УДК 7+008
DOI: 10.31249/hoc/2023.04.17 Лавренова О.А. *
СМЫСЛЫ ПРОСТРАНСТВА: IX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА». (Обзор)
Аннотация. Многолетний междисциплинарный проект «География искусства» включает в себя выпуск сборников и ежегодные конференции. Девятая по счету Международная конференция, посвященная изучению проблем взаимодействия искусства и пространства, состоялась в мае 2023 г. в гибридном формате. Как обычно, рассматривалась проблематика локальных текстов, художественных образов пространства, дрейфа стилей по земной поверхности, картография как искусство и как образ и т.п. Конференцию всегда отличает комплексный и многоаспектный подход к рассматриваемой проблематике.
Ключевые слова: конференция «География искусства»; пространство; искусство; культурный ландшафт.
* Лавренова Ольга Александровна - доктор философских наук, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор Национального исследовательского технологического университета (МИСиС), Москва, Россия; olgalavr@mail. ru
Lavrenova Olga Aleksandrovna - DSc in Philosophy, PhD in Geography, Leading Researcher at the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Professor at the National Research Technological University Moscow Institute of Steel and Alloys, Moscow, Russia; [email protected]
Поступил: 03.08.2023 Принят к печати: 06.09.2023
Для цитирования: Лавренова О.А. Смыслы пространства: IX Международная научная конференция «География искусства». (Обзор) // Вестник культурологии. - 2023. - № 4(107). - С. 270-283. -DOI: 10.31249/hoc/2023.04.17
Lavrenova O.A.
The Meanings of space: IX International Scientific Conference "Geography of Art".
(Review)
Abstract. The multi-year interdisciplinary project 'Geography of Art" includes the publication of collections and annual conferences. The ninth International Conference dedicated to the study of the problems of interaction between art and space was held in May 2023 in a hybrid format. As usual, the problems of local texts, artistic images of space, the drift of styles on the Earth's surface, cartography as art and as an image, etc. were considered. The conference is always distinguished by an integrated and multidimensional approach to the issues under consideration.
Keywords: conference "Geography of Art"; space; art; cultural landscape.
Received: 03.08.2023 Accepted: 06.09.2023
For quoting: Lavrenova O.A. The Meanings of space: IX International Scientific Conference "Geography of Art" (Review) // Bulletin of Cultural Studies. - 2023. - № 4(107). - P. 270-283. DOI: 10.31249/hoc/2023.04.17
IX Международная научная конференция «География искусства» состоялась 25-27 мая 2023 г. в гибридном формате. В ней участвовали ученые разных регионов России, а также представители Монголии и Перу. Очно конференция проходила на двух площадках - в Российской Академии художеств и в ИНИОН РАН. Организаторами выступили РАХ, ИНИОН, РГГУ, Институт телевидения (ГИТР). К конфе-
ренции вышел новый сборник «География искусства» [География ... , 2023], который продолжает серию из уже вышедших одиннадцати книг.
В ходе конференции обсуждались несколько традиционных тем, а также новые аспекты понимания проблематики взаимодействия культуры и искусства с территорией. Одна из секций была традиционно посвящена визуальным образам пространства, фото-, кино - и ме-диаосмыслению ландшафта, обзор этой секции опубликован в журнале «Наука телевидения» [Лавренова, 2023].
Одно из фундаментальных направлений дискуссии - Концепты пространства в искусстве.
В докладе к. филос. н. С.В. Поляковой (МГУ, Москва), «Природа внутри и вовне: феноменология восточной и западной пейзажной живописи» обсуждался вопрос: что же мы понимаем под природой? Было рассмотрено различие в способах репрезентации природы в западной и русской пейзажной живописи на примере работ П. Сезанна и И. Левитана. Каждый из них в рамках своей культуры создал специфическую оптику взгляда на природу и определил пути развития соответственно европейской и русской живописной традиции. На полотнах Сезанна природа, понятая через призму субъект-объектной парадигмы европейской философии Нового времени, предстает как результат объективирующего взгляда художника. Как и у Канта, в западном искусстве природа оказывается конструктом, чем-то внешним по отношению к человеку. В русской модели репрезентации природы, наглядно воплощенной в проникнутых гармонией пейзажах Левитана, природа предстает как часть неразрывного единства природы и человека, где природа еще не отделена от Бога. Результаты этих двух типов отношения сегодня проявляются и в экологической, и в этической, и в эсхатологической перспективах.
