Научная статья на тему 'Национальные меньшинства в системе межнациональных отношений Дагестана'

Национальные меньшинства в системе межнациональных отношений Дагестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1559
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ДАГЕСТАН / СИСТЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / АРМЯНЕ / ГРУЗИНЫ / УКРАИНЦЫ / ТАТАРЫ / ЕВРЕИ ЕВРОПЕЙСКИЕ / ПОЛЯКИ / НЕМЦЫ / ТУРКМЕНЫ / ПЕРСЫ / КАЗАХИ / ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / RUSSIA / DAGESTAN / SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS / NATIONAL MINORITY / COMMUNITIES / ARMENIANS / GEORGIANS / UKRAINIANS / TATARS / EUROPEAN JEWS / POLES / GERMANS / TURKMENS / PERSIANS / KAZAKHS / ETHNIC COMPOSITION / POPULATION CENSUSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рамазанова Дильшад Шагидиновна

В исследовании на основе достижений современной историографии, ранее опубликованных и вновь выявленных архивных материалов освещается история формирования и развития общин национальных меньшинств: армян, грузин, иранцев, украинцев, татар, туркменов, немцев, евреев (европейских) и других в той части территории России, что составляет современный Дагестан. На основе материалов демографических переписей населения, проводившихся в имперский, советский и постсоветский периоды развития России, характеризующих национальный состав населения соответственно Дагестанской области Российской империи, ДАССР в составе РСФСР, Республики Дагестан в составе Российской Федерации, показана динамика численности национальных меньшинств в Дагестане, отражен процесс закрепления или же исчезновения отдельных из них на данной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL MINORITIES IN THE NATIONAL RELATIONS OF DAGESTAN

Basing upon the study of achievements of the modern historiography, previously published and newly identified archival materials the article covers the history of the formation and development of national minority communities: Armenians, Georgians, Iranians, Ukrainians, Tatars, Turkmens, Germans, Jews (European) and other in the territory of Russia, which is a modern Dagestan. On the basis of the population censuses conducted in Imperial, Soviet and post-Soviet periods of Russia's development, describing the ethnic composition of the population of the Dagestan region of the, respectively, Russian Empire, DASSR within the RSFSR, Dagestan within the Russian Federation, the author shows the population dynamics of national minorities in Dagestan, reflects the process of their settlement or disappearance in this area.

Текст научной работы на тему «Национальные меньшинства в системе межнациональных отношений Дагестана»

УДК 94:323.1(470.67) Рамазанова Дильшад Шагидиновна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ХХ-ХХ1 вв., докторант Дагестанского государственного университета

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В СИСТЕМЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДАГЕСТАНА

Ramazanova Dilshad Shagidinovna

PhD in History, Assistant Professor, Department for History of Russia of XX-XXI centuries, Dagestan State University

NATIONAL MINORITIES IN THE NATIONAL RELATIONS OF

DAGESTAN

Аннотация:

В исследовании на основе достижений современной историографии, ранее опубликованных и вновь выявленных архивных материалов освещается история формирования и развития общин национальных меньшинств: армян, грузин, иранцев, украинцев, татар, туркменов, немцев, евреев (европейских) и других в той части территории России, что составляет современный Дагестан. На основе материалов демографических переписей населения, проводившихся в имперский, советский и постсоветский периоды развития России, характеризующих национальный состав населения соответственно Дагестанской области Российской империи, ДАССР в составе РСФСР, Республики Дагестан в составе Российской Федерации, показана динамика численности национальных меньшинств в Дагестане, отражен процесс закрепления или же исчезновения отдельных из них на данной территории.

Ключевые слова:

Россия, Дагестан, система межнациональных отношений, национальные меньшинства, армяне, грузины, украинцы, татары, евреи европейские, поляки, немцы, туркмены, персы, казахи, перепись населения.

Summary:

Basing upon the study of achievements of the modern historiography, previously published and newly identified archival materials the article covers the history of the formation and development of national minority communities: Armenians, Georgians, Iranians, Ukrainians, Tatars, Turkmens, Germans, Jews (European) and other in the territory of Russia, which is a modern Dagestan. On the basis of the population censuses conducted in Imperial, Soviet and post-Soviet periods of Russia's development, describing the ethnic composition of the population of the Dagestan region of the, respectively, Russian Empire, DASSR within the RSFSR, Dagestan within the Russian Federation, the author shows the population dynamics of national minorities in Dagestan, reflects the process of their settlement or disappearance in this area.

Keywords:

Russia, Dagestan, system of international relations, national minority, communities, Armenians, Georgians, Ukrainians, Tatars, European Jews, Poles, Germans, Turkmens, Persians, Kazakhs, ethnic composition, population censuses.

В системе межнациональных отношений Дагестана [1] довольно устойчивое положение занимают национальные меньшинства республики - армяне, грузины, украинцы, татары, евреи и т. д., диаспоры которых формировались на данной территории (в пределах современных границ республики) [2] на протяжении довольно длительного времени: от нескольких десятков (немцы, поляки, казахи и т. д.) до нескольких сотен лет (армяне, грузины, украинцы, татары, персы). Они внесли свой существенный вклад в развитие региона, участвовали в решении тех задач, которые были определены внутренней политикой Российского государства в различные периоды его развития, как имперского, так и советского и постсоветского.

История формирования отдельных общин национальных меньшинств на территории, составляющей современный Дагестан, достаточно широко освещена в исторической литературе, в частности в трудах И.Ш. Анисимова [3], Д.В. Аганесовой [4], Д.В. Аганесовой и И.А. Суздальцевой [5], М.С. Арсанукаевой [6], Б.Б. Булатова и Н.И. Болохиной [7], Д.С. Васильева [8], Б. Гаджиева [9], А.В. Гайворонской [10], Н.Н. Гаруновой [11], А. Гюльахмедова [12], В.Ф. Дизендорфа [13], Н.А. Ма-гомедова и М.С. Абдурахмановой [14], М.М. Мусаева [15], Т.Н. Плохотнюка [16], А.Е. Тер-Саркисянц [17], К.М. Ханбабаева [18], И.В. Цифанова [19], Д.Д. Яхшибекян и Е.И. Иноземцевой [20] и т. д.

