УДК 791.3 + 008
DOI: 10.30628/1994-9529-2022-18.4-173-185 EDN: KRFTMU
Статья получена 25.09.2022, отредактирована 28.10.2022, принята 29.12.2022 ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАВРЕНОВА Институт научной информации по общественным наукам РАН,
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Институт кино и телевидения (ГИТР), Москва, Россия ResearcherID: AAK-6407-2020 ORCID: 0000-0003-4916-0622 e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Лавренова О.А. Цифровые и аналоговые пространства: VIII Международная научная конференция «География искусства» // Наука телевидения. 2022. 18 (4). С. 173-185. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-173-185. EDN: KRFTMU
Цифровые и аналоговые пространства: VIII Международная научная конференция «География искусства»
Аннотация. В мае 2022 года состоялась VIII Международная научная конференция «География искусства». Это новый шаг в многолетнем проекте, посвященном проблемам «освоения» географического пространства искусством, затрагивающим также проблематику семиотики пространства, создаваемой художниками, скульпторами, архитекторами. Конференция также рассматривает особенности формирования искусством географических образов и фантазийных миров, в которых всегда есть след пространственных закономерностей реального мира. Проект существует с 1994 года в виде научных сборников, с 2009 года — также в виде конференций. У истоков проекта стоял известный географ Ю.А. Веденин, позже инициатива была подхвачена философом и культурологом О.А. Лавреновой. Организаторами конференции в последние годы являются Институт научной информации по общественным наукам РАН, Российская академия художеств, Институт кино
и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет. В 2022 году также присоединился в качестве организатора факультет географии и геоинформационных технологий ВШЭ. Отдельная секция была посвящена медиа, фото и кино, где были собраны доклады об историко-культурных аспектах создания виртуальных пространств, об особенностях образов территорий, создаваемых экранными искусствами. Традиционно рассматривалась роль территориальных факторов в формировании художественных школ и отдельных произведений. В этом году большой уклон в обсуждениях был сделан в сторону цифровых медиа. Важное место было отведено фотоискусству как инструменту формирования географических образов, их фиксации во времени. Сочетание цифрового дубликата мира с новым ландшафтным искусством создает новую дополненную реальность как произведение искусства. Также в цифровой реальности получает выражение география моды и музыкальной культуры. Отдельная тема — структуры хаоса и порядка в кинематографических произведениях — те самые концепты пространства, которые также традиционно являются темой обсуждения конференции. Данные темы идут в мейнстриме обсуждения проблематики семиотики пространства, создаваемой искусством, географических аспектах развития искусства, в том числе цифрового.
Ключевые слова: конференция «География искусства», киноискусство, медиа, пространство, культурный ландшафт, семиотика пространства
UDC 791.3 + 008
Received 25.09.2022, revised 28.10.2022, accepted 29.12.2022 OLGA A. LAVRENOVA Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, National University of Science and Technology, GITR Film and Television School, Moscow, Russia ResearcherID: AAK-6407-2020 ORCID: 0000-0003-4916-0622 e-mail: [email protected]
For citation
Lavrenova, O.A. (2022). Digital and Analog Spaces: the Geography of Art VIII International Conference. Nauka Televidenya—The Art and Science of Television, 18 (4), 173-185. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-173-185, EDN: KRFTMU
Digital and Analog Spaces:
the Geography of Art
VIII International Conference
Abstract. The VIII International Scientific Conference Geography of Art was held in May 2022. This is a new step in a long-term project devoted to the issues of "mastering" geographical space through art, including the semiotics of spaces created by artists, sculptors, and architects. Among other aspects, the conference examined how art creates geographical images and fantasy worlds, which always have a trace of the real world's spatial regularities. Since 1994, the project has existed in the form of collections of scientific articles, and since 2009—in the form of conferences as well. The project was conceived by Russian geographer Yury Vedenin, and later Olga Lavrenova, philosopher and culturologist, picked up the initiative. In recent years, the conference has been organized by the Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, the Russian Academy of Arts, GIRT Film and Television School, and the Russian State University for the Humanities. In 2022, the Faculty of Geography and Geoinformation Technology of the HSE University joined the team of organizers. A