Научная статья на тему 'Некоторые проблемы реализации принципов правотворчества в современной России'

Некоторые проблемы реализации принципов правотворчества в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1594
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРИНЦИПЫ / КАЧЕСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ / LAWMAKING / PRINCIPLES / REGULATION QUALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жинкин Сергей Алексеевич, Чернявская Татьяна Михайловна

В статье исследуются вопросы реализации принципов правотворчества в правотворческом процессе в современной России. Авторы отмечают, что необходимо разработать критерии выделения тех или иных принципов правотворчества, измеримые показатели эффективности реализации данных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of realization of principles of lawmaking in modern Russia

The article investigates the issues of implementation of the principles of lawmaking in the lawmaking process in modern Russia. It is necessary to develop criteria for the allocation of certain principles as principles of lawmaking, as well as measurable indicators of the effectiveness of the implementation of these principles.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы реализации принципов правотворчества в современной России»

Жинкин Сергей Алексеевич

доктор юридических наук, декан юридического факультета Кубанского государственного университета

Чернявская Татьяна Михайловна

аспирант кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета

(e-mail: decanat-jf@mail.ru)

Некоторые проблемы реализации принципов правотворчества в современной России

В статье исследуются вопросы реализации принципов правотворчества в правотворческом процессе в современной России. Авторы отмечают, что необходимо разработать критерии выделения тех или иных принципов правотворчества, измеримые показатели эффективности реализации данных принципов.

Ключевые слова: правотворчество, принципы, качество регулирования.

S.A. Zhinkin, Doctor of Law, Dean of the Faculty of Law of the Kuban State University; T.M. Chernyavskaya, Postgraduate of the Chair of Theory and History of State and Law of the Kuban State University; e-mail: decanat-jf@mail.ru Some problems of realization of principles of lawmaking in modern Russia The article investigates the issues of implementation of the principles of lawmaking in the lawmaking process in modern Russia. It is necessary to develop criteria for the allocation of certain principles as principles of lawmaking, as well as measurable indicators of the effectiveness of the implementation of these principles.

Key words: lawmaking, principles, regulation quality.

Как известно, правотворчество - это такая форма государственной деятельности, которая направлена на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, которые регулируют общественные отношения.

Правотворчество, являясь разновидностью правовой деятельности, осуществляется на основе определенных принципов, в соответствии с которыми создаются нормы права, что обеспечивает качество и эффективность законодательства. «Формируя и устанавливая основные начала регулирования, правовые принципы создают базовые условия и способность давать верное направление пониманию духа и буквы закона как в правотворчестве, так и в правоприменении» [1, с. 22].

Таким образом, принципы - это основополагающие начала, идеи, в соответствии с которыми протекает правотворчество. Одновременно

принципы заключают в себе представления общества и государства о том, что с их помощью процесс правотворчества будет наиболее рациональной формой выработки законов и других нормативных правовых актов.

Отечественными учеными выдвинуто немалое количество принципов правотворчества: законность, демократизм, гуманизм, профессионализм, научность, использование правового опыта, связь с практикой, гласность, коллегиальность, системность, плановость, тщательность (скрупулезность) подготовки проектов, техническое совершенство принимаемых законов, эффективность и некоторые другие. Также выделяют следующие основополагающие начала и идеи: 1) принцип заимствования и переработки накопленного опыта законотворческой работы; 2) принцип практичности (прагматичности) законотворческого решения [2, с. 117-119]. Другие авторы предлагают считать принципами правотворчества: 1) принцип компетентной адекватности нормативно-правовых установлений; 2) принцип понятийно-тер-

минологической определенности; 3) принцип достаточной мотивированности норм права; 4) принцип логической сбалансированности норм права; 5) принцип обеспечения действенности норм права [3, с. 60].

Как видим, в отношении выделения тех или иных принципов правотворчества в литературе высказываются самые различные точки зрения. Однако гораздо более важным представляется обеспечение практической реализации выделяемых принципов и достижение практической пользы в плане качества правотворческого процесса и эффективности принимаемых нормативных актов.