Однако специального исследования, где были бы обобщены сведения о нацменьшинствах и представлена целостная история их формирования и присутствия в данном регионе РФ, до сих пор не проводилось.

Итак, иранский, армянский и грузинский «следы» отмечаются учеными в истории еще ран-несредневекового Дагестана.

Известно, что, упрочив свою власть в самом Иране, династия Сасанидов (224-652 гг.) начала обширные завоевания. Завязалась длительная борьба с Римской империей за закрепление в районе Дербентского прохода, игравшего важную роль в судьбах Ближнего Востока. В конце IV в. иранцы уже установили контроль над Дербентским проходом [21]. В VI в. царь Ануширван (531-

579 гг.) «построил в областях (навахи) Дербента много крепостей <...> Ануширван переселил сюда из Персии много народу и построил много городов в этом вилайате» [22]. «Дербенд-наме» уточняет также, что в город было переселено из внутренних районов Ирана 3 тыс. семейств, служивших опорой сасанидских властей в самом городе и окрестных селениях [23, с. 168].

Имеются также сведения о том, что шах Исмаил из династии Сефевидов в 915 г. (1509-1510) переселил 500 семейств из Теврида в Дербент, что «по велению Тахмаспа-шаха 400 семейств из поколения гуричан переселены в Дербент для жительства и защиты его» и что Тахмасп I основал деревню Хазры, населив ее вывезенными из Персии жителями <...> привез из Лагиджана (что в Гиляне) 900 семейств и поселил в с. Мискенджи в Южном Дагестане» [24, с. 59-60].

С деятельностью армянских и грузинских миссионеров связан процесс христианизации коренных дагестанских народов. Исследователь К.М. Ханбабаев выделяет в этом процессе два этапа, отмечая, что «на первом этапе - в IV—VII вв. через посредническую деятельность армянских и отчасти грузинских миссионеров и купцов христианство проникало в Дербент, на прилегающие территории, в Приморский и Южный Дагестан» и что тогда основную роль играла Армения, а «на втором этапе - VII-XII вв. - христианство православного направления наиболее активно внедрялось в соседние с Грузией западные районы Дагестана», то есть лидерство перешло к Грузии [25].

В XVIII-XX вв. армяно-грузинские переселенцы для российских властей являлись важным элементом укрепления своих позиций в Дагестане. В научных трудах российских историков именно XVIII век обозначен периодом массовой миграции армян и грузин в прикаспийскую часть Дагестана, на территорию нижнего Терека и Сулака, причем ученые связывают миграцию как с упадком хозяйственно-экономической жизни Закавказья в результате ирано-турецкой агрессии, так и с целенаправленной политикой правительства Петра I, преследовавшего цели экономического освоения края, быстрого экономического роста, а также усиления военного потенциала в лице христианского населения. У крепости Святого Креста поселилось 450 грузинских и армянских семей. Петром I были изданы указы, согласно которым армяне получили значительные привилегии в торговле. В саму крепость были переведены из Гиляна (Решты) армянский и армяно -грузинский эскадроны, сформированные в 1723 г. [26, с. 132].

Русские власти предоставляли различные льготы и землю грузинской диаспоре, возникшей здесь в 20-х гг. XVIII в. Дальнейшая история формирования армянской и грузинской диаспоры в Дагестане тесно связана с историей Кизляра. Известно, что Кизляр построен в 1735 г. по уничтожении на реке Сулак крепости Святого Креста, и «жители российские, грузинские и армянские, какие там тогда были, равно и служащие регулярные и нерегулярные переведены, а потом жительством поселились азиаты, вольно приходящие из Персии, Грузии и кавказских гор, грузины, армяне и татары» [27, с. 134]. Кизляр сразу получил статус города [28, с. 112].

В первой половине XVIII в. в Кизляре уже жило разноязычное, поликонфессиональное сообщество русских, грузин, кумыков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, ингушей, чеченцев, осетин, турков, татар, персов, евреев и т. д. Город состоял из 8 разноязычных кварталов: терских казаков, армянского, грузинского, казанского, мусульманского (из кумыков и других дагестанских народностей), новокрещенцев (из местных народов, принявших христианство), Окочен-аула (населенного чеченцами-ауховцами), Черкес-аула (из кабардинцев, служивших в кабардинской коннице Кизлярского гарнизона) и Тезик-аула (из торговцев из Азербайджана и Ирана). Кварталы были отделены друг от друга земляными валами [29, с. 73-74; 30, с. 51].

Известно, что самым большим являлся Армянский квартал, населенный исключительно армянами, переехавшими из крепости Святого Креста, а Грузинский насчитывал 200 дворов, в основном переселенцев из Святого Креста. «В крепости были расквартированы военнослужащие, а южнее нее жили русские купцы, казанские татары, тезики, грузины и армяне» [31, с. 135].

О появлении казанских татар в Дагестане известно, что они попали в эти края в результате похода Петра I в качестве переводчиков и что проживали они в Казанском квартале Кизляра [32, с. 51]. Мы также нашли ссылки на рассказ некоего Кирай-хана аль-Чаркаси (Гиримхана), прямого потомка рода Гирей-хана из Крыма, осевшего в конце XV в. в с. Куркли вместе с домочадцами, слугами и сподвижниками [33]. Однако эти сведения имеют отношение к крымским татарам в Дагестане.

Российское государство также принимало меры, чтобы «.заселить берега Терека от земель гребенских казаков до Малой Кабарды ингушами, осетинами, грузинами и армянами» [34].

