УДК 340
Пирогов Евгений Юрьевич
адъюнкт кафедры теории и истории права и государства, Краснодарский университет МВД России, подполковник внутренней службы [email protected]
Evgeny Y. Pirogov
Adjunct of the Department
of Theory and History of Law and the State,
Krasnodar University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia,
lieutenant colonel of the internal service
Принципы локального
правотворчества
Principles of local
law-making
Аннотация. Критическая оценка плюрализма научных подходов к определению принципов правотворчества, правовая природа и специфика механизма реализации локального правотворчества обуславливают методологическую обоснованность и практическую целесообразность выделения общих (принцип социальной обоснованности; принцип демократизма; принцип гуманизма; принцип законности; принцип гласности) и специальных (принцип локальности (локальной обособленности); принцип субсидиарности; принцип оперативности) принципов локального правотворчества.
Ключевые слова: принцип, право, правовой акт, правотворчество, локальное правотворчество, социальная обоснованность, демократизм, гуманизм, законность, гласность, локальность, субсидиарность, оперативность.
Annotation. A critical assessment of the pluralism of scientific approaches to defining the principles of law-making, the legal nature and specifics of the mechanism for implementing local law-making determine the methodological soundness and practical feasibility of identifying the common (social justification principle; democratism principle, humanism principle; legality principle; publicity principle) isolation); the principle of subsidiarity; the principle of efficiency) the principles of local lawmaking.
Keywords: principle, law, legal act, law-making, local law-making, social soundness, democratism, humanism, legality, publicity, localism, subsidiarity, efficiency.
Как и любая целенаправленная системная деятельность, правотворчество основывается на определенных принципах. Принцип (от лат. - рппсрит) - начало, основание для существующего, руководящее правило [3, с. 465], как философская категория рассматривается в значении первоосновы, руководящей идеи, основного правила поведения [17, с. 382]. Таким образом, правотворчество должно осуществляться строго в соответствии с определенными общими руководящими, основополагающими положениями и идеями, определяющими сущность, направление, пределы и цели указанной деятельности, которыми должны руководствоваться субъекты правотворчества в процессе создания (в т.ч. изменения и отмены) правовых актов.
Принципы правотворческой деятельности имеют объективное содержание, поскольку они есть результат отражения в политике, в сознании людей объективных закономерностей развития права, государства, общества, результат обобщения ими этих закономерностей [16, с. 11]. Будучи обусловленными историческими и объективными закономерностями общественного развития, данные принципы выступают методологической основой правотворчества [8, с. 18]. Основными принципами правотворчества являются те начала, основополагающие идеи, которые, во-
первых, отражают основные, объективно необходимые стороны и проявления правотворчества, во-вторых, характеризует устойчивые, закономерно существующие отношения и связи в процессе правотворчества, и, в-третьих, воплощают в своем содержании конкретные черты и особенности всего процесса правотворчества [13, с. 85-86]. Соблюдение принципов правотворчества имеет ключевое теоретическое и практические значение, поскольку обеспечивает эффективность правотворчества и правового регулирования общественных отношений в целом.
Несмотря на общепризнаваемое значение и основополагающую роль принципов правотворчества, в юридической науке до сих пор не сформировалась их окончательная система, поскольку, как справедливо указывают С.А. Жинкин и Т.М. Чернявская, «не найден единый подход к пониманию места каждого из них в правотворческом процессе. Видимо, поэтому российское законодательство также не содержит однозначного перечня принципов правотворчества, что создает дополнительные трудности правового регулирования общественной жизни» [9, с. 23].
В юридической литературе указывается широкий спектр разнообразных принципов, которые пред-
лагается рассматривать в качестве основных для правотворчества, в частности: демократизм, законность, гуманизм, гласность, справедливость, научность (научный характер), эффективность, обоснованность, системность, преемственность, стабильность (постоянство), плановость, соединение динамизма и стабильности, согласованность законодательства, иерархия законодательства, доступность, конструктивность, информационная обеспеченность, связь с практикой, использование правового опыта, профессионализм, тщательность, скрупулезность подготовки проектов, техническое совершенство принимаемых актов, понятийно-терминологическая определенность и пр.
