Научная статья на тему 'Роль педагогики в повышении квалификации врачей на этапе постдипломного обучения'

Роль педагогики в повышении квалификации врачей на этапе постдипломного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1859
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПОНЯТИЯ «ОБУЧЕНИЕ» И «ВОСПИТАНИЕ» / ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДИДАКТОГЕНИЯ / ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / CONCEPTS OF "TRAINING" AND "EDUCATION" / PEDAGOGY / TREATMENT PEDAGOGY / DIDAKTOGENY / ETHICS / DEONTOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна

В статье обсуждается роль педагогических знаний в лечебной деятельности врача. Рассматривается подготовка по педагогике врачей-интернов и ординаторов в аспекте повышения квалификации после окончания медицинского вуза. Приводятся данные эмпирического исследования о роли педагогического опыта в лечебном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of pedagogy in doctors’ training at the post-graduate stage

The article discusses the role of pedagogical knowledge in the doctor’s medical practice. It considers the pedagogical training of medical interns and attending physicians in the aspect of in-service training after the graduating from the medical university. The data of empirical research on the role of pedagogical experience in medical practice are given

Текст научной работы на тему «Роль педагогики в повышении квалификации врачей на этапе постдипломного обучения»

И. В. Тельнюк

(Санкт-Петербург)

Роль педагогики в повышении квалификации врачей

НА ЭТАПЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье обсуждается роль педагогических знаний в лечебной деятельности врача. Рассматривается подготовка по педагогике врачей-интернов и ординаторов в аспекте повышения квалификации после окончания медицинского вуза. Приводятся данные эмпирического исследования о роли педагогического опыта в лечебном процессе

Педагогика - одна из дисциплин гуманитарного цикла, преподавание которой в медицинском вузе осуществляется на этапах постдипломного обучения, когда обучающиеся охвачены такими формами повышения квалификации, как интернатура, ординатура и аспирантура [1, с. 3-6]. Место педагогики в системе постдипломного образования объективно указывает на интеграцию гуманитарного стиля мышления врача в практику формирующихся отношений: «врач - больной»; «врач - микросоциальное окружение больного (семья]»; «врач - медицинский персонал» [7]. Опыт системы педагогических отношений, который складывается у врача с указанными категориями лиц, становится значимым наряду с этикой и деонтологией, психологией и философским мировоззрением, делая врача не только высоко квалифицированным специалистом, но и гуманистически ориентированным в системе отношений «врач -больной и его ближайшее семейное окружение», что способствует становлению эмпа-тийных отношений и восстановительному лечению.

Всем субъектам лечебного процесса известна прикладная направленность педагогического воздействия на личность, изначальный опыт которого для многих отличается своей неповторимостью, уникальностью воспитания в семье, школе, вузе, на производстве, в общении со сверстниками и старшими, коллегами. Однако нередко ретроспективный анализ «особенностей воспитания», а также современные приемы воздействия и взаимоотношений имеют негативные последствия в виде «дидактогении» - невроза, обусловленного ошибками процессов обучения и воспитания, что требует применения лечебной тактики и коррекции условий обра-

зовательной среды. С нашей точки зрения, формирование личности врача-педагога становится краеугольным камнем в структуре профессионализации будущего врача, в повышении его квалификации в работе с пациентами, с медицинским персоналом, соблюдающим этико-деонтологические принципы лечебного процесса при возвращении больного к полноценной жизни, учебе и трудовой деятельности.

В истории педагогики прикладной направленности, решающей задачи медицины, немало выдающихся имен. Невероятными способностями педагогического воздействия на обучающихся, слушателей, больных и их ближайшее окружение отличались известные врачи-ученые - Н. И. Пирогов, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев, П. Б. Ганнушкин и многие другие [2]. Педагогические знания и опыт педагогической деятельности врачей становятся востребованными в современных условиях, когда информационно-технологический процесс является доступным для каждого гражданина, а толкование полученных отрывочных знаний и сведений о болезнях и лечении приобретает характер массовой некомпетентности и шарлатанства как при самолечении, так и в рекомендациях граждан вне стен лечебного учреждения.

Курс «Педагогика» для слушателей-врачей в постдипломном обучении преследует основную цель - подготовку клинициста к самостоятельной педагогической деятельности, которая интегрирована в его непосредственную профессиональную деятельность и не мыслится без формирующихся особенностей отношений с субъектами лечебно-педагогической ситуации, куда включены врач и другой медицинский персонал, больной и его родные и близкие [7]. Кроме того, не исклю-

чено и то, что врач сможет в будущем проявить себя и как педагог, работающий в среднем или высшем медицинском учебном заведении, где теоретические и практические знания становятся особенно востребованными. В условиях медицинского вуза курс «Педагогика» преподается трем категориям слушателей: врачам-интернам, врачам-ординато-рам и аспирантам. Программы курсов отличаются направленностью на конкретный предмет, учитывающий возможности профессионального роста врача как врача-педагога.