По данным официальной ведомости 1785 г., армян в Кизляре проживало около 3031 человек [35]. Уже в XIX в. роль армян и грузин в экономической жизни Северного Кавказа была весьма значительной, в Терской области более 80 % армян проживало в городах, и в середине XIX в. оборот торговых предприятий, в руках которых была сосредоточена почти вся городская торговля, составлял около 20 тыс. руб. в год [36]. И армяне, и грузины также участвовали в расширении местной промышленности. Грузины в городах в основном занимались ремеслами - они были ювелирами, медниками, слесарями, кожевенниками. В сельском хозяйстве они внесли большой вклад в развитие шелководства и виноградарства.

Помимо армян, грузин, казаков, в решении задачи экономического освоения Северного Кавказа важная роль отводилась и евреям. До 1892 г. русским (европейским) евреям, не имевшим права селиться вне черты оседлости, было разрешено жить в Кубанской и Терской областях. 18 июля 1892 г. был издан указ, согласно которому права евреев в этих областях ограничивались: там могли проживать лишь те из них, кто имел высшее образование или находился на государственной службе, а также владел недвижимостью или арендовал ее до выхода указа [37, с. 77]. Таким образом, перед властями остро встал вопрос о высылке евреев из Кубанской и Терской областей.

Весьма настороженно отнеслись к данному указу горские евреи, боявшиеся применения и к ним запретительных санкций со стороны властей. Известно, что в 1872 г. горским евреям было предоставлено гражданское равноправие: они были уравнены в правах с прочими покоренными народами Кавказа. Исследователь того периода И.Ш. Анисимов в своем труде «Кавказские евреи-горцы» пишет об этом следующее: «В настоящее время горские евреи уравнены в правах со всеми туземцами Кавказа и имеют документы, обеспечивающие их права в торговом, военном и гражданском отношениях» [38]. Горские евреи неоднократно обращались к кавказским властям для установления особого статуса для них, но этот вопрос никак не решался. В связи с этим в 1893 г. руководитель гражданской администрации Кавказа Шереметьев обратился к военному министру с просьбой не распространять антиеврейские законы на горских евреев Терской области и Кубани.

В «Кавказском календаре за 1904 год» в разделе «Этнографическая классификация кавказских народов» обозначено следующее: «Семитическое семейство: а) евреи. Более значительное число их живет издавна в крае. Это, во-первых, так называемые горские евреи, говорящие татским наречием и живущие в разных местах по преимуществу в Дагестанской и Терской областях. К евреям, давно оседлым в крае, относятся грузинские евреи, говорящие грузинским языком. Стали селиться в крае, по утверждению в нем русского владычества, евреи и из России, число всех евреев, по данным переписи 1897 г., - 45 тыс. в Закавказье и 58 тыс. на Северном Кавказе, всего около 103 тыс., считая и в войсках» [39, с. 57].

В России так и не был принят закон о статусе горских евреев Кубанской и Терской областей. До самой Февральской революции горские евреи жили под страхом высылки и были ограничены в правах.

Весьма четко разделяла европейских и горских евреев в Дагестане уже советская власть, разделив на две части население иудейского вероисповедания, предоставив горским евреям равные с другими дагестанскими национальностями политические права, а европейские евреи были признаны национальным меньшинством республики.

24 октября 1926 г. Президиум ЦИК ДАССр принял решение: предложить Дагстатуправле-нию в бланках всесоюзной переписи населения графу «еврейской национальности» разбить на «горские и европейские евреи...». Таким образом, советская власть официально отделила европейских евреев от горских евреев [40]. По итогам переписи населения 1926 г., на территории ДАССР было учтено: горских евреев - 11 392 чел. и европейских евреев - 3030 чел.

Весьма заметный след в истории Дагестана оставили и немецкие колонисты. Широкая кампания по переселению в Российскую империю выходцев из Германии началась еще при Екатерине Великой в XVIII в. Многие исследователи указывают в качестве причин эмиграции немцев в Россию в XVIII в. бедность, нужду, войны и всякого рода угнетения, избыток населения Германии, лишенного на родине возможности основать себе собственный кров и очаг.

До начала XIX в. в пределах Северного Кавказа не возникло ни одной самостоятельной немецкой колонии. В числе причин - непрекращающиеся войны в Кавказском регионе. Однако уже в 1863 г. было принято решение о переселении крестьян в Терскую и Дагестанскую области, а в 1864 г. на территории Хасавюртовского округа Терской области образовалось первое поселение Рорбах (Камышевка), куда прибыла первая партия переселенцев из Таврической губернии [41, с. 17]. Приток немецкого населения в Терскую область (Хасавюртовский округ) увеличился в последнее десятилетие XIX в.

6 июня 1904 г. вышел новый указ «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев на казенные земли». В 1906 г. также были приняты законодательные акты, способствовавшие усилению колонизации земель на Кавказе и в других окраинах России. Согласно законодательству в данной сфере, крестьянам-переселенцам государством предоставлялись ссуды, денежные пособия, льготы на проезд по железной дороге. Поток переселенцев нарастал, вовлекая большие крестьянские массы [42]. На территории Дагестана было создано 42 немецких населенных пункта [43, с. 57]. Немцы-переселенцы участвовали в создании различных кредитных учреждений в Дагестане, имели лесоторговые базы, постоялые дворы, цеха по изготовлению колбасы и колбасные лавки, торговые склады сельскохозяйственных машин, аптеки, лавки в Хасавюрте, Кизляре и Порт-Петровске, в последнем имелся также крупный пивоваренный завод А.П. Вейнера.