Критическая оценка плюрализма научных подходов к определению принципов правотворчества, правовая природа и специфика механизма реализации локального правотворчества обуславливают методологическую обоснованность выделения общих (является экстраполяцией общих принципов правотворчества) и специальных принципов локального правотворчества.
К общим принципам локального правотворчества относятся следующие принципы.
1. Принцип социальной обоснованности.Как указывал А.В. Мицкевич, формирование права носит объективно обусловленный, исторически необходимый характер [13, с. 5]. Именно наличие объективно обусловленной социально-политической потребности в юридическом регулировании тех или иных общественных отношений [1, с. 307], является социальным основанием правотворческой деятельности. При этом реализация принципа социальной обоснованности в правотворчестве предполагает не только наличие объективной необходимости (потребности), т.е. объективно существующего «социального заказа» на создание определенных правовых актов, но и сбалансированность интересов всего общества в правотворческой деятельности.
Как указывает А.Ю. Калинин, «внутренний источник права определяется как способность общества к нормативному воспроизведению своей ценностной системы. Методологический смысл данного понятия сводится к тому, что оно является своего рода идеальным отражением потребностей общества в той или иной норме права и должно в этой связи быть вектором, определяющим направление процесса правообразо-вания. В структуру понятия «внутренний источник права» входят внутренние и внешние факторы правообразования. К первым относится ценностная система данного общества. Волевая работа общества (его отдельных социальных групп) по утверждению своей ценностной системы определяется как «искусственный ценностный отбор». Ко вторым - политические, экономические и социальные факторы правообразования» [10, с. 12]. Реализация принципа социальной обоснованности в правотворчестве предполагает недопустимость игнорирования (нивелирования значимости) каких-либо отдельных факторов объективного и/или субъективного порядка, равно как и их гиперболизацию, в том
числе в интересах отдельных субъектов (принятие правовых актов в интересах правящей элиты; актов лоббирующих интересы представителей бизнеса и т.п.).
В контексте рассмотрения содержания принципа социальной обоснованности хотелось бы высказать возражения относительно выделения таких принципов правотворчества, как: «системность», «преемственность», «стабильность (постоянство)», «плановость», «соединение динамизма и стабильности» и т.п.
Системность является объективной характеристикой права как такового. Следовательно, данное свойство распространяется на все его проявления, в том числе на правообразование (как форму возникновения и бытия права) и правотворчество как его составляющую.
Идея о системном характере всего многообразия проявлений правового способа бытия выражается как в системных представлениях, касающихся всей правовой действительности, так и понимании правотворчества как системообусловли-вающего фактора правовой системы общества [12, с. 12]. Как отмечает В.С. Фральцев, «Правотворчество - очень сложный процесс и в субъектном, и в объектном смысле, и в своей результативности, поэтому системность - скорее объективная и интегральная характеристика правотворческой деятельности, чем непосредственно организующий принцип. Непосредственно организующий характер в применении к правовой жизни носят такие свойства системности, как многофакторность, всесторонность, полнота, стратегичность, стабильность, целенаправленность, рациональность, формально-логическая определенность, органичность, своевременность» [18, с. 10].
Правотворчество должно осуществляться, как уже отмечалось, в соответствии с «трезво» оцененной и сбалансировано сформулированной объективно существующей социальной потребностью. Именно состояние общества в конкретный социально-исторический момент и определяет данные потребности, соответственно, поступательность и динамизм правотворчества. Как отмечает В.Ю. Багдасаров, «в широком смысле право творится постоянно, нормообра-зующие процессы в социуме никогда не прекращаются, что позволяет утверждать о наличии у правотворчества свойства перманентности» [3, с. 47]. Правотворчество как непрерывный процесс является одной из универсальных характеристик общества с точки зрения его динамики [18, с. 10]. С точки зрения формирования социального запроса (потребности) на правотворчество говорить о его плановости и последовательности возможно лишь в части процедурного аспекта правотворческой деятельности.
