Научная статья на тему 'Выложились по максимуму'

Выложились по максимуму Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выложились по максимуму»

Выложились по МАКСимуму

Проходивший с 27 августа по 1 сентября в Жуковском авиасалон «МАКС-2013» оставил неоднозначные впечатления. С одной стороны, небывалое число участников форума, рекордная сумма заключенных контрактов и неподражаемые выступления пилотажных групп.

С другой — едва не отменившаяся летная программа и не самые приятные отзывы посетителей салона.

ИІАР-ІАСС

Истребители Погода — совсем никуда

МиГ-29 пило- Попасть на фестиваль общественным транспортом

тажной группы гостям форума было нетрудно. Информацию об авиа-

«Стрижи». салоне они получали уже на Казанском вокзале —

здесь везде были специальные указатели к поездам на МАКС.

У платформы «Отдых» — перевалочного пункта между электричкой и автобусом до выставочного комплекса — посетителей встречала охрана. При скоплении людей контролеры открывали турникеты — все тихо и интеллигентно.

Правда, пришлось отстоять 15-минутную очередь к бесплатному автобусу — желающих добраться до аэродрома было достаточно. Но и здесь организаторы не подкачали — автобусы отходили довольно часто.

Подвела только погода — почти все время шел дождь. Зрители кутались в куртки, укрывались дождевиками, раскрывали зонты, но не расходились.

В этих условиях нависла угроза отмены выступлений пилотажных групп. К счастью, они состоялись. В небе над Жуковским фигуры высшего пилотажа и летно-технические характеристики российских самолетов демонстрировали группы «Стрижи», «Русские витязи», «Соколы России» и др. Гвоздем летной программы МАКС-2013 стала демонстрация пилотажных возможностей истребителя пятого поколения Т-50. Начало его серийного производства запланировано на 2015 год.

В заключительный день салона едва не случилась тра-Александр гедия. Под ливнем сотни тысяч посетителей устремились

АндрИАнов к выходу. К такому напору организаторы мероприятия

не были готовы. Люди брали электрички штурмом. К счастью, никто не пострадал.

«Папа, я такой хочу»

После пунктов проверки билетов посетители выставочного комплекса попадали в километровый коридор авиатехники. На так называемой музейной площадке форума были представлены российские истребители из семейств МиГ, Су, Як, модели гражданской авиации и середнячки-универсалы.

«Перед вами многоцелевой самолет «Рысачок» (разработчик — ООО «Научно-коммерческая фирма «Тех-ноавиа»; производитель — Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс»), — объяснял, стоя у миниатюрного самолетика специалист конструкторского бюро «Прогресс» Игорь Иванов. — Машина пятой серии пригодна для использования как в военных целях, так и в гражданских». Главное ее достоинство — это маневренность. Длина разбега не превышает 300 м, а это значит, что взлететь он может даже с необорудованной полосы. В ближайшее время самолет планируется передать на испытание военным. Разработчики надеются на положительные отзывы. Ведь машины подобного класса в ВВС сейчас не используются.

Другой универсал — легкий двухместный вертолет «Беркут» (разработчик и производитель — тольяттин-ское ООО «Беркут Аэро») — размером не больше обычного внедорожника. После форума эта модель также

Дмитрий Медведев осматривает кабину пилота вертолета Ка-62. РИА «НОВОСТИ»

По официальной статистике авиакосмического форума, за четыре дня работы авиасалона было заключено контрактов на рекордную сумму — $21,2 млрд.

Это на $5 млрд больше, чем на МАКС-2012.

будет обкатываться, на этот раз в полиции. По таким характеристикам, как размеры и маневренность, эта машина оптимальна для использования в условиях мегаполиса. С такого вертолета удобно вести наблюдение и контролировать массовые скопления людей, например митинги. Именно для этих целей МВД приняло машину на испытания. Возможен другой вариант использования вертолета — аэротакси.