Исследователь М.М. Мусаев отмечает, что во время Первой мировой войны ни одна группа российских немцев не пострадала так, как немцы-переселенцы Терской области, которые управлялись, в отличие от немцев-переселенцев, проживавших в центральных областях и губерниях, Министерством обороны империи [44, с. 21]. Антинемецкая идея широко пропагандировалась в России через газеты, чиновников и военных, создавался образ врага. Связи немцев со своей родиной - Германией - истолковывались однозначно: как попытка последней использовать немецкую диаспору в своих экспансионистских целях [45, с. 113]. Кроме того, 2 февраля 1915 г. в России был издан закон «О прекращении землевладения и землепользования австрийскими, венгерскими, германскими или турецкими поданными» [46]. В 1915 г. в Терской области, где проживало более 20 тыс. немцев-колонистов, по вышеуказанному закону отчуждению у немцев подлежало более 25 000 десятин земли. В августе 1915 г. все немецкие поселения в Хасавюртовском округе были переименованы. А в апреле 1917 г. в течение нескольких дней местными националистами были уничтожены практически все немецкие хутора, и около 5 тыс. немцев покинули обжитые места. Погромы продолжались и после революции, в годы Гражданской войны. Немцы ушли в Ставропольские, Краснодарские и Ростовские земли. Большое количество бежавших или переселенных насильно немцев проживало в разных областях Средней Азии, в безводных районах Киргизии.

После установления советской власти немцы обратились к руководству ДАССР с просьбой разрешить им вернуться в Дагестан. Им разрешили вернуться в Дагестан только в 1925 г. Новые власти через воссоздание немецких колоний рассчитывали на распространение среди горских переселенцев немецкой сельскохозяйственной культуры и передовых методов ведения хозяйства. 22 декабря 1925 г. властями было одобрено переселение группы немцев из Средней Азии на земли бывшей колонии Вандерлоо, в 1926 г. - из Туркестанского края. Правительство ДАССР также предложило вернуться в Хасавюртовский округ республики немцам, проживавшим в колониях Великокняжеская Кубанской области, Николаевск Терского округа и Лесовка Екатерининской губернии. Наркомзему ДАССР было поручено «осуществить одно из самых перспективных мероприятий по поднятию в крае сельского хозяйства...» [47]. В 1930-е гг. в Дагестане было организовано несколько немецких колхозов, среди которых выделялся в качестве передового колхоз им. 1 -го Мая (Львовские номера Бабаюртовского района).

По данным на 10 декабря 1934 г. в ДАССР немецкие колонии имелись в трех районах: Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кизлярском (с общим количеством дворов - 504). Большинство колонистов имели зажиточные хозяйства (по 2 лошади, 2-3 коровы и т. п.) [48].

Упоминания о единичных случаях перемещения поляков на Кавказ датируются XVI в. [49]. «Торговцы из Львова, Каменец-Подольска, Замостья приезжали в Дагестан» [50, с. 78]. В начале XVIII в. в Дагестане побывала польская католическая миссия. Среди поляков, оказавшихся на Кавказе, было немало образованных людей, сумевших создать особенную духовную атмосферу в жизни своей диаспоры (сроки нахождения многих из них в ссылке колебались от 10 лет до пожизненного) [51]. О поляках также известно, что их воинские части совместно с французами воевали против России во время Отечественной войны 1812 г., в российский плен попало около 10 тыс. чел. Они были сосланы на Северный Кавказ, но в 1815 г. почти все вернулись в Польшу. Польский след отмечается на Кизлярщине, когда пленные из армии Наполеона участвовали в общественных работах по укреплению береговой линии [52, с. 30-31]. Многие участники восстаний 1830, 1846, 1863-1864 гг. были сосланы в Дагестан, и «в гарнизонах Дербента, Порт-Петров-ска, Темир-Хан-Шуры ... в то время поляки составляли около 30 % от общего числа находившихся там военных» [53]. Узнав причины выступления дагестанцев и чеченцев против царского правительства, многие дезертировали, желая через Иран и Турцию пробраться на Запад, чтобы оказаться на родине, другая часть сочла необходимым перейти к Шамилю и воевать с горцами против царского Кавказского корпуса. Историки считают неоспоримым факт наличия большого количества поляков в ставке имама Шамиля.

Туркмены проживали в Кизлярском округе Терской области Российской империи, где по данным переписи 1897 г. их численность составляла 1030 чел. В советский период по решению властей от 16 ноября 1922 г. и 4 января 1923 г. Кизлярский округ и Ачикулакский район были включены в состав Дагестана. Туркмены населяли с. Озен-суат в Ачикулакском районе и Туркмен-Аул в Каясулинском районе [54]. Численность их в ДАССР по переписи 1926 г. составляла 1459 чел., по данным 1937 г. - 1630 чел., в 1939 г. - 31 чел.

Столь резкое сокращение численности туркменов в ДАССР объясняется тем, что в соответствии с постановлением ВЦИК от 22 февраля 1938 г. районы их проживания - Ачикулакский и Каясулинский - вместе с Кизлярским, Караногайским и Шелковским районами были переданы в составе вновь образованного Кизлярского округа в Орджоникидзевский (бывший Северо-Кавказский) край [55].

9 января 1957 г. Кизлярский и Караногайский районы снова были переданы в состав ДАССР. Остальные районы Дагестану не вернули.

В 1930-е гг. республиканские власти совершенно четко выделили «не своих» среди народов республики в качестве нацменьшинств. 26 августа 1932 г. было принято постановление Секретариата Дагестанского Обкома ВКП (б) «Об отнесении отдельных народностей Дагестана к нацменьшинствам», согласно которому нацменьшинствами Дагестанской республики были признаны следующие народности: туркмены, татары, украинцы, немцы, осетины, европейские евреи, армяне, персияне и грузины [56].

Отметим, что при советской власти представители национальных меньшинств наряду с русскими весьма активно привлекались к работе в органах власти республики. Они были широко представлены и в различных учебных заведениях, организациях Дагестана.

Анализ сведений о национальном составе кадров по состоянию на 2 декабря 1938 г. выявил, что из 1503 работников аппарата республиканских организаций 201 чел. являлись представителями нацменьшинств республики, а это 13,4 % от общего числа кадров. По данным отдела кадров Дагобкома ВКП (б) за 1944 г. среди руководителей наркоматов ДАССР и других республиканских организаций 7 чел. являлись армянами, 2 - татарами, 1 - греком, 1 - грузином, 1 - осетином, 1 -поляком, 15 - евреями [57]. Мы считаем, что эти показатели высоки и отражают даже не тенденцию, а направление работы партийных кадровых органов по привлечению наряду с русскими представителей национальных меньшинств в республиканский управленческий аппарат.