2. Принцип демократизма.Чем шире и активнее народ участвует в создании правовых норм, тем полнее и всестороннее эти нормы отражают их интересы и стремления, тем эффективнее их воздействие на общественное развитие [16, с. 11]. В соответствии с Конституцией Россий-
ской Федерации, Россия является демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1); «единственным источником власти в России является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3); «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 3); «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч. 2 ст. 3) [11].
Реализация принципа демократизма предполагает как само выражение (юридическое оформление) воли народа посредством правотворчества в правовых актах, так и участие (непосредственное или представительное) народа в процессе правотворчества. Соблюдение принципа демократизма предусматривает наличие возможности населения, отдельных граждан, их объединений выражать общественное и частное мнение, вносить свои предложения относительно правовой (в том числе правотворческой) политики государства в целом и конкретных правотворческих инициатив и процессов в частности. В соответствии с принципом демократизма в правотворчестве участвует население, как в целом, так и проживающие на отдельных административных территориях, общественные объединения, трудовые коллективы.
3. Принцип гуманизма. Приоритетом государственного управления в социальном государстве является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, международных стандартов прав человека, охрана общечеловеческих ценностей. Конституция Российской Федерации провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2); Россия «является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7); «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18); «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ч. 1 ст. 45); «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55) [11]. Реализация принципа гуманизма в правотворчестве предполагает выделение в качестве приоритета в ценностной системе общества как внутреннем факторе правообразо-вания именно прав и свобод человека и гражданина. Вырабатываемые в результате правотворчества правовые акты должны не только декларировать права и свободы человека и гражданина, но и создавать социально-правовые условия и механизмы их реализации.
Конкретизация принципа гуманизма относительно локального правотворчества заключается в акценте на права и свободы, социально-эконо-
мические и прочие потребности и благополучие лиц, представляющих конкретное предприятие, учреждение, организацию.
4. Принцип законности. В правовом государстве одним из незыблемых принципов его существования является верховенство закона. В соответствии с Конституцией Российской Федерации «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15) [11]. Значимость правотворчества в обществе как составляющей правооборазования и элемента системы правового регулирования, возможные злоупотребления и потенциальные последствия просчетов в правотворчестве определяют строгое соблюдение требований закона при его реализации.
Правовые принципы «создают базовые условия и способность давать верное направление пониманию духа и буквы закона, как в правотворчестве, так и в правоприменении» [2, с. 22]. Ярким подтверждением тому является принцип законности. Данный принцип предполагает осуществление правотворчества исключительно в соответствии с законом (прежде всего, Конституцией Российской Федерации), как в части самой правотворческой процедуры (полномоч-ность и компетентность субъектов, стадийность, технологичность и пр.), так и в части его результата - духа и содержания правовых актов (непротиворечивость Конституции и иным законам, подзаконный характер иных правовых актов, иерархичность правовых актов и пр.).
Как верно отмечает М.В. Сиотокова, «процедура правотворческого процесса должна соблюдаться государственными органами и в деятельности самих этих органов, и во взаимоотношениях с другими органами, а также с общественными организациями, гражданами. Строжайшее соблюдение установленного порядка подготовки и принятия нормативно-правовых актов является залогом осуществления требований законности во всех иных формах деятельности органов российского государства» [16, с. 11]. В свою очередь важнейшей особенностью объекта правотворчества, как указывает В.Ю. Багдасаров, заключается в том, «что он есть объект интеллектуальный. Объект правотворчества является мыслительной конструкцией, абстрактным объектом. Объект правотворчества не существует вне общественного сознания и выступает в качестве интеллектуально постигаемой субстанции. Неосознанное механическое воспроизведение социальными агентами каких-либо алгоритмов поведения без их осознания в качестве норматива не создает объект правотворчества, то есть не создает право. Общество не будет и не сможет защищать и поддерживать то, что не осознано как нечто нуждающееся в защите и поддержке» [3, с. 50]. Правовые акты и заключенные в них правовые установления, созданные с нарушением законности и/или отражающие либо содержащие такие нарушения, не должны и не могут восприниматься народом как подлежащие исполнению. Иначе говоря, нарушение законности правотвор-
чества влечет за собой несостоятельность с позиции законности его результата.
