Научная статья на тему 'Правовой нигилизм как особая форма деформации правосознания в современной России'

Правовой нигилизм как особая форма деформации правосознания в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2946
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ДЕФОРМАЦИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЙ НЕГАТИВИЗМ / LEGAL NIHILISM / DEFORMATION / SENSE OF JUSTICE / LEGAL CULTURE / LEGAL NEGATIVISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подольский Владимир Вячеславович

В статье рассматривается проблема правового нигилизма как особой формы деформации правового сознания граждан в современной России. В работе автор анализирует специфику правосознания граждан, уровень правовой культуры, а также механизмы предупреждения и предотвращения последствий правового нигилизма в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal nihilism as special form of deformation of sense of justice in modern Russia

The paper explores legal nihilism as special form of deformation of legal consciousness of citizens in modern Russia. In this work, the author analyzes specifics of sense of justice of citizens, level of legal culture, as well as prevention mechanisms of the consequences of legal nihilism in society.

Текст научной работы на тему «Правовой нигилизм как особая форма деформации правосознания в современной России»

УДК 316.334.4 ББК 60.561.4 П 44

В.В. Подольский,

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар, тел.: +79182343895, e-mail: [email protected]

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматривается проблема правового нигилизма как особой формы деформации правового сознания граждан в современной России. В работе автор анализирует специфику правосознания граждан, уровень правовой культуры, а также механизмы предупреждения и предотвращения последствий правового нигилизма в обществе.

Ключевые слова: правовой нигилизм, деформация, правосознание, правовая культура, правовой негативизм.

V.V. Podolskiy,

Lecturer of the Department of Special Tactical Training, the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, ph.: +79182343895, e-mail: [email protected]

LEGAL NIHILISM AS SPECIAL FORM OF DEFORMATION OF SENSE OF JUSTICE IN MODERN RUSSIA

Abstract. The paper explores legal nihilism as special form of deformation of legal consciousness of citizens in modern Russia. In this work, the author analyzes specifics of sense of justice of citizens, level of legal culture, as well as prevention mechanisms of the consequences of legal nihilism in society.

Keywords: legal nihilism, deformation, sense of justice, legal culture, legal negativism.

Формирование гражданского общества и правового государства невозможно без соответствующего уровня правосознания и высокого статуса правовых ценностей его граждан. Высокий уровень правосознания, позволяющий индивиду соотносить свое поведение с нормами, правилами и ценностями социума, оценивать свои поступки в соответствии с общепринятыми социальными нормами,

является существенным условием создания общества, основанного на принципах гражданских свобод. Ключевым компонентом правовой культуры личности является правосознание, предметом отражения которого является право и правовая действительность.

Проблемам формирования правового сознания, противодействия правовому нигилизму посвящен значительный объем исследований

на различных научных полях гуманитарной отрасли знаний. Данные проблемы нашли отражение в трудах Н.И. Матузова, А.П. Михайлова, A.A. Потекина, В.А. Туманова и т.д.

Однако актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью социокультурного осмысления проблем формирования нигилистического отношения к праву и закону, так как именно культурная составляющая представляется нам наиболее значимой в общем конгломерате проблем, обуславливающих деструкцию основных компонентов, форматирующих мировоззренческие стереотипы современных россиян.

Данная проблематика представляется нам актуальной еще и в силу того, что влиянию нигилистических настроений в наибольшей степени подвержена молодежная когорта россиян. О данной тенденции в своих многочисленных исследованиях упоминают многие отечественные и зарубежные авторы. Так, В.В. Ковалев, А.П. Михайлов и С.И. Са-мыгин в своей статье «Молодежные неформальные объединения: девиация или полулегитимная форма социального самовыражения» пишут: «Общая неустроенность нашей жизни, низкий уровень материального достатка широких слоев населения, правовой нигилизм, девальвация социальных ценностей и т.д. сильнее всего сказываются именно на молодежи» [1].

Необходимо также отметить, что правосознание, будучи разновидностью общественного сознания, тесно взаимосвязано со многими сферами социальной жизни. Его невозможно объективно определить без прояснения отношений экономики, политики, морали и права, без обращения к реальной общественной жизни, где проявляется его действительная сущность.

В свою очередь, индивидуальное правосознание личности не всегда удовлетворяет общепринятым

требованиям, оно может иметь различные отклонения и не свободно от недостатков, которые в социологической науке принято называть деформациями. Деформация представляет собой отклонение от определенного социального ориентира. Деформация правосознания - это социально-правовое явление, характеризующееся искаженностью взглядов к праву и правовой действительности [2].

Как известно, правовой нигилизм является одной из форм правосознания и социального поведения личности, характеризующейся отрицательным отношением к закону и ценностям права и выражающейся в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике, выступает одной из причин противоправного поведения личности.

В настоящее время Россия находится в процессе становления правового государства. На этом этапе она сталкивается со многими проблемами, преодоление которых означало бы переход на совершенно новый уровень его развития. Правовая действительность диктует необходимость обсуждения просчетов в политике с целью ее дальнейшего совершенствования. Одной из самых критических и неоднозначных проблем является господство правового нигилизма в российском социуме.

