Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ / ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ (СВОЕВРЕМЕННОСТИ) / ПРИНЦИП ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кич Ирина Станиславовна, Чупрова Альбина Алексеевна, Калйонджу Мелиса

Цель представленного исследования обусловлена социально-правовыми событиями, протекающими в настоящее время в России и нуждающимися в правовой регламентации. Задачами работы стало рассмотрение некоторых принципов правотворчества, которые были положены в основу принятия законов последнего периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SOME PRINCIPLES OF LAW-MAKING IN MODERN RUSSIA

The purpose of the presented study is due to the social and legal events currently taking place in Russia and in need of legal regulation. The tasks of the work were to consider some of the principles of lawmaking, which were the basis for the adoption of laws of the last period.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_39 УДК 340

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ IMPLEMENTATION OF SOME PRINCIPLES OF LAW-MAKING IN MODERN RUSSIA

КИЧ Ирина Станиславовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

E-mail: [email protected];

ЧУПРОВА Альбина Алексеевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

E-mail: [email protected];

Калйонджу Мелиса

магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». 350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. E-mail: [email protected];

Kich Irina S.

associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kuban State University,

of Legal Sciences, Associate Professor.

350040 Russian Federation Krasnodar, st. Stavropolskaya 149.

E-mail: [email protected];

Chuprova Albina A.,

associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kuban State University, Candidate of philosophical sciences, Associate Professor. 350040 Russian Federation Krasnodar, st. Stavropolskaya 149. E-mail: [email protected];

Kalyonju M.,

undergraduate of study FSBEI HE "Kuban State University". 350040 Russian Federation Krasnodar, st. Stavropolskaya 149. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Цель представленного исследования обусловлена социально-правовыми событиями, протекающими в настоящее время в России и нуждающимися в правовой регламентации. Задачами работы стало рассмотрение некоторых принципов правотворчества, которые были положены в основу принятия законов последнего периода.

Abstract: The purpose of the presented study is due to the social and legal events currently taking place in Russia and in need of legal regulation. The tasks of the work were to consider some of the principles of lawmaking, which were the basis for the adoption of laws of the last period.

Ключевые слова: принцип законности, принцип объективной необходимости (своевременности), принцип технико-юридического оформления нормативных правовых актов, нормативные правовые акты, стадии законодательного процесса.

Abstract: principle of legality, principle of promptness, principle of technical and legal registration of normative legal acts, legislative activity, normative legal acts, stages of the legislative process.

Для цитирования: Кич И.С., Чупрова А.А., Калйонджу М. Реализация некоторых принципов правотворчества в современной России //Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 39-41. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_39.

For citation: Kich I.S., Chuprova A.A., Kalyonju M. Implementation of some principles of law-making in modern Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 39-41. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_39.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2022

Российская Федерация определяет цели, задачи, пути и направления развития своего государства и общества. Важную роль при этом, в целенаправленном воздействии на развитие, изменение общественной жизни играет правотворчество. Издание нормативных предписаний общего, общеобязательного характера - одна из сторон государственного руководства обществом. Регулирование отношений в обществе является основной целью закона [8]. Законы устанавливаются, санкционируются, изменяются или отменяются государством, им же и обеспечивается охрана этих актов, в том числе и принудительной силой. Правотворчество - это специфическая деятельность, требующая специальных, профессиональных знаний и умений у субъектов, «творящих» право. Создание нормативного правового акта - это процесс и, не только потому, что протекает во времени, но и потому, что задействует ряд необходимых действий и решений, в силу которых формируется новый акт. Право эволюционирует, принимаются новые нормативные правовые акты, поэтому развитие и изменение права - это закономерный процесс [7,с. 24-35].

Правотворческая деятельность базируется на основополагающих принципах, в качестве которых выступают принципы законности, объективной необходимости (своевременности), научности, процедурности, гласности, демократизма, плановости, информативности (информатизации), технико-юридического оформления и другие. Причем юридическая наука не должна игнорировать новые принципы, закрепленные в законодательстве[9, с. 68]. И принципы правотворчества следует отличать от принципов правового регулирования^, с. 141].

Создание законов основывается на своевременности (актуальности), на принципе объективной потребности в правовой регламента-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 2(218)

ции тех или иных общественных отношений. Причем фактором, обусловившим принятие законодательного решения, может быть острая общественная ситуация, значимая проблема, требующая незамедлительного принятия закона или иного нормативного правового акта. Оперативность принятого правового акта повышает его ценность, так как запоздалые решения вносят дезорганизацию в функционирование правовой системы, зачастую вообще не дают желаемого результата.

События февраля 2022 года послужили основанием принятия ряда законов, особенность которых, точки зрения стадийности их прохождения в законодательном органе, хотелось бы рассмотреть. За один день все новеллы прошли стадии законодательного процесса. Были приняты Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 04.03.2022 № 31-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Объективной необходимостью столь срочного принятия соответствующих законов в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, а также ее граждан, сохранения мира, является публичная пропаганда под видом истинных фактов заведомо фальшивой информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе, публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, призывы к осуществлению иностранным государством (государственным объединением) мер ограничительного характера, выражающихся во введении или продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации. Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были дополнены некоторыми статьями, существующие же изложены в новой редакции.