separate section of the conference was dedicated to media, photo and cinema. There were reports on the historical and cultural aspects of creating virtual spaces, and on the images of the territories created by screen arts. Following the tradition, conferees considered the role of territorial factors in the formation of art schools and individual art works. This year, the discussions focused on digital media. An important place was given to photography as a tool for shaping geographical images and fixing them in time. The combination of a digital replica of the world with new landscape art creates a new augmented reality as a work of art. The geography of fashion and musical culture are also expressed in digital reality. A separate subject is the structures of chaos and order in cinema—the very concepts of space, which are yet another traditional talking point at the conference. These topics are in the mainstream of the discussion of semiotics of space created through art, as well as the geographical aspects of art development, including digital art. Keywords: Geography of Art conference, cinema art, media, space, cultural landscape, semiotics of space
Очередной этап проекта «География искусства» реализовался как международный форум 24-26 мая 2022 года в гибридном формате. Использование онлайн формата последние два года дает возможность участия ученых из разных городов и стран, несмотря на сложности реального преодоления границ. Проект за последние три десятилетия наработал высокий статус
среди широкого спектра гуманитариев. Сборники, издававшиеся под общей редакцией Ю.А. Веденина с 1994 года, с 2013 года стали выпускаться О.А. Лав-реновой как самостоятельные издания и формироваться на основе международных конференций. В 2022 году в ней приняли участие ученые из Польши, Монголии и Японии. К началу конференции вышел очередной сборник статей «География искусства» (Лавренова, 2022a).
В российском гуманитарном дискурсе подобные темы, касающиеся восприятия пространства, периодически обсуждаются на конференциях, одним из организаторов которых является доктор культурологии Д.Н. Замятин. В 2008 году им была проведена конференция «Россия: воображение пространства / пространство воображения» (Замятин, Митин, 2009). В 2020 году состоялась организованная им конференция «Культурный ландшафт: эволюции и революции воображения» (Замятин, Коновалова, 2020). Основная тема таких конференций — именно проблема восприятия пространства и построение пространственных образов. «География искусства» серьезно обращается к всестороннему теоретизированию проблем взаимодействия искусства и пространства. За рубежом подобные темы рассматриваются в основном в рамках больших международных конференций. В частности, вопросы осмысления пространства в медиа и сетях обсуждались на Международном конгрессе «Семиосфера Юрия Лотмана» 24-28 февраля 2022 года в Таллине и Тарту, Эстония1. Также 100-летию Ю. Лотмана и его концепции семиосферы, где важное место занимает искусство, был посвящен спецвыпуск журнала «Человек: образ и сущность» (Лавренова, 2022b)2. На XV Всемирном семиотическом конгрессе в 2022 году в Салониках силами Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T, Швейцария) была организована секция «Семиотика пространства: архитектура и территории различий. Дань памяти Пьера Пеллегрино»3. Пьер Пеллегрино, основатель Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T, Швейцария), был известным теоретиком архитектуры, специалистом в области архитектурологии и семиотики, оставил этот мир зимой 2022 года. По сути, секция была посвящена семиотике пространства, «освоению» пространства архитектурой и другими искусствами. Также IASSp+T организовало свою ежегодную встречу в рамках 19 Международной конференции «Архитектоника: сознание, земля и общество», которая прошла в гибридном формате 2-4 июня 2021 года в Барселоне, Испания.
Важным научным событием в этом проблемном поле стала конференция «Города, архитектура и кино»4, прошедшая в июле 2022 года в Лондоне.
1 URL: https://jurilotman.ee/en/programme/
2 URL: https://human-inion.org/issue.php?id=66
3 URL: https://www.semioticsworld.com/program/
4 URL: https://spacestudies.co.uk/conference/space-international-conference-2022-on-cities-architecture-and-cinema/
Заявленная цель — изучить взаимосвязь между фильмом, его кинематографическими процессами мышления / создания городов и архитектуры. Также постулировалось, что исследования зданий и интерьеров в фильмах — это возможности для развития дизайна и нового архитектурного планирования. Эта конференция рассматривала разные аспекты образов города в экранных искусствах, в том числе, что важно для современной западной науки — проблематику гендерного, расового, классового неравенства, выраженную в пространственной сегрегации (гетто, трущобы) и спровоцировавшую своиэкранные нарративы.
