Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы»'

Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL ANDPEDAGOGICAL COMPETENCE / PSYCHO-PEDAGOGICALTRAININGBARRIERS / EMOTIONAL STATE / INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL SELF-ESTEEM / PROFESSIONAL VALUES / PSYCHOPROFESSIONAL AND PERSONALSELF-DEVELOPMENT / STYLE OFTEACHING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Шабанова Татьяна Леонидовна

В статье анализируются особенности и психолого-педагогические барьеры обучения преподавателей медицинских вузов в системе дополнительного профессионального образования. Приводятся результаты эмпирического исследования профессионально-личностных качеств врачей-педагогов: психоэмоционального состояния, профессиональной самооценки и ценностей, индивидуального стиля педагогической деятельности. Сформулированы условия и задачи обучения слушателей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и саморазвития. Описано содержание программы реализуемого курса «Педагогика и психология высшей школы» для преподавателей медицинских вузов, приведены конкретные формы, приемы и технологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Шабанова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence of teachers of medical schools in the study course «Pedagogy and Psychology of Higher Education»

The paper analyzes the characteristics and psychological and pedagogical barriers in training of medical schools lecturers in the system of additional vocational training. The results of an empirical study of profes-sional and personal qualities of doctors-educators describe psycho-emotional state, professional self-esteem and values, individual style of teaching. The terms and learning objectives of training students to improve their psycho-pedagogical competence and self-development are described. The content of the program of the course “Pedagogy and psychology of higher education” for teachers of medical universities, specific forms, techniques and technologies of training are given.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы»»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14364 УДК 378.046.4

Лебедева И. В., Шабанова Т. Л. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14364. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14364.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Лебедева Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород [email protected]

Шабанова Татьяна Леонидовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород [email protected]

Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы»

Аннотация. В статье анализируются особенности и психолого-педагогические барьеры обучения преподавателей медицинских вузов в системе дополнительного профессионального образования. Приводятся результаты эмпирического исследования профессионально-личностных качеств врачей-педагогов: психоэмоционального состояния, профессиональной самооценки и ценностей, индивидуального стиля педагогической деятельности. Сформулированы условия и задачи обучения слушателей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и саморазвития. Описано содержание программы реализуемого курса «Педагогика и психология высшей школы» для преподавателей медицинских вузов, приведены конкретные формы, приемы и технологии обучения.

Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность; психолого-педагогические барьеры обучения, психоэмоциональное состояние, профессиональная самооценка, профессиональные ценности, стиль педагогической деятельности, инновационные технологии обучения, психотехнологии профессионально-личностного саморазвития.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях модернизации высшего медицинского образования особое значение приобретает совершенствование профессионализма преподавателя, от которого в первую очередь зависят организация и формирование эффективной полисубъектной образовательной среды. Не вызывает сомнений тот факт, что интеграция двух профессий в деятельности врача-педагога усложняет его профессиональные функции, обязывает совершенствовать не только специальную, но и психолого-педагогическую компетентность. Одной из форм решения данной проблемы является система дополнительного профессионального образования (ДПО) врачей-преподава-телей вузов, которая позволяет практикующим докторам повышать уровень психолого-педагогических знаний и умений. Структура и содержание подготовки врачей-педагогов в системе ДПО являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов, обеспечивающих междисциплинарное взаимодействие научного познания человека и профессионального педагогического образования в ходе непрерывного обучения. Совокупность личностных качеств и ценностных ориентаций врача-педагога позволяет осуществлять конструктивный диалог относительно вра-

r\j Л r\j

КОНТ TF.TTT

Лебедева И. В., Шабанова Т. Л. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» // Концепт. -

научно-методииесшй электронный журнал - № 12 <декабрь>- - ART 14364 - °'5 п. л. - URL:

http://e-koncept.ru/2014/14364.htm. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. рег.