Подобная оперативность может быть объяснима с точки зрения сложившейся непростой социально-политической ситуацией и острой необходимостью урегулирования возникших общественных отношений, упреждающего характера мер обеспечения безопасности.

Так, по мнению Ю.А. Кандрашова, «своевременность юридической деятельности представляет собой адекватность ее временных параметров реальной действительности» [7, с. 27]. В случае изменения требований общественной жизни, внесение изменений и дополнений в нормативный акт должно быть незамедлительным и оперативным, чтобы новые социальные условия быстро нашли в нем отражение. Длительное несоответствие нормативной базы условиям жизни подрывает авторитет правовых норм, затрудняет их реализацию и ослабляет эффективность правового регулирования в целом.

Право не должно отставать от жизни. Напротив, законодатель должен действовать на опережение, предвидеть зарождающиеся в обществе процессы как положительного, так и отрицательного свойства, и реагировать на них путем принятия соответствующих норм.

В теории государства и права традиционно рассматривают правотворческий процесс на примере законодательного процесса. Исходя из узкого его понимания, условно выделяют стадии законодательной инициативы, рассмотрения, принятия закона Государственной Думой Российской Федерации, одобрение закона Советом Федерации, подписание Президентом Российской Федерации и его опубликование. Статьями 104-107 Конституции Российской Федерации закрепляется процедура законодательного процесса, четко установлены сроки рассмотрения, принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации, передачи закона в Совет Федерации и Президенту Российской Федерации. В частности, устанавливается четырнадцатидневный срок рассмотрения законопроекта, пятидневный срок по передаче принятого закона в Совет Федерации и на подписание Президента Российской Федерации. Эти же сроки определяются и в Регламентах палат парламента.

На первый взгляд может показаться, что принятие указанных «санкционных» законов подрывает принцип технико-юридического оформления нормативно-правового акта, то есть необходимость соблюдения требований юридической техники в процессе создания и дальнейшего совершенствования законодательства [1, с. 181]. Отдельными юристами-практиками в настоящее время подчеркивается несовершенство поспешно принятых законов. Неопределенные формулировки квалифицирующих признаков, определение общественной опасности станет сложным, так как будет зависеть от размера аудитории, которая увидела ложную информацию на социальных медиаплатформах. Это может привести к ситуации субъективного усмотрения в оценке события. Ведь, практика создания качественных нормативных правовых актов «диктует необходимость проведения подготовки их проектов строго в процедурно-процессуальной форме» [4, с. 150-156]. Право в определенной степени является алгоритмом [3, с. 97-104].

В этой связи с чем, нам кажется любопытной и востребованной сегодня точка зрения Сехина И.В. По его мнению [6, с. 26-35.] реализация принципа своевременности правотворческих работ может проявляться в проблеме «отставания» правотворчества от запросов общества в урегулировании тех или иных отношений. Важно, что своевременность он рассматривает не как тождественность максимальной скорости принятия актов, а как ключевое начало, связанное с условием скрупулезности, точности, полноты правового регулирования и приходит к выводу, что реализация данного принципа всегда требует индивидуального подхода к определению степени интенсивности правотворческих работ. Иными словами, названный принцип — квинтэссенция опережающей разумности (достаточности) правотворчества.

В процессе создания нормативных правовых актов при разрешении объективного запроса общества в своевременной правовой регламентации, правотворческим органам необходимо определиться в выборе приоритета основных начал (принципов) правотворчества, используя разновекторную направленность их содержания. Законодатель должен придавать должное внимание к изучению соотношения и взаимопроникновения принципа принцип объективной необходимости (своевременности) и других принципов правотворчества, исследовать их в сопоставлении с целями, задачами и функциями правотворческого процесса.

Как справедливо подчеркнул в исследовании Н.П Власенко, «правотворчество - вещь гибкая, должно четко следовать изменяющейся фактической ситуации» [2, с. 45]. И еще возникает вопрос - будут ли данные акты распространяться на те отношения, которые существовали до

его принятия. Очевидно, нет, так как закон, устанавливающий новое наказание или утяжеляющий имеющееся, обратной силы не имеет.

Таким образом, законы должны своевременно отвечать актуальным запросам общества, законодатель должен снижать умножение рисков пробелов в правовой регламентации, при этом интенсивность правотворческого процесса должна идти в соответствии с принципом объективной необходимости (своевременности) правотворчества. Это требование означает, что содержащиеся в них правовые предписания должны соответствовать тому периоду времени, когда акт издается, и должны быть необходимы и важны именно на данном этапе общественного развития. Преждевременные решения нежелательны, так как система может быть не готова к восприятию управляющего воздействия. Запоздалые решения вносят дезорганизацию в функционирование управляемой системы, зачастую вообще не дают желаемого результата.