Кафедра педагогики и психологии факультета последипломного образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова осуществляет подготовку врачей-интер-нов и ординаторов по педагогике, где врачи различных специальностей получают знания из курса лечебной педагогики и отрабатывают навыки в работе с больными. Предполагается, что формирование педагогических навыков в работе с пациентами заключает в себе освоение основных понятий педагогики обучения, психологии общения и взаимодействия в условиях совместного пребывания медицинского работника и больного. Специальные курсы для врачей-интернов и ординаторов наряду с программами обучения включали тестовые задания, ориентированные на анализ представлений врача о личности больного с позиций определения того, насколько пациент готов к лечению, сотрудничеству с врачом и другим медицинским персоналом в деле оптимизации методов терапии, реабилитации и дальнейшей профилактики на этапах ремиссии.

Исследования, проведенные в группах слушателей по курсу «Педагогика», свидетельствуют, что по мере усвоения педагогической дисциплины у врачей формируется деонтоло-гическая позиция по отношению к больному и умение вести педагогически ориентированную профилактическую работу не только с больным, но и его ближайшим семейным окружением. Основные итоги исследования:

1. Врачи-интерны обнаруживают готовность к применению слов-понятий, касающихся педагогики лечебного процесса и психологии личности больного в совокупности с описанием симптомов и клиники заболевания. Врачи-ординаторы, наряду с этим, показывают возможности психологического изучения личности больного в целях профилак-

тикк и удлинения терапевтических ремиссий.

2. По мере изучения педагогики у врачей-интернов и ординаторов повышался интерес к обсуждаемым проблемам педагогики лечебного процесса, что нашло свое отражение в увеличении количества употребляемых ими слов-понятий в текстовых сообщениях, обрабатываемых с помощью метода контент-анализа (7±2,4 смысловых единиц], и их научном толковании. Объяснение понятий осуществлялось сквозь призму прослушанных и обсуждаемых тем лекций и практических занятий. Обучающиеся проецировали представления о педагогической деятельности в систему междисциплинарных подходов в работе врача, используя понятия и представления из таких областей, как психология, психиатрия, этика и деонтология, профилактическая медицина и др. Расширение кругозора в прикладной направленности педагогических понятий, очевидно, следует связывать с феноменом актуализации мотива учебной деятельности, когда те или иные понятия из области педагогической практики, находящиеся в пассивном активе, приобретали актуальный, ценностно-смысловой характер в условиях ориентированной конкретно-предметной деятельности. Такой деятельностью для начинающих врачей выступала предметнопрофессиональная врачебная деятельность, где понятия из курса «Педагогика» приобретали новое смысловое содержание.

3. Оценивание больных в аспекте анозог-нозических расстройств осуществлялось вра-чами-интернами и ординаторами не только на основе представлений о внутренней картине болезни, но и с позиций прогностических суждений, формирующихся при совместном клинико-психологическом и педагогическом обсуждении оптимизации лечения и дальнейшей профилактики болезни с больным и его ближайшим окружением.

Таким образом, данные эмпирического исследования подтверждают важность изучения курса педагогики врачами-интернами и ординаторами. Преемственность в освоении педагогических знаний лежит в области изучения системы отношений «врач - больной», а также в проектировании и сопровождении «школ пациентов», в деятельности которых врачу принадлежит одно из ведущих мест с точки зрения формирования у пациентов навыков профилактики, поддерживающего ле-

64

Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО

чения и реадаптации на различных этапах ремиссии. Эту работу в большей мере выполняют врачи-ординаторы, педагогический опыт которых усиливает формирующиеся профессиональные качества специалиста не только в определенной клинической области, но и в сфере профилактической медицины. В этой связи важно, чтобы курс «Педагогика» для

врачей-интернов и ординаторов являлся обязательным в системе интернатуры и ординатуры, его замена элективным курсом может снизить уровень постдипломной подготовки выпускников медицинского вуза и разрушить преемственность в становлении врача в области лечебной педагогики на начальных этапах профессионализации будущего врача.

Литература

1. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика : учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. -624 с.

2. Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Молчанов А. С., Смирнова Н. Б.,

Зорин К. В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. Н. Д. Ющука. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 304 с.

3. Педагогика в медицине : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. В. Кудрявой. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

4. Педагогика : пособие для врачей-интернов / под. ред. Н. П. Ванчаковой, В. А. Худика. - СПб.: Изд-во СПГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2007. - 65 с.

5. Педагогика : учеб. курс для аспирантов медицин. вуза / под ред. Н. П. Ванчаковой, И. В. Тельнюк. - СПб.: Изд-во СПГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2008. - 116 с.

6. Педагогика : учебн. курс для врачей-ординаторов / под. ред. Н. П. Ванчаковой, В. А. Худика. - СПб.: Изд-во СПГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2008. - 84 с.

7. Худик В. А., Тельнюк И. В. Вопросы психологии и педагогики учебного процесса в медицинском вузе : учеб. пособ. для преподавателей медицин. вуза. - СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2011. - 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.