В соседнем ряду улыбчивые англичане представляли огороженный красными лентами крупногабаритный многоцелевой вертолет AW101 (производитель — итальянская компания AgustaWestland), похожий на «роллс-ройс» без колес, но с винтами. Это жемчужина вертоле-тостроения, машина лидеров государств и коронованных особ — в списке постоянных пассажиров такого вертолета числится принц Уэльский. Роскошный, отделанный кожей салон, внушительные технические характеристики — в общем, мечта аристократа.

«Уникальный дизайн, система шумопоглощения, огромные кабина и окна, ванная с душевой в хвостовом отсеке — это еще не все достоинства AW101», — рассказывал о машине один из экспонентов.

«Папа, я вот такой хочу! — мальчуган пытался докричаться до отца сквозь громовые раскаты музыки. — Посмотри, какой...»

Отец, глядя на не по годам требовательное чадо, улыбался и хмурился одновременно. Ему, как и всем скопившимся у борта зевакам, такая машина была явно не по карману.

в космос — со всеми удобствами

Наверное, главной сенсацией авиакосмического форума стал полноразмерный макет новейшего пилотируемого космического аппарата производства корпорации «Энергия». Шестиметровый макет звездолета «в материале» будет выполнен лишь к 2015 году, а первый полет запланирован на 2018-й. Пока этот прототип даже названия не имеет.

«Это образец нового поколения. Он более вместительный, надежный и удобный относительно американских аналогов. Аппарат буквально напичкан современнейшей аппаратурой, имеет дублируемое управление. В нем есть бытовой отсек и туалетная комната. Настоящий прорыв для отечественной космонавтики», — рассказывал о проекте космонавт, Герой Советского Союза Александр волков.

Из других явных преимуществ — на корабле будут установлены навигационные системы нового поколения, мощные маршевые двигатели тягой 2 т каждый, новые радиотехнические системы, способные обеспечивать связь экипажа с Землей и МКС на расстоянии до 500 тыс. км. Надежность конструкции обеспечивают алюминиевые сплавы с повышенной в полтора раза прочностью, теплозащитные материалы с плотностью в 3 раза меньше, чем на «Союзах», углепластики и трехслойные конструкции. Аппарат будет оснащен лазерными средствами обеспечения стыковки и причаливания.

Сенсация в оборонной сфере — представленная концерном «Алмаз-Антей» перспективная зенитно-ракетная

\ СОБЫТИЕ\

На форуме были представлены российские истребители из семейств МиГ, Су, Як, модели гражданской авиации

система среднего радиуса действия С-350Е. Функционал новинки — защита объектов от массированных ударов современных и перспективных средств воздушного нападения, в том числе выполненных по технологии «стелс», включая баллистические ракеты.

«Ключевым моментом, определяющим эффективность новой системы, является ее способность отражать удары различных типов средств воздушного нападения одновременно с любых направлений во всем диапазоне высот их полета, в любых погодных условиях, днем и ночью, в сложной помеховой обстановке», — отметил представитель «Алмаз-Антея».

Специалисты корпорации «Иркут» привезли на форум новый многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30СМ (модификация экспортного Су-27). От своих предшественников эта машина отличается открытой архитектурой авионики. Проще говоря, на Су-30СМ можно будет «навесить» не только существующие системы вооружения, связи, обнаружения целей, но и перспективные образцы бортового оборудования, которые появятся в будущем. Еще одно немаловажное отличие от экспортного предшественника — ориентированность на использование в России. По озвученным на МАКСе сведениям, истребители этого класса планируют использовать исключительно в отечественных ВВС.

Холдинг «Вертолеты России» представил на форуме учебно-боевую модификацию вертолета Ми-28 «Ночной охотник», которая будет использоваться в авиационных учебных центрах для подготовки молодых летчиков. В отличие от «старшего брата» Ми-28УБ оснащен двойной системой управления, которая позволяет руководить машиной как из кабины пилота, так и с места оператора вооружения.

AWJOlvVÎP

fC . * *

Вертолет AW101VVIP.

