Научная статья на тему 'Снижение уровня правового нигилизма студентов юридического колледжа посредством субъектно-ориентированных образовательных технологий'

Снижение уровня правового нигилизма студентов юридического колледжа посредством субъектно-ориентированных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SUBJECT-ORIENTED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / LEGAL NIHILISM / LEGAL COLLEGE / PROJECT ACTIVITY / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маеркина Елена Петровна

Правовой нигилизм феномен достаточно распространенный в России, на всех уровнях социума. Различные формы правового нигилизма влекут те или иные негативные социальные последствия: многие авторы отмечают прямую корреляцию уровня правового нигилизма с уровнем преступности. Профессиональная компетентность студента юридического образовательного учреждения, как среднего профессионального, так и высшего, немыслима при отрицательном или скептическом отношении учащегося к праву и правовым ценностям. Вопросы, связанные со снижением уровня правового нигилизма, конкретные методики и технологии, приобретают все большее значение по мере развития гражданского общества, однако, возможности субъектно-ориентированных образовательных технологий в области снижения уровня правового нигилизма недостаточно изучены. Исследован потенциал интеграции в образовательный процесс субъектно-ориентированных образовательных технологий с целью снижения уровня правового нигилизма среди студентов юридического колледжа. В частности, были разработаны и интегрированы в образовательный процесс следующие технологии: ролевая игра «Процесс», результатом которой явилось ознакомление обучающихся с процессом судопроизводства в Российской Федерации; проект «Помощь пенсионеру», в рамках которого студентами оказывались консультации настоящим и будущим пенсионерам по вопросам пенсионного страхования, назначению и размеру пенсионных выплат и т. д. В рамках проведенного панельного исследования уровня правового нигилизма (дважды опрашивалась одна и та же выборка студентов в разное время, а именно на первом и последнем годе обучения) использовался метод опроса. Из результатов опроса следует, что уровень правового нигилизма находится в обратной пропорциональной зависимости от уровня знаний студента в правовой сфере. Данный факт в очередной раз подтверждает эффективность реализации субъектно-ориентированных образовательных технологий в образовательном пространстве юридического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCE THE LEVEL OF LEGAL NIGILISM OF STUDENTS OF THE LEGAL COLLEGE BY MEANS OF SUBJECT-ORIENTED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Legal nihilism is a phenomenon quite common in Russia, at all levels of society. Various forms of legal nihilism entail some or other negative social consequences: many authors note a direct correlation between the level of legal nihilism and the level of crime. The professional competence of a student at a law school, both secondary and higher, is unthinkable with a negative or skeptical attitude of the student to law and legal values. Issues related to the reduction of the level of legal nihilism, specific methods and technologies, are gaining importance as civil society develops, however, the possibilities of subject-oriented educational technologies in the field of reducing the level of legal nihilism have not been sufficiently studied. In the proposed article, the author explores the potential of integration in the educational process of subject-oriented educational technologies with the aim of reducing the level of legal nihilism among students of a law college. In particular, the author has developed and integrated into the educational process the following technologies: role-playing game «Process», which resulted in familiarization of students with the process of legal proceedings in the Russian Federation; the project «Assistance to a pensioner», within the framework of which students were provided with consultations for present and future pensioners on pension insurance, the purpose and amount of pension payments, etc.Within the framework of a panel study of the level of legal nihilism (twice the same sample of students was sampled at different times, namely at the first and last year of studies), a survey method was used. From the results of the survey it follows that the level of legal nihilism is in inverse proportion to the student’s level of knowledge in the legal field. This fact once again confirms the effectiveness of implementing subject-oriented educational technologies in the educational space of a law college.

