УДК 791.3 + 008
DOI: 10.30628/1994-9529-2023-19.2-245-258 EDN:BSBPSD
Статья получена 23.06.2023, отредактирована 28.06.2023, принята 30.06.2023 ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАВРЕНОВА Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия ResearcherID: AAK-6407-2020 ORCID: 0000-0003-4916-0622 e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Лавренова О.А. IX Международная научная конференция «География искусства» // Наука телевидения. 2023. 19 (2). С. 245-258. 001: Ы±рБ:/^о1. о^/10.30628/1994-9529-2023-19.2-245-258. EDN: BSBPSD
IX Международная научная конференция География искусства»
«
Аннотация. Проект «География искусства» представляет собой междисциплинарный синтез, вдохновленный темой осмысления и освоения пространства творческим гением. Проект начался в 1994 году, когда в Институте культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева под руководством Ю.А. Веденина был издан первый сборник. В 2009 году там же состоялась первая конференция. Последние годы конференции проходят ежегодно под эгидой Института научной информации по общественным наукам РАН, Российской академии художеств, Института кино и телевидения (ГИТР), Российского государственного гуманитарного университета. В 2023 году состоялась IX Международная конференция «География искусства», объединившая культурологов и искусствоведов, географов и философов со всех концов России и из-за рубежа. Традиционно обсуждались вопросы художественного пространства литературных и живописных произведений, локальных текстов, географических и картографических образов, виртуальных пространств, созданных ис-© Наука кусством. Как обычно, отдельная секция была посвящена проблематике «освоения», использования, моделирования пространства в экранном и фотоискусстве. Новшеством в научной дискуссии конференции 2023 года
телевидения
стал культурологический и антропологический дискурс генезиса и трансформации визуальных образов от архаики к современности, обсуждение трансгрессии genius loci в медиа и виртуальное пространство интернета. Ключевые слова: конференция «География искусства», пространство, киноискусство, фотоискусство, медиа
UDC 791.3 + 008
DOI: 10.30628/1994-9529-2023-19.2-245-258 EDN:BSBPSD
Received 23.06.2023, revised 28.06.2023, accepted 30.06.2023
OLGA A. LAVRENOVA
Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia ResearcherID: AAK-6407-2020 ORCID: 0000-0003-4916-0622 e-mail: [email protected]
For citation
Lavrenova, O.A. (2023). The Geography of Art IX International Scientific Conference. Nauka Televidenya—The Art and Science of Television, 19 (2), 245-258. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.2-245-258.https:// elibrary.ru/BSBPSD
The Geography of Art IX International Scientific Conference
Abstract. Geography of Art is an interdisciplinary synthesis inspired by the theme of creative genius comprehending and exploring space. The project began in 1994, with the first collection of works published at the Russian Heritage Institute under Yuri Vedenin's guidance; the first conference was held in 2009. In recent years, the conferences have been held annually under the auspices of the Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, the Russian Academy of Arts, GITR Film and Television School, the Russian State University for the Humanities. The IX International Conference Geography of Art of 2023 united culturologists and art historians, geographers and philosophers from all over Russia and abroad. Traditionally, the participants discussed issues related to artistic space of literary and pictorial works, local texts, geographical and cartographic images, and virtual spaces created by
art. As always, a separate section was devoted to "mastering," using, modeling space in screen and photography art. An innovation in the scholarly dispute of the 2023 conference was the culturological and anthropological discourse on the visual image genesis and transformation from archaic to modern times, as well as the transgression of genius loci in the online media and virtual space. Keywords: Geography of Art conference, space, cinematography, photography, media
В мае 2023 года в РАХ и ИНИОН РАН состоялась IX Международная научная конференция «География искусства». В качестве организаторов участвовали также Институт кино и телевидения (ГИТР) и РГГУ. К началу конференции ГИТР издал очередной сборник статей «География искусства», собранный по материалам конференции 2022 года (Лавренова, 2023). Всего было издано двенадцать сборников с 1994 года, когда проект начал развиваться в Институте культурного и природного наследия под руководством и по инициативе Ю.А. Веденина. С 2013 года бессменным руководителем проекта остается географ, философ и культуролог О.А. Лавренова.
Как отдельный проект, посвященный всем аспектам взаимодействия искусства и пространства, эти конференции и сборники уникальны. Но в мировой и российской науке тема взаимодействия искусства и пространства уже давно развивается либо в связи с отдельными направлениями творческой деятельности человека от архаики до современности, либо как часть больших проектов и конференций, таких как Всемирный семиотический конгресс.
