Научная статья на тему 'Иновационная методика обучения технике гребли на байдарке гребцов 10-11 лет'

Иновационная методика обучения технике гребли на байдарке гребцов 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1978
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЙДАРКИ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ФИТБОЛ / БОСУ / ГРЕБНОЙ ТРЕНАЖЕР "KAYAKPRO" / KAYAKING / INNOVATIVE METHODOLOGY / FITBALL / BAREFOOT / ROWING MACHINE "KAYAKPRO"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мардер Анастасия Романовна, Семёнова Галина Ивановна

Статья посвящена изучению возможностей повышения эффективности обучения технике гребли на байдарке. Авторы разработали методику обучения, включающую использование фитбола, босу и гребного тренажера «KAYAKRO». Анализ результатов исследований показал, что инновационная методология позволила улучшить показатели равновесия, технические навыки, а также способствовала росту спортивных результатов в гребле на байдарках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODOLOGY OF TRAINING THE TECHNIQUE OF KAYAKERS AGED 10-11 YEARS

The article is devoted to the study of enhance the effectiveness of training, kayakers. The authors developed training methodology that includes the use of fitball, barefoot and the rowing maching «KAYAKRO», and all this alongside means and methods. Analysis of the research results showed that the innovative methodology allowed to improve the indicators of the balance function, technical skills and contributed to the growth of sport scores in kayaking.

Текст научной работы на тему «Иновационная методика обучения технике гребли на байдарке гребцов 10-11 лет»

УДК: 796.015-027.31: 797.122.2-053.5

ИНОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКЕ ГРЕБЦОВ 10-11 ЛЕТ

А. Р. Мардер, Г. И. Семёнова1

Статья посвящена изучению возможностей повышения эффективности обучения технике гребли на байдарке. Авторы разработали методику обучения, включающую использование фитбола, босу и гребного тренажера «KAYAKRO». Анализ результатов исследований показал, что инновационная методология позволила улучшить показатели равновесия, технические навыки, а также способствовала росту спортивных результатов в гребле на байдарках.

Ключевые слова: байдарки, инновационная методология, фитбол, босу, гребной тренажер «KAYAKPRO».

Актуальность исследования. В современном мире становится популярным здоровый стиль жизни. Родители все охотнее отдают детей в различные секции и клубы для занятий спортом. Большинство авторов считает, что гребля на байдарках и каноэ — это один из видов спорта, в котором происходит закаливание организма, дети становятся сильными и выносливыми, гармонично развивается тело. Занятия греблей развивают следующие физические качества: силу, быстроту, выносливость, координационные способности [3, 4]. Вопросами теории и методики гребли на байдарках занимались такие авторы как Б. М. Бондарев, В. В. Гамалий, В. Ф. Каверин, и др. [1, 2, 5, 6].

Сколько бы ни мечтал тренер сразу начать учить новичка на первых уроках гребному искусству: мощно, сильными гребками гнать лодку вперед, первоначально он вынужден обучать спортсмена чувству равновесия и координации, потому что байдарки — очень неустойчивые спортивные снаряды, и поначалу в них не так-то легко научиться даже просто сидеть, не переворачиваясь.

Умение балансировать у гребца сродни искусству канатоходца, и чувство равновесия должно быть развито у байдарочников ничуть не хуже.

Плохой баланс в лодке — весьма распространенная техническая ошибка. Можно вспомнить фамилии гребцов, которые переворачивались, вылетали из лодки за несколько метров до того, как стать чемпионами страны (Илья Штоколов, Вера Собетова).

1 Мардер Анастасия Романовна, Семёнова Галина Ивановна — ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург

Чувство равновесия зависит от развития вестибулярного аппарата, психологической устойчивости, умения в сложных условиях водной среды: волнах и ветре, не испытывать панического страха, боясь перевернуться. Это сковывает движения, вызывает нервозность. Тесно связан с равновесием и другой фактор — чувство воды: тонкое мышечное ощущение плотности воды (особенно явно выраженное при захвате воды в начальной фазе гребка). Врожденное или приобретенное умение «понимать воду», не терять связь с нею в любых условиях может помочь достижению высоких скоростей при минимальных затратах физической энергии. Чувство равновесия и чувство воды приводят к главному — к умению вложиться в гребок, подключить наибольшее количество мышечных единиц, эффективно скоординировать их межмышечное взаимодействие [1].

