ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
а именно: «С помощью каких методов можно добиться успешности в обучении, воспитании, коррекции, развитие личности с учетом специфики болезни и ее прогноза» (около 76 % опрошенных). Самообразовательный маршрут включал в себя овладение поисковыми системами в сфере информационных технологий (44,8 %), навыками систематизации знаний в области обучения и воспитания (52 %) и открытый доступ к обмену опытом в сфере лечебной педагогики среди врачей различного профиля (58 %).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данные настоящего исследования показали, что в целях оптимизации образовательного процесса при повышении квалификации врачей необходимо учитывать мо-тивационные и когнитивные установки слушателей и все чаще внедрять в практику работы с ними индивидуальные (самостоятельные) образовательные маршруты с разработкой и обеспечением рекомендаций по методическому сопровождению особенностей педагогического самообразования в условиях дальнейшей профессионализации личности врача.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособ. / Н. В. Бордов-ская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2007. - 304 с.
2. Ванчакова, Н. П. Содержание парадигмы педагогики в системе медицинских знаний / Н. П. Ванчакова // Сб. ст. науч.-практ. конф. к 110-й годовщине СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова «Гуманитарное образование в медицинском вузе и присоединение России к Болонскому процессу». - СПб. : СПбГМУ, 2007. -С. 28-30.
3. Ванчакова, Н. П. Школа пациента для больных с хронической болезнью почек, находящихся на лечении гемодиализом / Н. П. Ванчакова [и др.] // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. - 2006. - Т. XIII. - № 1. - С. 28-32.
4. Ванчакова, Н. П. Педагогика : учеб. курс для аспирантов мед. вуза / Н. П. Ванчакова [и др.]. - СПб. : СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2008. - 116 с.
5. Врач-педагог в изменяющемся мире : традиции и новации : учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / Н. В. Кудрявая [и др.] ; под ред. Н. Д. Ющука. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГОУ ВУНМЦ, 2005. - 334 с.
6. Корсаков, С. С. Психологические и философские воззрения С. С. Корсакова : [Речь, произнес. в соед. заседании Москов. психол. о-ва и О-ва невропатологов и психиатров 1 окт. 1901 г. ] / А. Н. Бернштейн. - М. : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К0, 1902. - 31 с.
7. Лесгафт, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. - М. : Педагогика, 1988. - 398 с.
8. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С Макаренко. -М. : ИТРК, 2003. - 718 с.
9. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. - М. : Педагогика, 1985. - 496 с.
10. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемил-лер, В. В. Юстицкий. - Л. : Медицина. Ленингр. отд-ние, 1990. -187 с.
РЕЗЮМЕ
Н. П. Ванчакова, И. В. Тельнюк, В. А. Худик
Роль педагогики самообразования в профессиональной деятельности врача
Приводятся результаты исследований по вопросам роли педагогики в лечебном процессе на основе повышения квалификации с применением метода педагогического самообразования. Показаны системный подход в освоении педагогических знаний и особенности его применения в работе с больными и их ближайшими родственниками. Анализируются возможные подходы к самообразованию как оптимального варианта повышения квалификации в сфере интеграции педагогики и медицины в профессиональной деятельности врача.
Ключевые слова: педагогика, обучение, самообразование, анкетирование.
SUMMARY
N. P. Vanchakova, I. V. Telnyuk, V. A. Hudik
The role of pedagogy of self-education in doctor's profession
The article presents the results of investigation into pedagogics and its role in the therapy course on the basis of improvement of professional skill by self-education. The system approach to development of pedagogical knowledge and the features of its application in the work with patients and their close relatives are shown. Possible approaches to self-education as an optimal variant of improvement of professional skill in the sphere of integration of pedagogics and medicine in the professional work of a doctor are analyzed.
Key words: pedagogics, training, self-education, questionnaire.
© И. В. Воеводин, 2011 г.