Необходимо отметить, что власти Дагестана раннего советского периода также уделяли серьезное внимание развитию школ национальных меньшинств, где обучение детей осуществлялось на их родном языке, а русский преподавался как предмет. По данным Наркомпроса ДАССР на 1938 г. в Дагестане функционировали: 1 армянская и 2 армяно-русские школы, 1 грузинская школа, 5 туркменских и 2 русско-туркменские школы, 7 немецких и 1 русско-немецкая, 3 школы казанских татар и 2 татарско-русские школы, 1 чеченско-армяно-русская школа, а в Кабинской НСШ Шелковского района имелось 4 класса (1-4), где 68 детей обучались на осетинском языке [58].

Однако уже к 1937/38 учебному году, как следует из отчетов представителей проверяющих инстанций - инспекторов от районных управлений образования до инструкторов отдела школ и науки Дагобкома ВКП (б), власти считали, что такие школы не занимались воспитанием молодежи, дети не ездили в пионерские лагеря и т. д. К примеру, в справке зав. отделом школ и науки Дагобкома ВКП (б) Разилова «О реорганизации национальных школ» от 4 апреля 1938 г. отмечается, что «враждебные элементы превращали эти школы в очаги буржуазно-националистического влияния на детей, наносили огромный вред делу правильного обучения и воспитания, лишали детей возможности приобщения к советской социалистической культуре и науке» [59]. Школы нацменьшинств были реорганизованы. В 1938 г. обучение в них было переведено на русский язык.

Из 9 «отдельных народностей», официально отнесенных в 1932 г. советской властью к национальным меньшинствам Дагестана, немцы и иранцы не относились к народам СССР, и, к сожалению, их судьба накануне и в ходе событий Второй мировой войны (1939-1945) оказалась весьма трагической. Как это бывает всегда при обострении отношений между какими-либо государствами, в первую очередь ужесточаются условия проживания или же выселяются за пределы или в другие регионы государства те категории населения, которые являются национальными меньшинствами противной стороны.

Властями были приняты предупредительные меры в отношении тех, кто в СССР представлял зарубежную диаспору - финнов, иранцев, поляков, венгров, румын, чехов и других. В разных регионах страны в их отношении проводились репрессивные мероприятия. В райотделы НКВД спускались разнарядки на аресты по греческой, немецкой, иранской и другим линиям [60]. Все эмигранты, в соответствии с их национальной принадлежностью, были разделены на немецких, японских и английских шпионов. К последним отнесли и иранцев [61].

В январе 1938 г. по решению советского руководства начались мероприятия по депортации иранцев из страны. Органам внутренних дел разрешили «продолжить до 15 апреля 1938 г. операцию по разгрому шпионско-диверсионных контингентов из поляков, латышей, немцев, эстонцев, финнов, греков, иранцев, харбинцев, китайцев и румын, как иностранных поданных, так и советских граждан, согласно существующим приказам НКВД СССР», «оставить до 15 апреля 1938 г. существующий внесудебный порядок рассмотрения дел арестованных по этим операциям людей, вне зависимости от их подданства» и «предложить НКВД СССР провести до 15 апреля аналогичную операцию и погромить кадры болгар и македонцев, как иностранных подданных, так и граждан СССР» [62].

В результате немцы были высланы из Дагестана полностью. Что касается поляков, если переписью населения 1939 г. поляков в Дагестане было зафиксировано 451 чел., то в 1959 г. -ни одного. Численность иранцев в ДАССР также заметно сократилась в период между двумя переписями населения: в 1939 г. их численность составляла 3448 чел., в 1959 г. - 2069 чел.

Очевидно, что операции НКВД по иранской, польской и другим линиям не обошли стороной нацменьшинства Дагестана и проводились избирательно в отношении определенных лиц из их числа.

22 октября 1941 г. вышло постановление ГКО № 827 сс «О переселении немцев из Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР», а 24 октября 1941 г. - приказ НКВД СССР № 001529 «О мероприятиях по переселению немцев из Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР», во исполнение которых немцы в количестве 5331 чел., в их числе 1528 глав семей, были высланы из Дагестана морским путем в Северный Казахстан» [63, с. 25]. Вследствие мероприятий по реабилитации репрессированных народов в 1950-е гг. в Дагестане отмечался некоторый рост немецкой общины, но, достигнув в 1970 г. своего послевоенного максимума (1032 чел.), она неуклонно стала сокращаться. В 2010 г. численность немцев в Дагестане составила всего лишь 179 чел.

Отметим, что уже в более поздний советский период республиканские власти не уделяли особого внимания работе с нацменьшинствами республики. Республика к середине 1970-х гг. уже сама могла обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров из числа коренного населения. Не отмечено нами такового направления в деятельности высших органов власти республики и профильного ведомства - Миннаца Дагестана и в постсоветский период. Сегодня нет никаких сведений о представленности национальных меньшинств Дагестана в республиканских министерствах и ведомствах, организациях и учреждениях РД, они просто не фиксируются. При анализе национального состава государственных гражданских служащих в органах государственной власти и управления Республики Дагестан кадровыми структурами акцентируется внимание на представленности по национальному признаку только 14 титульных народов Республики Дагестан, остальные народности учитываются в позиции «другие».

Анализ выявленных нами архивных источников, материалов демографических переписей населения, исторической литературы по исследуемой проблеме позволяет показать динамику развития национальных меньшинств на территории Дагестана (см. таблицу 1) [64].

