Научная статья на тему 'Правовой нигилизм как важная проблема, влияющая на развитие системы образования'

Правовой нигилизм как важная проблема, влияющая на развитие системы образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL NIHILISM / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / LEGAL CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CONSCIOUSNESS / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL VALUES / ЦЕННОСТЬ ПРАВА / VALUE RIGHTS / ОБЩЕСТВО РИСКА / RISK SOCIETY / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ / THE SYSTEM OF SOCIAL NORMATIVITY / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / POLITICAL AND LEGAL IDENTITY / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / VISUAL CULTURE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крупеня Елена Михайловна

В статье изложена позиция автора относительно правового нигилизма в контексте современного общества, для которого характерен кризис идентичности, в том числе и политико-правовой (гражданской). Как феномен антикультуры, правовой нигилизм проблематизирует развитие современной системы высшего образования с позиции ее наполнения ценностями политико-правовой и гуманитарной культуры. Один из возможных способов минимизации правового нигилизма в современном образовательном пространстве высшей школы видится автору в широком использовании возможностей визуальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NIHILISM AS A PROBLEM AFFECTING THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM

The article describes the author’s position concerning the legal nihilism in the context of modern society, which is characterized by a crisis of identity, including the politicallegal (civil). As the phenomenon of anti-culture, legal nihilism troubles the development of a modern system of higher education from the viewpoint of its filling with the values of the legal-political and humanitarian culture. One of the possible ways of minimization of legal nihilism in modern educational space of a higher school is seen by the author in the use of visual culture.

Текст научной работы на тему «Правовой нигилизм как важная проблема, влияющая на развитие системы образования»

ОСНОВНАЯ ТЕМА

УДК 316

Е.М. Крупеня

Правовой нигилизм как важная проблема, влияющая на развитие системы образования

В статье изложена позиция автора относительно правового нигилизма в контексте современного общества, для которого характерен кризис идентичности, в том числе и политико-правовой (гражданской). Как феномен антикультуры, правовой нигилизм проблематизирует развитие современной системы высшего образования с позиции ее наполнения ценностями политико-правовой и гуманитарной культуры. Один из возможных способов минимизации правового нигилизма в современном образовательном пространстве высшей школы видится автору в широком использовании возможностей визуальной культуры.

Ключевые слова: правовой нигилизм, правовое сознание, правовая культура, правовые ценности, ценность права, общество риска, система социальной нормативности, политико-правовая идентичность, визуальная культура, образовательный процесс.

1. Трудно аргументированно спорить с тем, что современная система высшего профессионального образования существует не изолированно, а в конкретной социокультурной среде. Очевидно, что такой средой выступает общество. Оно в условиях глобального мира (мира без границ), разумеется, испытывает на себе мощное влияние геополитических вызовов.

Современное общество представители различных наук описывают по-разному. Например, социологи характеризуют его как общество риска, т.е. общество, в котором наращивается социокультурный раскол и фиксируется кризис идентичности. Об этом в последнее время все чаще высказываются и представители юридического сообщества [1; 5, с. 24—32]. Интерес экспертов-правоведов к проблемам общества раскола не случаен. Он объясняется тем, что наряду с различными проявлениями кризиса идентичности (гендерная, корпоративная, национальная, профессиональная, региональная, религиозная, цивилизационная, этническая и др.) существует и кри-

© Крупеня Е.М., 2014

142

Правовой нигилизм как важная проблема, влияющая на развитие системы образования

зис правовой идентичности [2, с. 4—9] (политико-правовой или гражданской).

2. Кризис политико-правовой идентичности актуализирует вопрос о понимании правового нигилизма. Представляется, что правовой нигилизм едва ли стоит рассматривать ограниченно, лишь как негативную форму правового индивидуального или коллективного (массового) сознания, которое существует как противоположность, антипод нормального (в терминологии И.А. Ильина [6, с. 12—19]) правосознания. В такой трактовке правовой нигилизм — это всего лишь форма правосознания, которая существует в общем ряду вместе с другими его формами. Между тем хорошо известно, что иные формы правосознания (правовой идеализм, правовой фетишизм) не менее, а может, и более опасны и для государственно-правовой сферы, и для всего общества.

3. В контексте общества раскола и кризиса политико-правовой идентичности правовой нигилизм может быть описан как система мировоззрения и сложившихся на ее основе повседневных практик индивидуальных и коллективных субъектов. На идейном уровне эти практики питаются, во-первых, пренебрежением к праву как к системе социальной нормативности [3, с. 53—56]. Одновременно игнорируются те ценности, которые право в себе несет как генеральная функция общества, нацеленная на поддерживание коллективного целого, его интеграцию на основе гуманитарных достижений культуры.

Во-вторых, это система мировоззрения и практика воплощения пренебрежительного отношения к образу Человека (курсив мой. — Е.К) в праве, который предстает в единстве своих прав и обязанностей, свобод и ответственности.

