Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НОВЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ)'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НОВЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ванчакова Нина Павловна, Улитовский Сергей Борисович, Тельнюк Ирина Владимировна, Гулиева Анна Юрьевна

Работа посвящена вопросам профилактики различных заболеваний в детском возрасте. Разрабатывается новое направление в деятельности воспитателей дошкольного учреждения - профилактическая педагогика, которая интегрируется в общий комплекс медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий по сопровождению здоровья сбережения детей. На примере формирования гигиены полости рта, ухода за зубами детьми-дошкольниками показаны совместные действия всех субъектов образовательной среды - ребёнка, воспитателя, врача, логопеда, психолога, социального педагога, а также родителей воспитанников, чья совместная работа направлена на формирование здоровых привычек поведения. Приведены данные некоторых сравнительных исследований и их обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ванчакова Нина Павловна, Улитовский Сергей Борисович, Тельнюк Ирина Владимировна, Гулиева Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НОВЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ)»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 376+37.012.6:613.954

Н. П. Ванчакова, С. Б. Улитовский, И. В. Тельнюк, А. Ю. Гулиева

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НОВЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (на примере воспитания гигиены полости рта у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием)

Введение. Термин, понятие и явление «профилактическая педагогика» совсем недавно стали одним из значимых в профессиональной деятельности педагогов образовательных оргнаизаций. Причем, в большей мере данный термин используется в аспекте профилактики правонарушений среди подростков [1], тогда как в нашем понимании профилактическая медицина уже давно напрямую создала необходимые условия для развития такой области педагогической деятельности, как «профилактическая педагогика» [2]. Хотя это вовсе не означает, что воспитатели ранее не занимались привитием у детей здоровых привычек поведения. Рабочим моментом педагога всегда являлось обучение детей правильному поведению в конкеретных жизненных ситуациях, в том числе, относящихся к экстремальным, когда жизни ребёнка могла угрожать какая-либо опасность. Заня-

тия по безопасности жизнедеятельности, которые преподаются как учебный предмет в вузе, на курсах повышения квалификации, нацелены на сбережение здоровья детей, что усиливает их предметно-профессиональную подготовку педагога в целом. Однако, с нашей точки зрения, в данный термин следует владывать ту идеологию воспитания детей о санитарных и гигиенических нормах поведения, которые составляют дальнейший ценностно-смысловой уровень поимания ими здорового образа жизни — систематическое выполнение гигиенических процедур, бережное отношения к гигиеническим нормам, являющимся важной профилактической мерой многих заболеваний. В данном контексте воспитание и соблюдение детьми санитарно-ги-гиеничесих норм и свидетельствует о роли профилактической педагогики, которая становится вполне обоснованным разделом работы

воспитателя, когда не только отслеживается ежедневное самочувствие детей; педагог следит за тем, как они применяют на практике полученные знания, навыки и умения по уходу за собой; составляют и ведут дневнки за общей какрти-ной физического и психического развития конкретного ребёнка; планирует и осуществляет целый ряд совместных с другими специалистами — логопедом, психологом, врачом лечебно-физкультурной медицины — мероприятий по коррекции физического и когнитивно-личностного развития.

Обсуждение концепции исследования. В условиях экспериментальной площадки на базе детского сада № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга был решено апробировать концепциию профилактической педагогики с детьми группы комбинированной направленности, куда входили дети с нормально развивающейся речью и речевыми нарушениями в развитии. Все воспитательные мероприятия относились к профилактике стоматологических заболеваний, которые, конечно же, косвенно могли могли бы иметь место к явлениям нарушенного речевого развития у дошкольников. Кроме того, профилактика стоматологических заболеваний играет ведущую роль в обеспечении высокого уровня здоровья, предупреждении возникновения и развития соматических заболеваний.