Семиотика — одно из центральных теоретических направлений в осмыслении глубинных закономерностей бытия культуры. В 2022 году прошло два значимых научных события, которые внесли свой вклад в развитие проблематики взаимодействия искусства и пространства. Весь 2022 год длился международный онлайн семинар Семиосалонг, посвященный памяти американского семиотика Джона Дили1. На семинаре, в частности, прозвучали доклады О.А. Лавреновой (об отражении маргинальных пространств в художественном и документальном кино и цифровых медиа) и классика семиотического исследования культурного ландшафта греческого ученого Александроса Лагополуса (о мифологическом пространстве Древней Греции).
На XV Всемирном семиотическом конгрессе2, состоявшемся в Салониках (Греция), было две секции, посвященные разным аспектам семиотики
1 International Open Seminar on Semiotics: a Tribute to John Deely on the Fifth Anniversary of His Passing. (2022). https://www.uc.pt/fluc/uidief/act/io2s/ (15.03.2023).
2 Semiotics in the Lifeworld. 15th World Congress of Semiotics. (2023). https://www.semioticsworld. com/program/ (15.03.2023).
пространства. Одна секция под руководством Клаудио Герри (Аргентина) и Исабель Маркос (Франция) была сосредоточена на семиотике архитектуры. Вторая, под руководством Ольга Лавреновой и Драганы Василски (Сербия), была посвящена семиотике культурного ландшафта. И здесь обсуждались также проблемы семиотизации ландшафта, создания новых смыслов и переформатирования старых средствами искусства.
Также в мае 2023 года в Барселоне (Испания) состоялась очередная конференция «Архитектоника»3 под руководством известного теоретика архитектуры Жозе Мунтаньола, где обсуждались темы организации и семиотизации пространства с помощью пластических искусств и градостроительных решений.
В 2022 году состоялась онлайн VIII конференция Media Fields4, организованная проектной группой Университета Калифорнии, США, которая сконцентрировалась на изучении географических зон, с помощью которых можно концептуализировать и понимать кино и медиа. На этой конференции ставились вопросы — какие зоны были центральными в истории СМИ и кино, что концепция зоны добавляет к дискурсу о пространственности в медиаисследованиях, как размышления о зонах могут способствовать изучению пространства и местности, как концепция зоны подкрепляет наше понимание медиаархивов, инфраструктуры, истории кино и медиа-экологии.
В современном научном мире стали появляться интересные проекты новых форм, посвященные теме пространства в кино и медиа, например, блог студентов Университета Олбани5, в котором собираются нарезки из фильмов о конкретных ландшафтах.
IX Международная конференция «География искусства» отличается от этих международных конференций и проектов тем, что здесь тема пространства и искусства не одна из других многочисленных тем, но именно центральная проблематика. В 2023 году году большинство докладов секции кино-, видео- и фотоискусства были представлены сотрудниками и аспирантами ГИТРа. Интересной ее особенностью и отличием от прошлогодней конференции (Лавренова, 2022) было обращение к архаическим истокам визуальных образов и сюжетов, к антропологии цифрового мира в контексте пространственных концептов.
3 21st International Conference Arquitectonics: Mind, Land, and Society. (2023). https://www. arquitectonics.com/congreso-2023 (15.03.2023).
'' Media Fields. Conference VIII: Zones of Mediation. (2022). https://www.filmandmedia.ucsb.edu/ event/media-fields-viii-zones-of-mediation/ (15.03.2023).
5 Cinematic Space: Landscape in Film in the Dept. of Art and Art History at the University at Albany. (Spring 2019). https://landscapeinfilm2.tumblr.com/ (15.03.2023).
В докладе О.В. Строевой, доктора культурологии, кандидата философских наук, заведующей кафедрой и профессора кафедры теории и истории культуры ГИТРа, на примере герменевтической реконструкции диалога с бронзовой статуей Лучано Гарбати «Медуза с головой Персея» (Рис. 1), установленной напротив здания суда в Нью-Йорке, обсуждается концепция создания системы неомифологических симулякров (лабиринтов отражений отражений), которая деконструирует традицию с помощью рациональных инструментов, что не ведет к гармонизации и целостности картины мира, а приводит к новому витку дегуманизирующей раздробленности. Создавая перевертыш мифа или архетипического образа, неомифологический симулякр демифологизирует сам миф, обнуляет его, а затем наделяется мимолетными сиюминутными смыслами и конформистской повесткой. Герменевтические круги включают следующие слои понимания: мифологический контекст и его психоаналитическую интерпретацию на основе теории архетипов, семиотический анализ соотношений элементов и синтаксиса в структуре визуального выражения рассматриваемого мифа в разные культурные эпохи (трансформация образов от архаики до модернизма), непосредственный диалог современного арт-объекта и скульптуры Челлини в пространственном контексте, экзистенциально-онтологический аспект хронотопа в эпоху архаики, Ренессанса и современности, феминистский и медиакультуЬжый контекст, а также диалог с советскими и российскими архетипическими образами.
