Бялт В.С., Трипутин С.Н. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая.
6. Боярский, В. И. Партизаны и армия: История утерянных возможностей / под общ. ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Хорвест; М.: АСТ, 2001. - 304 с.
7. Военный энциклопедический словарь / пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. - М.: Воениздат, 1983. - 863 с.
8. Кульков, Е. Н., Мягков, М. Ю., Ржевский, О. А. Война 1941-1945. Факты и документы. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 496 с.
9. Пономаренко, П. К. Некоторые вопросы организации руководства партизанским движением // Вторая мировая война. - Кн. 3. Движение сопротивления в Европе. - М.: Наука, 1966. - 428 с.
10. Сталин, И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза / изд. 5-е. - М., Госполитиздат, 1953. - 208 с.
11. Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны. - М.: Воениздат, 1967. - 455 с.
12. Лысенков, С. Г. Правовой статус военнослужащих в период Великой Отечественной войны (историко-правовое исследование) : автореф. дис... докт. юрид. наук. - СПб., 2005.
УДК 340.12
В.С. Бялт*, С.Н. Трипутин**
Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика
В статье проводится теоретико-правовой анализ такого важнейшего вида правотворчества как законотворчество. Рассматривая существующие научные подходы к пониманию законотворчества, авторы обобщают их и формулируют собственные обоснованные выводы. Кроме того авторами исследуются возможные пути совершенствования института законотворчества в Российской Федерации.
Ключевые слова: законотворчество; правотворчество; правообразование; стадии законотворческого процесса.
VS. Bjalt*, S.N. Triputin**. Lawmaking as a kind of law-making: theoretical and legal characteristic. The article presents a theoretical and legal analysis of such a critical view of lawmaking as lawmaking. Considering the existing scientific approaches to the understanding of lawmaking, the authors summarize and formulate their own informed conclusions. In addition the authors investigate possible ways of perfection of Institute of lawmaking in the Russian Federation.
Keywords: lawmaking; lawmaking; education law; stages of the legislative process.
Анализ вопросов правотворчества в государстве имеет существенное значение как с точки зрения теоретико-правового исследования, так и в аспекте реализации цели построения правового государства. Результатом правотворческой деятельности выступают правовые нормы, которые устанавливают правила и порядок взаимоотношений в обществе и государстве. Качество правотворчества во многом обусловливает, какими именно будут эти нормы и насколько эффективно они будут способствовать урегулированию общественных отношений. Т.е. следует отметить, что совершенствование взаимодействия личности, общества и государства, уровень значимости правовых норм в качестве социального регулятора и показатель связывания государственной власти с помощью права предопределяются отчасти содержанием и направлениями правотворчества в государстве. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркивает важность правотворческой деятельности в государстве в аспекте дальнейшего построения правового государства, совершенствования административно-правового механизма реализации гражданами своих прав и законных интересов, а также принятия дополнительных ограничений в отношении прав чиновников и политиков [3].
Одним из важнейших видов правотворчества, направленным на принятие нормативных правовых актов высшей юридической силы (законов) выступает законотворчество. Значения законов в России можно обосновать конституционной нормой, в которой указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в определенных целях, но только федеральным законом или федеральным конституционным законом [1, ст. 55, 56]. Необходимо констатировать, что процедура законотворчества напрямую связана с охраной и защитой конституционных прав и
* Бялт, Виктор Сергеевич, associate Professor of Department of theory of state and law Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
** Трипутин, Сергей Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по работе с личным составом. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Bjalt, Viktor Sergeevich, lecturer of the department of personnel and educational work of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
** Triputin, Sergey Nikolaevich, deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia on personal staff. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Бялт В.С., Трипутин С.Н., 2016
Теория и история государства и права
свобод граждан. Таким образом, актуальность вопросов, связанных с рассмотрением и анализом института законотворчества, а также теоретико-правовой характеристикой понятия законотворчества как основного вида правотворческой деятельности, очевидна.
Для того чтобы исследовать понятие «законотворчество» в теоретико-правовом аспекте, необходимо определиться с соотношением понятий «правообразование», «правотворчество» и «законотворчество» с позиций формальной логики.
Правообразование представляет собой естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, а также разработка и принятие нормативных предписаний [5, с. 24]. Правотворчество выступает лишь в качестве важнейшего завершающего этапа правообразования, т.е. является его составной частью.
В научных кругах выделяют два подхода к определению понятия правотворчества - широкий и узкий [4; 6; 10]. В рамках широкого подхода правотворчество понимается как процесс формирования системы источников права, сюда относится и судебная практика, в результате которой создается судебный прецедент, и санкционирование обычая, и процесс согласования воли сторон нормативного договора, и законотворческий процесс. С позиции узкого подхода (который разделяется большинством ученых) правотворчество - это деятельность по изданию, переработке и отмене именно нормативных правовых актов.