Большое значение в предупреждении стоматологических заболеваний у детей принадлежит гигиеническому обучению, воспитанию и формированию навыков ухода за полостью рта. Известны и используются программы гигиенического воспитания и формирования навыков ухода за полостью рта для здоровых детей. Но отсутствуют специальные программы в области профилактики стоматологических заболеваний для детей дошкольного возраста с проблемами речевого развития. Учитывая то, что речевое развитие детей является показателем их психического развития, то программы профилактики стоматологических заболеваний для детей с проблемами речи должны быть разработаны и построены иначе. Для разработки такой программы необходимо провести исследование базового уровня стоматологических гигиенических знаний навыков и знаний у детей с проблемами речи и без них, их родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения

(ДОУ).

Цель исследования. Выявить у педагогов ДОУ, родителей и старших дошкольников уровень знаний и владение навыками гигиены полости рта, а также сведения по профилактике стоматологических заболеваний. Исследовать особенности соматического и стоматологического статуса старших дошкольников без речевых проблем

и у детей с речевыми нарушениями в условиях профилактического стоматологического осмотра и лечения.

Объект и методы исследоваия.

Объектом исследования были 19 детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет, из них 9 мальчиков): 8 детей с речевыми расстройствами и 11 детей с нормальным речевым развитием; 19 родителей, 4 воспитателя ДОУ. Исследование проводилось на базе ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга в период с февраля 2012 по март 2014 гг.

В работе были использованы следующие методы: педагогическая диагностика, ориентированная на выявление представлений об уходе за зубами и полостью рта, а так же наличии гигиенических навыков по уходу за полостью рта. Методика Е. Г. Киселёвой для оценки эмоциональных, вербальных и моторных реакций детей при стоматологическом осмотре [3], метод структурированной беседы, клинический стоматологический метод, индекс гигиены полости рта ОШ^ [4]. Исследование было разделено на два этапа. На первом этапе проводилась индивидуальная беседа с воспитателями дошкольного учреждения и анкетирование родителей с целью выявления их знаний по уходу за полостью рта ребенка (использовались специально разработанная структурированная беседа с педагогами и анкета для родите-

лей). На втором этапе было проведено обследование детей. Использованы педагогический метод, ме-тодикаЕ. Г. Киселевой,клиническое стоматологическое обследование детей и оценка исходного гигиенического состояния полости рта детей, результаты фиксировались в детской стандартной карте стоматологического больного, определялся упрощенный индекс гигиены ОШ^ (Грина-Вермиллиона, 1964).

Результаты и их обсуждение. При

анкетировании педагогов ДОУ было установлено, что, по мнению воспитателей, 84% детей имеют представление о гигиене полости рта, которая заключается в соблюдении элементарных гигиенических норм: дети моют руки перед едой, после нахождения в туалетной комнате, после прогулки. Также было отмечено, что все дети не полощут рот и не чистят зубы после еды.

Педагоги дошкольного учреждения указали, что, несмотря на регулярное посещение врачей-стоматологов в рамках профилактических осмотров, донесении до детей и их родителей информации о пользе и вреде тех или иных пищевых продуктов, беседы по профилактике вредных привычек, имеются сложности в разъяснительной работе по мотивации детей на сокращение потребления пищи с повышенным содержанием углеводов, обучении и последующем контроле индивидуальной

гигиены полости рта. Также педагоги отметили недостаток собственных знаний по данной проблеме, отсутствие методических навыков профилактической работы с детьми. Воспитатели отметили необходимость привлечения специалиста-стоматолога для консультирования педагогов по обучению детей правилам гигиены ротовой полости.