Для реализации каждого из выделяемых принципов необходимо установить соответствующие процедуры реализации. При этом необходимо проанализировать, насколько та или иная процедура способствует (и способствует ли вообще) реализации данного принципа. Так, реализация принципа демократизма может соотноситься с реальными результатами проводимых референдумов, всенародных обсуждений, рассмотрения обращений граждан.

В юридической науке отмечается, что принципы правотворчества выполняют основополагающую роль в повышении качества законодательства и других нормативных правовых актов [4, с. 8]. Однако до сих пор не сформировалась их окончательная система, поскольку не найден единый подход к пониманию места каждого из них в правотворческом процессе. Видимо, поэтому российское законодательство также не содержит однозначного перечня принципов правотворчества, что создает дополнительные трудности правового регулирования общественной жизни.

Многообразие выявленных принципов правотворчества объясняется его сложным многоуровневым характером и одновременно богатством основополагающих идей, присущих правовому государству и современному гражданскому обществу, которые, безусловно, должны быть реализованы в процессе правотворчества.

Но законодательно должны быть закреплены не все выявленные юридической наукой принципы. Этого не стоит делать не только во избежание громоздкости возможного законодательного акта о правотворческой деятельности в Российской Федерации, но и в связи с открытостью перечня принципов правотворчества,

который с каждым годом будет пополняться новыми и новыми идеями. Поэтому законодательно необходимо закрепить только основные принципы правотворчества, составляющие квинтэссенцию той или иной стороны данного процесса.

Принципы «пронизывают и пропитывают собой всю правовую жизнь общества, всю правовую материю. Они служат ориентиром всей правотворческой (законотворческой), а затем правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. Поэтому представляется полезной разработка постановлений Пленума Верховного Суда РФ, касающихся реализации тех или иных принципов правового регулирования, в том числе принципов правотворчества, в правоприменительном процессе.

Основные принципы правотворчества имеют объективное значение, их содержание зависит в конечном счете от экономических общественных отношений, от объективных закономерностей развития общества. Тем самым основные принципы правотворческой деятельности не есть произвольные веления тех или иных органов, должностных лиц. Они должны отражать и учитывать объективные факторы, влияющие на законодательное регулирование общественных отношений в Российской Федерации, а также различные факторы общественного сознания, уровень культуры и правосознания народа и другие факторы и обстоятельства.

Итак, являясь идеологической категорией, принципы правотворчества представляют собой выраженные в соответствующих нормативных актах исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности. Принципы правотворчества - результат обобщения людьми определенных фактов и познания закономерностей, характерных для данного процесса и в своей совокупности выражающих его содержание. С одной стороны, они выражают закономерности данного процесса, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют на всех его стадиях и распространяются на все его субъекты. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законодательства.

Принципы правотворчества играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей

23

для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, в случаях пробелов в законодательстве указанные принципы могут использоваться в качестве юридического основания, на что должно быть обращено более серьезное внимание юридической науки и практики.

1. Андриянов В.Н. О роли и сущности принципов современного административного права // Рос. юстиция. 2015. № 2.

2. Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

3. Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие /под ред. А.С. Пиголкина; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 2000.

4. Синюков С. В. Механизм правотворчества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013.

Необходимо разработать критерии выделения тех или иных начал в качестве принципов правотворчества, а также измеримые показатели эффективности реализации данных принципов. Это должно повысить эффективность реализации принципов правотворчества, а также качество принимаемых нормативно-правовых актов.

1. Andriyanov V.N. About the role and nature of principles of modern administrative law // Rus. justice. 2015. № 2.

2. Spirin M. Yu. Theoretical problems of lawmaking in the Russian Federation: diss.... Master of Law. Moscow, 2003.

3. Lawmaking in the Russian Federation: sci. and pract. and study manual/ed. by A.S. Pigolkin; the Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation. Moscow, 2000.

4. Sinyukov S. V. Mechanism of lawmaking: auth. abstr. ... Master of Law. Saratov, 2013.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.