Научная статья на тему 'Современные проекты национально-культурной идентичности в странах - партнерах СНГ'

Современные проекты национально-культурной идентичности в странах - партнерах СНГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY / СТРАНЫ ПАРТНЕРЫ СНГ / ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / TRADITIONAL VALUES / COUNTRIES-PARTNERS CIS / IMAGINARY POLITICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Писанова Т.В.

Статья посвящена анализу современных проектов национально-культурной идентичности в странах партнерах СНГ и оценке перспектив институциональной динамики современных обществ и региональных интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern projects of national cultural identity in CIS countries partners

The article is sanctified to the analysis of modern projects of national and cultural identity in the countries-partners CIS and estimation of prospects of institutional dynamics of modern society and regional integration processes.

Текст научной работы на тему «Современные проекты национально-культурной идентичности в странах - партнерах СНГ»

УДК 811.1 Т. В. Писанова

профессор, доктор филологических наук, профессор каф. испанского языка переводческого факультета МГЛУ; профессор каф. теории регионоведения ИМО и СПН МГЛУ; e-maiL: ptp1@bk.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТРАНАХ - ПАРТНЕРАХ СНГ

Статья посвящена анализу современных проектов национально-культурной идентичности в странах - партнерах СНГ и оценке перспектив институциональной динамики современных обществ и региональных интеграционных процессов.

Ключевые слова: национально-культурная идентичность; страны - партнеры СНГ; имиджевая политика; традиционные ценности.

T. V. Pisanova

Professor, Doctor of PhiLoLogy (Dr. habiL.),

Professor of Department of Spanish Language of Translation facuLty and Department of regionaL theory, FacuLty of internationaL reLations and socio-poLiticaL sciences, ; e-maiL: ptp1@bk.ru

MODERN PROJECTS OF NATIONAL CULTURAL IDENTITY IN CIS COUNTRIES PARTNERS

The articLe is sanctified to the anaLysis of modern projects of nationaL and cuLturaL identity in the countries-partners CIS and estimation of prospects of institutionaL dynamics of modern society and regionaL integration processes.

Key words: nationaL and cuLturaL identity, countries-partners CIS, imaginary poLitics, traditionaL vaLues.

Решению различных проблем перевода художественной литературы в странах СНГ способствует осмысление общего культурного пространства, в котором живут многочисленные народы и существуют разные языки. Искусство перевода - это условное «я», наука и практика перевода - это коллективное «мы». Мы можем рождать новые идеи и менять наши мнения, но оберегать культурные корни жизненно необходимо. Время, которое пришло, требует обновления точки опоры - нашей идентичности, которая непрерывно находится в поиске своей сущности и своего отличия.

Страны-партнеры Содружества Независимых Государств - Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова,

Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан - вовлечены во всеобщий кризис индивидуальной и коллективной идентичности, который развился под влиянием внутри- и внешнеполитических трансформаций. Культура, ценности, традиции и институты обществ СНГ уникальны и во многом несовместимы с западноевропейскими и американскими, а также не подлежат радикальному переосмыслению. В новом столетии и в новых условиях открываются широкие возможности проявить себя на мировой арене. Возникает возможность по-новому открыть свои страны друг для друга, а также для других народов и других культур, поддерживая собственную уникальность и одновременно демонстрируя и противопоставляя свою культуру прочим [Писанова 2013, с. 235]. Трансформация национально-культурной идентичности в ее этническом и общегражданском аспектах четко прослеживается в контексте государственного суверенитета, модернизации и интеграционных процессов. Новые национальные идентичности приобретают статус политических проектов. В них угадываются контуры старых укладов с поправкой на информационный век. Традиционные ценности - это основа самоотождествления граждан с некоторыми общностями: религиозной общиной, этносом, нацией, цивилизацией, а также символическим ресурсом имиджевого самоутверждения государств - участников СНГ, цель которых - найти свое место в меняющемся мире.