Рис. 1. Лучано Гарбати. Медуза с головой Персея, 2008 Fig. 1. Luciano Garbati. (2008). Medusa with the Head of Perseus6
«Виртуальная география неоархаического искусства» — тема сообщения А.В. Керуак, аспирантки кафедры теории и истории культуры ГИТРа. Одновременно с процессом модернизации происходит процесс архаизации культуры — стремление людей (как групп, так и индивидов) обра-
6 Источник изображения см. / See the image source: https://1tierschemin.wordpress.com/ category/arts/sculpture/ (15.03.2023).
титься к древнему социокультурному опыту, к уже зарекомендовавшим себя ценностям. Такие тенденции находят отражение в искусстве — художники разных стран и культур обращаются в своем творчестве к искусству прошлого в поисках гармонии, утраченной в современном мире. Произведения неоархаики создают виртуальное (то есть возможное, потенциальное) пространство, в котором по-прежнему существуют представления предков
06 окружающем мире (Рис. 2). В то же время в силу глобализации, растущего интереса к локальным культурам, неоархаические символы и артефакты представляют интерес для туристов и коллекционеров, отдельные традиционные элементы заимствуются в отрыве от древнего первоисточника. Неоархаика отрывается от географических корней, трансформируется в угоду публике и превращается в симулякр — копию без оригинала. Таким образом, неоархаика в своей форме может существовать только в тесной связи с географическим положением древнего оригинала. Речь не столько о визуализации в виртуальном цифровом пространстве, сколько о неоархаическом произведении как о потенциальном (якобы существующем, возможном, то есть виртуальном) пространстве, которое неоархаика создает. Таким образом, в отрыве от пространства она превращается в симулякр, а закрепляясь за определенным пространством, с которым исторически связана, она это пространство «возрождает», выносит на поверхность.
Рис. 2. С.В. Дыков. Хозяйка озера. 2012. (Сибирская неоархаика) Fig. 2. Sergei Dykov. (2012). Lady of the Lake [Siberian Neoarchaic painting]7
С.Я. Щеброва, кандидат культурологии, старший научный сотрудник Социологического института РАН, доцент кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, выступила с докладом «Алтай в объективе кинематографа: путь к этнософии». Материалы художественных и документальных кинофильмов, снятых на Алтае в XX в. («Одна», 1931, сценаристы и режиссеры Г.М. Козинцев и Л.З. Трауберг; «Золотое озеро», 1935, режиссер В.А. Шнейдеров; «Кощей Бессмертный», 1944, режиссёр Александр Роу и
7 Источник изображения см. / See the image source: https://1tierschemin.wordpress.com/ category/arts/sculpture/ (15.03.2023).
др.), запечатлели особенности культурных преобразований Сибири и самых отдаленных ее уголков. Миф о превращении бывшей царской колонии в самостоятельный и равноправный субъект РСФСР подкреплялся филь-мографией о сложном «окультуривании» национальных окраин (Рис. 3). В качестве такой «первобытной» окраины демонстрировался Горный Алтай, а одним из результатов преобразовательной политики стали новые идеологические и мифологические формы национального сознания, воплотившиеся в этнософии. Противостоя обесцениванию смысложизненных интересов, практически все республики, образовавшиеся в 1990-е на территории Российской Федерации, опираются на ту или иную национальную философию. Республика Алтай обнаруживает уникальный и универсальный характер жизнестроительных смыслов, актуальных для этнософского анализа. Предметом анализа являются зафиксированные кинематографом константы алтайской культуры, позволяющие определить содержание и параметры современной национально-культурной идентичности жителей этого горного региона.
