Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ ПЕРЕД ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У БАЙДАРОЧНИКОВ ЗА СЧЕТ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА СУШЕ'

СНИЖЕНИЕ ПЕРЕД ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У БАЙДАРОЧНИКОВ ЗА СЧЕТ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА СУШЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
РАВНОВЕСИЕ / ТРЕНАЖЕР / ГРЕБЦЫ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Икромов Ф.Т.

Мақолада бошланғич тайёргарлик босқичида шуғулланувчи эшкакчи байдаркачиларнинг мувозанат турғунлигини инновацион тренажёр ва махсус машқлар орқали ривожлантириш ва қўлланилган восита ҳамда усулларнинг машғулот олди ҳавотирланиш кўрсаткичига таъсир самарадорлиги очиб берилганВ статье раскрывается эффективность средств и методов, используемых для развития устойчивости равновесия гребцов байдарочников на начальном этапе подготовки влияющий на ряд психологических состояний у детей, что в свою очередь приводит к снижению тревожности.The article reveals the effectiveness of the means and methods used to develop the stability of the balance of kayak rowers at the initial stage of training with the help of innovative simulators and special exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ ПЕРЕД ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У БАЙДАРОЧНИКОВ ЗА СЧЕТ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА СУШЕ»

С\|

см о см

л га t

0

CL

V)

1

С

л

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Старший преподователь Ф.Т. ИКРОМОВ1

'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Муаллиф билан боFланиш учун:

baxa_08@bk.ru

СНИЖЕНИЕ ПЕРЕД ТРЕНИРОВОЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У БАЙДАРОЧНИКОВ ЗА СЧЕТ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА СУШЕ

Аннотация

Annotation

В статье раскрывается эффективность средств и методов, используемых для развития устойчивости равновесия гребцов байдарочников на начальном этапе подготовки влияющий на ряд психологических состояний у детей, что в свою очередь приводит к снижению тревожности.

Ключевые слова: равновесие, тренажер, гребцы, этап начальной подготовки, тревожность, тренировка.

Маколада бошлангич тайёргарлик боскичида шугулланувчи эшкакчи байдаркачиларнинг мувозанат тургунлигини инновацион тренажёр ва махсус машклар оркали ривожлантириш ва кулланилган восита ^амда усулларнинг машгулот олди ^авотирланиш курсаткичига таъсир самарадорлиги очиб берилган.

Калит сузлар: мувозанат, тренажёр, эшкакчи байдаркачилар, бошлангич тайёргарлик босцичи, цавотир, машгулот.

The article reveals the effectiveness of the means and methods used to develop the stability of the balance of kayak rowers at the initial stage of training with the help of innovative simulators and special exercises.

Key words: balance, trainer, kayakers, initial preparation stage, innovation, operational control, training.

Введение. В настоящее время популяризация физической культуры и спорта определена мировым сообществом как одно из важных направлений социальной политики. Роль спорта в воспитании человека физически здорового, умственно зрелого, сильного, волевого, стойкого несравнима. В этом плане гребля - один из самых популярных и развитых видов спорта в мире. Следует отметить, что в развитии гребли на байдарках и каноэ в мире важно привлекать талантливых детей, повысить их спортивное мастерство, организовывать тренировки на научной основе. В мире проведены многочисленные научные исследования в области теории и методики гребли по применению средств и методов, используемых в психологической, общей и специальной физической, технической, тактической и функциональной подготовке юных спортсменов в тренировочном процессе. В настоящее время стремительный рост результатов в гребле на байдарках требует совершенствования системы тренировок в этой сфере, отвечающей современным требованиям.

В нашей стране важно приумножить и реализовать творческий и интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, «Сформировать у детей и молодежи здоровый образ жизни, приобщить их к занятиям физической культурой и спорта». В настоящее время спортсмены представляют честь Узбекистана на мировой арене, добиваясь высоких результатов на различных соревнованиях. Целесообразно уделять особое

внимание развитию детского спорта, его научному обеспечению и созданию организационной основы. Роль детско-юношеского спорта растет день ото дня, поскольку он является основной базой для подготовки спортивного резерва. Основа для будущих спортивных успехов и достижений будет заложена на ранних этапах подготовки и будет обеспечена качеством подготовки резерва. Анализ результатов научных работ последнего десятилетия показал нам необходимость создания инновационного устройства и специального комплекса физических упражнений, которые помогают развивать устойчивость равновесия гребцов. Целесообразна и актуальна разработка такой педагогической системы, которая может быть использована не только на воде, но и на суше, так как для формирования и развития баланса рекомендовано тренироваться в течение всего года.

Методология исследования. Занятия на развитие равновесия проводились 3 раза в неделю с использованием «БОСУ», «Фитбол», «Балансировочная подушка» и специального тренажера. На каждую неделю составлялся «план тренировки равновесия». Каждое занятие состояло из 10 минутной разминки, десяти специальных упражнений на равновесие и гребля на тренажере. Упражнения на равновесие (каждому упражнению дается 3 минуты, 30 секунд отдыха между упражнениями) выполняются по методу круговой тренировки в течение 40 минут. Упражнения выполнялись от простого к сложному, статические

28

www.fansports.uz

№4-2022

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

упражнения выполнялись в сочетании с динамическими, темп тренировки постепенно увеличивался до оптимального.

