Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НОВИЧКОВ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НОВИЧКОВ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Е. В.

Представлены результаты теоретического анализа целесообразности целенаправленного совершенствования координационных способностей начинающих гребцов в процессе обучения двигательным действиям. Определены средства, методы и методические приемы воспитания координационных способностей. Определены перспективные направления формирования, воспитания, развития и совершенствования у гребцов статической выносливости и равновесия в течение всей многолетней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents theoretic analysis’ results of expediency’ purposefulness perfection of coordination abilities of the beginners in rowing during physical actions’ education period. Down here were determined means, methods and instructional techniques of coordination abilities education. Also were showed perspective directions of forming, education, development and perfection of balance’ static endurance during long term preparation of rowers.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НОВИЧКОВ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ И АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

УДК 796.012.2+797.122

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НОВИЧКОВ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

Е. В. Борисов,

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта,

Украина

Аннотация

Представлены результаты теоретического анализа целесообразности целенаправленного совершенствования координационных способностей начинающих гребцов в процессе обучения двигательным действиям. Определены средства, методы и методические приемы воспитания координационных способностей. Определены перспективные направления формирования, воспитания, развития и совершенствования у гребцов статической выносливости и равновесия в течение всей многолетней подготовки.

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT OF THE BEGINNERS IN ROWING

Annotation

The article represents theoretic analysis' results of expediency' purposefulness perfection of coordination abilities of the beginners in rowing during physical actions' education period. Down here were determined means, methods and instructional techniques of coordination abilities education. Also were showed perspective directions of forming, education, development and perfection of balance' static endurance during long term preparation of rowers.

Введение

Сколько бы ни мечтал тренер сразу начать учить новичка на первых уроках гребному искусству - мощно, сильными гребками гнать лодку вперед, увы, он вынужден заниматься совсем другим делом, потому что байдарки и каноэ очень неустойчивые спортивные снаряды и поначалу в них нелегко научиться даже просто сидеть, не переворачиваясь. Умение балансировать у гребца сродни искусству канатоходца, и чувство равновесия должно быть развито у байдарочников и каноистов ничуть не хуже [1].

Плохой баланс в лодке - весьма распространенная техническая ошибка. Начинающий гребец должен овладеть чувством воды, научиться главному - умению правильно выполнять сильный гребок на уровне своих мышечных ощущений. Чувство равновесия и чувство воды приводят к главному - умению вложиться в гребок, подключить наибольшее количество мышечных единиц, эффективно скоординировать их межмышечное взаимодействие.

Методические и практические приемы начального обучения технике гребли на байдарках и каноэ описаны давно с научно и экспериментально обоснованными доводами и подходами.

Традиционно формирование и совершенствование навыка равновесия и чувства воды в гребле на байдарках и каноэ включает следующие этапы:

1. Объяснение необходимости овладения гребцом этих качеств.

2. Освоение имитации техники веслом на суше.

3. Приобретение навыков равновесия на тренажерах, качающейся доске.

4. Приобретение первоначальных навыков гребли на плоту.

5. Гребля на устойчивых специальных лодках, основных лодках.

6. Специальная тренировка при сложных погодных условиях (в волну, ветер и т.д.) [1, 3, 5, 7].

Были подробно изучены факторы, влияющие на спортивный результат в гребле на байдарках и каноэ на этапе спортивного совершенствования. В одних - была выяснена роль физических данных, силы, выносливости, чувства равновесия в показании высокого спортивного результата в соревнованиях. Обнаружена зависимость только между росто-весовыми показателями, а также силой и спортивным результатом в лодках. Тесты же на равновесие показали отсутствие их взаимосвязи со спортивным результатом в гребле [10].

В других - анализ между результатами спортсменов высокого класса на дистанциях 1000, 500 и 200 м и показателями развития координационных способностей выявил существенную связь лишь между результатами прохождения дистанции 1000 и 500 м и способностью к удержанию равновесия [7].

Большинство (67%) опрошенных тренеров считает, что результат в гребле зависит от уровня развития координационных способностей. Относительно видов координационных способностей, от которых зависит результат в гребле, мнения респондентов разделились таким образом. На первое место подавляющее большинство (53%) респондентов поставило способность согласовывать движения в двигательном действии. Способность оценивать и регулировать динамические и пространственно-временные параметры, согласно ответам респондентов (37%), занимает второе место. Способность сохранения равновесия 41% опрошенных поставили на третье место. Четвертое место большинство (47%) респондентов отвело способности произвольно расслаблять мышцы. Способность чувствовать ритм тренеры поставили на пятое место (31%) [6].