Среди ученых правоведов встречаются различные определения понятия правотворчества. М.Н. Марченко указывает, что правотворчество по своей социальной сути есть процесс возведения государственной воли в закон, её оформления в различных нормативных правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения государственного веления общеобязательного характера [7, с. 548, 551]. Он выделяет следующие принципы правотворчества: демократизм, законность и конституционность, гуманизм, профессионализм. Н.И. Матузов определяет правотворчество как деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм, а в качестве принципов правотворчества называет научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, оперативность [8, с. 292-293]. В.С. Нерсесянц считает, что точнее всего выражает смысл и содержание такой специфической деятельности, которая обычно именуется «правотворчеством» понятие «правоустановление». По его мнению, правоустановление - это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права. В.С. Нерсесянц формулирует следующие основные принципы правоустановительной деятельности: правовой прогресс, правовая легитимность, общесоциальная легитимность, научная обоснованность, системность, профессионализм [9, с. 415, 419-421]. В.К. Бабаев полагает, что правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае референдума - всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов. С его точки зрения, основными принципами правотворчества являются: народный характер правотворчества, демократизм правотворчества, научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой [11, с. 400-403].
На наш взгляд, руководствуясь узким подходом понимания правотворчества, а также тем, что оно является завершающим этапом правообразования, можно констатировать, что правотворчество - это активная, упорядоченная деятельность компетентных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов, содержанием которой выступает процедура закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативный правовой акт. В качестве основных принципов правотворчества следует выделить демократизм, гласность, профессионализм, законность, своевременность, научный характер и связь с практикой.
Правотворческую деятельность условно можно разделить на определенные виды:
1) в зависимости от субъектов осуществления указанной деятельности (непосредственное правотворчество народа в процессе референдума, правотворчество государственных органов, отдельных должностных лиц, органов местного самоуправления, локальное правотворчество, правотворчество общественных организаций);
2) в зависимости от значимости:
- законотворчество - правотворчество высших законодательных органов, результатом которого является принятие законов - нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой;
- делегированное правотворчество - нормы права принимаются по поручению органов законодательной власти органами исполнительной власти с целью решения каких-либо оперативных вопросов, находящихся в ведении законодательной власти;
- подзаконное правотворчество - принятие различных нормативных правовых актов (указов, постановлений, приказом, распоряжений и т.д.), органами, не относящимися к высшим законодательным структурам [8, с. 294-295].
В соответствии с этим следует отметить, что законотворчество является одном из видов правотворчества, т.е. эти понятия соотносятся как часть и целое.
В Российской Федерации в качестве основных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области законотворчества на федеральном уровне, выступают Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют четыре основных стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона
Бялт В.С., Трипутин С.Н. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая...
и опубликование закона. Каждая из них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый, монолитный законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохождения проекта закона с момента его зарождения и до его принятия и опубликования [7, с. 554].
Законодательная инициатива - это установленное Конституцией Российской Федерации право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Перечень данных субъектов закреплен в ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации.
Обсуждение законопроекта - стадия, состоящая из пленарных заседаний (чтений), которых обычно три, и служащая для того, чтобы довести законопроект до высокого уровня качества -устранить противоречия, пробелы и прочие неточности.
Принятие закона - важнейшая стадия, которая в свою очередь включает в себя три подстадии:
- принятие закона Государственной Думой;
- одобрение закона Советом Федерации;
- подписание закона Президентом РФ.
Принятие, одобрение федеральных законов, а также их подписание осуществляется в соответствии со ст. 105 и 107 Конституции Российской Федерации. Принятие, одобрение и подписание федеральных конституционных законов происходит согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo.gov.ru) [2, ст. 3, 4].
Таким образом, мы можем констатировать, что в России создана нормативная правовая база, довольно чётко и подробно регулирующая законотворческий процесс на федеральном уровне. Тем не менее, хотелось бы акцентировать внимание на Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г., в котором он выдвигает ряд предложений, направленных на совершенствование института законотворчества в России. В частности, В.В. Путин сказал: «Мы должны уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия, в том числе речь о праве народной законодательной инициативы, я уже об этом говорил, вы знаете, когда идея, получившая гражданскую поддержку, в том числе в Интернете, обязательна к рассмотрению в парламенте». «Считаю правильным наделить членов Совета Федерации и депутатов Госдумы правом законодательной инициативы в законодательных собраниях своего субъекта Федерации. Тем самым мы усилим связь федерального законодательства с жизнью регионов и законодателя как такового». «Если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно, конечно, признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов. Лишь честно признав это, можно кардинально изменить ситуацию. Надо наладить планомерную работу по упорядочению законодательства, при этом раз и навсегда отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике» [3].
