Рой Медведев,
историк
СНГ: ТРУДНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Общая национальная и историческая самоидентификация в Российской империи строилась, как известно, на двух формулах: «Москва - третий Рим» и «Самодержавие. Православие. Народность». Понятие «народность» подразумевало совокупность всех православных русских людей, включая и население белорусских и малороссийских земель. Все остальные жители России определялись как «инородцы» и были разделены на несколько категорий. Выше других стояли христианские нации - грузины и армяне. Татары и калмыки имели более высокий статус, чем туркмены и таджики. Нет необходимости подробно говорить о национальной политике в СССР. Нареканий к ней много и у грузин, и у украинцев, и у казахов, и у евреев, и у самих русских. Тем не менее объективности ради надо отметить, что только в составе Советского Союза украинцы и белорусы обрели статус отдельных наций, евреи получили доступ во все сферы государственной и культурной жизни, а из безликих «инородцев» сформировалось более 30 союзных и автономных республик со своей культурой и с некоторыми важными институтами государственности.
Распад Советского Союза по административным границам союзных республик создал для всех образовавшихся на постсоветском пространстве независимых государств не только множество трудностей в экономическом и государственном строительстве, но и немалое число трудностей, связанных с национальной и исторической самоидентификацией, лишь малая часть которых будет затронута ниже.
Сложные проблемы возникли и для Российской Федерации, где именно русские стали «титульной» нацией и составляют более 80% от всего населения. На съездах народных депутатов РСФСР противостояли друг другу только что образовавшиеся Российская Коммунистическая партия и блок «Демократическая Россия». Они объединились 12 июня 1990 г. для провозглашения суверенитета Российской Федерации, но не смогли сформулировать для нового, и уже не советского, и не социалистического государства никакой ясной национально-государственной идеи. Сегодня в Государственной Думе доминирует партия «Единая Россия», у которой опять
50
же нет ни политической, ни национальной идеологии, а есть лишь программа удвоения ВВП. И теперь мы отмечаем день 12 июня то как День независимости, то как День России, но мало кто понимает смысл этого праздника, как и недавно введенного нового национального выходного - 4 ноября.
У грузин и армян не было больших проблем с национальной самоидентификацией - эти нации сформировались задолго до образования Российской империи. Азербайджанцы как нация сформировались только в составе СССР, и их проблема сегодня состоит в том, чтобы определить свое место уже не в рядах советских, а в рядах мусульманских наций, в том числе близких по языку и религии турков и этнически родственных азербайджанцев Ирана. Молдаване не сложились как нация в составе Советского Союза, пока еще не смогли создать они и дееспособного государства. Белорусский национализм всегда был движением лишь малой части белорусской интеллигенции. В XIII в. белорусские земли входили в состав Великого княжества Литовского, потом в состав Речи Поспо-литой. После разделов Польши белорусские земли вошли в состав России, и здесь возобладал русский язык. По мнению многих этнографов, некое «славянское» начало в наиболее чистом виде сохранилось именно у белорусов, на этническую сущность которых не повлияли ни литовцы, ни татары, ни немцы, ни поляки. Александр Лукашенко с некоторой иронией говорил, что «белорусы - это те же русские, но со знаком качества». Он говорил также, что «мы должны пользоваться в равной степени нашим русским и нашим белорусским языками. Это должны выбирать сами граждане, а не государство».
Казахи как этническая общность не принадлежат к древним нациям Востока. Даже в СССР в 20-е годы и в ЦИКе, и в ЦК ВКП(б) путали казахов и киргизов, а также казахов и казаков. Казахстан - единственное государство в СНГ, которое проводит и материально поддерживает собирание своей титульной нации в Казахстане. Казахские семьи едут в новый Казахстан из России, из сопредельных среднеазиатских стран, из Китая. И это происходит в то время, когда сотни тысяч грузин навсегда покидают Грузию, когда армяне покидают Армению, молдаване - Молдавию, когда Киргизию покидают не только русские, но и киргизы, а Таджикистан - таджики. Но казахи - это молодая и сильная нация, которая только начинает обустраиваться на отошедшей ей огромной территории в условиях независимости.