А.С. Худяев (Федеральный исследовательский центр комплексного исследования Арктики УрО РАН, Архангельск) сделал теоретический доклад на тему «К сокровенному по мостам пространства: ландшафт как метонимический посредник в нуминозных переживаниях прошлого». Автор представил гипотезу, в рамках которой особый потенциал сакрализации восприятия даже в современную эпоху обнаруживается в историческом прошлом, а также в любой его материаль-
ной репрезентации - предмете, ландшафте, пространстве, - которые замещают его как знаки на основе метонимической связи.
Пространственные концепты в народном и архаическом искусстве служат для организации территории и репрезентации сложных духовных реалий на земной поверхности.
Доцент НИТУ МИСиС Оскар Герреро (Лима, Перу) и студентка МГХПА им. Строганова Анна Абрамова (Москва) представили доклад «Трансценденция американских узоров». Пиктографическая функция образов-символов важна намного больше, чем декоративная. Они используются как культовые или магические знаки, а также для отображения моделей устройства Вселенной и миропорядка, они применялись не только как декор, но и как архитектурные модели культовых доколумбовых сооружений. Геометрические узоры обладают свойством организовывать пространство и воздействовать на глубины сознания.
Рис. 1. Стилизованное изображение художником Хосе Аргуельесом символа майя Хунаб Ку (единое божество)
Кандидат искусствоведения Энхтувшин Жалцав (Институт строительства и архитектуры Монгольского государственного университета науки и технологии, Улан-Батор, Монголия) сделал сообщение «Наскальные рисунки и петроглифы монгольского Алтая». Он показал, как высеченные на скалах орнаменты и фигуры людей и животных отражают картину мира древних людей, репрезентируют на земной по-
верхности солярные и хтонические символы, тем самым придавая ландшафту глубину и высоту в духовном пространстве.
Художник И.А. Шарапов (УрГАХУ, Екатеринбург) представил доклад «Масштабируемая топология орнамента», в котором поднял проблему трансформации орнамента из локальной позиции в концептуальную пространственную структуру. Детально эксплицировав основу формообразующих принципов орнамента, докладчик резюмировал их комплексную связность в качестве пространственно-концептуальной структуры, актуальность расширения орнамента в контексте архитектурного формообразования.
Искусство и культура могут рассматриваться как ресурс территории.
«Роль географического пространства Дании в формировании национальной художественной и музыкальной символики в XIX в.» -тема доклада Е.А. Хонякиной, магистранта Новосибирской государственной консерватории. Поражения в морских войнах с Англией в конце XVIII в. привели датчан к разочарованию в собственном государстве как морской державе, каковой она была со времен эпохи викингов. Новым вектором стал интерес к свойственным ландшафту страны обширным равнинам. Наиболее полно «равнинность» представлялась в живописи и музыке. Морская тематика в искусстве Дании XIX в., безусловно, присутствует, хотя интерес к ней уже не столь высок и в основном представлен только в живописи.
О.А. Ульянова, независимая исследовательница из Санкт-Петербурга, представила доклад об отношениях американского культурного ландшафта и архитектуры европейского модернизма. Автор использовала предложенную британским критиком Рейнером Бэнемом концепцию жилища как легкой оболочки вокруг сложного обслуживающего устройства. Идею европейских футуристов о «доме как машине для жилья» Бэнем интерпретирует как продукт американского культурного ландшафта, ключевой чертой которого являются дорожные системы и инженерное обеспечение. Концепция жилища как обслуживающего устройства в 1970-е годы эстетизируется в европейской архитектуре общественных зданий: Центра Помпиду в Париже или здания компании «Ллойдс» в Лондоне, где все коммуникации вынесены наружу и являются частью экстерьера.
Кандидат культурологии А.А. Усов (Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени акад. Н.П. Лаверо-ва Уральского отделения РАН, Архангельск) сделал сообщение «Культурно-символические ресурсы малых северных моногородов как потенциал их пространственного развития (на примере г. Ново-двинск)». В докладе представлено исследование молодого промышленного моногорода, не имеющего коренных исторически наследованных ресурсов для актуализации культурной памяти и формирования культурной идентичности своих жителей. Исследование отражает успешные попытки горожан активизировать процесс создания новых ценностей и смыслов, потенциально существующих в геокультурном пространстве региона - на примере приобщения к военной истории авиагарнизона, располагавшегося на ближайших речных островах, и продвижения проекта «Новодвинск - колыбель поморской варежки».
Художественные образы пространства - традиционная тема конференции, объединяющая разные формы визуального искусства, связанные с территорией.