Полагаем, что указанные выше предложения, касающиеся развития народной законодательной инициативы, установления права законодательной инициативы сенаторов и депутатов Госдумы в законодательных собраниях своего субъекта Российской Федерации, а также дальнейшей систематизации законодательства, бесспорно, заслуживают самого пристального внимания и должны быть приняты к рассмотрению. С нашей точки зрения, реализация указанных предложений, несомненно, позволит более эффективно регулировать общественные отношения, поскольку качественно повлияет на результативность правотворческой деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:
1) исследование института законотворчества имеет важнейшее теоретическое и практическое значение с точки зрения обобщения и систематизации имеющихся знаний в данной области, а также обоснования предложений по совершенствованию законотворчества как вида правотворческой деятельности;
2) правотворчество является важнейшим завершающим этапом правообразования, т.е. понятия «правообразование» и «правотворчество» соотносятся с точки зрения формальной логики как целое и часть;
3) в научной литературе нет единого чётко установленного понятия правотворчества, также различные учёные-правоведы приводят и обосновывают свои перечни принципов правотворческой деятельности;
4) законотворчество является одним из видов правотворчества по критерию значимости и представляет собой совокупность официально установленных процедур разработки, принятия и введения в действие законов как нормативных правовых актов высшей юридической силы;
5) основными нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру законотворчества в России на федеральном уровне, являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;
Теория и история государства и права
6) на наш взгляд, предложенный перечень мероприятий, направленный на совершенствование института законотворчества в Российской Федерации, может способствовать повышению эффективности правотворческой деятельности, что в конечном итоге скажется на качестве урегулирования общественных отношений в государстве;
7) следует констатировать, что вопросы, связанные с теоретико-правовым анализом законотворчества как вида правотворчества, по нашему мнению, нуждаются в дальнейшем рассмотрении и исследовании.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993.
- 25 дек.; СЗ РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 1, 2; 2014. - № 6. - Ст. 548; № 30 (ч. I). - Ст. 4202.
2. Федеральный закон РФ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральный конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 801; 2012. - № 53 (ч. I). - Ст. 7579.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. // Российская газета. - 2014. - 5 дек.
4. Илларионов, А. В. Акты правотворчества в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2009.
5. Калинин, А. Ю. Правообразование в России: понятийно-категориальный и структурно-функциональный состав (историко-теоретическое исследование) : дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 2010.
6. Кайтаева, Х. И. Правотворчество в правовом государстве : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
7. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014.
8. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права : учебник / 4-е изд., испр. и доп.
- М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
9. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник. - М.: Норма; Инфра-М, 2014.
10. Синюков, С. В. Механизм правотворчества : дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2013.
11. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.
УДК 340.1
В.Г. Вишневский*
Теоретические начала связи права и культуры по Л.И. Спиридонову (в иллюстрациях)
Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.
Д.С. Лихачев. Раздумья о России
Статья посвящается теоретическим началам (положениям) связи права и культуры, разработанных Л.И. Спиридоновым. Настоящие начала определяют направления историко-теоретических исследований природы права и культуры как взаимозависимых сфер единой духовной культуры. Начала раскрывают эстетическую ценность в познании права его возникновения, сущности и развития. В статье излагается взгляд, по которому корни и истоки права уходят в мустьерскую эпоху периода деятельности неандертальского человека и т.д. Статья адресуется преподавателям и студентам юридических образовательных организаций.
Ключевые слова: культура, эстетика, право, правосознание, первобытное общество.
V.G. Vishnevsky*. Early theoretical context of law and culture by L.I. Spiridonov (illustrations).
The article is devoted to the theoretical principles of the connection between law and culture (according to L.I. Spiridonov). These principles point to the directions of the theoretical researches concerning the nature of law and culture and their interrelationship. The article reveals the aesthetic value in knowledge of law including the law origin, its essence and development. The article presents the conception according to which the roots of law should be looked for in the Mousterian period of the Neanderthal Man's activity.
Keywords: culture, aesthetics, law, justice, primitive society.
* Вишневский, Владимир Григорьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Иркутского юридического института (филиал) Государственного университета юстиции РФ. Адрес: Россия, 664011, г. Иркутск, ул. Некрасова 4. Тел.: 89149566333; E-mail: [email protected].
* Vishnevsky, Vladimir Grigoryevich, PhD, Associate Professor of the Theory and History of State and Law of the Irkutsk Law Institute (branch) of the State University of Justice. Address: Russia, 664011, Irkutsk, Nekrasov str., 4. Tel .: 89149566333. E-mail: [email protected].
© Вишневский В.Г., 2016