51
Наиболее болезненным процесс национальной самоидентификации оказался у украинцев. На Украине вышли наружу и даже обострились противоречия, которые в авторитарном СССР почти не были заметны. Главным из этих противоречий стала явная рознь между теми украинцами, которые жили с середины XVII в. в составе России, и теми украинцами, которые после разделов Речи По-сполитой отошли под власть Австро-Венгрии. Даже церковь у них была разной. «Среди наших проблем, - писал в своей книге «Украина - не Россия» второй президент Украины Л. Кучма, - есть одна, решаемая в достаточной мере мучительно. Прежде чем мои соотечественники смогут спокойно сказать себе, что она решена, пройдут десятилетия. Это не российско-украинская проблема, это украинская проблема, но она тесно связана с Россией. Речь идет о нашей самоидентификации и нашей психологии. Мы до сих пор не до конца поняли, кто мы такие». Выступая на презентации своей книги в Москве в сентябре 2003 г., Л. Кучма сказал: «Украину мы создали. Теперь мы должны решить более трудную задачу - создать украинцев». Один из разделов этой книги так и озаглавлен: «Создать украинца». К сожалению, кое-кто в современной Украине хочет ускорить этот процесс, в том числе и путем принуждения.
Важнейшей частью национальной самоидентификации на постсоветском пространстве является новое прочтение национальной истории. Не все титульные нации в СНГ имели в прошлом свои государства. Но все они имели свою историю, и именно эта история призвана лечь в основу их национального самосознания. Это трудная задача, и ее выполнение по большому счету только начинается. Я приведу ниже лишь немногие примеры, которые помогают понять те направления, по которым проходит эта работа.
Очень большие изменения происходят в последние 15 лет в прочтении российской и советской истории. В Советском Союзе история страны строилась на принципах коммунистической идеологии и включала в свой состав не только историю Российской Федерации, но и всех союзных республик. Сегодня история СССР входит как часть в российскую историю XX в. Историческая наука в России освободилась от идеологического диктата. Для изучения открылись почти все архивы, исчезли «закрытые темы», а также «фигуры умолчания», когда о многих важнейших событиях отечественной и зарубежной истории мы не могли ни говорить, ни писать. Открылись возможности изучения зарубежных исторических школ. Появилась свобода в академических исследованиях. Теперь
52
российские историки не выполняют политических директив и не должны считаться с требованиями цензуры. Новое прочтение российской истории не изменило ее главных узловых пунктов, но изменило многие оценки. Появились памятники Александру II и Николаю II, серии почтовых марок, посвященных деяниям Екатерины II и Александра I. Останки Николая II и его семьи торжественно захоронены в усыпальнице российских императоров в Петропавловской крепости, а на месте его гибели воздвигнут Храм на крови. Российская история полна противоречий, она не прямо -линейна и все еще полна темных страниц. Но это большая история большого народа, и ее уроки значительны.
Туркмения, небольшая по населению и бедная даже по советским критериям республика Средней Азии, неожиданно оказавшись независимым государством, нашла опору для жизни не только в природных богатствах страны, но и в новом прочтении своей истории. В этом регионе туркменские земли последними перешли под власть Российской империи. Сломив сопротивление «непокорных текинцев», Россия образовала здесь Закаспийскую область с населением менее 1 млн. человек. Полукочевой и живший в бедных кишлаках народ почти утратил свою древнюю культуру. Мусульманство не смогло пустить здесь прочные корни, и в Ашхабаде в 1991 г. не было ни одной мечети. Не был переведен на туркменский язык и Коран. Неизвестны были в Туркмении и либеральные концепции Запада. В этих условиях и родилась идея «Рухнамы» -новой священной книги Востока, но только для Туркмении и для туркмен. Избегая претензий и посягательств извне, богатая ресурсами и мирная Туркмения избрала путь идеологической и политической изоляции и нейтралитета. На стенах новых мечетей выбиты слова и фразы не из Корана, а из «Рухнамы» Туркменбаши. «Рух-нама» - это мифологизированная история Туркмении и туркменского народа. Считалось, что первые государственные образования появились на территории современного Туркменистана в VI или V в. до н. э. Не только авторитет Туркменбаши, но и раскопки в пустыне Кара-Кум позволили отодвинуть время образования цивилизации и письменности на несколько тысяч лет в прошлое. К четырем центрам древней мировой цивилизации - Месопотамия, Индия, Китай и Египет - в Ашхабаде прибавляют сегодня и древнюю цивилизацию страны Маргуш, возникшую несколько тысяч лет назад на древних землях Туркменистана. «Рухнама» - это эпос, но он лишен той агрессивности, которой был переполнен «Краткий курс
53
истории ВКП(б)» - «священная» книга, по которой я изучал историю СССР в Ленинградском университете в 1946-1951 гг.