Посетители МАКС-2013.

РИА«НОВОСТИ»

Из наиболее заметных сделок можно отметить следующие. Компания «Гражданские самолеты Сухого» заключила договор о поставке шести самолетов Sukhoi Superjet 100 LR для авиакомпании «ЮТэйр». Сумма контракта составила $217,2 млн. Предполагается, что поставки начнутся в 2014 году. Двадцать самолетов Sukhoi Superjet 100 «Гражданские самолеты Сухого» предоставят компании «Ильюшин Финанс». Часть лайнеров, сообщили в компании, предназначена для заказчиков в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. А VIP-комплектация

Sukhoi Superjet 100 (салон на 19 пассажиров, кабинет внутри) по договору поступит в распоряжение компании «Рособоронэкспорт».

Холдинг «Вертолеты России» и колумбийская компания Vertical de Aviacion подписали меморандум о намерениях в отношении покупки 10 вертолетов: пять моделей Ка-62 и пять — Ми-171А1.

Были заключены соглашения о ремонте и обслуживании воздушных судов. В частности, крупный контракт подписали во второй день работы авиасалона Российская самолетостроительная компания «МиГ»

и индийская Basant Aerospaee Privet Limited. Два дополнительных соглашения заключены в рамках генерального офсетного контракта с ВВС Республики Индия. Согласно одному контракту предполагается создание сервисного центра для восстановительного ремонта бортовых радиолокационных станций «Жук-МЭ» производства «Фазотрон-НИИР». Второй предусматривает создание в Индии сервисного центра для ремонта оборудования модернизированных самолетов типа МиГ-29 UPG. Общая сумма соглашений — $55 млн.

Истребители пятого поколения Т-50 пока формально считаются прототипами, но, по словам ПРЕЗИДЕНТА ОАК МИХАИЛА ПОГОСЯНА, окончательная конфигурация серийных истребителей будет мало отличаться от тех, которые сейчас проходят испытания. Как было заявлено, до конца года начнется новый этап тестирования Т-50, возможно, с применением оружия.

Первый полет Т-50 совершил три года назад. Самолет разрабатывают для замены Су-27 в ВВС России. Также существует проект модели Т-50 для поставок на экспорт, который Россия реализует совместно с Индией. Истребители пятого поколения есть только у США: это самолеты F-22 Raptor и F-35 Ligtning.

РИА«НОВОСТИ»

МАКС в цифрах

Салон 2013 года отличался широким международным представительством: в работе выставки участвовали 287 иностранных экспонентов из 44 стран мира. Экспозиции были развернуты: в закрытых павильонах — 19 385 кв. м, на открытой площади — 7352 кв. м, в 97 шале общей площадью — 9300 кв. м, на статической стоянке — более 140 000 кв. метров. Было представлено 256 летательных аппаратов, из них 49 — иностранных. В небо над Жуковским поднялось 116 летательных аппаратов, в том числе 60 самолетов и вертолетов из девяти пилотажных групп. На статической стоянке демонстрировали 176 летательных аппаратов.

Среди отечественных новинок были представлены тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, региональный лайнер Sukhoi Superjet 100 LR, вертолеты Ми-171А2, Ка-62 с двигателями Turbomeca, Ми-38 с двигателем ТВ7-117. Широкий интерес публики вызвал крупнейший в мире пассажирский самолет Airbus A380.

Было проведено 70 мероприятий, включая состоявшийся впервые Международный авиационный конгресс, научнотехнические и научно-практические конференции, семинары и круглые столы, часть из которых — с участием международных компаний, а также презентации различных проектов и программ в области авиастроения, истории авиации и общественных наук. В деловой программе приняли участие более 4500 специалистов.

Число посетителей мероприятия в этом году, несмотря на неблагоприятные погодные условия, превысило отметку 350 тыс. В первые три дня авиасалон посетили около 70 тыс. специалистов.

ИТАР-ТАСС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.