Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГА (К 50-ЛЕТИЮ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ТЕЛЬНЮК)'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГА (К 50-ЛЕТИЮ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ТЕЛЬНЮК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

В статье представлены некоторые биографические сведения ученого в области отечественной педагогики - Ирины Владимировны Тельнюк, которая, избрав своей профессией работу педагога, определила смыслы и ценностные ориентиры научной и трудовой деятельности. Путь становления в профессиональной деятельности обусловлен кругом лиц, с чьими именами связанно научное творчество и достижения юбиляра в таких отраслях педагогики и смежных наук, как дошкольная педагогика, педагогика и психология высшего образования, дефектология и социальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANINGFUL GUIDELINES IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER (ON THE 50TH ANNIVERSARY OF IRINA TELNYUK)

The article presents some biographical information of a scientist in the field of national pedagogy - Irina Telnyuk, who, having chosen the work of a teacher as her profession, determined the meanings and value orientations of scientific and labor activity. The path of becoming in professional activity is determined by the circle of people whose names are associated with scientific creativity and achievements of the hero of the day in such branches of pedagogy and related sciences as preschool pedagogy, pedagogy and psychology of higher education, defectology and social work with children with developmental disabilities.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГА (К 50-ЛЕТИЮ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ТЕЛЬНЮК)»

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

УДК 37.02+159.9.07

В. А. Худик

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ПЕДАГОГА (к 50-летию Ирины Владимировны Тельнюк)

Рождение Человека — это большая радость для родителей, и конечно же, для общества. В начале жизненного пути мы радуемся его первым шагам, словам, успехам самостоятельной жизнедеятельности. Проходят годы детства, отрочества, юности... И впереди та долгожданная взрослая жизнь, которую так ждут в детском и подростковом возрасте. Сидя за школьной партой, так и думается о том, какую профессию выбрать; кажется, что хочется быть врачом, нет, наверное, — педагогом, заниматься воспитанием малышей. Все эти мысли связаны с каждым человеком, чьё воспитание проходило в те далекие советские времена. И наша героиня — Ирина Владимировна Тельнюк — не является исключением, появившись на свет 5 апреля 1972 года в с. Красный Октябрь Краснодарского края в семье медицинских работников, впитала в себя с малых лет любовь к земле и труду. Как и многие мальчишки и девчонки того времени, мечтала выбрать ту профессию, в

которой смогла бы быть успешной и полезной для общества.

После окончания школы Ирина Тельнюк обучается в педагогическом училище (г. Туапсе). Решив стать воспитателем детского образовательного учреждения, Ирина Владимировна начала осваивать азы педагогической науки и практики, которые, надо сказать, в советской педагогике были представ-

лены достаточно обосновано и глубоко с точки зрения профессиональной подготовки будущих специалистов. Её педагогами и наставниками в это время были М. Т. Медведев, Ю. А. Чеботарёв и др.

Окончив с отличием Туапсин-ское педагогическое училище, И. В. Тельнюк некоторое время работает воспитателем логопедической группы в одном из детских садов Краснодарского края и поступает в 1991 г. на учёбу в Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (филиал в г. Сочи Краснодарского края). В этот период времени происходит осознание того, что выбор профессии педагога был не случаен, так как практика ставила всё более интересные вопросы теории, разрешение которых виделось в научных исследованиях, поисках. С именами видных педагогов Сочинского филиала РГПУ им. А. И. Герцена — А. А. Кочето-вой, А. Л. Зюбана, В. И. Щеглова и др., а также педагогов из Санкт-Петербурга — И. Г. Шапошниковой, С. Л. Брадченко, Л. К. Савиновой, М. В. Крулехт, Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гуро-вич и др. — было связано становление интереса к профессии и профессиональное становление Ирины Владимировны.

Учёба в университете показала, что учебная деятельность — это беспрерывный процесс, что останавливаться на «достигнутом» ошибочно, поскольку наука и практика не стоят на месте. Идти вперед, значит, определять новые

смысложизненные ориентиры. К этому подталкивали и учителя-педагоги. Поэтому после завершения учебы в университете Ирина Владимировна поступает в аспирантуру по кафедре педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Исследования в области дошкольной педагогики, дифференциальной психологии личности в детском возрасте были обобщены при подготовке кандидатской диссертации [1], защита которой состоялась 28 декабря 1999 г. Её наставниками в этот период времени были М. В. Крулехт, И. Г. Шапошникова, В. Ю. Кричевский, Н. А. Нот-кина, Е. П. Ильин и др.