Начинающий гребец должен овладеть чувством воды, научиться главному — умению правильно выполнять сильный гребок на уровне своих мышечных ощущений. Ошибки, допущенные в начале обучения, неизбежно приведут к печальным результатам. Поэтому нужно научить самих гребцов вдумчиво относиться к совершенствованию своего технического мастерства. Для достижения высоких спортивных результатов в гребле на байдарках необходимо владение правильной, рациональной техникой гребли [2].

Работа над совершенствованием навыка равновесия, чувства воды тесно переплетается с остальными вопросами технического мастерства гребца и должна проводиться комплексно вместе со всеми другими разделами подготовки [1, 2].

Проблема исследования вытекает из противоречия между недостаточным материально-техническим оснащением тренировочного процесса гребцов с одной стороны, и высокими требованиями к их технической подготовке на современном этапе, с другой стороны. Исходя из этого, появляется необходимость разработки новых подходов к этой проблеме, то есть разработки инновационных методик обучения гребли на байдарках. Отсюда вытекает цель исследования: выявление эффективности инновационной методики обучения технике гребли на байдарках гребцов 10-11 лет.

Исходя из цели, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ научно методической литературы, связанной с подготовкой гребцов.

2. Разработать методику обучения технике гребли на байдарке детей 10-11

лет.

3. Выявить и проследить динамику координационной и технической подготовленности, а также спортивных результатов гребцов 10-11 лет за период эксперимента.

Методика и организация исследования. В ходе исследования была разработана экспериментальная методика, в которой, наряду с классическими средствами [5], используется тренажёрное устройство «KAYAKPRO» [7] и комплекс специальных упражнений с фитболом и босу.

Босу — полусфера, которая используется для совершенствования координации движений. В экспериментальной методике использовался комплекс упражнений с босу.

1. Положить босу вверх прямой поверхностью, постараться зафиксировать себя на нём и не упасть (держать баланс).

2. Положить босу прямо поверхностью вверх, встать на него и сделать 5 приседаний, сохраняя баланс.

3. Положить босу прямой поверхностью вверх, встать на него одной ногой, сохраняя баланс (через 1 минуту — поменять ногу).

4. Положить босу прямой поверхностью вверх, встать двумя ногами на него и имитировать гребковые движения с помощью гимнастической палки.

В программу тренировки гребцов также были включены различные упражнения с фитболом, некоторые из них приведены ниже.

1. Сидя на фитболе, ноги ставятся на тяжелый мяч (медболл). Нужно справиться с равновесием и не упасть.

2. Исходное положение то же (см. выше), в руки берётся гимнастическая палка, держится несколько секунд на вытянутых руках (баланс), затем опускается. Сделать несколько подходов.

3. Исходное положение то же, выполнять гребковые движения с гимнастической палкой. Продолжительность от нескольких секунд до 30 минут.

Тренировочные занятия проводились на базе МБОУ ДОД ДЮСШ «Динамо» по гребле на байдарках и каноэ, Екатеринбурга и на гребной базе г. Краснодара «Белый парус» с 01.11.2016 по 31.03.2017 г. В исследовании принимали участие спортсмены групп начальной подготовки, гребцы 10-11 лет в количестве 10 человек. Тренировочный процесс проходил на акватории городского пруда г. Екатеринбурга, на акватории гребной базы г. Краснодара, а также на суше с применением гребного тренажера «KAYAKPRO», и упражнений на развитие координации, расслабление и напряжение мышц (в том числе с фитболом и босу).

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.

Изучение уровня развития координации и способности к балансированию проводилось с использованием теста на равновесие (проба Ромберга). Тест проводился поочередно на правой и левой ноге. Затем высчитывался средний показатель.

С помощью педагогического наблюдения оценивалась техника гребли. Для этого нами была разработана 5-балльная система оценивания техники гребли на гребном тренажере «KAYAKPRO».

При этом оценивались следующие показатели:

1. Правильность посадки (высота сляйда, расстояние между сляйдом и упором).

2. Правильное положения весла в руках (правильный хват звеньев весла).

3. Техника гребка (захват гребка, проводка, вынос).

4. Разворот туловища (гребок производится спиной и плечевым поясом).

Были разработаны следующие критерии оценки по каждому элементу

техники.