Таблица 1

Комплекс упражнений для развития координационных способностей гребцов байдарочников на начальном этапе подготовки

Целенаправленность упражнений Основные средства Методические указания Часть занятия

Направлен на формирование и развитие чувства баланса и устойчивости равновесия. Удержание различных положений тела в "Босу" в течение определенного периода времени Упражнения выполняются на обе ноги, одну ногу в положении «Ласточка», с закрытыми глазами и с использованием гантелей. В подготовительной или основной части занятия

Направлен на формирование и развитие чувства баланса и устойчивости равновесия. Сохранение равновесия в "Фитболе" в разных положениях тела Упражнения выполняются в положении сидя, лежа на животе и пояснице, стоя на коленях, с закрытыми глазами и гантелями. В подготовительной или основной части занятия

Направлен на формирование и развитие баланса, равновесия, координационных способностей и вестибулярного аппарата Выполнения различных движений в "Босу" с нарастающей амплитудой Ходьба (на месте, вокруг своей оси), выполнение ОРУупражнений, имитация гребли В основной части занятия

Направлен на развитие чувства равновесия в лодке и овладение координационными движениями. Имитация гребковых движений сидя на "Фитболе" Выполнения упражнений ОРУ, передача мяча в парах и в группах, имитировать гребные движения В основной части занятия

Направлен на развитие устойчивости равновесия и освоение основами техники гребли. Имитация гребковых движений на тренажере "КВТЕ" На мониторе устанавливается соответствующая норма крена и имитируется гребковые движения В основной части занятия

Анализ и результаты. Результаты эксперимента у испытуемых в возрасте 10-11 лет по изучению тревожности в предтренировочной ситуации были следующими (см. таблица 6, рисунок 6). Исходя из этого, статистические различия между показателями ситуативной тревожности испытуемых экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента не обнаружено [р>0,05]. По результатам, полученным в ходе педагогического эксперимента, выявлены различия уровня ситуативной тревожности между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп [Р<0,05].

Данные показывают, что в начале экспериментального периода (1-2 месяцы), предтрени-ровочная ситуативная тревожность испытуемых в экспериментальной группе были «умеренными», а в контрольной «высокими». В течение оставшихся четырех месяцев испытательного периода предтре-нировочная ситуативная тревожность испытуемых в экспериментальной группе были «низкими», а в контрольной «умеренными».

Исследования показали, что использование педагогической системы специальных упражнений на суше при обучении технике гребли на байдарках, влияет на ряд психологических состояний у детей, что, в свою очередь, приводит к снижению показателей тревожности. В группе начальной подготовки очень важно добиться такого результата в первые месяцы подготовки, потому что в этот период больше случаев ухода из гребного спорта из-за таких психических состояний, как тревога, страх.

Таблица 2

Показатели ситуативной тревожности испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и во время исследования

ЭГ КГ Р

№ Курсаткичлар ±5 ±5

1 Тревожность (до эксперемента) 23,7 3,1 24,6 2,3 1,79 >0,05

2 Тревожность (1 месяц) 43,8 2,5 57,9 3,7 2,09 <0,05

3 Тревожность (2 месяц) 33,4 2,3 54,0 2,9 2,10 <0,05

4 Тревожность (3 месяц) и 29,9 3,2 46,7 3,1 2,19 <0,05

5 Тревожность (4 месяц) 27,3 3,0 40,8 3,8 2,11 <0,05

6 Тревожность (5 месяц) 24,4 3,1 36,2 2,9 2,21 <0,05

7 Тревожность (6 месяц) 22,9 3,6 30,8 3,4 2,15 <0,05

57,9 54

_^_461_

■ ш 40,8 36 2 J 29,J 27,3 -1 24,4 6-1

I ■ ■ ■

У

ж v

о!>- oS>-

s ж

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. Показатели ситуативной тревожности испытуемых

экспериментальной и контрольной групп до и во время исследования

Выводы. Обучение технике гребли на байдарках с использованием тренажера "KBTE", влияет на ряд психологических состояний у детей, что в свою очередь приводит к снижению тревожности. Исследование результатов ситуативной тревожности у гребцов 10-11 лет в экспериментальной и в контрольной группе показало: в начале экспериментального периода (1-2 месяцы) предтренировочная тревожность испытуемых экспериментальной группы выражалась как «умеренная», а в контрольной группе установлена как «высокая». В течение оставшихся четырех месяцев испытательного периода, предтренировочная тревожность в экспериментальной группе была «низкой», а в контрольной группе была «умеренной».

Литература:

1. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин,

B.Д. Медведков // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -20011. - № 7 (77). - С. 76-80. (0,74/0,15)

2. ИКРАМОВ Б. Ф. ИННОВАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР "KAYAK BALANCE TRAINING ERGOMETR" ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ У ЮНЫХ ГРЕБЦОВ БАЙДАРОЧНИКОВ //ББК 60 С 56. - 2019. - С. 27.

3. ИКРАМОВ Б. Ф. НЕТРАДИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ НА СУШЕ У ЮНЫХ БАЙДАРОЧНИКОВ //ББК 60 А 43. - 2019. - С. 99.

4. Farkhodovich, I.B., (2020). Development of balance in young kayakers in the initial stage of training. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences.Vol.8 No.2.6670.

5. Islamov I. S., Ikramov B. F. Starting actions of rowers on kayak and canoe //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 6. - С. 1442-1450.

6. Ikramov F. T., Azimov Z. N. Features of use rowing pool // Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 6. -

C. 1154-1159.

eg eg о eg

cc та

0 а сл

1

С

СО

50

№4-2022

www.fansports.uz

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.