С 1996 по 2005 гг. И. В. Тельнюк работает ассистентом, доцентом на кафедре педагогики и психологии РГПУ им. А. И. Герцена, где наряду с разработками авторских курсов по педагогике дошкольного воспитания, педагогики образовательного процесса в вузе, продолжает научные исследования в области педагогики и психологии дошкольного детства [2]. Разрабатывая концепцию экспертных оценок в образовании, она является одним из пионеров в этой области дошкольной педагогики, соавтором в подготовке учебного пособия для студентов дошкольных факультетов педагогических вузов [3].

Особое место в становлении педагога-практика занимает научно-педагогическое и творческое сотрудничество Ирины Владимировны с Анапским филиалом Российского государственного социального университета в период с 2004

по 2010 гг., где она самостоятельно разрабатывает и преподает учебные курсы по дисциплинам социальной направленности — социальной реабилитации, логопедии, специальной психологии, психологии общения и сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическая поддержка директора филиала, профессора Н. В. Долматовой позволила определить вектор направлений в исследовании таких проблем социальной педагогики и психологии, как «детское сиротство», «инклюзивное обучение детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей», «социальная адаптация и трудоустройство лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», «изучение отклоняющихся форм поведение у детей и подростков и их профилактика», пр., что нашло своё отражение в публикациях и научных отчётах.

С 2005 г. по настоящее время И. В. Тельнюк работает доцентом кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова. Совместно с профессорами Н. П. Ванчаковой и В. А. Худиком она принимала участие в создании концепции непрерывного профессионально-педагогического образования для преподавателей медицинского вуза, врачей-педагогов. Итогом данной работы явились подготовленные учебные пособия по педагогике для врачей-интер-

нов [4], врачей-ординаторов [5—6], аспирантов [7—8] и преподавателей высшего звена медицинского университета [9]. Под руководством И. В. Тельнюк аспирантами и преподавателями медицинского вуза выполнены ряд научных исследований, посвященные изучению профессионализации личности врача, становлению педагогического мастерства врачей-педагогов, а также исследования, относящиеся к совершенствованию педагогического процесса обучения и воспитания в медицинском вузе [10]. Результаты научных исследований докладывались на различных конференциях регионального и всероссийского масштаба, международных конференциях.

Научно-организационные качества Ирины Владимировны достаточно широко проявились в работе на должности директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования, который она возглавляет с января 2021 г. Благодаря её усилиям при институте функционирует издательство, которое осуществляет публикации монографий и учебников по педагогике и психологи образования. На постоянной основе издаются журналы: «Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования» [14] и «Коррек-ционно-педагогическое образование» [15], входящие в базу РИНЦ.

Научные лаборатории НИИ охватывают исследования в области

педагогики и психологии образования, где сконцентрированы усилия ведущих ученых, педагогов-практиков не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и других регионов России. Научное сотрудничество с рядом учебных заведений различного уровня, научными лабораториями страны позволяет оптимизировать тематику прикладных исследований, что оказывает существенную помощь аспирантам и соискателям ученых степеней, научным сотрудникам учреждения. Новизна тематики исследований нередко становится предметом организуемых институтом курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по профилям специальностей педаго-

гических и психологических наук, прикладным направлениям деятельности педагогов в различных образовательных организациях.

К своему юбилею Ирина Владимировна Тельнюк пришла с достаточно высокими смысложиз-ненными ориентирами, а её активная жизненная позиция и организаторские способности, доброта и человечность всё больше притягивают других людей к сотрудничеству и совместной деятельности.

Сотрудники института, редакция издательства присоединяются к многочисленным поздравлениям, и желают Ирине Владимировне крепкого здоровья, энергичности и дальнейших успехов в личной жизни и профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5—6 лет в условиях детского сада. Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.07: Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 188 с.

2. Тельнюк И. В., Худик В. А. Ген-дерный подход в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников: теоретические и прикладные аспекты. Монография. Санкт-Петербург: Изд-во СПбАППО, 2004.158 с.

3. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений.

М.: Издательский центр «Академия», 2002. 112 с.

4. Педагогика: Пособие для врачей-интернов / Н. П. Ванчакова, В. А. Худик, В .А. Родионова, И.В. Тельнюк, Н .А. Панина; под ред. Н. П. Ванчаковой, В. А. Худика. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2007. 65 с.

5. Педагогика: Учебный курс для врачей-ординаторов / Н. П. Ванча-кова, В. А. Худик, В. А. Родионова, И. В. Тельнюк, Н. А. Панина; под ред. Н. П. Ванчаковой, В. А. Худика. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2007. 84 с.

6. Педагогика: Учебный курс для врачей-ординаторов / Н. П. Ванча-кова, В. А. Худик, В. А. Родионова, И. В. Тельнюк, Н. А. Панина; под ред.