Если элемент техники выполнен правильно (без ошибок), то ставится максимальный балл — 5.

Оценка 4 ставилась за шероховатости в технике, не являющиеся существенной ошибкой.

Если были допущены существенные недочёты, ставится от 2 до 3 баллов, в зависимости от количества ошибок в данном элементе.

Если спортсмен плохо выполнил технический элемент, с грубыми ошибками, то ставится от 0 до 1 балла.

Для оценки эффективности экспериментальной методики в начале и в конце эксперимента было проведено тестирование на гребном тренажёре «КАУАКРИО» и контрольное прохождение дистанции 200 м.

Достоверность различий результатов тестирования и педагогического наблюдения за техникой гребли определялась по ^критерию Стьюдента.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что применение в экспериментальной методике упражнений на равновесие с использованием фитбола и босу, а также занятий на гребном тренажёре позволит улучшить общую и специальную координацию движений, повысит техническую подготовленность гребцов 10-11 лет, что в результате приведет к улучшению спортивных результатов.

Отсутствие контрольной группы обосновано недостаточным количеством гребцов-байдарочников данного возраста и подготовленности в ДЮСШ. Поэтому эксперимент носил вертикальный характер.

Результаты исследования. Контроль в ходе эксперимента показал, что применение экспериментальной методики обучения технике гребли на байдарке позволило гребцам 10-11 лет научиться держать равновесие в лодке, координировать свои движения. Тестирование и педагогическое наблюдение за техникой проводилось в начале эксперимента и по его завершению (табл. 1). Из таблицы 1 видно, что гребцы значительно улучшили свои показатели по всем критериям оценивания техники. Показатель правильной посадки увеличился на 2,3 балла, правильного положения весла в руках на 1,7 балла, техники гребка на 2 балла, и показатель разворота туловища на 1,3 балла. В процентном соотношении прирост показателей составил в первом критерии 56 %, во втором 44 %, в третьем 60%, в четвертом 48 %. Таким образом, работа над техникой 2 раза в неделю на гребном тренажере, занятия СФП с использованием фитбола и босу эффективно сказываются на технической подготовленности гребцов.

Таблица 1. — Результаты оценки техники на гребном тренажёре «KAYAKPRO»

в баллах

№ Критерии Начало эксперимента Конец Уровень

оценивания эксперимента значимост

техники Л: а а и различий (Р)

1 Правильность посадки 1,8 1,14 4,1 0,99 < 0,001

2 Правильное положения весла в руках 2,1 0,87 3,8 0,91 < 0,01

3 Техника гребка 1,3 0,94 3,3 0,82 < 0,01

4 Разворот туловища 1,4 0,96 2,7 0,82 < 0,01

Наглядно улучшение техники видно на рисунке 1.

Рис. 1. — Динамика улучшения техники гребли на гребном тренажёре

1 Правильность посадки

2 Правильное положения весла в руках

3 Техника гребка

4 Разворот туловища

Действительно, все оцениваемые элементы техники улучшились за период эксперимента примерно в 2 и более раза. Особенно улучшились такие показатели, как правильность посадки и техника гребка. При этом достоверность различий очень высокая ^ от 0,01 до 0,001).

Также об эффективности разработанной методики мы судили по улучшению показателей равновесия и результатам прохождения дистанции 200 м на байдарке (табл. 2).

Таблица 2. — Результаты тестирования равновесия и прохождения

дистанции 200 м

№ Тесты Начало эксперимента Конец эксперимента Уровень значимост и различий (Р)

X а X а

1 Проба Ромберга, с 48,53 7,82 55,25 4,58 < 0,01

2 Гребля 200 м, с 84,19 2,06 82,41 1,51 < 0,05

Рис. 2. — Динамика показателей равновесия

1 - начало эксперимента

2 - конец эксперимента

Рис. 3 — Динамика результатов гребли на 200 м

1 - начало эксперимента

2 - конец эксперимента

Из таблицы 2 и рисунков 2 и 3 видно, что гребцы значительно улучшили свои

показатели. Показатель равновесия увеличился на 6,7 с. В гребле на 200 м показатель улучшился на 1,8 с. В процентном соотношении прирост показателей равновесия составил 12,1%. На дистанции 200 м показатель прохождения дистанции улучшился на 2,2%.

Таким образом, в ходе эксперимента была доказана эффективность инновационной методики обучения гребле на байдарках.