Проект «География искусства» от вышеперечисленных отличает широкий охват тем, от теоретических до практических, масштабный охват искусств, которые обсуждаются, высокая концептуализация и традиционное внимание к методологии изучения разных аспектов взаимодействия искусства и пространства. Конференцию организуют ИНИОН РАН, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет. В 2022 году также присоединился в качестве организатора факультет географии и геоинформационных технологий ВШЭ. Техническую базу и поддержку для общения в ZOOM обеспечил ГИТР. В рамках конференции традиционно обсуждались вопросы взаимодействия пространства и искусства, с одной стороны — создания в художественных произведениях пространственных концептов, с другой — трансформирования внешнего мира силами искусства. Отдельно эти темы рассматривались применительно к экранным искусствам и современным медиа. Доклады этой проблематики сформировали интересную и плодотворную дискуссию о пространствах кино.
Фотоискусство является одним из протоэкранных искусств, запечатля-ющих реальность и репродуцирующую во временной перспективе.
Е.Г. Власова, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Пермского государственного национального исследовательского университета, представила доклад «Репортажность в фотографических почтовых открытках конца XIX - начала XX в. как прием нарративизации пространства». Видовые почтовые открытки, ставшие в конце XIX - начале XX в. популярным жанром массовой печати, оказали большое влияние на формирование визуальных образов российского пространства, а также приемов его представления. Фокусом исследования послужили репортажные элементы фотографических видов уральского пространства: присутствие человека в горных пейзажах; движущиеся поезда и пароходы; кадры, имитирующие взгляд из окна вагона или снятые с палубы парохода; сцены из повседневной жизни уральцев. Репортажность рассматривается в качестве одного из аттрактивных приемов, который позволяет выстроить эмоционально вовлекающий нарратив о пространстве.
Рис. 1. На Урале. Выемка в горе Косотур близ Златоуста. Издание В.Л. Метенкова, Екатеринбург. Почтовая открытка начала XX века Fig. 1. In the Urals. Excavation in the Kosotur mountain near Zlatoust. Published by V.L. Metenkov, Yekaterinburg. Postcard of the early 20th century5
Доклад старшего научного сотрудника Государственного Русского музея И.А. Панченко «В.Д. Машуков — фотограф-путешественник, коллекционер, воин» представил уникальный по составу, содержанию и количеству комплекс фотоматериалов, созданный и собранный этим известным дореволюционным мастером отечественной светописи и ныне хранящийся в музейной коллекции. Благодаря фотографическим экспедициям и разносторонней деятельности В.Д. Машукова сохранились изображения многих утраченных естественных и рукотворных памятников, а также видов Российской империи, запечатлевшие ее природное и культурное разнообразие, обусловленное огромной территорией.
Современный лэнд-арт является видом преображения ландшафта в произведение искусства, с одной стороны, часто использующим цифровые эффекты в реальном пространстве, с другой — репрезентирующим результаты своей деятельности в цифровой реальности.
5 Источник изображения см.: URL: https://auction.conros.ru/[ot/2359014/737/1/ (дата обращения 1.09.2022)
See the image source: https://auction.conros.ru/[ot/2359014/737/1/ (1.09.2022).
Рис. 2. Фотограф В.Д. Машуков (1866-1919). Харьковская губерния. Успенская Святогорская пустынь. Река Северский Донец. 1896. Желатиносеребряный отпечаток. Л.: 23,9 х 32,5; И.: 10,7 х 16,7.
Государственный Русский музей Fig. 2. Photo by V.D. Mashukov (1866-1919). Kharkov Governorate.
Sviatohirsk Cave Monastery. The Seversky Donets River. 1896.