Необходимо отметить, что явление правового нигилизма часто является предметом научных дискуссий, однако данный феномен до сих пор недостаточно изучен, хотя потребность в его осмыслении, бесспорно, актуализируется, так как правовой нигилизм широко распространился не только в сознании и поведении людей, но, нередко, и в деятельности правоохранительной и исполнительной власти. В связи с этим процессу становления гражданского общества, в котором права и свободы человека признаются как высшая ценность, должна

сопутствовать реализация правовыми институтами, государством в целом прав граждан на свободу и безопасность. На сегодняшний момент факт глубокого проникновения правового нигилизма в сознание россиян ставит под сомнение возможность окончательного становления правового государства.

Рассматривая проблемы правового нигилизма в современном социуме, Л.М. Ганцева в одной из своих работ пишет: «В социологической науке правовой нигилизм понимается как социальное явление, которому свойственна высокая степень деформирования правового сознания индивидов, характеризующаяся отрицанием права как социального блага, неуважением к нему, негативным отношением к правосудию и законности, нарушением правовых предписаний и запретов, наносящим вред отдельным индивидам, обществу, государству. В данном случае правовой нигилизм означает не только отчуждение от существующей в обществе правовой системы, неуважительное отношение к праву, к деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов, но и отрицание права как социальной ценности (крайняя форма правового нигилизма)» [3].

Из этого подхода также следует, что правовой нигилизм может быть выражен в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике, то есть в повседневной жизни, и выступает одной из причин противоправного поведения, преступности.

Хотелось бы также отметить, что правовой нигилизм проявляется в двух формах: правовая индифферентность и правовой негативизм. Первая подразумевает отсутствие интереса у личности к правовым явлениям, нежелание ре-ализовывать права, предоставленные законом, отказ сотрудничать с правоохранительными органами в борьбе с преступностью и т.д.

Вторая, наиболее опасная форма, проявляется в активной противоправной направленности личности, ее убеждении, что требования и запреты - лишь формальность. Закон рассматривается как преграда, которую можно игнорировать.

Вместе с тем, в контексте предложенного анализа, необходимо констатировать усиление влияния негативных проявлений в работе системы административного управления. Усиление бюрократизма и коррупции сказывается на состоянии защищенности прав и свобод человека, на уровне его правосознания. Важно, чтобы правосознание представителей государственных органов, общественных деятелей, тех, кто стоит у истоков правовой системы, не было подвержено деструктивному влиянию правового нигилизма [4].

На наш взгляд, перспективным путем преодоления правового нигилизма может стать культурно-правовое воспитание, которое играет важную роль в предупреждении нигилистического отношения к праву, поскольку оно формирует уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к коррупционным схемам в государственных правоотношениях. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного становления личности. При этом правосознание рассматривается как укорененное в культуре и духовности отношение к обществу и собственному месту в нем, связанное с оценкой действующих законов, а правовая культура - как прогрессивно ценностная часть правовой системы [5].

Таким образом, можно с уверенностью констатировать тот факт, что феномен правового нигилизма действительно претендует на значимое место в сознании россиян.

Следует также отметить, что существующая в современном обществе неопределенность, двойственность и противоречивость в выборе ментального основания в подходе к определению доминирующей в обществе правовой доктрины продолжает оставаться основной причиной существования в российском правосознании нигилистических настроений.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что способ «оздоровления» правосознания населения России предусматривает следующие обязательные условия:

1) целенаправленно на стадии ранней возрастной социализации формировать отношение к

культурно-правовым нормам как к основным, обязательным, безусловным атрибутам свободы личности, а не как к дополнительным элементам государственности и порядка;

2) признать приоритетным направлением превентивной деятельности повышение уровня правосознания в обществе, поскольку правовой нигилизм может встраиваться в общественное сознание не только и не всегда в виде открытого, явного, видимого отрицания социальной ценности права, негативной ее оценки, но и иметь завуалированную форму, оказывающую латентное влияние на общие культурные составляющие поведенческой модели личности.

Примечания:

1. Самыгин С.И., Михайлов А.П., Ковалев В.В. Молодежные неформальные объединения: девиация или полулегитимная форма социального самовыражения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведе-ние: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Майкоп, 2016. Вып. 4 (189). С. 179.

2. Агеева М.А. Формирование правового сознания граждан России // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 6. С. 309-316.

3. Ганцева JI.M. Правовое пространство: социально-философский анализ (на примере РФ): дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2001. С. 191.

4. Башкирова Е.Н. Трансформация ценностей демократического государства // Правозащитник. 2000. № 3. С. 61-63.

5. Егоров В.А. Религия как базис формирования правосознания граждан России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2014. № 11. С. 232 -234.

References:

1. Samygin S.I., Mikhailov А.Р., Kovalyov V.V. Youth informal associations: deviation or semi-legitimate form of social self-expression // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Area studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political sciences and Cultural studies. Maikop, 2016. Iss. 4 (189). P. 179.

2. Ageeva M.A. Formation of the legal consciousness of Russian citizens // Social and humanitarian knowledge. 2008. No. 6. P. 309-316.

3. Gantseva L.M. Legal space: a socio-philosophical analysis (based on the Russian Federation): Diss, for the Cand. of Philosophy degree. Ufa, 2001. P. 191.

4. Bashkirova E.N. Transformation of the values of a democratic state // Pravozashchitnik. 2000. No. 3. P. 61-63.

5. Egorov V.A. Religion as a basis for the formation of legal consciousness of Russian citizens // Actual problems of the humanitarian and natural sciences. M., 2014. No. 11. P. 232-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.