Таблица 1 - Численность национальных меньшинств в Дагестане по итогам демографических переписей населения_

№ Национальность 1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010

1 Армяне 6393 5923 2846 6530 6615 6463 6260 5702 4997

2 Белорусы 111 178 778 1329 1559 1229 1405 547 290

3 Грузины 1439 876 657 1721 2059 1065 917 876 687

4 Украинцы 8318 4126 11008 10256 8996 6869 8079 2869 1511

5 Татары* - 2747 4957 6013 5748 5584 5473 4659 3734

6 Персы** 2211 3448 2069 851 - 345 517 719 503

7 Немцы 519 2551 5048 777 1032 753 548 311 179

8 Поляки 2038 460 451 - 273 201 158 99 38

9 Евреи (европейские) 9203 3030 10932 5226 10204 14033 9390 1478 1739

10 Осетины 122 536 1005 1389 1633 1332 1195 897 886

11 Туркмены 1030 1459 31 - 38 111 185 160 121

12 Молдаване 9 491 174 301 316 341 417 182 -

13 Мордва*** - - 786 505 403 340 303 148 -

14 Казахи - - 794 525 617 551 833 619 522

15 Корейцы - - 47 3590 1415 727 648 302 226

16 Цыгане 107 195 247 372 579 389 516 93 54

17 Греки 18 82 285 442 411 327 289 184 123

18 Кабардинцы 24 - 273 360 374 333 632 233 236

19 Тюрки османские, турки - 260 35 - 68 45 114 181 153

20 Адыгейцы - - 219 - 102 79 85 68 41

21 Ингуши 42 - - - 202 165 212 272 190

22 Удмурты - - - - 237 157 162 123 57

23 Чуваши - - - - 268 274 301 294 110

24 Узбеки - - - - - 239 345 245 418

25 Таджики - - - - - 263 260 230 234

26 Башкиры - - - - - - 383 383 154

27 Индийцы хиндиязычные - - - - - - - 463 201

* В 1959 г. - вместе с крымскими татарами. ** В 1939, 1959 гг. - иранцы. *** В 1939 г. - мордовцы.

На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: 1. По данным переписи населения от 1897 г., на территории Кизлярского и Хасавюртовского округов Терской и Дагестанской областей (в пределах границ современного Дагестана) были сосредоточены следующие «языковые группы» из числа нацменьшинств, каждая численностью более 500 чел.: армяне, украинцы, грузины, персы, немцы, поляки, евреи, литовцы, арабы, туркмены и калмыки [65].

2. Самыми первыми на данной территории в пределах границ современного Дагестана стали формироваться персидская, армянская и грузинская диаспоры - в IV-XII вв.

3. Армянская диаспора достигла своего исторического максимума на данной территории в 1970 г. (6615 чел.), а минимума - в 1939 г. (2846 чел.). Армянская диаспора - самая стабильная по численности из национальных меньшинств Дагестана.

4. Грузинская диаспора достигла максимума в 1970 г. (2059 чел.), минимума - в 1939 г. (657) и почти такого же итога в 2010 г. (687 чел.).

5. Персы (персияне, переписями населения 1939 и 1959 гг. учитывались как иранцы) весьма значительно сократились в своем представительстве на территории Дагестана, подверглись существенным трансформациям: их численность в 1926 г. составляла 3448 чел. (максимум), в 1959 г. сократилась по сравнению с 1926 г. в 4 раза и составила 851 чел., в 1970 г. они исчезли из перечня народов, населяющих ДАССР, в 1979 г. - 345 чел. (минимум), в 2010 г. - 503 чел.

6. Самой многочисленной достаточно долгий период являлась украинская диаспора: в имперский период (по данным 1897 г. ее численность достигала 8318 чел., из них только в одном Кизлярском округе Терской области проживало 4139 чел., что несколько меньше численности армян (4681 чел.). В Дагестанской области численность украинцев была больше - 2895 чел., чем армян - 1636 чел. Своего исторического максимума на территории Дагестана украинская диаспора достигла в 1939 г. (11 008 чел.), минимума - в 2010 г. (1511 чел.).

7. Из 9 национальных меньшинств, официально признанных таковыми 26 августа 1932 г. постановлением Секретариата Дагестанского Обкома ВКП (б) - туркмен, татар, украинцев, немцев, осетин, европейских евреев, армян, персиян и грузин [66], фактически не сохранились (по данным переписи 2010 г.) диаспоры туркменская (в 1926 - 1459 чел. (максимум), в 1939 г. -31 чел. (минимум), в 1959 г. - исчезла из перечня народов, населяющих ДАССР, в 2010 г. - 121 чел.) и немецкая (в 1926 - 2551 чел., в 1939 г. - 5048 чел. (максимум), 26 октября 1941 г. из ДАССР было выселено в Казахстан 5331 чел., в 1959 г. (после реабилитации) - 777 чел., в 1970 г. - 1032, в последующие переписи отмечалось неуклонное сокращение численности, в 2010 г. - 179 чел. (минимум).

8. Татары и осетины, несмотря на сокращение численности их диаспор в Дагестане в постсоветский период, все же сохранили свои позиции. Численность татар в 1926 г. составляла 2747 чел. (минимум), в 1959 г. - 6013 чел. (максимум), в 2010 г. - 3734 чел. Численность осетин в 1926 г. составляла 536 чел. (минимум), в 1970 г. - 1633 чел. (максимум), в 2010 г. - 886 чел.

9. Численность евреев (европейских) в Дагестане в 1926 г. составляла 3030 чел., в 1979 г. их численность увеличилась по сравнению с 1926 г. в 4,6 раза и достигла своего максимума -14 033 чел., в 2002 г. - сократилась в 6,4 раза и достигла минимума - 1478 чел., в 2010 г. - 1739 чел.

10. В советский период развития Дагестана количество групп национальных меньшинств республики с численностью 500 и более чел. возросло с 9 (в 1932 г.) до 15: за счет белорусов (в 1926 г. их численность составляла 178 чел., в 1970 г. - 1559 чел. (максимум), мордвы (в 1926 - их нет в перечне народов ДАССР, в 1939 г. - мордовцы - 786 чел. (максимум), корейцев (в 1926 - нет в перечне народов, населяющих ДАССР, в 1959 г. - 3590 чел. (максимум), казахов (в 1926 - нет в перечне народов, населяющих ДАССР, в 1989 г. - 833 чел. (максимум), цыган (в 1926 - 195 чел., в 1970 г. - 579 чел. (максимум), кабардинцев (в 1926 - нет в перечне народов, населяющих ДАССР, в 1989 г. - 632 чел. (максимум).