А.В. Васильева (Государственный Дарвиновский музей, Москва), выступила с докладом «Образ Цейлона (Шри-Ланки) в произведениях В.А. Ватагина». Она представила комплекс графических и живописных произведений из фондов музея, посвященных путешествию художника в Индию и на Цейлон в 1914 г. Среди работ редкие экземпляры первого и второго изданий серий автолитографий 1919 г. «Индия», где автор создал образ экзотической мистической обобщенной «Индии», в который сливались континентальная Индия и остров Цейлон. Были продемонстрированы произведения, где на основе воспоминаний В.А. Ватагина атрибутированы цейлонские архитектурные памятники и пейзажи. Остров предстает как в графике, так и в текстах воспоминаний благостным райским местом, в отличие от загадочной Индии с ее древними богами и опасными болезнями.
Н.В. Сухорукова (Государственный художественный музей ХМАО - Югры, Ханты-Мансийск) сделала сообщение «Опыт художественного осмысления пространства Югры», с обзором творческих результатов региональных, всероссийских и международных художественных пленэров, состоявшихся за последние двадцать лет на территории Югры. Эти пленэры стали частью культурного освоения территории от Ханты-Мансийска до Приполярного Урала. Ритмически
организованный диалог воды и неба, по-разному проявившийся в пленэрных работах, стал творческим диалогом с художником - гением места, соединившим угорскую и русскую старожильческую ветви своей родословной, - Геннадием Степановичем Райшевым (1934-2020).
«Планы-карты городов и изображения антропогенных пространств в графических работах художников ХХ-ХХ1 вв. А.П. Шубина и Л.Г. Саксонова» - тема сообщения О.Б. Павловой (Музей истории города Обнинска). Члены Союза художников СССР Александр Павлович Шубин (р. 1947), заслуженный художник России, и Лев Григорьевич Саксонов (1929-2020) в своих офортах и графике обращаются к изображению городских пространств. Авторы не ограничены утилитарным перечислением или сугубо функциональным представлением местности, они смотрят шире: пространство говорит с человеком и о человеке. В их работах ярко представлена тема русской провинции и маленького человека в разных его ипостасях.
Рис. 2. А. Шубин. План-панорама центральной части губернского города Калуги в 1914. Бумага, офорт. 2015
Рис. 3. Л.Г. Саксонов. Железнодорожные этюды, «Ноябрь 1941 года, автопортрет».
Смешанная техника. 2015
В рамках этой темы можно выделить как отдельное направление Образное освоение северных территорий, от мистического до реального исторического.
Доклад кандидатов исторических наук И.К. Фоменко (АНО НИЦ «АИРО-ХХ1») и Е.И. Щербаковой (МГУ, Москва) «Арктическая Аркадия на картах: от эпохи короля Артура до русских ясновидящих XIX столетия» - это попытка описать счастливую полярную страну на основе географических карт от начала XVI до середины XIX в. Если средневековые карты базируются на сведениях литературных источников, то в основе русских карт XIX в. лежит информация, полученная от северных промысловиков, научных экспедиций и даже ясновидящих. Примечательно, что местоположение этого райского уголка на картах совпадает с теми районами Арктики, которые обладают огромными запасами полезных ископаемых.
Кандидат искусствоведения Е.В. Александров (МГУ, Москва) сделал сообщение «Ускользающие острова Мамонтова архипелага». Находясь посредине сибирской части Северного морского пути, между морями Лаптевых и Восточно-Сибирским, Новосибирские острова представляют чуть ли не самое трудное для жизни и для прохождения судов место на земле. Вслед за Эдуардом Толлем, прославившим их и
отдавшим им свою жизнь, острова также называют Мамонтовыми. Их образ менялся на протяжении последних веков. Чтобы представить, на основе каких сведений составлялись карты Сибири в XVII в., приводится доклад 1647 г. воеводе архангельского «проведывателя новых земель» казака Михайло Стадухина, в котором он ссылается на рассказ переводчицы из местных: «... ежели идти морем от Лены к Колыме, то от мыса Святой Нос на левой руке (на севере) объявляется остров и горы снежные...». Правда, сам казак островов не видел...
Л.А. Мелихова (МГУ, Москва) представила доклад «Иллюстрации В.Н. Петрова-Камчатского (1936-1993) в серии "Библиотека литератур народностей Севера и Дальнего Востока"». На долю художника выпала ответственность воплощения средствами графики образов устного поэтического творчества народностей Севера и Дальнего Востока. Именно эта серия из десяти книг представляет особый художественный интерес. Главным украшением издания являются черно-белые иллюстрации Петрова-Камчатского, которые по стилю исполнения близки к народному лубку и новаторскому наследию 19201930-х годов ХХ в.
