Научная статья на тему 'По максимуму'

По максимуму Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По максимуму»

Несмотря на жару и организационную неразбериху, деловая активность МАКСа-2007 превзошла ожидания.

Суммарный объем сделок, заключенных на авиасалоне МАКС-2007, превысил $3 миллиарда.

Ирина ВОРОБЬЕВА

По МАКСимуму

Коронный ^

номер

французской группы «Патруль де Франс»

Л

Уже по традиции в день открытия авиасалон посетил президент. Правда, на сей раз он не совершил многочасового перелета на стратегическом бомбардировщике, зато обошел почти все павильоны выставки. Также по традиции на подъездах к городу уже с раннего утра образовались пробки, а очередь из автомашин с рядовыми участниками выставки перед въездом на аэродром растянулась на километр. Г ости и участники, добиравшиеся сюда от ближайших железнодорожных станций на специальных автобусах, высаживались на полдороге и шагали до входа на территорию Летно-исследовательского института имени Громова, на аэродроме которого и проходил салон. Но у входа ошалевшие от жары и неразберихи охранники сообщали посетителям о строгом приказе не пропускать на территорию пешеходов, несмотря на имевшиеся пропуска, и советовали подсесть к автомобилистам, ждавшим очереди на въезд. Схожая картина наблюдалась и непосредственно перед входом на аэродром.

Тем временем в небо взвились МИГи и

Су, парили строем, словно стрекозы, вертолеты Ми. Спецпоказ для президента удался на славу. Он навевал воспоминания о парадах советских времен, наполнявших сердце гордостью за мощь отечественной военной техники. А показ для широкой публики начался не в полдень, как было запланировано, а в три часа дня. Но ждать его стоило — хотя бы ради воздушной эквилибристики шестикратной чемпионки мира по высшему пилотажу Светланы Капаниной.

В последующие дни президента на салоне не было, но трассы в сторону Жуковского по-прежнему были забиты автомашинами. Отзывы по поводу работы железнодорожного транспорта высказывались диаметрально противоположные. К примеру, одни посетители шоу в день закрытия утверждали, что на Казанском вокзале в 9 утра царили паника и неразбериха, в результате чего публике разрешили бесплатно пройти к поездам. Другие очевидцы, прибывшие на тот же вокзал часом позже, как ни странно, хвалили организаторов за отличную работу. Отправлявшиеся на МАКС могли ку-

пить билеты у специально поставленных столиков. На железнодорожных станциях прибывшие без промедления садились на подходившие друг за другом автобусы, хотя, конечно, на обратном пути из-за того, что многие уезжали одновременно, вагоны электричек были забиты.

На деловую жизнь МАКСа, так же как на собственно шоу, неразбериха на дорогах и жара не повлияли. Выступление летчиков ни в один из дней авиасалона разочарований не принесло. В день закрытия «Русские витязи» и «Стрижи» выполнили фигуру высшего пилотажа «бочка» на девяти истребителях — пяти Су-27 и четырех МиГ-29. Командир «Русских витязей» Игорь Ткаченко сообщил, что российские летчики собираются подать заявку на включение «бочки девяткой» в Книгу рекордов Гиннесса. «Соколы России» (пилотажная группа Липецкого авиацентра) на четырех Су-27 инсценировали воздушное сражение. Надо признать, что виражи американских летчиков на F-15 смотрелись менее эффектно. Знаменитая французская группа

Пилотажная группа «Стрижи» на Миг-29

«Патруль де Франс» традиционно подарила в небе всем зрителям сердце, пронзенное стрелой Амура.

Все шесть дней работы авиасалона участники выставки, облаченные в промокшие от пота деловые костюмы, вели переговоры и заключали контракты. Нынешний МАКС, по словам Алексея Федорова, главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), по деловой активности превзошел все предыдущие. Суммарный объем сделок, заключенных на авиасалоне МАКС-2007, превысил $3 млрд. ОАК заключила контрактов почти на $1,5 миллиарда.

Добавим, что Сбербанк России — надежный финансовый партнер ведущих российских предприятий авиационной и космической промышленности — также участвовал в авиасалоне МАКС-2007. Сбербанк продемонстрировал опыт финансирования военных, гражданских программ и проектов предприятий авиационно-космической отрасли. Объем кредитов, предоставленных предприятиям ОПК, превысил

170 млрд. рублей. На стенде банка были представлены реализуемые при его финансовой поддержке проекты крупнейших российских предприятий, в том числе ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», ОАО «Камов», ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева», ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прог-ресс» , ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева», ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Корпорация ПВО «Алмаз-Антей», ЗАО «Авиа-стар-СП», группа компаний <^7»,

ОАО «КрасЭйр», ОАО «Международный аэропорт «Внуково», ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево».