ART 14364 УДК 378.046.4

чебной профессии, формировать атмосферу сотрудничества в ходе усвоения общих и специальных знаний, полномасштабно включать студентов в образовательный процесс, обусловливая формирование инновационного образовательного пространства, которое подразумевает включение в научную работу студентов на добровольной основе, профессионально-личностную самореализацию и индивидуальный стиль [1]. Формирование и совершенствование психолого-педагогических компетенций преподавателей является основной целью учебного курса «Педагогика и психология высшей школы», реализуемого нами в условиях системы повышения квалификации медицинских работников ПГМА имени Е. А. Вагнера (г. Пермь) и НижГМА (г. Нижний Новгород). Нами было проведено исследование профессионально-личностных качеств преподавателей для выявления их несовершенства и потенциала развития с целью проектирования содержания курса, эффективных форм организации учебной работы, индивидуальной траектории обучения слушателей. В опросе участвовали 66 преподавателей. Использовалась модифицированная нами методика «Психологический портрет преподавателя». Методика позволяет выявить психоэмоциональное состояние, профессиональные ценности, профессиональную самооценку, доминирующий стиль педагогической деятельности. Результаты показали, что 61,17% преподавателей имеют неустойчивое психоэмоциональное состояние, а 8,63% переживают явное эмоциональное неблагополучие. Из них 66,7% преподавателей отмечают, что успех занятия в основном зависит от их физического и душевного состояния. 71,2% считают, что работа им дается ценой большого напряжения. 78,8% испытывают раздражение по отношению к студентам. 72,7% педагогов не находят достаточно сил, чтобы справляться с трудностями. При этом 66,7% не хватает поддержки близких и коллег. В психологии давно установлен факт определяющей роли эмоций в процессе жизнедеятельности человека. Особенности эмоциональной сферы регулируют все внутриличностные процессы педагогов: определяют качество жизни, удовлетворённость от общения с окружающими, успешность в деятельности, состояние физического и психологического здоровья [2]. Как показали результаты, неспособность преподавателей регулировать свои эмоции приводит к усилению стресса и других негативных эмоций. Хроническое психоэмоциональное напряжение является причиной негативного отношения к трудностям, неожиданным ситуациям, новому знанию и опыту, определяет субъективное чувство беспомощности и неуспешности, усиливая действие механизмов самозащиты и создавая барьеры для профессионально-личностного саморазвития.

Значимым регулятором педагогической деятельности является профессиональная самооценка. Было выявлено, что у 41,6% преподавателей неустойчивая самооценка, а у 17,38% - заниженная. Они чувствуют себя неуверенно, когда на их занятиях присутствуют посторонние люди, когда слышат замечания со стороны коллег или руководства, в ситуациях, когда студенты излагают неизвестные им факты. Заниженная самооценка влияет на восприятие окружающих, поэтому преподаватели сомневаются в дружелюбном отношении к ним коллег и студентов. Возникают чрезмерный контроль и снижение активности, поэтому многие преподаватели отмечают, что крайне редко выступают на заседаниях кафедры и проявляют инициативу в работе.

Профессиональные ценности преподавателей составляют основу мотивации деятельности и характеризуют направленность личности, ее поведение и общение. У 58,02% преподавателей доминируют эгоцентрические ценности личного успеха и благополучия. 24,9% мотивированы на мнение коллег, стремятся добиться уважения и престижа. Лишь 17,08% педагогов центрированы на интересах своих студентов,

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

Лебедева И. В., Шабанова Т. Л. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14364. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14364.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

ART 14364 УДК 378.046.4

проявляют внимание к их запросам и проблемам, выражают эмоциональную солидарность и принимают участие в их жизни.

Известно, что личностные качества во многом определяют стиль деятельности педагогов. Было выявлено, что 24,6% преподавателей демонстрируют авторитарный, а 23,2% - либерально-попустительский стиль. Таким образом, половина педагогов либо абсолютно доминируют в образовательном процессе, подавляя активность студентов строгим регламентированием их деятельности, и решают трудные профессиональные ситуации в агрессивной манере; либо совсем отстраняются от своих профессиональных обязанностей, игнорируют или отрицают трудности, избегают проблем. Таким образом, результаты нашего исследования показали дефици-тарные области профессионально-личностного развития преподавателей и необходимость укрепления у них личностных ресурсов и формирования психолого-педагогических компетенций.

Результаты проведенного исследования и данные многолетних наблюдений позволяют нам отметить сложности восприятия и освоения психолого-педагогических дисциплин слушателями курсов повышения квалификации, сформулировать задачи обучения и саморазвития.