Н.П.Ванчаковой, В.А.Худика. 2-еизд., доп. и исп. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2010. 96 с.

7. Педагогика: Учебный курс для аспирантов/Н.П. Ванчакова, В.А.Худик, И. В. Тельнюк, Н. А. Панина, А. Родионова; под ред. Н. П. Ванчаковой, И.В.Тельнюк. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2008. 116 с.

8. Педагогика: Учебный курс для аспирантов / Н. П. Ванчакова, В. А. Худик, И. В. Тельнюк, В. А. Родионова, Н. В. Красильникова; под ред. Н. П. Ванчаковой. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2015. 172 с.

9. Ванчакова Н. П., Тельнюк И. В., Худик В. А. Психология и педагогика. Учебное пособие для преподавателей медицинского вуза. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2014. 174 с.

10. Основы воспитательной работы педагогов-кураторов академических групп медицинского вуза / А. А. По-тапчук, Н. П. Ванчакова, В. А. Худик, В. А. Родионова, И. В. Тельнюк, Н. В. Красильникова, И. Н. Балашова, Е. А. Вац-кель, Ю. В. Эмануэль, Т. С. Эмануэль; под ред. Н. П. Ванчаковой. Санкт-Петербург: Изд-во «Человек», 2016. 132 с.

11. Журнал «Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования» // URL: https:// elibrary.ru/title_about_new.asp?id=79545 (дата обращения: 30.03.2022).

12. Журнал «Коррекционно-педаго-гическое образование» // URL: https:// elibrary.ru/title_about_new.asp?id=79580 (дата обращения: 30.03.2022).

REFERENCES

1. Telnyuk I. V. Individually differentiated approach to the organization of independent activity of girls and boys aged 5-6 years in kindergarten. Dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.07: St. Petersburg: Publishing House of A. I. Herzen State Pedagogical University, 1999. 188 p. (In Russ.).

2. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Gender approach in the organization of independent activity of senior preschoolers: theoretical and applied aspects. Monograph. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, 2004. 158 p. (In Russ.).

3. Krulekht M. V., Telnyuk I. V. Expert assessments in education: A textbook for students of the faculties of preschool education of higher pedagogical educational institutions. Moscow: Pub-

lishing Center "Academy", 2002. 112 p. (In Russ.).

4. Pedagogy: A manual for interns / N.P.Vanchakova,V.A. Khudik,V.A. Rodi-onova, I. V. Telnyuk, N. A. Panina; edited by N. P. Vanchakova, V. A. Khudik. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State Medical University, 2007. 65 p. (In Russ.).

5. Pedagogy: A training course for resident doctors / N. P. Vanchakova, V.A. Khudik,V.A. Rodionova, I.V. Telnyuk, N. A. Panina; edited by N. P. Vanchakova, V. A. Khudik. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State Medical University, 2007. 84 p. (In Russ.).

6. Pedagogy: A training course for resident doctors / N. P. Vanchakova, V. A. Khudik, V. A. Rodionova, I. V. Telnyuk, N. A. Panina; edited by N. P. Vanchakova, V. A. Khudik. 2nd edition, expanded and

corrected. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State Medical University, 2010. 96 p. (In Russ.).

7. Pedagogy: A training course for graduate students / N. P. Vanchakova, V. A. Khudik, I. V. Telnyuk, N. A. Panina, A. Rodionova; edited by N. P. Vanchakova, I. V. Telnyuk. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State Medical University, 2008. 116 p. (In Russ.).

8. Pedagogy: A training course for graduate students / N. P. Vanchakova, V.A. Khudik,I.V.Telnyuk,V.A. Rodionova, N. V. Krasilnikova; edited by N. P. Vanchakova. Saint Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State Medical University, 2015. 172 p. (In Russ.).

9. Vanchakova N. P., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Psychology and pedagogy. A textbook for teachers of a medical university. 2nd edition, revised and expanded. Saint Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State Medical University, 2014. 174 p. (In Russ.).

10. Fundamentals of educational work of teachers-curators of academic groups of medical university / A. A. Potapchuk, N.P.Vanchakova,V.A. Khudik,V.A. Rodionova, I. V. Telnyuk, N. V. Krasilnikova, I. N. Balashova, E. A. Vatskel, Yu. V. Ema-nuel,T. S. Emanuel; editedbyN.P.Vancha-kova. Saint Petersburg: Publishing house "Man", 2016. 132 p. (In Russ.).

11. Journal "Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education" // URL: https://elibrary.ru/title_about_ new.asp?id=79545 (date of application: 30.03.2022).

12. Journal of Correctional and Pedagogical Education // URL: https:// elibrary.ru/title_about_new.asp?id=79580 (date of application: 30.03.2022).

Поступила в редакцию 02.04.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.