Текст научной работы на тему «Снижение уровня правового нигилизма студентов юридического колледжа посредством субъектно-ориентированных образовательных технологий»

УДК 377.5

Маеркина Е.П.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: elena_maerkina@mail.ru

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПОСРЕДСТВОМ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Правовой нигилизм - феномен достаточно распространенный в России, на всех уровнях социума. Различные формы правового нигилизма влекут те или иные негативные социальные последствия: многие авторы отмечают прямую корреляцию уровня правового нигилизма с уровнем преступности. Профессиональная компетентность студента юридического образовательного учреждения, как среднего профессионального, так и высшего, немыслима при отрицательном или скептическом отношении учащегося к праву и правовым ценностям. Вопросы, связанные со снижением уровня правового нигилизма, конкретные методики и технологии, приобретают все большее значение по мере развития гражданского общества, однако, возможности субъектно-ориентированных образовательных технологий в области снижения уровня правового нигилизма недостаточно изучены.

Исследован потенциал интеграции в образовательный процесс субъектно-ориентированных образовательных технологий с целью снижения уровня правового нигилизма среди студентов юридического колледжа. В частности, были разработаны и интегрированы в образовательный процесс следующие технологии:

- ролевая игра «Процесс», результатом которой явилось ознакомление обучающихся с процессом судопроизводства в Российской Федерации;

- проект «Помощь пенсионеру», в рамках которого студентами оказывались консультации настоящим и будущим пенсионерам по вопросам пенсионного страхования, назначению и размеру пенсионных выплат и т. д.

В рамках проведенного панельного исследования уровня правового нигилизма (дважды опрашивалась одна и та же выборка студентов в разное время, а именно на первом и последнем годе обучения) использовался метод опроса. Из результатов опроса следует, что уровень правового нигилизма находится в обратной пропорциональной зависимости от уровня знаний студента в правовой сфере. Данный факт в очередной раз подтверждает эффективность реализации субъектно-ориентированных образовательных технологий в образовательном пространстве юридического колледжа.

Ключевые слова: субъектно-ориентированные образовательные технологии, профессиональная компетентность, правовой нигилизм, юридический колледж, проектная деятельность, среднее профессиональное образование.

Известный юрист Сергей Алексеев, один из авторов Конституции Российской Федерации, высказывался о правовом нигилизме следующим образом: «О правовом нигилизме много говорят на самом высоком уровне; я бы сказал жестче: мы сталкиваемся с тотальной недооценкой права. Именно с этим связаны все трудности, переживаемые нашим обществом. Стремление произвольно перекраивать существующую юридическую систему, манипулирование правовой материей приводят к крупным политическим и социально-экономическим просчетам, а то и к катастрофическим последствиям» [15].

Проблема правового нигилизма среди студентов всегда была актуальна и носит цикличный характер. Термин «нигилизм» был введен немецким писателем и философом Ф.Г. Якоби [8]. В последствии феномен нигилизма являлся предметом исследования многих ученых,

как классиков, так и современников (С. Кьер-кегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдег-гер, С.Л. Франк, Н.И. Матузов, В.А. Туманов, Р.Б. Ткаченко, Ю.В. Баранов, М.Ю. Попов и многие другие). С. Кьеркегор полагал, что причиной нигилизма стал кризис христианства и распространение гедонизма [2]. Ф. Ницше считал, что нигилизм есть понимание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи бога, так и идеи прогресса [4]. Правовой нигилизм является более узким понятием, нежели нигилизм в целом. Мы придерживаемся следующего определения правового нигилизма (от лат. «nihil» - ничего) - это одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни),

выступает одной из причин противоправного поведения, преступности [1].

Представляется интересным отношение к праву будущих юристов - студентов юридического колледжа. Так, автором был исследован один поток студентов (109 человек), обучение которых осуществлялось по ряду дисциплин с помощью субъектно-ориентированных технологий на протяжении трех лет [3]. Целью данного исследования было выявление потенциала интеграции субъектно-ориентированных образовательных технологий в образовательный процесс юридического колледжа для воздействия на уровень правового нигилизма среди студентов юридического колледжа. Для достижения поставленной цели использовались общетеоретические, эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование) и статистические (математическая обработка, графическая интерпретация результатов исследовательской работы) методы.