Одна из основополагающих идей, вытекающих из принципа законности, относительно локального правотворчества заключается в подзаконной природе и характере локальных правовых актов. Имея властные полномочия на выражение своей воли, субъект локального правотворчества действует в рамках закона. Именно закон (либо нормативно-правовой акт вышестоящего органа исполнительной власти) придает юридическую силу локальному правовому акту. Принцип законности обеспечивает правомерность и эффективность локального правотворчества как инструмента правового регулирования и государственного управления.
Следует отметить, что, на наш взгляд, исходя из содержания принципа законности, выделение таких принципов правотворчества, как «профессионализм», т.е. привлечение к созданию правовых актов квалифицированных специалистов, имеющих глубокие и всесторонние знания и владеющих практическими навыками в той или иной общественно-полезной деятельности [5, с. 19], «тщательность и скрупулезность подготовки нормативных актов», «техническое совершенство принимаемых актов», т.е. соблюдение правил, способов, приемов юридической техники, которые являются обязательными для правотворческих органов и т.п. - является нецелесообразным. Допуск к правотворчеству «дилетантов», игнорирование юридической техники, стадий создания правовых актов, нарушение законодательно определенных границ правового регулирования, превышение пределов правотворческих полномочий и прочие подобные «просчеты» являются нарушением законности при реализации процедуры правотворчества.
Необоснованным также видится выделение в качестве принципов правотворчества «согласованность законодательства», «иерархию законодательства» и т.п., поскольку создание правовых актов противоречащих Конституции, создание подзаконных правовых актов, противоречащих законам, создание правовых актов, противоречащих иным существующим правовым актам (нормативная, внутриотраслевая, межотраслевая, международная несогласованность) и т.п. является ничем иным, как нарушением принципа законности.
5. Принцип гласности. Логично корреспондирующим с принципом демократизма правотворчества является принцип гласности. Осуществление народом правотворчества через своих представителей определяет возможность получения информации, мониторинга и контроля за данной деятельностью.
Это обеспечивается открытостью процесса и результатов правотворчества (в установленных законом пределах). Так, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагиваю-
щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» [11]. Реализация принципа гласности правотворчества обеспечивается посредством освещения данного процесса и его результатов в средствах массовой информации и в ресурсах информационно-телекоммуникационных систем, информирования широкой общественности о правотворческой инициативе и привлечения ее к обсуждению проектов правовых актов и пр.
Следует отметить, что, определяя общие принципы правотворчества, многие ученые выделяют в качестве такового принцип научности (научной обоснованности). Аргументация данного подхода в целом сводится к тому, что субъекты правотворчества должны широко использовать различные научные теории и взгляды, а также достижения науки, прежде всего юридической. Проведение научных исследований с целью выявления потребностей в правовом регулировании, внедрение научных разработок по совершенствованию правотворческого процесса, проведение научных экспертиз нормативно-правовых актов, привлечение ученых соответствующего профиля к обсуждению проектов правовых актов и т.п. будет способствовать повышению эффективности процесса и результатов правотворчества. «Во-первых, любой крупный нормативный правовой акт в идеале должен быть научно обоснован, т. е. его появление обосновывается реальными потребностями государства и общества. Эти потребности лучше всего могут выявить ученые, владеющие различными методами познания социального бытия. Важным способом выявления таких потребностей являются социологические исследования и опросы [7, с. 19]. В более общем виде принцип научности предполагает организацию правотворческой деятельности в соответствии с объективными законами функционирования государства и общества, что позволяет обеспечить оптимальный вариант государственного управления. «Принцип научности правотворчества предопределяет социальную эффективность создаваемых правовых норм. Его реализация предполагает тщательный учет экономических, политических, экологических и других факторов развития определенной сферы общественной жизни, к которой относится принимаемый нормативный акт, т.е. факторов, формирующих правотворческое решение» [15].