Gelatin-silver print. P.: 23.9 x 32.5; S.: 10.7 x 16.7. State Russian Museum6
Кандидат исторических наук, доцент РГГУ И.Н. Захарченко представила доклад на тему: «"Лес, где живут боги": иммерсивное пространство в контексте осязательной эстетики». В докладе был поставлен вопрос о подходах к изучению современного цифрового искусства, которое предлагает зрителю и новые художественные концепции, и новые подходы к его восприятию. Одним из актуальных сегодня исследовательских направлений является осязательная (гаптическая) эстетика, в рамках которой ставится вопрос о телесной основе художественного восприятия. На примере цифровой инсталляции японской команды teamLab «Лес, где живут боги» / A Forest where Gods Live (2019 г.), в докладе были показаны возможности анализа цифровых иммерсивных инсталляций, когда ощущение «недосказанности», вызванное неполнотой одного лишь визуального образа провоцирует реакцию других органов чувств, в первую очередь реакцию телесную.
6 Источник изображения см.: Коллекция Государственного Русского музея. Изображение предоставлено И. Панченко (15.06.2022).
See the image source: Collection of the State Russian Museum. Image courtesy of I. Panchenko (15.06.2022).
Рис. 3. Цифровая инсталляция японской команды teamLab «Лес, где живут боги», 2019 Fig. 3. A Forest Where Gods Live. Digital installation by teamLab, Japan, 2019
Доклад С.В. Поляковой, доцента философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, был посвящен ленд-арту — «вышедшему из музея» молодому направлению в современном искусстве, которое, как было показано в докладе, оказывается, с одной стороны, радикально новаторским, где в качестве средств художественной выразительности используются новые медиумы искусства (природные материалы, энвайроментализм с его сайт-специфичностью, темпоральность, партиципаторность, фото- и видео-документация, экологический нарратив и др.). С другой стороны, «земляное искусство» оказывается тесно связанным с гуманистической традицией, преодолевающей дихотомию природы и культуры, где человек рассматривается как материально-духовная целостность во всей полноте его психофизического опыта, а также со средневековыми теориями, в частности, сирийских отцов церкви VII—X вв., о мире, как незаконченном творении Бога, которое ожидает продолжения творения через любовное сотворчество человека и планеты. При этом земля художниками ленд-арта, вопреки интенциям Нового времени, снова воспринимается скорее как храм, нежели как мастерская. В свою очередь эти проекты получают распространение через Интернет и становятся частью визуальной дигитосферы.
7 Источник изображения см.: URL: https://www.urdesignmag.com/art/2019/07/10/teamlab-a-forest-where-gods-live/ (дата обращения: 20.08.2022)
See the image source: https://www.urdesignmag.com/art/2019/07/10/teamlab-a-forest-where-gods-live/ (20.08.2022).
Цифровое выражение сейчас обретают разные виды искусства в пространстве.
К.К. Ельцова, кандидат культурологии, доцент МУНЦ «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ сделала сообщение «Цифровые пространства моды: структуры и тренды». Возникновение во второй половине XX в. Интернет и, чуть позднее, технологии новых медиа в минувшие четверть века значительно изменили не только собственно медиа системы, но и очень многие типы социальных взаимодействий, на которые влияют и которые в современных постиндустриальных обществах опосредуют медийные технологии. По мнению докладчика, институт моды представляет собой один из наиболее ярких примеров влияния подобных изменений в логике медиа. Качественно иная обратная связь (по сравнению с тем, что допускают традиционные медиа), возможная благодаря технологиям web 2.0, ставит новые вопросы и задачи как перед исследователями моды, медиа и законов массовой психологии, так и перед практиками-представителями модной индустрии. Как влияют новые медиа на характер распространения модных образцов? Как перераспределяется символическая власть в самом профессиональном поле индустрии моды, когда блогеры оказываются в первых рядах престижных модных показов, потеснив редакторов традиционного и прежде бесспорно влиятельного модного глянца? Насколько массовым может быть тот или иной тренд в условиях многократно расширившегося благодаря новым медиа спектра возможностей групповых и индивидуальных стратегий самоидентификации и, соответственно, сегментации массовых вкусов и предпочтений? Как структурированы в этом поле «новые» (и «старые») тренды и на какие ниши это цифровое поле «модного» поделено в настоящий момент? Как, в конечном итоге, этот новый — и, очевидно, перманентно временный — баланс сил существует в современной цифровой среде? Докладчик попытался найти подходы к систематизации ответов на эти вопросы с позиций критической медиа теории.