В настоящее время в педагогической науке нет общепризнанного определения понятия «технология». Мы понимаем под педагогической технологией упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса, как предложил В. А. Сластенин [7]. И субъектно-ориентированные технологии профессионального образования, по мнению специалистов, базируются на необходимости придания содержанию образования личностно-ценностного смысла [8]. Одним из самых ярких проявлений субъектно-ориентированных технологий является проектная деятельность. Е.С. Полат выделяет следующие виды проектов [6]:

1) по доминирующей в проекте деятельности: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2) по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

3) по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта,

характерно для телекоммуникационных проектов);

4) по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5) по количеству участников проекта (индивидуальные, парные, групповые);

6) по продолжительности проекта (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные);

7) по результатам (доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка и др.).

В настоящее время возможности учебной деятельности не ограничиваются только доступом к информации, как раньше. Студентам теперь предоставляется ресурс развития своего отношения к чему-либо с помощью образовательных технологий [9]. Формы активного обучения, к которым относятся и субъектно-ориентированные технологии, по мнению зарубежных авторов, должны лоббироваться педагогами для «инициирования и поддержки усилий по интеграции образовательных технологий» [10]-[14].

На протяжении всего периода обучения со студентами были реализованы следующие мероприятия, помимо основного учебного плана по федеральному государственному стандарту среднего профессионально образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»:

- ролевая игра «Процесс», посвященная процессу судопроизводства в Российской Федерации (на 1, 2 и 3 курсах. Рассматривались ст. 290 УК, 109 УК и соответственно) - межпредметный ролевой групповой проект;

- проект «Помощь пенсионеру», в соответствии с которым студенты консультировали будущих и настоящих пенсионеров по вопросам выплат пенсий, их размера, вопросам страхового стажа и т. д. - групповой творческий монопроект, реализован на 3 курсе;

- проект «Словарь «Страховое дело», результатом которого явился словарь основных терминов по дисциплине «Страховое дело» -практико-ориентированный моно проект, реализован на 3 курсе.

В рамках панельного исследования уровня правового нигилизма (дважды опрашивалась

Маеркина Е.П.

Снижение уровня правового нигилизма студентов...

одна и та же выборка студентов в разное время, а именно на первом и последнем годе обучения) использовался метод опроса. Инфографика ответов учащихся приведена на рисунке 1, проценты округлены до десятых.

Согласно результатам опроса среди первокурсников подавляющее большинство сту-

Рисунок 1 - Доверяете ли вы судебной системе нашего государства?

Рисунок 2 - Как вы думаете, зависят ли решения суда от статуса участников судебного процесса?

Рисунок 3 - Что вы можете сказать о системе нормативно-правовых актов нашего государства?

дентов (63,2%) не доверяют судебной системе нашего государства. Однако к третьему курсу картина меняется почти на диаметрально противоположную - доверие к судебной системе испытывают 67,1% респондентов.

Следующий вопрос касался важнейшего принципа демократии, а именно принципа равенства перед законом. Следует отметить, что результаты по данному вопросу связаны с результатами по предыдущему и представлены на рисунке 2.

Так, среди первокурсников мнение о зависимости решений суда от статуса участников судебного процесса преобладает (69,3%), а к третьему курсу количество учащихся, думающих также, составило всего 34,5%.

Далее студенты отвечали на вопрос о системе нормативно-правовых актов в России, вопрос был открытым, то есть, не было предложено вариантов ответа. Результаты опроса 1 курса и результаты этого же опроса студентов к концу периода обучения так же представляются прогнозируемыми и подтверждающими мнение о корреляции уровня правового нигилизма и степени знаний в сфере юриспруденции и представлены на рисунке 3.

Так, опрос студентов 1 курса показывает скептическое отношение к закону - 41,6% респондентов считают, что система нормативно-правовых актов не упорядочена; 34,7% убеждены, что в законодательстве нашего государства много пробелов и коллизий и 22,4% указывают, что законы работают избирательно, то есть, отрицают реализацию принципа равенства всех перед законом.