Идентичность в научных исследованиях и общественном мнении нередко приобретает неопределенность, модный антураж. Каждая научная дисциплина помещает идентичность в свое проблемное поле. Политическая наука имеет собственное мнение по поводу самоидентификации граждан и обществ государств - участников СНГ. Речь идет об идентичности как основе консолидации общества и ресурсе внутреннего и интеграционного развития. Самоидентификация означает процесс обретения более широкой отнесенности к остальным социальным структурам. Система образования, культурные и просветительские инициативы различного уровня делают ставку на позитивную идентичность.

Краткий анализ политической проектов идентичности начнем с России. Какая Россия нужна Содружеству Независимых Государств и современному миру? Какая Россия нужна ее жителям и ближайшим соседям? Россия строит новую государственность и ищет свое

место на международной арене. Главная роль в процессах интеграции в рамках СНГ традиционно отводится России. Именно эта страна может инициировать поступательное развитие вперед. Для ряда других стран это обстоятельство является причиной осторожного подхода к СНГ.

Россия как крупнейшая страна мира находится в поисках внутреннего баланса этого противоречия. Одной из ключевых задач является создание новой идентичности, способной сделать образ страны привлекательным, уникальным, конкурентоспособным, высокоэффективным. Российский интеграционный курс в Содружестве должен быть особенно гибким и адаптивным к условиям Евразийского региона. Информационная революция заставляет Россию и другие страны СНГ искать более эффективные инструменты влияния на мировой арене, используя креативную имиджевую политику. Исследования мирового опыта ребрендинга государств, предпринятые российскими учеными, свидетельствуют о непрерывном возрастании значения цивилизационных и культурных факторов [Василенко 2013, с. 136]. Важное место в этих работах отводится информационной парадигме, появлению виртуального политического пространства и виртуального политического времени.

Как сделать образ страны привлекательным, конкурентоспособным, высокоэффективным? Эта сложнейшая задача может быть решена в парадигме реальной сильной экономики и информационной парадигме виртуального политического времени. Концепция современной конкурентоспособной имиджевой стратегии России основана на осмыслении новой идентичности государства - члена СНГ. Такой имидж и такая идентичность должны открыть новые горизонты как для граждан собственной страны, так и вдохновлять ближайших и дальних соседей из других стран. Имидж России - это ее послание миру и коммуникационная модель в мировом информационном пространстве, с помощью которой страна ведет диалог с другими странами и народами. Такой имидж должен вызывать уважение, быть привлекательным, открывать возможности для конструктивного диалога на основе тех ценностей, которые декларирует Россия: и как мировая держава, и как лидер СНГ. В этом смысле имидж страны - это ее новая идентичность, послание, обещание и историческая перспектива. Успех внешней политики зависит от умелого использования ресурсов

гибкой власти - символического капитала культуры. Новый принцип «от страны к стране» значительно дополнил старую модель «от правительства к правительству». Оказалось, что лучшими коммуникаторами XXI в. являются не правительства, а гражданские лица - публичная дипломатия через контакты «лицом к лицу».

К числу наиболее древних архетипов русского национального характера относятся долготерпение, а также радикализм - стремление к крайностям. Архетипические черты русского характера отражают народные пословицы и поговорки, такие как «Русские долго запрягают, но быстро едут»; «За битого двух небитых дают» и др. Литература и искусство транслируют национальные архетипы на более высоком уровне. Ф. Достоевский считал великими качествами русской души «жажду очищения и подвига», широту души, увлечение мировыми проблемами, стремление к духовным ценностям. Российский двуглавый орел, который обращен к Западу и Востоку, символизирует евразийский образ России. Символическая власть российской культуры обладает «кредитом доверия» и существует потому, что миллионы россиян верят в ее ценности, принципы и традиции. Культурный капитал может конвертироваться в экономический через разные формы, включая имиджевые проекты.