К. Юноки-Оиэ, кандидат культурологии, научный сотрудник Университета Рицумэйкан (Япония, г. Киото), представила доклад «Аспект современной культуры традиционной балалайки: из деревни в город и по всей России». В нем затрагивалось развитие городской культуры исполнения на традиционной балалайке в середине 2000-х любительскими музыкантами из поколения, родившегося в конце 1970-х. Это поколение создало новую виртуальную географию балалаечной культуры. В соцсетях (ВК, YouTube) профессионалы-специалисты начали выкладывать свои экспедиционные материалы, вести курсы обучения, организовать группы единомышленников, информировать об очных мероприятиях и т.д. Данное начинание начало пользоваться популярностью и за 15 лет массово вывело традиционное искусство из деревни
на уровень всей России. В качестве примера докладчик привела творческую деятельность популярнейшего балалаечника Владимира Юрьева.
Рис. 4. Матаня. Николай Васильевич Стоякин, балалайка — Владимир Юрьев.
Липецкий гармонный рынок, 2014 Fig. 4. Matanya (Russian folk tune). Accordionist Nikolay Stoyakin, balalaika player Vladimir Yuriev. Lipetsk Harmonny Market, 20148
Философия пространства в киноискусстве — отдельная тема, связанная с пространственными концепциями художественных произведений.
«Хаосмотическое сосуществование беспорядка и порядка в "кинореализме" Жана Ренуара и Роберта Олтмана» — тема сообщения Б.В. Рейфмана, кандидата культурологии, доцента кафедры истории и теории культуры ФК РГГУ. Первым впечатлением от некоторых наиболее известных фильмов как Жана Ренуара, так и Роберта Олтмена становится ощущение парадоксального сочетания в них некой бесформенности, невыстроенности или даже хаотичности их повествований и итоговой масштабности и целостности. В «Правилах игры» Ренуара зрительское ощущение «бесформенности» возникает вследствие разрушения всех утвердившихся повествовательных норм, т.е. той определенной драматургической логики, которую, имея в виду именно эту картину, Андре Базен назвал «категорическим императивом правдоподобия». У Олтмена же, начиная с фильма «Нэшвил», «хаотичность» создается посредством использования так называемого принципа «скрутки телефонного кабеля», который состоит в выстраивании нарратива из множества автономных сюжетных линий. При этом, вновь цитируя Базена, можно сказать, что
8 Источник изображения см.: URL: https://www.youtube.com/watch?v=CMM6Zr1b1LQ (дата обращения: 03.09.2022)
See the image source: https://www.youtube.com/watch?v=CMM6Zr1b1LQ (03.09.2022).
залогом итогового «утверждения определенной глобальности реального», финального ощущения целостности от картин Ренуара, является характерное для киномодернизма открытие зрителю его, зрителя, бытийной «полноты», экзистенциального «присутствия», которое актуализирует, по выражению Ницше, «всеведение» по отношению к соединенной с Историей целостной личной Судьбе. Стилистическим же фактором такого обретения «полноты» и «присутствия» оказывается экранное сосуществование в ренуаровских фильмах, прежде всего именно в «Правилах игры», запечатленных «чистых фактов» реальности и интертекстуальных перекликающихся друг с другом «голосов культуры». У Олтмена же в «Нэшвиле», «Свадьбе», «Коротких историях» и других фильмах отдельные автономные сюжетные ряды часто как бы случайно и как бы без каких-либо повествовательных последствий пересекаются, что создает в рецепции предощущение какой-то грандиозной гиперслучайности, точки бифуркации, которая должна все изменить. Создается впечатление абсолютной хаотичности и в то же время чреватости чем угодно. Таким образом выстраивается структура, парадоксально сочетающая хаотичность и скрепленную этим предощущением целостность почти в буквальном соответствии с понятием «хаосмос». Мир предстает как лишенный какого-либо экзистенциального «присутствия» «безумный мир» постмодернистской «пустоты», как хаос, в то же время чреватый космосом, некой потенциальной непредсказуемой формой новой упорядоченности.