Тем не менее большинство авторов указывает на то, что наилучших успехов в гребле достигает спортсмен, обладающий хорошим балансом, при котором гребец должен уметь сохранять равновесие в движущейся лодке и выполнять координационно-сложные движения (гребки) [1, 2, 4, 5].

Исходя из вышеизложенного, на этапе формирования навыка равновесия начинающий гребец осваивает спортивный снаряд, технику управления им в различных условиях среды и непосредственно технику гребли при параллельном развитии и совершенствовании физических качеств. В процессе тренировки формируются такие специфические комплексы ощущений гребцов, как ощущение воды, ощущение равновесия, ощущения скорости, ритма и темпа движений.

В процессе совершенствования координационных способностей начинающих гребцов используются упражнения с повышенными требованиями к деятельности анализаторов относительно точности динамических и пространственно-временных параметров движений за счет исключения или ограничения зрительного и слухового контроля за двигательными действиями. Большое значение, особенно в процессе усовершенствования способности чувствовать ритм, приобретают упражнения с использованием свето- и звуколидеров. Для улучшения развития специфических ощущений гребца (ощущения воды, лодки) используются весла разного размера, с разной величиной лопасти, весла разного веса, гребля в тренажерах, на мостике, гребля в неблагоприятных погодных условиях во время действия сбивающих факторов (боковой ветер, волна, сильный шум).

Наибольший интерес специалистов в области физической культуры и спорта вызвали идеи В. П. Озерова (2002), который предлагает все упражнения, используемы в процессе развития координационных способностей на этапе начальной подготовки, разделить на две группы: 1) упражнения, развивающие все координационные способности; 2) упражнения, развивающие координацию в структуре основной двигательной деятельности [9].

На основании этой идеи в современной методике начального обучения гребцов-байдарочников и каноистов развитие и совершенствование координационных способностей рекомендуется осуществлять тремя этапами.

Первый этап (до выхода на воду) должен обеспечить повышение общего уровня развития координационных способностей гребцов.

На втором этапе необходимо содействовать целенаправленному развитию специальных координационных способностей (способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений; к удержанию равновесия; к ощущению ритма). Здесь используются упражнения на гребном тренажере, на плоту.

Третий этап подготовки реализуется непосредственно на воде, тренажере и плоту.

В процессе начального обучения тренером применяются различные обучающие средства и тренажёры. Тренажёрные устройства создают рациональные искусственные условия, позволяющие ускоренно заполнить память гребцов двигательно-координационным

материалом и построить их обучение с учётом внутренней упорядоченности и закономерностей формирования условнорефлекторной связи. Тренажёры ускоренно формируют индивидуальный двигательный стиль и оказывают юному гребцу значительную помощь в освоении техники гребли, повышении стабильности её выполнения [4, 5].

Применение тренажёров является одним из перспективных направлений более эффективного повышения технического мастерства гребцов, создавая «резервы времени» и сокращая длительность разучивания упражнений в учебно-тренировочном процессе. Во-первых, этого можно достичь за счёт временного отказа от повторения ранее освоенных упражнений на равновесие, и, во-вторых, тренажёры позволяют значительно сократить время освоения техники гребли в единстве с формированием равновесия. Кроме того, тренажёры дают возможность ускоренно освоить основные опорные действия, являющиеся смысловым ядром техники гребли. Эти действия весьма стабильны и совершенствуются в течение всего периода занятий греблей. В-третьих, важным преимуществом тренажёров является создание тренажёрной (искусственной) среды, позволяющей избежать двигательных ошибок в технике гребли и удержании равновесия, а также постоянного переучивания, чего не избежать при традиционном процессе обучения и тренировках гребцов [2, 5, 8].

Таким образом, тренажёры используют для ускоренного формирования, развития и совершенствования специфического (водного) равновесия на суше у начинающих гребцов с одновременным освоением техники гребковых движений.

В настоящее время техническая подготовка гребцов рассматривается как одна из важнейших сторон тренировки, которая осуществляется в тесной связи с физической, тактической и психологической подготовкой

При всем желании трудно выделить обучение в самостоятельный процесс, так как независимо от воли тренера при обучении гребле решаются и другие задачи воспитания и подготовки спортсмена.

Процесс обучения должен основываться на объективных законах формирования двигательного навыка с учетом специфики спортивной деятельности занимающегося и взаимодействия его с окружающей средой, а также должны приниматься во внимание индивидуальные особенности спортсмена [9].

