Научная статья на тему 'К проблеме правового воспитания в молодежной среде'

К проблеме правового воспитания в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / LEGAL NIHILISM / LEGAL EDUCATION / SOCIETY / VALUES / STATE MECHANISM / STATE CONCEPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кассихина В. Е.

Рассматривается проблематика правового нигилизма в молодежной среде, причины правового нигилизма в контексте анализа правового воспитания, правовой пропаганды, способов и методов правового просвещения. Дано обоснование того, что основной задачей правового воспитания является привитие индивиду стремления и потребности к правомерному поведению в социуме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of legal education in the youth

The article presents the problems of legal nihilism among young people, the reasons of legal nihilism in the context of the analysis of legal education, legal propaganda, legal education methods and techniques. It gives reasons that the main objective of legal education is to develop in the individual desire and need for legal behavior in society.

Текст научной работы на тему «К проблеме правового воспитания в молодежной среде»

5. Матеров Н.В. Культура судопроизводства в России должна быть на высоком уровне // Российское право. - 2007. - № 4. - С. 14.

6. Колоколов Н.А. Указ. соч. - С. 189.

7. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М., 2007. - С. 114.

8. Козлова Н. Судью приговорили // Российская газета. - 2010. - 1 июня.

Кассихина Б.Е.

К ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В недалеком прошлом Россия пережила неоднозначные процессы становления независимого и демократического государства. Кризисные процессы в экономической и социальной жизни охватывали широкие сферы жизнедеятельности общества, накапливая разочарование практически всех слоев населения, грозили несоизмеримыми последствиями для демократических преобразований, построения правового государства с развитой экономикой на уровне стран - мировых лидеров.

Наиболее ощутимым препятствием при построении правового государства становится правовой нигилизм, нередко особенно ярко проявляющийся в молодежной среде. Особенно острая проблема правового нигилизма заключается в том, что он размывает и без того слабые представления современного российского общества о праве, которое в первую очередь воспринимается инструментом достижения личных и политических целей тех, о ком говорят как о власть имущих.

Подрыв доверия к правовым средствам защиты личности в социуме непременно подводит к моральному обоснованию, равно как и оправданию противоправных форм самозащиты в социуме, тем самым создавая угрозу общественной, государственной и национальной безопасности Российской Федерации, задерживая развитие общества и государства.

Воспитание глубокого уважения к праву и закону - в большей степени морально-нравственный аспект.

Надлежит отметить, что целью правового воспитания должно явиться совершенствование правовой культуры и правосознание граждан, потребность индивида следовать моральным принципам.

«Моральный закон свят (нерушим). Человек, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, и

с ним каждое моральное существо есть сама по себе мораль. Именно он - субъект морального закона»...

И. Кант. «Критика практического разума»

Представляется, что слова великого философа актуальны для современников, особенно в последние годы получившие в молодежной среде иной смысл: в достаточно большой степени изменилась его сущность, причины проявлений, воспроизводящие его источники, формы и способы воздействия на социальную жизнь. Большое количество исследователей в последние годы, анализируя современное российское общество в условиях экономического кризиса, констатируют негативные изменения в социальных отношениях, расширение форм противоправного социального поведения молодежи, представляющих собой крайне деструктивные проявления правового нигилизма.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова дается определение, что нигилизм - это полное отрицание всего, то есть скептецизм.

В советском энциклопедическом словаре (от лат. nihil - ничто) трактуется как отрицание ценностей моральных норм и норм культуры.

В контексте рассматриваемой проблемы представляется, что за основу определения «нигилизм» следует взять исследование В. А. Туманова, где правовой нигилизм рассматривается, как опасное социальное явление.

Представляется, что предотвратить распространение правового нигилизма в молодежной среде можно будет только тогда, когда будут детально изучены факторы его существования в нашей стране, основные источники, его питающие и воспроизводящие. Ввиду указанной выше причины существует остро возникшая потребность в научном исследовании проблемы этого социально-психологического явления.

Россия остро нуждается в разработке и последовательном применении четкой концепция борьбы с правовым нигилизмом молодежи. Данная концепция должна исходить из приоритетов разума, интеллекта, духовности и нравственности, основываться на философско-социальном осмыслении как позитивных, так и отрицательных явлений, происходящих в современном российском обществе. Острая необходимость разработки, принятия и применения данной концепции обусловлена глубокими изменениями в политической, культурной и социально-экономической жизни страны, повлекшими за собой негативные изменения традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей общества.

