Научная статья на тему 'СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА'

СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КАЧЕСТВО ЗАКОНА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чупрова Альбина Алексеевна, Кич Ирина Станиславовна, Яхонтова Юлия Владимировна

Статья посвящена требованиям законодательной техники, предъявляемым к нормативным правовым актам и, прежде всего, законам как первичным юридическим документам. Подчеркивается значимость этих требований в правотворческой политике государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чупрова Альбина Алексеевна, Кич Ирина Станиславовна, Яхонтова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS OF LEGISLATIVE TECHNIQUE AS A RULE OF LAWMAKING

The article is devoted to the requirements of legislative technique for normative legal acts and, above all, laws as primary legal documents. The significance of these requirements in the law-making policy of the state is emphasized.

Текст научной работы на тему «СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 1(217)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _40 УДК 340

СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS OF LEGISLATIVE TECHNIQUES AS A REGULARITY OF LEGISLATION ЧУПРОВА Альбина Алексеевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

350040 Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

E-mail: [email protected];

КИЧ Ирина Станиславовна,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,

350040 Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

E-mail: [email protected];

ЯХОНТОВА Юлия Владимировна,

магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». 350040 Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. E-mail: [email protected];

Chuprova Albina A.,

associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kuban State University, Candidate of philosophical sciences, Associate Professor. 350040, Russian Federation, Krasnodar, st. Stavropolskaya, 149. E-mail: [email protected];

Kich Irina S.,

associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kuban State University, of Legal Sciences, Associate Professor. 350040, Russian Federation, Krasnodar, st. Stavropolskaya, 149. E-mail: [email protected];

Yakhontova Yulia V.,

undergraduate FSBEI HE "Kuban State University".

350040, Russian Federation, Krasnodar, st. Stavropolskaya, 149.

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена требованиям законодательной техники, предъявляемым к нормативным правовым актам и, прежде всего, законам как первичным юридическим документам. Подчеркивается значимость этих требований в правотворческой политике государства.

Abstract: The article is devoted to the requirements of legislative technique for normative legal acts and, above all, laws as primary legal documents. The significance of these requirements in the law-making policy of the state is emphasized.

Ключевые слова: законодательная техника, эффективность законодательства, качество закона, нормативный правовой акт, закономерность законотворчества.

Keywords: legislative technique, effectiveness of legislation, quality of law, normative legal act, regularity of lawmaking.

Для цитирования: Чупрова А.А., Кич И.С., Яхонтова Ю.В. Соблюдение требований законодательной техники как закономерность законотворчества //Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 40-41. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_40.

For citation: Chuprova A.A., Kich I.S., Yakhontova Yu.V. Compliance with the requirements of legislative techniques as a regularity of legislation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 40-41. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_40.

Статья поступила в редакцию: 02.12.2022

Бесспорно, что построению эффективного и качественного законодательства служит, в том числе, и законодательная техника, которая одновременно является одним из показателей уровня правосознания и правовой культуры правотворческих органов. Насколько понятны и доступны правовые нормы, логичны, последовательны и справедливы, настолько и высока степень реализации проводимой государственно-правовой политики.

В основу правоподготовительной деятельности положены многие принципы: объективная и научная обоснованность принимаемого акта, профессионализм и законность, демократизм и гласность правотворческих работ, осуществляемых путем планирования и координирования и многие иные фундаментальные начала. На процесс принятия нормативных правовых актов влияют многочисленные факторы, в числе которых необходимость соблюдения правотворческими органами требований законодательной техники на всех этапах и стадиях подготовки проекта документа, начиная с его замысла и до момента опубликования и вступления в законную силу.

Требования законодательной техники различны в отношении и формы акта и его содержательной составляющей. К числу этих требований можно отнести точность и определенность формулировок, словосочетаний, терминов, используемых в акте. Текстуальное выражение, содержащееся в нормативном предписании должно четко отражать мысль и идею законодателя. Вместе с тем, нельзя допускать громоздкий текст, избыточной информации, описание второстепенных деталей, осложняя его понимание субъектами, которым он адресуется. Но подчеркнем, что сокращение объема акта, его формулировок не должно происходить в ущерб его качеству. Необходимо соблюдать баланс между изложенной мыслью правотворческого органа и полнотой ее содержания, сведению к минимуму общих и абстрактных формулировок типа «сложные жизненные ситуации», «исключительные случаи» и т.д.

Теоретико-исторические правовые науки

Точность нормативных предписаний может быть достигнута в том числе и путем использования четких дефиниций, терминов. Лишь малоизвестным или новым терминам необходимо давать разъяснения путем его законодательного дефинирования. Здесь необходимо отметить, что юридической наукой выработаны ряд терминологических правил, к которым относят:

- единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах;

- использование общепризнанных терминов;

- стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений [1].