В начале XXI в. Россия приступила к выстраиванию своей идентичности как восточноевропейской державы на основе традиционных ценностей, религиозно-этических принципов национальной традиции. Ряд тенденций препятствовали, в различной мере и в разных формах, развитию единой гражданской идентичности жителей России [Паин 2003, с. 5]. Большинство россиян (74 %) считают свою страну особой евразийской цивилизацией, которой не подходит западный путь развития. Другая часть граждан считает Россию европейской страной со всеми вытекающими последствиями. В мире существуют негативные тенденции восприятия образа России мировой общественностью, связанные, например, с такими событиями, как военные действия в Южной Осетии, газовый и территориальный конфликт с Украиной, антитеррористическая операция в Сирии, а также с домыслами вынашивания Россией имперских амбиций. Стереотипы, которые портят имидж России в средствах массовой информации, сложились еще во времена «железного занавеса», когда выстраивался образ «советского агрессора» (врага), и в последующие периоды

распада СССР, обусловивших имидж слабой и плохо управляемой России. Между тем, по результатам исследований, именно эти стереотипы продолжают оставаться ключевыми элементами представлений о России. Живучесть этих стереотипов связана с активностью западных СМИ и недостаточными усилиями отечественной публичной дипломатии. Яркий символический проект идентичности как системы национальных и внешнеполитических приоритетов и гуманных идей более значим, чем любые информационные воздействия и соблазны извне. Сегодня наиболее популярной идеей является идеология евразийства. Россия как мост между Европой и Азией, как цивилизация на рубеже культур, обращена в своем творческом политическом диалоге и к миру Востока, и к миру Запада. Этот проект может быть облечен в цивилизационную миссию российского государства и положен в основание внешнеполитического имиджа. Сильная идея России как проект новой идентичности опирается на перспективную содержательную интерпретацию ее территориального, природного и человеческого потенциала. Центральная имиджевая идея может объединить следующие ключевые грани имиджа страны, представленные архетипами и героями: исторический образ (герой, взыскующий смысл жизни, защитник Отечества); географический образ (Москва - Владивосток, Россия - Евразия); индустриальный образ (уникальные кладовые сырья, газа, угля и золота - Газпром, Алроса); модернистский образ (уникальные научные кадры, развитая фундаментальная наука, Академгородки, Инноград, Сколково).

Существуют разные подходы к пониманию идентичности России. Если первая исходит из установки наличия в культурной традиции России некоторых констант, базовых ценностей и черт национального характера, которые существенно не менялись на протяжении всего исторического развития русской культуры, то вторая точка зрения опирается на идею возможности обретения новой «цивилизационной идентичности» в условиях глобализации. Современный главенствующий образ русской идентичности находится в стадии формирования. Русский язык способствует укоренению в массовом сознании устойчивых смыслов, таких как «верность нашему культурно-историческому типу», «базовые ценности православной культуры», «возрождение духовности», «следование стратегии православной цивилизации», «неприемлемость западных моделей на нашей почве», «держава»,

«суверенная демократия», «самобытный российский уклад», «наш менталитет», «наша уникальность и особый путь» и т. д. Все эти смыслы претендуют на роль некой семиотической системы, пропускающей культуру через себя, отбрасывающей непригодное, по выражению Ю. М. Лотмана.

Национализм выполняет системообразующую функцию. Смыслы организуются в идеологические постулаты. Современный национализм действует в традициях ксенофобии, навязывает личности идеологизированное мышление, где «чужое», «не наше» понимается как полюс глобального Зла. Добром оказываемся «мы» с «нашим» культурным, психологическим отторжением «чужого». Национализм претендует на колоссальное упрощение бытия и культуры, навязывая им искажение истины и свободы, подчиняя их собственным идиологе-мам. Цель - свести традиционную культуру к уровню традиционализма (фундаментализма). Мистическим, сакральным объявляется то, что должно быть публичным и открытым: политика, управление, суд, власть, ибо они воспроизводят этот порядок вещей, эту систему ценностей. Вместе с тем интимное, личное, духовная жизнь человека, его отношения с Богом, становятся публичным, подлежат регулированию и оценке со стороны социальных, политических институтов - государства, церкви, общественного мнения. Личность призвана сдавать экзамен на правильность веры, любви к Отечеству. Бог - атрибут народности. Именно так понимал суть национализма Достоевский. В сфере творчества истина задана националистическими идиологемами, мир объяснен, а задача художника, мастера - воплощать, иллюстрировать. В этом контексте поиск заменяется проповедью, свобода - следованием канону, сомнение - воспитанием. Относительные ценности - государство и власть - объявляются абсолютными и сакральными. Националистически окрашенный проект подлежит замене на современный проект культурного самосознания, в основе которого должно лежать смысловое обособление понятий «патриотизм», «национальные интересы», «национальное самосознание» от национализма. Необходим «демонтаж» языковых ловушек.