В условиях социально-экономических перемен в социуме первостепенное значение придается ответственности системы образования за нравственное, духовное, правовое, физическое развитие молодого поколения граждан.

Как принято в современной области исследований, к категории «молодежь» принято относить людей в возрасте от 14 до 30 лет. В различных молодежных социальных программах верхней границей рассматриваемого возраста является 30 лет. Это объясняется тем, что определенно большая часть молодых людей, не достигших тридцатилетнего возраста, как правило, продолжает обучение в высших учебных заведениях, учебных заведениях профессионального образования,

и включается в активную трудовую деятельность относительно позже других.

Следует отметить, что правовое воспитание - это комплекс мер, направленных на формирование правовых принципов, установок и навыков правомерного поведения, систематически и организованно воздействующих на персоналия. Основной целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и повышение правосознания граждан в обществе.

Наиболее выраженными формами правового воспитания являются правовая пропаганда, правовое обучение (образование), юридическая практика и правовое просвещение. Отдельно следует выделить такую форму правового воспитания, как работа личности над собой - самовоспитание.

Под правовым образованием (обучением) понимают передачу, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях. В этом поле правовое воспитание соотносится с правовым образованием как общем, так и в частном.

Правовое образование молодежи имеет важное значение для социума, поскольку, способствуя достойному правомерному поведению граждан, обеспечивает условия его нормального закрепления и функционирования. В виду того, что первичная социализация включает в себя период от рождения до формирования зрелой личности, образовательные учреждения профессионального образования являются одними из ведущих агентов первичной социализации молодежи.

Под правовой пропагандой принято понимать распространение правовых идей и установок в социуме Правовая пропаганда, как правило, оказывает непосредственное воздействие на воспитуемых, прежде всего, на уровне идеологии. Правовая пропаганда может быть устной, визуальной (например, такая как преподносимая средствами радиовещания и телевидения) и письменной (средства массовой печати, распространение брошюр, буклетов и т.п.).

Правовое просвещение представляет собой распространение правовых идей, установок в обществе субъектами правовой пропаганды, а также их восприятие самими объектами правовой пропаганды, тех, кому предназначена эта информация. Более того, правовая пропаганда включает в свою систему воспитательно-образовательные учреждения, осуществляющие правовое образование на всех образовательных уровнях.

Правовому нигилизму как социальному явлению присуща высокая степень деформирования правового сознания социальных индивидов, характеризующаяся отрицанием права как социального блага, негативным отношением к правосудию и законности и неуважением к ним, нарушением правовых запретов и предписаний, наносящим вред отдельным индивидам, элементам социума и обществу в целом, государству.

В рассматриваемом контексте правовой нигилизм означает не только и не столько отчуждение от существующей в обществе правовой системы, сколько неподобающее неуважение к праву, к деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти в целом, отрицание права как социальной ценности (характерно для крайних форм правового нигилизма).

Анализ категориального аппарата темы правового нигилизма, и в первую очередь таких понятий, как правовое образование, молодежь, правовое воспитание и правовая пропаганда, правовой нигилизм, делает возможным сопоставить его с существующими в обществе актуальными проблемами, ряд из которых, наиболее деструктивно влияющих на социальное развитие (в частности, правовой нигилизм молодежи), необходимо рассматривать в качестве национальных угроз для России.

Что касается анализа возникающих причин правового нигилизма молодежи в современном российском обществе, то следует акцентироваться на том, что каждый период развития общества характеризуется установкой определенных стандартов, правил поведения, системы ценностей. Те правила и ценности, что признавались правильными и приемлемыми для общества одной эпохи, могут оказаться совершенно недопустимым для социума в другой исторический отрезок времени.

Если рассматривать правовой нигилизм как отрицание норм и ценностей общества, которые не отражают интересы определенной группы граждан, в этом случае отрицание представляет собой закономерное явление. Поэтому можно утверждать, что нигилизм как социальное явление существует столько же, сколько существует общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. В то же время наиболее острой проблема правового нигилизма становится для стран, переживающих различные социальные трансформации.

В Российской Федерации, провозгласившей переход к рыночной экономике, проявления правового нигилизма в молодежной среде стали приобретать угрожающие для личности, общества и государства масштабы. В числе особенностей современного российского общества следует отметить обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое и значительное ухудшение уровня жизни значительной части населения, общий духовный кризис и, в частности, кризис образования и воспитания молодого поколения.