Важнейшими факторами, обеспечивающими умение сохранять равновесие на тренажёре или в движущейся лодке, являются:

- состояние нервно-мышечного аппарата. Умение удерживать устойчивое положение тела (способность удерживать равновесие после небольшого отклонения) обеспечивается тоническим (сохранение равновесия в позе статики и динамики) и тетаническим сокращением (удержание равновесия в безопорной фазе);

- уровень развития физических и координационных качеств и способностей, повышающих умение сохранять устойчивое положение тела в движущейся лодке. В гребном спорте скорость передвижения лодки зависит от величины усилий, прилагаемых к веслу, быстроты выполнения гребков, темпа движения и активного участия антигравитационной функции, постоянно удерживающей гребца в состоянии равновесия;

- уровень общей и специальной выносливости. Чем он выше, тем быстрее начинающий гребец осваивает различные разновидности равновесия;

- уровень развития подвижности в суставах. Определённая подвижность в тазобедренном суставе, грудном и поясничном отделах позвоночника, верхнем плечевом поясе лучше обеспечивает рациональное положение тела и отдельных его звеньев в пространстве, что позволяет легче управлять устойчивостью гребца.

Ловкость является следующим важнейшим фактором, способствуя сохранению равновесия, особенно после вращательных и прыжковых упражнений. При выполнении последних повышены требования к двигательному, зрительному, вестибулярному анализаторам, активно воздействующим на межмышечную и внутримышечную координацию. Последняя позволяет решать сложные двигательные задачи.

Точность движений, обеспечивающая рациональное расположение звеньев тела и отдельных его частей в различных проявлениях равновесия (статических и динамических позах), в способности сохранять равновесие. Точность гребковых движений способствует выполнению лучшей техники гребли с меньшими затратами мышечных усилий, обеспечивает более высокую экономичность.

Ритмичность удержания равновесия с равномерноым распределением и перераспределением мышечных усилий при выполнении техники гребковых движений. Поддерживается она непрерывно в течение определённого времени, характеризуется согласованностью и амплитудой гребковых движений.

Одним из главных факторов является психологический настрой и эмоциональное состояние, активно воздействующие на стимулирование повышения способности удержания равновесия. Тренер постоянно уделяет внимание состоянию нервной системы спортсменов, которая оказывает значительное влияние на величину тремора. Снижение последнего достигается специальной методикой (упражнениями на дыхание и расслабление, массаж, баня).

На втором этапе процесс формирования техники гребли и равновесия завершается достижением гребцом умения выполнять конечную цель действия, т.е. достигнуть конкретного планируемого результата.

Значит ли это, что все последующие этапы спортивной подготовки гребца могут быть направлены только на развитие и совершенствование etermальных физических качеств? Как показывают исследования последних лет, это совсем не так.

На этапе закрепления и дальнейшего совершенствования техники гребли осуществляется регуляция позы выполнением правильной работы рук с веслом и техники гребковых движений с одновременным развитием равновесия, что достигается соревновательными упражнениями.

Известно, что гребля с удержанием равновесия в движущейся лодке на воде относится к статодинамической работе. Удержание равновесия в статической позе квалифицированному гребцу приходится выполнять от 2 до 6 часов в день.

При целенаправленном формировании длительного по времени статического равновесия, которое постоянно нарушается большими мышечными напряжениями при гребках, требуется воспитание специальной выносливости удержания равновесия. Низкий уровень выносливости специфического равновесия гребца быстро вызывает усталость (боли в мышцах, их сведение или проявление судорог).

Зеленин, Л. А. (2013) предлагает ввести в теорию и методику гребного спорта новый термин «Статическая выносливость равновесия», под которым понимают координационную способность гребца длительно удерживать по времени устойчивое вертикальное положение тела при выполнении сложных гребковых движений. Устойчивость гребца в лодке на воде требует воспитания специфической статической выносливости равновесия для постоянной регуляции рабочей позы [5].

Выьводыь

1. Для развития координационных способностей гребцов на этапе начальной подготовки необходимо обеспечить надлежащие педагогические условия, а именно: разнообразие средств и методических приемов их реализации в учебно-тренировочном процессе, что обеспечит надлежащий двигательный опыт новичков; оптимальную эмоциональность учебно-тренировочных занятий; творческий подход детей к собственному самоусовершенствованию.

2. В процессе обучения технике гребли на этапе начальной подготовки необходимо применять средства развития координационных способностей гребцов общей и специальной направленности. Методические приемы могут быть разделены на две группы: первая группа - приемы, которые используют для развития общих координационных способностей новичков; вторая группа - приемы, которые используют во время совершенствования координационных способностей спортсменов в структуре соревновательной деятельности.