11. Численность национальных меньшинств Дагестана в постсоветский период (по сравнительным данным переписей 1989 и 2010 гг.) сократилась следующим образом: евреев (европейских) - на 7651 чел., украинцев - на 6568 чел., татар - на 1739 чел., армян - на 1263 чел., белорусов - на 1115 чел., цыган - на 462 чел., корейцев - на 422 чел., молдаван - на 417 чел., кабардинцев - на 396 чел., немцев - на 369 чел., казахов - на 311 чел., мордвы - на 303 чел., осетин - на 309 чел., индийцев хиндиязычных - на 252 чел., грузин - на 230 чел., башкир - на 229 чел., чувашей - на 191 чел., греков - на 166 чел., поляков - на 120 чел., удмуртов - на 105 чел., туркмен - на 64 чел., адыгейцев - на 44 чел., таджиков - на 26 чел., ингушей - на 22 чел., персов - на 14 чел. (а в сравнении с 2002 г. - на 216 чел.) - всего на 22 788 чел.

12. По данным переписи 2010 г., количество групп национальных меньшинств Дагестана, численность которых составляет 500 и более чел., составляет 8, к ним относятся: армяне, грузины, украинцы, татары, персы, евреи европейские, осетины и казахи. Несмотря на то что численность именно этих народов (без казахов) весьма значительно сократилась в Дагестане в постсоветский период, они по-прежнему сохраняют свои уверенные позиции в системе межнациональных отношений Республики Дагестан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в результате общественно-политических, социально-экономических и демографических процессов, происходивших в Российской империи, СССР и в современной России, отдельные национальные меньшинства (армяне, украинцы, татары и т. д.) закрепились в

системе межнациональных отношений Дагестана, а другие (немцы, туркмены) - по разным причинам (репрессии, выселения, изменение административно-территориальных границ) оказались за пределами республики и фактически не сохранились как этнические группы.

Ссылки и примечания:

1. Республика Дагестан - самый многонациональный субъект Российской Федерации, на территории которого, по данным переписи 2010 г., проживают представители свыше 100 различных народов - представлена народами Дагестана: аварцами, агулами, азербайджанцами, даргинцами, кумыками, лезгинами, лакцами, ногайцами, русскими, ру-тулами, табасаранами, татами, цахурами, чеченцами (имеющими статус титульных народов республики), андийцами, арчинцами, ахвахцами, багулалами, бежтинцами, ботлихцами, гинухцами, годоберинцами, гунзибцами, кара-тинцами, тиндинцами, хваршинами, чамалинцами, цезами («включенными» в состав аварцев), кубачинцами и кай-тагцами («включенными» в состав даргинцев), горскими евреями и национальными меньшинствами. В настоящей статье мы акцентируем внимание на последней группе.

2. В 1921 г. в состав ДАССР из Терской области был включен Хасавюртовский округ, в 1922 и 1923 гг. к Дагестану был присоединен Кизлярский округ вместе с Караногаем.

3. Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы // Сборник материалов по этнографии. М., 1888 ; В сборнике: Таты - самобытная народность Кавказа / сост. М.Е. Мататов. М., 2002. С. 55-80.

4. Аганесова Д.В. Формирование армянской общины в районе Нижнего Терека в XVIII в. // Дагестан в российском историческом процессе : материалы международной научной конференции, посвященной Году Российской истории (12 ноября 2012 г.). Махачкала, 2013. С. 132-139.

5. Аганесова Д.В., Суздальцева И.А. Армянские общины Дагестана в XVI II-XIX вв. Махачкала, 2007.

6. Арсанукаева М.С. Поляки на Северном Кавказе: военная служба и политическая ссылка (конец XVIII - середина XIX вв.) // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2012. № 1 (16). С. 85-87.

7. Булатов Б.Б., Болохина Н.И. Терское казачество (этапы колонизации Россией земель Северного Кавказа). Махачкала, 2010.

8. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека. Махачкала, 1986.

9. Гаджиев Б. Поляки в Дагестане. Махачкала, 2005.

10. Гайворонская А.В. Поляки в этнокультурном пространстве Юга России (XIX-XXI вв.) [Электронный ресурс] // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное пространство Юга России (XVIII-XXI вв.)». Краснодар, ноябрь - декабрь 2013 г. URL: http://kkx.ru/lib/nd/vserossiiyskaia/konferenciya/r-2-10/ (дата обращения: 12.10.2014).

11. Гарунова Н.Н. Пленные из армии Наполеона на Северном Кавказе // Наука и молодежь : сб. ст. молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам / под ред. проф. Р.И. Сефербекова. Махачкала, 2001. С. 30-31 ; Гарунова Н.Н. Российские города-крепости в контексте политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVIII - первой половине XIX вв.: проблемы политической, экономической и культурной интеграции. Махачкала, 2007. С. 132 ; Гарунова Н.Н. Кизляр в XVIII - в первой половине XIX века: проблемы политического, социально-экономического и культурного развития. Махачкала, 2004 ; Гарунова Н.Н. Административная и культурная роль городов-крепостей в политике России на Северо-Восточном Кавказе в XVIII - первой половине XIX в. Махачкала, 2007.

12. Гюльахмедов А. Татар (кто такие татары) [Электронный ресурс]. URL: http://www.proza.ru/2014/02/03/464 (дата обращения: 12.10.2014).

13. Дизендорф В.Ф. Немецкие населенные пункты в СССР до 1941 г. : справочник. М., 2002. С. 57-59.

14. Магомедов Н.А., Абдурахманова М.С. Политика Петра I по переселению армян и грузин в Дагестан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2013. № 11. Ч. 2. С. 96-99.

15. Мусаев М.М. История переселения и социально-экономической адаптации немцев в Дагестане (1864-1941 гг.) : ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2007.