Выводы:

1. Анализ научно методической литературы, связанной с подготовкой гребцов показал, что наиболее важным при обучении элементов техники гребли и для достижения высоких спортивных результатов является формирование чувства баланса и чувства воды.

2. В результате проведенного исследования было выявлено, что под воздействием упражнений на гребном тренажере, комплексов упражнений на равновесие с использованием фитбола и босу у гребцов произошли положительные изменения. Правильность посадки увеличилась на 2,3 балла, положения весла в руках на 1,7 балла, техника гребка на 2 балла, и показатель разворота туловища на 1,3 балла. Показатель равновесия в пробе Ромберга увеличился на 6,3 с. В гребле на 200 м показатель улучшился на 1,8 с.

3. Результаты эксперимента показали, что применяемая методика является эффективной. Действительно, математико-статистическая обработка результатов тестирования и педагогического наблюдения выявила достоверный прирост (0,01<Р< 0,001) как показателей равновесия, так и технической подготовленности. Наиболее значимым результатом эксперимента можно считать улучшение результата в гребле на байдарках на дистанции 200 м.

Литература

1. Бондарев Б. М. Развитие навыка равновесия и чувства воды при обучении технике гребли на байдарках и каноэ / Б.М. Бондарев // Гребной спорт: ежегодник. — М.: 1986. — С. 60-64.

2. Гамалий В. В. Спортивная техника как объект изучения в теории спорта / В.В. Гамалий // Наука в олимпийском спорте. — 2004. — №1. — С. 23-28.

3. Гребной спорт: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Т. В. Михайловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.

4. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 2009. — 200 с.

5. Каверин В. Ф. Гребля на байдарках и каноэ: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШ и школ олимпийского резерва / В.Ф. Каверин. — М.: Советский спорт, 2004. — 132 с.

6. О технике гребли (http://rowing.sportedu.ru/content/o-tekhnike-grebli) (дата обращения: 02.03.2017).

7. Тренажёры для гребли «KAYAKPRO» (http://www.canoesport.ru/news/1128-kayakpro.html) (дата обращения: 12.02.2017).

INNOVATIVE METHODOLOGY OF TRAINING THE TECHNIQUE OF KAYAKERS AGED 10-11 YEARS

Marder A.R., Semenova G.I.

Marder Anastasia Romanovna, Semenova Galina Ivanovna — Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin, Ekaterinburg

Abstract. The article is devoted to the study of enhance the effectiveness of training, kayakers. The authors developed training methodology that includes the use of fitball, barefoot and the rowing maching «KAYAKRO», and all this alongside means and methods. Analysis of the research results showed that the innovative methodology allowed to improve the indicators of the balance function, technical skills and contributed to the growth of sport scores in kayaking.

Keywords: kayaking, innovative methodology, fitball, barefoot, rowing machine «KAYAKPRO».

References

1. Bondarev B.M. Razvitie navyka ravnovesija i chuvstva vody pri obuchenii tehnike grebli na bajdarkah i kanoje / B.M. Bondarev // Grebnoj sport: ezhegodnik. — M.: 1986. — S. 60-64. (in Russian)

2. Gamalij V.V. Sportivnaja tehnika kak ob#ekt izuchenija v teorii sporta / V.V. Gamalij // Nauka v olimpijskom sporte. — 2004. — №1. — S. 23-28. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Grebnoj sport: uchebnik dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / pod red. T.V. Mihajlovoj. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. — 400 s. (in Russian)

4. Zaciorskij V.M. Fizicheskie kachestva sportsmena / V.M. Zaciorskij. — M.: Fizkul'tura i sport, 2009. — 200 s. (in Russian)

5. Kaverin V.F. Greblja na bajdarkah i kanoje: primernaja programma sportivnoj podgotovki dlja DJuSSh, SDJuSSh i shkol olimpijskogo rezerva / V.F. Kaverin. — M.: Sovetskij sport, 2004. — 132 s. (in Russian)

6. O tehnike grebli (http://rowing.sportedu.ru/content/o-tekhnike-grebli) (data obrashhenija: 02.03.2017). (in Russian)

7. Trenazhjory dlja grebli «KAYAKPRO» (http://www.canoesport.ru/news/1128-kayakpro.html) (data obrashhenija: 12.02.2017). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.