Рис. 3. Художественный фильм «Одна». 1931. Сценаристы и режиссеры Г.М. Козинцев и Л.З. Трауберг. Сцена столкновения героини фильма Елены Кузьминой (актриса Елена Кузьмина) с шаманским обрядом жертвоприношения лошади, что демонстрирует сложность просвещения отсталого народа Сибири. Fig. 3. Alone. (1931). Written and directed by Grigori Kozintsev and Leonid Trauberg. Elena Kuzmina (actress Elena Kuzmina), heroine of the film, encounters a shamanic rite of horse sacrifice. The scene demonstrates the difficulty of educating the backward people of Siberia.8
Доклад Н.П. Петрова был посвящен феномену эстонской анимации. Автор доклада рассмотрел развитие аниматографии одной из самых маленьких, но, пожалуй, и одной из самых особенных советских республик. Главной особенностью эстонской мультипликации по сей день является
8 Источник изображения см. / See the image source: https://yandex.ru/video/ preview/3142313927284137944 (15.03.2023).
ее «странность» и «безумие» как художественный прием, отчетливее всего это прослеживается в авторской анимации. Был проведен анализ нескольких эстонских мастеров анимации, таких как Эльберт Туранов, Прийт Пярн и Рейн Раамат (Рис. 4). Национально-культурный генезис «безумия» эстонской анимации, возможно, частично кроется в мифологических корнях. Известен монументальный фильм Рейна Раамата «Большой Тылл», основанный на древнем эстонском эпосе, в котором узнается стиль автора, которого можно обозначить как основоположника этого стиля. Но «безумие» в эстонской анимации имеет совершенно другое происхождение — абсурд, происходящий на экране, основан во многом на реальной жизни, то есть это сатира на действительность, которая впоследствии, по мере развития отрасли в республике, все больше обретает форму своеобразной притчи, философского высказывания режиссера. Таким образом, генезис этого художественного приема имеет советское происхождение, в чем и кроется парадокс эстонской анимации, которую смело можно рассматривать в отрыве от остальной мультипликации СССР, даже несмотря на то, что были прецеденты художественного «безумия» и в других советских республиках, как, например, фильмы Роберта Саакянца, сделанные на студии «Армен-фильма». Но армянские авторские мультфильмы нельзя назвать сатирой. После того как Эстония становится суверенным государством, уровень мизантропии эстонских мультфильмов повышается и может повергнуть зрителя в ужас. Но, несмотря на пугающую оболочку и эстетику отвратительного, эстонская анимация способна заставить зрителя не только пугаться, но и думать.
Рис. 4. Кадр из мультфильма «Простаки». 1974. Реж. Рейн Раамат
Fig. 4. The Simpletons. (1974). Directed by Rein Raamat9
Два доклада — Натальи Гарбер и Ирины Пан-ченко — были посвящены современной репрезентации визуального искусства прошлого.
source: https://yandex.ru/video/
9 Источник изображения см. / See the image
пгач|ош/^71 ilfll QTTQ^QTOQQC/l M ^ ПЗ О ПО
Н.М. Гарбер, кандидат педагогических наук, художник, цифровой художник и медиапедагог, член Союза художников России, представила модель устойчивого развития городов от традиций к инновациям в докладе «Развитие художественных инноваций из многовековых российских традиций на примере книги цифрового искусства в партнерстве с художественной школой Товарищества "Кузнецовский фарфор" — Поставщика Его Императорского Величества с 200-летней историей». Книга — пилотный проект Мастерской культурных брендов с фокусом на развитии потенциала городов, где аккумулирована основная часть населения России. В докладе была предложена классическая 6-компонентная модель городского брендинга Саймона Анхольта, по Маслоу: историческая география, образ в глазах стейкхолдеров, phygital коммуникация, господдержка инициатив, междисциплинарная команда развития и событийный пульс. Гарбер добавила 7-ое измерение — genius loci в смысле духовной мотивации, включающей межрелигиозные практики и цифровое моделирование «небесного Иерусалима» в приложении к данному городу. Был показан пример развития Серпухова по своей 7-частной модели в партнерстве с наукоградами биологов Пущино и физиков Протвино по буддийской модели «ум, тело и речь», отдав 685-летнему Серпухову роль тела, Протвино роль ума, а Пущино роль речи, ибо, как говорил в нобелевской речи Иосиф Бродский, речь есть видовое отличие человека.