1. В среде преподавателей непедагогических (в том числе медицинских) вузов сложилось весьма поверхностное, а порой скептическое отношение к педагогический и психологической науке. Будучи специалистами в своей профессиональной области, они, став на путь преподавательской деятельности, считают достаточным наличие собственных знаний и опыта для умелой передачи их другим.

2. Курс «Педагогика и психология высшей школы» для слушателей-врачей имеет основную цель - совершенствование подготовки преподавателя к самостоятельной педагогической деятельности, которая напрямую связана с его профессиональной деятельностью, включающей лечебно-педагогические ситуации. В то же время специфика профессионального мышления многих врачей предполагает опору на так называемую «рецептурность», стремление решать типовые задачи, следование готовому образцу, устоявшейся модели. Инновационность подчас воспринимается ими как отход от проверенных временем и опытом позиций и методов. В силу этого развернуть интерактивную беседу, направленную дискуссию не так просто, хотя группа слушателей представляет собой сообщество коллег.

3. Часто приходится наблюдать, что преподаватели, достигшие подлинного мастерства на врачебном поприще, испытывают затруднения в проектировании и организации педагогического процесса. Нежелание некоторых преподавателей вникать в тонкости этого процесса можно объяснить как некую психологическую защиту. В то же время наблюдается тенденция некритичного отношения врачей-педагогов к подчас примитивным методам, технологиям, средствам обучения и диагностики. Результатом этого является незнание или игнорирование новых в сфере педагогической деятельности форм работы (супервизия, проектная деятельность, коучинг, наставничество, клинико-психологические тренинги и т. д.) [3].

4. В условиях дополнительной профессиональной подготовки курс «Педагогика и психология высшей школы» читается различным категориям слушателей: представителям администрации вуза (проректорам, заведующим кафедрами), врачам-ор-динаторам, врачам-интернам, аспирантам. Педагогика и психология - дисциплины гуманитарного цикла, преподавание которых в медицинском вузе осуществляется на этапах постдипломного обучения, когда обучающиеся охвачены такими формами повышения квалификации, как интернатура, ординатура и аспирантура. Исследова-

IV 3 ^

КОНТ TF.TTT

Лебедева И. В., Шабанова Т. Л. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь). - ART 14364. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14364.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14364 УДК 378.046.4

тели данного типа профессионального образования отмечают специфику в обучении различных категорий слушателей [4; 5; 6]. Естественно, что в таких гетерогенных группах, где одновременно обучаются опытные преподаватели, участвующие в различных формах повышения квалификации в области преподавательской деятельности, и аспиранты - начинающие педагоги, организация продуктивного профессионального диалога требует высокого мастерства модератора.

5. Осложняют решение проблемы переподготовки преподавателей высшей медицинской школы косвенные обстоятельства: дефицит учебного времени; невозможность оставить профессиональные обязанности во время прохождения курсов; трудности в «наполнении» содержанием длительных по времени циклов обучения; отсутствие навыков оформления методических документов (рабочих и образовательных программ, методических рекомендаций и т. д.); сложности в использовании научно-педагогической лексики и др.

6. Зачастую необходимость работы над стилем своей педагогической деятельности (педагогической техникой) остается вне зоны внимания врачей-педагогов, хотя широко известна его роль в реализации образовательных целей: «от того, какой стиль взаимодействия выработан у педагога, во многом зависит успех его деятельности и в целом результат педагогического процесса. Субъект социального взаимодействия является носителем своего неповторимого стиля, который, в свою очередь, является как бы визитной карточкой и детерминантом стиля взаимодействия данного субъекта с другими и с социумом в целом» [7].

7. Недостаточное осознание аксиологического аспекта психолого-педагогических компетенций в профессиональной деятельности практикующего врача-педа-гога. Понимание значимости педагогики как науки способствует тому, что ценностный компонент потенциала педагога во многом определит его профессиональную культуру, пригодность к выбранной профессии, профессиональную позицию, готовность и способность к проведению образовательной деятельности. Не вызывает сомнений утверждение, что цели педагогического образования определяются мотивами, в которых конкретизируются доминирующие потребности данной деятельности и составляющие «ядро» личности педагога как мастера-профессионала. К ним в первую очередь относятся потребности в самоопределении, саморазвитии, самореализации самого педагога и развития тех, с кем он вступает в профессиональное общение [8].