Рис. 4. Владимир Санги. Путешествие в стойбище Лунво. М.: Современник, 1985. Серия: Библиотека литератур народностей Севера и Дальнего Востока. Иллюстрация В. Петрова
Сотрудник Челябинского музея изобразительных искусств Е.В. Коляченко представил исследование «География Урала как ориентиры творческих траекторий двух художников: Леонида Тишкова и Анастасии Богомоловой». В докладе показано, как художники разных поколений конструируют пространство своих проектов в соответствии с территорией, на которой они формировались. Также очерчен контекст современного искусства Урала, тенденция проговаривания важности локальной географии, которой в разной мере соответствуют вышеназванные художники.
Места и образы памяти - тема, получившая особую актуальность в последние годы.
Кандидат культурологии А.В. Карпов (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербург) в сообщении «Пушкинский Петербург - 1899: памятник, которого не было...» рассмотрел три взаимосвязанных сюжета, относящихся к празднованию юбилея А.С. Пушкина в 1899 г.:
1) государственные инициативы и общественные дискуссии о необходимости сооружения нового памятника поэту в Санкт-Петербурге;
2) постановка театром Литературно-артистического кружка спектакля по драме К.К. Случевского «Поверженный Пушкин»; 3) проведение в Музее училища барона Штиглица выставки с целью сбора средств на новый памятник. Памятник Пушкину, на который собирались денежные средства, так и не был установлен. Каждый из рассмотренных сюжетов являет собой любопытную грань актуализации имени великого поэта в отечественной культуре конца XIX в.: национальной идеи, имперского символа, коммерческого проекта, по-своему сопрягая историю и современность, социальную память и художественное сознание, переживание исторического времени и культурного пространства.
Е.Г. Шалахов (ГБУК Республики Марий Эл «Замок Шереметева», Юрино), сделал сообщение «Замок Шереметевых как маркер культурного пространства на исторической границе Европы и Азии». В цивилизационном плане замок в Юрине играет ключевую роль на порубежье западного и восточного миров. Архитектура замка эклектична, что подчеркивает значение важнейшего в российской истории этнокультурного перекрестка, который сложился в Среднем Поволжье в эпоху позднего Средневековья. Юринские помещики Шереметевы обосновали свое видение межкультурного диалога устройством Во-
сточного кабинета в Главном (господском) доме замка и собиранием коллекции восточных редкостей - китайской фарфоровой посуды, иранских ковров, кавказского, турецкого и персидского оружия и воинского защитного снаряжения.
В рамках доклада «Политика и память: Мао Цзэдун в произведениях современных китайских художников», представленного И.А. Пригариной (СПБГУ, Санкт -Петербург), был осуществлен многоаспектный анализ художественных работ, созданных уже после его смерти. Художники использовали разнообразные художественные приемы и символику, чтобы переосмыслить и интерпретировать образ Мао, определить его место в современном культурном ландшафте и оценить его роль в сознании китайского общества в прошлом и настоящем. Докладчик затронула важные вопросы о влиянии культурной памяти, коллективной и национальной идентичности на восприятие и понимание исторических фигур.
Традиционный для конференции аспект - Локальные тексты и литературная география.
В докладе к.филол.н. О.Б. Балашовой (Благотворительный фонд ЛИТО, Москва) «Восприятие и передача художниками-иллюстраторами второй половины XX - первой четверти XXI веков пространственного кода поэзии Анны Ахматовой» впервые был сделан обзор и анализ книжных иллюстраций в междисциплинарном аспекте. На примере ахматовского цикла иллюстраций Юрия Воронова, выполненных в технике граттографии, было показано соответствие между тем, какие именно художественные образы пространства Ахматовой имеют место и какими изобразительными средствами художник-иллюстратор интерпретирует поэзию, используя пространство в качестве семантически значимого фона.
Доктор филол. н. О.С. Крюкова (МГУ, Москва) проанализировала пространственные оппозиции романа Е.Г. Водолазкина «Чагин», которые отражают базовые представления героев о географическом пространстве. Центром чагинского мира предстает Ленинград - Петербург - Петроград и, в поэтическом употреблении, - Петрополь, который упоминается в чагинской поэме «Одиссей». Появление героя древнегреческого мифа проясняет мечту Исидора о странствиях, которые, в сравнении со странствиями реального Одиссея, весьма скромны.