УДК 616.895+511.29]:378.180.6-02:616.891
И. В. Воеводин
РОЛЬ ПСИХОТРАВМЫ В ФОРМИРОВАНИИ АДДИКТИВНЫХ И АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ
НИИ психического здоровья СО РАМН, г. Томск
ВВЕДЕНИЕ
Проблема стрессоустойчивости, с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода [3], требует изучения причин субъективной значимости стрессоров, механизмов оценки стрессовых ситуаций и последующего адаптивного или неадаптивного реагирования. При изучении стрессоустойчивости отдельных групп [1, 2], в первую очередь, следует провести анализ подверженности их представителей психотравмам и проанализировать факторы, влияющие на субъективную значимость стрессоров.
В данном исследовании изучены распространенность и субъективная значимость психотравм, факто-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVIII • N04 • 2011
Рис. 1. Выраженность иррациональной когнитивной установки «долженствование в отношении себя» в группах студентов без ОПТ (0), с наличием ОПТ невысокой (1) и высокой (2) субъективной значимости. Более низкое значение показателя соответствует более иррациональной установке
Рис. 2. Уровень использования копинг-стратегий «установка собственной ценности» и «подавление эмоций» в группах студентов без ОПТ (0), с наличием ОПТ невысокой (1) и высокой (2) субъективной значимости. Более низкое значение показателя соответствует более частому использованию стратегии (т. е. более высокому месту в рейтинге стратегий данной группы)
ры, связанные с их оценкой н, соответственно, с последующим реагированием, а также рассмотрены последствия психотравмирующих ситуаций для студентов вузов. Выбор обследуемого контингента был связан с постановкой отдельной задачи разработки программ охраны психического здоровья высокообразованной молодежи.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 303 студента вузов г. Томска в возрасте от 17 до 26 лет, 106 (35,0 %) юношей и 197 (65,0 %) девушек. Исследование проводилось методом анонимного анкетирования, изучались наличие и субъективная значимость острых (ОПТ) и хронических (ХПТ) психотравм; сравнительный анализ проводился в группах «0» (отсутствие ПТ), «1» (невысокая субъективная значимость ПТ) и «2» (высокая значимость ПТ). В анкету были включены методики Mini-Mult (оценка личностных особенностей); A. Ellis (оценка рациональности когнитивных установок); M. Bosc (оценка уровня социально-психологической адаптации); E. Heim и J. Amirkhan (оценка копинг-поведения); клиническая шкала HADS (оценка уровня тревожно-депрессивной симптоматики). Также оценивалась вовлеченность в употребление психоактивных веществ (ПАВ). Анализ проводился с использованием программы Statistica 8.0, применялись непараметрические методы анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Воздействию острых психотравмирующих ситуаций (разрыв с любимым человеком, потеря близкого, крупная неудача, подверженность агрессии и т. п.) за период учебы в вузе подверглись почти 2/3 обследованных (64,7 %). Высокая субъективная значимость ОПТ отмечена в 27,1 % случаев. Хронические психотравмы (затяжной конфликт, длительно не решаемые проблемы и др.) испытали более половины опрошенных студентов (52,1 %), высоко значимыми ХПТ были в 19,8 % случаев. Было установлено, что распространенность психотравм статистически сопоставима у юношей и девушек, также сопоставимой оказалась субъективная оценка ХПТ. К острым психотравмам девушки оказались более чувствительны, оценив их как высоко значимые в 33,5 % случаев (у юношей этот показатель составил 15,1 %, p=0,0003).
С помощью опросника Mini-Mult были исследованы личностные особенности студентов, влияющие на субъективную оценку психотравм. Установлено, что лица с повышенной чувствительностью к психотравмам в обоих случаях отличаются большей открытостью и откровенностью. Субъективная значимость ОПТ взаимосвязана с заострением черт ригидности, застреваемости, негибкости, а значимость ХПТ - с заострением черт пессимистичности, гипотимности.