Как массовое и повседневное социально-правовое явление правовой нигилизм блокирует и на уровне мировоззрения, и на уровне повседневного массового поведения право и его способность выполнять свои упорядочивающие функции в ситуациях, при которых другие социальные регуляторы деформируются или мутируют. В условиях общества раскола правовой нигилизм — это явление, которое в значительной степени усугубляет кризисные процессы в обществе, выступая катализатором социального раскола на основе распада всей системы социальной нормативности. Правовой нигилизм содержит в себе серьезные риски не только для институтов политической системы, но и для всего социального организма, и именно поэтому он опасен.

4. Угрозы, которые несет в себе правовой нигилизм, вынуждают корректировать цели, задачи и содержание высшего профессионального образования, прежде всего в их ценностном измерении.

Правовой нигилизм уже, к сожалению, глубоко проник в образовательное пространство высшей школы, которое наполняется рядом негативных в контексте общества риска и кризиса идентичности явлений и про-

143

Правовой нигилизм как важная проблема, влияющая на развитие системы образования

цессов: ценностное наполнение предметов уступает место форме, которая все больше довлеет над содержанием; эффектным технологиям отдается предпочтение перед социально-правовыми смыслами; функция преподавателя сведена к роли менеджера образовательного процесса, эффективность которого оценивается по многочисленным и зачастую формальным показателям, которые никак не связаны с уровнем и качеством подготовки бакалавров и магистров и др.

Поскольку эти явления в полной мере можно отнести к институциональным и они едва ли могут быть устранены в ближайшее время, то, очевидно, что речь можно вести только о том, как можно минимизировать сформировавшиеся негативные тенденции в практике преподавания дисциплин в рамках высшего профессионального образования.

Речь, по-видимому, можно вести о конкретных образовательных технологиях, в том числе и тех, что «предлагают» использование ресурсов визуальной культуры. Визуальная культура характеризуется высокой скоростью производства и потребления визуальных продуктов, экранностью, доминированием визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни. Визуальные объекты отличаются тем, что стремятся «насытить» зрителя, а используемые технологии нацелены на увеличение потенциальных зрительных возможностей.

Думается, что различные образовательные технологии с использованием визуальных объектов и мультимедийного контента могут оказать некоторое компенсирующие воздействие в процессе формирования правовой культуры студента, его гражданственности и патриотизма. Минимизировать влияние среды, характеризующейся правовым нигилизмом, возможно путем воспроизводства и трансляции социально-правовых ценностей, которые в культуре существуют в символически-знаковой форме [4, с. 29-35].

В заключение, подводя итог изложенному выше, еще раз подчеркнем ряд принципиальных моментов.

Управлять рисками, которые несет в себе правовой нигилизм для системы высшего профессионального образования, разумеется, можно. При этом важно помнить и постоянно иметь в виду социокультурный контекст, в котором существует и осуществляется подготовка профессиональных кадров. А в нем соответствующее своему значению место занимает и правовая культура общества, с ее ценностями и символами.

Правовой нигилизм как элемент правовой антикультуры, порожденной кризисом политико-правовой идентичности, вынуждает переосмысливать цели и задачи системы высшего профессионального образования в контексте гуманитарных ценностей, способствующих сохранению общества и его прогрессивному развитию на основе правовых достижений человечества, а также формированию личности Гражданина государства и Патриота своего Отчества (курсив мой. — Е.К).

144

Правовой нигилизм как важная проблема, влияющая на развитие системы образования

Один из возможных способов минимизации правового нигилизма в современном образовательном пространстве высшей школы видится автору в широком использовании возможностей визуальной культуры. При условии творческого отношения преподавателя к своему предмету и педагогической профессии, благодаря техническому и технологическому ресурсу современной визуальной культуры, выраженные в знаковой форме (символах) ценности правовой культуры общества проникают в образовательное пространство и наполняют его. А это, в свою очередь, позволяет отчасти блокировать правовую антикультуру и на уровне общества, и на уровне студенческой аудитории, и на уровне личности.

Литература

1. Зорькин В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России (К 20-летию Конституции Российской Федерации) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=65 (дата обращения: 26.11.2013).

2. Исаева Н.В. Правовая идентичность (теоретико-правовое исследование): Дис. ... д. ю. н. М., 2013. С. 4-9.

3. Крупеня Е.М. Статусное публичное право в контексте проблемы нормативного и индивидуального: Мировоззренческие основания // Евразийский юридический журнал. 2012. № 7. С. 53-56.

4. Крупеня Е.М. Статусное публичное право в контексте семиотического анализа // Вестник РГГУ. Серия: Юридические науки. 2012. № 3 (83). С.29-35.

5. Лукашева Е.А. Правовой нигилизм — социальный код российский цивилизации // Законность и правосознание: Материалы международной научной конференции / Под ред. д.ю.н., проф. Т.А. Сошниковой. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета. 2013. С. 24—32.

6. Пуздрач Ю.В. И.А. Ильин и его учение о правосознании // Там же. С. 12—19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.