полеты истребителя приезжал премьер-министр Владимир Путин. Некоторые эксперты уже сейчас сравнивают отечественную новинку с американским Raptor F-22, отмечая превосходство российского истребителя по крейсерской скорости и максимальной взлетной массе. Кроме того, двигатели с отклоняемым вектором тяги на Т-50 позволят летчику применять ряд противоракетных маневров, которые сегодня не может совершить ни один истребитель. Российский истребитель поступит на вооружение ВВС России в 2014 году.

Впервые на МАКС-2011 дебютировали самолеты компаний Airbus и Boeing: уже перевозящий пассажиров самый крупный в мире серийный авиалайнер А380

Контракты и соглашения

Львиная доля от общей суммы приходится на Объединенную авиастроительную корпорацию, которая законтрактовала $7,5 млрд. Из них $6 млрд — заказы гражданских МС-21 и $1,5 млрд — лайнеров Sukhoi Superjet 100.

Компания ОАО «Вертолеты России» объявила о подписании двух масштабных сделок на поставку вертолетов Ми-171 для отечественных гражданских авиакомпаний. 40 машин законтрактовала авиакомпания «ЮТэйр» и 39 — авиакомпания «Газпромавиа». Стоимость соглашения сторонами не раскрывается, однако, по экспертным оценкам, она может превышать $500 млн.

Компания «Ильюшин Финанс Ко.» и компания Bombardier Aerospase подписали соглашение о намерениях приобрести три самолета Bombardier CS100 и семь CS300 с опционом еще на 10 лайнеров CSeries, каталожная стоимость твердого контракта превышает $640 млн. «Ильюшин Финанс Ко.» подписала также предконтрактное соглашение о поставке трех самолетов Ан-158 с опционом еще на три лайнера в интересах авиакомпании Cubana de Aviacion (Куба). Компания Airbus и авиакомпания

«Трансаэро» подписали меморандум о приобретении восьми самолетов A320 neo, каталожная стоимость сделки оценена в $730 млн.

Российская корпорация «ВСМПО-Ависма» заключила три долгосрочных соглашения с британской Rolls-Royce. Этой компании россияне поставят комплектующие на $250 млн.

Кроме перечисленных контрактов компании подписали соглашения о сотрудничестве. Среди них: ГК «Ростехно-логии» и Boeing объявили об укреплении сотрудничества в области производства и обработки титана и расширении бизнеса в области дистрибуции авиационных компонентов и агрегатов, а также авиационных услуг; ГК «Ростехнологии» и французская группа Safran подписали соглашение о создании совместного российско-французского предприятия по производству лазерных инерциальных навигационных систем; ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «РОСнАнО», холдинговая компания «Композит» и ВИАМ подписали четырехстороннее соглашение о внедрении в перспективных гражданских и военных продуктах ОАК полимерные композиционные материалы, изготовляемые на основе углеродных волокон.

Макет космического аппарата «Фобос-Грунт».

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ | № 9 (113) 2011 33

Посадка истребителя Су-35. На заднем плане: самый крупный в мире авиалайнер А380. И"ГАр-ТАСС

ФОТОРЕПОРТАЖ ОЛЕГА ВЛАСОВА

(рассчитан на перевозку 525 человек) и еще только готовящийся выйти на линии знаменитый «Дримлайнер» (Boeing-787), рассчитанный на перевозку 210-250 пассажиров на расстояние 14,2-15,2 тыс. км.

Стоит отметить, что в создании «Дримлайнера» существенная часть работ по проектированию передней секции фюзеляжа, пилонов, передних кромок крыла была выполнена российскими инженерами из Московского конструкторского центра Boeing. По словам Сергея Кравченко, президента подразделения Boeing по россии и СНГ, впервые в гражданской авиации самолет сделан не из алюминия, а из титана. «Фактически все титановые элементы (хребет у самолета титановый, поскольку он практически целиком состоит из композитов) сделаны на нашем совместном с «ВСМПО-Ависма» предприятии Ural Boeing Manufacturing», — отметил он. Летные испытания Boeing-787 официально завершены. Теперь осталось получить сертификат и начать поставки самолета заказчикам. У компании Boeing уже есть свыше 800 заказов на самолет от более чем 50 авиакомпаний мира.

Спроектированный корпорацией «Иркут» среднема-гистральный лайнер МС-21, по оценке его проектировщиков, не уступает по техническим характиристикам «Дрим-лайнеру». Пока на МАКС-2011 в натуральную величину были представлены только салон воздушного судна, один из двигателей и крыло. Сергей Ляпунов, заместитель гендиректора Центрального аэрогидродинамического института, отмечает, что МС-21 задумывался, прежде всего, как инновационный самолет. Внедрение передовых технологий обеспечит 12-15%-ное снижение эксплуатационных расходов, повышение комфорта пассажиров и экипажа, а также высокий уровень безопасности полетов. Уже в течение первых дней ависалон «Иркут» и Рос-технологии заключили контракт, по которому в период с 2017 по 2022 год авиастроители поставят 50 самолетов МС-21. Суммарная стоимость контракта — около $4 млрд. Первый полет лайнера планируется на 2014 год.

Помимо изобилия новинок в авиастроении МАКС порадовал всех присутствующих своей шоу-программой. В этом году мастерство высшего пилотажа зрителям продемонстрировали знаменитые во всем мире пилотажные группы ВВС «Русские витязи» и «Стрижи» с подмосковной базы Кубинка, а также «Соколы России» из Липецкого центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. Летная программа следующего салона МАКС-2013 будет украшена выступлением новой пилотажной группы, выступающей на учебно-боевых самолетах Як-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.