Международная научная конференция «География искусства» имеет свою устоявшуюся научную специфику, которая выражается одновременно в развернутой междисциплинарности и в сосредоточенности на конкретной проблематике взаимодействия искусства и пространства, семиотики пространства, порождаемой искусством. В 2022 году секция, связанная с медиа, кино- и фото-искусством, обратила свое внимание на образы пространства, создаваемые фотографией, на виртуализацию лэнд-арта, на цифровизацию разных видов искусства, имеющих свою географию. И традиционно обсуждалась тема концепций пространства в искусстве, в частности в игровом кино.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лавренова, О.А. (ред.) (2022a). География искусства: многомерные образы пространства. Москва: ГИТР. URL: https://elibrary.ru/CSJJKO.
2. Лавренова, О.А. (ред.) (2022b). Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты, 1 (49): Семиосфера: пространственные аспекты: к 100-летию Ю.М. Лотмана. Москва: ИНИОН РАН. DOI: https://doi.org/10.31249/chel/2022.01.00
3. Замятин, Д.Н. (ред.), Коновалова, И.Г. (ред.) (2020). Культурный ландшафт: Эвалюции и революции воображения [материалы всероссийской междисциплинарной научной конференции]. Москва: Институт всеобщей истории РАН. URL: https:// elibrary.ru/HLETLL.
4. Замятин, Д.Н. (ред.), Митин, И.И. (ред.) (2009). Россия: воображение пространства /пространство воображения. Москва: Аграф. URL: https://elibrary.ru/QKITVP.
REFERENCES
1. Lavrenova, O.A. (Ed.). (2022a). Geografiya iskusstva: Mnogomernye obrazy prostranstva [The geography of art: Multidimensional images of space]. Moscow: GITR Film and Television School. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/csjjko
2. Lavrenova, O.A. (Ed.). (2022b). Chelovek: Obraz i sushchnost'. Gumanitarnye aspekty. Vyp. 1. Semiosfera: Prostranstvennye aspekty: K 100-letiyu Yu.M. Lotmana [Human being: Image and essence. Humanitarian aspects: Issue 1. Semiosphere: Spacial aspects. To the 100th anniversary of Yu.M. Lotman]. Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.) https://doi.org/10.31249/ chel/2022.01.00
3. Zamyatin, D.N., & Konovalova, I.G. (Eds.). (2020). Kul'turnyy landshaft: Evolyutsii i revolyutsii voobrazheniya [Cultural landscape: Evolutions and revolutions of imagination]. Moscow: Institute of World History of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.) https:// www.elibrary.ru/hletll
4. Zamyatin, D.N., & Mitin, I.I. (Eds.). (2009). Rossiya: Voobrazhenie prostranstva / Prostranstvo voobrazheniya [Russia: Imagination of space / Space of imagination]. Moscow: Agraf. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/qkitvp
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАВРЕНОВА
доктор философских наук, кандидат географических наук,
ведущий научный сотрудник отдела культурологии,
Институт научной информации по общественным наукам РАН,
117997, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21;
профессор кафедры иностранных языков
и коммуникативных технологий,
Национальный исследовательский технологический
университет «МИСиС»,
119049, г. Москва, Ленинский проспект, д. 4;
профессор кафедры теории и истории культуры,
Институт кино и телевидения (ГИТР)
123007, Москва, Хорошевское шоссе, 32а;
почетный член Российской академии художеств,
президент Международной ассоциации семиотики
пространства и времени (IASSp+T/AISE+T, Швейцария)
ResearcherID: AAK-6407-2020
ORCID: 0000-0003-4916-0622
e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
OLGA A. LAVRENOVA
Dr.Sci. (Philosophy), Cand.Sci. (Geography),
Leading Research Fellow at the Department of Cultural Studies,
Institute of Scientific Information on Social Sciences
of the Russian Academy of Sciences,
51/21, Nakhimovsky prospekt, Moscow 117997, Russia;
Professor at the Department of Foreign Languages
and Communication Technologies,
National University of Science and Technology,
4, Leninsky prospekt, Moscow 119049, Russia;
Professor at the Department of Theory and History of Culture,
GITR Film and Television School,
32a, Khoroshevskoe sh., Moscow 123007, Russia;
Honorary Member of the Russian Academy of Arts,
President of the International Association
for the Semiotics of Space and Time (IASSp+T/AISE+T, Switzerland) ResearcherID: AAK-6407-2020 ORCID: 0000-0003-4916-0622 e-mail: [email protected]