К концу обучения результаты опроса разительно отличаются от начальных. Прежде всего, у многих опрошенных появился вариант ответа, который не был предложен ни одним из респондентов во время их

обучения на первом курсе - «действующие законы, в подавляющем большинстве, являются конституционными, логичными и последовательными; задача юристов - совершенствовать систему законодательства и способствовать ее успешному исполнению». Процентное соотношение по другим ответам изменилось в сторону уменьшения.

На основании результатов опроса можно сделать вывод об обратной зависимости уров-

ня правового нигилизма от степени знаний студента в правовой сфере и успешном снижении уровня правового нигилизма студентов юридического колледжа с помощью инструментария субъектно-ориентированных технологий. По нашему мнению, корректный выбор образовательных технологий с их последующей интеграцией в образовательный процесс юридического колледжа является достойным решением проблемы правового нигилизма в студенческой среде.

18.05.2017

Список литературы:

1. Сухарев, А.Я. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. - М.: Инфра-М. - 2003.

2. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - М.: 1994.

3. Маеркина, Е.П. Аксиологические аспекты педагогического взаимодействия «преподаватель-студент» в образовательном пространстве колледжа / Е.П. Маеркина // Педагогический журнал. - 2016. - №1. - С. 40-50.

4. Ницше, Ф. Избранные произведения: в 3 т. / Ф. Ницше. - М.: 1994.

5. Ольховая, Т. А. Субъектно-ориентированные технологии профессионального образования [Электронный ресурс] / Т.А.Ольховая // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 29-31 янв. 2014 г., Оренбург. - М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург, 2014.

6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М: ACADEMA, 2005.

7. Педагогика / В. А. Сластенин и др. - М.: Академия, 2007.

8. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия. - 1983.

9. Brown, J. S. Minds on fire: Open education, the long tail and learning 2.0. [Электронный ресурс] / J.S. Brown & R. Adler. - Educause Review. - 2008. - 43(1). - Р. 16-32. - URL: http://net. educause.edu/ir/library/pdf/ERM0811.pdf.

10. Hall, G.E. Technology's Achilles heel: Achieving high-quality implementation [Электронный ресурс] / G.E. Hall // Journal of Research on Technology in Education. - 2010. - 42(3). - Р. 231-253. - URL: http://proxy.bsu.edu/login?url=http://search.ebscohost. com/login.aspx?direct=true&db=aph&AN=49226506&site=ehost-live&scope=site.

11. Miller, J.L. Educational Technology Bridging the Gap Between Youth and Adult Learners of the 21st Century [Электронный ресурс] / J.L. Miller // Adult Education Research Conference. - 2015. - URL: http://newprairiepress.org/aerc/2015/papers/36

12. Oppenheimer, T. The flickering mind: The false promise of technology in the classroom and how learning can be saved [Электронный ресурс] / T. Oppenheimer. - New York, NY: Random House. - 2003. - URL: http://www.booknoise.net/flickeringmind/press/ src/flickeringmind_pressrelease.pdf.

13. Strudler, N. Perspectives on technology and educational change [Электронный ресурс] / N. Strudler // Journal Of Research On Technology In Education. - 2010. - 42(3). - P. 221-229. - URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=aph&AN =49226505&site=ehost-live&scope=site.

14. Trilling, B., & Fadel, C. (2009). 21st century skills: Learning for life in our times [Электронный ресурс] / B. Trilling & C. Fadel. -San Francisco, CA: Jossey-Bass. - URL: http://yasamboyuogrenme.wikispaces.com/file/view/21st+CENTURY+SKILLS.pdf.

15. Новостной портал vesti.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vesti. ru/doc.html?id=1083904&1083904 (дата обращения 27.04.2017).

Сведения об авторе:

Маеркина Елена Петровна, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20-304 E-mail: elena_maerkina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.