Рис. 5. Гарбер Н. (2023). Культурный бренд «Россия» для инноваторов цифровой эпохи. Москва: Перо Fig. 5. Natalia Garber. (2023). Cultural brand Russia for innovators of the digital era. Moscow: Pero10
В докладе старшего научного сотрудника Государственного Русского музея И.А. Панченко «Сицилийские виды фотографа Джузеппе Инкорпоры (1834-1914)» впервые был рассмотрен один из уникальных комплексов представительной фотоколлекции Русского музея — альбуминовые отпечатки, созданные этим талантливым
10 Источник изображения см. / See the image source: https://artchive.ru/artists/87885~Natal'ja_ Garber/works/669547~Oblozhka_knigi_khudozhnika_Natal'i_Garber_Kul'turnyj_brend_Rossija. dlja_innovatorov_tsifrovoj_epokhi_2023 (15.03.2023).
сицилийским мастером светописи (Рис. 6). Много путешествуя по родному острову, Дж. Инкорпора исполнил настоящую фотографическую сюиту, которая запечатлела специфику неповторимых местных ландшафтов и богатейшего архитектурного наследия Сицилии, сформировавшихся в процессе геологических изменений и наслоения различных культур и цивилизаций: Палермо, Сиракузы, Чефалу, Таормина, Монреале, Селинунт, Агридженто, Катания и Мессина.
Рис. 6. Джузеппе Инкорпора (1834-1914). Палермо. Мол и Монте Пеллегрино. 1870-е. Альбуминовый отпечаток. Л.: 24 х 30,5; И.: 20 х 26. Государственный Русский музей Fig. 5. Giuseppe Incorpora (18341914). (1870s). Palermo-Docks and Mount Pellegrino [Albumen print. P.: 24 x 30.5; S.: 20x26]11
О.В. Маякова, аспирант кафедры теории и истории культуры ГИТРа, представила доклад «Конец географии или телепортрет в контексте цифровой культуры». Переизбыток визуальной информации в современной медиакультуре совершенно обесценил телесное бытие человека, сакральных зон и запретных тем практически не осталось. Еще одна тенденция — это ограничение территории существования человека монитором смартфона или компьютера. Появление смартфонов и социальных сетей определило появление такого жанра, как скринлайф — формат киноповествования (визуального сторителлинга), где все события происходят на экране компьютера, планшета или смартфона. Автор доклада подметил несколько важных для современной кино- и телеиндустрии моментов: в цифровом мире нет личных границ и понятия «своего-чужого», что очень привлекает сегодняшнюю аудиторию. Кроме того, совершенно неважно, где географически находится герой — он может придумать вокруг себя любой мир, не выходя из-за компьютера. Такую конкуренцию с виртуальным контентом ТВ выиграть практически невозможно, особенно если речь идет о документальных жанрах. Докладчик попытался найти ответ с позиций культурологии и журналистики на вопрос — что может противопоставить
11 Источник изображения см. / See the image source: Коллекция Государственного Русского музея. Изображение предоставлено И. Панченко (15.06.2022) / Collection of the State Russian Museum. Image courtesy of I. Panchenko (15.06.2022).
этому автор классического документального портрета, который пока еще живет в реальном, а не цифровом пространстве?
Классические театральные постановки и игровое кино также имеют свои пространственные концепты, о которых говорили Алексей Говязин и Елизавета Трусевич.
А.О. Говязин, аспирант кафедры теории и истории культуры ГИТР, в сообщении «Географические факторы влияния на пространство театральной сценографии в России» сосредоточился на контексте местоположения, влияющем на практический процесс производства театральной постановки. Рассмотрение данной проблемы основывается на личном опыте в постановках в различных театрах в городах Северного Кавказа, Московской области и близлежащих к ней областей, и в столичных театрах. Рассматривалось применение современных театральных технологий, в частности экранные технологии, методы организации художественно-постановочного процесса, технологические особенности обустройства театров, общественный контекст, влияние национальной культуры и то, как все эти особенности выступают ограничителями и средой, формирующей художественную выразительность сценографии (Рис. 7). 4. Основные разграничения — между столичностью и провинциальностью, а также отдельными региональными влияниями; выражаются в типизации архитектуры пространства театра, недостаточной технической оснащенности сцены и цехов, в малых бюджетных возможностях и культурных особенностях провинциальных театров. Влияние данных факторов приводит к необходимости создания внесценического характера сценографии, но, имея довольно свободные возможности адаптации сценографии к режиссерским решениям, провинциальные или/и небольшие театры, в отличие от более крупных с фокусом на столичных — с высоким уровнем технического оснащения и бюрократии, приводят к адаптации сценографии к пространству архитектуры и предпостановочному характеру проектирования сценографии, что в итоге диминуирует творческий маневр.