Учет данных особенностей определяет особый выбор логики построения курса, методик и форм проведения занятий со слушателями. Приведем фрагменты построения курса «Педагогика и психология высшей школы».

В целях системного представления научного педагогического знания в структуру содержания введены вопросы методологических основ педагогики и психологии высшей школы как самостоятельной дисциплины, показывается генезис форм ее развития, перспективы и тенденции профессионального образования. Инвариантный характер носят темы, связанные с нормами качественного построения учебной деятельности со студентами-медиками и ролью преподавателя в этом процессе: реализация ФГОС ВПО, организация и управление процессом усвоения знаний, целепола-гание, мотивация учебной деятельности, учет в обучении возрастных ииндивидуаль-но-личностных особенностей студентов, типы образовательных систем, виды и технологии обучения, интерактивные методы и технологии обучения взрослых, формы организации процесса обучения, фонды оценочных средств, личностно-деятельностные и субъектные качества самого преподавателя и т. д. Основной методический прием исследования состоял в проведении опроса перед первым занятием по

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

Лебедева И. В., Шабанова Т. Л. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» // Концепт. -

научно-методический электронный журнал - № 12 <декабрь>- - ART 14364 - 0,5 п. л. - URL:

http://e-koncept.ru/2014/14364.htm. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. рег.

ART 14364 УДК 378.046.4

образовательной программе. Как правило, при прохождении курсов проводится обратная связь, которая позволяет изучить: а) потребность слушателей в знаниях в области педагогики и психологии высшей школы, а также проблемы в сфере образования, которые их интересуют в наибольшей степени (когнитивный компонент); б) причины прохождения курсов повышения квалификации и отношение слушателей к содержанию курсов по педагогике и психологии высшей школы с точки зрения ожидаемой пользы для кафедры, где они работают, и решения личных и профессиональных проблем (аффективный компонент); в) смыслы повышения психолого-педагогической квалификации, цели обучения через прогнозируемые результаты работы на курсах (конативный компонент) [9]. По отзывам слушателей, особую ценность для данной аудитории имеют темы, связанные с оформлением методической документации, составлением банка кейс-заданий, проведением тестирования, возможностями дистанционного обучения, организацией познавательной деятельности студентов на занятиях и развитием их творческих и интеллектуальных способностей. Большой интерес вызывают вопросы использования инновационных образовательных технологий, которым посвящается наибольшее количество времени (игровые, коммуникативные технологии, взаимообучение, тренинги и т. д.), которые позволяют развивать навыки не только взаимодействия, но и взаимопонимания. Также много внимания уделяется способам и приемам психолого-педагогического изучения личности студента, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. Особую значимость в современных условиях приобретает рефлексивная деятельность преподавателя. На лекциях и практических занятиях педагоги обучаются технологиям анализа собственной деятельности и личности, построения программы дальнейшего саморазвития. Проведённый анализ результатов практического обучения (итоги «на выходе») показал, что наибольшую эффективность в подготовке дают психологические тренинги и консультации, игры и упражнения по развитию вербальной и невербальной коммуникации, интерактивных, перцептивных умений, навыков эмоциональной саморегуляции. Методика построения занятий требует сочетания традиционных (информационная лекция, работа с презентацией, выполнение репродуктивных занятий, ответы на вопросы, заполнение таблиц и т. д.) и развивающих форм учебного общения (дискуссии, проблемные лекции, обучающие тесты, работа с опережающими материалами через блог преподавателя, ознакомление с темами курса дистанционно, самостоятельная работа с презентациями, выполнение творческих зачетных заданий) [10]. Наиболее емкой формой организации педагогического взаимодействия является лекция-пресс-конференция, которая, как правило, читается в конце курса, где слушатели могут выставить на обсуждение любой профессионально важный с точки зрения педагогической деятельности вопрос. Обратная связь, которая является неотъемлемым компонентом программы курса, показывает, что многие слушатели впервые «открыли» для себя педагогику и психологию как науки; узнали об инновационной педагогике; расширили свой профессиональный кругозор; увидели области улучшения своей педагогической деятельности и зоны своего роста как преподавателя; усилили интерес к педагогике и психологии в контексте организации лечебного процесса; оценили роль педагогических знаний в целом.