новости отрасли

Испытания Ил-96-400Т

В середине августа в Воронеже состоялся первый испытательный полет нового

самолета Ил-96-400Т грузовой модификации, построенного на базе широкофюзеляжного самолета Ил-96-300. На самолете установлены российские двигатели и модернизированный комплекс пилотажно-навигационного оборудования российского производства, позволяющий эксплуатировать его без каких-либо ограничений по всему миру. Ил-96-400Т может перевозить до 92 тонн грузов на средних и дальнемагистральных маршрутах. Заказчиком самолета стала авиакомпания «Атлант-Союз», заказавшая компании «Ильюшин Финанс» пять таких самолетов. В сентябре самолет завершит необходимые сертификационные испытания и будет поставлен заказчику. До конца 2007 года «Атлант-Союз» получит второй Ил-96-400Т. Поставка остальных машин произойдет в течение 2009 года.

Сухой полет

С 27 августа в России вступили в действие ограничения на провоз авиапассажирами разного вида жидкостей. Объем емкостей, содержащих жидкости и гели, в ручной клади и багаже авиапассажиров не должен превышать 100 мл. На борт можно взять не более десяти таких емкостей, упакованных в «надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет». Каждому пассажиру разрешено иметь не более одного пакета. Исключения сделаны только для медикаментов и детского питания. Службы безопасности аэропортов оставляют за собой право открывать эти емкости и проверять их содержимое. Что касается алкоголя, то напитки с содержанием алкоголя от 24% (но не выше 70%) должны провозиться в таре вместимостью не более 5 литров. При этом норма на одного пассажира не может превышать 5 литров. Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту самолета, должны быть упакованы в запечатанный и даже опломбированный пакет с подтверждением факта покупки в день полета. Впервые подобные ограничения год назад ввела Великобритания после задержания пассажиров, подозреваемых в попытке пронести на один из самолетов жидкие компоненты для производства взрывчатки. Примеру британцев последовали Соединенные Штаты, а затем — все страны Евросоюза. По словам представителей авиаперевозчиков и аэропортов, затраты на обеспечение новых правил не отразятся на стоимости билетов.

^ПРЯMЫIE инвестиции /№09 (65) £007 | реальный сектор

авиапром

авиапром

Александр Соловьев, заместитель директора управления проектного финансирования (УПФ) Сбербанка России:

«На прошедшем авиасалоне Сбербанком России были проведены переговоры с рядом компаний авиационной отрасли, в том числе авиакомпаниями «Сибирь» и «Вим-Авиа», самолетостроительным заводом «Авиастар-СП», лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.», а также другими предприятиями. Кроме того, Сбербанк принял участие в презентациях, организованных аэропортом города Сочи, аэропортом «Внуково» и компанией Boeing. Сейчас эти компании осуществляют или планируют ряд перспективных инвестиционных проектов. Например, масштабное обновление парка воздушных судов позволит авиакомпании «Сибирь» выйти на принципиально новый уровень операционной эффективности и рентабельности. Сбербанк России уже много лет успешно работает с авиакомпанией и стремится в дальнейшем продолжать взаимовыгодное сотрудничество. Отметим, что в 2006-2007 годах Сбербанк одобрил предоставление группе компаний «S7» (новый брэнд авиакомпании «Сибирь») кредитов на приобретение самолетов Boeing и Airbus, в настоящее время обсуждаются перспективы сотрудничества по новым проектам группы.

Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» планирует реализовать ряд проектов по приобретению

и передаче в лизинг крупнейшим российским авиакомпаниям воздушных судов. Сбербанк России и ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» являются давними партнерами. В 2004 году компании были предоставлены кредиты на финансирование лизинга самолета Ту-204 и двух самолетов Ил-96 для авиакомпании «КрасЭйр», а также строительство двух Ил-96 по контракту поставки данных самолетов в Республику Куба. В 2005-2006 годах ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» были предоставлены кредиты по проекту лизинга четырех воздушных судов Ту-204 для авиакомпании «Владивосток Авиа», в 2007 году одобрено кредитование по проекту лизинга еще двух воздушных судов. На авиасалоне компания «Ильюшин Финанс Ко.» заключила сделки на общую сумму около $1 млрд. Среди заключенных сделок отметим подписание с авиакомпанией «Атлант-Союз» договора лизинга двух грузовых самолетов Ил-96-400Т.

За два года, прошедших после МАКС-2005, нам удалось расширить сотрудничество и с другими компаниями авиационной отрасли. В частности, в 2006-2007 годах Сбербанком были одобрены кредиты и начато финансирование: авиакомпании «ЮтЭйр» на приобретение региональных турбовинтовых самолетов ATR-42; ООО «Волга-Днепр-Ли-зинг« (входит в группу компаний «Волга-Днепр») на цели строительства самолета Ил-76ТД-90ВД с его дальнейшей передачей в лизинг авиакомпании

«Волга-Днепр»; ЗАО «Внуковская инвестиционная компания» на строительство почтово-грузового терминала в рамках проекта по развитию аэропортового комплекса «Внуково»; ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и расширение аэровокзального комплекса «Шереметьево-1». В настоящее время готовится участие Сбербанка России в тендере на финансирование проекта расширения аэровокзального комплекса «Шереметьево-2». Объем кредитов, предоставленных Сбербанком гражданским предприятиям авиационной промышленности, авиатранспорта и инфраструктуры, превысил 20 млрд. рублей.

