УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • №4 • 2011
© Н. П. Ванчакова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик, 2011 г. УДК 614.23:371
Н. П. Ванчакова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик
РОЛЬ ПЕДАГОГИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях медицинского образования будущие врачи получают широкую специальную подготовку, которая завершается обучением в интернатуре, ординатуре и аспирантуре. В дальнейшем повышение их квалификации затрагивает не только их профессиональную деятельность, но и вопросы гуманистических аспектов лечебной работы. Последнее направление в сфере медицинского образования отражено в научных концепциях междисциплинарных связей, в частности, педагогики и медицины [1, 2, 4, 5], что значительно расширяет спектр профессиональной подготовки и качество деятельности специалиста в сфере лечебно-образовательных услуг.
На факультете последипломного обучения СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова проводилось повышение квалификации по курсу «Педагогика» врачей-интернов и ординаторов, аспирантов и преподавателей медицинского вуза с применением системного подхода в обучении, когда уровневые знания, навыки и умения формируются поэтапно. На начальном уровне повышения квалификации врачи осваивают основные понятия и методы педагогика в лечебном процессе, а на завершающем - обучаются проектированию собственных лечебно-педагогических программ в работе с пациентами, когда знания в области педагогики интегрируются в знакомую для врачей профилактическую работу с больными, которая осваивалась ими при изучении курса «Деонтология» во время обучения в медицинском вузе.
Врачу в своей профессиональной деятельности нередко приходится сталкиваться с вопросами деонтологии -этики отношений с больным и его ближайшим семейно-родственным окружением. Решаемые вопросы при этом затрагивают не только лечебную тактику, но и профилактику, реабилитацию, здоровый образ жизни пациента и его ближайшего окружения. В процессе общения с больным и его родственниками врач может выходить далеко за пределы своих непосредственных профессиональных обязанностей, поле деятельности которых может быть отнесено к области, например, педагогической деятельности, когда приходится обучать пациента и проводить с ним необходимые воспитательные мероприятия. Особенно эта потребность ощущается в работе с детьми и подростками.
В процессе собственной профессионализации врач испытывает потребность в получении специальных знаний в области педагогики обучения и воспитания, что достигается путем самообразования, повышения квалификации не только по дисциплинам предметно-профессиональной подготовки, но и в аспекте социально-педагогического просвещения, усиливая гуманистический подход в сфере лечебной деятельности в целом. В структуре педагогического образования на передний план выходят методы объяснительной, разъяснительной и воспитательной работы с больными, которые получили в последнее время широкое распространение в виде так называемых «школ пациентов», «школ тренингового обучения», семейной психотерапии [3, 10].
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами на базе Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова проведено анкетное исследование, посвященное изучению роли курса «Педагогика» в профессионализации личности врача. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление того, как врач понимает основные понятия и категории педагогики, относящиеся к разделам обучения и воспитания, лечебной педагогики, а также к педагогическим методам в лечебно-образовательной деятельности. Всего были опрошены 42 врача, средний стаж работы которых составил от 2 до 5 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования выявили разную направленность профессионально-личностной позиции к восприятию педагогических знаний во время повышения квалификации по курсу «Педагогика». То есть отмечены установки от положительно-позиционного отношения к педагогике со ссылками на известных врачей-педагогов [6, 7, 9] до негативно окрашенных высказываний типа: «Каждый должен заниматься своим делом», «Пусть педагогикой занимаются педагоги» (таких суждений было менее 5 %). У опрошенных лиц больше преобладали суждения, характеризующие позитивную направленность учебных мотивов на усвоение педагогики в аспекте будущей лечебно-профессиональной деятельности (69 % респондентов). Основными методами в целях повышения квалификации врачи считали самообразование через самоподготовку (около 72 % опрошенных).