Армения всегда была внимательна к своей истории, не отвергая и некоторых мифов. Понятен, но далек от истины миф об «избранности армянской нации». Ближе к действительности образ «христианского народа во враждебном окружении» и миф «первородства армянского христианства». Очень большое внимание как в новой Армении, так и в большой армянской диаспоре продолжает занимать тема геноцида армян в Османской Турции в 1915-1916 гг. В XX в. армянская нация первой пережила ужасы геноцида. В Армении издается много работ по истории Армянской Григорианской церкви. Как нация армяне сохранились не столько благодаря своему языку и культуре, сколько благодаря своей независимой церкви, приняв христианство еще в 301 году нашей эры. Вероятно, нигде в мире нет такого богатого собрания древних рукописей и книг, которые собраны в хранилищах в резиденции Католикоса всех армян в Эчмиадзине. В Армении в последние десять лет заново написано очень много учебников по истории страны. Авторы всех этих учебников специально подчеркивают огромное положительное значение вхождения Восточной Армении в состав России. Везде есть слова о том, что переход Восточной Армении под власть России «спас армянский народ от физического уничтожения». Почти во всех учебниках и для разных классов приводится цитата из романа Хачатура Абовяна: «Да будет благословенен тот час, когда нога русского ступила на землю армянскую».
Совсем иные настроения царят в современной Грузии. В первые советские десятилетия все главные учебники по истории Грузии, как на русском, так и на грузинском языках, должны были получить личное одобрение И.В. Сталина. Как и Армения, Грузия много раз подвергалась нашествиям арабов, турок-сельджуков, монголов, иранцев, снова турок. Однако были здесь в прошлом и периоды длительного независимого существования, даже расцвета феодальной Грузии. События и оценки, относящиеся к периоду с IV в. до н.э. и до XVII в., почти не подвергаются изменениям и сегодня. Однако историки Грузии нашли повод продлить историю в более давнее прошлое. Еще при президенте Э. Шеварднадзе в Грузии было торжественно отмечено 3000-летие грузинской государственности, затем и 2600-летие совместного, мирного проживания грузинского и еврейского народов. Раньше же считалось, что первое государственное образование в Закавказье - Урарту - появи-
54
лось на территории Армении в IX в. до н.э. Решительно изменились и все оценки российско-грузинских отношений. Может сложиться впечатление, что Россия силой вынудила грузинских царей и князей принять российское подданство. Современные грузинские историки утверждают, что не только Иран и Турция были в прошлом «историческими врагами» Грузии. Таким врагом была и Россия. Некоторые из этих историков заявляют сегодня, что присоединение Грузии к мусульманским империям было бы меньшим злом, ибо «другие исторические враги Грузии никогда не покушались на грузинскую государственность как таковую».
В средние века территория нынешнего Казахстана была частью Монгольской империи. Казахи были народом кочевников, и их первым государственным образованием считается Казахское ханство, образовавшееся в начале XVII в. Как нация казахи начали складываться только к концу XIX в, и первые попытки создать историю своего народа были предприняты в 20-30-е годы XX в. Первый учебник «История Казахской ССР» был издан в 1945 г. В новом независимом Казахстане исторические исследования получают большую поддержку властей. Никто не скрывает здесь ужасов сталинской коллективизации, раскулачивания, голода, репрессий. Казахстан стал местом ссылки целых наций: немцев, чеченцев, ингушей, калмыков. Здесь были сотни спецпоселений и десятки концлагерей. Массовая кампания по освоению целины - это тоже Казахстан. И тем не менее ни политики, ни историки Казахстана не склонны считать советский период только временем угнетения и репрессий. Именно в эти тяжелые десятилетия складывалась и консолидировалась казахская нация, развивалась ее культура, возникали начальные формы государственности, начиналась разработка недр. Казахстан гордится своим вкладом в победу в Великой Отечественной войне. 9-е Мая в республике - это национальный праздник, а главная улица в новой столице Казахстана - Астане -это проспект Победы. Казахстан внимательно изучает свое прошлое, но его взгляд устремлен прежде всего в будущее. Это единственное государство в СНГ, где уже сегодня есть тщательно разработанная стратегия развития страны до 2030 г. История здесь не инструмент раздора и не источник разного рода фобий. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев писал: «Единство казахстанцев, основанное на бережном, я бы даже сказал, - трепетном отношении к своему историческому прошлому, может и должно стать мощной созидательной силой, надежным средством решения сложнейших
55
социально-экономических задач». Под этим углом зрения здесь изучают и такую крайне сложную проблему, как отношения между кочевниками-казахами и земледельцами-казаками Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск, которые по разным направлениям продвигались в казахстанские степи, не только охраняя рубежи России, но и осваивая эти степи. Ермак Тимофеевич -это не герой, а антигерой новой истории Казахстана. Но и Михаила Горбачёва мало кто поминает здесь добром.