Таким образом, анализ результатов входной психолого-педагогической диагностики и итогов освоения слушателями курса позволил сделать следующие выводы:

1) результаты исследования профессионально личностных качеств преподавателей показали дефицитарные области развития: неустойчивость психоэмоционального состояния, заниженную самооценку, доминирование эгоцентрической и

(V С rw

КОНТ TF.TTT

Лебедева И. В., Шабанова Т. Л. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» // Концепт. -

научно-методииесшй электронный журнал - № 12 <декабрь>- - ART 14364 - °'5 п. л. - URL:

http://e-koncept.ru/2014/14364.htm. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. рег.

ART 14364 УДК 378.046.4

конформной центрации в системе профессиональных ценностей; у половины преподавателей - преобладание авторитарного или либерально-попустительского стиля преподавания как защитных способов поведения;

2) результаты наблюдений свидетельствуют о недостаточной психолого-педагогической компетентности преподавателей медицинских вузов: отсутствии потребности в психолого-педагогических знаниях в связи с неумением анализировать свою деятельность и общение, стереотипности профессионального мышления, закрытости к новому опыту и знаниям и неготовности использовать инновации в учебном процессе;

3) есть все основания утверждать, что необходимо включать в систему повышения квалификации врачей-педагогов дисциплины психолого-педагогического цикла и дополнительных спецкурсов и тренингов по актуальным профессиональным и личным проблемам;

4) психолого-педагогические знания используются врачом-педагогом для регуляции собственной деятельности, в связи с чем очень важен блок знаний о различных диагностических системах, экспертных подходах, формах установления оперативной обратной связи;

5) специальной педагогической задачей является выделение «конфликтного» материала, который может послужить основой для моделирования педагогических ситуаций;

6) саморазвитие врача-педагога, становление его профессиональной позиции должно быть представлено как процесс оценки, отбора, создания средств, способов, технологий, техник, методик, наиболее эффективных для становления личности сту-дента-медика;

7) эвристический уровень профессиональной компетентности вносит элементы творчества, стремление к инновациям, желание критически переосмыслить свой опыт, оценить его;

8) педагогика и психология высшей школы позволяют научно обосновывать требования к специалисту-медику через описание конечных и промежуточных целей обучения, к организации педагогического процесса, пониманию его закономерностей, принципов, умению разрабатывать учебные программы, проектировать и анализировать образовательное пространство;

9) высшая степень профессиональной готовности к врачебной деятельности включает умение обучать этой деятельности будущих врачей, в связи с чем врачи-педагоги не должны испытывать затруднений в проектировании и организации педагогического процесса, соответствующего социальным потребностям общества в инновационном развитии здравоохранения и собственным потребностям.

Ссылки на источники

1. Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Молчанов А. С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. академика РАМН, проф. Н. Д. Ющука. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. -С.269-268.

2. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности: учеб. пособие. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 131 с.

3. Педагогика в медицине: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. В. Кудрявой. - М.: Академия, 2006. - С. 17-18.

4. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.

5. Педагогика: пособие для врачей-интернов / под ред. Н. П. Ванчаковой, В. А. Худика. - СПб.: Изд-во СПГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2007. - 65 с.

6. Педагогика: учеб. курс для аспирантов медицин. вуза / под ред. Н. П. Ванчаковой, И. В. Тель-нюк. - СПб.: Изд-во СПГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2008. - 116 с.

r>j

6 ~

КОНТ ТЕПТ

Лебедева И. В., Шабанова Т. Л. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» // Концепт. -

научно-методический электронный журнал - № 12 <декабрь>- - ART 14364 - 0,5 п. л. - URL:

http://e-koncept.ru/2014/14364.htm. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гос. рег.

ART 14364 УДК 378.046.4

7. Педагогика: учеб. курс для врачей-ординаторов / под ред. Н. П. Ванчаковой, В. А. Худика. - СПб.: Изд-во СПГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2008. - С. 33.