Заемщик Сумма Текущая

кредита задолженность

($ млн.) ($ млн.)

ЗАО «Группа

компаний С7» 44,4 44,4

ОАО «Ильюшин

Финанс Ко.»

(ВладАвиа) 94,77 47,95

АК ЮтЭйр 14,4 14,4

ООО «Волга-

Днепр-Лизинг» 16,7 12,9

ОАО «Международ-

ный аэропорт

«Шереметьево» 80,0 34,1

реальный сектор | ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №09 [65] 2007 |

Итоги MAKC-2007 в цифрах

ФГУП «Рособоронэкспорт» подписало с минобороны Индонезии протокол о вступлении в действие контракта на поставку стране трех самолетов Су-27СКМ и трех Су-30МК2. Сумма сделки составляет $330-350 миллионов.

Объединенная авиационная корпорация (ОАК) подписала с авиастроительным госконцерном «Авиация Украины» меморандум о взаимопонимании по развитию гражданской и грузовой авиатехники. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) подписала с авиакомпанией «Авиалинии 400» (она будет работать под торговой маркой Red Wings) контракт на поставку шести самопетов Ту-204-100 на $250 млн., с ГТК «Россия» договор о финансовом лизинге шести Ан-148 общей стоимостью $132 млн., меморандум о взаимопонимании по приобретению еще шести Ан-148, а также протокол о взаимопонимании по приобретению самолета Ил-96-300 для авиагруппы управления делами президента (стоимость $75 млн.). Кроме того, «Ильюшин Финанс Ко.» подписала с иранской авиакомпанией Iran Air Tour контракт на поставку пяти Ту-204-100 общей стоимостью бопее $200 млн., а с кубинской Aviaimport S.A. меморандум о поставке в 2008-2G11 годах двух Ту-204 и трех Ан-148 для авиакомпании Cubana De Aviacion. Общая сумма сделки превышает

$150 мпн. Сумма всех заключенных ИФК контрактов на МАКС-2007 достигла $1 миппирда. Титановая корпорация «ВСМПО-Ависма» и американский авиастроительный концерн Boeing подписали соглашение о создании совместного предприятия по обработке титановых деталей для использования их в производстве самолета Boeing 787 Dreamliner.

Группа «Волга-Днепр» подписала с украинскими ОАО «Мотор Сич» и АНТК им. Антонова согпаше-ние о возобновлении серийного производства и модернизации эксплуатируемого парка самолета Ан-124-100М-150. Стороны выразили намерение расширять парк модернизированных самолетов и разместить заказ на производство первых 17 новых Ан-124 на украинском заводе «Авиант» и ульяновском «Авиастаре».

Венгерская Aeroplex и российский авиаапьянс AiRUnion объявили о достижении договоренностей о партнерстве. Aeroplex будет заниматься техобслуживанием самолетов Boeing, принадлежащих участникам AiRUnion. С сентября венгерская компания начнет осуществлять техническую поддержку Boeing 737 и Boeing 767, а в ближайшей перспективе — Boeing 757. Кроме того, на базе аэропортов «Домодедово» и Красноярска будут созданы технические центры Aeroplex.

«Пермские моторы» подписали с азербайджанской авиакомпанией Silk Way Airlines контракт на постав-

ку пяти двигателей ПС-90А-76 для самолета Ил-76. Американская Alcoa подписала соглашение о технологической кооперации с ОАК. В рамках соглашения Alcoa обещает обеспечить ОАК улучшенными материалами, новыми конструктивными концепциями и производственными О технологиями для конструирования и производ- * ства гражданских самопетов нового поколения. « ОАК, со своей стороны, может обеспечить зака- s зами российские заводы Alcoa.

Российская самопетостроитепьная корпорация ^ МиГ и Indo Russian Aerospace Ltd (IRAL) подпи- к сапи контракт об организации в Индии складов « запасных частей для самолетов марки «МиГ». 2 Также МиГ подписал контракт с минобороны Ка- | захстана на поставку тренажера для МиГ-31 и 5 контракты по программе МиГ-31 и МиГ-27. Польшей корпорация МиГ подписала ряд доку- к ментов по вопросам обеспечения эксплуатации £ истребителей МиГ-29, находящихся на воору- її жении ВВС страны. «

Авиационная холдинговая компания «Сухой» и ° ее дочернее ЗАО «Гражданские самолеты Сухо- і го» (ГСС) подписали с итальянской Alenia S Aeronautica соглашение о создании СП Superjet 5 International по продажам и послепродажному | обслуживанию самолетов Sukhoi SuperJet 1GG. £ 51% в СП получит Alenia, его штаб-квартира ° расположится в Венеции. е

Ir^MblE инвестиции /№09 (65) £007 | реальный сектор

авиапром

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.