На наш взгляд, выделение научности в качестве основного принципа правотворчества нецелесообразно. Прежде все, научность и историзм являются общефилософскими принципами, отражающими закономерности развития, ход познавательного процесса. Необходимость тщательной научной проработки каждого правового акта, даже каждого нормативно-правового акта, выглядит декларативно, как ненаучно выглядит тезис о том, что «любой крупный нормативный правовой акт в идеале должен быть научно обоснован». Что касается тщательного учета факторов действительности как обоснования необходимости правотворчества и оценки его эффективности, то установление внутренних и
внешние факторов правообразования, входящих в структуру «внутреннего источника права», отражающего потребностей общества в правооб-разовании и направления последнего, является методологической предпосылкой самого правотворчества как такового.
Как верно отмечает М.В. Сиотокова, «глубокое теоретическое обоснование принимаемых правовых актов, органическое единство науки и политики, учет и использование новейших данных и достижений науки - основа всей государственной деятельности в РФ, в том числе правотворческой» [16, с. 12]. Научным (научно-обоснованным) сегодня априори должно быть социальное, в т.ч. государственное управление во всех его сферах и проявлениях.
Наряду с рассмотренными общими принципами методологической основой локального правотворчества выступают следующие специальные (по отношению к правотворчеству в целом) принципы.
6. Принцип локальности (локальной обособленности). Основная цель локального правотворчества состоит в регуляции и саморегуляции отношений внутри предприятия, учреждения, организации посредством инициативной (в рамках закона) конкретизации предписаний нормативно-правовых актов, созданных законодателем, а также вышестоящими правотворческими органами, с которыми он находится в отношениях служебной подчиненности или которыми ему санкционированы правотворческие полномочия. Реализация принципа локальности предполагает ограничение и сосредоточение правотворчества в пределах конкретного предприятия, учреждения, организации.
Данный принцип направлен на решение следующих задач. Во-первых, на разграничение сфер и пределов правотворчества на общем и локальном уровнях, разграничение полномочий субъектов правотворчества, соблюдение ими границ собственной компетенции и компетенции других правотворческих органов. Как верно указывает Я. В. Гайворонская, «качественная, внутренне согласованная система законодательства формируется в результате того, что каждый субъект правотворчества знает пределы своего правового регулирования и не вторгается в сферу полномочий другого» [6, с. 126]. Во-вторых, на обеспечение приоритетности решения социальных задач, обеспечения эффективной работы механизма социального управления на местах, т.е. на уровне отдельных предприятий, учреждений, организаций.
7. Принцип субсидиарности. Суть данного принципа заключается в том, что локальное нормотворчество не подменяет правотворческую деятельность органов государства, а, реализуя такие присущие ему свойства, как подзакон-ность, делегированность, санкционированность, дополняет ее.
Механизм локального правового регулирования обеспечивается действием локальных правовых
норм, которые направлены, «с одной стороны, на «преломление» общегосударственных (централизованных) норм к условиям конкретной организации, а с другой стороны - представляют собой самостоятельный канал правообразова-ния, направленный на создание собственных правил саморегулирования» [14, с. 9]. Принимаемые на основе и для выполнения законов, локальные правовые акты призваны конкретизировать и уточнять механизмы реализации субъективных прав и обязанностей в практической деятельности. Таким образом, невозможность и нецелесообразность централизованных регламентации и правового регулирования множества аспектов социальной жизни на локальном уровне компенсируется субсидиарностью локального правотворчества, акты которого конкретизируют централизованные юридические установления.