Интересные данные были получены при анкетировании родителей. В иследовании в основном участвовали матери. Было установлено, что, по мнению матерей, дети имеют представления о необходимости элементарной гигиены полости рта и соблюдает элементарные гигиенические нормы (моет руки перед едой, моет руки после туалета, моет руки после прогулки, чистит зубы). Все опрошенные родители указали, что рассказывают и показывают ребенку, как нужно чистить зубы и проводят беседы о вреде сладкого. Однако к специальному обучению стоматологом чистке зубов и профилактике стоматологических заболеваний никто из родителей не обращался. Из числа опрошенных 25% матерей отметили, что заостряют внимание на пользе овощей и фруктов, но не всегда удается накормить ребёнка полезными продуктами, «особенно овощами». На вопрос: «Имеет ли Ваш ребенок вредные привычки?» были получены следующие ответы: 37,5%

респондентов ответили, что ребенок — «не имеет вредных привычек»; 37,5% — ответили, что «ребёнок грызет ногти»; 25% — «грызет карандаш»; 12,5% — «кусает губы». При этом следует отметить, что только 10% опрошенных родителей проводили беседу, со своим ребёнком, по профилактике вредных привычек, остальные считали, что данные проблемы не требуют специального вмешательства и пройдут по мере взросления их детей. На вопрос «Как часто Ваш ребенок посещает врача-стоматолога?»: 51% респондентов ответили, что «ребёнок посещает врача-стоматолога 1 раз в год»; 19% посещает врача — стоматолога только «при появлении боли»; 30% указали, что посещали врача-стоматолога только при поступлении в ДОУ. Также следует отметить, что 89,47% опрошенных родителей указали, что их ребёнок не имеет сопутствующих соматических заболеваний и аллергических реакций, 10,5% респондентов указали на наличие в анамнезе заболеваний ЛОР — органов. Однако анализ медицинских сведений детей показал, что: 68,4% обследованных детей относились к II — Б группе здоровья (часто болеющие 4 и более раз в год); 31,6% относились к III группе здоровья (наличие хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации). Наиболее часто зарегистрированные заболевания: 28,6% — атопиче-ский дерматит и другие проявления

аллергических реакций; 21,4% — аденоиды; 35,7% — фарингит; 42,8% — острый гастрит; 24,5% — отит.

На втором этапе исследования при стоматологическом осмотре детей, только в 8,3% случаев не было выявлено патологических изменений твердых тканей зубов. В 91,7% детей обнаружены кариозные полости, различной глубины и локализации, при этом следует отметить, что только у 7,5% детей, из числа нуждающихся в лечении, ранее проводилась санация полости рта.

В ходе исследования нами было установленно, что всем детям с нарушением речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, было присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризовалась плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности были выявлены при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечена недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Была обнаружена замедленность, застревание на одной позе.

При осмотре, после проведения не контролируемой чистки зубов, было установлено, что у 92,8% детей гигиеническое состоянии расценивалось как не удовлетвори-

тельное (ОШ^ = 1,82), лишь у 7,2% детей индекс гигиены составил (ОШ^ = 1,59), что указывает на удовлетворительную гигиену. Ни у одного из осмотренных детей не было зарегистрировано хорошей гигиены полости рта (ОШ^ = 0,6).

При проведении оценки поведения детей на стоматологическом приеме по методике Е. Г. Киселёвой было выявлено, что 64,5% детей можно отнести к «негативным» (средние признаки); 24,5% детей

— к «негативным» (легкие признаки); 10% детей проявили «нейтральное» поведение.

При проведении беседы-интервью с детьми, практически все опрошенные детей ответили, что знают о необходимости ухаживать за ртом и чистят зубы до еды. При опросе 12,5% детей сказали, что чистят зубы только вечером; 37,5%

— чистят зубы только, утром; 50%

— чистят зубы два раза в день. На вопрос: «Кто показывал тебе, как нужно чистить зубы?»: 89,5% опрошенных детей ответили родители, 10,5% — указали, что их никто не учил чистить зубы. Также следует отметить, что почти все детей сказали, что чистят зубы щеткой и пастой, но, ни один из опрашиваемых детей не смог продемонстрировать движения, характерные для стандартной чистки зубов, все показанные детьми движения были не последовательными и хаотичными. Однако, исходя из зарегистрированного индекса гигиены

полости рта и фактического количества детей, нуждающихся в лечении, можно предположить, что дети преувеличили частоту и качество производимой ими чистки зубов.