Узбекистан - это страна с древней историей; орошаемое земледелие появилось здесь около 3 тыс. лет назад, а первые города возникли еще до нашей эры. Наиболее развитой частью было междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи - Мавераннахр, где одни завоеватели сменяли других. Формирование тюркоязычной народности узбеков завершилось, как считается, в XII в. В это же время Маве-раннахр стал одним из центров мусульманской культуры и учености, где жили или бывали многие из величайших поэтов, ученых, мудрецов Востока, писавших на персидском и арабском языках. В начале XIII в. вся Средняя Азия попала под власть татаро-монголов. Эта империя не была единой, и в середине XIV в. один из местных правителей из тюркизированного монгольского рода, Тимур, или Тамерлан, сумел создать в Средней Азии новую могущественную империю со столицей в Самарканде. В мировой истории Тимур считается одним из самых великих, но также крайне жестоких завоевателей, и его недобрым словом вспоминают на Кавказе, в Малой Азии, в Индии и в Китае. Но именно Тимур помог России освободиться от татаро-монгольского ига. В результате трех походов (1389, 1391, 1394-1395) он разгромил Золотую Орду и разграбил ее столицу Сарай-Берке. Династия Тимуридов со столицей в Самарканде продержалась более 100 лет, и для Маверан-нахра это было время расцвета. Историкам есть что изучать в Узбекистане, хотя к моменту российского завоевания этот регион находился в упадке. Советская власть была установлена здесь при помощи ревкомов и насилия и укрепилась только к началу 30-х годов. Своей революционной истории у Узбекистана не было, а мусульманские ценности коммунистов не интересовали. Однако большевики создали в республике систему массового образования, что помогло формированию узбекской советской интеллигенции.
Развитие Узбекистана в составе СССР было быстрым, но крайне односторонним. В партийно-советской элите выходцев из Узбекистана было мало, и у многих деятелей советской культуры
56
складывалось впечатление об Узбекистане как о глубокой провинции и культурной окраине СССР. Получив независимость, республика сделала многое и для развития своей экономики, и для развития своей культуры. Узбекистан добивается возвращения себе положения страны, которая была бы не только центром образования и науки в Азии, но также центром мусульманской учености. Новое прочтение национальной истории Узбекистан начал с нескольких символических жестов. В советские годы в сквере в центре Ташкента был поставлен памятник К. Марксу, сходный с тем, что стоит в Москве. Неожиданно этот памятник исчез, а на его месте появился памятник Тимуру - всадник на боевом коне с протянутой вперед рукой. На постаменте - слова, которые, согласно легенде, считал главными для себя полководец - «сила и справедливость». На другой площади Ташкента место памятника Ленину занял больших размеров глобус с увеличенным рельефным изображением Узбекистана. Тем не менее в Узбекистане никто не пытается осуждать все то, что было связано с его советской историей, хотя и относятся к ней критически. Это помогает лучше осваивать наследие советского времени. Конечно, здесь было пересмотрено все то, что относится к так называемому «хлопковому делу» 80-х годов.
В Узбекистане весьма почитаем сегодня бывший партийный лидер республики Ш. Рашидов. Там внимательно изучают не только историю своей страны, но и историю всего мусульманского Востока. Ташкент сегодня - это важный центр мирового востоковедения. Канонизировав Тимура как ключевую личность национальной истории, Узбекистан не отбрасывает социальные достижения и культурное наследие советского периода, а также ценности социализма. На этих, казалось бы трудно совместимых основаниях, в самом центре исламского мира создается новый Узбекистан.
«Дальний Восток», Хабаровск, № 1, 2007 г., с. 143-149.
Азер Байрамов,
политолог
БОРЬБА ВЕДУШИХ НЕФТЯНЫХ МОНОПОЛИЙ МИРА ЗА ТЭК АЗЕРБАЙДЖАНА
Закон о защите иностранных инвестиций, принятый в 1992 г., разрешает допуск прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в любую отрасль национальной экономики, открытую для иностранного
57