16. Плохотнюк Т.Н. Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (конец XVIII - сер. XX вв.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1996. С. 113.

17. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998.

18. Ханбабаев К.М. Христианство в IV-XVIII вв. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ive1875.narod.ru/texts/Other/Han-babaev.htm (дата обращения: 20.12.2014).

19. Цифанов И.В. Польские переселенцы на Северном Кавказе в XIX веке: особенности процессов адаптации : автореф. дис. . канд. ист. наук. Ставрополь, 2005.

20. Яхшибекян Д.Д., Иноземцева Е.И. Армянское купечество в контексте торгово-экономических отношений Дагестана с Россией и народами Северо-Восточного Кавказа в XVIII в. // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 4. С. 24-30.

21. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., 1982. С. 71.

22. Саидов М.С., Шихсаидов А.Р. Дербенд-наме (к вопросу об изучении) // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980. С. 26-27.

23. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996. С. 168.

24. Гаджиев В.Г. Мастера отечественного кавказоведения («Дербенд-наме» Хайдара Визирова). Махачкала, 2005. С. 59-60.

25. Ханбабаев К.М. Указ. соч.

26. Гарунова Н.Н. Российские города-крепости в контексте политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVIII - первой половине XIX в.: проблемы политической, экономической и культурной интеграции.

27. Цит. по: Васильев Д.С. Указ. соч. С. 112.

28. Аганесова Д.В. Указ. соч. С. 134.

29. Гарунова Н.Н. Кизляр в XVIII - в первой половине XIX века: проблемы политического, социально-экономического и культурного развития.

30. Булатов Б.Б., Болохина Н.И. Указ. соч. С. 51.

31. Аганесова Д.В. Указ. соч. С. 135.

32. Булатов Б.Б., Болохина Н.И. Указ. соч. С. 51.

33. Гюльахмедов А. Указ. соч.

34. Ларина В., Бежанов И. Моздок (исторический очерк). Орджоникидзе, 1970. С. 5.

35. Аганесова Д.В. Указ. соч. С. 138.

36. Тер-Саркисянц А.Е. Указ. соч. С. 284.

37. Булатов Б.Б., Болохина Н.И. Указ. соч. С. 77.

38. Анисимов И.Ш. Указ. соч. С. 55-80.

39. Рамазанова Д.Ш. Вопрос этнической идентификации татов и горских евреев в национальной политике советской власти в Дагестане в 1920-30-х гг. // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2011. № 41. С. 57.

40. Там же.

41. Мусаев М.М. Указ. соч. С. 17.

42. Мансуров М. Русские переселенцы в Дагестане (2-я половина XIX - начало XX вв.). Махачкала, 1994. С. 21.

43. Дизендорф В.Ф. Указ. соч. С. 57.

44. Мусаев М.М. Указ. соч

45. Плохотнюк Т.Н. Указ. соч. С. 113.

46. Решетов Д.Г. Немецкие колонисты западных губерний России, депортированные в Поволжье в годы Первой мировой войны // Миграционные процессы среди российских немцев: исторический аспект. М., 1997. С. 183.

47. Мусаев М.М. Указ. соч. С. 23.

48. ЦГА РД. Ф. 1 -п. Оп. 1. Д. 2430. Л. 12.

49. Гайворонская А.В. Указ. соч.

50. Ходубски А. Польша и Дагестан: исторические связи // Советский Дагестан. 1981. № 4. С. 78.

51. Магомедова А.М. Польско-дагестанские культурные взаимоотношения и их влияние на развитие дагестанской литературы [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/20_DNII_2012/Philologia/3_114392.doc.htm (дата обращения: 19.05.2014).

52. Гарунова Н.Н. Пленные из армии Наполеона на Северном Кавказе.

53. Ходубски А. Указ. соч.

54. ЦГА РД. Ф. 1 -п. Оп. 1. Д. 3885. Л. 62.

55. Историко-архивный справочник административно-территориального деления Дагестана за 1920-2000 гг. Махачкала, 2008. С. 56.

56. Рамазанова Д.Ш. Указ. соч. С. 57 ; ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 1631. Л. 541-542.

57. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 5996. Л. 34.

58. Там же. Л. 46.

59. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 4144. Л. 46-47.

60. Национальные репрессии в СССР. 1919-1952 гг. : худ.-док. сб. / ред.-сост. С.У. Алиева. М., 1993.

61. Юсупов Ф. Иранцы. Очерк // Национальные репрессии в СССР 1919-1952 гг. : сборник ; Там же. Немцы.

62. Сталинские депортации. 1928-1953 гг. / под общ. ред. акад. А.Н. Яковлева ; сост. Н.П. Поболь, П.М. Полян. Серия: ХХ век. Документы. М., 2005.

63. Мусаев М.М. Указ. соч. С. 25.

64. Таблица сформирована нами по материалам демографических переписей населения, опубликованным на сайте www.demoscope.ru. Демоскоп Weekly - приложение. Справочник статистических показателей. Переписи населения: 1897 г. (Распределение населения по родному языку и уездам Российской империи, кроме губерний Европейской России: Кизлярский округ. Хасавюртовский округ. Дагестанская область) ; 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг. (Всесоюзные переписи населения. Национальный состав населения по регионам России. Дагестанская АССР) ; 2002, 2010 гг. (Всероссийские переписи населения. Национальный состав населения по регионам России. Республика Дагестан).

65. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Распределение населения по родному языку и уездам Российской империи, кроме губерний Европейской России: Кизлярский округ. Хасавюртовский округ. Дагестанская область [Электронный ресурс]. URL: Демоскоп Weekly : приложение ; справ. стат. показателей. http://demoscope.ru/weekly/ssp/emp_lan_97_uezd.php?reg=323 (дата обращения: 20.05.2014).

66. Нацменьшинствами в ДАССР в 1932 г. были признаны те народности, численность которых составляла (по данным переписи 1926 г.) 500 и более человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.