Проблема структурирования гражданского общества и правового государства в современной России является не решенной в полной мере задачей. Этому мешает торжество синкретических идей. Государство наделяется статусом абсолютной ценности. Процесс решения

мировоззренческих проблем требует приложения определенных усилий. Существование в неэффективных культурно-исторических парадигмах оправдывается определенным социальным бездействием. Вместе с тем наличие довольно большого слоя людей, живущих частной достойной жизнью, само по себе есть величайшее достижение реально идущих процессов модернизации. Миллионы людей обрели возможность относительной независимости трудовой предпринимательской деятельности, частной жизни. Этот слой людей может являться препятствием для распространения радикальной идеологии. Их повседневность находится в сфере укоренившегося прагматизма, который пока не получил должной культурной санкции. Вместе с тем, когда эти люди ставят вопросы, касающиеся национально-культурной идентичности, исторического должного для России, то ответы часто находятся в сфере державно-националистической идеологии - той идеологии, которая отрицает прагматику повседневности: независимость, достоинство, автономность личности, гарантии собственности и т. д. Этот разрыв в сознании блокирует формирование русской современной культуры как культуры личностной, так как предприниматели нередко живут между цивилизацией и симуляцией особого пути, базирующейся на инерции державно-националистической идеологии. Нетерпимость на уровне моды, общее раздражение, общее недовольство жизнью формируют ту общественную атмосферу, в которой приемлемо агрессивное поведение меньшинства «улицы». «Улица» в этом случае (меньшинство) получает возможность радикализироваться.

В настоящее время особую актуальность приобретает необходимость формирования своей культуры как культуры личностной и универсальной, а также поиск путей преодоления собственной логики промежуточной, догоняющей цивилизации. Вариант державно-националистической религиозной идеологии, своего рода «православие - самодержавие - народность», по сути, есть попытка продолжения исчерпавшей себя культурно-цивилизационной парадигмы, абсолютизации традиционалистского менталитета. Державно-националистический ценностный комплекс выполняет роль источника такой идентичности и обоснования ее исторической и моральной правоты. Обществу в целом необходимо приложить усилие для преодоления комплекса неполноценности, смешанного с

чувством превосходства. Такое многократно воспроизводимое усилие необходимо не только российскому обществу, но и любому социуму. Только зрелое цивилизованное общество владеет соответствующими инструментами для совершения этого усилия. Национализму в российском проекте идентичности противостоит национальное самосознание, которое ведет к формированию чувства добрососедства, уважения ко всем тем, кто входит в понятие «они» - ближние и дальние соседи. Преодоление национализма в многонациональной стране означает его изгнание из политики и идеологии в те сферы социальной практики и быта, где он может существовать в виде бытового шовинизма в своих «спокойных», повседневных, формах.