3. Стимулировать формирование статической выносливости равновесия необходимо с первых тренировочных занятий. Целенаправленное воспитание статической выносливости равновесия - управляемый процесс, в ходе которого необходимо учитывать специфику данного тренируемого качества. Это требует нового научного подхода, разработки методики развития и совершенствования этой важной для гребцов физической способности.

Список использованных источников

1. Бондарев Б. М. Развитие навыка равновесия и чувства воды при обучении технике гребли на байдарках и каноэ // Гребной спорт. Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 60-64.

2. Борисов Э. В. Проблеми удосконалення методики початкового навчання у веслуванш на байдарках / Э. В. Борисов // Молода спортивна наука Украши: Зб. Наук. Пр. - Львiв, НВФ "Украшсьш технолог^ ", 2003. Вип.7, том 3. - С. 46-49.

3. Брюханов Д. А. Совершенствование методики обучения гребле на байдарках и каноэ на основе использования комплекса специальных упражнений /Д. А. Брюханов, Д. С. Петров // Известия Сочинского государственного университета. - 2015. - № 2 (35). - С. 146-148.

4. Зеленин, Л. А. Условия опрокидывания скользящего по снегу «Тренажёр-каноэ» с позиций биомеханики гребли / Л. А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). -С.48-57.

5. Зеленин, Л. А. Технология развития равновесия в сопряженном освоении техники гребли у начинающих гребцов с помощью тренажеров / Л. А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (95). - С. 42-51.

6. Ладика П. I. Результата опитування тренерiв з веслування на байдарках та каное з питань особливостей подготовки веслувальнишв-почагшвщв до першого виходу на воду / П. I. Ладика // Актуальш проблеми фiзичноl культури i спорту: Зб. Наук. е^ - К., 2005. - № 6-7. -С.22-28

7. Ладика П. I. Координацшш здiбностi як передумова техшчно! подготовки веслувальнишв-почагшвщв: автореф. ete. На здобут. Наук. Ступеня eter. Наук: спец 24.00.01 - «Ол1мпшський i професшний спорт» / П. I, Ладика. - Львiв: ЛДУФК, 2007. - 23 с.

8. Морозов А. Н. Методическое пособие по организации и проведению учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки гребных видов спорта / А. Н. Морозов, Е. В. Борисов, В. М. Пчелов. - Днепропетровск: ДНУ, 2002. - 46 с.

9. Озеров В. П. Психомоторные способности человека/ В. П. Озеров. - Дубна: Феникс, 2002. - 320 с.

10. Chodinow W. Wybrane eterminant -теутки sportowego ка'ака^-гае wsrod studentow роШесЬшИ Radomskiej / W. Chodinow, М. Каса // Педагогжа, психолоия та медико-бiологiчнi проблеми фiзи:чного виховання i спорту: науковий журнал. - Харшв: ХДАДМ, 2010. - № 1. - С. 149-152.

31.10.2016

УДК 796.012.2

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТАНЦОРОВ 7-8 ЛЕТ

Ю. Ю. Борисова, канд. физ. восп., доцент,

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта,

Украина

Аннотация

Методом анкетирования исследовалась структура физической подготовки в спортивных. танцах. Опрос тренеров по бальным танцам показал, что физическая подготовка является необходимым компонентом подготовки спортсменов-танцоров. Большинство специалистов (100%) в танцевальном спорте считают, что уровень развития координационных способностей, а именно способность к равновесию (62,5% респондентов) и обучению (62,5% тренеров) на этапе начальной подготовки является критерием мастерства танцоров. По мнению 50,0% тренеров, необходимо уделять развитию физических качеств 25-60 минут, но не на каждом занятии.

COORDINATION ABILITIES AS A COMPONENT IN THE SYSTEM OF DANCERS OF THE AGE 7-8'S PREPARATION

Annotation

The questionnaire method analyzed the structure of sport dancing's physical preparation. Ball-room dancing's coaches' poll showed that the physical fitness it's a necessary preparatory component of sportsmen-dancers. The major part of specialists (100%) in the dancing sport found that the level of coordination abilities development, precisely the ability to balance (62,5% of respondents) and the educability (62,5% of coaches) on the initial preparation step is a criterion of dancers' skill. According to 50,0% of coaches it's necessary to dedicate 25-60 minutes to physical fitness development, but not at the every training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.