(дата обращения: 03.04.2018).
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 400 с.
© Михеева Е.В., 2018
УДК 37.013
О.В.Фролов
д-р пед. наук, профессор ОГУ г. Оренбург, РФ e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В современных условиях актуализируется проблема предупреждения проявления правового нигилизма в государственном управлении. Профессиональная подготовка будущих менеджеров государственного управления не содержит комплекса социально-педагогических условий, обеспечивающих формирование механизма противодействия проявлениям правового нигилизма. Обоснована необходимость изменения теоретико-методологических подходов к образовательному процессу управленческого вуза.
Ключевые слова
Государственная служба, культура, право, правовой нигилизм, правосознание, правовая культура.
Деятельность менеджеров государственного управления зачастую характеризуется игнорированием интересов государственной службы, проявлением правового нигилизма. Культурной доминантой является концепция личной пользы, отрицающая общественное служение - интериоризированный комплекс социальной ответственности и способности к социальному взаимодействию. Природа правового нигилизма и проблемы формирования правовой культуры как его антипода рассматривались философами (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер и др.), правоведами (С.С. Алексеев, В.И. Гойман, Н.П. Гранат и др.), социологами (Э. Дюркгейм, Ж. Карбонье, Р.К. Мертон и др.), педагогами (В.И.Байденко, Серяева И.Ю., Татаринцева Е.В. и др.). В современной научной литературе правовой нигилизм трактуется как: «черта российской правовой культуры» (К.А. Костина); «часть субъективного мироощущения правовой действительности» (Д.К. Нурпеисов); мировоззренческая позиция (В.С.Степин). Нам близка научная позиция проф. В.Н.Кудрявцева, который рассматривает правовой нигилизм как показатель изменения духовно-нравственной регламентации поведения человека [2]. Оставаясь на позициях культурологического подхода, считаем, что правовой нигилизм является культурной системой, комплексом ценностей и норм, определяющих девиантную поведенческую ориентацию определенных членов общества или социальных (социально-профессиональных) групп, изменяющих смысл и значение правовой нормы, превращающих асоциальные установки в традиционный эталон повседневности. Разновидностью правового нигилизма личности является правовой нигилизм государственных служащих, содержание которого, по мнению М.А.Месилова, заключается в сознательном мотивированном отторжении должностным лицом законов государства и выборе иного способа регулирования общественных отношений с использованием служебного положения и властных полномочий [3]. Критическое осмысление
~ 154 ~
противоречий культурного пространства современного молодежного социума в совокупности личных наблюдений, профессионального общения, изучения научной литературы и т.д. позволило нам установить возможные причины осознанной отрицательной морально-правовой модели поведения студентов управленческих вузов - будущих менеджеров государственного управления - в новой культурной реальности, главной из которых является изменение смысла и назначения человека - «продукта рыночной системы», для которого главная проблема «иметь спрос, находить признание на рынке» (Н.Д.Абсава). Современен вывод, сделанный более века назад Н.А.Бердяевым: «подрастает хулиганское поколение, которое не знает закона высшего, чем самоутверждение. Поколение это отдано во власть самолюбия и корыстолюбия, и знакома ему только религия самобоготворения и самообожания. Окончательно потерялось сознание ценности человеческой жизни, и неуважение к личности достигает размеров чудовищных» [1]. Очевидно, что решение проблемы предупреждения правового нигилизма как культурной программы, включающей ценностную установку и мотив поведения, возможно в содружестве представителей педагогической, психологической, социологической, юридической наук. Как показывает практика, использование традиционных форм воспитания и обучения вполне обосновано с точки зрения целей компетентностно-ориентированного образовательного процесса, но не позволяет в полной мере обеспечить субъектную позицию студентов в будущей профессиональной деятельности, выявить ее актуальный смысл, особую социальную значимость и значение в решении правовых проблем личности, общества, государства. Решение основной педагогической задачи - формирования позитивного правового сознания - требует изменения теоретико-методологических подходов. Конструирование в вузовском образовательном процессе нового образа социальной реальности, характеризуемого минимизацией проявления правового нигилизма, возможно при рассмотрении этого явления как феномена культуры. Разрушению представления о правовом нигилизме как ментально обусловленной форме правосознания будет способствовать, на наш взгляд, внедрение курса «Правовая культура в государственном управлении», влияние которого определяется методологическим каркасом философско-правовой парадигмы профессиональной подготовки. Требует внимания аксиологический контекст решения педагогической задачи, который заключается в уважительном отношении педагогов к праву как ценности, в модели поведения, исключающей «суперпредприимчивость» в вузовском пространстве культуры отношений. Вынуждены констатировать, что формируется принципиально новый тип культурного взаимодействия - коррупционная культура - разрушающая диалогическую модель выражения культурных позиций и ценностей субъектов образовательного процесса. Необходима организация специальной психолого-педагогической и философско-культурологической и философско-правовой подготовки преподавателей специальных дисциплин, которые, к сожалению, в процессе профессиональной деятельности зачастую ограничиваются единственным смыслом - узкоспециальным - исключая философский, культурный, психологический, содержащие интенции преданности отечеству, нравственной чистоты и веры в право.
Таким образом, в условиях актуализации общественного запроса на справедливость, вопрос профессиональной подготовки студентов-будущих менеджеров государственного управления к предупреждению проявлений правового нигилизма имеет государственное значение, поскольку их поведение, отношение к праву детерминирует позицию всего населения к правовой действительности.
Список использованной литературы:
1. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции/ Сост. и коммент. В.В. Сапова. - М.: Канон+, 1998. (История философии в памятниках) - С. 51.
2. Кудрявцев В.Н, Избранные труды по социальным наукам: в 3 т. Т.1: Общая теория права. Уголовное право. М.: Наука, 2002. - 567 с.
3. Месилов М.А. Правовой нигилизм государственных служащих в современной России: теоретико-правовое исследование: дис... канд. юрид. наук: 12.00.01.: утв. 01.04.09. М., 2008. 180 с.
© Фролов О.В., 2018