Заключение. Проведенное исследование, выявило дефицит знаний и навыков гигиены полости рта у родителей и детей ДОУ. При этом родители считали, что они обладают достаточным уровнем знаний и владеют этими навыками. Кроме того, большая часть родителей редко водила детей к стоматологу и при определении необходимости посещения стоматолога ориентировались на зубную боль. У подавляющего числа детей имелись стоматологические заболевания, требующие лечения. При этом дети с речевыми нарушениями обладали в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, но дети от-

ставали в развитии словесно-логического мышления, а также имели отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризовалась плохой координацией движений. Педагоги обнаружили более ответственное и серьезное отношение к проблеме.

Изложенная система взаимодействия специалистов в работе с детьми по воспитанию санитарных и гигиенических норм поведения была реализована в дальнейшей работе с детьми и педагогами ДОУ. Повышение их квалификации и работа в качстве предупреждения болезней в аспекте здоровьясбережения [5] детей может рассматриваться как одна из песрепетивных моделей в становлении профилактической педагогики при совместной работе различных социальных инстиутов — семьи, дошкольной образовательной оргниазции и лечебного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Подласый И. П. Педагогика: 100 Санкт-Петербургского государствен-вопросов — 100 ответов: учеб. пособие ного медицинского университета им. для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. акад. И. П. Павлова. СПб., 2013. № 4. 365 с. Т. XX. С. 12-14.

2. Ванчакова Н. П., Улитовский С. 3. Киселева Е. Г. Способ оценки, Б., Тельнюк И. В., Гулиева А. Ю. Роль поведения детей младшего школьного педагогической и клинической про- возраста на основании регистрации филактики стоматологических забо- мимических, вербальных и моторных леваний у старших дошкольников в реакций // Пародонтология. 1997. условиях ДОУ // Ученые записки № 4. С. 51-55.

4. Руле Ж.-Ф. Профессиональная профилактика в практике стоматолога: атлас по стоматологии / Стефан Циммер; пер. с нем.; под. общ. ред. С. Б. Улитовского, С. Т. Пыркова. М.: МЕДпресс-информ, 2010. С 36.

5. Тельнюк И. В., Худик В. А., Ван-

чакова Н. П. Формирования навыков гигиены полости рта у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования: учебное пособие. СПб.: Издательство Института непрерывного образования взрослых, 2015. 90 с.

REFERENCES

1. Podlasy I. P. Pedagogics: 100 questions — 100 answers: manual for higher education institutions. M.: VLADOS-press, 2004. 365 p.

2. Vanchakova N. P., Ulitovsky S. B., Telnyuk I. V., Guliyeva A. Yu. Role of pedagogical and clinical prevention of stomatologic diseases at the senior preschool children in the conditions of preschool educational institution // Scientific notes of the St. Petersburg state medical university of a name of the academician I. P. Pavlov. SPb., 2013. No. 4. T. XX. P. 12-14.

3. Kiselyova E. G. Way of an assessment, behavior of children of younger school age on the basis of

registration of mimic, verbal and motor reactions//Parodontologiya. 1997. No. 4. P. 51-55.

4. Roel Zh.-F. Professional prevention in practice of the stomatologist: the atlas on Stomatology / Stephane Zimmer; translation from German; under S. B. Ulitovsky, S. T. Pyrkov's general edition. M.: Medical press inform, 2010. P. 36.

5. Telnyuk I. V., Khudik V. A., Vanchakova N. P. Formations of skills of hygiene of an oral cavity at children of the advanced preschool age in the conditions of inclusive education: manual. St. Petersburg: Publishing house of Institute of continuous education of adults, 2015. 90 p.

Поступила 28.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.