Считаем, что принципы правотворчества должны использоваться в широте своей системности, взаимодействия и подвижности, а в отдельных случаях и разновекторности. В силу единства экономической основы и социальной сущности нашего общества и государства все они тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга, при этом, нет необходимости использовать законодателю все принципы одновременно, а целесообразно руководствоваться именно теми, которые будут определяющими в достижении цели в конкретный реалиях жизнеобеспечения общества. Они должны определять баланс между объективной необходимостью принятия правотворческих решений и качеством юридических норм, повышая эффективность применения нормативно-правового акта.

Библиогра фия:

1. Болдырев С.Н. Технико-юридический характер принципов правотворчества // Юристъ-Правоведъ. 2020. № 3 (94). С. 181.

2. Власенко Н.П. Проблема достаточности и агрессивности правового регулирования // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С.

45

3. Зенин С. С., Кутейников Д. Л., Ижаев О. А., Япрынцев И. М. Правотворчество в условиях алгоритмизации права // Lex russica. 2020. Т. 73. № 7. С. 97104. DOI: 10.17803/1729- 5920.2020.164.7.097-104.

4. Зяблова Т.Е. Процедуры подготовки проектов нормативных правовых актов в системе правотворческих процедур // Modern Science. 2021. № 1 -1. С. 150156.

5. Осипов М.Ю. Правовые процессы в правовой надстройке: монография. Saarbrucken, 2016. С. 141.

6. Сехин И. В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 2. С. 2635. DOI: 10.17803/1994- 1471.2020.111.2.026-035.

7. Сехин И. В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 2. С. 27. DOI: 10.17803/1994- 1471.2020.111.2.026-035.

8. Чаннов С.Е. Изменения, эволюция, трансформация права: соотношение понятий // Государство и право № 3. 2021. С. 24-35. DOI: 10.31857/S013207690009139-4

9. Adygezalova G.E., Zhinkin S.A., Faroi T.V., Zhbyr O.N., Kich I.S. Implementation of regulatory impact and regulatory function of the law in modern Russia Opcion: journal. Vol 35. № 19. Universidad del Zulia. Venezuela.2019. https://wwwscopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85074079057&partnerID=40&md5=6b97df98e58dd44d1cf4e2ac07ecf687

10. Adygezalova G.E., Kich I.S., Zhinkin S.A., Salikova S.V., Paltseva N.D. Role of principles of law from the perspective of legal impact in modern Russia: theoretical-legal aspects Cuestiones Políticas: journal. - Vol. 39. - Is. 68.; Маракайбо; Венесуэла; Univ Zulia, FAC Ciencias Juridicas&Politicas; 2021; С. 798-810. https://produccioncientificaluz.org/index.php/cuestiones/article/view/35452.

References:

1. Boldyrev S.N. Technical and legal nature of the principles of lawmaking // Yurist-Pravoved. 2020. No. 3 (94). S. 181.

2. Vlasenko N.P. The problem of sufficiency and aggressiveness of legal regulation // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 1 (41). S. 45

3. Zenin S. S., Kuteinikov D. L., Izhaev O. A., Yapryntsev I. M. Law-making in the conditions of law algorithmization // Lex russica. 2020. V. 73. No. 7. S. 97-104. DOI: 10.17803/1729-5920.2020.164.7.097-104.

4. Zyablova T.E. Procedures for preparing draft normative legal acts in the system of law-making procedures // Modern Science. 2021. No. 1-1. pp. 150-156.

5. Osipov M.Yu. Legal processes in the legal superstructure: monograph. Saarbrucken, 2016, p. 141.

6. Sekhin I.V. The principle of timeliness of lawmaking: problems of implementation // Actual problems of Russian law. 2020. V. 15. No. 2. S. 26-35. DOI: 10.17803/19941471.2020.111.2.026-035.

7. Quoted. Quoted from: Sekhin I.V. The principle of timeliness of lawmaking: problems of implementation // Actual problems of Russian law. 2020. V. 15. No. 2. P. 27. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.111.2.026-035.

8. Channov S.E. Changes, evolution, transformation of law: correlation of concepts // State and Law No. 3. 2021. P. 24-35. DOI: 10.31857/S013207690009139-4

9. Adygezalova G.E., Zhinkin S.A., Faroi T.V., Zhbyr O.N., Kich I.S. Implementation of regulatory impact and regulatory function of the law in modern Russia Opcion: journal. Vol 35. No. 19. Universidad del Zulia. Venezuela.2019. https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85074079057&partnerID=40&md5=6b97df98e58dd44d1cf4e2ac07ecf687

10. Adygezalova G.E., Kich I.S., Zhinkin S.A., Salikova S.V., Paltseva N.D. Role of principles of law from the perspective of legal impact in modern Russia: theoretical-legal aspects Cuestiones Políticas: journal. - Vol. 39.-Is. 68.; Maracaibo; Venezuela; Univ Zulia, FAC Ciencias Juridicas&Politicas; 2021; pp. 798-810. https://produccioncientificaluz.org/index.php/cuestiones/article/view/35452.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.