Самообразование как метод обучения врачи рассматривали сквозь призму конкретных вопросов, возникающих «как определенные жизненные ситуации в общении с пациентами» (54,6 %). Здесь, по меткому утверждению известного советского педагога А. С. Макаренко [8], «точных рецептов воспитания» не может быть, и в каждом конкретном случае приходится искать свой путь эффективности лечебно-воспитательного воздействия. Поэтому врачи считали необходимым искать в педагогике решение задач прикладного характера,
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
а именно: «С помощью каких методов можно добиться успешности в обучении, воспитании, коррекции, развитие личности с учетом специфики болезни и ее прогноза» (около 76 % опрошенных). Самообразовательный маршрут включал в себя овладение поисковыми системами в сфере информационных технологий (44,8 %), навыками систематизации знаний в области обучения и воспитания (52 %) и открытый доступ к обмену опытом в сфере лечебной педагогики среди врачей различного профиля (58 %).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данные настоящего исследования показали, что в целях оптимизации образовательного процесса при повышении квалификации врачей необходимо учитывать мо-тивационные и когнитивные установки слушателей и все чаще внедрять в практику работы с ними индивидуальные (самостоятельные) образовательные маршруты с разработкой и обеспечением рекомендаций по методическому сопровождению особенностей педагогического самообразования в условиях дальнейшей профессионализации личности врача.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособ. / Н. В. Бордов-ская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2007. - 304 с.
2. Ванчакова, Н. П. Содержание парадигмы педагогики в системе медицинских знаний / Н. П. Ванчакова // Сб. ст. науч.-практ. конф. к 110-й годовщине СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова «Гуманитарное образование в медицинском вузе и присоединение России к Болонскому процессу». - СПб. : СПбГМУ, 2007. -С. 28-30.
3. Ванчакова, Н. П. Школа пациента для больных с хронической болезнью почек, находящихся на лечении гемодиализом / Н. П. Ванчакова [и др.] // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. - 2006. - Т. XIII. - № 1. - С. 28-32.
4. Ванчакова, Н. П. Педагогика : учеб. курс для аспирантов мед. вуза / Н. П. Ванчакова [и др.]. - СПб. : СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2008. - 116 с.
5. Врач-педагог в изменяющемся мире : традиции и новации : учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / Н. В. Кудрявая [и др.] ; под ред. Н. Д. Ющука. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГОУ ВУНМЦ, 2005. - 334 с.
6. Корсаков, С. С. Психологические и философские воззрения С. С. Корсакова : [Речь, произнес. в соед. заседании Москов. психол. о-ва и О-ва невропатологов и психиатров 1 окт. 1901 г. ] / А. Н. Бернштейн. - М. : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К0, 1902. - 31 с.
7. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. - М. : Педагогика, 1988. - 398 с.
8. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С Макаренко. -М. : ИТРК, 2003. - 718 с.
9. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. - М. : Педагогика, 1985. - 496 с.
10. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемил-лер, В. В. Юстицкий. - Л. : Медицина. Ленингр. отд-ние, 1990. -187 с.
РЕЗЮМЕ
Н. П. Ванчакова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик
Роль педагогики самообразования в профессиональной деятельности врача
Приводятся результаты исследований по вопросам роли педагогики в лечебном процессе на основе повышения квалификации с применением метода педагогического самообразования. Показаны системный подход в освоении педагогических знаний и особенности его применения в работе с больными и их ближайшими родственниками. Анализируются возможные подходы к самообразованию как оптимального варианта повышения квалификации в сфере интеграции педагогики и медицины в профессиональной деятельности врача.
Ключевые слова: педагогика, обучение, самообразование, анкетирование.
SUMMARY
N. P. Vanchakova, I. V. Telnyuk, V. A. Hudik
The role of pedagogy of self-education in doctor's profession
The article presents the results of investigation into pedagogics and its role in the therapy course on the basis of improvement of professional skill by self-education. The system approach to development of pedagogical knowledge and the features of its application in the work with patients and their close relatives are shown. Possible approaches to self-education as an optimal variant of improvement of professional skill in the sphere of integration of pedagogics and medicine in the professional work of a doctor are analyzed.
Key words: pedagogics, training, self-education, questionnaire.
© И. В. Воеводин, 2011 г.
УДК 616.895+511.29]:378.180.6-02:616.891
И. В. Воеводин
РОЛЬ ПСИХОТРАВМЫ В ФОРМИРОВАНИИ АДДИКТИВНЫХ И АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ
НИИ психического здоровья СО РАМН, г. Томск
ВВЕДЕНИЕ
Проблема стрессоустойчивости, с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода [3], требует изучения причин субъективной значимости стрессоров, механизмов оценки стрессовых ситуаций и последующего адаптивного или неадаптивного реагирования. При изучении стрессоустойчивости отдельных групп [1, 2], в первую очередь, следует провести анализ подверженности их представителей психотравмам и проанализировать факторы, влияющие на субъективную значимость стрессоров.
В данном исследовании изучены распространенность и субъективная значимость психотравм, факто-