Исследование когнитивных установок по Эллису выявило актуализацию иррациональной установки «дол-
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
женствования в отношении себя» у лиц, подвергшихся ОПТ; при этом в группе студентов, оценивших значимость ОПТ как невысокую, данная установка была более выражена (рис. 1). Полученный результат позволяет предположить, что когнитивная установка «запускает» псевдоадаптивные механизмы совладания в виде различных способов дезактуализации проблемной ситуации. Выраженность ХПТ коррелирует с выраженностью иррациональной установки «низкой фрустра-ционной толерантности» (г§=0,21) - наличие ХПТ актуализирует, а высокая значимость усиливает проявления установки.
В отношении копинг-реагирования на ОПТ выявлено, что межгрупповые различия у студентов с отсутствием (гр. 0), невысокой (гр. 1) и высокой (гр. 2) значимостью ОПТ по показателям использования когнитивной стратегии «установка собственной ценности» и эмоциональной стратегии «подавление эмоций» схожи с различиями в выраженности когнитивной установки «долженствования в отношении себя» (рис. 2). Также тяжесть восприятия ОПТ связана с более частым обращением к стратегии «эмоциональная разгрузка» и неразвитостью стратегии «оптимизм», склонностью к субстанционному отвлечению от проблем («компенсация») и неразвитостью стратегии переключения на любимое дело («отвлечение»).
ХПТ, по мере нарастания их субъективной значимости, увеличивают частоту использования стратегий «растерянность», «компенсация», «отступление (изоляция)», снижается частота использования стратегии «отвлечение». На оценку ХПТ влияет склонность к отреагирова-нию на когнитивном уровне «сохранением самообладания», на эмоциональном - «подавлением эмоций» (предпочтение данных стратегий способствует оценке ХПТ как менее значимых). Кроме того, лица, отрицающие высокую субъективную значимость ХПТ, в меньшей степени склонны брать на себя ответственность за ситуацию и использовать стратегию «разрешение проблемы» (по Амирхану).
Наличие и выраженность ОПТ сопряжены с повышением уровня тревоги (г8=0,19) и злоупотребления табаком (г8=0,16), ХПТ - всех видов аддиктивного поведения (наиболее значим рост потребления наркотиков, г§=0,17) и аффективных нарушений (в большей степени - депрессии, г§=0,29), снижением социально-психологической адаптации (г§=-0,18).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из полученных результатов, мы можем выделить две ведущие мишени когнитивно-поведенческой копинг-профилактики стрессобусловленных аддиктивных и аффективных расстройств у студентов. Первая мишень связана с базовой когнитивной установкой низкой фрустрационной толерантности, провоцирующей отреагирование на стресс стратегиями растерянности, изоляции, бурными и непродуктивными эмоциональными всплесками, попытками уйти от проблем с помощью ПАВ, формированием пессимистичного взгляда на будущее. Вторая мишень формируется на базе когнитивной установки долженствования в отношении себя и характеризуется псевдоадаптивными механизмами искусственной дезактуализации ситуации, «сохранения лица», с уходом от ответственности за конечный результат иотсутствием продуктивныхдействий по его достижению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вассерман, Л. И. Совладание со стрессом : теория и психодиагностика / Л. И. Вассерман, В. А. Абабков, Е. А. Трифонова. -СПб. : Речь, 2010. - 192 с.
2. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании у подростков : от теории к практике / Н. А. Сирота [и др.]. - М. : Генезис, 2001. -216 с.
3. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден ; пер. с англ. - СПб. : Речь, 2002. - 352 с.
РЕЗЮМЕ
И. В. Воеводин
Роль психотравмы в формировании аддиктивных и аффективных расстройств у студентов
Рассмотрены вопросы копинг-профилактики стрессобусловленных аддиктивных и аффективных расстройств у студентов. Выделены две мишени превентивных вмешательств на когнитивно-поведенческой основе.
Ключевые слова: студенты, психотравмы, аддиктивные и аффективные расстройства, профилактика.
SUMMARY
I. V. Voevodin
The role of psychotraumas in formation of addictive and affective disorders among students
The problems of coping-prevention of the stress-caused addictive and affective disorders among students were considered. Two targets of the cognitive-behavioural based preventive interventions were defined.
Key words: students, psychotrauma, addictive and affective disorders, prevention.