Дрейф стилей в пространстве - направление, предложенное еще в самом начале проекта известным географом Ю.А. Ведениным [1997].
Кандидат искусствоведения Н.М. Сим (ООО школа живописи «Мир искусств») и Г.Н. Стогова (МГУ, Москва) в докладе «Проблема интерпретации стилевой терминологии архитектуры испанского Ренессанса» 1 репрезентировали стиль исабелино в контексте формирования испанского проторенессанса. В силу устойчивой испанской ментальности для архитектуры была характерна вольная интерпретация композиций изобразительного ряда, экспрессии, повышенного чувства духовной экзальтации. Исабелино определил путь формирования национальной идентичности, вводя образы и символы, собственное чувство формы, световую и цветовую гармонию мировосприятия, как характерную тенденцию испанской архитектуры к началу XVI столетия.
«Англо-японский стиль и формирование концепции пространства в искусстве модерна» - тема сообщения Г.В. Китаевой, независимого исследователя (Москва). Постоянная актуализация пространственных построений, наблюдаемая во всех видах пластических искусств от начала авангарда до постмодернизма и до сегодняшнего цифрового и постцифрового искусства обращает внимание к его началу - эпохе модерна, ориентированного на восстановление синтеза искусств. В модерне происходит смена парадигмы пространственного мышления. Среда обитания понимается как пространственная «картина», внутри которой и должно находиться человеку как эстетически равнозначному объекту. В докладе рассматривались тенденции поиска новых форм в творчестве ряда мастеров англо-японского стиля, оказавшего влияние на формирование пространственных решений модерна.
Художник Е.Г. Сапрыкина (Москва), выступила с докладом на тему «Южная школа: влияние ландшафта Ставропольских степей на ее формирование. Евгений Саврасов как один из основателей школы». Южная школа Ставрополя имеет свое МЕСТО, - и свой художественный МЕТОД изобразительного искусства / обучения этому искусству -метод Евгения Владимировича Саврасова, одного из основателей и
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №№ 22-2800029.
преподавателей первой Детской художественной школы в городе, созданной в 1964 г. Отличительной особенностью этой школы является неизменный интерес к ландшафтам южнорусских степей.
Неизменно на конференциях возникает дискуссия по поводу Образа Другого как неотъемлемой составляющей осмысления ойкумены.
Доклад к. филос. н., независимого исследователя Т.С. Терещенко (Москва) был озаглавлен как «Амазонки в контексте изображений Других в греческой вазописи сер. VI - перв. четв. IV вв. до н.э.». В мифах о женщинах-воинах нашли отражение представления греков о реальных народах Малой Азии и Северного Причерноморья - поэтому они часто изображались с деталями одежды и вооружения скифов, персов, фракийцев. Сцены битв с амазонками были мифологической интерпретацией внешних контактов греков. С начала V в. до н.э. так своеобразно репрезентировались греко-персидские войны и дальнейшие противостояния. Более поздние изображения амазонок были связаны с погребальными практиками.
* * *
Проект «География искусства» продолжается с достаточной успешностью, открывая все новые аспекты темы и методологические подходы, по-прежнему объединяя географов, культурологов, философов, историков, искусствоведов, литературоведов и других специалистов и расширяя профессиональные и смысловые границы.
Список литературы
Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. - Санкт-Петербург : Дмитрий Бу-ланин, 1997. - 224 с.
География искусства: ландшафтные миры культуры и искусства / сост. и отв. ред. О.А. Лавренова. - Москва : ГИТР, 2023. - 366 с.
Лавренова О.А. IX Международная научная конференция «География искусства» // Наука телевидения. - 2023. - № 19(2). - С. 245-258. - Б01: https://doi.Org/10.30628/1994-9529-2023-19.2-245-258.EDN:BSBPSD
References
Vedenin, Yu.A. Ocherki po geografii iskusstva [Essays on the geography of art. -Saint Petersburg]. Saint Petersburg,: Dmitrij Bulanin Publ., 1997. 224 p. (In Russ.)
Geografiya iskusstva: landshaftnye miry kul'tury i iskusstva, sost. i otv. red. O.A. Lavrenova [Geography of Art: landscape worlds of culture and art], comp. and ed. by O.A. Lavrenova. Moscow, GITR Publ., 2023. 366 p. (In Russ.)
Lavrenova O.A. IX Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya «Geografiya iskusstva» // Nauka televideniya. 2023. 19 (2). S. 245-258. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.2-245-258. EDN: BSBPSD (In Russ.)