УДК 340 ББК 67
ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА ГУСЕВА,
научный сотрудник УОНиРИД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]; ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВНА КОНЯХИНА, научный сотрудник УОНиРИД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются основные понятия правотворчества. Соотносятся понятия правотворчество и законотворчество. Проведен анализ основных принципов правотворчества. Также рассматриваются объективные и субъективные факторы, влияющие на правотворчество.
Ключевые слова: правотворчество, законотворчество, правообразование, государство, принцип.
Abstract. This article deals with the basic concepts of law-making. The concepts of law-making and lawmaking are correlated. The analysis of the basic principles of law-making is carried out. Also, objective and subjective factors affecting lawmaking are considered.
Keywords: law-making, law-making, law education, state, principle.
В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права. Государство не творит право. Право рождается в рамках гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя. Задача государства — признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах. Сложная структура социальной жизни объективно обусловливает потребность в юридическом регулировании общественных отношений. Различные экономические, социально-политические и иные общественные интересы, которые вызывают потребность в общеобязательных правилах поведения, в конечном счете находят свое выражение в законодательных актах органов государственной власти. Широко распространенный термин «правотворчество» связан
с господствовавшим в отечественной юриспруденции позитивистским подходом в правопонимании, с отождествлением понятий «право» и «закон». От такой практики следует отказаться, так как это не дает возможности правильно трактовать социальную природу этих категорий и показать их место в механизме правового регулирования общественных отношений.
По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон (олицетворяющий и легитимирующий государственную власть), ее оформления в различных нормативных правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения — государственным велениям общеобязательного характера. Однако в демократическом правовом государстве государственная воля не безгранична, напротив, действует в строгих рамках закона1.
Правотворчество является составной частью более широкого процесса — правообразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.
Правотворчество характеризуется тем, что:
1) оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
2) основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
3) это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
4) уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов — это показатель цивилизованности и демократии общества.
Различают две правовые системы, где одним из главных критериев отличия их друг от друга заключается в вопросе правотворчества.
Одна система права называется англо-саксонская и здесь источником права является судебный прецедент, фактически судебные органы осуществляют на ряду правоприменения и правоохраны еще и правотворческую деятельности.
Вторая система права — это романо-герман-ская, где источником права является норма права, т.е. все органы государственной власти, в широком понимании этого слова, которые издают нормативно-правовые акты, фактически являются органами правотворческой деятельности.
Что касается непосредственно России, то следует сказать, что мы принадлежим к романо-герман-ской правовой системе и соответственно, для нас судебный прецедент, как способ правотворчества не присущ.
В России правотворческая деятельность осуществляется высшими (на уровне Федерации и ее
субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом путем проведения референдума как высшего непосредственного выражения воли народа (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ); субъектами Федерации — республиками, краями и областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами — путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные веления.
Результат правотворчества — норма закона, которая после вступления в силу становится регулятором определенных общественных отношений, используемым в правоприменительной деятельности органов государственной власти (в том числе, судебных).
Правотворческая деятельность любого современного цивилизованного государства должна осуществляться на базе ряда основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятель-ности2.
Демократизм. Данный принцип предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.
Для более широкого учета общественного мнения желательно наличие альтернативных проектов наиболее важных правовых актов. Так, в России в начале 90-х годов XX в. было опубликовано несколько проектов конституции, тысячи ученых, специалистов, простых граждан высказывали свои мнения в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, симпозиумах. В конечном итоге, как известно, конституция была принята на всероссийском референдуме, который является высшей формой проявления демократизма.
Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются конечно же в меньших масштабах, соответственно и их роль в жизни общества также гораздо меньше.
Законность. Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.
258
Вестник экономической безопасности
№ 6/2016
Так, процесс принятия федеральных законов достаточно подробно описан в Конституции России.
Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.
Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.
Для соблюдения этого принципа законопроект должен готовиться при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни и т.д.
При таком анализе используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д.
Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.
Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.
Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.
Составной частью правотворчества является процесс законотворчества3. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не
всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.
В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.
Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.
Например, в начале 90-х годов XX в. возникла объективная потребность перевести экономику на рыночные отношения. Эта потребность стала реа-лизовываться. В частности, были приняты такие законы, как «О предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах».
Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т.д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.
В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.
1 Подробнее см.: Маилян С.С., Миронов А.Л.Проблемы правотворческого процесса в плане реализации конституционно-правовых норм об организации государственной власти и регулировании государственного управления // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 12. С. 15—20.
2 Подробнее см.: Маилян С.С., Миронов А.Л. Роль принципа справедливости в правотворческом процессе и его влияние на государственное управление // Закон и право. 2014. № 8. С. 23—25
3 Подробнее о стадиях правотворчества см.: Маилян С.С., Миронов А.Л.Стадии правотворчества и их влияние на государственное управление // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8. С. 35—38.