Необходима рационализация российской национально-культурной идентичности, ее демифологизация и демистификация. Современное состояние постсоветской идентичности имеет симуляционный характер. Сегодня западнический, славянофильский и евразийский дискурсы идентичности работают с воображаемыми реальностями. Происходит соревнование политических проектов идентичности. Существует опасность политизации одного из проектов как доминирующего, что может привести к выбору между прошлым и будущим. Выходом из этой ситуации, как считает ряд исследователей, может быть обращение на базе христианства к новой идентичности Европы. Она в постоянном поиске своей сущности и своего отличия. Каждый становится европейцем по-своему в процессе взаимодействия с общечеловеческим культурным фоном. Этот поиск осуществим только в дискурсе с другими культурами. Идея соборности, идея планетарного единения в русском космизме, стремление к отзывчивости, прощению, характерные для менталитета русского народа, становятся востребованы в общечеловеческом плане. Наиболее востребованными формами русской национальной идентичности являются установки на формирование мировоззрения, отражающего общность интересов, доверия, солидарности [Бирюков, Сергеев 1993].

Перейдем к осмыслению ценностных смыслов идентичности в политических проектах Казахстана. В этой стране выстраивается постиндустриальная идентификация с активизацией адаптивных техник более ранних периодов, связанных со спецификой истории и культуры казахского этноса. Подобный подход обусловлен необходимостью консолидировать общество республики после распада

СССР и подчеркнуть древность происхождения языка, культуры, государства. Русский язык до сих пор занимает важное место в жизни казахов, выступая в качестве языка межнационального общения. Понятна озабоченность поддержанием собственной национальной культуры казахов, без ущемления прав национальных меньшинств. Реализуются различные законопроекты, направленные на разработку национального вопроса, организуются ассоциации по вопросам меньшинств (Ассамблея народов Казахстана в 2007 г.). Особенно акцентируется сохранение и продвижение ценностей казахской культуры. В новом независимом Казахстане исторические исследования получили большую поддержку властей. Никто не скрывает здесь ужасов сталинской коллективизации, раскулачивания, голода, репрессий. Массовая кампания по освоению целины - это тоже Казахстан. Тем не менее политики и историки Казахстана не склонны считать советский период только временем угнетения и репрессий. Именно в эти тяжелые десятилетия формировалась и консолидировалась казахская нация, развивалась ее культура, возникали начальные формы государственности, начиналась разработка недр. Казахстан гордится своим вкладом в победу в Великой Отечественной войне. 9-е Мая в республике - национальный праздник.

Казахстан внимательно изучает свое прошлое, но его взгляд устремлен в будущее. Это единственное государство в СНГ, где уже сегодня есть тщательно разработанная стратегия развития страны до 2030 года. История для Казахстана - это не инструмент раздора и не источник разного рода фобий. Что касается политических проектов, то на первом этапе казахстанского нациестроительства нашел выражение государственный этнонационализм [Абашин 2007]. Такой этнократический подход привел к дезинтеграционным процессам в обществе, усиливая раскол между двумя основными этносами - казахами и русскими. Именно по этой причине в 1995 г. была принята новая Конституция Республики Казахстан, где этнократический подход был заменен политико-территориальным принципом формирования нации. Согласно этому принципу, субъектом республики выступает казахстанская нация как политико-территориальная общность. В Казахстане остро встал вопрос о формировании гражданской идентификации «мы - казахстанцы». Во многом эта проблема осложнена двусоставностью казахстанского общества, наиболее крупными

этносами которого являются казахи и русские. Эти две большие группы, как считают некоторые ученые, сегодня недостаточно интегрированы. Субэтническая дифференциация и линиджевое разделение играют большую роль как в политике, так и в повседневной жизни народов современного Среднего Востока, Северного Казахстана. Идентичности казахов исторически носили иерархический (многоуровневый или многослойный) характер. Сегодня соотнесение линиджевых идентичностей с этническим и гражданским типами идентификации вызывает затруднения в сознании казахов. Причина кроется в проблеме соотнесения традиционного (линиджа) и современного объектов (казахи как нация) идентификации. С точки зрения некоторых исследователей, проблема значимости того или иного объекта идентификации носит по большей части контекстуальный и ситуационный характер. Осуществляется политика, способствующая выработке у жителей страны, независимо от этнической принадлежности и вероисповедания, единой гражданской, казахстанской идентичности. Официальная идентификация определяется статусом гражданина Казахстана, в паспорте сохранена графа «национальность». В контексте этнополитических процессов большая роль принадлежит религии, языку, средствам массовой информации и изменениям в этнодемогра-фии республики.