8. Принцип оперативности. Результаты правотворчества имеют должную ценность, когда они своевременны. Суть принципа оперативности правотворчества проявляется в том, что правовой акт необходимо принять именно в тот момент, когда в наличии актуальная потребность правового регулирования каких-либо общественных отношений или выявлены общественные определенные проблемы нормативного урегулирования. Для подзаконных актов своевременность проявляется в их принятии в сроки, установленные законом [7, с. 17]. Специфика подзаконного правотворчества обусловлена необходимостью разработки в срочном порядке нормативных документов после вступления в силу принятого законодательного акта, поскольку отсутствие надлежащих правовых механизмов исполнительной деятельности препятствует практической реализации законодательных норм в полном объеме [19].
Специфические потребности правового регулирования общественных отношений на локальном уровне (в масштабе предприятия, учреждения, организации) нередко требуют немедленного реагирования на изменения, происходящие в процессе управления. Реализация принципа оперативности предполагает максимально быстро обеспечение процесса и результата локального правотворчества с целью неотложного обеспечения правого регулирования посредством создания (принятия, изменения или отмены) локальных правовых актов.
Таким образом, на основании изложенного, можем прийти к следующим выводам.
Определение основных принципов правотворчества обеспечивает системное изучение данной и прочих взаимосвязанных с ней правовых категорий, правильный выбор перспективных направлений развития локального правотворчества.
Критическая оценка плюрализма научных подходов к определению принципов правотворчества, правовая природа и специфика механизма реализации локального правотворчества обуславливают методологическую обоснованность и практическую целесообразность выделения общих (является экстраполяцией общих принципов
правотворчества) и специальных принципов локального правотворчества. Общим принципам локального правотворчества являются: принцип социальной обоснованности; принцип демократизма; принцип гуманизма; принцип законно-сти;принцип гласности. Специальными принципам локального правотворчества являются: принцип локальности (локальной обособленно-
Литература:
1. Алексеев С.С. Общаятеория права : в 2-х т. М. : Юрид. лит., 1981. Т. 1. 360 с.
2. Андриянов В.Н. О роли и сущности принципов современного административного права // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 21-24.
3. Багдасаров В.Ю. Объект правотворчества // Право и современные государства. 2016. № 2. С. 47-52.
4. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь: Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. М. : Эксмо-Пресс, 2002. 672 с.
5. Габричидзе Б.Н. Принцип профессионализма в государственной службе / Б.Н. Габричидзе,
B.Н. Коланда // Государство и право. 1995. № 12.
C. 19-26.
6. Гайворонская Я.В. Региональное правотворчество: понятие, принципы, правовое регулирование // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. 2015. Т. 17. № 2. С. 120137.
7. Гоанкин И.В. Принципы правотворчества // Российскоегосударствоведение. 2017. № 1. С. 11-37.
8. Дроздова Н.Г. Принципы правотворчества субъекта РФ: понятие и содержание // Право и государство: теория и практика. 2008. № 9. С. 18-21.
9. Жинкин С.А. Некоторые проблемы реализации принципов правотворчества в современной России / С. А. Жинкин, Т.М. Чернявская // Общество и право. 2016. № 2(56). С. 22-24.
10. Калинин А.Ю. Правообразование в России: понятийно-категориальный и структурно-функциональный состав: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2010. 63 с.
11. Конституции Российской Федерации. Ш1_ : http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm
12. Матвеева М.А. Правовое регулирование и правотворчество в правовой системе общества: теоретико-методологические основы соотношения / М.А. Матвеева, Р. В. Шагиева // Государство и право. 2014. № 12. С. 5-13.
13. Правотворчество в СССР / Под ред. А. В. Мицкевича. М., Юрид. лит., 1974. 319 с.