Рис. 7. Сцена из постановки «Сон смешного человека» (Театр Школа драматического искусства, Москва), автор фото Альберт Мамиев. Сценография адаптирована к особенностям пространства сцены на Новослободской Fig. 7. A scene from Dostoevsky's The Dream of a Ridiculous Man (School of Dramatic Art, Moscow). Photo by Albert Mamiev. Scenography was adapted to the specifics of the Novoslobodskaya stage space12
,12
Е.С. Трусевич, доцент, и.о. завкафедрой драматургии Института кино и телевидения (ГИТР), в сообщении «Смысловая геометрия на разных структурных уровнях фильма» показала возможности создания смысловой геометрии фильма на разных структурных уровнях. В качестве примера анализируется круг как структурная основа фильмов «Осенний марафон» Г. Данелия и «Похитители велосипедов» В. Де Сика (круг в системе символов; закольцованная композиция, создающая круг; круг как главная тема и идея). Анализируется линия фильма «Веревка» А. Хичкока (линия как часть системы символов, как операторская стратегия, как сюжетная композиция). Спираль ДНК как геометрическая основа фильма «Гены Гены» (2020) - переходы актеров из комнаты в комнату по линии спирали, спираль как форма сюжетной композиции.
Круг, спираль — это тоже своего рода универсальные архетипы, идущие из архаики в современность, и тем более исподволь определяющие современное восприятие художественного пространства.
Тематика секции кино-, видео- и фотоискусства на IX Международной конференции «География искусства» была представлена разными образами пространства. Междисциплинарный подход, практикуемый на этом форуме, вполне себя оправдывает и в случае изучения видео-образов в контексте исследования пространственных закономерностей, от фотографии до художественного кино.
12 Источник изображения см. / See the image source: https://sdart.ru/project/son-smeshnogo-cheloveka/# (15.03.2023).
* * *
ЛИТЕРАТУРА
1. Лавренова, О.А. (ред.). (2023). География искусства: ландшафтные миры культуры и искусства. Москва: ГИТР.
2. Лавренова, О.А. (2022). Цифровые и аналоговые пространства: VIII Международная научная конференция «География искусства». Наука телевидения, 18 (4), 173-185. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-173-185, elibrary.ru/KRFTMU
REFERENCES
1. Lavrenova, O.A. (Ed.). (2023). Geografiya iskusstva: Landshaftnye miry kul'tury i iskusstva [The geography of art: Landscape worlds of culture and art]. Moscow: GITR Film and Television School. (In Russ.)
2. Lavrenova, O.A. (2022). Tsifrovye i analogovye prostranstva: VIII Mezhdu-narodnaya nauchnaya konferentsiya "Geografiya iskusstva" [Digital and analog spaces: The Geography of art VIII International Conference]. Nauka Televidenya— The Art and Science of Television, 18 (4), 173-185. (In Russ.) https://doi. org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-173-185, https://www.elibrary.ru/KRFTMU
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАВРЕНОВА
доктор философских наук, кандидат географических наук,
ведущий научный сотрудник отдела культурологии,
Институт научной информации по общественным наукам РАН,
117997, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21;
профессор кафедры иностранных языков
и коммуникативных технологий,
Национальный исследовательский технологический
университет «МИСиС»,
119049, г. Москва, Ленинский проспект, д. 4;
профессор кафедры теории и истории культуры,
Институт кино и телевидения (ГИТР)
123007, Москва, Хорошевское шоссе, 32а;
почетный член Российской академии художеств,
президент Международной ассоциации семиотики пространства
и времени (IASSp+T/AISE+T, Швейцария)
ResearcherID: AAK-6407-2020
ORCID: 0000-0003-4916-0622
e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
OLGA A. LAVRENOVA
Dr.Sci. (Philosophy), Cand.Sci. (Geography),
Leading Research Fellow at the Department of Cultural Studies,
Institute of Scientific Information on Social Sciences
of the Russian Academy of Sciences,
51/21, Nakhimovsky prospekt, Moscow 117997, Russia;
Professor at the Department of Foreign Languages
and Communication Technologies,
National University of Science and Technology,
4, Leninsky prospekt, Moscow 119049, Russia;
Professor at the Department of Theory and History of Culture,
GITR Film and Television School,
32a, Khoroshevskoe sh., Moscow 123007, Russia;
Honorary Member of the Russian Academy of Arts,
President of the International Association for the Semiotics
of Space and Time (IASSp+T/AISE+T, Switzerland)
ResearcherID: AAK-6407-2020
ORCID: 0000-0003-4916-0622
e-mail: [email protected]