Исламское возрождение в Казахстане имеет прежде всего культурное значение и связано с процессами возрождения казахской этнической идентичности. Вместе с тем протестные слои общества «рядятся в религиозные одежды». Одна из причин обращения к исламу кроется в разрушении прежней системы ценностно-нормативных ориентаций общества. Кроме того, значимыми являются и региональные различия. Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык - язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства. Наравне с казахским языком официально употребляется русский язык. Этническая идентификация представляет собой процесс соотнесения людьми себя с комплексом представлений, уже «помеченных» в общественном дискурсе как однозначно этнические. Эти культурные особенности оказываются «этноотличительными» лишь в той мере, в какой они привлечены усилиями интеллектуалов. В итоге так называемые этнические представления влияют на реальные социальные стратегии незначительно,

концентрируясь в основном в сфере декларативной риторической практики.

В Армении и Азербайджане реализуются проекты устойчивой национальной идентичности. Армения привержена к построению постиндустриальной идентификации, стремясь сделать республику западноориентированным государством. Активно пропагандируется английский язык. Большинство населения - армяне, и армянский язык заметно влияет на культурную политику страны. Армению можно назвать билингвистической страной. Большая часть населения владеет армянским и русским языками. Армения всегда была внимательна к своей истории, не отвергая некоторых мифов. Близок к действительности образ «христианского народа во враждебном окружении» и миф «первородства армянского христианства». В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. в работах армянских историков преобладала тема Карабаха и исторических прав Армении на эту территорию. Особое внимание, как в новой Армении, так и в большой армянской диаспоре продолжает занимать тема геноцида армян в Османской Турции в 1915-1916 гг. В ХХ в. армянская нация первой пережила ужасы геноцида. В Армении издается большое количество работ по истории Армянской Григорианской церкви. Как нация армяне сохранились не столько благодаря своему языку и культуре, сколько благодаря своей независимой церкви, приняв христианство еще в 301 г. н. э. В хранилищах резиденции Каталикоса всех армян в Эчмиадзине собрано огромное количество древних рукописей и книг, в последние 15 лет заново написано очень много учебников по истории страны. Авторы этих учебников особо подчеркивают огромное положительное значение вхождения Восточной Армении в состав России. В этих учебниках везде есть слова о том, что переход Восточной Армении в состав России «спас армянский народ от физического уничтожения».

В полиэтнической стране, которой является Азербайджан, взаимодействуют культуры разных этносов. В этой стране реализуется муль-тикультуралистский проект постиндустриальной идентификации. Пропагандируется английский язык с целью сделать Азербайджан западноориентированным государством. Заметны серьезные шаги по сближению с культурной политикой Турции, при этом смешивания с турецкой культурой не допускается. Важнейшим направлением культурной политики является культура межнациональных отношений.

В мультикультуралистской стратегии заимствованы модели культурной стратегии и правоохранительных законов у западных государств. Становление национального самосознания проявляется и в языковом компоненте, возвращении к дореволюционному виду письменности, если таковая была. Принятый еще в 1991 г. Закон о возвращении азербайджанской письменности на латиницу фактически не реализовы-вался до 2001 г., чтобы не лишать старшее поколение возможности читать прессу. Реформа всё же была проведена: алфавит был переведен на латинскую основу, приближенную к орфографическим нормам турецкого языка. В настоящее время используется несколько вариантов письменности - на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабского письма в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане. Традиционно Азербайджан являлся и является образцом этики межнациональных и межконфессиональных отношений. Современная этносфера страны характеризуется динамичными процессами роста этнического самосознания, интереса к национальным истокам, языку, обычаям и традициям. Азербайджанская модель этнополитики базируется на этническом многообразии, самобытности всех этносов страны, при одновременном укреплении гражданской идентичности, азербайджанского патриотизма.