Эти и другие особенности современного российского общества, а также результат кризиса воспитания проявились в том, что такие деструктивные формы правового нигилизма, как молодежная и подростковая преступность, экстремизм, а также факторы, способствующие его проявлению и подтачивающие общество изнутри, являющиеся неизменными индикаторами кризиса воспитания, - алкоголизм, табакокурение, наркомания, проституция - сопровождают современное молодое поколение уже задолго до совершеннолетия.

Представляется, что качества и свойства молодого поколения напрямую зависят от политики, которую проводит общество в лице государства в отношении семьи, детства, молодежи. Государство, его институты в партнерстве с общественными институтами должны занимать активную позицию в развитии потенциала молодежи как главного условия наращивания качества человеческого капитала. Сегодня необходимо сформировать те свойства и качества, которыми должно обладать работающее население через 10-15-20 лет.

Государство и общественные институты должны уделять особое внимание

воспитанию у молодежи гражданского сознания, к созданию условий для личностной самореализации молодых людей как активных участников прогрессивных преобразований, построения российского демократического общества и правового государства, обеспечения национальной и социальной безопасности.

Молодые люди должны обладать основными необходимыми для жизни правовыми знаниями и навыками, быть способными грамотно совершать элементарные юридические действия, в том числе по защите нарушенных прав и свобод.

Государственный механизм современной России недостаточно совершенен, но только с его помощью можно преодолеть правовой нигилизм. При этом для минимизации нигилистических взглядов в молодежной среде требуются усилия не только власти, но и всего общества. Необходима государственная концепция борьбы с правовым нигилизмом, которая должна проходить исключительно внутри правового поля, в рамках которой особо следует выделить модель непрерывного правового образования и воспитания молодежи. Только таким образом, применяя целый комплекс правовых средств, государственных мер, общественных усилий, можно минимизировать его угрозу обществу и государству.

Преодоление правового нигилизма - процесс длительный, непрерывный и сложный, одним из перспективных направлений которого является непрерывное правовое образование и воспитание молодого поколения. Необходимо распространить период правового обучения на весь жизненный цикл человека, широко используя все силы и средства соответствующих социальных институтов, различные формы и методы образовательно-воспитательного процесса. Обеспечив систематическое, регулярное приобретение, обновление правовых знаний, навыков и умений, можно не только научить граждан грамотно применять закон, защищать свои права и свободы, но и серьезно повлиять на нигилистические взгляды в обществе.

Молодежь сегодня - стратегически важный ресурс общества и государства, способная осуществить прогрессивные преобразования в экономической, государственной и социальной сферах. Отсюда задача общества и государства - максимально создать условия с тем, чтобы три основных фактора: правовая культура, правосознание и правовое поведение личности - находились в тесной взаимосвязи. Для этого необходимо распределить период правового обучения на весь жизненный цикл человека, используя опыт и все силы соответствующих социальных институтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветрила Е.В. Права свидетеля: теоретический анализ // Государство и право в XXI веке. - 2016. - № 1. - С. 32-41.

2. Джанибекова Н. А., Зарипов Ш. А. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи // Молодой ученый. - 2013. - №7.

3. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. - 2015. - № 8.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997.

5. Кант И. Критика практического разума. Электронный ресурс. Режим доступа: iknigi.net/.../94571-kritika-pr...manuil-kant.html.

6. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. - 2012. - № 2. - С. 42-47.

7. Сплавская Н.В. Инновационный подход к исследованию продуктивного поведения студенческой молодежи // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 2 (36). - С. 109-113.

8. Сплавская Н.В. Роль правосознания в виктимном поведении молодежи // Гуманизация образования. - 2015. - № 4. - С. 92-97.

9. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в международном инновационном университете // Вестник СевКавГТИ. - 2014. - № 18. - С. 126-129.

10. Дружинина А.В. Юридическое образование: вчера и сегодня // Гуманизация образования. - 2016. - № 2. - С. 18-24.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Четян М.А., Даниелян Г.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Конституция играет огромную роль в жизни современного общества, поскольку составляет основу всей правовой системы страны. Она обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам, которые должны конкретизировать ее положения и не противоречить ей, закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, определяет общественное и государственное устройство, а также порядок, структуру и принципы формирования органов государственной власти и управления. В Конституции фиксируются те ценностные ориентиры, которых должны придерживаться как граждане, так и государство.

Одним из основных свойств Конституции является стабильность. Она призвана закреплять самые устойчивые и неизменные правила и нормы общественной жизни, а также права, гарантируемые государством [8, с. 42]. Во-первых, Конституция обладает особым порядком принятия: ее проект разрабатывается учеными и специалистами на протяжении длительного времени, проходит всеобщее

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.