сти); принцип субсидиарности; принцип оперативности.
Признание этих принципов исходными основами правотворческой деятельности, их практическая реализация и неуклонное соблюдение позволит обеспечить адекватное социальным запросам и развитию общества правотворчество.
Literature:
1. Alekseev S.S. General theory of law: In 2 tons. Moscow: Jurid. lit., 1981. T. 1. 360 p.
2. Andrianov V.N. On the role and essence of the principles of modern administrative law // Russian justice. 2015. № 2. P. 21-24.
3. Bagdasarov V.Yu. The object of law-making // Law and modern states. 2016. № 2. P. 47-52.
4. Brokgauz F.A. Encyclopedic dictionary : modern version / F.A. Brokgauz, I.A. Efron. M. : Eksmo-Press, 2002.
5. Gabrichidze B.N. The principle of professionalism in public service / B.N. Gabrichidze, V.N. Kolanda // State and Law. 1995. № 12. P. 19.
6. Gaivoronskaya I.V. Regional law-making: concept, principles, legal regulation // Asia-Pacific: Economy, politics, law. 2015. V. 17. № 2. P. 120137.
7. Grankin I.V. Principles of lawmaking // Russian State Studies. 2017. № 1. P. 11-23.
8. Drozdova N.G. Principles of lawmaking of the subject of the Russian Federation: the concept and content // Law and the State: Theory and Practice. 2008. № 9. P. 18-21.
9. Zhinkin S.A. Some problems of implementing the principles of lawmaking in modern Russia / S.A. Zhinkin, T.M. Chernyavskaya // Society and Law. 2016. № 2(56). P. 22-24.
10. Kalinin A.Yu. Legal education in Russia: conceptual-categorical and structural-functional composition : abstract of thesis. ... сand. of Law sciences: 12.00.01. SPb, 2010. 63 p.
11. Constitution of the Russian Federation // Electronic resource. URL : http://www.constituti on.ru/10003000/10003000-3. htm
12. Matveeva M.A. Legal regulation and law-making in the legal system of society: a theoretical and methodological basis of correlation / M.A. Matveeva, R.V. Shagieva // State and law. 2014. № 12. P. 5-13.
13. Lawmaking in the USSR / Ed. A.V. Mickiewicz. M., Jurid.lit., 1974. 319 р.
14. Рубайло Э.А. Юридическая техника локальных актов: понятие и виды : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2013. 24 с.
15. Рыбаков В.А. О принципе научности российского правотворчества // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2016. № 2(47). С. 6-14.
16. Сиотокова М.В. Основные принципы российского правотворчества // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1. С. 11-14.
17. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М. : Политиздат, 1986. 590 с.
18. Фральцев В.С. Правотворческая деятельность как системный процесс: на примере субъекта Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. М., 2008. 26 с.
19. Шамаров В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание // Вестник Екатерининского института. 2009. № 2(6). С. 22-24.
14. Rubaylo E.A. Legal technique of local acts: the concept and types : abstract of the thesis.... Candidate of Law Sciences: 12.00.01. M., 2013.24 p.
15. Rybakov V.A. On the principle of the scientific nature of Russian lawmaking // Bulletin of Omsk University. Series: Right. 2016. № 2(47). P. 6-14.
16. Siotokova M.V. The basic principles of Russian lawmaking // State and law in the XXI century. 2014. № 1. P. 11-14.
17. Philosophical Dictionary / Ed. I.T. Frolova. 5th ed. M. : Politizdat, 1986. P. 382.
18. Fraltsev V.S. Law-making activity as a system process: on the example of the subject of the
Russian Federation : abstract of the thesis....
Candidate of Law Sciences: 12.00.01. M., 2008. 26 p.
19. Shamarov V.M. Principles of lawmaking: classification and content // Bulletin of the Catherine Institute. 2009. № 2(6). P. 22-24.