Республика Беларусь реализует проект постиндустриальной идентификации с привлечением адаптивных техник более ранних периодов, связанных с историей и культурой белорусской народности. В стране заметно выражена языковая ассимиляция и двуязычие населения. Всё население понимает два родственных языка. Для белорусов и всех национальных меньшинств характерен переход на русский язык, который имеет статус государственного по итогам референдума 1995 г. В составе Советского Союза Белоруссия обрела начальные формы государственности, а белорусы получили статус титульной нации одной из союзных республик. В XX в. самый значительный вклад в национальное сознание внесла Великая Отечественная война. Это память о совместной борьбе и о тяжелой победе. В республике и сегодня актуальна некая общая государственная идеология, сохраняющая главные признаки социалистической идеологии. История страны - важная часть этой идеологии, ключевым понятием которой является понятие социальной справедливости. Многие белорусские учебники отличаются объективностью, спокойным тоном и не отделяют историю Белоруссии от общей истории России и СССР.

Таджикистан - самое маленькое и изолированное из всех государств, возникших на территории бывшей советской Средней Азии. Эта республика с населением около 6 млн человек. Примерно 55 % населения страны составляют таджики, 23 % - узбеки, менее 10 % - этнические русские и 2 % - другие этнические группы. Кроме того, таджики проживают в соседних государствах. Особенно много их в таких «таджикских» городах Узбекистана, как Самарканд и Бухара, и в близлежащих районах. По своей культуре нация гораздо ближе к афганским и пакистанским соседям на юге и иранским - на западе, чем к непосредственным соседям в бывшем Советском Союзе. Другая серьезная географическая проблема Таджикистана связана с горами, делящими страну на три части, каждая из которых обладает собственной культурой. Кроме того, 95 % населения одного из трех регионов - Горно-Бадахшанского - составляют мусульмане-исмаилиты, приверженцы одного из направлений шиизма, подчиняющиеся по традиции Ага-хану. Такие религиозные убеждения резко отличают их от остальных групп, где преобладают сунниты и атеисты. Таджикистан серьезно пострадал во время гражданских столкновений, которые истощали нацию на протяжении почти 10 лет. С наступлением мира таджики смогли серьезно подойти к проблеме национального строительства. В сущности, феномен таджикской нации, как подчеркивает У. О. Бимен, представляет собой развитие идеи Б. Андерсона о воображаемой общности - это «общность по необходимости». Получив чрезвычайно трудный для жизни кусок территории с несоизмеримо большим для него населением, таджики вынуждены создавать на этой основе нацию-государство. Великие культурные центры их прошлого - Самарканд, Бухара, Хива и Мерв - находятся за пределами их страны. Для создания нации требуется некое единое символическое ядро. В данном отношении перед таджиками открывается весьма много неясно выраженных альтернатив. Серьезной проблемой для Таджикистана является выбор основного языка и системы письменности. Русский язык признан языком межнационального общения с 1990 г. «Национальное» чувство говорит в пользу того, чтобы государственным языком стал таджикский. Отдельную проблему представляет вопрос об использовании узбекского языка. На нем говорят в основном в Ферганской долине к северу от Фенских гор. Здесь

предпринимались попытки обучать детей на русском, таджикском и узбекском языках, но они наталкивались на многочисленные финансовые и административные препятствия. Состояние неопределенности относительно языковой политики предполагает принятие окончательного решения в ближайшем будущем.

Туркменистан - небольшая по населению республика Средней Азии нашла опору для жизни не только в природных богатствах страны, но и в новом прочтении своей истории. Реализуется проект постиндустриальной адаптации с активизацией в сознании населения этнических, клановых и конфессиональных маркеров идентичности. В сфере культуры не обошлось без жестких запретов и ограничений со стороны властей. Реализуется активная охранная политика туркменского языка и культуры. В течение последних лет проводится политика вытеснения русского языка из всех сфер политической и общественной жизни страны, и область его использования продолжает сужаться. Интересна идея «Рухнамы» - новой священной книги Востока, но исключительно для Туркмении и только для туркмен. Избегая претензий и посягательств извне, богатая ресурсами и мирная Туркмения избрала путь идеологической и политической изоляции и нейтралитета. «Рухнама» - это мифологизированная история Туркмении и туркменского народа, однако этот эпос лишен агрессивности.