8. Суртаева Н. Н., Кандаурова А. В. Индивидуальный педагогический стиль в социальном взаимодействии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - СПб.: ИОВ РАО, 2006. - 251 с.

9. Набиуллин Л. Г. Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога // Человек и образование. - 2013. - № 4. - С. 94-98.

10. Лебедева И. В. Компетентностно-ориентированные технологии профессиональной подготовки педагога // Компетентностно-ориентированное обучение в вузе: теория и практика: монография / под ред. В. В. Николиной, О. А. Сафоновой. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - С. 173-174.

Irina Lebedeva,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of General and Social Pedagogy, Nizhniy Novgorod State K. Minin’s Pedagogical University [email protected] Tatyana Shabanova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of Classical and Practical Psychology, Nizhniy Novgorod State K. Minin’s Pedagogical University [email protected]

Formation of professional competences of medical universities lecturers during the study of the course “Pedagogy and Psychology of Higher Education”

Abstract. The paper analyzes the characteristics and psychological and pedagogical barriers in training of medical schools lecturers in the system of additional vocational training. The results of an empirical study of professional and personal qualities of doctors-educators describe psycho-emotional state, professional selfesteem and values, individual style of teaching. The terms and learning objectives of training students to improve their psycho-pedagogical competence and self-development are described. The content of the program of the course “Pedagogy and psychology of higher education” for teachers of medical universities, specific forms, techniques and technologies of training are given.

Key words: psychological and pedagogical competence, psycho-pedagogical training barriers, emotional state, professional self-esteem, professional values, style of teaching activities, innovative learning technologies, psycho-professional techniques of personal self-development.

References

1. Kudrjavaja, N. V., Ukolova, E. M., Molchanov, A. S. & Jushhuk, N. D. (ed.) et al. (2001) Vrach-pedagog v izmenjajushhemsja mire: tradicii i novacii, GOU VUNMC MZ RF, Moscow, pp. 269-268 (in Russian).

2. Shabanova, T. L. (2013) Psihologija professional'nogo stressa i stress-tolerantnosti: ucheb. posobie, NGPU im. K. Minina, N. Novgorod, 131 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kudrjava, N. V. (ed.) (2006) Pedagogika v medicine: ucheb. posobie dlja vuzov, Akademija, Moscow, pp. 17-18 (in Russian).

4. Bordovskaja, N. V. & Rozum, S. I. (2013) Psihologija i pedagogika: ucheb. dlja vuzov. Standart tret'ego pokolenija, Piter, St. Peterburg, 624 p. (in Russian).

5. Vanchakova, N. P. & Hudik, V. A. (eds.) (2007) Pedagogika: posobie dlja vrachej-internov, Izd-vo SPGMU im. akad. I. P. Pavlova, St. Peterburg, 65 p. (in Russian).

6. Vanchakova, N. P. & Tel'njuk, I. V. (eds.) (2008) Pedagogika: ucheb. kurs dlja aspirantov medicin. vuza, Izd-vo SPGMU im. akad. I. P. Pavlova, St. Peterburg, 116 p. (in Russian).

7. Vanchakova, N. P. & Hudik, V. A. (eds.) (2008) Pedagogika: ucheb. kurs dlja vrachej-ordinatorov, Izd-vo SPGMU im. akad. I. P. Pavlova, St. Peterburg, p. 33 (in Russian).

8. Surtaeva, N. N. & Kandaurova, A. V. (2006) Individual'nyj pedagogicheskij stil' v social'nom vzaimo-dejstvii: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov, IOV RAO, St. Peterburg, 251 p. (in Russian).

9. Nabiullin, L. G. (2013) “Rol' pedagogicheskih cennostej v formirovanii professional'noj kul'tury peda-goga”, Chelovek i obrazovanie, № 4, pp. 94-98 (in Russian).

10. Lebedeva, I. V. (2014) “Kompetentnostno-orientirovannye tehnologii professional'noj podgotovki peda-goga”, in Nikolina, V. V. & Safonova, O. A. (eds.) Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v vuze: teorija i praktika: monografija, NGPU im. K. Minina, N. Novgorod, pp. 173-174 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

(V Т rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.