Исследователи, занимающиеся проблемами легальных дефиниций, пристальное внимание уделяют законодательным дефинициям. По мнению М.В. Барановой, широкий спектр подходов к пониманию законодательной дефиниции обуславливает наличие полярных точек зрения на правовую сущность дефинитивных норм. В юридической литературе в течение длительного времени и довольно активно ведется дискуссия о том, являются ли законодательные дефиниции нормами права. Анализируя мнения отдельных ученых и опираясь на свои выводы, М.В. Баранова так формулирует понятие законодательной дефиниции: это особая норма права (дефинитивная норма права), представляющая собой определение понятия, отражающее существенные, качественные признаки юридически значимых предмета, явления, состояния, способствующая обеспечению целостности, непротиворечивости, компактности законодательного регулирования, повышению эффективности реализации законодательных актов [2].

Ясность и доступность языка нормативного правового акта для адресатов, на которых он распространяет свое действие, - следующее важное требование законодательной техники.

Создание правовых норм - кропотливый процесс, так как необходимо не просто сформулировать общеобязательные правила поведения, а облечь правовое предписание в определенную юридическую конструкцию, понятную не только субъекту-разработчику, но и адресатам этого акта. Правильно подобранные слова, объединенные в смысловое предложение, верное использование терминов, соблюдение правил грамматики и логики - верный путь для создания качественного и непротиворечивого законодательства, отвечающего объективным потребностям общества в правовой регламентации общественных отношений. Путем установления юридических правил поведения, государство, через язык права воздействует на сознание индивидов, подталкивая на соблюдение, использование и в целом осуществление правомерных действий.

Выразим свое несогласие с некоторыми авторами, утверждающими, что законодательный текст - это письменное литературное законодательное произведение [3]. Юридический язык не образный, не красочный, не эмоциональный или художественный. Он является официальным государственным языком, посредством которого происходит общение государства с субъектами права. Юридический язык является конкретным и должен быть однозначным в его понимании. В настоящее время в российскую правовую систему вошли очень многие иностранные термины и понятия, что усложнило не только понимание нормативных предписаний обычными гражданами, но и вызвало затруднение в реализации многих положений законов.

Следует констатировать, что необходимость толкования нормативных правовых актов и особенно официального толкования, обусловлено сложными правовыми конструкциями, непонятным языком изложения, двусмысленными формулировками, недосказанностью, нелогическими связями текста, несоблюдением правил лексического и грамматического уровней.

Следующим важным требованием законодательной техники является полнота, конкретность регулирования, борьба с декларативностью, прежде всего, законов. Общественные отношения необходимо регулировать путем конкретного, точного закрепления прав и обязанностей сторон правового отношения, а также четкой меры наказания, стимулирования, поощрения и т.д.

Законодательная техника предъявляет также требования и к оформлению (форме) нормативного правового акта. Обязательными формальными его реквизитами должны быть: вид нормативного правового акта и орган, принявший этот акт, место и дата принятия, заголовок акта и подпись соответствующего лица, регистрационный номер и печать. Однако, необходимо заметить, что орган, принявший ФКЗ РФ, ФЗ РФ, закон субъекта РФ не указывается, в отличие от других актов законодательного органа власти и подзаконных нормативных правовых актов, где рядом с видом акта уточняется и орган, принявший этот акт (к примеру, закон Краснодарского края и ниже - принят Законодательным Собранием Краснодарского края). К заголовку правового акта законодательная техника предъявляет свои требования: он должен отражать предмет правового регулирования, не должен содержать нормы права, быть кратким, с одной стороны и содержать смысловую широту, с другой стороны.

Преамбула представляет собой не обязательную, но очень значимую часть закона. Она не содержит нормативные предписания, а ориентирует субъекта, путем определения целей и задач принятия закона, на необходимость его существования в правовом пространстве и реализации. Нормативные правовые акты представляют собой сложноструктурированные документы и, как правило, разделены на части, разделы, главы, статьи. Заголовки глав, статей закона облегчают нахождение необходимых предписаний государственно-властного характера. В конце закона помещаются заключительные положения, содержание информацию о вступлении в силу акта и отдельных его глав, статей и пр.

Таким образом, соблюдение требований законодательной техники в свете объективной закономерности законотворчества, определяет не только эффективность правового регулирования в правотворческой политике государства, но и качество издаваемых государственно-властных предписаний, их реализуемость.

Библиогра фия:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т.2. С.274.

2. Баранова М.В. Законодательная дефиниция: понятие и значение // Юридическая техника: учеб. для вузов; в 2 т. / Gод ред. В.М. Баранова. М., 2018. Т.1. С. 165-169.

3. Чинарян Е.О. Язык как средство выражения правовой мысли. Особенности языка законодательства // Право и государство: теория и практика. 2020. №

1(181). С.20.

References:

1. Alekseev S.S. General theory of law. M., 1982. V.2. P.274.

2. Baranova M.V. Legislative definition: concept and meaning // Legal technique: textbook. for universities; in 2 volumes / ed. V.M. Baranov. M., 2018. T.1. S.165-169

3. Chinaryan E.O. Language as a means of expressing legal thought. Peculiarities of the Language of Legislation // Law and State: Theory and Practice. 2020. No. 1 (181). P.20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.