Узбекистан - страна с древней историей, где орошаемое земледелие появилось около трех тысяч лет назад, а первые города возникли еще до нашей эры. Развитие Узбекистана в составе СССР было быстрым, но крайне односторонним. Получив независимость, республика сделала многое и для развития своей экономики, и для развития своей культуры. Узбекистан добивается возвращения себе положения страны, которая была бы не только центром образования и науки в Азии, но и центром мусульманской учености. Новое прочтение национальной истории началось с нескольких символических жестов. В центре Ташкента появился памятник Тимуру, а на другой площади Ташкента был установлен больших размеров глобус с увеличенным рельефным изображением Узбекистана. Следует особо отметить, что в Узбекистане не принято осуждать все то, что было связано с его советской историей, хотя и относятся к ней довольно критически. Такое отношение помогает не отвергать, а лучше осваивать наследие

советского времени. Разворот на моноязычность привел к значительному сужению русскоязычного пространства, прежде всего в органах государственной власти и управления, а также в сфере образования и культуры. Количество студентов, изучающих русский язык, постоянно уменьшается. Крупными центрами по преподаванию русского языка и подготовке русистов являются Узбекский университет мировых языков, Андижанский госпединститут, Национальный университет Узбекистана. В Узбекистане внимательно изучают не только историю своей страны, но и историю всего мусульманского Востока. Ташкент сегодня - важный центр мирового востоковедения. Канонизировав Тимура как ключевую личность национальной истории, Узбекистан не отбрасывает социальные достижения и культурное наследие советского периода, а также ценности социализма. На этих, казалось бы трудно совместимых основаниях, в самом центре исламского мира развивается новый Узбекистан.

Анализ современных проектов национально-культурной идентичности в странах - партнерах СНГ позволяет оценить перспективы институциональной динамики современного общества и региональных интеграционных процессов. Институты социализации - система образования, культурные и просветительские инициативы различного уровня апеллируют к позитивной идентичности, ориентированной на развитие как основу преодоления социальной анемии и консолидации внутри отдельных стран и в общем пространстве СНГ. Важнейшей частью национальной самоидентификации на постсоветском пространстве является новое прочтение национальной истории. Не все титульные нации в СНГ имели свои государства, но все они имели свою историю, и именно эта история призвана стать основой их национального самосознания. Это весьма трудная задача, и ее выполнение требует концентрации усилий и времени. Новое прочтение российской истории (СССР) не изменило ее главных узловых пунктов, но изменило многие оценки. Российская история полна противоречий, она непрямолинейна, полна темных страниц, но это большая история большого народа, как подчеркивал российский историк Р. Медведев, и ее уроки значительны для всех государств СНГ. Современные политические проекты идентичности стран - партнеров СНГ выявляют и активизируют новые источники общественного развития в XXI в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абашин С. Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности. СПб. : Алетейя, 2007. 304 с.

Бирюков Н. И., Сергеев В. М. Соборность как парадигма политического сознания // Полис (Политические исследования). 1997, №3. С. 65-73.

Василенко И. А., Василенко Е. В., Емельянова Н. Н., Хауер-Тюкаркина О. М., Люлько А. Н. и др. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта / под ред. И. А. Василенко. М. : Международные отношения, 2013. 359 с.

Паин Э.А. Проблемы самоидентификации россиян: со страной, с регионом, с этнической общностью // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М. : Новое издательство, 2003. С. 5-21.

Перотто М. Язык и образование в постсоветской Центральной Азии // Вестник Евразии. 2008. № 4. С. 49-64.

Писанова Т. В. Национально-культурная идентичность граждан и обществ в государствах - участниках СНГ. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. 240 с.

Поиск национально-цивилизационной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании в контексте модернизации. М. : ИМЭМО РАН, 2004. 171 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.